Астрономия Ширвани
Астрономия Ширвани | |
---|---|
Рожденный | 1107 Шемахи , Ширван |
Умер | в. 1155 (47–48 лет) Ширван |
Занятие |
|
Жанр | Жадность |
Мухаммад Фалаки ( персидский : محمد فلکی ; 1107–1155), широко известный как Фалаки Ширвани ( فلکی شروانی ), был поэтом, служившим при дворе ширваншаха Манучихра III ( годы правления 1120 – после 1160 ). Ученик поэта Хакани , Фалаки известен как автор персидского дивана (сборника стихов), из которого сохранилось 1512 стихов. Он сыграл ведущую роль в раннем развитии хабсията ( тюремной поэзии), жанра в персидской литературе .
Как и другие поэты своего времени, Фалаки был заключен в тюрьму из-за клеветы , распространяемой его соперниками. Предполагалось, что Фалаки умер вскоре после освобождения из-за пережитого там стресса.
Биография
[ редактировать ]Персидского происхождения, [1] Фалаки Ширвани родился в 1107 году в городе Шамахи в Ширване . [2] регион, ныне расположенный на территории современного Азербайджана . [3] Город служил столицей правителей Ширвана Ширваншахов. [4] В своей работе Фалаки называет себя «Мухаммед Фалаки», но в некоторых тазкирах (сборниках биографий) он упоминается под другими именами, например, Абуль-Низам Джалалуд-Дин, Афсахуд-Дин, Наджмуд-Дин. Дин, или Муайидуд-Дин Усман. [5] «Фалаки» — это его псевдоним , а настоящее имя — Мухаммед. Из-за того, что первое слово означает «астроном», а поэт Хакани упомянул, что Фалаки «знал тайны девяти сфер», можно предположить, что Фалаки был профессиональным астрономом. Однако это могла быть и игра слов Хакани. [1] Фалаки был учеником Хакани, несмотря на то, что был старше. [6]
Согласно истории, сообщенной более поздними биографами, такими как Давлатшах Самарканди , Фалаки и Хакани были учениками поэта Абу'л-Ала Гянджеви . Хагани женился на дочери Абу'л-Ала Гянджеви, а Фалаки получил 20 000 дирхамов , что его разочаровало. Абу'л-Ала Гянджеви сказал Фалаки, что на эти деньги он сможет купить пятьдесят турецких служанок, более красивых, чем новая жена Хагани. [7] Иранолог Анна Ливия Белаерт не считает эту историю реальной, утверждая, что ни одна ее часть не упоминается в трудах Хакани, в которых упоминаются как Фалаки, так и Абу'л-Ала Гянджеви. [8] У Фалаки была жена, которая умерла вскоре после рождения дочери. Остальные его родственники (за исключением дочери) также умерли. [9] Подобно Хакани и Абу'л-Ала Гянджеви, Фалаки служил придворным поэтом ширваншаха Манучихра III ( годы правления 1120 – после 1160 ). [10]
Как и другие поэты своего времени (Хакани, Муджир ад-Дин Байлакани и, вероятно, Абу'л-Ала Гянджеви), Фалаки был заключен в тюрьму из-за клеветы, распространяемой его соперниками. [2] Его заточение состоялось в крепости Шабаран , где он пробыл некоторое время. [1] После освобождения Фалаки написал оду , в которой утверждал, что заключение чуть не убило его и оставило «просто скелет». Неизвестно, разрешили ли Фалаки вернуться в королевский двор или нет. Индийский ученый Хади Хасан, отметив, что Хакани назвал смерть Фалаки «преждевременной», счел более правдоподобным то, что Фалаки вскоре умер в результате стресса, который он перенес во время заключения. [11]
Смерть Манучихра III не упоминается в трудах Фалаки, что указывает на то, что Фалаки умер раньше него. [10] На основании этого предположение таких авторов, как Таки Каши, о том, что Фалаки умер в 1181/82 году, было отклонено историком Франсуа де Блуа. [1] Хади Хасан предположил, что Фалаки умер в ок. 1155 год в Ширване. [12] [10] По словам Таки Каши, Фалаки похоронен в Шемахе. [11] Хакани посвятил панегирик . ему [1]
Работает
[ редактировать ]
Известно, что Фалаки является автором персидского дивана (сборника стихов), из которого сохранилось 1512 стихов. [10] В 1929 году Хади Хасан опубликовал свой сборник стихов Фалаки, которые он собрал из антологии в Мюнхене , а также стихи, на которые ссылаются другие произведения. В 1958 году он опубликовал обновленную версию, основанную на недавно обнаруженных стихах в рукописи из Мадраса и переработанной версии своего предыдущего сборника. [1] Единственный правитель, фигурирующий в творчестве Фалаки, — Манучихр III. [13] которого Фалаки описывает в нескольких сценариях, таких как его победа над аланами и «хазарами» ( кипчаками ), как он захватил части Аррана , как он построил города Кардинан и Садун и как он восстановил плотину Бакилани. [10]
Фалаки - первый известный ширванский композитор жанра хабсият (тюремная поэзия), который также сыграл роль в его раннем развитии. В этом жанре есть три важных слова: гам (печаль), михнат (страдание) и рандж (страдание). Эти слова начали обособляться друг от друга еще на раннем этапе развития жанра. Гам выражает мрачную отставку. Михнат передает непреходящую несправедливость, связанную с универсальным государством. Поэты в Ширване начали использовать слово михнат, чтобы передать ту же физическую усталость, что и его эквивалент рандж . Этот словарь был впервые составлен Фалаки: [14]
Я тону в такой скорби [ михнат ], что меня не волнуют [ гам ] эти бесконечные страдания [ рандж ].
