Тамазга
Тамазга [а] это фиктивная сущность [1] [2] и неологизмы в берберских языках , обозначающие земли, традиционно населенные берберскими народами в пределах Магриба . [3] Этот термин был придуман в 1970-х годах Берберской академией во Франции. [4] и с конца 1990-х годов приобрел особое значение среди носителей берберских языков. [5] Хотя берберисты рассматривают Тамазгу как географическое воплощение берберского воображения некогда единого языка и культуры, имевшего свою собственную территорию, [6] [7] она никогда не была единым политическим образованием, [8] и берберы по всему Магрибу не считали себя единой культурной или языковой единицей, и не существовало более крупного «берберского сообщества» из-за различий в культуре и языках. [9] Несмотря на это, некоторые (но не все) [10] Берберисты, такие как члены алжирского сепаратистского движения за самоопределение Кабилии, используют этот термин, чтобы представить и описать гипотетическую федерацию, охватывающую Канарские острова и оазис Сива , большую часть территории, включающую Марокко , Алжир , Тунис , Ливию. , Мавритания , Мали , Нигер , Египет , Западная Сахара , Буркина Фасо и Сенегал . [11] [12] [13]
Обзор
Исторически берберы не считали себя единой культурной или языковой единицей. [9] и не было единого эндонима для носителей языков, происходящих от того, что сейчас называется протоливийским, и не было названия их земли. Вместо этого использовались более конкретные термины для каждой подгруппы, такие как кабильский термин Лекбаель или шавиский термин Ишавиен . [14] Берберские народы не называли себя берберами/амазигами, но имели свои собственные термины для обозначения своих групп и сообществ. [15]
Самое раннее известное упоминание берберов как одной группы происходит в форме арабского بربر ( варвар ), заимствованного из древнегреческого βᾰ́ρβᾰρος ( bárbaros , «варвар»). Арабское слово «варвар» применялось к людям, чей язык казался очень странным, отсюда и название «берберы». [16] Берберов начали называть берберами после завоевания Магриба арабами-мусульманами в VII веке. Это слово относилось в основном к группам на северо-западе Африки. [17] К периоду средневековья арабский ученый Ибн Халдун возвысил «берберов» до «расы» или «нации», предоставив им равный статус с народами мира. [16] Затем это укрепилось во время французской колонизации , когда развился кабильский миф , и слово «бербер» стало относительно распространенным термином самоидентификации. [18]
Пытаясь вернуть себе идентичность из истории колонизации, Agraw Imazighen (парижская кабильская ассоциация активистов, распавшаяся в 1978 году и до 1969 года известная как Берберская академия) ввела термин Tamazɣa, используя ранее существовавший трехконсонантный корень M-Z. -Ɣ [19] в 1970-х годах для обозначения земель, где разных берберских языках . говорили на [20]
Этот термин был переведен на испанский язык как Mazigia, сокращенно MZG и для некоторых людей использовался в качестве альтернативного международного номерного кода. [21]
Примечания
- ^ Беннис, Саид (20 июля 2009 г.). «Вопрос амазигов и национальная идентичность в Марокко» . Арабская инициатива реформ : 5.
- ^ Эман А.А. АльКруд (2018). «Пересказ берберов в трех амазигских переводах Священного Корана: паратекстуальные и кадровые стратегии» (PDF) . www.research.manchester.ac.uk . п. 93. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Тамазга, которую часто называют неологизмом, можно просто определить как родину амазигов.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Академия Бербер, возможно, и изобрела слово Тамазга, но существование страны, где говорили на различных вариантах амазигских языков, предшествовало созданию самой Академии.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Тамазга — это концепция, которая приобрела транснациональное культурное и политическое значение среди говорящих на амазигах с конца 1990-х годов.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Тамазга является одновременно дискурсивным и географическим воплощением воображаемого амазигами языка и культуры, которые когда-то были едины и имели свою собственную территорию.
- ^ «Марокканское государство и вопрос амазигов: альтернативный доклад Тамазги Комитету по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД)» (PDF) . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . 2010 . Проверено 13 марта 2024 г.
Все историки Северной Африки свидетельствуют, что страна с древних времен была населена берберами. Так, Ибн Халдун в своей «Истории берберов» может написать о стране, которую мы называем Магрибом и которую мы называем Тамазга или страной имазигена: «С древнейших времен эта человеческая раса населяла Магриб, который она населяла. равнины, горы, плато, морские регионы, сельская местность и города.
- ^ Эман А.А. АльКруд (2018). «Пересказ берберов в трех амазигских переводах Священного Корана: паратекстуальные и кадровые стратегии» (PDF) . www.research.manchester.ac.uk . п. 93. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пробст, Питер; Спиттлер, Герд (2004). Между сопротивлением и расширением: исследование местной жизнеспособности в Африке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 71. ИСБН 978-3-8258-6980-9 .
