Jump to content

Туран

Туран ( авестийский : Tūiriiānəm ; среднеперсидский : Turān ; персидский : турун , латинизированный : Туран , произносится [tʰuːˈɾɒːn] , букв. « Земля Тура » ) — историческая область в Средней Азии . Термин имеет иранское происхождение . [1] [2] и может относиться к конкретному доисторическому человеческому поселению, историческому географическому региону или культуре. Первые туранцы были иранцами. [3] [4] [5] племя авестийской эпохи .

Немецкая «Карта Ирана и Турана», датированная 1843 годом (во времена династии Каджаров ), территория Турана обозначена оранжевой линией (здесь увеличена). По легенде (внизу справа карты), Туран охватывает такие регионы, как современный Узбекистан , Кыргызстан , Таджикистан , Туркменистан , северные части Афганистана и северный Пакистан . Эта территория примерно соответствует тому, что сегодня называется Центральной Азией . Список областей, упомянутых на карте в составе Турана: 1. Хорезм 2. Бухара с Балхом 3. Шехерсебз (близ Бухары ) 4. Гиссар 5. Коканд 6. Дурваз 7. Каратегин 8. Кундуз 9. Кафиристан 10. Читрал 11 Гилгит ) 12. Искарду 13 и 14. Северные степи ( Казахстан .

В древнеиранской мифологии Тур или Турай ( Туж на среднеперсидском языке ). [6] [ нужен лучший источник ] является сыном императора Ферейдуна . Согласно сообщению в «Шахнаме» , кочевые племена, населявшие эти земли, находились под властью Тура. В этом смысле туранцы могли быть представителями двух иранских народов, оба происходящие от Ферейдуна, но находящиеся в разных географических регионах и часто находящиеся в состоянии войны друг с другом. [7] [8] Туран, таким образом, включал в себя пять областей: район Копетдага , долину Атрека , части Бактрии , Согдианы и Маргианы . [9]

Более позднее объединение коренных туранцев с тюркскими народами основано, прежде всего, на последующей тюркизации Средней Азии, включая вышеуказанные области. [10] [11] Однако, по мнению К. Э. Босворта , между древнетюркскими культурами и туранцами Шахнаме не было культурной связи . [12]

Древняя литература

[ редактировать ]

Самое старое существующее упоминание о Туране находится в Фарвардинских яштах , которые написаны на младоавестийском языке и датированы лингвистами примерно 2500 лет назад. [13] По мнению Герардо Гноли , в Авесте содержатся названия различных племен, живших в непосредственной близости друг от друга: « айрьи [арии], туиры [туранцы], сайримы [сарматы], сайны [саки] и дахи [дахае]». [14] В гимнах Авесты прилагательное Турья прилагается к различным врагам зороастризма, таким как Фрарасян (Шахнаме: Афрасиаб ). Это слово встречается только один раз в Гатах и ​​20 раз в более поздних частях Авесты . Туирьи, как их называли в Авесте, играют в Авесте более важную роль , чем Сайримы, Сайнусы и Дахи. Сам Зороастр происходил из народа айрья, но он также проповедовал свое послание другим соседним племенам. [14] [15]

По словам Мэри Бойс , в «Фарвардин Яште» «В нем (стихи 143–144) восхваляются фраваши праведных мужчин и женщин не только среди ариев (как называли себя «авестийцы»), но и среди турий, Сайримас, Сайнус и Дахи, а личные имена, как и имена людей, кажутся иранскими по своему характеру». [16] Враждебность между Туирья и Айрьей указана также в Фарвардн Яст (ст. 37-8), где говорится, что фраваши Справедливые оказали поддержку в битве против Дану, которые, по-видимому, являются кланом народа Тура. [17] Так, в Авесте некоторые из Туирей верили в послание Зороастра, в то время как другие отвергали эту религию.

