Туран
Туран ( авестийский : Tūiriiānəm ; среднеперсидский : Turān ; персидский : турун , латинизированный : Туран , произносится [tʰuːˈɾɒːn] , букв. « Земля Тура » ) — историческая область в Средней Азии . Термин имеет иранское происхождение . [1] [2] и может относиться к конкретному доисторическому человеческому поселению, историческому географическому региону или культуре. Первые туранцы были иранцами. [3] [4] [5] племя авестийской эпохи .
Обзор
[ редактировать ]
В древнеиранской мифологии Тур или Турай ( Туж на среднеперсидском языке ). [6] [ нужен лучший источник ] является сыном императора Ферейдуна . Согласно сообщению в «Шахнаме» , кочевые племена, населявшие эти земли, находились под властью Тура. В этом смысле туранцы могли быть представителями двух иранских народов, оба происходящие от Ферейдуна, но находящиеся в разных географических регионах и часто находящиеся в состоянии войны друг с другом. [7] [8] Туран, таким образом, включал в себя пять областей: район Копетдага , долину Атрека , части Бактрии , Согдианы и Маргианы . [9]
Более позднее объединение коренных туранцев с тюркскими народами основано, прежде всего, на последующей тюркизации Средней Азии, включая вышеуказанные области. [10] [11] Однако, по мнению К. Э. Босворта , между древнетюркскими культурами и туранцами Шахнаме не было культурной связи . [12]
История
[ редактировать ]Древняя литература
[ редактировать ]Авеста
[ редактировать ]Самое старое существующее упоминание о Туране находится в Фарвардинских яштах , которые написаны на младоавестийском языке и датированы лингвистами примерно 2500 лет назад. [13] По мнению Герардо Гноли , в Авесте содержатся названия различных племен, живших в непосредственной близости друг от друга: « айрьи [арии], туиры [туранцы], сайримы [сарматы], сайны [саки] и дахи [дахае]». [14] В гимнах Авесты прилагательное Турья прилагается к различным врагам зороастризма, таким как Фрарасян (Шахнаме: Афрасиаб ). Это слово встречается только один раз в Гатах и 20 раз в более поздних частях Авесты . Туирьи, как их называли в Авесте, играют в Авесте более важную роль , чем Сайримы, Сайнусы и Дахи. Сам Зороастр происходил из народа айрья, но он также проповедовал свое послание другим соседним племенам. [14] [15]
По словам Мэри Бойс , в «Фарвардин Яште» «В нем (стихи 143–144) восхваляются фраваши праведных мужчин и женщин не только среди ариев (как называли себя «авестийцы»), но и среди турий, Сайримас, Сайнус и Дахи, а личные имена, как и имена людей, кажутся иранскими по своему характеру». [16] Враждебность между Туирья и Айрьей указана также в Фарвардн Яст (ст. 37-8), где говорится, что фраваши Справедливые оказали поддержку в битве против Дану, которые, по-видимому, являются кланом народа Тура. [17] Так, в Авесте некоторые из Туирей верили в послание Зороастра, в то время как другие отвергали эту религию.
