взгляд

В критической теории , философии , социологии и психоанализе взгляд ) (французский: le взгляд в переносном смысле представляет собой осознание и восприятие человеком (или группой) других людей, других групп или самого себя. Концепция и социальное применение взгляда были определены и объяснены философами -экзистенциалистами и феноменологами . Жан-Поль Сартр описал взгляд (или «взгляд») в «Бытии и Ничто» (1943). [1] Мишель Фуко в книге «Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы » (1975) разработал концепцию взгляда, чтобы проиллюстрировать динамику социально-политических отношений власти и социальную динамику механизмов дисциплины в обществе. Жак Деррида в книге «Животное, которым я являюсь (еще впереди)» (1997) подробно остановился на межвидовых отношениях, существующих между людьми и другими животными, которые устанавливаются с помощью взгляда.
Психоанализ [ править ]
В лакановской психоаналитической теории взгляд Лакана на взгляд меняется на протяжении всей его работы. Первоначально понятие взгляда использовалось Лаканом в его психоаналитических работах на сцене зеркала . [2] Стадия зеркала наступает, когда ребенок, столкнувшись с зеркалом, узнает, что у него есть внешний вид. Теоретически именно здесь начинается вхождение ребенка в культуру и мир. [2] Ребенок входит в язык и культуру через создание идеального образа себя в зеркале. Этот образ — это тот, на кого ребенок может стремиться быть похожим и стремиться к нему. [2] Роль идеального эго или «я» также могут выполнять другие люди в их жизни, например, родители, братья и сестры, учителя и т. д.
Однако в своих более поздних эссе Лакан называет взгляд тревожным ощущением, что за кем-то наблюдают. Точнее, это когда объект, который вы рассматриваете, каким-то образом смотрит на субъект на своих собственных условиях. [2] Психологическое воздействие на человека, подвергшегося пристальному взгляду, заключается в потере автономии после осознания того, что он является видимым объектом. Лакан экстраполировал, что взгляд и эффекты взгляда могут быть вызваны неодушевленным объектом, и, таким образом, осознание человеком любого объекта может вызвать самосознание того, что он также является объектом в материальном мире реальности . Философское и психологическое значение взгляда заключается во встрече лица и взгляда, потому что только там люди существуют друг для друга. [3]
Системы власти [ править ]
Взгляд можно понимать в психологических терминах: «взгляд подразумевает нечто большее, чем просто смотреть – он означает психологические отношения власти, в которых смотрящий превосходит объект взгляда». [4] В книге «Практики взгляда: введение в визуальную культуру » (2009) Марита Стуркен и Лиза Картрайт сказали, что «взгляд [концептуально] является неотъемлемой частью систем власти и [и] идей о знании»; что практиковать взгляд — значит вступать в личные отношения с человеком, на которого смотрят. [5] Концепции Фуко о паноптикизме , бинарности власти/знания и биовласти касаются способов личной саморегуляции, которые человек практикует, когда находится под наблюдением ; изменение личного поведения посредством институционального надзора. [6] В книге «Политика взгляда: между Фуко и Мерло-Понти» Ник Кроссли (1993) утверждал, что в описании Фуко Паноптикона и Паноптической власти есть недостатки, которые философия Мерло-Понти позволяет нам преодолеть. [7]
В «Рождении клиники» (1963) Мишель Фуко впервые применил медицинский взгляд для концептуального описания и объяснения акта взгляда как части процесса медицинской диагностики; неравная динамика власти между врачами и пациентами; и культурная гегемония интеллектуального авторитета, который общество наделяет медицинскими знаниями и знахарями. В книге «Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы » (1975) Фуко развивает взгляд как аппарат власти, основанный на социальной динамике властных отношений и социальной динамике дисциплинарных механизмов, таких как надзор и личное саморегуляция, как практикуется в тюрьме и школе.
