Жан Эпштейн
Жан Эпштейн | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 2 апреля 1953 г. | ( 56 лет
Род занятий | Кинорежиссер , теоретик кино , литературный критик , прозаик |
Годы активности | 1922–1953 |
Родственники | Мари Эпштейн (сестра) |
Джин Эпштейн (англ. Французский: [ɛp.ʃtajn] ; 25 марта 1897 — 2 апреля 1953) — французский кинорежиссер, теоретик кино, литературный критик и писатель. Хотя сегодня его помнят прежде всего за экранизацию романа Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров » , он снял три дюжины фильмов и был влиятельным критиком литературы и кино с начала 1920-х до конца 1940-х годов. Его часто ассоциируют с французским импрессионистским кино и концепцией фотогении .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Эпштейн родился в Варшаве , Королевство Польское (тогда входившее в состав Российской империи), в семье франко-еврея и матери-польки. После смерти отца в 1908 году семья переехала в Швейцарию , где Эпштейн оставался до поступления в медицинскую школу в Лионском университете во Франции. Находясь в Лионе, Эпштейн работал секретарем и переводчиком у Огюста Люмьера , считающегося одним из основателей кино.
Эпштейн начал снимать свои собственные фильмы в 1922 году вместе с Пастером , за ним последовали «Красное место» и «Верное сердце» (оба 1923 года). Кинорежиссер Луис Бунюэль работал помощником режиссера Эпштейна в фильмах «Мопра» (1926) и «Шлют дома Ашера» (1928). Критика Эпштейна появилась в раннем модернистском журнале L'Esprit Nouveau .
Во время создания « Верного сердца » Эпштейн решил снять простую историю любви и насилия, «чтобы завоевать доверие тех, еще столь многочисленных, кто считает, что только самая низкая мелодрама может заинтересовать публику», а также в надежде создать «Мелодрама, настолько лишенная всех условностей, обычно присущих этому жанру, настолько трезвая и простая, что может приблизиться к благородству и совершенству трагедии». [1]
Он снял несколько документальных фильмов о Бретани . К ним относятся Finis Terræ, снятый в Уэссане , Mor vran («Море ворон на бретонском языке» ), снятый в Сене , L'Or des mers, снятый в Hoëdic , Le Tempestaire, снятый в Бель-Иле .
«Шансон д'Армор» известен как первый в истории фильм на бретонском языке. Действие двух его романов также происходит на Бретонских островах: L'Or des Mers в Уэссане и Les Recteurs et la sirène в Сене. В августе 2005 года его фильмы «Трехстороннее зеркало» (1927) и «Темпестер» (1947) были отреставрированы и переизданы на DVD-сборнике «Авангард: экспериментальное кино 1920-х и 1930-х годов» .
Эпштейн умер в 1953 году от кровоизлияния в мозг . [ нужна ссылка ]
Теория кино
[ редактировать ]Парадоксально, но значение Жана Эпштейна как стилиста, поэта и теоретика возросло, несмотря на отсутствие его фильмов. Многие из его шедевров, в том числе «Мор'Вран» (1931), «Золото моря» (1933) и «Ле Берсо» (1934), никогда не подвергались реставрации. Тем не менее, его ранние произведения принесли значительное вдохновение в европейскую континентальную философию , особенно в те течения, которые занимаются реализмом и материализмом. [2]
Лирософия
[ редактировать ]Его теория кино началась с «Лирософии» (1922), сопутствующей пьесе к его «Поэзии ожурда, нового государства» (1921). Хотя «Лирософия» лишь обходит вопрос кино, в этой книге утверждается, что общая интеллектуальная усталость, возникающая из-за быстро меняющейся природы современной жизни, наряду с ускоренным мыслительным процессом, приводит к форме субъективности, называемой лирозофией. В этом режиме ослабление контроля разума над подсознанием приводит к проецированию подсознательных чувств на сознательный интеллектуальный план. Разработанная теория подчеркивает, что эстетическое удовольствие неразрывно связано со стимуляцией невыразимых подсознательных эмоциональных ассоциаций. Он предлагает взгляд на поэтический язык, при котором знак, независимо от субъективного навязывания красоты читателем, остается эстетически невыразительным. [3]
Образная перспектива
[ редактировать ]Эпштейн утверждает, что кино обладает магическими качествами благодаря его способности преодолевать определенные ограничения изображения, превосходя «сходство вещей» и достигая «эффективности, превосходящей формы», которую он считает вершиной кинематографии. Однако он стремится подчеркнуть, что эти проступки и достижения не являются исключительными для какого-то конкретного авангардного кино. На самом деле Эпштейн часто скептически относился к фильмам, прежде всего формальным по своему формату.