Как и в случае с древней родиной Зороастра, точная география и местоположение Турана неизвестны. [18] В поставестийских традициях считалось, что они населяют регион к северу от Окса , реки, отделяющей их от иранцев. Их присутствие, сопровождавшееся непрекращающимися войнами с иранцами, помогло определить последних как отдельную нацию, гордящуюся своей землей и готовую пролить кровь в ее защиту. [19] Общие имена туранцев в Авесте и Шахнаме включают Фрарасян, [20] Агретра, [21] бидерафш, [22] Арьяспа [23] Намхваст. [22] Названия иранских племен, в том числе туранских, которые появляются в Авесте, были изучены Манфредом Майрхофером в его всеобъемлющей книге по этимологии личных имен Авесты. [24]

Сасанидская империя

[ редактировать ]

С V века нашей эры Сасанидская империя определяла «Туран» в отличие от «Ирана» как землю, где на северо-востоке лежали ее враги. [25]

Продолжение вторжений кочевников на северо-восточные границы в исторические времена сохранило память о туранцах. [19] После VI века тюрки, вытесненные на запад другими племенами, стали соседями Ирана и отождествлялись с туранцами. [19] [26] Отождествление туранцев с тюрками произошло поздно, возможно, в начале VII века; тюрки впервые вступили в контакт с иранцами лишь в VI веке. [20]

Средняя литература

[ редактировать ]

Ранняя исламская эпоха

[ редактировать ]

По словам Клиффорда Э. Босворта: [27]

В ранние исламские времена персы были склонны отождествлять все земли к северо-востоку от Хорасана и лежащие за Оксом с регионом Туран, который в Шахнаме Фирдоуси рассматривается как земля, отведенная сыну Ферейдуна Туру. Считалось, что к обитателям Турана относятся турки, в первые четыре века ислама по существу кочевавшие за пределами Яксарта, а за ними и китайцы (см. Ковальский; Минорский, «Туран»). Таким образом, Туран стал одновременно этническим и географическим термином, но всегда содержащим двусмысленности и противоречия, возникающие из-за того, что на протяжении всего исламского времени земли непосредственно за Оксом и в его нижнем течении были домом не тюрков, а иранских народов, таких как как согдийцы и хорезмийцы.

Термины «турок» и «туранец» стали использоваться как синонимы в эпоху ислама. В «Шахнаме» , или «Книге царей», сборнике иранского мифического наследия, эти два термина используются одинаково. Аналогичным образом следуют и другие авторы, в том числе Табари, Хаким Ираншах и многие другие тексты. Заметным исключением является Абль-Хасан Али ибн Масуди, арабский историк, который пишет: «Афрасиаб родился на земле тюрков, и ошибка, которую историки и неисторики допустили относительно того, что он турок, объясняется этой причиной. ". [28] К X веку миф об Афрасиабе был принят династией Караханидов. [20] В эпоху Сефевидов , согласно общему географическому соглашению Шахнаме , термин Туран использовался для обозначения владений Узбекской империи, находящихся в конфликте с Сефевидами. [ нужна ссылка ]

Некоторые лингвисты выводят это слово от индоиранского корня * тура- «сильный, быстрый, меч (пушту)», пушту туран (thuran) «фехтовальщик». Другие связывают его со староиранским * tor «темный, черный», родственным новоперсидскому tār(ik) , пуштускому tor (тор) и, возможно, английскому dark . В данном случае речь идет о «темной цивилизации» среднеазиатских кочевников в отличие от «просветленной» зороастрийской цивилизации оседлых Арьев. [ нужна ссылка ]

В персидском эпосе « Шахнаме » термин Туран («земля Турья», как и Эран, Иран = «земля Арьев » ) относится к жителям восточно-иранской границы и за пределами Окса . Согласно мифу об основании, приведенному в « Шахнаме» , у царя Фиредуна (= авестийского Θraētaona ) было три сына, Салм , Тур и Ирадж , между которыми он разделил мир: Малая Азия была отдана Салму, Туран — Туру, а Иран — Ираю. Старшие братья убили младшего, но за него отомстил внук, и иранцы стали властителями мира. Однако война продолжалась на протяжении нескольких поколений. В « Шахнаме» слово «Туран» встречается почти 150 раз, а слово «Иран» — почти 750 раз.

Несколько примеров из Шахнаме :

Ни пепла, ни моря, ни гор

Группа Бес Тигдаран Туран

Ни земли не видно, ни моря, ни горы,

От многочисленных обладателей клинка Туранской орды

Turan обвинили в войне

Человек, который не хочет видеть леопарда

Тахамтан (Мощный) Ростам принял бой с армией Турана.

Точно так же, как леопард замечает свою добычу.

