Джафар Панахи
Джафар Панахи | |
---|---|
Джафар Панахи | |
Рожденный | |
Национальность | Иранский |
Альма-матер | Иранский колледж кино и телевидения радиовещания |
Занятия |
|
Годы активности | 1988 – настоящее время |
Известный | Белый шар Круг Это не фильм Такси |
Супруг | Тахер Саиди [1] |
Дети | 2 |
Награды | Золотой лев (2000) Особый взгляд (2003) Sakharov Prize (2012) Золотой Медведь (2015) |
Военная карьера | |
Верность | Иран |
Услуга/ | Армия |
Лет службы | 1980–1982 |
Битвы/войны |
Джафар Панахи ( персидский : جعفر پناهی , [d͡ʒæˈfæɾ pænɒːˈhiː] ; родился 11 июля 1960 года) — иранский кинорежиссёр , сценарист и монтажёр , обычно связанный с Новая волна» иранским кинодвижением « . После нескольких лет создания короткометражных фильмов и работы помощником режиссера у коллеги-иранского режиссера Аббаса Киаростами Панахи добился международного признания своим дебютным полнометражным фильмом « Белый воздушный шар» (1995). Фильм получил « Золотую камеру» на Каннском кинофестивале 1995 года — это первая крупная награда, которую иранский фильм получил в Каннах.
Панахи быстро был признан одним из самых влиятельных режиссеров Ирана. Его фильмы часто запрещались в Иране, но он продолжал получать международное признание кинотеоретиков и критиков и получил множество наград, в том числе « Золотого леопарда» на Международном кинофестивале в Локарно за фильм «Зеркало» (1997), « Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. за «Круг» (2000) и « Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за «Офсайд» (2006). [2] Его фильмы известны своим гуманистическим взглядом на жизнь в Иране, часто сосредотачиваясь на невзгодах детей, бедняков и женщин. Хамид Дабаши писал: «Панахи не делает того, что ему говорят — на самом деле он сделал успешную карьеру, не делая того, что ему говорят». [3]
После нескольких лет конфликта с иранским правительством по поводу содержания его фильмов (включая несколько краткосрочных арестов) Панахи был арестован в марте 2010 года вместе с женой, дочерью и 15 друзьями, а затем обвинен в пропаганде против иранского правительства. . Несмотря на поддержку кинематографистов, киноорганизаций и правозащитных организаций по всему миру, в декабре 2010 года Панахи был приговорен к шести годам тюремного заключения и 20-летнему запрету на режиссуру любых фильмов, написание сценариев, дачу интервью иранским или зарубежным СМИ или выезд из страны, кроме как для лечения или совершения хаджа . [4] В ожидании результата апелляции он снял документальный фильм «Это не фильм» (2011) в форме видеодневника. Его контрабандой вывезли из Ирана на флэш-накопителе, спрятанном внутри торта, и показали на Каннском кинофестивале 2011 года . В феврале 2013 года на 63-м Берлинском международном кинофестивале были показаны «Закрытый занавес » ( Парде ) Панахи и Камбузии Партови в конкурсе ; Панахи получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий. Премьера последующего фильма Панахи «Такси» также состоялась на конкурсе 65-го Берлинского международного кинофестиваля в феврале 2015 года и получила « Золотого медведя» - приз, присуждаемый за лучший фильм фестиваля. [5] В 2018 году он получил премию Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (вничью) за фильм «Три лица» ; он не смог покинуть Иран, чтобы присутствовать на фестивале, поэтому его дочь Солмаз Панахи прочитала его заявление и получила награду от его имени. [6]
1960–1979: Молодость
[ редактировать ]Панахи родился в Миане , Иран, в иранской азербайджанской семье. [7] Он описал свою семью как рабочий класс и вырос с четырьмя сестрами и двумя братьями. [8] Его отец работал маляром. Его семья говорила по-азербайджански дома - по-персидски . , но с другими иранцами [9] Когда ему было десять лет, он писал на 8-миллиметровой пленочной камере. Он также снялся в одном фильме и помогал директору библиотеки Кануна запустить программу, обучающую детей пользоваться пленочной камерой. [9] Начиная с 12 лет, Панахи работал после школы, чтобы позволить себе пойти в кино. Его бедное детство помогло сформировать гуманистическое мировоззрение его фильмов. [10]
1980–1994: Образование и начало кинокарьеры.
[ редактировать ]В 20 лет Панахи был призван в иранскую армию и участвовал в ирано-иракской войне , работая армейским оператором с 1980 по 1982 год. [11] В 1981 году он был схвачен курдскими повстанцами и удерживался 76 дней. [9] О своем военном опыте он снял документальный фильм, который в конечном итоге был показан по телевидению. После завершения военной службы Панахи поступил в Колледж кино и телевидения в Тегеране, где изучал кинорежиссуру и особенно ценил работы Альфреда Хичкока , Говарда Хоукса , Луиса Бунюэля и Жана-Люка Годара . [9] В школе он впервые встретил и подружился с режиссером Парвизом Шахбази и оператором Фарзадом Джодатом , снявшим все ранние работы Панахи. Во время учебы в колледже он проходил стажировку в Центре Бандар-Аббас на побережье Персидского залива, где снял свои первые короткометражные документальные фильмы. [12] Он также начал работать помощником режиссера над фильмами своего профессора, прежде чем окончил учебу в 1988 году. [13] [14] [15]
Панахи снял несколько короткометражных документальных фильмов для иранского телевидения через Исламской Республики Иран канал 2 . Его первый короткометражный фильм « Раненые головы» ( «Яралы Башлар ») представлял собой документальный фильм о незаконной траурной традиции отрезания голов в азербайджанском регионе северного Ирана. В фильме запечатлена траурная церемония по третьему шиитскому имаму, Имаму Хусейну, во время которой люди били ножами по головам до крови. Панахи пришлось снимать тайно, и фильм был запрещен на несколько лет. В 1988 году Панахи снял «Второй взгляд» ( Negah-e Dovvom ), закулисный документальный короткометражный фильм о создании фильма Камбузии Партови « Гольнар» . Основное внимание уделяется кукловоду для фильма Партови и его отношениям со своими марионетками. [16] [17] Он не был выпущен до 1993 года. [12] В 1990 году работал ассистентом режиссера в фильме Партови «Рыба» (1991).
В 1992 году Панахи снял свой первый короткометражный фильм « Друг» ( Doust ), посвященный первому короткометражному фильму Киаростами «Хлеб и переулок» . [18] В том же году Панахи снял свой второй короткометражный рассказ « Выпускной экзамен» ( Ахарин Эмтехан ). В обоих фильмах снимались непрофессиональные актеры Али Азизоллахи и Мехди Шахаби, и в том же году они получили награды за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучший монтаж на Национальном телефестивале Ирана. [14] Вдохновленный историей молодого Луиса Бунюэля, который однажды связался с успешным кинорежиссером Жаном Эпштейном и попросил работу в кинопроизводстве, Панахи оставил на автоответчике Киаростами сообщение, в котором сказал, что ему нравятся его фильмы, и попросил работу над его следующим фильмом. Киаростами нанял Панахи своим помощником режиссера для фильма «Через оливковые деревья» . [8] [9] Он видел несколько короткометражных фильмов Панахи и в 1995 году сказал, что он «чрезвычайно одарён и может стать многообещающей фигурой в будущем нашего кино».
1995–2009: Карьера кинорежиссера.
