Рудаки
Рудаки | |
---|---|
![]() Статуя Рудаки в Душанбе , Таджикистан | |
Рожденный | в. 858 Бани , Империя Саманидов |
Умер | 940/41 (82 или 83 года) Бани, Империя Саманидов |
Занятие |
|
Язык |
Рудаки (также пишется Родаки ; персидский : رودکی ; ок. 858–940 /41) был поэтом , певцом и музыкантом, который считается первым крупным поэтом, писавшим на новоперсидском языке . Придворный поэт при Саманидах , он, как сообщается, сочинил более 180 000 стихов, однако сохранилась лишь небольшая часть его произведений, в первую очередь небольшая часть его стихосложения Калила ва-Димна , сборника индийских басен.
Родившийся в селе Баной (расположенном на территории современного Рудака ), Рудаки провел большую часть карьеры при дворе Саманидов. Хотя биографические данные связывают его с эмиром ( правителем) Саманидов Насром II ( годы правления 914–943 ), он, возможно, уже присоединился ко двору при предшественнике последнего, Ахмаде Самани ( годы правления 907–914 ).
Успех Рудаки во многом был обусловлен поддержкой его главного покровителя, визиря Абуль-Фадла аль-Балами (умер в 940 г.), сыгравшего важную роль в расцвете новоперсидской литературы в X веке. После падения Балами в 937 году карьера Рудаки ухудшилась, и в конечном итоге его уволили из суда. После этого он прожил свои последние годы в бедности, умирая слепым и одиноким в своем родном городе.
В Иране Рудаки признают «основателем новоперсидской поэзии», а в Таджикистане — «отцом таджикской литературы ».
Имя
[ редактировать ]Его полное имя было Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад ибн Хаким ибн Абд ар-Рахман ибн Адам аль-Рудхаки аль-Шаир ас-Самарканди ( персидский : Абу Абдулла Джафар ибн Мухаммад ибн Хаким ибн Абд ар-Рахман ибн Адам ар-Рудаки аш-Шаир ас-Самарканди ). Правильная транслитерация его имени — «Родхаки», а «ар-Рудхаки» — арабизированная форма. [1] Другие транслитерации включают Рудаги , Равдхаги и Рудхаги . [2]
Фон
[ редактировать ]О жизни Рудаки мало информации, многое реконструировано по его стихам. [3] Он жил в эпоху Империи Саманидов (819–999), при которой новоперсидская литература . стала развиваться и процветать [4] [5] Рудаки персидского происхождения родился в ок. 858 г. , в селе Баной (Панджруд), расположенном в районе Рудак между Самаркандом и Бухарой . [2] Слепота Рудаки подразумевается в трудах ранних поэтов, таких как Дакики (умер в 977 г.), Фердоуси (умер в 1020/25 г.), Абу Зураа аль-Муаммари ( ) 10 век и Насир Хосров (умер после 1070 г.). . Историк Ауфи (умер в 1242 г.) даже говорит, что Рудаки родился слепым, но это подвергается сомнению некоторыми современными учеными из-за выразительной картины природы, данной Рудаки в его трудах. [6]
Помимо того, что Рудаки был поэтом, он также был певцом и музыкантом. [7] Начиная с эпохи Сасанидского Ирана (224–651 гг.), стихи обычно исполнялись как песни, используемые в музыке. [8] При Сасанидах официальным, религиозным и литературным языком был среднеперсидский . [9] После мусульманского завоевания Ирана язык вступил в новую фазу, известную как новый персидский . [10] Однако он не происходит от литературной формы среднеперсидского языка (известной как парсик , обычно называемой пехлеви), на которой говорили жители Фарса и которая использовалась в зороастрийских религиозных писаниях. Вместо этого он произошел от диалекта, на котором говорили при дворе сасанидской столицы Ктесифона и северо-восточного иранского региона Хорасан . [10] [11] В этот период новоперсидский язык был известен как дари или парси-и дари . [9]
Карьера
[ редактировать ]
Сообщается, что к восьми годам Рудаки выучил Коран наизусть и владел поэзией. Его научил играть на чанге известный музыкант по имени Абу'л-Абак Бахтияр. [2] В ранние годы Рудаки стал популярной фигурой благодаря своему прекрасному голосу, умению писать стихи и играть на чанге. [12] Сохранившиеся биографические сведения связывают Рудаки с саманидским эмиром (правителем) Насром II ( годы правления 914–943 ) или с его визирем Абуль-Фадлом аль-Балами (умер в 940 г.). [1] Однако, по мнению литературоведа Сасана Табатабаи, Рудаки, очевидно, уже присоединился к двору Саманидов при отце и предшественнике Насра II Ахмаде Самани ( годы правления 907–914 ). Табатабай утверждает, что это доказано в стихотворении Рудаки, где он пытается утешить Ахмада Самани после смерти его отца Исмаила Самани в 907 году. [13]
Карьера Рудаки при дворе Саманидов считается самой важной частью его жизни. Роль придворного поэта заключалась не только в развлечении других, но и была важным аспектом персидского двора. По мнению первого сасанидского царя Ардашира I ( годы правления 224–242 ), поэт был «частью правления и средством укрепления правления». Помимо аплодисментов сюзерену и его владениям, поэт также должен был давать советы и моральные указания, а это означало, что Рудаки, скорее всего, тоже имел опыт в этой области. [13] Успех Рудаки во многом был обусловлен поддержкой его главного покровителя Балами. Последний сыграл важную роль в расцвете персидской литературы в X веке. [14] Балами считал Рудаки лучшим среди персидских и арабских поэтов. [15]