Современная литература

[ редактировать ]

География

[ редактировать ]
и Турана XIX века Еще одна «Карта Ирана », нарисованная Адольфом Стилером.

В XIX и начале XX веков западные языки заимствовали слово Туран как общее обозначение современной Центральной Азии , хотя сейчас это выражение вышло из употребления. Туран появляется рядом с Ираном на многочисленных картах XIX века. [29] обозначить регион, охватывающий современные Узбекистан , Казахстан , Кыргызстан , Таджикистан , Туркменистан и северные части Афганистана и Пакистана . Эта территория примерно соответствует тому, что сегодня называется Центральной Азией .

Фраза Туранская равнина или Туранская впадина стала географическим термином, относящимся к части Центральной Азии.

Лингвистика

[ редактировать ]

Термин Туранский , ныне устаревший, ранее [ когда? ] Встречался в классификациях, используемых европейскими (особенно немецкими , венгерскими и словацкими ) этнологами , лингвистами и романтиками для обозначения популяций, говорящих на неиндоевропейских , несемитских и нехамитских языках. [30] и особенно носители алтайского , дравидского , уральского , японского , корейского и других языков. [31]

Макс Мюллер (1823–1900) выделил различные ветви туранской языковой семьи:

  • ветвь среднеалтайского . подразделения, включающая тунгусский, монгольский, тюркский языки
  • Североуральские самоеды, угри и финны.
  • Южная ветвь состояла из дравидийских языков, таких как тамильский, каннада, телугу, малаялам и других дравидийских языков.
  • языки Кавказа , которые Мюллер отнес к разбросанным языкам туранской семьи .

Мюллер также начал размышлять о том, принадлежат ли китайцы к Северной или Южной ветви. [32]

Основные взаимоотношения между дравидскими, уральскими и алтайскими языками считались типологическими . По мнению Кристала и Робинса, «языковые семьи, как они понимаются при историческом изучении языков, не следует путать с совершенно отдельными классификациями языков на основании их общих определенных преобладающих особенностей грамматической структуры». [33] По состоянию на 2013 год лингвисты классифицируют языки по методу сравнительного языкознания, а не по их типологическим признакам. Согласно Британской энциклопедии , усилия Макса Мюллера «были наиболее успешными в случае семитов, родство которых легко продемонстрировать, и, вероятно, наименее успешными в случае туранских народов, раннее происхождение которых является гипотетическим». [34] По состоянию на 2014 год научное сообщество больше не использует слово туранский для обозначения классификации языковых семей. Отношения между уральскими и алтайскими языками, носители которых также назывались туранскими народами в европейской литературе XIX века, остаются неопределенными. [35]

Идеология

[ редактировать ]

В европейском дискурсе слова Туран и Тураниан могут обозначать определенный менталитет, т.е. кочевой в отличие от урбанизированных земледельческих цивилизаций. Вероятно, это использование [ оригинальное исследование? ] соответствует зороастрийской концепции Турья , которая в первую очередь является не лингвистическим или этническим обозначением, а, скорее, именем неверных, выступавших против цивилизации, основанной на проповеди Зороастра .

В сочетании с физической антропологией концепция туранского менталитета имеет явный потенциал для культурной полемики. Так, в 1838 году ученый Дж. У. Джексон описал туранидов или туранскую расу следующими словами: [36]

Туранец — олицетворение материальной силы. Это всего лишь мускулистый человек на пике своего коллективного развития. Он не дикарь по своей сути, но он радикально варвар. Он не живет впроголодь, как зверь, но и не обладает в полной мере нравственными и интеллектуальными способностями истинного человека. Он может трудиться и накапливать, но он не может думать и стремиться, как кавказец. Из двух великих элементов высшей человеческой жизни ему больше недостает чувств, чем способностей. И из последних ему лучше обеспечены те, которые способствуют приобретению знаний, чем зарождению идей.

Польский философ Феликс Конечный утверждал о существовании особой туранской цивилизации , охватывающей как тюрков, так и некоторых славян , например, русских . Отличительной чертой этой предполагаемой цивилизации будет милитаризм, антиинтеллектуализм и абсолютное подчинение правителю. Конечный считал эту цивилизацию по своей сути уступающей латинской (западноевропейской) цивилизации. [ нужна ссылка ]

Политика

[ редактировать ]

На закате Османской империи некоторые турецкие националисты приняли слово «туранский» для выражения пантюркской идеологии, также называемой «туранизм» . По состоянию на 2013 год Туранизм формирует важный аспект идеологии Партии турецкого националистического движения ( ПНД ), члены которой также известны как «Серые волки» .

