Jump to content

взгляд

« Фокусник » работы Иеронима Босха показывает наклонившуюся фигуру, смотрящую вперед, устойчиво, пристально и с фиксированным вниманием, в то время как другие фигуры на картине смотрят в разных направлениях, некоторые за пределы картины.

В критической теории , философии , социологии и психоанализе взгляд ) (французский: le взгляд в переносном смысле представляет собой осознание и восприятие человеком (или группой) других людей, других групп или самого себя. Концепция и социальное применение взгляда были определены и объяснены философами -экзистенциалистами и феноменологами . Жан-Поль Сартр описал взгляд (или «взгляд») в «Бытии и Ничто» (1943). [1] Мишель Фуко в книге «Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы » (1975) разработал концепцию взгляда, чтобы проиллюстрировать динамику социально-политических отношений власти и социальную динамику механизмов дисциплины в обществе. Жак Деррида в книге «Животное, которым я являюсь (еще впереди)» (1997) подробно остановился на межвидовых отношениях, существующих между людьми и другими животными, которые устанавливаются с помощью взгляда.

Психоанализ [ править ]

В лакановской психоаналитической теории взгляд Лакана на взгляд меняется на протяжении всей его работы. Первоначально понятие взгляда использовалось Лаканом в его психоаналитических работах на сцене зеркала . [2] Стадия зеркала наступает, когда ребенок, столкнувшись с зеркалом, узнает, что у него есть внешний вид. Теоретически именно здесь начинается вхождение ребенка в культуру и мир. [2] Ребенок входит в язык и культуру через создание идеального образа себя в зеркале. Этот образ — это тот, на кого ребенок может стремиться быть похожим и стремиться к нему. [2] Роль идеального эго или «я» также могут выполнять другие люди в их жизни, например, родители, братья и сестры, учителя и т. д.

Однако в своих более поздних эссе Лакан называет взгляд тревожным ощущением, что за кем-то наблюдают. Точнее, это когда объект, который вы рассматриваете, каким-то образом смотрит на субъект на своих собственных условиях. [2] Психологическое воздействие на человека, подвергшегося пристальному взгляду, заключается в потере автономии после осознания того, что он является видимым объектом. Лакан экстраполировал, что взгляд и эффекты взгляда могут быть вызваны неодушевленным объектом, и, таким образом, осознание человеком любого объекта может вызвать самосознание того, что он также является объектом в материальном мире реальности . Философское и психологическое значение взгляда заключается во встрече лица и взгляда, потому что только там люди существуют друг для друга. [3]

Системы власти [ править ]

Взгляд можно понимать в психологических терминах: «взгляд подразумевает нечто большее, чем просто смотреть – он означает психологические отношения власти, в которых смотрящий превосходит объект взгляда». [4] В книге «Практики взгляда: введение в визуальную культуру » (2009) Марита Стуркен и Лиза Картрайт сказали, что «взгляд [концептуально] является неотъемлемой частью систем власти и [и] идей о знании»; что практиковать взгляд — значит вступать в личные отношения с человеком, на которого смотрят. [5] Концепции Фуко о паноптикизме , бинарности власти/знания и биовласти касаются способов личной саморегуляции, которые человек практикует, когда находится под наблюдением ; изменение личного поведения посредством институционального надзора. [6] В книге «Политика взгляда: между Фуко и Мерло-Понти» Ник Кроссли (1993) утверждал, что в описании Фуко Паноптикона и Паноптической власти есть недостатки, которые философия Мерло-Понти позволяет нам преодолеть. [7]

В «Рождении клиники» (1963) Мишель Фуко впервые применил медицинский взгляд для концептуального описания и объяснения акта взгляда как части процесса медицинской диагностики; неравная динамика власти между врачами и пациентами; и культурная гегемония интеллектуального авторитета, который общество наделяет медицинскими знаниями и знахарями. В книге «Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы » (1975) Фуко развивает взгляд как аппарат власти, основанный на социальной динамике властных отношений и социальной динамике дисциплинарных механизмов, таких как надзор и личное саморегуляция, как практикуется в тюрьме и школе.

