Jump to content

Континентальная философия

Континентальная философия – это, как правило, термин, используемый в качестве обобщающего термина для философий, известных в континентальной Европе . [1] [ нужна страница ] Майкл Э. Розен рискнул выявить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию. [2] Эти темы, предложенные Розеном, вытекают из широко кантианского тезиса о том, что знание, опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понять посредством философской рефлексии, а не исключительно эмпирического исследования. [3]

Континентальная философия включает немецкий идеализм , феноменологию , экзистенциализм (и его предшественники, такие как мысли Кьеркегора и Ницше ), герменевтику , структурализм , постструктурализм , деконструкцию , французский феминизм , психоаналитическую теорию , а критическую теорию Франкфуртской школы. также как ответвления фрейдистских , гегелевских и западномарксистских взглядов. [4] Континентальную философию часто противопоставляют аналитической философии . [5]

Не существует академического консенсуса по определению континентальной философии. До двадцатого века термин «континентальный» широко использовался для обозначения философии континентальной Европы. [6] [7] Другое использование этого термина возникло среди англоязычных философов во второй половине 20-го века, которые использовали его для обозначения ряда мыслителей и традиций, не относящихся к аналитическому движению . [8] Термин «континентальная философия» может обозначать просто семейное сходство между несопоставимыми философскими взглядами; Ганс-Иоганн Глок выдвинул аналогичный аргумент в пользу аналитической философии. [9] Саймон Глендиннинг предположил, что термин «континентальная философия» изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для типов западной философии, отвергаемых или нелюбимых философами-аналитиками. [10]

Определение [ править ]

Термин «континентальная философия» в указанном выше смысле впервые был широко использован англоязычными философами для описания университетских курсов в 1970-х годах и стал собирательным названием для философских учений, широко распространенных в то время во Франции и Германии, таких как феноменология, экзистенциализм, структурализм и т. д. и постструктурализм. [11]

Однако этот термин (и его приблизительный смысл) можно найти, по крайней мере, еще в 1840 году, в эссе Джона Стюарта Милля 1840 года о Кольридже , где Милль противопоставляет находившуюся под влиянием Канта мысль о «континентальной философии» и «континентальных философах» с английский эмпиризм Бентама и XVIII века вообще. [12] Это понятие приобрело известность в начале 20-го века, когда такие деятели, как Бертран Рассел и Дж. Мур, выдвинули видение философии, тесно связанное с естествознанием, развивающееся посредством логического анализа. Эта традиция, которая стала широко известна как аналитическая философия , стала доминирующей в Великобритании и Соединенных Штатах примерно с 1930 года. Рассел и Мур сделали отказ от гегельянства и его философских родственников отличительной частью своего нового движения. [13] Комментируя историю этого различия в 1945 году, Рассел выделил «две философские школы, которые можно широко разделить на континентальную и британскую соответственно», и это разделение он считал действующим «со времен Локка»; Рассел предлагает следующие общие различия между континентальным и британским типами философии: [14] [ нужны разъяснения ]

  1. в методе - построение дедуктивной системы против поэтапной индукции ;
  2. в метафизике рационалистическое богословие против метафизического агностицизма;
  3. в этике — нон-натуралистическая деонтология против натуралистического гедонизма ; и
  4. в политике авторитаризм против либерализма .

Однако с 1970-х годов многие философы в Соединенных Штатах и ​​Великобритании проявили интерес к континентальным философам, начиная с Канта, и философские традиции во многих европейских странах аналогичным образом включили в себя многие аспекты «аналитического» движения. Самопровозглашенная аналитическая философия процветает во Франции, включая таких философов, как Жюль Вюймен , Винсент Декомб , Жиль Гастон Грейнджер , Франсуа Реканати и Паскаль Энгель . Точно так же самопровозглашенных «континентальных философов» можно найти на философских факультетах Великобритании, Северной Америки и Австралии. [15] Таким образом, «континентальная философия» определяется как совокупность философских традиций и влияний, а не как географическое различие. Вопрос географической специфики был вновь поднят совсем недавно в постколониальных и деколониальных подходах к «континентальной философии», которые критически рассматривают способы, которыми европейские имперские и колониальные проекты повлияли на производство академических знаний. По этой причине некоторые учёные [ ВОЗ? ] выступали за «постконтинентальную философию» как результат континентальной философии. [16]