[ редактировать ]Белый воздушный шар (1995)
[ редактировать ]В 1995 году Панахи дебютировал в художественном фильме « Белый шар» ( Badkonak-e sefid ), продюсером которого выступили IRIB-Channel 2, Ferdos Films и Фонд кино Фараби. [19] Первоначально озаглавленный «С Новым годом» разработал оригинальную историю , Панахи вместе с Парвизом Шахбази IRIB, и попытался получить финансирование от Первого канала ожидая, что это будет короткометражный фильм, но его предложение было отклонено. [14] Затем он показал свою оригинальную обработку фильма Киаростами во время съемок « Через оливковые деревья» . Киаростами посоветовал Панахи воплотить эту идею в художественный фильм и согласился написать сценарий. Во время поездки на машине на съемочную площадку Киаростами диктовал сценарий фильма, а Панахи записывал разговор на пленку и печатал сценарий. [9] Киаростами также помог Панахи получить финансирование от канала 2 IRIB. [8] Во время съемок фильма Панахи путешествовал по Ирану, чтобы включить в фильм представителей всех разнообразных национальностей своей страны. Он нашел главную актрису Аиду Мохаммадхани в первой школе, которую посетил, и сразу же выбрал ее на роль Разие, но прослушал 2600 мальчиков на роль брата Разие Али, прежде чем остановился на Мохсене Калифи. [20] На большинство второстепенных ролей он нанял непрофессионалов, в том числе настоящего продавца рыбы, которого он нашел на рынке в Раште, и студента колледжа, который сыграл молодого солдата. Он также выбрал профессиональную актрису Анну Борковскую на роль армянки. [14]
В фильме Разие, волевая маленькая девочка из Тегерана, хочет купить счастливую золотую рыбку к предстоящему празднованию иранского Нового года , но изо всех сил пытается получить и удержать банкноту в 500 томанов, необходимую для покупки рыбы. Панахи тесно сотрудничала с Мохаммадхани, завоевывая ее доверие и разыгрывая каждую сцену, которую она могла имитировать, при этом добавляя в спектакль свою индивидуальность. Панахи больше всего беспокоился о том, что Мохаммадхани сможет плакать по команде, поэтому он заставлял ее смотреть на него за кадром, пока он начинал плакать, заставляя ее плакать. [20] Съемки начались в начале апреля 1994 года в Кашане , Иран, и продолжались до начала июня. [14] Панахи заявил, что во время своего полнометражного дебюта он «хотел доказать себе, что я могу выполнить эту работу, что я могу успешно закончить художественный фильм и добиться хорошей игры от своих игроков». [8] Он также заявил: «В мире, где фильмы снимаются на миллионы долларов, мы сняли фильм о маленькой девочке, которая хочет купить рыбу менее чем за доллар - это то, что мы пытаемся показать». [21] В Иране фильмы с изображением детей чаще всего избегают цензуры или политических разногласий, а «Белый воздушный шар» демонстрировался исключительно в кинотеатрах, специализирующихся на детских фильмах. Из-за этого фильм имел низкую посещаемость при первом показе в иранских кинотеатрах: было продано всего 130 000 билетов.
В дальнейшем он выиграл четыре приза в Иране. [20] на Исфаханском кинофестивале для детей и юношества и на Международном кинофестивале Фаджр . В течение нескольких лет после его выхода Канал 2 Кануна транслировал фильм каждый год в первый день Нового года. [14] За пределами Ирана «Белый шар» получил отличные отзывы. [22] и был показан на Каннском кинофестивале 1995 года , где получил « Золотую камеру» . Он также получил Золотую премию губернатора Токио за лучший фильм и «Бронзового дракона» за лучший фильм молодого кино на Токийском международном кинофестивале 1995 года , премию международного жюри на Международном кинофестивале в Сан-Паулу 1995 года. [23] и приз за лучший фильм на Международном кинофестивале Cinéfest в Садбери в 1996 году . [19] Ирана Это была официальная заявка на звание лучшего фильма на иностранном языке на 68-й церемонии вручения премии Оскар ; однако иранское правительство попросило Академию отозвать фильм после того, как отношения Ирана с США начали ухудшаться. Академия отказалась отозвать фильм, который не был номинирован, а иранское правительство запретило Панахи ездить на кинофестиваль «Сандэнс» или участвовать в телефонных интервью с американскими репортерами для продвижения фильма. [24]
Зеркало (1997)
[ редактировать ]Вторым полнометражным фильмом Панахи стало «Зеркало » производства Rooz Films. [25] Первоначально Панахи собирался стать режиссёром сценария Киаростами для «Ивы и ветра» , но вместо этого решил заняться собственной работой. [14] Панахи был вдохновлен на создание фильма, когда во время посещения Международного кинофестиваля в Пусане в Южной Корее в 1996 году он заметил молодую девушку, сидящую в одиночестве на скамейке в парке и тупо глядящую в пространство, и понял, что он видел то же самое бесчисленное количество раз в Иране и никогда обратил на это внимание. Он заявил, что «выбрал не по годам развитого ребенка и поставил ее в ситуацию, когда она предоставлена самой себе. Все, кого она встречает в своем путешествии, носят маски или играют какую-то роль. Я хотел выбросить эти маски». [26] В фильме снималась Мина Мохаммадхани, сестра Аиды Мохаммадхани. Можно сказать, что в фильме Мохаммадхани играет двух персонажей: роль маленькой девочки по имени Бахаран, а затем ее саму, поскольку фильм переходит в документальный режим. Панахи сообщил, что выбрал ее после того, как обнаружил «чувство пустоты внутри нее и решимость проявить себя миру». [27] Он получил премию «Золотой леопард» на кинофестивале в Локарно , специальный приз жюри и награду за лучшую режиссуру на Сингапурском международном кинофестивале 1998 года , премию «Золотой тюльпан» на Стамбульском кинофестивале 1998 года , премию ФИПРЕССИ и премию Эйзенштейна «Волшебный кристалл и денежную сумму». на Рижском международном кинофестивале 1998 года и премию Бунюэля «Золотая эра» на кинофестивале Королевского архива в Бельгии. [25]
Круг (2000)
[ редактировать ]В 2000 году Панахи снял фильм «Круг» , продюсерами которого выступили Jafar Panahi Film Productions и Mikado-Lumiere&Co. [28] Хотя Панахи утверждал, что он не был политическим режиссером, его третий полнометражный фильм существенно отличался от его первых двух работ о детях и критиковал обращение с женщинами при исламистском режиме Ирана. [29] Панахи заявил: «Я начал свою карьеру с детских фильмов, и при этом у меня не было проблем с цензорами. Как только я начал снимать художественные фильмы, все началось, и у меня возникли проблемы». [30] но что «в своих первых фильмах я работал с детьми и молодежью, но я начал думать об ограничениях, с которыми сталкиваются эти девочки, когда они вырастают. Чтобы визуализировать эти ограничения и лучше представить это ограничение визуально, я пошел в социальный класс, который имеет больше ограничений в отношении более обездоленных областей, так что эта идея может стать еще сильнее». [31] Ему пришлось ждать целый год, чтобы получить официальное разрешение на стрельбу. [32]
Фильм был снят за 35 дней в течение 53 дней. Как обычно, Панахи задействовал непрофессиональных актеров, за исключением Фатеме Нагави и Фереште Садре Орафаи . Однажды он увидел главную актрису Наргесс Мамизаде в парке и сразу же предложил ей роль. Фильм начинается с одного длинного кадра с рук, который длится более трех минут, и для его создания потребовалось 13 попыток. [33] Панахи использовал другой стиль камеры, чтобы изобразить жизнь каждого из четырех главных героев. Для первой женщины-идеалистки он использовал портативную камеру. У второй женщины камера установлена на постоянно движущейся тележке. История третьей женщины рассказывается ночью, в темноте на улице, и камера неподвижна, с панорамами и крупными планами. Для последней, наименее оптимистичной женщины, и камера, и женщина совершенно неподвижны и используется очень мало звука. [27] Панахи представил фильм на Венецианский кинофестиваль, не получив разрешения Министерства культуры и исламской ориентации . [34] На фестивале она получила Золотого льва , премию ФИПРЕССИ, премию ЮНИСЕФ, специальное экуменическое упоминание, премию Серджио Траццати, а Мамизаде получила премию итальянского киножурналиста за лучшую женскую роль. [35] Министерство культуры и просвещения выдало разрешение на показ фильма за несколько дней до его показа на фестивале, хотя уже было известно, что он был представлен незаконно. Позже министерство запретило фильм в Иране. Панахи беспокоился, что министерство «конфискует и испортит» все копии фильма, поэтому он сделал несколько копий и спрятал их по всему Ирану. [36] Депутат Ирана по кинематографии Мохаммад-Хасан Пезешк заявил, что «Круг» был запрещен, потому что у него «такая совершенно мрачная и унизительная перспектива». [37] Позже иранские власти отозвали его из Международного кинофестиваля Фаджр за то, что он «оскорбил мусульманских женщин». [32]
Фильм получил премию ФИПРЕССИ «Фильм года» на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне . [38] вошел в 10 лучших списков критиков мира [39] и получил награду за лучший фильм на Международном кинофестивале в Монтевидео и премию за свободу выражения мнений от Национального совета по обзору . [35]
Багровое золото (2003)
[ редактировать ]«Когда такие люди, как я, делают такие вещи, мы знаем, в каком положении мы находимся. Нас признают во всем мире, и поэтому [власти] не могут на нас слишком сильно давить. Если с нами что-то случится, об этом сообщат везде и даже здесь [ в Иране]. Мы должны рискнуть расширить границы для тех детей, которые только начинают. Те, кто снимает свои первые фильмы, вынуждены делать все, что им говорят; они позволяют цензорам калечить их фильмы. до цензоров условия будут хуже для молодых кинематографистов. Это будет означать, что это кино не будет продолжаться и закончится тем немногими людьми, которые сейчас снимают фильмы. Кино может выжить, если в нем появятся новые режиссеры и режиссеры. новые фильмы. Если мы не будем сопротивляться, путь новому режиссеру будет закрыт, и поэтому в глазах следующего поколения мы будем нести ответственность. Другого пути нет».