Как и в случае с древней родиной Зороастра, точная география и местоположение Турана неизвестны. [18] В поставестийских традициях считалось, что они населяют регион к северу от Окса , реки, отделяющей их от иранцев. Их присутствие, сопровождавшееся непрекращающимися войнами с иранцами, помогло определить последних как отдельную нацию, гордящуюся своей землей и готовую пролить кровь в ее защиту. [19] Общие имена туранцев в Авесте и Шахнаме включают Фрарасян, [20] Агретра, [21] бидерафш, [22] Арьяспа [23] Намхваст. [22] Названия иранских племен, в том числе туранских, которые появляются в Авесте, были изучены Манфредом Майрхофером в его всеобъемлющей книге по этимологии личных имен Авесты. [24]
Сасанидская империя
[ редактировать ]С V века нашей эры Сасанидская империя определяла «Туран» в отличие от «Ирана» как землю, где на северо-востоке лежали ее враги. [25]
Продолжение вторжений кочевников на северо-восточные границы в исторические времена сохранило память о туранцах. [19] После VI века тюрки, вытесненные на запад другими племенами, стали соседями Ирана и отождествлялись с туранцами. [19] [26] Отождествление туранцев с тюрками произошло поздно, возможно, в начале VII века; тюрки впервые вступили в контакт с иранцами лишь в VI веке. [20]
Средняя литература
[ редактировать ]Ранняя исламская эпоха
[ редактировать ]По словам Клиффорда Э. Босворта: [27]
В ранние исламские времена персы были склонны отождествлять все земли к северо-востоку от Хорасана и лежащие за Оксом с регионом Туран, который в Шахнаме Фирдоуси рассматривается как земля, отведенная сыну Ферейдуна Туру. Считалось, что к обитателям Турана относятся турки, в первые четыре века ислама по существу кочевавшие за пределами Яксарта, а за ними и китайцы (см. Ковальский; Минорский, «Туран»). Таким образом, Туран стал одновременно этническим и географическим термином, но всегда содержащим двусмысленности и противоречия, возникающие из-за того, что на протяжении всего исламского времени земли непосредственно за Оксом и в его нижнем течении были домом не тюрков, а иранских народов, таких как как согдийцы и хорезмийцы.
Термины «турок» и «туранец» стали использоваться как синонимы в эпоху ислама. В «Шахнаме» , или «Книге царей», сборнике иранского мифического наследия, эти два термина используются одинаково. Аналогичным образом следуют и другие авторы, в том числе Табари, Хаким Ираншах и многие другие тексты. Заметным исключением является Абль-Хасан Али ибн Масуди, арабский историк, который пишет: «Афрасиаб родился на земле тюрков, и ошибка, которую историки и неисторики допустили относительно того, что он турок, объясняется этой причиной. ". [28] К X веку миф об Афрасиабе был принят династией Караханидов. [20] В эпоху Сефевидов , согласно общему географическому соглашению Шахнаме , термин Туран использовался для обозначения владений Узбекской империи, находящихся в конфликте с Сефевидами. [ нужна ссылка ]
Некоторые лингвисты выводят это слово от индоиранского корня * тура- «сильный, быстрый, меч (пушту)», пушту туран (thuran) «фехтовальщик». Другие связывают его со староиранским * tor «темный, черный», родственным новоперсидскому tār(ik) , пуштускому tor (тор) и, возможно, английскому dark . В данном случае речь идет о «темной цивилизации» среднеазиатских кочевников в отличие от «просветленной» зороастрийской цивилизации оседлых Арьев. [ нужна ссылка ]
Шахнаме
[ редактировать ]В персидском эпосе « Шахнаме » термин Туран («земля Турья», как и Эран, Иран = «земля Арьев » ) относится к жителям восточно-иранской границы и за пределами Окса . Согласно мифу об основании, приведенному в « Шахнаме» , у царя Фиредуна (= авестийского Θraētaona ) было три сына, Салм , Тур и Ирадж , между которыми он разделил мир: Малая Азия была отдана Салму, Туран — Туру, а Иран — Ираю. Старшие братья убили младшего, но за него отомстил внук, и иранцы стали властителями мира. Однако война продолжалась на протяжении нескольких поколений. В « Шахнаме» слово «Туран» встречается почти 150 раз, а слово «Иран» — почти 750 раз.
Несколько примеров из Шахнаме :
Ни пепла, ни моря, ни гор
Группа Бес Тигдаран Туран
Ни земли не видно, ни моря, ни горы,
От многочисленных обладателей клинка Туранской орды
Turan обвинили в войне
Человек, который не хочет видеть леопарда
Тахамтан (Мощный) Ростам принял бой с армией Турана.
Точно так же, как леопард замечает свою добычу.