Эпштейн в интервью: «На ваш взгляд, фильмы, созданные в стиле кубизма или экспрессионизма, представляют собой квинтэссенцию кино?» На этот раз мой ответ был еще более категоричным: «Нет, это всего лишь аксессуар кино и почти дурное состояние для этого аксессуара». [4]
Описательное экспериментирование
[ редактировать ]Во многих случаях и с помощью различных выражений Эпштейн противопоставляет повествование альтернативной системе репрезентации, более тесно связанной с кинематографическим блеском, – тому, что мы могли бы назвать описательной структурой. Здесь экспериментирование вытесняет повествовательные условности силой научного исследования, перенося его в сферу эстетики и связывая кинематографию с тремя основными целями: [5]
- Утверждение образной точности анализа
- Достижение переосмысления явлений посредством образного синтеза.
- Подтверждение своей изобретательности путем выбора плодородной, но четко очерченной области исследования – области движения.
Фильмография
[ редактировать ]
|
|
|
Публикации
[ редактировать ]Литература и теория кино
[ редактировать ]- Привет, кино . Париж: Русалка, 1921.
- Поэзия сегодня, новое состояние интеллекта . Париж: Русалка, 1921.
- Лирософия . Париж: Русалка, 1922.
- Кинематограф, вид с Этны . Париж: воссоединение писателей, 1926.
- Фотогеника необъяснимого . Париж: Коримб, 1935.
- Интеллект машины . Париж: Ж. Мело, 1946.
- Кино Дьявола . Париж: Ж. Мело, 1947.
- Дух кино . Женева: Джехебер, 1955.
- Сочинения о кино, 1921–1953: хронологическое издание в двух томах . Париж: Зегерс, 1974–1975.
Вымысел
[ редактировать ]- Ректоры и Русалка . Париж: Фернан Обье/Ред. Монтень, 1934 год.
- Морское золото . Париж: Библиотека Валуа, 1932.
Сценарии фильмов
[ редактировать ]- « Падение дома Ашеров », L’Avant scène du cinéma , nos. 313–314 (октябрь 1983 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан Эпштейн (1924) «Представление верного сердца », в Écrits sur le cinéma , 1, 124 (январь 1924 г.), цитируется в Ричарде Абеле, Французское кино: первая волна 1915–1929 ( Princeton University Press , 1984), стр. . 360.
- ^ «Ультра-модерн: Жан Эпштейн, или Кино «Служа силам трансгрессии и бунта» » . МУБИ . 30 мая 2012 г. Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Пол, Джейсон Н.; Келлер, Сара, ред. (2012), «Лирософия (1922)» , Жан Эпштейн: критические очерки и новые переводы , Amsterdam University Press, стр. 281–286, doi : 10.1017/9789048513840.017 , ISBN 978-90-485-1384-0 , получено 22 января 2024 г.
- ^ Эпштейн (1923). Главное в кино . п. 120.
- ^ Эпштейн (1921). Значение 1бис . п. 87.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жак Омон , изд., Жан Эпштейн: кинорежиссер, поэт, философ . Париж: Французская синематека, 1998.
- Винсент Гигено, Жан Эпштейн, кинорежиссер с островов . Париж: Жан-Мишель Плейс, 2003.
- Проспер Хилларет, Верное сердце Жана Эпштейна . Крисни: Желтое сейчас, 2008.
- Сара Келлер и Джейсон Н. Пол, ред., Джин Эпштейн: критические эссе и новые переводы . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2012.
- Пьер Лепроон, Жан Эпштейн . Париж: Сегерс, 1964.
- Стюарт Либман, Ранняя теория кино Жана Эпштейна, 1920-1922 гг . Докторская диссертация: Нью-Йоркский университет, 1980 г.
- Тронд Лундемо, Жан Эпштейн: интеллект машины . Стокгольм: Cinemateket, Шведский институт кино, 2001.
- Лаура Вичи, Жан Эпштейн . Милан: Бобер, 2003.
- Кристоф Уолл-Романа, Жан Эпштейн: телесное кино и философия кино . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2013.
- Николь Бренес, Ральф Юэ (ред.): Bonjour Cinéma и другие статьи о кино . Музей киноSynemaPublications, Вена 2008, ISBN 978-3-901644-25-2