Польский национализм
Польский национализм ( польск . polski nacjonalizm ) — национализм , утверждающий, что польский народ — нация , и утверждающий культурное единство поляков . Британский историк Польши Норман Дэвис определяет национализм как «доктрину... создания нации путем пробуждения у людей осознания своей национальности и мобилизации их чувств в средство политических действий». [1]
Национализм Речи Посполитой – государства , которое существовало де-факто Речи Посполитой в 1795 году с 1386 года и официально с 1569 года, вплоть до Третьего раздела – включая поляков, литовцев, восточных славян и более мелкие меньшинства. была многоэтнической и многоконфессиональной, хотя доминирующие социальные классы Содружества стали широко полонизированными , а католицизм считался доминирующей религией.
Националистическая идеология, возникшая вскоре после разделов, изначально была свободна от какого-либо « этнического национализма ». [2] Это было романтическое движение , стремившееся к восстановлению суверенного польского государства . [1] Польский романтический национализм был описан Маурицием Мохнацким как «сущность нации», определяемая больше не границами, а идеями, чувствами и мыслями, исходящими из прошлого. [2]
Появление современного польского национализма под иностранным правлением совпало с Ноябрьским восстанием 1830 года и европейскими революциями 1848 года («Весна народов»). Их последующие поражения сломили польский революционный дух. [2] Многие интеллектуалы обратились к Герберта Спенсера и социальному дарвинизму Польши обвинили прежнюю романтическую («мессианскую») философию в повстанческих катастрофах. [2]
После провала последующего польского восстания в январе 1863 года романтические школы мысли были прочно вытеснены специфически польской версией позитивистской Огюста Конта , философии которая доминировала в польской мысли до конца XIX века.
После того, как три разделившиеся империи рухнули в Первой мировой войне , Польша вернулась в виде территориально уменьшенного и этнически более однородного государства – хотя по-прежнему со значительными меньшинствами, особенно украинцами на юго-востоке Польши, которые сами начали питать свои собственные национальные устремления.
История [ править ]
Самые ранние проявления польского национализма и сознательное обсуждение того, что значит быть гражданином польской нации, можно отнести к 17 или 18 веку. [3] некоторые ученые еще в 13 веке, [4] и другие до 16 века. [5] Ранний польский национализм, или протонационализм, был связан с польско-литовской идентичностью , представленной прежде всего польским дворянством ( шляхтой ), и их культурными ценностями (такими как Золотые вольности и сарматизм ). [6] Оно было основано на гражданских, республиканских идеях. [7] Эта ранняя форма польского национализма начала разрушаться и трансформироваться с разрушением польского государства в результате разделов Польши с 1772 по 1795 год. [8]
Современный польский национализм возник как движение в конце 18-го и начале 19-го веков среди польских активистов, которые продвигали польское национальное самосознание, отвергая культурную ассимиляцию с доминирующими культурами Австрии , Пруссии и России , трех империй, которые разделили Польшу-Литву и оккупировали различные регионы Польши. [9] Это было следствием польского безгражданства, поскольку польское гражданство подавлялось властями стран, приобретших территории бывшего Содружества. [10] В это время польскость стала отождествляться с этнической принадлежностью, все чаще исключая такие группы, как польские евреи , которых раньше с большей вероятностью воспринимали как польских патриотов. [11] [12] [13] [14] [15] Это был также период, когда польский национализм, который ранее был общим как для левых , так и для правых политических платформ, стал более переопределяться как ограничивающийся правыми, [16] с появлением политика Романа Дмовского (1864-1939), который в 1893 году переименовал Liga Polska (Польский союз) в Liga Narodowa (Национальный союз). [17]
Польский национализм достиг своего апогея во второй половине 19 и в первой половине 20 века. [ нужна ссылка ] Решающие волны последовали за поражением поляков в Январском восстании 1864 года, восстановлением независимого польского государства в 1918 году и созданием однородного этнического польского государства в 1945 году. [18]
Часто отмечалось, что период раздела имеет большое значение для поляков как глава польской истории, где польская нация выжила и стала сильнее в социальном и культурном отношении, несмотря на потерю независимости.
