Берберизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Берберизм — берберское политико-культурное движение этнического национализма , зародившееся главным образом в Кабилии ( Алжир ) и в Марокко , позднее распространившееся на остальные берберские общины в Магриба регионе Северной Африки . Берберистское движение в Алжире и Марокко находится в оппозиции к культурной арабизации , панарабской политической идеологии и исламизму . [1] [2]
Группа берберов, туареги , восстала против Мали с 2012 года и основала временно де-факто независимое государство под названием Азавад , которое назвало себя берберами.
Всемирный конгресс амазигов
[ редактировать ]Всемирный конгресс амазигов (CMA, Congrès Mondial Amazigh ; Agraw Amaḍlan Amaziɣ ) — международная неправительственная организация , созданная с целью обеспечения структуры и международного представительства культурных и политических интересов берберов. Была образована в сентябре 1995 года в Сен-Рим-де-Долан , Франция . С тех пор он провел четыре заседания через нерегулярные промежутки времени: в 1997, 1999, 2002 и 2005 годах . [1] .
Всемирная ассамблея амазигов
[ редактировать ](АМА) , основанная в 2011 году, Всемирная ассамблея амазигов является учреждением, целью которого является защита, продвижение и развитие прав коренных народов, особенно амазигов, а также официальное признание идентичности, культуры и языка амазигов в различных странах Тамазги. . АМА была создана под прикрытием и в соответствии с бельгийским законодательством. [3]
Алжир
[ редактировать ]Берберизм стремится к признанию особой берберской идентичности в Алжире. Политические партии и движения, обычно считающиеся берберистскими, включают:
- Фронт Социалистических Сил ( Front des Forces Socialistes , FFS)
- Митинг за культуру и демократию ( Rally for Culture and Democracy , RCD)
- за Движение автономию Кабилии (МАК)
- Аруч ( Гражданское движение аархов ) — движение, организованное также среди кабилов .
МАК превозносит уникальную кабильскую идентичность вместо универсальной берберской, поэтому также известную как кабильская .
Основным движением внутри алжирского берберского движения является антиарабизм .
Историческое и современное построение этнических разногласий
[ редактировать ]Разрыв между берберами и арабским Алжиром укрепился в результате 123-летней французской колонизации. Берберы были возвышены над арабами благодаря убеждению, что наследие берберских предков произошло из Европы. Следовательно, арабы и говорящие на арабском языке ассоциировались с отсталостью, от чего берберы получали выгоду, поскольку это давало им более высокий статус. [4]
В период французской колонизации арабский и берберский языки были объявлены в Алжире иностранными языками с целью реструктуризации алжирской идентичности в более западную. Это было сделано в попытках утвердить французское господство. Берберы получили серьезное французское образование, что поставило их в центр этой трансформации. Самой сильной опорой Франции для продвижения этой платформы был берберский регион Кабиле, где они поддерживали кабильский миф . [5]
Совсем недавно берберы были отчуждены от правительства Алжира после войны в Алжире. Несмотря на попытки Франции применить стратегию «разделяй и властвуй» в Алжире, берберы были в авангарде движения за независимость вместе с несколькими ключевыми лидерами ФНО (Фронта национального освобождения), включая Хосина Айта Ахмеда , Абане Рамдане и Крима Белкасема . Более того, Орес и Кабилия были одними из основных опорных пунктов ФНО из-за их географической удаленности и широкой поддержки независимости на местном уровне. Фактически, конференция Сумам , которую часто называют учредительным актом алжирского государства, состоялась в Кабилии. Поскольку берберские регионы служили рассадниками партизан ФНО, эти регионы были названы основными объектами французских операций по борьбе с повстанцами. Эти противоповстанческие операции привели к опустошению сельскохозяйственных угодий, грабежам, разрушению деревень, перемещению населения, созданию запретных зон и т. д. [6]
После обретения Алжиром независимости кабильские лидеры выступили против центрального руководства по поводу арабистской политики и однопартийной системы. Эти кабильские лидеры пользовались поддержкой населения в Кабилии и Алжире. Последовали два года вооруженного конфликта в Кабилии, в результате которых погибло более 400 человек, а большинство лидеров ФНО из Кабилии были изгнаны или казнены. [7] Эти события создали ощущение предательства, что заставило многих берберов с подозрением относиться к правительству. Примером может служить смерть Лунеса Матуба. Лунес Матуб был берберским светским деятелем и активистом, убитым исламскими экстремистами. Многие берберы считали, что он был убит правительством, скандируя на его похоронах «Pouvoir, Assasins» («Правительство, убийцы»).
