Jump to content

Разница (философия)

Различие является ключевым понятием философии , обозначающим процесс или набор свойств , которыми одна сущность отличается от другой в реляционном поле или данной концептуальной системе . В западной философской системе различие традиционно рассматривается как противоположность тождеству , следуя Принципам Лейбница и, в частности, его Закону тождества неразличимого . Однако в структуралистских и постструктуралистских подходах различие понимается как составляющее как смысл, так и идентичность. Другими словами, поскольку идентичность (в частности, личностная идентичность ) рассматривается в неэссенциалистских терминах как конструкция, и поскольку конструкции создают смысл только посредством взаимодействия различий (см. ниже), это так и для структурализма , и для постструктурализма . Нельзя сказать, что идентичность существует без различия.

Разница в законе Лейбница

[ редактировать ]

Готфрида Лейбница Принцип тождества неразличимого гласит, что две вещи идентичны тогда и только тогда, когда они обладают одинаковыми и только одинаковыми свойствами. Это принцип, который определяет тождество, а не различие, хотя он и установил традицию в логике и аналитической философии рассматривать тождество и различие как оппозицию.

Критика Канта

[ редактировать ]

В своей «Критике чистого разума » Иммануил Кант утверждает, что необходимо различать вещь в себе и ее видимость. Даже если два объекта имеют совершенно одинаковые свойства, если они одновременно находятся в двух разных местах, они численно различны:

Тождество и различие . — ...Таким образом, в случае двух капель воды мы можем полностью абстрагировать все внутренние различия (качества и количества), и тот факт, что они интуитивно воспринимаются одновременно в разных местах, достаточно, чтобы оправдать наше мнение о том, что они численно различны. Лейбниц [ sic ] рассматривал явления как вещи в себе, следовательно, как intelligibilia , то есть объекты чистого рассудка... и в этом случае его принцип неразличимого ( principium identatis indiscernibilium ) не подлежит сомнению. Но так как явления суть объекты чувственности и рассудок по отношению к ним должен применяться эмпирически, а не чисто или трансцендентально, то множественность и численное различие даны самим пространством как условие внешних явлений. Ибо одна часть пространства, хотя она и может быть совершенно подобна и равна другой части, все же лишена ее и только по этой причине отличается от последней... Отсюда следует, что это должно справедливо в отношении всех вещей, находящихся в различные части пространства одновременно, какими бы похожими и равными они ни были друг другу. [1]

Разница в структурализме

[ редактировать ]

Структурная лингвистика , а затем и собственно структурализм , основаны на идее, что значение может производиться только дифференцированно в означающих системах (таких как язык). Эта концепция впервые получила известность в структуралистских трудах швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра и была разработана для анализа социальных и ментальных структур французским антропологом Клодом Леви-Стросом . Первый был озабочен тем, чтобы подвергнуть сомнению преобладающий взгляд на значение, «присущее» словам, или идею о том, что язык — это номенклатура, имеющая однозначное соответствие реальному. Вместо этого Соссюр утверждает, что значение возникает посредством дифференциации одного знака от другого или даже одной фонемы от другой:

В языке есть только различия. Еще более важно: различие обычно подразумевает положительные термины, между которыми устанавливается различие; но в языке есть только различия без положительных терминов. Независимо от того, возьмем ли мы означаемое или означающее, в языке нет ни идей, ни звуков, существовавших до языковой системы, а есть только концептуальные и звуковые различия, возникшие из системы. Идея или звуковая субстанция, содержащаяся в знаке, имеет меньшее значение, чем другие знаки, которые его окружают. ... Лингвистическая система — это ряд звуковых различий в сочетании с рядом различий идей; но соединение определенного количества акустических знаков с таким же количеством вырезок из массового мышления порождает систему ценностей. [2]

В своей «Структурной антропологии » Клод Леви-Стросс применил эту концепцию к антропологическому изучению ментальных структур, родства и систем убеждений , исследуя способ, которым социальный смысл возникает через серию структурных оппозиций между парными/противостоящими группами родства, например, или между основными оппозиционными категориями (такими как друг и враг, жизнь и смерть или, в более позднем томе, сырое и приготовленное ). [3] [4]

Разница и различие в постструктурализме

[ редактировать ]