Современная литература
[ редактировать ]География
[ редактировать ]
В XIX и начале XX веков западные языки заимствовали слово Туран как общее обозначение современной Центральной Азии , хотя сейчас это выражение вышло из употребления. Туран появляется рядом с Ираном на многочисленных картах XIX века. [29] обозначить регион, охватывающий современные Узбекистан , Казахстан , Кыргызстан , Таджикистан , Туркменистан и северные части Афганистана и Пакистана . Эта территория примерно соответствует тому, что сегодня называется Центральной Азией .
Фраза Туранская равнина или Туранская впадина стала географическим термином, относящимся к части Центральной Азии.
Лингвистика
[ редактировать ]Термин Туранский , ныне устаревший, ранее [ когда? ] Встречался в классификациях, используемых европейскими (особенно немецкими , венгерскими и словацкими ) этнологами , лингвистами и романтиками для обозначения популяций, говорящих на неиндоевропейских , несемитских и нехамитских языках. [30] и особенно носители алтайского , дравидского , уральского , японского , корейского и других языков. [31]
Макс Мюллер (1823–1900) выделил различные ветви туранской языковой семьи:
- ветвь среднеалтайского . подразделения, включающая тунгусский, монгольский, тюркский языки
- Североуральские самоеды, угри и финны.
- Южная ветвь состояла из дравидийских языков, таких как тамильский, каннада, телугу, малаялам и других дравидийских языков.
- языки Кавказа , которые Мюллер отнес к разбросанным языкам туранской семьи .
Мюллер также начал размышлять о том, принадлежат ли китайцы к Северной или Южной ветви. [32]
Основные взаимоотношения между дравидскими, уральскими и алтайскими языками считались типологическими . По мнению Кристала и Робинса, «языковые семьи, как они понимаются при историческом изучении языков, не следует путать с совершенно отдельными классификациями языков на основании их общих определенных преобладающих особенностей грамматической структуры». [33] По состоянию на 2013 год [update] лингвисты классифицируют языки по методу сравнительного языкознания, а не по их типологическим признакам. Согласно Британской энциклопедии , усилия Макса Мюллера «были наиболее успешными в случае семитов, родство которых легко продемонстрировать, и, вероятно, наименее успешными в случае туранских народов, раннее происхождение которых является гипотетическим». [34] По состоянию на 2014 год [update] научное сообщество больше не использует слово туранский для обозначения классификации языковых семей. Отношения между уральскими и алтайскими языками, носители которых также назывались туранскими народами в европейской литературе XIX века, остаются неопределенными. [35]
Идеология
[ редактировать ]В европейском дискурсе слова Туран и Тураниан могут обозначать определенный менталитет, т.е. кочевой в отличие от урбанизированных земледельческих цивилизаций. Вероятно, это использование [ оригинальное исследование? ] соответствует зороастрийской концепции Турья , которая в первую очередь является не лингвистическим или этническим обозначением, а, скорее, именем неверных, выступавших против цивилизации, основанной на проповеди Зороастра .
В сочетании с физической антропологией концепция туранского менталитета имеет явный потенциал для культурной полемики. Так, в 1838 году ученый Дж. У. Джексон описал туранидов или туранскую расу следующими словами: [36]
Туранец — олицетворение материальной силы. Это всего лишь мускулистый человек на пике своего коллективного развития. Он не дикарь по своей сути, но он радикально варвар. Он не живет впроголодь, как зверь, но и не обладает в полной мере нравственными и интеллектуальными способностями истинного человека. Он может трудиться и накапливать, но он не может думать и стремиться, как кавказец. Из двух великих элементов высшей человеческой жизни ему больше недостает чувств, чем способностей. И из последних ему лучше обеспечены те, которые способствуют приобретению знаний, чем зарождению идей.
Польский философ Феликс Конечный утверждал о существовании особой туранской цивилизации , охватывающей как тюрков, так и некоторых славян , например, русских . Отличительной чертой этой предполагаемой цивилизации будет милитаризм, антиинтеллектуализм и абсолютное подчинение правителю. Конечный считал эту цивилизацию по своей сути уступающей латинской (западноевропейской) цивилизации. [ нужна ссылка ]
Политика
[ редактировать ]На закате Османской империи некоторые турецкие националисты приняли слово «туранский» для выражения пантюркской идеологии, также называемой «туранизм» . По состоянию на 2013 год [update] Туранизм формирует важный аспект идеологии Партии турецкого националистического движения ( ПНД ), члены которой также известны как «Серые волки» .