Мужской взгляд [ править ]
Понятие «мужской взгляд» впервые было использовано английским искусствоведом Джоном Бергером в «Способах видения» , серии фильмов для BBC, вышедших в эфир в январе 1972 года, а затем и в книге, как часть его анализа обращения с мужским взглядом. обнаженная в европейской живописи. Бергер описал разницу между тем, как мужчины и женщины смотрят и воспринимаются в искусстве и в обществе. Он утверждает, что мужчинам отведена роль наблюдателя, а на женщин нужно смотреть. [8] Лаура Малви, британский кинокритик и феминистка, аналогичным образом раскритиковала традиционные медиа-репрезентации женского персонажа в кино. [9]
В своем эссе 1975 года «Визуальное удовольствие и повествовательное кино» Малви обсуждает связь между активностью и пассивностью по отношению к полу. По сути, Малви утверждает, что мужественность связана с активным, тогда как женственность связана с пассивным. [10] Кроме того, она подчеркивает гетеросексуальное желание и идентичность, а также то, как они связаны с ролями, отведенными мужественности и женственности. [10] Это ставит зрителя фильма в роль активного мужского начала и побуждает его желать пассивного женского начала. Это не оставляло места женской активности и стремлению в стереотипно-мужской роли. Голливудские фильмы разыгрывали модели вуайеризма и скопофилии . [11] Эта концепция впоследствии оказала влияние на феминистскую теорию кино и исследования средств массовой информации . [10] Бергер, Малви и Фуко также неразрывно связывали надвигающийся акт взгляда с властью. [12]
Женский взгляд [ править ]
Термин «женский взгляд» был создан как ответ на предложенную концепцию мужского взгляда, придуманную Лорой Малви. В частности, это бунт против зрителей, подвергнутых цензуре только с точки зрения мужественности и женских желаний, независимо от гендерной идентичности или сексуальной ориентации зрителя. [13] По сути, принудительное желание женственности приводит к стиранию женского желания и сексуальности. В книге Джудит Батлер » 1990 года «Гендерные проблемы она предложила идею женского взгляда как способа, с помощью которого мужчины решают проявить свою мужественность, используя женщин как тех, кто заставляет мужчин к саморегуляции. Кинорежиссер Дебора Каммпмайер отвергла идею женского взгляда, отдав предпочтение женскому опыту. Она заявила: «(F) или лично для меня, это не (о) женский взгляд. Это женский опыт. Я не смотрю, я на самом деле перемещаюсь по миру, ощущая мир эмоционально, чувственно и своим телом». [14]
Объективирующий взгляд [ править ]
Феминистская теория объективации была впервые предложена Барбарой Фредриксон и Томи-Энн Робертс в 1997 году. Теория объективации - это концепция, которая пытается пролить свет на жизненный опыт женщин, в частности, который находится под призмой сексуальной объективации. Теория в первую очередь ориентирована на гетеросексуальную перспективу. По мнению Фредриксона и Робертса, сексуальная объективация возникает как опыт обращения с кем-то как с «телом (или совокупностью частей тела), которое ценится преимущественно за его использование (или потребление) другими». [15] Лишая человека собственной телесной свободы и сексуальности, а также человечности.
Фредриксон и Робертс заявили, что сексуальная объективация или объективирующий взгляд происходит в трех сферах: межличностные или социальные контакты, визуальные средства массовой информации, изображающие социальные встречи, и, наконец, визуальные средства массовой информации, изображающие тела. [15] Межличностные и социальные встречи влекут за собой повседневную жизнь и взаимодействие с другими людьми. Объективирующий взгляд в этом контексте возникает из-за простого взгляда на человека как на объект или только ради сексуального удовольствия. [15] Эти две области визуальных медиа зависят от изображения гендера в СМИ. Из-за того, что в западной культуре мир сосредоточен на средствах массовой информации, люди питаются продуктами СМИ и позволяют им влиять на свою жизнь, мнения и восприятия. [ нужна ссылка ] Они различаются тем, как средства массовой информации изображают различные контексты, в которых происходит объективация. Первое происходит в средствах массовой информации, таких как рекламные объявления, которые сами по себе изображают социальные ситуации, а второе происходит на медиа-платформах, таких как социальные сети, в которых тела/части тела могут быть выставлены на обозрение. Третий контекст также выравнивает зрителя с объективирующим взглядом. [15]
Теория объективации и объективирующий взгляд также допускают состояние или черту самообъективации. Самообъективация происходит, когда человек адаптируется к жизни в мире, где объективирующий взгляд постоянно направлен на него и нормализуется. [15] Человек, к которому применяется объективирующий взгляд, затем начинает рассматривать себя с точки зрения этого объективирующего взгляда третьей стороны. Цель самообъективации — это ответ на ожидание объективации. [16] Затем человек может ограничить социальное движение или поведение таким образом, чтобы показать себя желаемым. Это просто стратегия, используемая в попытке вернуть некоторый социальный контроль в ответ на потерю контроля, связанную с сексуализированным или объективирующим взглядом. [16] Например, женщина может изобразить феминизированную версию себя в ответ на объективирующий взгляд.
