Jump to content

Польский национализм

Баннер, используемый польскими националистами
Флаг Польши выставлен на государственных похоронах президента Польши Леха Качиньского в 2010 году.
Варшавы Замковая площадь , Королевский замок и колонна Сигизмунда в честь шведского короля Сигизмунда III Васы из Речи Посполитой.

Польский национализм ( польск . polski nacjonalizm ) — национализм , утверждающий, что польский народ нация , и утверждающий культурное единство поляков . Британский историк Польши Норман Дэвис определяет национализм как «доктрину... создания нации путем пробуждения у людей осознания своей национальности и мобилизации их чувств в средство политических действий». [1]

Национализм Речи Посполитой государства , которое существовало де-факто Речи Посполитой в 1795 году с 1386 года и официально с 1569 года, вплоть до Третьего раздела – включая поляков, литовцев, восточных славян и более мелкие меньшинства. была многоэтнической и многоконфессиональной, хотя доминирующие социальные классы Содружества стали широко полонизированными , а католицизм считался доминирующей религией.

Националистическая идеология, возникшая вскоре после разделов, изначально была свободна от какого-либо « этнического национализма ». [2] Это было романтическое движение , стремившееся к восстановлению суверенного польского государства . [1] Польский романтический национализм был описан Маурицием Мохнацким как «сущность нации», определяемая больше не границами, а идеями, чувствами и мыслями, исходящими из прошлого. [2]

Появление современного польского национализма под иностранным правлением совпало с Ноябрьским восстанием 1830 года и европейскими революциями 1848 года («Весна народов»). Их последующие поражения сломили польский революционный дух. [2] Многие интеллектуалы обратились к Герберта Спенсера и социальному дарвинизму Польши обвинили прежнюю романтическую («мессианскую») философию в повстанческих катастрофах. [2]

После провала последующего польского восстания в январе 1863 года романтические школы мысли были прочно вытеснены специфически польской версией позитивистской Огюста Конта , философии которая доминировала в польской мысли до конца XIX века.

После того, как три разделившиеся империи рухнули в Первой мировой войне , Польша вернулась в виде территориально уменьшенного и этнически более однородного государства – хотя по-прежнему со значительными меньшинствами, особенно украинцами на юго-востоке Польши, которые сами начали питать свои собственные национальные устремления.

История [ править ]

Самые ранние проявления польского национализма и сознательное обсуждение того, что значит быть гражданином польской нации, можно отнести к 17 или 18 веку. [3] некоторые ученые еще в 13 веке, [4] и другие до 16 века. [5] Ранний польский национализм, или протонационализм, был связан с польско-литовской идентичностью , представленной прежде всего польским дворянством ( шляхтой ), и их культурными ценностями (такими как Золотые вольности и сарматизм ). [6] Оно было основано на гражданских, республиканских идеях. [7] Эта ранняя форма польского национализма начала разрушаться и трансформироваться с разрушением польского государства в результате разделов Польши с 1772 по 1795 год. [8]

Современный польский национализм возник как движение в конце 18-го и начале 19-го веков среди польских активистов, которые продвигали польское национальное самосознание, отвергая культурную ассимиляцию с доминирующими культурами Австрии , Пруссии и России , трех империй, которые разделили Польшу-Литву и оккупировали различные регионы Польши. [9] Это было следствием польского безгражданства, поскольку польское гражданство подавлялось властями стран, приобретших территории бывшего Содружества. [10] В это время польскость стала отождествляться с этнической принадлежностью, все чаще исключая такие группы, как польские евреи , которых раньше с большей вероятностью воспринимали как польских патриотов. [11] [12] [13] [14] [15] Это был также период, когда польский национализм, который ранее был общим как для левых , так и для правых политических платформ, стал более переопределяться как ограничивающийся правыми, [16] с появлением политика Романа Дмовского (1864-1939), который в 1893 году переименовал Liga Polska (Польский союз) в Liga Narodowa (Национальный союз). [17]

Польский национализм достиг своего апогея во второй половине 19 и в первой половине 20 века. [ нужна ссылка ] Решающие волны последовали за поражением поляков в Январском восстании 1864 года, восстановлением независимого польского государства в 1918 году и созданием однородного этнического польского государства в 1945 году. [18]

Часто отмечалось, что период раздела имеет большое значение для поляков как глава польской истории, где польская нация выжила и стала сильнее в социальном и культурном отношении, несмотря на потерю независимости.

— Доктор . Магдалена Кания-Лундхольм, Ребрендинг нации в Интернете , Уппсальский университет, 2012 г. [19]

Важным элементом польского национализма было его отождествление с римско-католической религией, хотя это явление относительно недавнее, берущее корни в контрреформации 17-го века и четко утвердившееся в межвоенный период . [6] [14] [15] [20] Хотя старое Содружество было религиозно разнообразным и очень терпимым, [21] Римско-католический религиозный нарратив с мессианским подтекстом ( Христос народов ) стал одной из определяющих характеристик современной польской идентичности. [11] [7] [22] Роман Дмовский , польский политик той эпохи, сыграл важную роль в определении этой концепции и был назван «отцом польского национализма». [23] [24] [25]

В 1922 году Г. К. Честертон опубликовал следующее мнение о польском национализме: [26]

...

«Я судил поляков по их врагам. И нашелэто была почти непреложная истина, что их врагибыли врагами великодушия и мужественности. Есличеловек любил рабство, если он любил ростовщичество, если он любилтерроризм и вся вытоптанная трясинаматериалистической политики, я всегда находил, что онк этим привязанностям добавилась страсть ненависти кПольша. Ее можно было бы судить в свете этогоненависть; и решение оказалось вернымверно."

