Панфинизм
Панфиннизм ( фин . Panfennismi ), также известный как панфинизм или иногда даже называемый финно-угризмом или даже хеймоаатэ. [1] ( перевод «Идеология/мысль родства» ) — паннационалистическая идея, выступающая за политическое или экономическое объединение финно -угорских народов. [2] Идея широка по своему смыслу и часто относится просто к финно-угорским народам, однако в редких случаях она может ограничиваться только балтийскими финскими народами или финскими народами .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Панфиннизм не воспринимался всерьез до образования Великого Княжества Финляндского , и даже при этом ощущении автономии в рамках более широкой Российской Империи . на протяжении сотен лет Из-за того, что Финляндия находилась под властью Швеции , чувство финской идентичности не было преобладающим даже после выхода « Калевалы» . Захариас Топелиус опубликовал эссе под названием « Den Finska Literaturen och des Framtid » ( перевод «Финская литература и ее будущее») в 1844 году, где он утверждает следующее: [3]
Двести лет назад мало кто мог поверить, что славянское племя достигнет того выдающегося (и постоянно растущего) положения, которое оно занимает сейчас в истории культуры. Что, если однажды финское племя, занимающее почти такую же огромную территорию, будет играть на мировой арене большую роль, чем можно было бы ожидать сегодня? […] Сегодня люди говорят о панславизме; однажды они, возможно, заговорят о панфенницизме или пансуомизме. Внутри такого панфиннского сообщества финская нация должна занимать ведущее положение в силу своего культурного старшинства.
В рамках панфенницизма идея о том, что финны будут иметь превосходство в таком союзе, не оспаривалась в Финляндии, поскольку идея о том, что финны квалифицируются как цивилизаторы и пробуждатели внутри финно-угорского сообщества, не была новой из-за ее вышеупомянутого старшинства. [3] Однако панфинническая идея часто упускалась из виду из-за идеи пантуранизма , которая набирала все большую популярность в области националистических исследований в академиях Финляндии. В области изучения финно -угорских народов , их языковых и культурных исследований в то время часто ощущалась острая нехватка финских ученых . [4] из-за довольно общего консенсуса и надежд многих финских националистов на то, что финны и финно-угорские народы не будут просто племенными народами из ниоткуда, а продемонстрируют, что финно-угорские народы и большая финно-угорская семья являются частью «более уважаемые культуры» и цивилизационная принадлежность. Это привело к тому, что туранизм стал основным направлением в фенноманском движении , и Артур Кастрен , который был выдающимся фенноманистом, полагал, что на основе его исследований финно-угорские, тюркские , монгольские и тунгусские языки имели одно и то же происхождение и семью . Он пришел к выводу, что финны и другие их этнические родственники были выходцами из Центральной Азии и были далеко не маленьким изолированным народом из ниоткуда: [3]
Я полон решимости показать финскому народу, что мы не одинокий народ из болота, живущий в изоляции от мира и от всемирной истории, а на самом деле связаны, по крайней мере, с одной шестой частью человечества. Написание грамматик не является моей главной целью, но без грамматик эта цель не может быть достигнута.
Август Альквист , близкий коллега Кастрена, придерживался мнения, что финны воспринимались как высшие народы внутри финно-угорской семьи из-за очевидно более современного факта, что финны более цивилизованы, чем другие финно-угорские народы, однако позиция Альквиста изменившись после исследовательских экспедиций на Волгу , Восточную Карелию и Сибирь , он стал свекофилом или, по крайней мере, поклонником скандинавов за то, что они принесли христианство и очевидную цивилизацию финскому народу. [5] Он изменил свои взгляды на взгляды благодарности по отношению к шведам и считал финнов привилегированными, а не явно превосходящими их. Новые взгляды Альквиста оказались противоречивыми, и после речи, в которой он поблагодарил шведов за спасение финской нации от той же участи, что и участь родственных финских этнических групп в России, и сказал, что финны в «долге благодарности», это Речь вызвала недовольство большей части фенноманской среды. [3] Альквист опубликовал стихотворение Suomen valta в 1860 году, в котором Альквист продвигал идею Великой Финляндии , выступая за расширение финских границ, написав следующее; « Ээнисъярви , Похьянлахти / Ауранрантат, Виенансуу , / есть, финская, власть / которая больше ничья». [3]
Развитие панфинизма было до некоторой степени популярно в Финляндии, однако в других более грамотных регионах, таких как Венгрия , где идеи о родстве с древними скифами и другие тюркские идеи о венгерском этническом составе формировались из-за их культурная изоляция, влияние туранского общества и предполагаемая угроза панславизма , продвигаемая Российской империей . [3] [6] Кастрен говорит о реакции Венгрии на панфиннские идеи: [7]
мысль о родстве с саамами и самоедами . В этом нет ничего удивительного, ведь нас тоже волнует То же самое чувство – похвальное желание иметь выдающихся и великолепных предков – побудило некоторых наших ученых искать нашу колыбель в Греции или на Святой Земле . Мы должны, однако, отказаться от всякого возможного родства с эллинами , с десятью коленами Израиля , с великими и привилегированными народами вообще и утешаться мыслью, что «каждый наследник своих дел» и что настоящее благородство быть достигнуто собственными способностями. Сможет ли финская нация сделать себе имя в истории, неизвестно; несомненно то, что грядущие поколения будут судить о нас по нашим собственным достижениям, а не по достижениям наших предков.