Хотя первоначальная теория объективации в основном фокусируется на последствиях и теориях, окружающих женщин в центре внимания объективирующего взгляда, с использованием средств массовой информации мужчины также становятся все более объективированными.
Императорский взгляд [ править ]
Э. Энн Каплан представила постколониальную концепцию имперского взгляда, в которой наблюдаемое определяется в терминах собственного набора ценностных предпочтений привилегированного наблюдателя. [17] С точки зрения колонизированных, имперский взгляд инфантилизирует и опошляет то, на что он падает. [18] утверждая при этом свою командную и приказывающую функцию. [19]
Каплан комментирует: «Имперский взгляд отражает предположение о том, что белый западный субъект занимает центральное место, так же как мужской взгляд предполагает центральное положение субъекта-мужчины». [20]
Белый взгляд [ править ]
Оппозиционный взгляд [ править ]
В своем эссе 1992 года под названием «Оппозиционный взгляд: зрительство чернокожих женщин» [25] Белл Хукс опровергает Лоры Малви представление о (мужском) взгляде , представляя оппозиционный взгляд чернокожих женщин. Эта концепция существует как обратная сторона стандартного взгляда белого зрителя. Как Малви эссе [26] контекстуализирует (мужской) взгляд и его объективацию белых женщин, эссе Хука [25] открывает «оппозиционность [как] ключевую парадигму феминистского анализа «взгляда» и скопофильских режимов в западной культуре». [27]
Оппозиционный взгляд остается критикой бунта из-за постоянного и преднамеренного искажения чернокожих женщин в кино как характерных Мамочки , Иезавели или Сапфира . [28]
Постколониальный взгляд [ править ]
Термин «постколониальный взгляд», впервые названный Эдвардом Саидом «ориентализмом», используется для объяснения отношений, которые колониальные державы распространяли на людей колонизированных стран. [29] Помещение колонизированных в положение « другого » помогло сформировать и утвердить идентичность колонизатора как могущественного завоевателя и служило постоянным напоминанием об этой идее. [30] Постколониальный взгляд «имеет функцию установления отношений субъект/объект… он указывает в точке своего возникновения местоположение субъекта, а в точке контакта — местоположение объекта». [31] По сути, это означает, что отношения колонизатор/колонизируемый обеспечили основу для понимания колонизатором себя и своей идентичности. [30] Роль присвоения власти имеет центральное значение для понимания того, как колонизаторы влияли на страны, которые они колонизировали, и глубоко связана с развитием постколониальной теории. Использование теории постколониального взгляда позволяет бывшим колонизированным обществам преодолеть социально созданные барьеры, которые часто мешают им выражать свои истинные культурные, социальные, экономические и политические права . [30]
Мужской взгляд туриста [ править ]
Имидж туризма создается посредством культурных и идеологических конструкций и рекламных агентств, в которых доминируют мужчины. То, что представляют средства массовой информации, предполагает особый тип туриста: белый, западный, мужчина и гетеросексуал, отдающий предпочтение взгляду «главного субъекта» над другими. [32] Это образ типичного туриста, потому что за объективом, изображением и создателями преимущественно мужчины, белые и западные люди. Имидж туризма определенно создается рекламными агентствами, а не в основном женщинами со смартфонами. Те, кто не попадает в эту категорию, находятся под влиянием ее превосходства. Благодаря этому влиянию желательны женские характеристики, такие как молодость, красота, сексуальность или обладание мужчиной, в то время как в рекламе проецируется преобладание стереотипов, состоящих из покорных и чувственных женщин с влиятельными мужчинами-мачо. [32]
См. также [ править ]
- Сглаз
- Скопофилия
- Скопофобия
- Взгляд — концепция из книги «Бытие и ничто» 1943 года. Жана -Поля Сартра
- Эффект Хоторна (эффект наблюдателя)
- Другое (философия)
- Паноптикум – Дизайн тюрьмы
Ссылки [ править ]
- ^ Жан-Поль Сартр Бытие и ничто , Часть 3, Глава 1
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лицитра Роза, Кармело; Антонуччи, Карла; Сиракусано, Альберто; Сентонзе, Диего (30 марта 2021 г.). «От воображаемого к теории взгляда у Лакана» . Границы в психологии . 12 : 578277. doi : 10.3389/fpsyg.2021.578277 . ПМЦ 8042220 . ПМИД 33859589 .