Характеристики [ править ]

Термин «континентальная философия» , как и аналитическая философия , не имеет четкого определения и может означать просто семейное сходство между несопоставимыми философскими взглядами. Саймон Глендиннинг предположил, что этот термин изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для типов западной философии, отвергаемых или нелюбимых философами-аналитиками. [10] Тем не менее, Майкл Э. Розен рискнул выявить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию. [2] Эти темы вытекают из широко кантианского тезиса о том, что знание , опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понять посредством философской рефлексии , а не исключительно эмпирического исследования . [3]

  1. Континентальные философы обычно отвергают точку зрения, согласно которой естественные науки являются единственным или наиболее точным способом понимания природных явлений . Это контрастирует с мнением многих философов-аналитиков, которые считают свои исследования продолжающими или подчиненными исследованиям естественных наук. Континентальные философы часто утверждают, что наука зависит от «дотеоретического субстрата опыта» (вариант кантовских условий возможного опыта или феноменологического « жизненного мира ») и что научные методы недостаточны для полного понимания таких условий постижимости. [17]
  2. Континентальная философия обычно рассматривает эти условия возможного опыта как переменные: определяемые, по крайней мере частично, такими факторами, как контекст, пространство и время, язык, культура или история. Таким образом, континентальная философия тяготеет к историзму (или историчности ). В то время как аналитическая философия склонна рассматривать философию в терминах дискретных проблем, которые можно анализировать отдельно от их исторического происхождения (так же, как ученые считают историю науки несущественной для научного исследования), континентальная философия обычно предполагает, что «философский аргумент не может быть отделен от текстуальные и контекстуальные условия его исторического возникновения». [18]
  3. Континентальная философия обычно утверждает, что человеческая деятельность может изменить эти условия возможного опыта: «если человеческий опыт является случайным творением, то его можно воссоздать другими способами». [19] Таким образом, континентальные философы склонны проявлять большой интерес к единству теории и практики и часто рассматривают свои философские исследования как тесно связанные с личными, моральными или политическими преобразованиями. Эта тенденция очень ясна в марксистской традиции (« философы лишь интерпретировали мир по-разному; дело, однако, в том, чтобы изменить его »), но она также является центральной в экзистенциализме и постструктурализме .
  4. Последней характерной чертой континентальной философии является упор на метафилософию . Вслед за развитием и успехом естественных наук континентальные философы часто пытались переопределить метод и природу философии. [20] В некоторых случаях (например, в немецком идеализме или феноменологии) это проявляется как обновление традиционного взгляда на философию как на первую, основополагающую, априорную науку. В других случаях (например, герменевтика, критическая теория или структурализм) считается, что философия исследует область, которая непреодолимо является культурной или практической. А некоторые континентальные философы (такие как Кьеркегор, Ницше или позднее Хайдеггер ) сомневаются в том, что какая-либо концепция философии может последовательно достичь заявленных целей.

История [ править ]

Обычно считается, что история континентальной философии (взятой в более узком смысле « поздней современной / современной континентальной философии») начинается с немецкого идеализма . [я] Немецкий идеализм, возглавляемый такими фигурами, как Фихте , Шеллинг , а позднее Гегель , развился из работ Иммануила Канта в 1780-х и 1790-х годах и был тесно связан с романтизмом и революционной политикой Просвещения . Помимо центральных фигур, перечисленных выше, важными вкладчиками в немецкий идеализм также были Фридрих Генрих Якоби , Готтлоб Эрнст Шульце , Карл Леонхард Рейнхольд и Фридрих Шлейермахер .

