Дацики
Дацики точность | |
---|---|
Родное имя | точность |
Рожденный | Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Дакики в. 935 Тус , Хорасан , Империя Саманидов |
Умер | 977 |
Занятие | Поэт |
Язык | персидский |
Жанр | Персидская поэзия , национальный эпос |
Предмет | Персидское возрождение |
Известные работы | Написание истории Гуштаспа в « Шахнаме» |
Абу Мансур Дакики ( персидский : ابومنصور دقیقی ), более известный просто как Дакики ( دقیقی ), был одним из самых выдающихся персидских поэтов эпохи Саманидов . Он был первым, кто взялся за создание национального эпоса Ирана « Шахнаме» , но был убит в 977 году, написав всего лишь 1000 стихов. Его дело продолжил его современник Фирдоуси , который впоследствии прославился как самая влиятельная фигура в персидской литературе .
Имя
[ редактировать ]Личное имя Дакики было Мухаммад ибн Ахмад, а его отчество — Абу Мансур, поэтому его полное имя — Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Дакики . [1] В источниках он обычно известен под псевдонимом Дакики (что означает «точный» на арабском и персидском языках ).
Происхождение и религия
[ редактировать ]Дакики родился примерно через некоторое время после 932 года. Как и многие другие иранские вельможи и учёные раннего средневековья, Дакики, скорее всего, родился в семье иранских землевладельцев ( дехканов ) или, по крайней мере, происходил из такого класса. [1] В этот период произошел значительный рост литературы, в основном поэзии. Именно при иранской империи Саманидов персидская литература появилась в Трансоксании и получила официальное признание. Таким образом, развитие исламской новоперсидской литературы началось в Трансоксиане и Хорасане, а не в Фарсе , родине персов. [2]
города Бухара , Самарканд , Балх , Марв и Тус Место рождения Дакики оспаривается: в качестве места его рождения упоминаются ; последнее кажется более вероятным. [3] Его религиозные убеждения оспариваются учеными. Хотя у него было мусульманское имя, это «само по себе не было доказательством каких-либо религиозных убеждений, поскольку многие видные иранские ученые и чиновники обратились в ислам в ранний исламский период, чтобы сохранить свои средства к существованию, но тайно практиковали зороастризм» (Тафаззоли ). [1] Место его рождения, Тус, в то время было преимущественно шиитским городом, и во время правления Абу Мансура Мухаммеда он стал центром иранского национализма . Согласно Энциклопедии Ираника , вполне вероятно, что Дакики, возможно, как и его коллега-поэт и уроженец Туса Фирдоуси , был приверженцем шиитского ислама. Многие мусульмане-шииты гордились своим древним иранским наследием, в результате чего их называли карматами и шуубами и классифицировали как маджусов ( зороастрийцев ) и зиндиков ( манихеев ). Однако некоторые цитаты из поэтических стихов Дакики демонстрируют сильное почитание зороастризма, что привело к тому, что многие ученые, такие как Нёльдеке и Шахбази, отдали предпочтение зороастрийскому происхождению Дакики. [1] В одном из стихов Дакики он аплодирует зороастрийской религии как одной из четырех наиболее важных для него вещей; [1]
Дацици выбрал четыре качества всех добрых и злых вещей в мире:
Рубиновые губы и звуки лютни.
Старое красное вино и зороастрийская религия!
Биография
[ редактировать ]
Дакики начал свою карьеру при дворе мухтаджидского правителя Абу'л Музаффара ибн Мухаммада в Чаганиане , а позже был приглашен при дворе Саманидов саманидским правителем ( амиром ) Мансуром I ( годы правления 961–976 ). [4] При Саманидах древние иранские легенды и героические традиции вызывали особый интерес, что вдохновило Дакики на написание «Шахнаме» («Книги царей»), длинной эпической поэмы , основанной на истории иранцев.
Однако, как сообщается, он был убит своим рабом в 977 году. Была завершена лишь небольшая часть Шахнаме, посвященная конфликту между Гуштаспом и Арджаспом . [4] [5] Быстрый рост интереса к древней иранской истории заставил Фирдоуси продолжить работу Дакики, завершив «Шахнаме» в 994 году, всего за несколько лет до падения империи Саманидов. Позже он завершил вторую версию «Шахнаме» в 1010 году, которую представил Газневидскому султану Махмуду ( годы правления 998–1030 ). Однако его работа не была так оценена Газневидами, как Саманидами. [4]
Небольшая часть Дакики, включавшая около 1000 стихов, сохранилась в «Шахнаме»; его техника более старомодна по сравнению с техникой Фирдоуси, а также «суха и лишена сравнений и образов, которые можно найти в поэзии Фирдоуси» (Халеги-Мотлах). [3] Об этом упомянул в «Шахнаме» Фирдоуси, который хотя и восхищался им, но в то же время критиковал его поэтический стиль и считал его неподходящим для национального эпоса Ирана. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дален 2016 .
- ^ Литвинский 1998 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Халеги-Мотлах 1993 , стр. 661–662.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Литвинский 1998 , с. 98.
- ^ Фрай 1975 , с. 154.
Источники
[ редактировать ]- Дален, Ашк (2016), «Литературный интерес к зороастризму в Иране десятого века: случай рассказа Дакики о Гоштаспе и Заратустре в Шахнаме», в Уильямсе, Алан; Стюарт, Сара (ред.), Зороастрийское пламя: изучение религии, истории и традиций , IB Tauris, стр. 249–276, ISBN 9780857728869 .
- Фрай, Р.Н. (1975). «Саманиды» . Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 136–161. ISBN 978-0-521-20093-6 .
- Литвинский, Ахмад Хасан Дани (1998). История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений, с 750 г. н. э. до конца 15 века . ЮНЕСКО. ISBN 9789231032110 .
- Халеги-Мотлах, Джалал (1993). «ДАКИКЕ, АББУ МАНШУР АХМАД». Энциклопедия Ираника, Том. VI, связка. 6 . пп. 661–662.