В последнее время [ когда? ] Слово туранский иногда выражало паналтайский национализм (теоретически включая маньчжуров и монголов в дополнение к туркам ), хотя ни одна политическая организация, похоже, не приняла столь амбициозную платформу.

Афиша оперы Джакомо Пуччини « Турандот» (1926)

Турандот – или Турандохт – женское имя в Иране, означающее «Дочь Турана» на персидском языке (наиболее известно на Западе благодаря Пуччини знаменитой опере «Турандот» (1921–24)).

Туран также является распространенным именем на Ближнем Востоке и семейной фамилией в некоторых странах, включая Бахрейн , Иран, Боснию и Турцию .

У Айюбидов правителя Саладина был старший брат по имени Туран-Шах .

Турадж, которого древние иранские мифы изображают как предка туранцев, также является популярным именем и означает « Сын тьмы» . Название Туран согласно иранским мифам происходит от родины Тураджа. Согласно словарю Деххода, пехлевийское произношение Тураджа — Туж. Точно так же Ирадж , который также является популярным именем, является братом Тураджа в « Шахнаме» . Измененная версия Тураджа — Зарадж , что означает сын золота .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хоутсма, М.Т.; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн Р., ред. (1913–1936). «Туран» . Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_COM_0206 . иранский термин, применяемый к стране на северо-востоке Ирана.
  2. ^ ван Донзель, Эмери (1994). Исламская справочная служба . Брилл Академик. п. 461 . ISBN  9789004097384 . Иранский термин применялся к региону, лежащему к северо-востоку от Ирана и в конечном итоге очень неопределенно указывающему на страну тюркских народов.
  3. ^ Олворт, Эдвард А. (1994). Центральная Азия: исторический обзор . Издательство Университета Дьюка. п. 86. ИСБН  978-0-8223-1521-6 .
  4. ^ Дьяконов, И.М. (1999). Пути истории . Издательство Кембриджского университета. п. 100. ИСБН  978-0-521-64348-1 . Туран был одним из кочевых иранских племен, упомянутых в Авесте . Однако в поэме Фирдоуси , да и в позднейшей иранской традиции вообще, термин Туран воспринимается как обозначающий «земли, населенные тюркоязычными племенами».
  5. ^ Ньоли, Герардо (1980). Время и Родина Зороастра . Неаполь: Instituto Univ. Восточный. OCLC   07307436 . Иранские племена, которые также продолжают появляться в Яште, Айрьях, Туирьях, Сайримасе, Сайнусе и Дахи.
  6. ^ Словарь Дехходы : Турадж
  7. ^ Яршатер, Эхсан (2004). «Иран III. Традиционная история Персии » Энциклопедия Ираника
  8. ^ Менгес, Карл Генрих (1989). «Алтайский» . Энциклопедия Ираника . В результате ряда относительно небольших движений тюркские группы начали оккупировать территории в западной части Центральной Азии и Восточной Европы, которые ранее принадлежали иранцам (т.е. Туран). Волжские булгары вслед за аварами в VI–VII веках продвинулись на Волгу и Украину.
  9. ^ Поссель, Раймонд (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира Пресс. п. 276.
  10. ^ Фирдавси (2004). Эпос о королях . Перевод Циммерн, Хелен . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 г. – через eBooks@Adelaide.
  11. ^ Инлоу, Эдгар Берк (1979). Шаханшах: исследование монархии Ирана . Паб Мотилал Банарсидасс. п. 17. Фаридун разделил свою обширную империю между тремя сыновьями, Ираджем, младший из которых получил Иран. После его убийства братьями и мстившим Манучихром можно было подумать, что дело решено. Но между потомками Тура и Селима (Салма) и Ираджа продолжалась братская борьба. Первые – туранцы – были тюрками или татарами Средней Азии, стремившимися получить доступ к Ирану. Потомками Ираджа были сопротивлявшиеся иранцы.