— Джафар Панахи [36]
Панахи снял «Багровое золото» в 2003 году, продюсером выступила компания Jafar Panahi Productions. [40] В фильме рассказывается о неудавшейся попытке обедневшего доставщика пиццы ограбить ювелирный магазин и событиях, которые подтолкнули его к совершению преступления. История основана на реальных событиях, о которых Панахи впервые услышал, когда Киаростами рассказал ему эту историю, когда они застряли в пробке по пути к одной из фотовыставок Киаростами. Панахи был чрезвычайно тронут этой историей, и Киаростами согласился написать для него сценарий. [41] [42] Панахи представил фильм на Каннский кинофестиваль без разрешения Министерства культуры и исламской ориентации. [34] Панахи подал заявку на получение разрешения, но министерство потребовало сделать несколько сокращений из фильма. Панахи отказался и все равно представил фильм. [36] На фестивале он получил приз жюри «Особый взгляд» . Позже он получил премию «Золотой Хьюго» за лучший фильм на Международном кинофестивале в Чикаго . [43] Как и The Circle , Crimson Gold был запрещен в Иране. [32]
Офсайд (2006)
[ редактировать ]В 2006 году Панахи попал в офсайд . В фильме группа молодых иранских девушек переодевается мальчиками, чтобы пробраться на стадион Азади, чтобы посмотреть турнира чемпионата мира матч плей-офф отборочного по футболу между Ираном и Бахрейном . Фильм был частично снят во время самой игры, которую он изображает. [44] После Исламской революции 1979 года женщинам было запрещено посещать футбольные матчи в Иране из-за грубых и агрессивных выражений, непристойного поведения и того, что они видели мужчин в шортах и рубашках с короткими рукавами. В какой-то момент Махмуд Ахмадинежад хотел отменить закон, но улемы отклонили его. [45] Панахи заявил: «Я использую футбольный матч как метафору, чтобы показать дискриминацию женщин в более широком масштабе. Во всех моих фильмах эта тема находится в центре внимания. Это то, что я пытаюсь изменить в иранском обществе». [46] Фильм был вдохновлен инцидентом, произошедшим несколькими годами ранее, когда дочери Панахи не разрешили войти на футбольный стадион, но она все равно пробралась на стадион. [44] [47]
Зная, что фильм вызовет споры, Панахи и его команда представили иранским властям фальшивый сценарий о молодых людях, которые идут на футбольный матч, чтобы получить разрешение на создание фильма. Однако перед началом съемок Министерство руководства , которое выдает лицензии на публичный показ фильмов, заранее сообщило Панахи, что из-за его прошлых фильмов они не выдадут «Офсайду» лицензию, пока он не отредактирует свои предыдущие фильмы. Не желая пропускать турнир чемпионата мира, Панахи проигнорировал министерство и приступил к съемкам фильма. Как обычно, Панахи пригласил для фильма непрофессиональных актеров, а группа молодых девушек в главных ролях была в основном студентками университета, которых Панахи нашел через друзей, которые все были страстными фанатами футбола. [45] Фильм был снят за 39 дней, и чтобы незаметно перемещаться сквозь большие толпы людей, Панахи впервые использовал цифровое видео, чтобы иметь меньшую и более незаметную камеру. Панахи также официально назначил своего помощника режиссера режиссером фильма, чтобы не привлекать внимание Министерства руководства или дисциплинарных сил Тегерана, но ближе к концу съемок фильма в газете появилась статья о создании фильма, указанная Панахи как режиссер и обе организации попытались закрыть фильм и конфисковать отснятый материал. Осталось снять только эпизод, действие которого происходит в автобусе, поэтому Панахи смог продолжить съемки, не будучи пойманным. [48]
Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале 2006 года , где Панахи был удостоен Гран-при жюри «Серебряного медведя» . Как и до этого «Круг» и «Багровое золото» , «Офсайд» запретили показывать в Иране. [46] Панахи уже наладил прокат фильма по всему Ирану, и прогнозировалось, что фильм побьет все рекорды кассовых сборов. [48] Через два дня после запрета и за двадцать дней до игры на первенство мира нелицензионные DVD-копии фильма стали доступны по всему Ирану. [49] Панахи заявил, что из его фильмов «Офсайд » «вероятно, тот, который люди смотрели больше всего» в Иране. [48] После выхода фильма феминистская протестная группа в Иране под названием «Девочки в белом шарфе» начала появляться на футбольных матчах с транспарантами, на которых было написано: «Мы не хотим находиться в офсайде». [48] Sony Pictures Classics , дистрибьютор фильма в США, написала письмо в Министерство юстиции Ирана с просьбой показать фильм в течение как минимум одной недели в его родной стране, чтобы они могли начать кампанию по номинации фильма на лучший фильм на иностранном языке. , но министерство отказалось. [48]
Другая работа
[ редактировать ]В 1997 году Панахи снял документальный короткометражный фильм «Ардекуль» . В 2007 году он снял короткометражный фильм «Развязывание узла» для сборника фильмов «Персидский ковер» . Фильм содержит один длинный дубль и вдохновлен его детством. [27] В 2010 году он снял короткометражный фильм «Аккордеон» , который был заказан для «Тогда и сейчас за пределами границ и различий» серии короткометражных фильмов компании Art for The World . Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале 2010 года . [50] Панахи назвал ситуацию в Иране «темными веками для кинопроизводства в Иране» и что он «представлял будущее с чем-то, что стоит увидеть, документом о том, какой была жизнь в то время». [30]
Панахи снял отрывок из фильма-антологии «Год вечной бури» , мировая премьера которого состоится на Каннском кинофестивале в июле 2021 года. [51]
Юридические проблемы и споры
[ редактировать ]Ранее юридические проблемы