Рудаки был близким другом своего ученика Шахида Балхи , ведущего поэта и учёного царства Саманидов. После смерти Шахида Балхи в 936 году Рудаки написал для него элегию . [12] Карьера Рудаки пошла на спад после падения Балами в 937 году. [7] Вскоре он впал в немилость эмира и был уволен из суда. [15] После этого Рудаки прожил свои последние годы в бедности, умер слепым и одиноким в своем родном городе в 940 или 941 году. [15] [16]
Французский иранолог Жильбер Лазар считал, что первым преемником Рудаки был Абу-Шакур Балхи , написавший множество матнави , в частности «Афарин-наме» . [17]
Работает
[ редактировать ]
По словам Асади Туси , диван (сборник коротких стихотворений) Рудаки состоял из более чем 180 000 стихов, но большая их часть утеряна. То немногое, что осталось от сочинений Рудаки, в основном отдельные стихи, можно найти в персидских словарях, особенно в «Лугхат-и Фурс» Асади Туси. Сохранилось также несколько полных стихотворений, в первую очередь касыда (восхваление или ода ), состоящая из почти 100 стихов, цитируемых в анонимном Тарих-и Систане . [1] Касида в качестве была посвящена Абу Джафару Ахмаду ибн Мухаммаду , который правил регионом Систан саманидского правителя с 923 по 963 год. [1] [16] В нем Рудаки называет Абу Джафара аристократом сасанидского происхождения и «гордостью Ирана», тем самым указывая на ощущение преемственности иранской идентичности от сасанидского периода до периода Саманидов. [18] За это стихотворение Абу Джафар наградил Рудаки 10 000 динарами . [19]
Самым известным произведением Рудаки является его стихотворение « Калила ва-Димна» . [1] сборник индийских басен. [15] Наср II приказал Балами перевести книгу с арабского на персидский, а затем назначил «переводчиков» читать ее вслух, чтобы слепой Рудаки мог перевести ее в стихи. [1] [16] Сохранилось лишь несколько стихов Рудаки. [15] Некоторые из них были идентифицированы в Лугат-и Фурс . [16] Сохранившиеся стихи Рудаки, как правило, легко понять грамотным персидским читателям, несмотря на различия в терминологии, словоформах, а также моделях фраз и предложений. [20]
Хотя Рудаки в своих произведениях проявлял происмаилитские симпатии, его поэзия носит полностью светский характер. [21] Ислам прочно утвердился к X веку, однако персы все еще помнили свою глубоко укоренившуюся зороастрийскую историю. [22] Рудаки был более склонен отсылать к древним иранским и зороастрийским понятиям, а не к мусульманским. [21] Некоторые стихотворения Рудаки были написаны в доисламском стиле андарз , то есть этических учений, дружеской критики и советов по правильному поведению как в частной, так и в общественной жизни. [22] Пример зороастрийских корней Рудаки можно увидеть в отрывке, где он говорит о своем покровителе: [2]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Рудаки считается первым крупным поэтом, писавшим на новоперсидском языке. Хотя ему предшествовали другие поэты, писавшие на новоперсидском языке, такие как Абу Хафс Согди (умер в 902 г.), большая часть их произведений не сохранилась. В Иране Рудаки признают «основателем новоперсидской поэзии», а в Таджикистане — «отцом таджикской литературы». [а] оба утверждения, по мнению иранолога Ричарда Фольца , не противоречат друг другу. [8] Жизнь Рудаки изображена в фильме 1957 года « Судьба поэта» , написанном Сатимом Улугзаде (умер в 1997 году). В следующем году последний написал пьесу о Рудаки под названием « Рудаки» , ставшую первой таджикской биографической драмой. [24]
1100-летие со дня рождения Рудаки было отмечено Ираном и Таджикской Советской Социалистической Республикой в 1958 году, которые вместе провели конференцию, к которой присоединились несколько выдающихся иранских и таджикских ученых. Именно в этот период было обнаружено захоронение Рудаки в Панджруде. Советский археолог и антрополог Михаил Михайлович Герасимов (умер в 1970 г.) раскопал и проанализировал останки Рудаки, которые использовал для воссоздания лица последнего на скульптуре. После распада Советского Союза Рудаки стал более сильным представителем таджикской идентичности, а также укрепил их связи с остальным персоязычным миром. [2]
По словам Найла Грина , Рудаки «возвестил новую эру персидской письменности». [25] Иранолог Франсуа де Блуа утверждает, что Рудаки «был самым знаменитым персидским поэтом до Фирдоуси». [6] После своей смерти Рудаки продолжал оставаться очень популярной фигурой в течение примерно двух столетий, вплоть до монгольского периода , когда он стал непопулярным среди высококвалифицированных поэтов того времени. Однако о нем не забыли, о чем свидетельствует присвоение его имени Псевдо- Диван-и Рудаки , называемому «одним из печально известных литературные махинации» де Блуа. Такие ученые, как Хасан ибн Люфт Аллах ар-Рази 17-го века и Реза-Коли Хан Хедаят 19-го века, оба легко признали, что «Псевдо- Диван-и Рудаки » в основном состоял из стихов Катрана Тебризи ( умер после 1088 г.), а остальные были уже известными стихами Рудаки, упоминавшимися в тадкирах (биографических словарях). [26]
В XIX веке популярность Рудаки возродилась вместе с другими древними хорасанскими поэтами. [26]
- Марка, посвященная 1100-летию со дня рождения Рудаки, выпущенная Пехлеви Ираном в 1942 году.