Анри Бергсон
Анри Бергсон

Поскольку институциональные корни «континентальной философии» во многих случаях напрямую происходят от феноменологии, [ii] Эдмунд Гуссерль всегда был канонической фигурой континентальной философии. Тем не менее, Гуссерль также является уважаемым предметом изучения в аналитической традиции. [21] Понятие Гуссерля о ноэме , непсихологическое содержание мысли, его переписка с Готлобом Фреге и его исследования природы логики продолжают вызывать интерес среди философов-аналитиков.

Дж. Г. Меркиор утверждал, что различие между аналитической и континентальной философией впервые можно четко определить у Анри Бергсона (1859–1941), чья настороженность к науке и возвышение интуиции проложили путь экзистенциализму . [22] Меркиор писал: «Самое престижное философствование во Франции шло очень непохожим путем [от англо-германских аналитических школ]. Можно сказать, что все началось с Анри Бергсона». [22]

Мартин Хайдеггер

Иллюстрацию некоторых важных различий между аналитическим и континентальным стилями философии можно найти в работе Рудольфа Карнапа «Устранение метафизики посредством логического анализа языка» (1932; «Überwindung der Metaphysik durch Logische Analysis der Sprache»), статье некоторых наблюдателей. [ ВОЗ? ] охарактеризовали как особенно полемический . В статье Карнапа утверждается, что лекция Хайдеггера «Что такое метафизика?» нарушает логический синтаксис, создавая бессмысленные псевдоутверждения. [23] [24] Более того, Карнап утверждал, что многие немецкие метафизики той эпохи были похожи на Хайдеггера в написании утверждений, которые были синтаксически бессмысленными.

С ростом нацизма многие философы Германии, особенно философы еврейского происхождения или левых или либеральных политических симпатий (например, многие из Венского кружка и Франкфуртской школы ), бежали в англоязычный мир. Тем философам, которые остались – если они вообще остались в академических кругах – пришлось смириться с нацистским контролем над университетами. Другие, такие как Мартин Хайдеггер , один из самых выдающихся немецких философов, оставшихся в Германии, присоединились к нацизму, когда тот пришел к власти.

XX века Французская философия

Как до, так и после Второй мировой войны наблюдался рост интереса к немецкой философии во Франции . Новый интерес к коммунизму перерос в интерес к Марксу и Гегелю, которые впервые стали широко изучать политически консервативную французскую университетскую систему Третьей республики . В то же время феноменологическая философия Гуссерля и Хайдеггера становилась все более влиятельной, возможно, из-за ее резонанса с французскими философиями, которые придавали большое значение перспективе от первого лица (идея, встречающаяся в различных формах, таких как картезианство , спиритуализм и бергсонизм ). Важнейшую роль в этой популяризации феноменологии сыграл писатель и философ Жан-Поль Сартр , назвавший свою философию экзистенциализмом .

Еще одним важным направлением континентальной мысли является структурализм / постструктурализм . Под влиянием структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра французские антропологи, такие как Клод Леви-Стросс, начали применять структурную парадигму к гуманитарным наукам. В 1960-х и 1970-х годах постструктуралисты разработали различные критические анализы структурализма. К мыслителям-постструктуралистам относятся Жак Деррида и Жиль Делёз . После этой волны, большую часть конца 20-го века, традиция была перенесена в 21-й век Квентином Мейясу , Тристаном Гарсией , Франсуа Ларюэлем и другими.

англо- события Последние американские

С начала 20-го века до 1960-х годов континентальные философы лишь время от времени обсуждались в британских и американских университетах, несмотря на приток континентальных философов, особенно немецких еврейских студентов Ницше и Хайдеггера, в Соединенные Штаты из-за преследований евреев и позже Вторая мировая война ; Ханна Арендт , Герберт Маркузе , Лео Штраус , Теодор В. Адорно и Вальтер Кауфман, вероятно, являются наиболее заметными представителями этой волны, пришедшей в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Однако философские факультеты начали предлагать курсы континентальной философии в конце 1960-х и 1970-х годах.