[ редактировать ]15 апреля 2001 года Панахи остановился в международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке по пути из Гонконга в Буэнос-Айрес , где он должен был участвовать в кинофестивале. Он был немедленно задержан сотрудниками полиции, которые хотели снять у него отпечатки пальцев и сфотографировать; Панахи отклонил оба запроса на том основании, что он не преступник. Ему угрожали тюрьмой, и он отказался ни от переводчика, ни от телефонного звонка. После того, как на него надели наручники и продержали в аэропорту до следующего утра, ему наконец разрешили позвонить своему другу профессору Джамшиду Акрами. В конце концов его сфотографировали и отправили обратно в Гонконг. [52] [53]
В 2003 году Панахи был арестован и допрошен в течение четырех часов Министерством информации Ирана, а затем освобожден после того, как ему предложили покинуть Иран. [30]
30 июля 2009 года Моджтаба Саминеджад , иранский блоггер и правозащитник, пишущий из Ирана, сообщил, что Панахи был арестован на кладбище в Тегеране , где скорбящие собрались возле могилы Неды Ага-Солтан . [54] Он смог связаться с друзьями в киноиндустрии как в Иране, так и за рубежом, а кинематографисты и средства массовой информации оказали давление на иранское правительство, чтобы те освободили его. Его задержали на восемь часов. Правительство Ирана заявило, что он был арестован по ошибке. [55]
В сентябре 2009 года Панахи отправился в Монреаль, чтобы возглавить жюри на Всемирном кинофестивале в Монреале 2009 года . На фестивале он убедил все жюри носить зеленые шарфы во время церемоний открытия и закрытия в знак солидарности с Зеленым движением в Иране. Он также открыто поддерживал и фотографировался с протестующими Иранского зеленого движения на фестивале. [56]
В феврале 2010 года Панахи попросил поехать на 60-й Берлинский кинофестиваль для участия в панельной дискуссии на тему «Иранское кино: настоящее и будущее. Ожидания внутри и за пределами Ирана». Этот запрос был отклонен. [57]
2010 лишение свободы
[ редактировать ]Джафар Панахи | |
---|---|
Уголовный статус | Осужденный |
Приговор(а) | 18 декабря 2010 г. |
Уголовное обвинение | Пропаганда против режима |
Штраф | 6 лет лишения свободы 20-летний запрет на СМИ и поездки (за исключением лечения и паломничества в Мекку ) |
Статус записи | Оставлено в силе после апелляции (15 октября 2011 г.) |
Партнер(ы) | Мохаммад Расулоф Мехди Пурмусса |
Дата задержания | 1 апреля 2010 г |
Заключен в | Тюрьма Эвин , Тегеран , Иран |
1 марта 2010 г. Панахи был снова арестован. Офицеры в штатском доставили его, его жену Тахере Саиди, дочь Солмаз Панахи и 15 его друзей в тюрьму Эвин . [58] Большая часть группы была освобождена через 48 часов, а Мохаммад Расулоф и Мехди Пурмусса - 17 марта 2010 года, но Панахи пришлось остаться в секции 209 Эвин тюрьмы . [59] Правительство подтвердило его арест, но не уточнило обвинения. [60]
14 апреля 2010 года Министерство культуры и исламской ориентации Ирана заявило, что Панахи был арестован за то, что он «пытался снять документальный фильм о беспорядках, последовавших за спорным переизбранием президента Махмуда Ахмадинежада в 2009 году ». [ нужна ссылка ]
18 мая Панахи направил сообщение Аббасу Бактиари, директору Культурного центра Пуйя, ирано-французской культурной организации в Париже, сообщив, что с ним плохо обращаются в тюрьме и что его семье угрожают; в результате началась голодовка. [61] 25 мая он был освобожден под залог в 200 000 долларов в ожидании суда. [62]
20 декабря 2010 года, после того как Панахи был признан виновным в «сборках и сговоре с намерением совершить преступления против национальной безопасности страны и пропаганду против Исламской Республики», Исламский революционный суд приговорил его к шести годам тюремного заключения и 20-летнему запрету на участие в общественной жизни. создание или режиссура любых фильмов, написание сценариев, дача интервью средствам массовой информации или выезд из Ирана, за исключением священного паломничества хаджа в Мекку или лечения . [4] Коллега Панахи Мохаммад Расулоф также получил шесть лет тюремного заключения, но впоследствии после апелляции этот срок был сокращен до одного года.
15 октября 2011 года суд Тегерана оставил в силе приговор и запрет Панахи. [63] После принятия решения Панахи поместили под домашний арест . С тех пор ему разрешили более свободно передвигаться, но он не может выезжать за пределы Ирана. [64]
Международный ответ на приговор о тюремном заключении и запрете
[ редактировать ]К его освобождению призвали следующие люди и организации:
- Режиссеры Кен Лоуч , братья Дарденны , Джон Жост , Уолтер Саллес , Оливье Ассаяс , Тони Гатлиф , Аббас Киаростами , [65] Киомарс Пурахмад , Бахрам Байзай , Асгар Фархади , Нассер Тагвай , Камран Ширдель и Тахмине Милани , актеры Брайан Кокс и Мехди Хашеми , актрисы Фатеме Мотамед-Ария и Гольшифте Фарахани , [66] и Жюльет Бинош , [67]
- Кинокритики Роджер Эберт , Эми Таубин , Дэвид Денби , Кеннет Тюран , Дэвид Ансен , Джонатан Розенбаум и Жан-Мишель Фродон
- Федерация европейских кинорежиссеров , Европейская киноакадемия , [68] Asia Pacific Screen Awards , Сеть по продвижению азиатского кино , [69] Берлинский кинофестиваль , [70] Карловарский международный кинофестиваль , [71] Международный кинофестиваль в Роттердаме , [72] Фебиофест , Национальное общество кинокритиков , Ассоциация кинокритиков Торонто [73] и Совет кино Турции.
Франции Министерство иностранных дел [74] и министр культуры и коммуникаций Фредерик Миттеран , министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле , [75] Правительство Канады, депутат от зеленой Финляндии Роза Мериляйнен и Хьюман Райтс Вотч [76] осудили арест.