Гилберт Кейт Честертон : Предисловие к Шарля Саролеа о польских делах, 1922 г. письмам

Миграция людей после Второй мировой войны с 1945 года, повлекшая за собой демографические и территориальные изменения в Польше , которые резко сократили количество этнических меньшинств в Польше , также сыграла важную роль в создании современного польского государства и национальности. [18] [27]

В коммунистической Польше (1945-1989) режим принял, модифицировал и использовал для своей официальной идеологии и пропаганды некоторые националистические концепции, разработанные Дмовским. Дмовского Поскольку национал-демократы твердо верили в «национальное» (этнически однородное) государство, даже если этот критерий требовал сокращения территории, их территориальные и этнические идеи были приняты и практически реализованы польскими коммунистами, действовавшими с разрешения Иосифа Сталина . Сам Сталин в 1944-45 годах общался и находился под влиянием ведущего национал-демократа Станислава Грабского , соавтора запланированных перемещений границ и населения и воплощения национал-коммунистического сговора. [28]

Польский национализм вместе с проамериканским либерализмом сыграл важную роль в развитии движения «Солидарность» в 1980-е годы. [29] Польский ирредентизм сохраняет память о польском присутствии в Креси – «восточном пограничье», ранее находившемся под властью Польши, а теперь являющемся частью Литвы, Белоруссии и Украины.

В нынешней польской политике польский национализм наиболее открыто представлен партиями, входящими в коалицию Конфедерации свободы и независимости . По состоянию на 2020 год Конфедерация, состоящая из нескольких более мелких партий, имела в Сейме 11 депутатов (менее 7%) .

Вечеринки [ править ]

Текущий [ править ]

Бывший [ править ]

Идеологии и движения [ править ]

См. также [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN  978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нолан Кинни (весна 2009 г.). «Позитивное пробуждение польского национализма» (файл PDF, прямая загрузка, 69,8 КБ) . Университета Западного Орегона Исторический факультет . Проверено 15 декабря 2013 г.
  3. ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN  978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  4. ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 57. ИСБН  978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  5. ^ Раушер, Михал (2021). «Какая нация? Крестьяне, память и национальная идентичность в Польше» . Нации и национализм . 27 (2): 467–481. дои : 10.1111/нана.12680 . ISSN   1469-8129 . S2CID   233524561 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 35–36. ISBN  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 76. ИСБН  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  8. ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 44. ИСБН  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  9. ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN  978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  10. ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN  978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас К. Накаяма; Рона Тамико Халуалани (21 марта 2011 г.). Справочник по критической межкультурной коммуникации . Джон Уайли и сыновья. п. 296. ИСБН  978-1-4443-9067-4 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  12. ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 43. ИСБН  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  13. ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 51. ИСБН  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 58. ИСБН  978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 61. ИСБН  978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  16. ^ Энджел Смит; Стефан Бергер (1999). Национализм, труд и этническая принадлежность 1870-1939 гг . Издательство Манчестерского университета. стр. 121–123. ISBN  978-0-7190-5052-7 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  17. ^ Мечислав Б. Бискупский; Джеймс С. Пула; Петр Й. Врубель (2010). Истоки современной польской демократии . Издательство Университета Огайо. стр. 43–44. ISBN  978-0-8214-4309-5 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Божья площадка. История Польши: Том II: с 1795 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. п. 11. ISBN  978-0-19-925340-1 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  19. ^ Магдалена Кания-Лундхольм (2012). Ребрендинг нации в Интернете (файл PDF, прямая загрузка, 2,41 МБ) . Уппсала: Университет Уппсалы. стр. 28, 83. ISBN  978-91-506-2302-4 . Проверено 14 октября 2013 г.
  20. ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 41–43. ISBN  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  21. ^ Карин Фридрих; Барбара М. Пенджич (2009). Гражданство и идентичность в многонациональном Содружестве: Польша-Литва в контексте, 1550-1772 гг . БРИЛЛ. п. 150. ИСБН  978-90-04-16983-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  22. ^ Женевьева Зубжицки (15 октября 2009 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. стр. 45–46. ISBN  978-0-226-99305-8 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  23. ^ Йоханн Палл Арнасон; Натали Дойл (2010). Области и разделы европейской истории . Издательство Ливерпульского университета. п. 93. ИСБН  978-1-84631-214-4 . Проверено 20 сентября 2013 г.
  24. ^ Лаура Энн Краго (1993). Национализм, религия, гражданство и работа в развитии польского рабочего класса и польского профсоюзного движения, 1815-1929: сравнительное исследование текстильных рабочих русской Польши и горняков и металлистов Верхней Силезии . Йельский университет. п. 168 . Проверено 20 сентября 2013 г.
  25. ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. стр. 62–63. ISBN  978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  26. ^ Источник: Гилберт Кейт Честертон : Введение в книгу Чарльза Саролеа .Письма о польском деле - см.: https://archive.org/stream/lettersonpolisha00sarouoft/lettersonpolisha00sarouoft_djvu.txt [ср.: 16.07.2023]
  27. ^ Стефан Ауэр (22 января 2004 г.). Либеральный национализм в Центральной Европе . Рутледж. п. 63. ИСБН  978-1-134-37860-9 . Проверено 23 сентября 2013 г.
  28. ^ Тимоти Снайдер (2003). Реконструкция наций . Издательство Йельского университета. стр. 179–231. ISBN  978-0-300-10586-5 .
  29. ^ Бодушинский, Мечислав; Карпентер, Майкл (1 августа 2017 г.). «Как польский популизм объясняет всплеск Трампа и национализма» . Холм (блог) .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c38ad6f357eab44b98e618271065addf__1718891640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/df/c38ad6f357eab44b98e618271065addf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)