Континентальная философия занимает видное место на ряде факультетов британской и ирландской философии, например, в Университетах Эссекса , Уорика , Ньюкасла , Сассекса , Данди , Абердина (Центр современной мысли) и Университетского колледжа Дублина ; а также Манчестер Метрополитен , Кингстон , Стаффордшир (только последипломное образование) и Открытый университет .

Американские университетские факультеты литературы , изобразительного искусства , кино , социологии и политической теории все чаще включают идеи и аргументы континентальных философов в свои учебные программы и исследования. Факультеты североамериканской философии, предлагающие курсы континентальной философии, включают Гавайский университет в Маноа , Бостонский колледж , Университет Стоуни-Брук , Университет Вандербильта , ДеПола , Университет Университет Вилланова , Университет Гвельфа , Новую школу , Государственный университет Пенсильвании , Университет Орегона , Университет Эмори , Университет Питтсбурга , Университет Дюкен , Университет Мемфиса , Университет Королевского колледжа и Университет Лойолы в Чикаго . Наиболее известной организацией континентальной философии в Соединенных Штатах является Общество феноменологии и экзистенциальной философии (SPEP). [25]

Континентальная философия

Континентальную философию часто противопоставляют аналитической философии . [5] Между аналитической и континентальной традициями широко распространены влияние и споры; некоторые философы считают, что различия между двумя традициями основаны на институтах, отношениях и идеологии, а не на чем-то важном философском содержании. [26] [9] Также проводится различие: аналитическая – это академическая или техническая философия, а континентальная – это литературная философия.