8 марта 2010 года группа известных иранских продюсеров, режиссеров и актеров посетила семью Панахи, чтобы выразить свою поддержку и призвать к его немедленному освобождению. После более чем недели в плену Панахи наконец разрешили позвонить семье. 18 марта 2010 года ему разрешили принимать посетителей, в том числе членов его семьи и адвоката. Министр культуры Ирана заявил 14 апреля 2010 года, что Панахи был арестован, потому что он «снимал фильм против режима и о событиях, последовавших за выборами». [77] В интервью агентству Франс Пресс в середине марта жена Панахи, Тахере Саиди, отрицала, что он снимал фильм о событиях после выборов, заявив: «Фильм снимался в доме и не имел никакого отношения к режиму». [78]
В середине марта 50 иранских режиссеров, актеров и художников подписали петицию с требованием освобождения Панахи. [77] Американские кинорежиссеры Пол Томас Андерсон , Джоэл и Итан Коэны , Фрэнсис Форд Коппола , Джонатан Демме , Роберт Де Ниро , Кертис Хэнсон , Джим Джармуш , Энг Ли , Ричард Линклейтер , Терренс Малик , Майкл Мур , Роберт Редфорд , Мартин Скорсезе , Джеймс Шамус , Пол Шрейдер , Стивен Содерберг , Стивен Спилберг , Оливер Стоун и Фредерик Уайзман подписали 30 апреля 2010 года письмо с призывом освободить Панахи. [79] Петиция заканчивается словами: «Как и повсюду художники, иранских кинематографистов следует прославлять, а не подвергать цензуре, репрессиям и тюремному заключению». Он был назначен членом жюри Каннского кинофестиваля 2010 года , но из-за тюремного заключения не смог присутствовать, и его кресло символически осталось пустым. [80]
Дальнейший международный ответ
[ редактировать ]23 декабря 2010 года Amnesty International объявила, что мобилизует онлайн-петицию, инициированную Полом Хаггисом и Назанином Бониади и подписанную Шоном Пенном , Мартином Скорсезе , Харви Вайнштейном и другими, в знак протеста против приговора Панахи. [81] [82]
Cine Foundation International , «некоммерческая кинокомпания и правозащитная неправительственная организация , стремящаяся «расширить возможности открытого сознания посредством кино»», объявила 3 января 2011 года, что запускает кампанию протестных фильмов и публичных акций, призывающих к освобождению Панахи. «Кампания будет включать фильмы протеста, которые затрагивают проблемы прав человека в Иране и во всем мире, шесть из которых являются полнометражными, а также двадцать короткометражных фильмов. Участвующие режиссеры могут действовать анонимно или под псевдонимами, поскольку озвучивание своих историй может быть опасным. фильмы, которые будут затрагивать темы нации, идентичности, самости, духовной культуры, цензуры и тюремного заключения, будут предназначены для публики, Интернета и различных выставочных СМИ». [83] [84] Позже в январе CFI задействовал механизм видеопротеста под названием White Meadows. [85] (назван в честь Мохаммада Расулофа фильма «Белые луга» , который редактировал Панахи) и разработан Эриксоном де Джезусом (из Yahoo! и Frog Design ) по запросу фонда. Видеомеханизм «позволяет любому человеку в мире записать короткое видеозаявление о Панахи и Расулофе. Вверху будет кнопка ESCAPE, позволяющая быстро выйти из стран, где запись заявления будет опасна. возможность сделать экран черным, а вскоре и искажением голоса. Видеозаявления будут записываться в формате mp4, что дает им максимальную пропускную способность, что, по сути, делает их транслируемыми с любого устройства, которое может показывать видео». [86] Пользователи также могут использовать этот механизм, чтобы прокомментировать, какой они «хотели бы видеть в международной реакции киноиндустрии», прокомментировать состояние прав человека в целом или «сообщить миру о нарушении прав человека». [87]
В своем поздравлении иранскому народу в марте 2011 года по случаю иранского Нового года президент США Барак Обама привел случай Панахи как пример репрессивного режима Ирана. [88] В апреле 2011 года журнал Time поместил Панахи на третье место в списке 10 лучших преследуемых художников, бросивших вызов властям. [89]
Весной 2011 года бостонский Американский репертуарный театр и группа System of a Down Серж Танкян посвятили свою постановку « Прометея, связанного» Панахи и семи другим активистам, заявив в примечаниях к программе, что «воспевая историю Прометея , Бога, бросившего вызов тирана Зевса , дающего человечеству и огонь, и искусство, этот спектакль надеется дать голос тем, кого в настоящее время заставляют замолчать или находятся под угрозой со стороны современных угнетателей». [90]
26 октября 2012 года Панахи был объявлен одним из лауреатов Европейского парламента премии Сахарова . Он разделил награду с иранским адвокатом по правам человека Насрин Сотуде . [91] Президент Европейского парламента Мартин Шульц назвал их «женщиной и мужчиной, которые не поддались страху и запугиванию и решили поставить судьбу своей страны выше своей собственной». [92] Кэтрин Эштон , Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности , сказала о премии: «Я с большим беспокойством слежу за делом Насрин Сотуде и других правозащитников... Мы продолжим кампанию за обвинения против них будут сняты. Мы надеемся, что Иран будет соблюдать взятые на себя обязательства в области прав человека». [91] Награду получила дочь Панахи Солмаз. [93]
В марте 2013 года Колумбийского университета профессор Хамид Дабаши написал статью, резко критикующую Панахи и его решение продолжать снимать фильмы и частично обвиняющую его в «трагическом финале иранского кино». Дабаши ранее много писал о начале карьеры Панахи и хвалил его. Дабаши назвал два фильма Панахи после ареста «самовлюбленными капризами, наиболее далекими от» его предыдущих фильмов, и написал, что Панахи «следовал прислушаться к жестокому приговору и какое-то время держаться подальше от камеры и не потворствовать себе, ради точно такого же социального удара». которые сделали его лучшие фильмы предельно точными, теперь притупили остроумие режиссера, который когда-то мог найти ему такое великолепное применение». [94]
В июне 2013 года Панахи пригласили в Академию кинематографических искусств и наук . [95]
В августе 2013 года, вскоре после избрания президента Ирана Хасана Рухани , были освобождены несколько известных политических заключенных. Одной из таких заключенных была Насрин Сотуде, со-лауреат премии Сахарова Панахи, освобождение которой побудило президента Европейского парламента Мартина Шульца сказать: «Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать ее в Страсбурге вместе с ее со-лауреатом премии Сахарова, кинорежиссером Джафаром Панахи». [96] Несколькими днями ранее Дом кино, крупнейшая в Иране профессиональная гильдия кинематографистов, вновь открылась после того, как в январе 2012 года ее признали незаконной. [97]
2022 арест
[ редактировать ]11 июля 2022 года Панахи был арестован, когда он пошел в прокуратуру, чтобы разобраться в ситуации другого кинорежиссера, Мохаммада Расулофа . Он стал третьим режиссером, задержанным менее чем за неделю. [98] 1 февраля 2023 года Панахи начал голодовку , требуя его освобождения из тюрьмы. [99] Через 48 часов его освободили. [100]
2010 – настоящее время: дальнейшая карьера в кино.
[ редактировать ]Это не фильм (2011)
[ редактировать ]В разгар спора и апелляции в суд Панахи нарушил наложенный на него запрет на съемку фильмов и снял документальный полнометражный фильм «Это не фильм» (2011) в сотрудничестве с иранским режиссером Моджтабой Миртахмасбом . Фильм был снят за 3200 евро на цифровую видеокамеру и iPhone . Он был снят за четыре дня в течение десяти дней в марте 2011 года, а его название было вдохновлено Рене Магритта картиной «Предательство образов» . В фильме Панахи сидит в своей квартире, звонит по телефону по поводу своего судебного дела, смотрит телевизионные новости, общается с соседями, рассказывает о своих прошлых фильмах и описывает сцены из фильма, съемки которого он начал, когда его арестовали (так же, как он в детстве описывал сестрам сцены из фильмов). За десять дней до открытия Каннского кинофестиваля 2011 года фильм «Это не фильм» был объявлен неожиданным участником фестиваля. Его контрабандой вывезли из Ирана на флэш-накопителе USB, спрятанном внутри торта. Жена и дочь Панахи присутствовали на фестивале. [101] В декабре 2012 года он вошел в шорт-лист одного из 15 фильмов, претендующих на звание лучшего документального фильма на 85-й церемонии вручения премии Оскар . [102]
Закрытый занавес (2013)
[ редактировать ]В октябре 2012 года Киаростами сообщил журналисту, что Панахи завершил работу над новым фильмом, который, по его прогнозам, будет показан на кинофестивалях. [103] В январе 2013 года Берлинский кинофестиваль состоится премьера фильма «Закрытый занавес» ( «Парде» объявил, что на фестивале 2013 года ) . Режиссерами этого фильма выступили Панахи и Камбозия Партови, которые оба появляются в нем вместе с актерами Марьям Мокадам и Хади Саиди. [104] [105] Директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик является давним сторонником Панахи и сказал, что он «попросил иранское правительство, президента и министра культуры разрешить Джафару Панахи присутствовать на мировой премьере его фильма на Берлинале». [106] В фильме Партови и Мокадам играют двух разыскиваемых полицией людей, которые прячутся в доме на берегу Каспийского моря и всегда держат шторы закрытыми, чтобы избежать обнаружения. [107] Фильм был показан на конкурсе 63-го Берлинского фестиваля в феврале 2013 года. Панахи получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий. [108]