— Доктор . Магдалена Кания-Лундхольм, Ребрендинг нации в Интернете , Уппсальский университет, 2012 г. [19]
Важным элементом польского национализма было его отождествление с римско-католической религией, хотя это явление относительно недавнее, берущее корни в контрреформации 17-го века и четко утвердившееся в межвоенный период . [6] [14] [15] [20] Хотя старое Содружество было религиозно разнообразным и очень терпимым, [21] Римско-католический религиозный нарратив с мессианским подтекстом ( Христос народов ) стал одной из определяющих характеристик современной польской идентичности. [11] [7] [22] Роман Дмовский , польский политик той эпохи, сыграл важную роль в определении этой концепции и был назван «отцом польского национализма». [23] [24] [25]
В 1922 году Г. К. Честертон опубликовал следующее мнение о польском национализме: [26]
...
«Я судил поляков по их врагам. И нашелэто была почти непреложная истина, что их врагибыли врагами великодушия и мужественности. Есличеловек любил рабство, если он любил ростовщичество, если он любилтерроризм и вся вытоптанная трясинаматериалистической политики, я всегда находил, что онк этим привязанностям добавилась страсть ненависти кПольша. Ее можно было бы судить в свете этогоненависть; и решение оказалось вернымверно."
Гилберт Кейт Честертон : Предисловие к Шарля Саролеа о польских делах, 1922 г. письмам
Миграция людей после Второй мировой войны с 1945 года, повлекшая за собой демографические и территориальные изменения в Польше , которые резко сократили количество этнических меньшинств в Польше , также сыграла важную роль в создании современного польского государства и национальности. [18] [27]
В коммунистической Польше (1945-1989) режим принял, модифицировал и использовал для своей официальной идеологии и пропаганды некоторые националистические концепции, разработанные Дмовским. Дмовского Поскольку национал-демократы твердо верили в «национальное» (этнически однородное) государство, даже если этот критерий требовал сокращения территории, их территориальные и этнические идеи были приняты и практически реализованы польскими коммунистами, действовавшими с разрешения Иосифа Сталина . Сам Сталин в 1944-45 годах общался и находился под влиянием ведущего национал-демократа Станислава Грабского , соавтора запланированных перемещений границ и населения и воплощения национал-коммунистического сговора. [28]
Польский национализм вместе с проамериканским либерализмом сыграл важную роль в развитии движения «Солидарность» в 1980-е годы. [29] Польский ирредентизм сохраняет память о польском присутствии в Креси – «восточном пограничье», ранее находившемся под властью Польши, а теперь являющемся частью Литвы, Белоруссии и Украины.
В нынешней польской политике польский национализм наиболее открыто представлен партиями, входящими в коалицию Конфедерации свободы и независимости . По состоянию на 2020 год [update] Конфедерация, состоящая из нескольких более мелких партий, имела в Сейме 11 депутатов (менее 7%) .
Вечеринки [ править ]
Текущий [ править ]
- Конфедерация независимой Польши (1979 – настоящее время)
- Национальное возрождение Польши (1981 – настоящее время)
- Национальная партия (1989-настоящее время)
- Самооборона Республики Польша (1992 – настоящее время)
- Национальный радикальный лагерь (1933–1934, 1935–1939, 1993 – настоящее время)
- Национально-католическое движение (1997 – настоящее время)
- Партия регионов (2007 – настоящее время)
- Национальная лига (2007 – настоящее время)
- Нападающий Польша (2008 – настоящее время)
- Национальное движение (2012 – настоящее время)
- Объединенная Польша (2012 – настоящее время)
- Свободные и солидарные (2016 – настоящее время)
- Конфедерация свободы и независимости (2018 – настоящее время)
Бывший [ править ]
- Национальная демократия (1886–1947)
- Национально-демократическая партия (1897–1919)
- Народный национальный союз (1919–1928)
- Лагерь Великой Польши (1926–1933)
- Национальная партия (1928–1947)
- Польская объединенная рабочая партия (1948-1990)
- Христианский национальный союз (1989–2010)
- Движение за реконструкцию Польши (1995–2012)
- Лига польских семей (2001 – настоящее время) (изменила идеологию в 2010 году)
- Польская национальная партия (2004–2014)
Идеологии и движения [ править ]
См. также [ править ]
- Политика в Польше
- Полонизация
- Антипольские настроения
- Польские национальные песни
- Польский ирредентизм
Дальнейшее чтение [ править ]
- Г.К. Честертон : Введение в Шарля Саролеа письма о польском деле - см.: https://archive.org/stream/lettersonpolisha00sarouoft/lettersonpolisha00sarouoft_djvu.txt [акк.: 16 июля 2023 г.]