Значительные работы [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Кричли 2001 и Соломон 1988 датируют истоки континентальной философии поколением ранее работами Жан-Жака Руссо.
  2. ^ Например, крупнейшей академической организацией, занимающейся изучением континентальной философии, является Общество феноменологии и экзистенциальной философии.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Кричли 2001 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, Майкл Э. , «Континентальная философия от Гегеля», в «Философии 2: Дальше через предмет» , изд. AC Grayling (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 665.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Континентальные философы обычно отождествляют такие состояния с трансцендентальным субъектом или самостью: Соломон 1988 , с. 6: «Именно у Канта философские утверждения о Самости достигают новых и замечательных размеров. Самость становится не просто центром внимания, но и всем предметом философии. Самость — это не просто еще одна сущность в мире, но в в важном смысле оно создает мир, и отражающее «я» не просто знает себя, но, познавая себя, знает все «я» и структуру любого и каждого возможного «я».
  4. ^ Приведенный выше список включает только те движения, общие для обоих списков, составленных Кричли 2001 , стр. 13 и Глендиннинг, 2006 г. , стр. 58–65.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Х.-Ж. Глок, Что такое аналитическая философия? (Издательство Кембриджского университета, 2008), с. 86
  6. ^ Лейтер 2007 , с. 2: «В первом приближении мы могли бы сказать, что философию в континентальной Европе девятнадцатого и двадцатого веков лучше всего понимать как связанное переплетение традиций, некоторые из которых пересекаются, но ни одна из которых не доминирует над всеми остальными».
  7. ^ Кричли, Саймон (1998). «Введение: что такое континентальная философия?». В Кричли, Саймон; Шредер, Уильям (ред.). Спутник континентальной философии . Блэквеллские товарищи по философии. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Ltd., с. 4.
  8. ^ Кричли 2001 , с. 32: «Как таковая, континентальная философия является изобретением или, точнее, проекцией англо-американской академии на континентальную Европу».
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глок, HJ (2008). Что такое аналитическая философия? . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87267-6 . Проверено 28 августа 2023 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глендиннинг 2006 , с. 12.
  11. ^ Кричли 2001 , с. 38.
  12. ^ Милль, Джон Стюарт (1950). О Бентаме и Кольридже . Книги Харпер Торчбук. Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 104, 133, 155.
  13. ^ Рассел, Бертран (1959). Моё философское развитие . Лондон: Аллен и Анвин. п. 62 . У гегельянцев были всевозможные аргументы, чтобы доказать, что то или иное не «реально». Число, пространство, время, материя — все они были признаны внутренне противоречивыми. Ничто не было реальным, как нас уверяли, за исключением Абсолюта, который мог думать только о себе, поскольку ему больше не о чем думать, и который вечно думал о вещах, о которых философы-идеалисты думали в своих книгах.
  14. ^ Рассел, Бертран. 1945. История западной философии . Саймон и Шустер. стр. 643, 641. Там же, стр. 643–47.
  15. ^ См., например, Броган, Уолтер и Джеймс Риссер, ред. 2000. Американская континентальная философия: читатель . Издательство Университета Индианы.
  16. ^ Лори, Тимоти; Старк, Ханна; Уокер, Бриони (2019). «Критические подходы к континентальной философии: интеллектуальное сообщество, дисциплинарная идентичность и политика включения» . Парресия: журнал критической философии . 30 : 1–17.
  17. ^ Кричли 2001 , с. 115.
  18. ^ Кричли 2001 , с. 57.
  19. ^ Кричли 2001 , с. 64.
  20. ^ Лейтер 2007 , с. 4: «Хотя формы философского натурализма доминировали в англоязычной философии, подавляющее большинство авторов континентальных традиций настаивают на своеобразии философских методов и их приоритете над методами естественных наук».
  21. ^ Кенни, Энтони, изд. Оксфордская иллюстрированная история западной философии . ISBN   0-19-285440-2 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меркиор, JG 1987. Фуко , серия Fontana Modern Masters . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-06062-8 .
  23. ^ Грегори, Ванда Т. 2001. « Хайдеггер, Карнап и Куайн на перекрестке языков ». Современные исследования в области феноменологии и герменевтики 1 (зима). Архивировано из оригинала 21 августа 2006 г.
  24. ^ Стоун, Авраам Д. 2005. « Хайдеггер и Карнап о преодолении метафизики ». Глава 8 в книге Мартина Хайдеггера под редакцией С. Малхолла . дои : 10.4324/9781315249636 .
  25. ^ «|Общество феноменологии и экзистенциальной философии» . spep.org . Проверено 28 февраля 2021 г.
  26. ^ Ринофнер-Крейдл, С.; Вильтше, ХА (2016). Аналитическая и континентальная философия: методы и перспективы. Материалы 37-го Международного симпозиума Витгенштейна . Публикации Австрийского общества Людвига Витгенштейна – Новая серия. Де Грютер. ISBN  978-3-11-044887-0 . Проверено 28 августа 2023 г.

Источники [ править ]

  • Бабич, Бабетта (2003). «Об аналитико-континентальном водоразделе в философии: лживая истина Ницше, разговорный язык Хайдеггера и философия». В: К. Г. Прадо, изд., Разделенный дом: сравнение аналитической и континентальной философии . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея/Человечества. стр. 63–103.
  • Кричли, Саймон (2001). Континентальная философия: очень краткое введение . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-285359-2 .
  • Кутрофелло, Эндрю (2005). Континентальная философия: современное введение . Рутледж Современные введения в философию. Нью-Йорк; Абингдон: Рутледж Тейлор и Фрэнсис Груп.
  • Глендиннинг, Саймон (2006). Идея континентальной философии: Философская хроника . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
  • Лейтер, Брайан; Розен, Майкл, ред. (2007). Оксфордский справочник по континентальной философии . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Шрифт, Алан Д. (2010). История континентальной философии. 8 томов . Чикаго; Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  • Соломон, Роберт К. (1988). Континентальная философия с 1750 года: взлет и падение личности . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Кенни, Энтони (2007). Новая история западной философии, Том IV: Философия в современном мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f666ec5affd00efe9838d79b66938cd4__1716340020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/d4/f666ec5affd00efe9838d79b66938cd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Continental philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)