Эстония и многие другие регионы, где люди считались финно-угорскими народами, не имели особой поддержки или исследований идеи панфинизма, причем Эстония приняла панфиннизм намного позже в 20 веке, когда многие финны уже приняли его в 1800-е годы. Однако эстонские коллеги в основном приняли фенноцентрическую точку зрения, идею, которой придерживались многие финны, которые считали себя и финскую нацию инструментом, способствующим тому, чтобы идеология существовала и функционировала на базовом уровне, поэтому эстонцы признавали свою собственную позицию внутри финно-финской нации. Угорский мир как вторичный по отношению к Финляндии. [8]
В русской Карелии панфинизм начал набирать обороты в начале XIX века, особенно через различные лютеранские миссии в регионе, а также через такие организации, как Венская карельская ассоциация в 1906 году, которая стремилась к присоединению Финляндии к Востоку. Карелия. Российская империя, в частности Архангельская губерния, начала плохо реагировать на то, что они считали вредным иностранным влиянием. Летом 1908 года архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский считал, что влияние панфинизма минимально, однако все же призывал к русификации Белая Карелия, путем строительства русскоязычных учебных заведений. [9]
Во время Первой мировой войны Германская империя обучала егерей , которые были частью егерского движения . Эти егеря стремились присоединить Восточную Карелию к Финляндии. Егерское движение имело большое влияние в обществе Белой Финляндии и было ключевым сторонником ведения войны против большевистской России во время Гражданской войны в России. [10]
Панфинизм в межвоенный период и во время Второй мировой войны в Финляндии, Карелии, Эстонии и Венгрии.
[ редактировать ]После достижения независимости Финляндии прокатилась волна националистических волнений. Во время Хеймосодата различные независимые добровольцы и белогвардейцы сражались по всему «финно-угорскому миру» в надежде объединить страны в одну или освободить многие из них, примерами этого были Республика Кирьясало и Объединенное правительство Карелии , которые были де-факто государства-сателлиты, управляемые Финляндией. [11] Организации и политические партии , поддерживавшие панфиннизм, провели собрание в Новом студенческом доме в Хельсинки , это собрание было организовано Карьяланским Кансалайслиитто ( перевод « Объединение граждан Карелии ») и состоялось в октябре 1919 года. [12] Рост панфинизма в финском обществе породил такие организации, как Академическое общество Карелии и Патриотическое народное движение . Национальный день племен стал государственным национальным праздником в 1931 году, чтобы отметить различные финские племена в третью субботу октября.
Во время Зимней войны и Войны-продолжения панфиннизм был на рекордно высоком уровне, а ответвление или форма панфинизма, называемая идеей Великой Финляндии , получила огромную поддержку, и многие финно-угорские народы со всей Европы присоединились к борьбе. в Финляндии это, в частности, различные добровольцы из Эстонии и Ингерманландии . [13] Панфинизм также был основной политикой Восточной Карельской военной администрации до 1943 года, когда к финно-угорским народам предъявлялись более высокие стандарты, чем к восточным славянам , которых отправляли в лагеря , привело к предполагаемому геноциду , что, по мнению Российской Федерации . [14]
В Восточной Карелии Карелии восстание в Восточной из-за растущей нехватки продовольствия, растущего национализма и отсутствия уважения к культурной автономии со стороны большевистской России переросло в возникновение различных националистических и панфиннских ополчений и военизированных формирований, создаваемых как в Карелии, так и в Восточной Карелии. Финляндия, наиболее известная из которых — Metsäsissit («Лесные партизаны»). [15] Даже после того, как Красная Армия капитулировала над карелами, панфенницизм не вымер в Советской Карелии , поскольку всегда существовали надежды, по крайней мере, среди красных финнов, мигрировавших в Советскую Карелию, многие из которых были поставлены на руководящие посты, такие как как и в случае с такими людьми, как Эдвард Гюллинг , которых советские официальные лица обвиняли в панфенницистских идеях и шовинизме , объединить Советскую Карелию с Финляндией и восстановить FSWR . [16] Пан-фенницизм и его субидеология, идея Великой Финляндии , теперь были поддержаны многими карельскими народами после вторжения Финляндии в Восточную Карелию из-за их освобождения от Советского Союза и их новой способности больше использовать свой язык. [4]
После Войны за независимость Эстонии общество было крайне индивидуалистичным и нестабильным, что привело к возникновению Движения вапсов , эстонской националистической и паннационалистической ветеранской организации и политического движения, которые были на пути к завоеванию общественной поддержки, пока не произошел переворот, совершенный Эстонией. умеренный Константин Пятс в 1934 году, что привело к запрету движения вапсов . [17] Однако Пятс, как и многие влиятельные государственные деятели, знал, что Эстония не может противостоять Советскому Союзу в одиночку , и поэтому не была против панфиннских идей. [18] вместе с ним он выступал за объединение Финляндии и Эстонии для создания панфинской эстонско-финской федерации в 1940 году Ристо Рюти . [19] [20] Таким образом, эстонские паннационалистические настроения были ограничены добровольцами, такими как 200-й пехотный полк после аннексии Эстонии Советским Союзом , поскольку Финляндия рассматривалась как единственная страна, которая могла защищать финно-угорские народы и, следовательно, объединять их, что дало Это лучший путь к тому, чтобы идея Великой Финляндии стала более распространенной, чем равноправный союз между нациями, поскольку все другие « нации » были оккупированы Советами.