Такси (2015)
[ редактировать ]В январе 2015 года было объявлено, что премьера фильма Панахи «Такси» будет конкурсной на 65-м Берлинском международном кинофестивале . [109] Панахи был награжден « Золотым медведем» за фильм на фестивале. [5]
Его описывают как «портрет иранской столицы Тегерана ». [110] и поскольку «действие фильма, похожего на документальный, происходит в тегеранском такси, которым управляет Панахи». [111]
Цветок
[ редактировать ]В декабре 2014 года Панахи выиграл грант Фонда кино Академии Киноассоциации 2014 года на сумму 25 000 долларов за сценарий «Цветок» ( Гол ). Он был удостоен гранта на 8-й ежегодной церемонии вручения наград Asia Pacific Screen Awards в Брисбене, Австралия. Сценарий рассказывает об инвалидах в Иране, режиссером которого станет сын Панахи Панах Панахи . [112] Панахи выступит исполнительным продюсером фильма. [113] Ее описывают как исследование «сумасшествия, вызванного убежденностью отца в том, что он должен убить своего сына-инвалида, чтобы принести мир в свою семью». Эта сложная драма основана на реальной жизни и рассказывает о тяжелом положении людей с ограниченными возможностями в Иране. Режиссером фильма будет сын Джафара, Панах, который является начинающим выдающимся режиссером и разделяет гуманистические взгляды своего отца». [114]
Стиль
[ редактировать ]Стиль Панахи часто называют иранской формой неореализма . [115] Джейк Уилсон описывает свои фильмы как связанные «напряжением между документальной непосредственностью и набором строго определенных формальных параметров» в дополнение к «открыто выраженному гневу по поводу ограничений, налагаемых иранским обществом». [116]
Панахи отличается от своего коллеги-режиссера-реалиста Аббаса Киаростами ясностью своей социальной критики. Стивен Тео написал:
«Фильмы Панахи переопределяют гуманитарные темы современного иранского кино, во-первых, рассматривая проблемы женщин в современном Иране, а во-вторых, изображая человеческие персонажи как «неконкретные личности» — скорее похожие на фигуры, которые, тем не менее, остаются полнокровными персонажами. удерживая внимание зрителя и захватывая чувства. Подобно лучшим иранским режиссерам, завоевавшим признание на мировой арене, Панахи пробуждает гуманизм в несентиментальной, реалистической манере, не обязательно игнорируя политические и социальные послания. определить особую эстетику иранского кино. Эта чувствительность настолько сильна, что у нас, кажется, нет другого способа взглянуть на иранское кино, кроме как приравнять его к универсальной концепции гуманизма». [117]
Панахи говорит, что его стиль можно охарактеризовать как «гуманитарные события, интерпретированные поэтически и художественно». «В мире, где фильмы производятся на миллионы долларов, мы сняли фильм о маленькой девочке, которая хочет купить рыбу менее чем за доллар (« Белый шар ») — это то, что мы пытаемся показать», — сказал он. сказал. [54] Панахи сказал, что «во всех моих фильмах вы никогда не увидите злого персонажа, ни мужского, ни женского пола. Я считаю, что каждый - хороший человек». [118]
В интервью Энтони Кауфману Панахи сказал: «Я очень хорошо осознавал, что не пытаюсь играть с эмоциями людей; мы не пытались создавать слезоточивые сцены. Так что это задействует интеллектуальную сторону людей. Но это происходит с помощью эмоциональной стороны». аспект и их сочетание». [119]
Хамид Дабаши назвал Панахи наименее застенчивым режиссером в истории иранского кино. [39] и сказал, что его фильмы представляют собой послереволюционный иранский взгляд на себя, [120] назвав «Багровое золото» не просто историей неудавшегося ограбления драгоценностей, «но также [историей] недавней истории Ирана, историей неудавшейся исламской революции и, в частности, ирано-иракской войны». [120]
Дабаши хвалит сдержанное изображение насилия Панахи, говоря, что его «манера показывать насилие, не показывая, кто его совершил, теперь стала визитной карточкой кинематографа Панахи». [121] Дабаши особо цитирует брата Разие в «Белом воздушном шаре» , который явно был избит в одной сцене, но намекнул на насилие со стороны отца Разие только за кадром. В «Круге» Наргрес была избита, но нам никогда не говорят, почему и кем. Дабаши пишет: «Насилие в кино Панахи похоже на призрак: вы видите его насквозь, но ему не хватает источника или физического присутствия — тот, кто его совершил, намеренно аморфен. В результате возникает чувство страха и тревоги, которое таится в каждом кадре. его фильма, но это страх без определенного референта». [121]
Некоторые иранцы раскритиковали его работу, заявив, что его фильмы «не рисуют реалистичной картины Ирана или что трудности, с которыми сталкиваются женщины в [его] фильмах, касаются только определенного класса женщин». [122]
Личная жизнь
[ редактировать ]Панахи женат на Тахере Саиди, с которой он впервые познакомился в колледже, когда она работала медсестрой. [11] У них есть сын Панах Панахи, 1984 года рождения. [11] и дочь Солмаз Панахи. Панах Панахи учился в Тегеранском университете. [49] а в 2009 году снял свой первый короткометражный фильм «Первый фильм» . [123] который был показан на Всемирном кинофестивале в Монреале в 2009 году . [124] Солмаз изучала театральное искусство в Тегеране. [11]
Фильмография
[ редактировать ]Функции | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Заголовок | Оригинальное название | Бросать | Примечания |
1995 | Белый шар | Бадконаке Сефид | Аида Мохаммадхани , Мохсен Кафили, Ферештех Садре Орафай | написано в соавторстве с Аббасом Киаростами |
1997 | Зеркало | Айне | Мина Мохаммадхани, Казем Модждехи, Насер Омуни, Джафар Панахи | |
2000 | Круг | Дайере | Наргесс Мамизаде, Ферештех Садре Орафай , Фатеме Нагави , Мойган Фарамарзи | написан в соавторстве с Камбузией Партови , запрещен в Иране перед выпуском |
2003 | Багровое золото | Талайе Сорх | Хоссейн Эмадеддин, Камьяр Шейси, Азита Райеджи | в соавторстве с Аббасом Киаростами , запрещен в Иране перед выпуском |
2006 | Офсайд | Также Мобарак-Шахи, Сафар Самандар, Шайесте Ирани , Айда Садеки, Гольназ Фармани. | в соавторстве с Шадмером Растином, запрещен в Иране перед выпуском | |
2011 | Это не фильм | В кино | Джафар Панахи, Моджтаба Миртахмасб | сорежиссёр Моджтаба Миртахмасб , снято незаконно |
2013 | Закрытый занавес | Парде | Камбузия Партови, Марьям Мокадам , Джафар Панахи | сорежиссер Камбузия Партови , снято незаконно |
2015 | Такси | Джафар Панахи | сделано незаконно | |
2018 | Три лица | Из Роха | Бехназ Джафари , Джафар Панахи в роли самого себя, Марзия Резаи, Маеде Эртегаи | |
2021 | Год вечной бури | Фильм-антология | ||
2022 | Никаких медведей | Херс Нист | Джафар Панахи в роли самого себя, Насер Хашеми , Вахид Мобсари, Бахтияр Панджей, Мина Хосравани , Реза Хейдари | Также писатель, продюсер и режиссер; сделано незаконно |
Короткометражные фильмы | |||
---|---|---|---|
Год | Заголовок | Оригинальное название | Примечания |
1988 | Раненые головы | Раненые громилы | документальный фильм |
1991 | Киш | документальный фильм | |
1992 | Друг | Дуст | |
Последний экзамен | Ахарин Эмтехан | ||
1993 | Второй взгляд | Нега-Э Домов | документальный фильм |
1997 | Ардекуль | документальный фильм | |
2007 | Развязывание узла | часть сборника фильмов «Персидский ковер» ( Фарш-е Ирани ) | |
2010 | Аккордеон | часть «Тогда и сейчас за пределами границ и различий» серии фильмов для Art for The World | |
Другая работа | |||
Год | Заголовок | Позиция | Директор |
1991 | Рыба | Помощник режиссера | Kambuzia Partovi |
1994 | Через оливковые деревья | Ассистент режиссера, актер | Аббас Киаростами |
1997 | Путешественник с юга | Редактор | Парвиз Шахбази |
2005 | Вердикт | Редактор | Масуд Кимиай |
Пограничное кафе | Редактор | Kambuzia Partovi | |
2009 | Белые луга | Редактор | Мохаммад Расулоф |
Награды и почести
[ редактировать ]Призы
[ редактировать ]Членство в жюри кинофестиваля
[ редактировать ]Награды | ||
---|---|---|
Год | Фестиваль | Роль |
2001 | Карловарский международный кинофестиваль | член жюри |
2007 | Международный кинофестиваль Евразия | член жюри |
2007 | Международный кинофестиваль в Керале | Председатель жюри |
2008 | Роттердамский кинофестиваль | Председатель жюри |
2009 | Всемирный кинофестиваль в Монреале | Председатель жюри |
См. также
[ редактировать ]- Кино Ирана
- Интеллектуальные движения в Иране
- 57-й Венецианский международный кинофестиваль
- 65-й Берлинский международный кинофестиваль
- Награды Азиатско-Тихоокеанского региона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Жена Джафара Панахи: Они хотят ее раздавить.
