Ярость Балхи

Рабия Балхи , также известная как Рабия аль-Куздари (или Хуздари ) [а] был писателем 10-го века, сочинявшим стихи на персидском и арабском языках . Она первая известная поэтесса, писавшая на персидском языке.
Не мистическая поэтесса, ее образы позже были преобразованы в образы поэта-мистика такими авторами, как Аттар из Нишапура (умер в 1221 году) и Джами (умер в 1492 году). Она стала полулегендарной фигурой, прославившейся своей историей любви с рабом Бекташем.
XV века Накшбанди Ее святыня находится в мавзолее суфия Ходжи Абу Насра Парсы (умер в 1460 году) в городе Балх , ныне современный Афганистан . Ее отмечают в провинции Белуджистан в Пакистане , Афганистане и Иране , где ее именем названы различные школы, больницы и дороги.
Фон
[ редактировать ]Она известна под разными именами: Рабия Балхи, Рабия аль-Куздар (или Хуздари), а также анонимно как «дочь Кааба». Большую часть ее жизни считают неясной. [1] Говорят, что Рабиа происходил из арабской семьи, поселившейся в Хорасане после мусульманского завоевания . [2] Иранолог Владимир Минорский считал ее фамилию Куздари связывающей ее с городом Хуздар в Белуджистане . Немецкий востоковед Хельмут Риттер отверг версию о том, что отец Рабии был арабом, правившим Балхом , что современный историк Тахера Афтаб считает косвенным подтверждением связи Рабии с Хуздаром. [4] По мнению иранолога Хамида Дабаши , Рабия была персианской арабкой. [5]
Биография
[ редактировать ]Рабия жила в тот же период, что и поэт Рудаки (умер в 940/41 г.), и является первой известной персидской поэтессой. [2] Она твердо придерживалась суфизма и сочиняла стихи на персидском и арабском языках. [1] XIV века Поэт и антолог Джаджарми утверждает, что Рабиа написала персидское стихотворение, в котором для шахады и лахвалы использовался арабский язык , что, по мнению иранолога Франсуа де Блуа, демонстрирует ее энтузиазм по поводу двуязычных трюков. [6]
Рабия появляется в « Любаб уль-Альбаб» , сборнике персидских поэтов, составленном писателем XII и XIII веков Ауфи (умер в 1242 году). В сборнике о ней говорится следующее: «Дочь Кааба, хотя и была женщиной, в достижениях превосходила мужчин. Она обладала большим умом и острым темпераментом. Она постоянно играла в любовную игру и восхищалась красивыми юношами. ." [1] Рабия входит в число тридцати пяти женщин-суфиев, упомянутых в персидском труде XV века «Нафахат аль-Унс» , биографическом сборнике, составленном Джами (умер в 1492 году). Называя ее «дочерью Кааба», Джами рассказывает эту историю через выдающегося суфийского мастера и поэта Абу Саида Абу'л-Хайра (умер в 1049 г.), сообщая, что она влюбилась в раба. [7]
Романтизированная версия этой истории появляется в «Илахи-наме» суфийского поэта Аттара из Нишапура (умер в 1221 г.) в рассказе « Хикаят Амир-и Балх ва ашик шудан духтар-и о» («история вождя Балха и его дочь влюбляется»). История повествует о любовной связи Рабии с Бекташем, рабом ее брата Хариса, и заканчивается смертью Рабии и Бекташа. Аттар также не использует имя «Рабия», говоря о ней, а вместо этого называет ее Зайнул Араб («украшение арабов»). Он сообщает, что она была настолько привлекательна, что описать ее красоту было практически невозможно. Франсуа де Блуа отвергает историю Аттара, считая, что она «не имеет ценности как биографический источник» для Рабии. [7]
Современный историк Сунил Шарма отмечает, что Рабиа изначально начинала как немистическая фигура , которую Ауфи изображал как «умную женщину, преследующую мальчиков», и лишь позже такие авторы, как Аттар и Джами, изображали ее как поэта-мистика. [3] Дабаши отмечает, что Рабия позже стала «полулегендарной фигурой, которая предположительно написала свои последние стихи своей кровью на стенах тюрьмы, в которой она находилась, из-за своей любви к рабу по имени Бекташ». [8] Ее история любви с Бекташем побудила писателя XIX века Реза-Коли Хана Хедаята (умер в 1871 году) написать романтический эпос «Голестан-е Эрам» или «Бекташ-нама» , в котором рассказывается история двух пар. [9] [10]
XV века Накшбанди Святыня Рабии расположена в мавзолее суфия Ходжи Абу Насра Парсы (умер в 1460 году) в городе Балх, ныне современный Афганистан . [11] Храм был отремонтирован в период с 2012 по 2016 год. [12] Ее отмечают в провинции Белуджистан в Пакистане , Афганистане и Иране , где ее именем названы различные школы, больницы и дороги. Женщины считают ее заменой утраченному голосу. Афганский фильм 1974 года «Рабия из Балха» не только сыграл центральную роль в кинематографе страны , но, по словам Кристы Женевьевы Лайнс, «также в образе протофеминистского политического агентства, которое во многих отношениях напоминает этнический призыв к справедливости». в » Софокла «Антигоне ». [11]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Афтаб 2022 , с. 205.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дабаши 2012 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарма 2009 , с. 151.
- ^ Афтаб 2022 , стр. 206–207.
- ^ Дабаши 2012 , с. 90.
- ^ Блуа 2004 , с. 189.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Афтаб 2022 , с. 206.
- ^ Дабаши 2012 , стр. 89–90.
- ^ Лосенский 2003 , стр. 119–121.
- ^ Рыпка 1968 , с. 144.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Афтаб 2022 , с. 207.
- ^ Сохранение комплекса Ходжа Парса .
Источники
[ редактировать ]- Афтаб, Тахера (2022). Суфийские женщины Южной Азии: скрытые друзья Бога . Брилл. ISBN 978-9004467170 .
- Блуа, Франсуа де (2004). Персидская литература - Биобиблиографический обзор: Поэзия домонгольского периода (Том V) . Рутледж. ISBN 978-0947593476 .
- Дабаши, Хамид (2012). Мир персидского литературного гуманизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06759-2 .
- «Сохранение комплекса Ходжа Парса» . Archnet.org . Проверено 30 октября 2022 г.
- Лосенский, Пол Э. (2003). «Хедаят, Резаколи Хан» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XII/2: Хедаят аль-мотааллемин – Герат VII . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 119–121. ISBN 978-0-933273-75-7 .
- Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-9401034814 .
- Шарма, Сунил (2009). «От Ашеши до Нур Джахана: формирование классического персидского поэтического канона женщин» . Журнал персидских исследований (2). Брилл : 148–164. дои : 10.1163/187470909X12535030823698 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хавлиоглу, Дидем (2017). Мири Хатун: Перформанс, гендерные изменения и подрывная деятельность в интеллектуальной истории Османской империи . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0815635376 .
- Хиллманн, Майкл Крейг (2022). «Использование переводов классических персидских стихотворений в изучении персидского языка». Справочник Рутледжа по персидскому литературному переводу . Рутледж. стр. 334–385. ISBN 978-0367510411 .