Венгрия как нация поддерживала прочные отношения как с Финляндией, так и с Эстонией в межвоенный период и во время Второй мировой войны , когда правительство Хорти признало независимость Финляндии в 1920 году. Крепкие двусторонние отношения часто развивались обеими сторонами из-за языкового родства между Венгрией и Эстонией. две нации, считающие друг друга «братскими нациями». Венгры предоставили добровольческий батальон финнам во время Зимней войны , а поскольку две страны сражались на одной стороне во время операции «Барбаросса» , отношения только улучшились. [21] Такое изменение отношения по сравнению с годами викторианской эпохи можно объяснить относительным распадом Туранского общества и падением его влияния. [6]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2024 г. ) |
После поражения Финляндии во Второй мировой войне эта идея исчезла и стала безвестной в большей части финно-угорского мира из-за силы Советского Союза и их враждебности к этой идее. Есть подозрение, что в состав Карело-Финской ССР планировалось включить всю Финляндию и Карелию, учитывая ее фенноцентрическое название.
Панфинизм сегодня
[ редактировать ]В Финляндии
[ редактировать ]Панфинизм в современной Финляндии не очень популярен, многие в него не верят и его не поддерживают. Вместо этого такие организации, как Общество Финляндия-Россия , защищают права финно-угорских народов и предлагают изучение языков. [22] Панфиннизм в Финляндии не является решающим политическим вопросом, вместо этого большинство финнов не желают какой-либо территориальной экспансии или сосредоточены только на карельском вопросе , для которого объединение, возвращение финской Карелии Финляндии, кажется более вероятным, чем объединение. между Финляндией и Эстонией. [23] возрастали требования Со стороны Молодёжной партии финнов о повторной аннексии финской Карелии, а иногда и всей Карелии, вплоть до её роспуска в качестве официальной молодёжной партии Финнской партии . [24] В политическом плане нет крупных партий, которые открыто выступали бы за объединение финно-угорских народов.
В Эстонии
[ редактировать ]Такие организации, как Общество Тугласа, являются обществами дружбы, выступающими за углубление эстонско-финляндских отношений . С ограничением панфинизма политической дружбой между Финляндией и Эстонией, с такими проектами, как тоннель Таллинн-Хельсинки . В Эстонии также проходит Всемирный конгресс финно-угорских народов , официальная миссия Конгресса — «развивать и защищать национальную самобытность , культуру и языки финно-угорских народов, способствовать сотрудничеству между финно-угорскими народами, обсуждать актуальные вопросы». проблемы и находить решения, а также реализовывать право финно-угорских народов на самоопределение в соответствии с международными нормами и принципами». [25] В политическом плане нет крупных партий, которые открыто выступали бы за объединение финно-угорских народов.
В Карелии
[ редактировать ]В Республике Карелия , расположенной в пределах России , по всему региону возникают все более панфиннистские движения, такие как Суур Суоменсотилаат Карельского национального движения (фракция Олейника), которая пропагандирует панфиннистские идеи, такие как -экономическое сотрудничество в форме наднационального союза финно-угорских народов в рамках своих национальных государств . [26] Карельское национальное движение также поддерживает прочные связи с другими националистическими организациями в Финляндии, Эстонии и другими финно-угорскими националистическими движениями в России. [27] такие как Консервативная народная партия Эстонии в Эстонии [28] и различные финские бойцовские клубы, в первую очередь Active Club . [29]
В Венгрии
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киркинен, Хейкки; Невалайнен, Пекка; Сихво, Ханнес (1994). История народа Карелии (на финском языке). ВСО. ISBN 978-951-0-19204-7 .