В последнее время [ когда? ] Слово туранский иногда выражало паналтайский национализм (теоретически включая маньчжуров и монголов в дополнение к туркам ), хотя ни одна политическая организация, похоже, не приняла столь амбициозную платформу.
Имена
[ редактировать ]
Турандот – или Турандохт – женское имя в Иране, означающее «Дочь Турана» на персидском языке (наиболее известно на Западе благодаря Пуччини знаменитой опере «Турандот» (1921–24)).
Туран также является распространенным именем на Ближнем Востоке и семейной фамилией в некоторых странах, включая Бахрейн , Иран, Боснию и Турцию .
У Айюбидов правителя Саладина был старший брат по имени Туран-Шах .
Турадж, которого древние иранские мифы изображают как предка туранцев, также является популярным именем и означает « Сын тьмы» . Название Туран согласно иранским мифам происходит от родины Тураджа. Согласно словарю Деххода, пехлевийское произношение Тураджа — Туж. Точно так же Ирадж , который также является популярным именем, является братом Тураджа в « Шахнаме» . Измененная версия Тураджа — Зарадж , что означает сын золота .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоутсма, М.Т.; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн Р., ред. (1913–1936). «Туран» . Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_COM_0206 .
иранский термин, применяемый к стране на северо-востоке Ирана.
- ^ ван Донзель, Эмери (1994). Исламская справочная служба . Брилл Академик. п. 461 . ISBN 9789004097384 .
Иранский термин применялся к региону, лежащему к северо-востоку от Ирана и в конечном итоге очень неопределенно указывающему на страну тюркских народов.
- ^ Олворт, Эдвард А. (1994). Центральная Азия: исторический обзор . Издательство Университета Дьюка. п. 86. ИСБН 978-0-8223-1521-6 .
- ^ Дьяконов, И.М. (1999). Пути истории . Издательство Кембриджского университета. п. 100. ИСБН 978-0-521-64348-1 .
Туран был одним из кочевых иранских племен, упомянутых в Авесте . Однако в поэме Фирдоуси , да и в позднейшей иранской традиции вообще, термин Туран воспринимается как обозначающий «земли, населенные тюркоязычными племенами».
- ^ Ньоли, Герардо (1980). Время и Родина Зороастра . Неаполь: Instituto Univ. Восточный. OCLC 07307436 .
Иранские племена, которые также продолжают появляться в Яште, Айрьях, Туирьях, Сайримасе, Сайнусе и Дахи.
- ^ Словарь Дехходы : Турадж
- ^ Яршатер, Эхсан (2004). «Иран III. Традиционная история Персии » Энциклопедия Ираника
- ^ Менгес, Карл Генрих (1989). «Алтайский» . Энциклопедия Ираника .
В результате ряда относительно небольших движений тюркские группы начали оккупировать территории в западной части Центральной Азии и Восточной Европы, которые ранее принадлежали иранцам (т.е. Туран). Волжские булгары вслед за аварами в VI–VII веках продвинулись на Волгу и Украину.
- ^ Поссель, Раймонд (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира Пресс. п. 276.
- ^ Фирдавси (2004). Эпос о королях . Перевод Циммерн, Хелен . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 г. – через eBooks@Adelaide.
- ^ Инлоу, Эдгар Берк (1979). Шаханшах: исследование монархии Ирана . Паб Мотилал Банарсидасс. п. 17.
Фаридун разделил свою обширную империю между тремя сыновьями, Ираджем, младший из которых получил Иран. После его убийства братьями и мстившим Манучихром можно было подумать, что дело решено. Но между потомками Тура и Селима (Салма) и Ираджа продолжалась братская борьба. Первые – туранцы – были тюрками или татарами Средней Азии, стремившимися получить доступ к Ирану. Потомками Ираджа были сопротивлявшиеся иранцы.