В настоящее время утверждается, что построение противоположных идеологий носит политический и социальный характер, а не этнический. [4] Динамика изменилась, когда берберское движение выступило с требованиями в политической сфере. Многие из этих требований исходили из региона Кабиль в Алжире. Кабильские берберы составляют две трети берберского населения и являются самыми решительными сторонниками берберского движения. Вторая по величине группа — берберы Чауи, проживающие в горах Аурес. В то время как элитная сфера состояла из кабильского населения, чауи играли важную роль из-за своего военного влияния. В целом берберофоны составляют примерно 25% населения Алжира, то есть от семи до восьми миллионов человек. [8] В 2002 году тамазайт был объявлен национальным языком Алжира наряду с арабским, чтобы охватить такой большой процент населения. В 2016 году он был объявлен официальным языком, и предпринимаются усилия по созданию стандартного варианта алжирских берберских диалектов . [9]
Берберистский кризис 1940–1950 годов
[ редактировать ]События 1940–1950 годов стали периодом социальных волнений в алжирской политике, который определил рамки на ближайшие годы. Появление алжирской националистической структуры арабизма-исламизма, призванной бороться с колониализмом, сопровождалось появлением берберизма для борьбы с этим арабизмом-исламизмом. Берберы требовали переопределения общества, частью которого они исторически были (лингвистически и культурно): они хотели, чтобы «алжирский Алжир» представлял все этнические и культурные меньшинства нации. Движение за триумф демократических свобод (MTLD) продолжало навязывать рамки арабизма-исламизма и было осуждено берберскими активистами как антидемократическое. [10]
MTLD отказался признать эти меньшинства, потому что это помешало бы их продвижению на провинциальных выборах. Это привело к началу открытого конфликта между берберскими партизанами и сторонниками «арабского единства»: вспышке берберского кризиса. На этом этапе Алжирская народная партия (НПА) и MTLD со штаб-квартирами в Париже объединились для продвижения берберской платформы. Они хотели заменить однопартийную государственную систему демократией. Этот «Алжирский Алжир» будет включать в себя вклад, историю и культуру всех этнических групп населения. Платформа, как заявил Рашид Али, вращалась вокруг того факта, что берберы должны нарушить статус-кво, согласно которому им нет места в обществе, поскольку Алжир не принадлежит арабскому миру, а вместо этого является нацией для всех своих граждан. [11] С принятием этой платформы арабисты-исламисты рассматривали берберских активистов как угрозу единству и независимости на том основании, что «берберы хотели навязать Алжиру западную повестку дня».
Последствия конституции 1962 года и арабизации
[ редактировать ]Конституция 1962 года провозгласила ислам государственной религией, а арабский язык — национальным языком. Эти два аспекта идентичности стали взаимоисключающими, чтобы быть алжирцем. В свою очередь языковое и культурное разнообразие было воспринято как угроза национальному единству. Меры по быстрой арабизации были приняты после обретения независимости в 1962 году, целью которых было распространение арабского языка по всей стране. В основном это была попытка вернуть и реконструировать алжирскую идентичность, которая была утрачена во время французского колониального правления.
Рост числа говорящих на арабском языке и в учебных заведениях сопровождался сокращением числа говорящих на берберском языке. [12] Языковые способности были важным фактором в идентификации берберов, а это означало, что их снижение было угрозой для выживания берберской идентичности. В берберском повествовании говорилось, что быстрое арабо-исламское завоевание росло за счет берберской идентичности. Борьба берберов рассматривалась как тяжелая битва. [12] Более того, эти меры арабизации подвергли стигматизации берберов по сравнению с арабоговорящими, создавая более жесткие различия между общинами. Считалось, что политическая и социальная власть принадлежит арабам, которые навязывали свою волю берберскому меньшинству.
Взрыв 1980-х годов: берберский вопрос, берберская весна, рост политических партий.