- ^ «Награды Джафара Панахи», на IMDb.
- ^ Дабаши, Хамид. Мастера и шедевры иранского кино. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. 2007. стр. 420.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кинорежиссер Джафар Панахи приговорен к шести годам лишения свободы» . Зеленый голос свободы (входит в объединение «Зеленый путь надежды »). 20 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннолли, Кейт (15 февраля 2015 г.). «Запрещенный иранский режиссер Джафар Панахи получил Золотого медведя Берлинского кинофестиваля» . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ «Премия 3 FACES за лучший сценарий (ничья), 2018» . 19 мая 2018 года . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Тодд, Дрю (20 мая 2019 г.). Джафар Панахи: Интервью . унив. Пресса Миссисипи. ISBN 9781496823212 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рист, Питер (ноябрь 2009 г.). «В реальном времени: интервью с Джафаром Панахи» . За кадром . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997 г., ISBN 1-879505-36-3 , стр. 386.
- ^ Дизи, Кристин (22 декабря 2010 г.). «Сын заключенного в тюрьму иранского режиссера Джафара Панахи говорит, что его отец все еще видит красоту» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . rferl.org . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дизи, Кристин (22 декабря 2010 г.). «Сын заключенного в тюрьму иранского режиссера Джафара Панахи говорит, что его отец все еще видит красоту» . Радио Свободная Европа / Радио Свобода . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейпс, Марти «Джафар Панахи: независимый кинорежиссер» 1970 года и его причины и последствия / Мэн Ганг . Проверено 14 июня 2012 года .
- ^ «Замечания ДЖАФАРА ПАНАХИ» . Фильм Скауты . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Кто есть кто в иранской киноиндустрии» . Масуд Мехраби . Архивировано из оригинала 21 сентября 2011 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Тео, Стивен (июль 2001 г.). «Дело Джафара Панахи» . Чувства кино . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ Мехраби, Масуд. «Отчет для истории: интервью с Джафаром Панахи по случаю показа его последнего фильма «Офсайд»» . Масуд Мехраби . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ 13.10–28.11.2016 Программа Джафара Панахи . БОЗАР . 2016. с. 17–18, 23.
- ^ Донмез-Колин. стр. 96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донмез-Колин. стр. 226.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997 г., ISBN 1-879505-36-3 , стр. 386–387.
- ^ «Дело Джафара Панахи – интервью с иранским директором Круга» . www.sensofcinema.com . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ «Страница тухлых помидоров» . rottentomatoes.com . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997 г., ISBN 1-879505-36-3 , стр. 387.
- ^ Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами . Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997 г., ISBN 1-879505-36-3 , стр. 385–386.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донмез-Колин. стр. 224.
- ^ Донмез-Колин. стр. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «В реальном времени: интервью с Джафаром Панахи» . Offscreen.com. 30 ноября 2009 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Донмез-Колин. стр. 231.
- ^ Донмез-Колин. стр. 90–91.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Мое интервью с Джафаром Панахи» . dougsaunders.tumblr.com. 23 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2015 г. . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Донмез-Колин. стр. 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донмез-Колин. стр. 91.
- ↑ The Circle Специальные материалы на DVD , интервью Джафара Панахи. Фильмы Фокса Лорбера. 2001.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зейдабади-Неджад, Саид (2010). Политика иранского кино. Кино и общество в Исламской Республике . Лондон и Нью-Йорк: Ратледж. п. 148 . ISBN 978-0-415-45537-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донмез-Колин. стр. 232.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зейдабади-Неджад. п. 151.
- ^ Зейдабади-Нежад. п. 153.
- ^ «Профиль – Панахи, Джафар: карьера режиссера» . Emanuellevy.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дабаши. стр. 394.
- ^ Донмез-Колин. стр. 247.
- ^ Дабаши. стр. 394–395.
- ^ «Интервью с Джафаром Панахи, директором Crimson Gold» . Мировой социалистический веб-сайт. 17 сентября 2003 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Донмез-Колин. стр. 248.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Интервью с Джафаром Панахи» . www.reverseshot.com . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правила офсайда: интервью с Джафаром Панахи» . открытая демократия. 6 июня 2006 г. Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джафар Панахи, Интервью» . Reflectionson.us. 2007. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «Правила офсайда: интервью с Джафаром Панахи» , OpenDemocracy , 6 июня 2006 г. Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Offside DVD, интервью Джафара Панахи, Sony Pictures Classics, 2007. Специальные материалы
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Интервью с Джафаром Панахи, часть вторая» . Вне кадра. 25 сентября 2009 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Иранскому режиссеру Джафару Панахи запретили участвовать в Венецианском кинофестивале» . Хранитель . 2 сентября 2010 г. Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ «Фильмы официального отбора 2021» . Каннский кинофестиваль . 3 июня 2021 г. Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Кэткарт, Майкл (7 мая 2001 г.). «Иранский кинорежиссер [ так в оригинале ] Джахар Панафи задержан в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке» . ABC.net . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Дабаши. стр. 417–419.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Обновленная информация о новых протестах после выборов в Иране, New York Times, 30 июля 2009 г.
- ^ «Интервью с Джафаром Панахи, часть первая» . Вне кадра. 25 сентября 2009 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Интервью с Джафаром Панахи, часть первая» . 25 сентября 2009 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «Иранскому директору Джафару Панахи отказали в разрешении покинуть Иран» . 16 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2010 года . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ «Статья на персидском BBC» . BBC.co.uk. 2 марта 2010 г. Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «Джафар Панахи в палате Эвин 209» . 6 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г.
- ^ Фатхи, Назила (2 марта 2010 г.). «Иран арестовал кинорежиссера, который поддерживал оппозицию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Джафар Панахи, Послание Джафара Панахи – Правила игры» . Laregledujeu.org. 18 мая 2010 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Блэк, Ян (25 мая 2010 г.). «Джафар Панахи освобожден из тюрьмы в Иране» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года.
- ^ «Иранский суд оставил в силе приговор режиссеру Джафару Панахи» . АФП . 15 октября 2011 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Джафар Панахи просит показать Такси, победившего в «Золотом медведе», в Иране - theguardian.com, 17 февраля 2015 г.
- ^ Макки, Роберт (9 марта 2010 г.). «Иранский кинорежиссер высказывается о заключенных» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Варьете – судьба иранского режиссера пока неизвестна» . 19 марта 2010 г.
- ^ Жюльет Бинош
- ^ «Арест Джафара Панахи: протесты Европейской киноакадемии» . 5 марта 2010 г.
- ^ «NETPAC призывает освободить Джафара Панахи» . 3 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2010 г.
- ^ «Заявление Берлинале по поводу ареста Джафара Панахи» . 11 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ «Карловарский МКФ присоединяется к протесту против ареста известного артиста» .
- ^ «Заявление IFFR против ареста Джафара Панахи» .
- ^ «TFCA призывает освободить Джафара Панахи» . 16 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г.
- ^ Борзу Дарагахи (3 марта 2010 г.). «Известный иранский режиссер арестован в ходе ночного рейда» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ «Федеральный министр Вестервелле призывает освободить иранского кинорежиссера Джафара Панахи» . 3 марта 2010 г.