Мужской взгляд [ править ]

Понятие «мужской взгляд» впервые было использовано английским искусствоведом Джоном Бергером в «Способах видения» , серии фильмов для BBC, вышедших в эфир в январе 1972 года, а затем и в книге, как часть его анализа обращения с мужским взглядом. обнаженная в европейской живописи. Бергер описал разницу между тем, как мужчины и женщины смотрят и воспринимаются в искусстве и в обществе. Он утверждает, что мужчинам отведена роль наблюдателя, а на женщин нужно смотреть. [8] Лаура Малви, британский кинокритик и феминистка, аналогичным образом раскритиковала традиционные медиа-репрезентации женского персонажа в кино. [9]

В своем эссе 1975 года «Визуальное удовольствие и повествовательное кино» Малви обсуждает связь между активностью и пассивностью по отношению к полу. По сути, Малви утверждает, что мужественность связана с активным, тогда как женственность связана с пассивным. [10] Кроме того, она подчеркивает гетеросексуальное желание и идентичность, а также то, как они связаны с ролями, отведенными мужественности и женственности. [10] Это ставит зрителя фильма в роль активного мужского начала и побуждает его желать пассивного женского начала. Это не оставляло места женской активности и стремлению в стереотипно-мужской роли. Голливудские фильмы разыгрывали модели вуайеризма и скопофилии . [11] Эта концепция впоследствии оказала влияние на феминистскую теорию кино и исследования средств массовой информации . [10] Бергер, Малви и Фуко также неразрывно связывали надвигающийся акт взгляда с властью. [12]

Женский взгляд [ править ]

Термин «женский взгляд» был создан как ответ на предложенную концепцию мужского взгляда, придуманную Лорой Малви. В частности, это бунт против зрителей, подвергнутых цензуре только с точки зрения мужественности и женских желаний, независимо от гендерной идентичности или сексуальной ориентации зрителя. [13] По сути, принудительное желание женственности приводит к стиранию женского желания и сексуальности. В книге Джудит Батлер » 1990 года «Гендерные проблемы она предложила идею женского взгляда как способа, с помощью которого мужчины решают проявить свою мужественность, используя женщин как тех, кто заставляет мужчин к саморегуляции. Кинорежиссер Дебора Каммпмайер отвергла идею женского взгляда, отдав предпочтение женскому опыту. Она заявила: «(F) или лично для меня, это не (о) женский взгляд. Это женский опыт. Я не смотрю, я на самом деле перемещаюсь по миру, ощущая мир эмоционально, чувственно и своим телом». [14]

Объективирующий взгляд [ править ]

Феминистская теория объективации была впервые предложена Барбарой Фредриксон и Томи-Энн Робертс в 1997 году. Теория объективации - это концепция, которая пытается пролить свет на жизненный опыт женщин, в частности, который находится под призмой сексуальной объективации. Теория в первую очередь ориентирована на гетеросексуальную перспективу. По мнению Фредриксона и Робертса, сексуальная объективация возникает как опыт обращения с кем-то как с «телом (или совокупностью частей тела), которое ценится преимущественно за его использование (или потребление) другими». [15] Лишая человека собственной телесной свободы и сексуальности, а также человечности.

Фредриксон и Робертс заявили, что сексуальная объективация или объективирующий взгляд происходит в трех сферах: межличностные или социальные контакты, визуальные средства массовой информации, изображающие социальные встречи, и, наконец, визуальные средства массовой информации, изображающие тела. [15] Межличностные и социальные встречи влекут за собой повседневную жизнь и взаимодействие с другими людьми. Объективирующий взгляд в этом контексте возникает из-за простого взгляда на человека как на объект или только ради сексуального удовольствия. [15] Эти две области визуальных медиа зависят от изображения гендера в СМИ. Из-за того, что в западной культуре мир сосредоточен на средствах массовой информации, люди питаются продуктами СМИ и позволяют им влиять на свою жизнь, мнения и восприятия. [ нужна ссылка ] Они различаются тем, как средства массовой информации изображают различные контексты, в которых происходит объективация. Первое происходит в средствах массовой информации, таких как рекламные объявления, которые сами по себе изображают социальные ситуации, а второе происходит на медиа-платформах, таких как социальные сети, в которых тела/части тела могут быть выставлены на обозрение. Третий контекст также выравнивает зрителя с объективирующим взглядом. [15]

Теория объективации и объективирующий взгляд также допускают состояние или черту самообъективации. Самообъективация происходит, когда человек адаптируется к жизни в мире, где объективирующий взгляд постоянно направлен на него и нормализуется. [15] Человек, к которому применяется объективирующий взгляд, затем начинает рассматривать себя с точки зрения этого объективирующего взгляда третьей стороны. Цель самообъективации — это ответ на ожидание объективации. [16] Затем человек может ограничить социальное движение или поведение таким образом, чтобы показать себя желаемым. Это просто стратегия, используемая в попытке вернуть некоторый социальный контроль в ответ на потерю контроля, связанную с сексуализированным или объективирующим взглядом. [16] Например, женщина может изобразить феминизированную версию себя в ответ на объективирующий взгляд.