[ редактировать ]В этот период возродился берберский вопрос. Молодежь Кабила боролась за утверждение своей берберской культуры в постнезависимом арабистско-исламистском Алжире. Подавление берберского партикуляризма в сочетании с ускорением программ арабизации в школах и университетах привело к обострению раскола и, в конечном итоге, к вспышке Берберской весны 1980 года . Катализатором послужило 10 марта 1980 года, когда правительство запретило лекцию Мулуда Маммери о древней берберской поэзии в Университете Тизи-Узу. Забастовки продолжались до 26 июня. Демонстрации берберов в Алжире того года были первым случаем на международной арене, когда берберская группа потребовала признания на институциональном уровне их культуры, языка и места в обществе. [8] В конце 1980-х годов наблюдался рост берберских ассоциаций, политических партий и культурных движений. Статья 56 конституции 1976 года гласила, что предварительная сертификация необходима для создания ассоциаций, в отношении которых администрация имела дискреционные полномочия. [8] Юридически это означало, что никакие берберские ассоциации не могли существовать с 1962 года до тех пор, пока в 1988 году в конституцию не были внесены поправки. Теперь подпольные берберские группы могли официально регистрироваться, и к июлю 1989 года официально насчитывалось 154 таких организации. [8] Среди наиболее заметных было Берберское культурное движение (MCB), которое провело свое первое официальное собрание в июле 1989 года в Тизи-Узо. В состав MCB вошли французские интеллектуалы и каблианские студенты, целью которых было противодействие арабизации, призыв к признанию берберской культуры и языка и внедрение демократии западного образца. [13] MCB мобилизовал большие группы людей и координировал многочисленные протесты с целью продвижения берберской культуры, языка и положения в гражданском обществе. Однако у MCB были серьезные ограничения, поскольку MCB не мог противостоять партийной напряженности между FFS и RCD. [8]
События 1990-х годов
[ редактировать ]Создание Высшей комиссии амазигов (HCA) в 1995 г.
[ редактировать ]Создание HCA рассматривается правительством как первый шаг к признанию языка берберского населения, тамазайта. Комиссия будет прикреплена к канцелярии президента, а комиссар будет назначен президентом для наблюдения за инициативами, предпринимаемыми по развитию и институционализации берберского языка. HCA был официально создан указом от 8 мая 1995 года, что означало, что он находился в нестабильном состоянии из-за возможности отзыва. Правительство отказалось признать тамазайт национальным языком наряду с арабским, в то время как этот указ был призван «реабилитировать один из компонентов национальной культуры и самобытности всех алжирцев. Он никоим образом не был признанием языковых или культурных прав определенной области или меньшинства». [8]
Конституционная реформа 1996 г.
[ редактировать ]Изменения в конституции отразили признание и развитие берберского языка. В конституции 1989 года не упоминается берберизм, а во второй и третьей статьях провозглашено, что «ислам является государственной религией» и «арабский язык является национальным и официальным языком». [8] Хотя эти две поправки были перенесены в конституцию 1996 года, в нее также была добавлена преамбула, в которой говорилось, что «фундаментальными компонентами ее [Алжира] идентичности являются ислам, «арабство» и берберство. упомянуть, что «Алжир — это земля ислама, неотъемлемая часть Большого Магриба, арабской, средиземноморской и африканской страны», что впоследствии противоречит значимости первого достижения. [8] Тем не менее, это был один из первых шагов к признанию, предпринятых правительством.
протесты 1998 года
[ редактировать ]Берберские общины вспыхнули массовыми протестами против закона, объявляющего арабский язык единственным законным языком в Алжире. Этот закон был первоначально объявлен в 1991 году и должен был вступить в силу 5 июля 1998 года. На протяжении многих лет кабильские культуристы продолжали выступать против введения этого закона, снова мобилизуясь для этого дела. Последней берберской мобилизацией такого размера были Берберские источники. Из-за этого закона на протяжении многих лет нарастала напряженность, однако катализатором, который спровоцировал эту вспышку, стало убийство Лунеса Матуба 25 июня 1998 года , алжирского берберского певца и активиста, совершенное Группой исламской армии (GIA). Матуб только что прибыл из Франции и собирался выпустить свой четвертый компакт-диск, критикующий режим после обретения независимости и утверждающий берберскую идентичность. 28 июня состоялись его похороны, и 100 000 берберов собрались вместе, чтобы протестовать, что привело к продолжению недельных вспышек насилия, направленных против государственной собственности. [8] Баннеры с надписями «Нет мира без берберского языка», «Мы не арабы» и «Пувуар-убийца, убийца [президента Лиамина] Зероуал» можно было увидеть на протяжении всех протестов. [8]
Азавад и Мали
[ редактировать ]Туареги в Мали несколько раз восставали в течение 20-го века, прежде чем, наконец, вынудили малийские вооруженные силы отойти ниже линии, отделяющей Азавад от южного Мали во время восстания 2012 года . 6 апреля 2012 года Национальное движение за освобождение Азавада опубликовало декларацию независимости территории, которую оно называет родиной туарегов, берберского народа, сославшись на то, что оно назвало дискриминацией коренных народов Азавада со стороны правительство Мали . [14]