- ^ «Цивилизация | Общество Карельской Цивилизации» (на финском языке) . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зоммер, Лукаш. «Венгерское исследование истории панфеннизма и пантуранизма» (PDF) . Лукаш.pdf . Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2020 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эльмгрен, Айнур (30 июня 2023 г.). «Скандинавский опыт паннационализма: переоценка и сравнение, 1840–1940» (PDF) . jultika.oulu.fi . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2023 года.
- ^ Культурная Венгрия (на финском языке). Издательство Атена. 1991. ISBN 978-951-9362-40-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Почему так много венгров озабочены поиском родственников на Востоке? – Интервью с историком Балашем Аблончи» . Венгрия сегодня . 31 мая 2022 г. Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Кастрен, Матиас Александр (1850). О происхождении финского народа: Лекция д-ра. Александр Кастрен на литературном вечере в Гельсингфорсе 9 ноября 1849 года (на немецком языке). Императорская Академия наук.
- ^ Сааринен, Сиркка (март 2001 г.). «Миф о финно-угорской общине на практике» . Национальные документы . 29 (1): 41–52. дои : 10.1080/00905990120036376 . ISSN 0090-5992 . S2CID 154581514 .
- ^ «Цивилизация | Общество Карельской Цивилизации» (на финском языке) . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «ДСпейс» . Holda.helsinki.fi . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ "Олонецкое правительство" . www.hrono.ru . Archived from the original on 10 November 2012 . Retrieved 1 January 2024 .
- ^ Розелиус, Апо; Сильвеннойнен, Оула (2019). Дикий Восток: финские племенные войны и переход Восточной Европы 1918-1921 гг. (на финском языке). Дуб. ISBN 978-951-31-7549-8 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ "Inkerilaitet-vihko-FINLAND-20-02-05.pdf" (PDF) . Национальный музей . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ «Комментарий | Начатое в России расследование геноцида вызывает недоумение: Финляндия расследовала недостатки лагерей в Восточной Карелии сразу после Войны-продолжения» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 29 апреля 2020 г. Архивировано из оригинала 25 августа 2023 г. . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Карельская война за независимость» . jput.fi. Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Этусиву» . kansallisbiografia.fi . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Беннич-Бьоркман, Л. (9 декабря 2007 г.). Политическая культура под институциональным давлением: как институциональные изменения трансформируют раннюю социализацию . Спрингер. ISBN 978-0-230-60996-9 . Архивировано из оригинала 9 мая 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Зеттерберг, Сеппо (1977). Финляндия и Эстония 1917-1919: политические отношения с осени 1917 года до начала политики периферийных государств (на финском языке). Финское историческое общество. ISBN 978-951-9254-11-1 .
- ^ Зеттерберг, Сеппо (2007). История Эстонии (на финском языке). Финское литературное общество. ISBN 978-951-746-520-5 .
- ^ «Как Константин Пятс хотел создать эстонско-финляндское единое государство» . www.ohtuleht.ee (на эстонском языке) . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Посольство Венгрии в Хельсинки» . helsinki.mfa.gov.hu . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Общество Финляндия-Россия | Культура, информация и опыт» . Финляндия-Россия-Сеура (на финском языке). Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Смелый прогноз разведывательной компании Stratfor: Карелия хочет присоединиться к Финляндии» . www.iltalehti.fi (на финском языке). Архивировано из оригинала 22 июня 2023 года . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Паананен, Арья (20 ноября 2018 г.). «В России распространяется спрос на Карелию – о похищении молодежи ПС впервые сообщил близкий к Кремлю сайт» . Ильта-Саномат (на финском языке). Архивировано из оригинала 6 августа 2023 года . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Сотрудничество с финно-угорскими народами с 1927 года» . Фенно-Угрия (на эстонском языке) . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ [адрес электронной почты защищен] (7 апреля 2023 г.). «О проекте «Солдаты Великой Финляндии» — «Солдаты Великой Финляндии» (на русском языке) . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ [email protected] (28 December 2023). "Чуваши вступают в Финно-угорский союз - Suur Suomensotilaat" (in Russian) . Retrieved 24 January 2024 .
- ^ «Активисты за независимость Карелии: Мы не хотим подменять диктат Москвы Брюсселем. Часть I – Рассвет» (на эстонском языке). 6 января 2024 г. Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Лунделин, Катриина (2 декабря 2023 г.). «Некоторые члены бойцовских клубов «Активный клуб» готовятся к расправе в День независимости» . Seura.fi (на финском языке) . Проверено 20 января 2024 г.