- Денис Кларк. 2019. « Польша в «Парижской системе»: самоопределение, стереотипы и решения 1919 года ». Нации и национализм .
- В Польше растет национализм? , Польское радио, 27 февраля 2013 г.
- Удар по Польше: польский национализм , The Economist, 12 ноября 2012 г.
- Польский национализм возрождается , BBC, 9 мая 2006 г.
- Национализм и коммунизм в Польше , Министерство иностранных дел, 1962 г.
- Павел Брикчинский, Польша для поляков? Юзеф Пилсудский и двусмысленности польского национализма , Североамериканский журнал центральноевропейских исследований ПРАВО 1 (1), 2007, с. 1-20
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN 978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нолан Кинни (весна 2009 г.). «Позитивное пробуждение польского национализма» (файл PDF, прямая загрузка, 69,8 КБ) . Университета Западного Орегона Исторический факультет . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN 978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 57. ИСБН 978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Раушер, Михал (2021). «Какая нация? Крестьяне, память и национальная идентичность в Польше» . Нации и национализм . 27 (2): 467–481. дои : 10.1111/нана.12680 . ISSN 1469-8129 . S2CID 233524561 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 35–36. ISBN 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 76. ИСБН 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 44. ИСБН 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас К. Накаяма; Рона Тамико Халуалани (21 марта 2011 г.). Справочник по критической межкультурной коммуникации . Джон Уайли и сыновья. п. 296. ИСБН 978-1-4443-9067-4 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 43. ИСБН 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 51. ИСБН 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 58. ИСБН 978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 61. ИСБН 978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Энджел Смит; Стефан Бергер (1999). Национализм, труд и этническая принадлежность 1870-1939 гг . Издательство Манчестерского университета. стр. 121–123. ISBN 978-0-7190-5052-7 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Мечислав Б. Бискупский; Джеймс С. Пула; Петр Й. Врубель (2010). Истоки современной польской демократии . Издательство Университета Огайо. стр. 43–44. ISBN 978-0-8214-4309-5 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 11. ISBN 978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Магдалена Кания-Лундхольм (2012). Ребрендинг нации в Интернете (файл PDF, прямая загрузка, 2,41 МБ) . Уппсала: Университет Уппсалы. стр. 28, 83. ISBN 978-91-506-2302-4 . Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 41–43. ISBN 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Карин Фридрих; Барбара М. Пенджич (2009). Гражданство и идентичность в многонациональном Содружестве: Польша-Литва в контексте, 1550-1772 гг . БРИЛЛ. п. 150. ИСБН 978-90-04-16983-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 45–46. ISBN 978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Йоханн Палл Арнасон; Натали Дойл (2010). Области и разделы европейской истории . Издательство Ливерпульского университета. п. 93. ИСБН 978-1-84631-214-4 . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Лаура Энн Краго (1993). Национализм, религия, гражданство и работа в развитии польского рабочего класса и польского профсоюзного движения, 1815-1929: сравнительное исследование текстильных рабочих русской Польши и горняков и металлистов Верхней Силезии . Йельский университет. п. 168 . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. стр. 62–63. ISBN 978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Источник: Гилберт Кейт Честертон : Введение в книгу Чарльза Саролеа .Письма о польском деле - см.: https://archive.org/stream/lettersonpolisha00sarouoft/lettersonpolisha00sarouoft_djvu.txt [ср.: 16.07.2023]
- ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 63. ИСБН 978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Тимоти Снайдер (2003). Реконструкция наций . Издательство Йельского университета. стр. 179–231. ISBN 978-0-300-10586-5 .
- ^ Бодушинский, Мечислав; Карпентер, Майкл (1 августа 2017 г.). «Как польский популизм объясняет всплеск Трампа и национализма» . Холм (блог) .