Марокко
[ редактировать ]Историческое построение этнических разногласий
[ редактировать ]Берберский дахир — это дхахир (декрет), созданный французским протекторатом в Марокко 16 мая 1930 года. Этот дахир изменил правовую систему в некоторых частях Марокко, он заменил доколониальную систему исламского шариата в берберских районах старой доисламской берберской системой. законы, которые многие марокканские националисты расценили как попытку французов ослабить власть Махзена и укрепить автономию берберских племен, вызвав публичные демонстрации и протесты против французов во всех марокканских городах. [15] Новая правовая система в берберских общинах якобы будет основана на местных берберских законах и обычаях, а не на власти султана. [16] Правовая система в остальной части страны осталась такой же, какой она была до французского вторжения . [16]
Берберский Дахир укрепил дихотомию в популярной марокканской историографии: разделение страны на Блед-эль-Махзен — территории, находящиеся под прямым контролем султана и Махзена , или государства (особенно городские районы, такие как Фес и Рабат ) — и Блед-эс-Сиба — типично географически изолированные территории, находящиеся вне прямого контроля государства, где на берберских языках в основном говорят исламский шариат . и где не применяется [17] Первого описывали как араба , а второго как бербера . [16]
Достижения берберистского движения
[ редактировать ]Берберская позолота в Марокко засияла после речи, произнесенной монархом Мухаммедом VI в октябре 2001 года в Адждире , Хенифра регион . Его слова смягчили ярость берберских активистов и интеллектуалов, которые год назад представили дворцу документ, известный как Берберский манифест, который требовал национального и юридического признания берберской идентичности. [18]
17 октября 2001 года в присутствии своих советников, членов правительства, лидеров политических партий и союзов, а также берберских активистов король Мухаммед VI объявил королевский указ ( дахир ), которым был учрежден Королевский институт берберской культуры ( Королевский институт культуры амазигов, IRCAM). Он определил марокканскую национальную идентичность как совокупность различных культурных элементов, подчеркнул, что берберский язык представляет собой главный элемент национальной культуры, и добавил, что его продвижение является национальной обязанностью. [ нужна ссылка ] Королевскому институту было поручено продвигать берберскую культуру в сфере образования и средств массовой информации. Переосмысливая марокканскую идентичность с целью включения берберизма. [19]
Создание IRCAM представляло собой первое существенное изменение в отношении государства к своему берберскому населению: от политики тонкого пренебрежения к явному признанию и поддержке. [19] Попытка создания берберистской партии была предпринята в 2005 году, когда Омар Луз, давний берберист, бывший член Народного движения и соучредитель Всемирного конгресса берберов , основал Марокканскую демократическую партию берберов . Однако 25 ноября 2007 года партия была запрещена Министерством внутренних дел Марокко, поскольку ее название нарушает марокканский закон о политических партиях, который запрещает партии, явно основанные на этнической принадлежности или религии. [20] Затем его попытались законно восстановить под новой деноминацией ( Изегзавен ) для продвижения берберской идентичности, политического секуляризма и берберских культурных прав, но безуспешно.
Канарские острова
[ редактировать ]Начиная с Антонио Кубильо в MPAIAC начале 1970-х годов, некоторые канарские националистические организации поддерживали берберизм, чтобы подчеркнуть коренных гуанчей культурные различия с испанской культурой и подчеркнуть Испанский колониализм . [21] [22] Хотя движения вызвали симпатии среди местных канарцев , жестокие террористические акции, первоначально использованные движением Кубильо, вызвали всеобщее неприятие. [23] Таким образом, даже после того, как Кубильо публично отказался от вооруженной борьбы в августе 1979 года, ему не удалось заручиться широкой народной поддержкой. [24]
В настоящее время некоторые политические организации на Канарских островах, такие как Национальный конгресс Канарских островов (CNC), Народный фронт Канарских островов (FREPIC-AWAÑAK), Альтернатива Народной Канарии , Канарская националистическая партия (PNC), [25] Новые Канарские острова (Северная Каролина), [26] Канарская народная альтернатива (APC), [27] Канарская националистическая альтернатива (АНК), [28] Unidad del Pueblo (UP), Inekaren и Azarug в большей или меньшей степени поддерживают проберберские позиции. [29] Некоторые символы и цвета флагов канарских организаций, выступающих за независимость, [30] а также использование слова « Такнара » (отвергнутого самим Кубильо) для обозначения архипелага, стремятся отобразить берберские культурные корни. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уиллис, Майкл (1997). Исламистский вызов в Алжире: политическая история . Нью-Йорк Пресс. п. 105. ИСБН 978-0-8147-9329-9 .