  12. ^ Босворт, К. Эдмунд (1973). «Варварские вторжения: приход турок в исламский мир» . В Ричардсе, Д.С. (ред.). Исламская цивилизация . Оксфорд. п. 2. Следовательно, как указал Ковальский, тюрколог, ищущий в Шахнаме информацию о примитивной культуре тюрков, определенно будет разочарован.
  13. ^ Prods Oktor Skjærvø, «Авестийские цитаты на древнеперсидском языке?» в С. Шакед и А. Нетцер, ред., Ирано-Иудаика IV , Иерусалим, 1999, стр. 1–64.
  14. ^ Jump up to: а б Г. Ньоли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980 г.
  15. ^ М. Бойс, История зороастризма . 3В. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. (Справочник по востоковедению / Б. Шнурер).
  16. ^ М. Бойс, История зороастризма . 3В. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. ( Справочник по востоковедению / Б. Хюльзер), стр. 250.
  17. ^ Г. Гноли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980, стр. 107.
  18. ^ Г. Гноли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980, стр. 99–130.
  19. ^ Jump up to: а б с Эхсан Яршатер, «Иранская национальная история», в Кембриджской истории Ирана 3 (1) (1983), 408–409.
  20. ^ Jump up to: а б с Яршатер, Эхсан (1984). «Афрасиаб» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 апреля 2016 г.
  21. ^ Халеги-Мотлах, Джалал (1984). «Агреран» . Энциклопедия Ираника .
  22. ^ Jump up to: а б Тафаззоли, Ахмад (1989). «Бидеров» . Иранская энциклопедия .
  23. ^ Тафаззоли, Ахмад (1986). «Арджасп » Энциклопедия Ираника
  24. ^ Майрхофер, Манфред (1977). Иранская именная книга (на немецком языке). Том I/1 – Старые иранские имена/Авестийские имена. Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. 74ф. Рассмотрено в Дрезден, Марк Дж. (1981). «Иранские персоненнаменбух». Журнал Американского восточного общества . 101 (4): 466. дои : 10.2307/601282 . JSTOR   601282 .
  25. ^ Маас, Майкл (2014). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета . п. 284. ИСБН  9781316060858 .
  26. ^ Фрай, Р. (1963). Наследие Персии: доисламская история одной из величайших цивилизаций мира . Нью-Йорк: Всемирная издательская компания. п. 41.
  27. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1990). «Средняя Азия iv. В исламский период до монголов» . Энциклопедия Ираника .
  28. ^ Аби аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди (2005). Мурудж ад-Захаб ва-Маадин аль-Джаухар . Бейрут, Ливан: Дар аль-Марифа.
  29. ^ Файл: Карта Ирана Туран 1843.jpg
  30. ^ Абель Ховелак , Наука о языке: лингвистика, филология, этимология , стр. 144, [1]
  31. ^ Шевалье, Элизабет; Ленорман, Франсуа (1871). Руководство по древней истории Востока . Дж. Б. Липпинкотт и компания. п. 68.
  32. ^ ван Дрим, Джордж (2001). Handbuch Der Orientalistik [ Справочник по востоковедению ] (на немецком языке). Издательство Brill Academic . стр. 335–336. ISBN  9004120629 .
  33. ^ Кристал, Дэвид; Робинс, Роберт Генри. "Язык" . Британская энциклопедия . 5 – Лингвистические изменения/Типология языка.
  34. ^ "Религии, классификация". Британская энциклопедия . 2007. Британская энциклопедия Интернет.
  35. ^ «Урало-алтайские языки». Британская энциклопедия . 2007 год
  36. ^ «Иран и Туран», Anthropological Review 6:22 (1868), стр. 286

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Биссионе, Р. (1981). «Центр и периферия в позднем протоисторическом Туране: модель расселения». Ин Хертель, Х. (ред.). Южноазиатская археология 1979: Материалы пятой Международной конференции Ассоциации археологов Южной Азии . Берлин: Д. Реймер. ISBN  3-496-00158-5 .
  • Археология в Иране и Туране , издательство Philipp von Zabern GmbH. Издательство – Verlag Marie Leidorf GmbH (Том 1–3). ISSN   1433-8734
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94ea5e8af36b7b7bb095c3d6e6b731da__1722147600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/da/94ea5e8af36b7b7bb095c3d6e6b731da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)