Жанр тюремной поэзии создал персидский поэт при Газневидах Масуд Саад Салман . [15] которого Фалаки утверждал, что он ниже его по стилю. Фалаки проявлял тревогу за влияние , пытаясь представить достижения Масуда Саада Салмана менее важными, одновременно используя фирменный жанр последнего. [16] Историк Ребекка Гулд считает, что влияние Фалаки на тюремную поэзию бледно по сравнению с влиянием Масуда Саада Салмана, но утверждает, что он по-прежнему играл важную роль в этом жанре, способствуя его географической передаче и передаче из поколения в поколение. [6]
Фалаки считал себя на одном уровне с Абу Нувасом (умер в 810 г.) и Абу Таммамом (умер в 846 г.). Чешский востоковед Ян Рыпка счел «странным», что Фалаки не вспомнил ни об одном современном поэте, заслуживающем упоминания. [2] Известно, что и Салман Саваджи (умер в 1376 г.), и Исмат Бухараи (умер в 1425/26 г.) копировали стиль поэзии Фалаки, хотя первый никогда в этом не признавался. [17] По мнению Гулда, работы Фалаки, Хакани, Абу'л-Ала Гянджеви и Муджира ад-Дина Байлакани полностью подтверждают утверждение ученых о том, что на Персидском Кавказе возникла особая литературная традиция, сравнимая с традициями Бухары , Хорезма и Хорасана . [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж де Блуа 2004 , с. 277.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рыпка 1968 , с. 575.
- ^ Босворт 2011b .
- ^ Босворт 2011a .
- ^ Хасан 1929 , с. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гулд 2022 , с. 92.
- ^ Хасан 1929 , с. 55.
- ^ Беларт 2010 , стр. 522–523.
- ^ Хасан 1929 , стр. 55–56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хасан 1965 , с. 764.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хасан 1929 , с. 59.
- ^ Хасан 1929 , стр. 59–60.
- ^ де Блуа 1999 , с. 169.
- ^ Гулд 2022 , с. 78.
- ^ Гулд 2022 , с. 59.
- ^ Гулд 2022 , с. 90.
- ^ Рыпка 1968 , с. 576.
- ^ Гулд 2022 , с. 99.
Источники
[ редактировать ]- Беларт, Анна Ливия (2010). «Хакани Шервани и. Жизнь» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XV/5: Хамса Джамали-Карима Девоны . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 522–523. ISBN 978-1-934283-28-8 .
- де Блуа, Франсуа (1999). «Фалаки Шарвани» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/2: Раскопки IV – Фараби В. Музыка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 169. ИСБН 978-0-933273-27-6 .
- де Блуа, Франсуа (2004). Персидская литература - Биобиблиографический обзор: Поэзия домонгольского периода (Том V) . Рутледж. ISBN 978-0947593476 .
- Босворт, CE (2011a). «Шерваншахи» . Энциклопедия Ираника .
- Босворт, CE (2011b). «Шерван» . Энциклопедия Ираника .
- Гулд, Ребекка Рут (2022). Персидская тюремная поэма . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474484015 .
- Хасан, Хади (1929). Фалаки-и-Ширвани: его времена, жизнь и труды . Лондонский университет.
- Хасан, Хади (1965). «Фалаки Сурирвани» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 764. OCLC 495469475 .
- Рыпка, Ян (1968). «Поэты и прозаики позднесельджукского и монгольского периодов». В Бойле, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 550–625. ISBN 0-521-06936-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . У. Хеффер и сыновья, ООО