Трудно говорить о каком-либо культурном единстве среди берберов. Исторически коренные берберы Марокко не считали себя единой языковой единицей, и не существовало какого-либо более крупного «берберского сообщества».
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
В этом контексте Тамазга — это скорее стремление к признанию гражданских прав Имазигена, чем попытка построить политическое образование.
- ^ Стефани Пуссель (2010). «Амазигская идентичность в Марокко» . Утро Алжира . Проверено 13 марта 2024 г.
Кабильское автономическое движение (МАК) Ферхата Мехенни, который называет себя Кабилом, прежде чем стать амазигами, является полностью частью этого федералистского движения, которое охватывает все национальные берберские компоненты и различные диаспоры в транснациональном проекте, реализуемом Всемирным амазигским конгрессом (CMA). . Основанная в Сен-Рим-де-Долан на юге Франции в 1995 году, CMA возглавлялась Мабруком Феркалем, Рашидом Раха на 2-м Конгрессе в Лионе, а затем Лунесом Белькасемом на 2-м Конгрессе, проходившем в пригороде Лилля в 2002 году. На 4-м Конгрессе Конгресс 2005 года, проходивший в Надоре, должен был заявить: «Мы просто заявляем о праве на существование со всеми нашими индивидуальными и коллективными правами как народ. Наша страна — Тамазга, наша тысячелетняя история, наша культура имеет универсальную ценность. наш проект демократичен и светский, мирный для нашего народа. Наше региональное пространство – это не Ближний Восток, а Западное Средиземноморье.
- ^ Слёмович, Сьюзен (2006). «Самоопределение как самоопределение: пример Марокко» . В Ханнуме, Херст; Бэббит, Эйлин Ф. (ред.). Переговоры о самоопределении . Лексингтонские книги. п. 135. ИСБН 0739114336 . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Расположенный между Канарскими островами в Атлантическом океане и оазисом Сива на западе Египта, Тамазга является одновременно дискурсивным и географическим воплощением амазигского воображаемого языка и культуры, которые когда-то были едины и имели свою собственную территорию.
- ^ Джейн Э. Гудман (3 ноября 2005 г.). Берберская культура на мировой арене: от деревни к видео . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 9780253217844 .
Исторически эти группы не называли себя «берберами», но имели свои собственные условия самообращения.
- ^ Гудман, Джейн Э. (2005). Берберская культура на мировой арене: от деревни к видео . Издательство Университета Индианы. стр. 7 и 11. ISBN 978-0-253-21784-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэдди-Вайцман, Брюс (2011). Берберское движение за идентичность и вызов североафриканским государствам . Издательство Техасского университета. п. 2. ISBN 978-0-292-74505-6 .
- ^ Рамзи Руиги (05 июля 2019 г.). Изобретение берберов: история и идеология в Магрибе . Издательство Пенсильванского университета. п. 19. ISBN 9780812251302 .
В то же время военные завоевания придали слову «бербер» значения, которые отличали его как от «варвара», так и от «аджам». В частности, в повествованиях о завоеваниях (футуб) берберы в основном относятся к группам в северо-западной Африке. Со временем эта специализация в использовании стала доминирующей, хотя память о берберах Восточной Африки не исчезла.
- ^ Джейн Э. Гудман (3 ноября 2005 г.). Берберская культура на мировой арене: от деревни к видео . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 9780253217844 .
Использование термина «бербер» самим населением стало более распространенным под французским правлением. С самого начала французы смотрели на Северную Африку сквозь призму манихеев. Арабы и берберы стали основными этническими категориями, по которым французы классифицировали население. Это произошло несмотря на то, что разнообразное и фрагментированное население включало не только различные арабские и берберские племенные группы, но и турок, андалузцев (происходивших от мавров, изгнанных из Испании во время крестовых походов), кулуглисов (потомков турецких мужчин и североафриканских женщин), чернокожих. (в основном рабы или бывшие рабы) и евреи. Из различных групп берберов особое внимание уделялось кабилам — вероятно, из-за их географической близости к Алжиру и Франции. В так называемом кабильском мифе ряд французских военных, которым было поручено управлять новой колонией, утверждали, что кабилы были ближе к французам, чем алжирские арабы, и демонстрировали большие шансы на ассимиляцию во французском государстве.
- ^ Вермондо Бруньятелли (18 июля 2012 г.). «О смысловом значении амазиэт и тамазиет в истории берберов» . Академия EDU . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Брахим Эль Гуабли (2023). «Идея Тамазги: современные формулировки и научный потенциал» . Журнал исследований Тамазги . Проверено 13 марта 2024 г.
Академия Бербер, возможно, и изобрела слово Тамазга, но существование страны, где говорили на различных вариантах амазигских языков, предшествовало созданию самой Академии.
- ^ Канарские националистические флаги (Испания). (2006, 27 мая). Во флагах мира. https://web.archive.org/web/20100818221014/http://www.atlasgeo.net/fotw/flags/es}ic.html