Французский философ Жак Деррида одновременно расширил и глубоко критиковал структуралистскую мысль о процессах, посредством которых значение создается посредством взаимодействия различий в языке и, в частности, в письме. В то время как структуралистская лингвистика признала, что значение является дифференциальным, большая часть структуралистской мысли, такой как нарратология , стала слишком сосредоточена на выявлении и создании типологии фиксированных дифференциальных структур и бинарных оппозиций, действующих в любой данной системе. В своей работе Деррида стремился показать, как различия, от которых зависит любая означающая система, не закрепляются, а запутываются и переплетаются друг с другом. Само письмо становится прототипом этого процесса запутывания, и в «О грамматологии» (1967) и « Различие » (в «Маргинах философии» , 1972) Деррида показывает, как концепция письма (как парадоксальное отсутствие или исчезновение живого голоса) ) было подчинено желаемому «полноценному присутствию» речи в рамках западной философской традиции. [5] [6] Его ранние мысли о взаимосвязи между письмом и различием собраны в книге эссе под названием «Письмо и различие» (1967). [7]

В другом месте Деррида ввел термин différance (сознательное неправильное написание слова différence ), чтобы обеспечить концептуальную основу для своего мышления о смысловых процессах, действующих в письме/языке. [6] Этот неологизм представляет собой игру двух значений французского слова différer : отличаться и откладывать. Таким образом, Деррида утверждает, что значение возникает не из фиксированных различий между статическими элементами в структуре, а что значения, создаваемые в языке и других означающих системах, всегда частичны, временны и бесконечно отложены в цепочке различающихся/откладывающих означающих . слово différance В то же время само осуществляет эту запутанность и смешение дифференциальных значений, ибо оно зависит от минимального различия (замены буквы «а» на букву «е»), которое невозможно уловить в устной речи, поскольку суффиксы «-ance» и «-ence» во французском языке произносятся одинаково. « Фонематическое » (не)различие между différence и différance можно наблюдать только в письменной форме, следовательно, дифференциальное значение создается лишь частичным, отсроченным и запутанным образом.

Дифферанс определялся как «неоригинальное, конституирующее разрушение присутствия»: в пространстве оно различается, создавая пространства, разрывы и различия, а во времени оно отдаляется, не позволяя присутствию когда-либо быть полностью достигнутым. [8] Критика Дерридой эссенциалистской онтологии опирается на дифференциальную онтологию Фридриха Ницше (который ввёл понятие Verschiedenheit , «разница», в своих неопубликованных рукописях ( KSA 11:35[58], стр. 537)) и Эммануэля Левинаса (который предложил этика Другого ) . [6] [9]

В том же духе книга Жиля Делеза « Различие и повторение » (1968) представляла собой попытку представить различие как имеющее онтологическую привилегию перед идентичностью, переворачивая традиционные отношения между этими двумя понятиями и подразумевая, что идентичности производятся только посредством процессов дифференциации.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кант, Иммануил (1855) [1781]. Критика чистого разума . Пер. автор JMD Мейкледжон . Лондон: Генри Г. Бон. п. 191 .
  2. ^ Соссюр, Фердинанд де (1959) [1916]. Курс общего языкознания . Нью-Йорк: Нью-Йоркская философская библиотека. стр. 121–22. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 13 мая 2011 г.
  3. ^ Леви-Стросс, Клод (1963) [1958]. Структурная антропология . Лондон: Аллен Лейн.
  4. ^ Леви-Стросс, Клод (1970) [1964]. Сырое и приготовленное . Лондон: Кейп.
  5. ^ Деррида, Жак (1976) [1967]. Грамматологии . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Деррида, Жак (1982) [1972]. Границы философии . Издательство Чикагского университета. стр. 3–27.
  7. ^ Деррида, Жак (1978) [1967]. Письмо и различие . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  8. ^ «Дифференциальная онтология» в Интернет-энциклопедии философии.
  9. ^ Дуглас Л. Донкель, Теория различия: материалы современной континентальной мысли , SUNY Press, 2001, стр. 295.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfe371abdb812f559fd90a52f9d265ff__1714087860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/ff/bfe371abdb812f559fd90a52f9d265ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Difference (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)