- ^ Кнаусгор, Карл Уве. «Необъяснимое», The New Yorker , 25 мая 2015 г., стр. 32.
- ^ Шредер, Джонатан (1998). «Представление потребления: визуальный подход к исследованию потребителей». Представление интересов потребителей: голоса, взгляды и видения . Нью-Йорк: Рутледж. п. 208. ИСБН 978-0415184144 . ССНН 1349954 .
- ^ Стуркен, Марита; Картрайт, Лиза. Практики просмотра: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2009. с. 94, 103.
- ^ Стуркен, Марита; Картрайт, Лиза. Практики просмотра: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2009. стр. 106–108.
- ^ Кроссли, Ник (1993). «Политика взгляда: между Фуко и Мерло-Понти». Человеческие исследования . 16 (4): 399–419. дои : 10.1007/BF01323025 . S2CID 144005683 .
- ^ Кальвано, Дженн Ариадна (2 января 2018 г.). «На что ты смотришь? Сложность мужского взгляда в «Канкане конца века» и «Сладком милосердии» Боба Фосса». Журнал танцевального образования . 18 (1): 33–40. дои : 10.1080/15290824.2017.1338709 . S2CID 194004953 .
- ^ Спутник женщин в древнем мире , под редакцией Шэрон Л. Джеймс, Шейлы Диллон, стр. 75, 2012, Уайли, ISBN 1444355007 , 9781444355000
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сассателли, Роберта. Интервью с Лорой Малви: гендер, взгляд и технологии в кинокультуре . Теория, культура и общество, сентябрь 2011 г., 28 (5) стр. 127.
- ^ Стуркен, Марита и Лиза Картрайт. Практики смотрения: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 76.
- ^ Чейз, Алисия (2016). «Женский взгляд, часть вторая: женщины смотрят на мужчин». Остаточное изображение . 44 (3): 34–35. дои : 10.1525/ft.2016.44.3.34 . ПроКвест 1851048154 .
- ^ Джексон, Алесия Янгблад (октябрь 2004 г.). «Идентификация перформативности». Качественный запрос . 10 (5): 673–690. дои : 10.1177/1077800403257673 . S2CID 220900673 .
- ^ Мартин, Ребекка (26 марта 2020 г.). «В «Ленте» Деборы Кампмайер исследуются серые области #MeToo, рассказывая впечатляющую историю одной женщины» . Кинотеатр «Фемма» . Проверено 9 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фредриксон, Барбара Л.; Робертс, Томи-Энн (июнь 1997 г.). «Теория объективации: к пониманию жизненного опыта женщин и рисков для психического здоровья». Психология женщин Ежеквартально . 21 (2): 173–206. дои : 10.1111/j.1471-6402.1997.tb00108.x . S2CID 145272074 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Калоджеро, РМ; Тантлефф-Данн, С.; Томпсон, Дж. К. (2011). «Теория объективации: Введение». В Калоджеро, Рэйчел М; Тантлефф-Данн, Стейси; Томпсон, Дж. Кевин (ред.). Самообъективация у женщин: причины, последствия и противодействие . Американская психологическая ассоциация. стр. 3–21. дои : 10.1037/12304-001 . ISBN 978-1-4338-0798-5 .
- ^ Билл Эшкрофт и др., Постколониальные исследования (2000), с. 187
- ^ Виджай Мишра, Bollywood Cinema (2002) с. 245
- ^ Э. Х. Йекани, Привилегия кризиса (2011), с. 100
- ^ Цитируется по Патрисии Во, Литературная теория и критика (2006), с. 514
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пишу мимо белого взгляда как черный автор» . NPR.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Выйдите за рамки Тони Моррисон с этими семью книгами, которые смотрят вниз белыми глазами» . PBS NewsHour . 12 июля 2019 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Демиртюрк, Э. Лале (1 декабря 2009 г.). «Черные тела, белые взгляды: сохраняющееся значение расы» . МЕЛУС . 34 (4): 221–222. дои : 10.1353/мел.0.0061 . ISSN 0163-755X . S2CID 162349036 .