- ^ Босворт, К. Эдмунд (1973). «Варварские вторжения: приход турок в исламский мир» . В Ричардсе, Д.С. (ред.). Исламская цивилизация . Оксфорд. п. 2.
Следовательно, как указал Ковальский, тюрколог, ищущий в Шахнаме информацию о примитивной культуре тюрков, определенно будет разочарован.
- ^ Prods Oktor Skjærvø, «Авестийские цитаты на древнеперсидском языке?» в С. Шакед и А. Нетцер, ред., Ирано-Иудаика IV , Иерусалим, 1999, стр. 1–64.
- ^ Jump up to: а б Г. Ньоли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980 г.
- ^ М. Бойс, История зороастризма . 3В. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. (Справочник по востоковедению / Б. Шнурер).
- ^ М. Бойс, История зороастризма . 3В. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1991. ( Справочник по востоковедению / Б. Хюльзер), стр. 250.
- ^ Г. Гноли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980, стр. 107.
- ^ Г. Гноли, Время и родина Зороастра , Неаполь, 1980, стр. 99–130.
- ^ Jump up to: а б с Эхсан Яршатер, «Иранская национальная история», в Кембриджской истории Ирана 3 (1) (1983), 408–409.
- ^ Jump up to: а б с Яршатер, Эхсан (1984). «Афрасиаб» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Халеги-Мотлах, Джалал (1984). «Агреран» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Jump up to: а б Тафаззоли, Ахмад (1989). «Бидеров» . Иранская энциклопедия .
- ^ Тафаззоли, Ахмад (1986). «Арджасп » Энциклопедия Ираника
- ^ Майрхофер, Манфред (1977). Иранская именная книга (на немецком языке). Том I/1 – Старые иранские имена/Авестийские имена. Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. 74ф. Рассмотрено в Дрезден, Марк Дж. (1981). «Иранские персоненнаменбух». Журнал Американского восточного общества . 101 (4): 466. дои : 10.2307/601282 . JSTOR 601282 .
- ^ Маас, Майкл (2014). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета . п. 284. ИСБН 9781316060858 .
- ^ Фрай, Р. (1963). Наследие Персии: доисламская история одной из величайших цивилизаций мира . Нью-Йорк: Всемирная издательская компания. п. 41.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1990). «Средняя Азия iv. В исламский период до монголов» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Аби аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди (2005). Мурудж ад-Захаб ва-Маадин аль-Джаухар . Бейрут, Ливан: Дар аль-Марифа.
- ^ Файл: Карта Ирана Туран 1843.jpg
- ^ Абель Ховелак , Наука о языке: лингвистика, филология, этимология , стр. 144, [1]
- ^ Шевалье, Элизабет; Ленорман, Франсуа (1871). Руководство по древней истории Востока . Дж. Б. Липпинкотт и компания. п. 68.
- ^ ван Дрим, Джордж (2001). Handbuch Der Orientalistik [ Справочник по востоковедению ] (на немецком языке). Издательство Brill Academic . стр. 335–336. ISBN 9004120629 .
- ^ Кристал, Дэвид; Робинс, Роберт Генри. "Язык" . Британская энциклопедия . 5 – Лингвистические изменения/Типология языка.
- ^ "Религии, классификация". Британская энциклопедия . 2007. Британская энциклопедия Интернет.
- ^ «Урало-алтайские языки». Британская энциклопедия . 2007 год
- ^ «Иран и Туран», Anthropological Review 6:22 (1868), стр. 286
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биссионе, Р. (1981). «Центр и периферия в позднем протоисторическом Туране: модель расселения». Ин Хертель, Х. (ред.). Южноазиатская археология 1979: Материалы пятой Международной конференции Ассоциации археологов Южной Азии . Берлин: Д. Реймер. ISBN 3-496-00158-5 .
- Археология в Иране и Туране , издательство Philipp von Zabern GmbH. Издательство – Verlag Marie Leidorf GmbH (Том 1–3). ISSN 1433-8734