- ^ «Иран: обвинение или освобождение кинематографистов» . 12 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Панахи арестован за создание антиправительственного фильма: министр» . Агентство Франс-Пресс (AFP). 14 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2010 года . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ «Панахи арестован за создание антиправительственного фильма: министр» . 14 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2012 г.
- ^ Ланг, Брент (30 апреля 2010 г.). «Голливуд выступает в защиту иранского режиссера» . Обертка . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ «Иранский режиссер Панахи протестует против своей невиновности в тюрьме» . Агентство Франс-Пресс. 15 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Флеминг, Майк. «ОБНОВЛЕНИЕ: Мартин Скорсезе дал имя протесту Amnesty International против тюремных приговоров иранским кинематографистам» . Срок.com . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «Пол Хаггис, Шон Пенн, Мартин Скорсезе и Харви Вайнштейн присоединяются к Amnesty International, чтобы осудить суровый приговор известному иранскому директору Джафару Панахи | Amnesty International USA» . Amnestyusa.org. 28 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2011 г. Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «Международный фонд кино запускает кампанию протестного фильма и призывает к выпуску Панахи - Томпсон о Голливуде» . Блоги.indiewire.com. 3 января 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2011 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «Международный фонд кино» «Фильмы для Джафара Панахи и Мохаммада Расулова» — кинокампания по правам человека, проводимая Международным фондом кино – Пресс-релиз» . Cinefoundation.org. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Барнс, Брукс (21 января 2011 г.). «Сандэнс знакомится с иранской политикой» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Видеоприложение чествует заключенных в тюрьму кинематографистов и предлагает миру новый способ поддержки прав человека» . Пайванд Новости Ирана . Район залива Сан-Франциско: NetNative. 20 января 2011 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Международный Фонд Кино » БЕЛЫЕ ЛУГА» . Cinefoundation.org. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «Симин Бехбахани и Джафар Панахи в поздравлении Обамы с иранским Новым годом» . lenziran.com. 21 марта 2011 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ «10 самых преследуемых художников» . Тайм Уорнер. 5 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ «О проекте «Прометей»» . Американский репертуарный театр. 15 февраля 2011 года . Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саид Камали Дехган (26 октября 2012 г.). «Насрин Сотуде и режиссер Джафар Панахи разделили высшую премию в области прав человека» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 октября 2012 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Заключенные иранцы получили премию ЕС» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 26 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Премия Сахарова 2012: крик о справедливости и свободе в Иране» . Европейский парламент . 12 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ Хамид Дабаши (21 марта 2013 г.). «Трагический финал иранского кино» . Альджазира . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Николь Сперлинг (28 июня 2013 г.). «Киноакадемия пополнила 276 новых членов; увеличилось количество представителей меньшинств и женщин» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Насер Карими (18 сентября 2013 г.). «Иран освобождает адвоката-правозащитника и других заключенных» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Бен Чайлд (13 сентября 2013 г.). «Иран вновь открывает киногильдию под новым президентом» . Хранитель . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ «Иранский кинорежиссер-диссидент Джафар Панахи арестован: СМИ» . Франция 24 . 11 июля 2022 г. Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Винтур, Патрик (2 февраля 2023 г.). «Кинорежиссер Джафар Панахи начинает голодовку в иранской тюрьме» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Сквайрс, Бети (3 февраля 2023 г.). «Джафар Панахи освобожден из тюрьмы после голодовки» . Стервятник . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Канны: вопросы и ответы: одиночество запрещенного режиссера» . «Нью-Йорк Таймс» . 21 мая 2011 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «15 документальных фильмов продвинулись в гонке Оскар® 2012» . Оскар.орг. 22 декабря 2012 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Джафар Панахи, которому запрещено сниматься в кино, снял еще один фильм, - говорит Аббас Киаростами» . indiewire.com. 12 октября 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Берлинский фестиваль добавляет «Закрытый занавес» Джафара Панахи и «Побочные эффекты» Стивена Содерберга » . Срок.com. 11 января 2013 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «БЕРЛИН 2013: «Побочные эффекты» Стивена Содерберга, комедийный боевик Шайа ЛаБафа на соревнованиях» . hollywoodreporter.com. 11 января 2013 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Берлин: Холодный фестиваль начинается с протестующих и знаменитостей» . разнообразие.com . 7 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Парде» . berlinale.de. 7 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ↑ Награды и призы 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Архивировано 28 марта 2018 г. на Wayback Machine. Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Новый фильм Джафара Панахи на конкурсе. Себастьян Шиппер, Вернер Херцог, Бенуа Жако и другие названия, добавленные в подборку» . Берлинале. 14 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Запрещенный иранский режиссер в программе Берлинского кинофестиваля» . Гаарец.com. 14 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «В Берлинале покажут «Мать-Атом-Сердце» » . Тегеран Таймс . 16 января 2015 года. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Брат, Патрик (12 декабря 2014 г.). «Джафар Панахи, Мостофа Сарвар Фаруки среди лауреатов премии APSA-MPA» . Разнообразие . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Объявлены получатели кинофонда Академии APSA 2014» . Премия Азиатско-Тихоокеанского экрана. 11 декабря 2014 года . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ Митчелл, Венди (12 декабря 2014 г.). «Фонд MPA APSA выделяет 25 000 долларов» . Экран Ежедневно . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Дело Джафара Панахи» . 3 мая 2021 г.
- ^ «Зеркало под завесой – и внутри стадиона», The Age , 26 сентября 2006 г.
- ^ «Дело Джафара Панахи» в Sense of Cinema , июнь 2001 г.
- ^ «Интервью с Джафаром Панахи, директором The Circle» . Мировой социалистический веб-сайт. 2 октября 2000 г. Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Темный воздушный шар; Порочный «Круг» Джафара Панахи, IndieWire 2001, 4 декабря 2001 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дабаши. стр. 395.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дабаши. стр. 396.
- ^ Донмез-Колин. стр. 92.
- ^ «Каталог asiapacificfilms.com» . asiapacificfilms.com . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ «Иранское кино награждено на Всемирном кинофестивале в Монреале» . iranreview.org . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Багровое золото» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 8 ноября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Донмез-Колин, Генюль. Кино другое: личное путешествие с кинематографистами Ближнего Востока и Центральной Азии . Intellect Books, Бристоль, Великобритания, 2006 г. ISBN 1-84150-143-3 , стр. 90–96.
- Дабаши, Хамид , Мастера и шедевры иранского кино , Mage Publishers (15 мая 2007 г.) ISBN 0-934211-85-X
- Стоун, Джуди. Взгляд на мир: беседы с международными кинематографистами. Силман-Джеймс Пресс, Лос-Анджелес, 1997 г., ISBN 1-879505-36-3 , стр. 385–387.
- Долин, Антон (кинокритик) , Акт неповиновения, Фильмы Джафара Панахи, Новая Рига, 2023 (на русском языке), ISBN 978-9934-23-818-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1960 рождений
- Живые люди
- Иранские писатели XX века
- Иранские писатели XXI века
- Узники совести Amnesty International, удерживаемые Ираном
- Режиссеры победителей «Золотой камеры»
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Директора победителей «Золотого льва»
- Иранские продюсеры документальных фильмов
- Иранские кинорежиссеры
- Иранские киноредакторы
- Иранские пленные и задержанные
- Иранские сценаристы
- Солдаты армии Исламской Республики Иран во время ирано-иракской войны
- Члены Национального совета мира
- Люди, осужденные Исламской Республикой Иран за распространение пропаганды против системы
- Люди из Миане
- Снимают люди из Тегерана
- Персоязычные кинорежиссеры
- Sakharov Prize laureates
- Серебряный медведь за лучший сценарий
- Премия Каннского кинофестиваля за лучший сценарий
- Иранские участники голодовки
- Иранские азербайджанцы
- Люди из Миане, Восточный Азербайджан
- Политические заключенные в Иране