- Марка, посвященная 1100-летию со дня рождения Рудаки, выпущенная Советским Союзом в 1958 году.
- Марка Рудаки, выпущенная Таджикистаном в 2008 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Таджикский язык — это форма новоперсидского языка, на котором говорят в Центральной Азии. Это официальный язык Таджикистана, где он пишется измененной кириллицей . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блуа, 1971 год .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эпинетт 2022 .
- ^ Табатабай 2010 , с. 2.
- ^ Негматов 1998 , с. 97.
- ^ Босворт и Кроу 1995 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Блуа 2004 , с. 191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рыпка 1968 , с. 144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фольц 2019 , с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лазард 1975 , с. 596.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол 2000 .
- ^ Перри 2011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Негматов 1998 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Табатабай 2010 , с. 3.
- ^ Табатабай 2010 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Табатабай 2010 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д де Блуа 2004 , с. 192.
- ^ Лазард 1975 , с. 623.
- ^ Ашраф 2006 , стр. 507–522.
- ^ Босворт 1975 , с. 132.
- ^ Хиллманн 2022 , с. 337.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Старр 2015 , с. 227.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Табатабай 2010 , с. 9.
- ^ Перри 2009 .
- ^ Рыпка 1968 , с. 574.
- ^ Зеленый 2019 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Блуа 2004 , с. 193.
Источники
[ редактировать ]- Ашраф, Ахмад (2006). «Иранская идентичность III. Средневековый исламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/5: Иран X. Религии в Иране-Ираке V. Период Сефевидов . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 507–522. ISBN 978-0-933273-93-1 .
- Босворт, CE (1975). «Тахириды и Саффариды». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE и Кроу, Иоланда (1995). «Саманиды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- де Блуа, Франсуа (1971). «Рудаки» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469525 .
- де Блуа, Франсуа (2004). Персидская литература - Биобиблиографический обзор: Поэзия домонгольского периода (Том V) . Рутледж. ISBN 978-0947593476 .
- Брюйн, JTP де (1978). «Иран, vii. — Литература» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 52–75. OCLC 758278456 .
- Эпинетт, Мишель (2022). «Рудаки» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Фольц, Ричард (2019). История таджиков: иранцы Востока . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1784539559 .
- Грин, Нил (2019). «Введение: границы персидского мира (ок. 800–1900)». В Грине, Нил (ред.). Персидский мир: границы евразийского лингва-франка . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–72. ISBN 978-0520972100 .
- Хиллманн, Майкл Крейг (2022). «Использование переводов классических персидских стихотворений в изучении персидского языка». Справочник Рутледжа по персидскому литературному переводу . Рутледж. стр. 334–385. ISBN 978-0367510411 .
- Лазард, Г. (1975). «Возникновение нового персидского языка». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–633. ISBN 0-521-20093-8 .
- Негматов Н.Н. (1998). «Государство Саманидов». История цивилизаций Центральной Азии, Том IV . ЮНЕСКО. ISBN 978-9231034671 .
- Пол, Людвиг (2000). «Персидский язык и. Ранний новоперсидский» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Перри, Джон (2009). «Таджик ii. Таджик-персидский» . Энциклопедия Ираника .
- Перри, Джон Р. (2011). «Персидский» . В Эдзарде, Лутц; де Йонг, Рудольф (ред.). Энциклопедия арабского языка и лингвистики . Брилл Онлайн.
- Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-9401034814 .
- Старр, С. Фредерик (2015). Утерянное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691165851 .
- Табатабай, Сассан (2010). Отец персидского стиха: Рудаки и его поэзия . Издательство Лейденского университета. ISBN 978-9087280925 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фушекур, Шарль-Анри де (2004). «Иран viii. Персидская литература (2) Классическая» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/4: Иран V. Народы Ирана – Иран IX. Религии Ирана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 414–432. ISBN 978-0-933273-90-0 .