- ^ Валловиц, Ларейн (2008). «Глава 9: Сопротивление белому взгляду: критическая грамотность и «Самый голубой глаз» Тони Моррисон » . Контрапункты . 326 : 151–164. ISSN 1058-1634 . JSTOR 42980110 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б крючки, колокольчик. «Оппозиционный взгляд: черная женщина-зритель». В Амелии Джонс (ред.). Читатель «Феминизм и визуальная культура» . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 94–105.
- ^ Малви, Лора. «Визуальное удовольствие и повествовательное кино». Медиа и культурология: Ключевые слова . 2001 г.; Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2006: Минакши Джиджи Дарем и Дуглас Келлнер. стр. 342–352.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Гриффин, Габриэле; Брайдотти, Рози (2002). Мыслить по-другому: читатель европейских женских исследований . Лондон: Зед.
- ^ М., Уэст, Кэролин (1 января 2012 г.). «Мамочка, Иезавель, Сапфир и их домашние девочки: развитие «оппозиционного взгляда» на образы чернокожих женщин» . Лекции по психологии женщин : 286–299.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Саид, Эдвард (1978). Ориентализм . Винтажные книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета.
- ^ Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Причард и Морган, Аннет и Найджел (2000). «Привилегия мужскому взгляду». Анналы туристических исследований . 27 (4): 884–905. дои : 10.1016/s0160-7383(99)00113-9 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Армстронг, Кэрол и де Зегер, Кэтрин, Женщины-художницы на «Миллениуме» . MIT Press , Октябрьские книги, 2006 г.
- де Зегер, Кэтрин , Внутри видимого . Массачусетский технологический институт Пресс, 1996.
- Эттингер, Браха , «Матричный взгляд» (1995), перепечатано как Ch. 1 в: Матричное пограничное пространство . Университет Миннесоты Пресс , 2006.
- Феллуга, Дино. «Модули Лакана: на взгляд». Вводное руководство по критической теории — см. внешние ссылки .
- Флоренс, Пенни и Поллок, Гризельда , Взгляд в будущее . G&B Arts, 2001.
- Гарднер-МакТаггарт, А. (готовится к печати), Международный капитал, международные школы, лидерство и христианство, глобализационные общества и образование. Тейлор и Фрэнсис.
- Якобссон, Ева-Мария: женский взгляд? (1999) — см. внешние ссылки .
- Кресс, Гюнтер и Тео ван Леувен: Чтение изображений: грамматика визуального дизайна. (1996).
- Лакан, Жак: Семинар XI: Четыре фундаментальные концепции психоанализа . Нью-Йорк и Лондон, WW Norton and Co., 1978.
- Лакан, Жак: Первый семинар: Статьи Фрейда о технике (1988).
- Лутц, Кэтрин и Джейн Коллинз: Фотография как пересечение взглядов: пример National Geographic (1994). В: Теория визуализации: избранные эссе из VAR 1990–1994 гг. Под редакцией Люсьена Тейлора. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 363–384.
- Малви, Лаура : визуальное удовольствие и повествовательное кино (1975, 1992).
- Заметки о «Взгляде» (1998) — см. внешние ссылки .
- Поллок, Гризельда , Модерн и пространства женственности . Рутледж, 1988.
- Поллок, Гризельда (редактор), Психоанализ и имидж . Блэквелл, 2006.
- Стуркен, Марита и Лиза Картрайт . Практики смотрения: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2009. с. 94, 103.
- Пол, Налини: Женский взгляд — см. внешние ссылки .
- Шредер, Джонатан Э: SSRN.com Представление о потреблении: визуальный подход к исследованию потребителей .
- Теория, культура и общество , Том 21, номер 1, 2004 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Заметки о взгляде
- Робер Дуано, Косой взгляд , 1948 — фотография, иллюстрирующая взгляд.
- Мужской взгляд. Архивировано 14 октября 2004 г. в Wayback Machine , с фотографиями нескольких рекламных объявлений.
- Окна души фильм — Рона Падовы.