- ^ Альмасуде, Иден (2014). «Амазигиты и секуляризм: переосмысление религиозно-светского разделения в политическом воображении амазигов» . Деколонизация: коренное население, образование и общество . Университет Миннесоты.
- ^ «Всемирная ассамблея амазигов» . 19 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лемсине, Айша (1995). «Зеркало Магриба: берберизм; историческая пародия во времена страданий Алжира». Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока . XIII (5).
- ^ Сильверстайн, Пол (осень 1996 г.). «Берберы во Франции и Алжире». Отчет по Ближнему Востоку . дои : 10.2307/3013261 . JSTOR 3013261 .
- ^ Харби, Мохаммед; Стора, Бенджамин (2005). Алжирская война . Топор. п. 324. ИСБН 978-2-012-79279-1 .
- ^ Ле Саут, Дидье; Роллинде, Маргарита (1999). Беспорядки и социальные движения в Магрибе . Картала. п. 46. ИСБН 978-2-865-37998-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чакер, Салем (2001). «Берберский вызов в Алжире: состояние вопроса». Жан Айт Белхир, Журнал «Раса, пол и класс» . 8 (3): 135–156. JSTOR 41674987 .
- ^ Конституция Алжира .
- ^ Фуа, Мариса (2016). «Идентичность, политика и нация: алжирский национализм и «берберистский кризис» 1949 года». Британский журнал ближневосточных исследований . 43 (2): 206–218. дои : 10.1080/13530194.2016.1138643 . S2CID 147217394 .
- ^ Фуа, Мариса (2016). «Идентичность, политика и нация: алжирский национализм и «берберистский кризис» 1949 года». Британский журнал ближневосточных исследований . 43 (3): 206–218. дои : 10.1080/13530194.2016.1138643 . S2CID 147217394 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэдди-Вайцман, Брюс (2001). «Спорные идентичности: берберы,« берберизм »и государство в Северной Африке». Журнал исследований Северной Африки . 6 (3): 23–47. дои : 10.1080/13629380108718442 . S2CID 146767670 .
- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (2001). «Спорные идентичности: берберы,« берберизм »и государство в Северной Африке». Журнал исследований Северной Африки . 6 (3): 23–47. дои : 10.1080/13629380108718442 . S2CID 146767670 .
- ^ «Декларация независимости Азавада» (на французском языке). Мнламов.нет. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Найроп, Ричард Ф. (1972). Региональный справочник для Марокко . Типография правительства США. п. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Миллер, Сьюзан Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-62469-5 . OCLC 855022840 .
- ^ «Амазиг и французский колониализм (24)… Варварская политика и война » . Хеспресс (на арабском языке). 9 июня 2018 года . Проверено 13 января 2020 г.
- ^ «Гордость быть бербером сегодня в Марокко» . Nationalia (на каталонском языке) . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аслан, Сенем, изд. (2014), «Рост движения амазигов и государственная кооптация в Марокко» , Национальное строительство в Турции и Марокко: управление курдским и берберским инакомыслием , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 164–195, doi : 10.1017/CBO9781107294387. 005 , ISBN 978-1-107-69545-0 , получено 22 апреля 2022 г.
- ^ «Роспуск Марокканской демократической партии амазигов: берберская община осуждает» . Африка (на французском языке). 22 апреля 2008 г. Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Карлос Кальвет, История и мифы Канарских островов, Bohmeier Verlag, Лейпциг, 2007 г., ISBN 978-3-89094-517-0
- ^ «История: Канарские острова: Гуанчи» . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ Дорта, Анкор (25 сентября 2011 г.). «Менси Макро: 1975-1980 Тревожные годы в истории Канарских островов» . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ «Антонио Кубильо, исключенный из MPAIAC» . Страна . 30 августа 1979 года . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ «Канарская националистическая партия – За НАЦИОНАЛЬНОЕ строительство Канарских островов» . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ Администратор. «Новые Канариас» . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ «Канарская народная альтернатива» . Фейсбук . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ «Альтернатива Националистка Канария» . Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ «Аласбаррикадас – Форос • См. тему – Курс тамазигов в Ансайте» . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ «История» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ «О вымышленном имени Такнара, используемом в ряде националистических кругов» . Проверено 10 апреля 2017 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с берберизмом, на Викискладе?