Хотя первоначальная теория объективации в основном фокусируется на последствиях и теориях, окружающих женщин в центре внимания объективирующего взгляда, с использованием средств массовой информации мужчины также становятся все более объективированными.

Императорский взгляд [ править ]

Э. Энн Каплан представила постколониальную концепцию имперского взгляда, в которой наблюдаемое определяется в терминах собственного набора ценностных предпочтений привилегированного наблюдателя. [17] С точки зрения колонизированных, имперский взгляд инфантилизирует и опошляет то, на что он падает. [18] утверждая при этом свою командную и приказывающую функцию. [19]

Каплан комментирует: «Имперский взгляд отражает предположение о том, что белый западный субъект занимает центральное место, так же как мужской взгляд предполагает центральное положение субъекта-мужчины». [20]

Белый взгляд [ править ]

Белый взгляд — это предположение, что читатель или наблюдатель по умолчанию исходит из точки зрения кого-то, кто идентифицирует себя как белый, или что цветные люди иногда чувствуют необходимость принять во внимание реакцию белого читателя или наблюдателя. [21] Различные цветные авторы описывают это как голос в своей голове, который напоминает им, что их тексты, персонажи и выбор сюжета будут оцениваться белыми читателями и что читатель или зритель по умолчанию белый. [21] [22] [23] [24]

Оппозиционный взгляд [ править ]

В своем эссе 1992 года под названием «Оппозиционный взгляд: зрительство чернокожих женщин» [25] Белл Хукс опровергает Лоры Малви представление о (мужском) взгляде , представляя оппозиционный взгляд чернокожих женщин. Эта концепция существует как обратная сторона стандартного взгляда белого зрителя. Как Малви эссе [26] контекстуализирует (мужской) взгляд и его объективацию белых женщин, эссе Хука [25] открывает «оппозиционность [как] ключевую парадигму феминистского анализа «взгляда» и скопофильских режимов в западной культуре». [27]

Оппозиционный взгляд остается критикой бунта из-за постоянного и преднамеренного искажения чернокожих женщин в кино как характерных Мамочки , Иезавели или Сапфира . [28]

Постколониальный взгляд [ править ]

Термин «постколониальный взгляд», впервые названный Эдвардом Саидом «ориентализмом», используется для объяснения отношений, которые колониальные державы распространяли на людей колонизированных стран. [29] Помещение колонизированных в положение « другого » помогло сформировать и утвердить идентичность колонизатора как могущественного завоевателя и служило постоянным напоминанием об этой идее. [30] Постколониальный взгляд «имеет функцию установления отношений субъект/объект… он указывает в точке своего возникновения местоположение субъекта, а в точке контакта — местоположение объекта». [31] По сути, это означает, что отношения колонизатор/колонизируемый обеспечили основу для понимания колонизатором себя и своей идентичности. [30] Роль присвоения власти имеет центральное значение для понимания того, как колонизаторы влияли на страны, которые они колонизировали, и глубоко связана с развитием постколониальной теории. Использование теории постколониального взгляда позволяет бывшим колонизированным обществам преодолеть социально созданные барьеры, которые часто мешают им выражать свои истинные культурные, социальные, экономические и политические права . [30]

Мужской взгляд туриста [ править ]

Имидж туризма создается посредством культурных и идеологических конструкций и рекламных агентств, в которых доминируют мужчины. То, что представляют средства массовой информации, предполагает особый тип туриста: белый, западный, мужчина и гетеросексуал, отдающий предпочтение взгляду «главного субъекта» над другими. [32] Это образ типичного туриста, потому что за объективом, изображением и создателями преимущественно мужчины, белые и западные люди. Имидж туризма определенно создается рекламными агентствами, а не в основном женщинами со смартфонами. Те, кто не попадает в эту категорию, находятся под влиянием ее превосходства. Благодаря этому влиянию желательны женские характеристики, такие как молодость, красота, сексуальность или обладание мужчиной, в то время как в рекламе проецируется преобладание стереотипов, состоящих из покорных и чувственных женщин с влиятельными мужчинами-мачо. [32]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Жан-Поль Сартр Бытие и ничто , Часть 3, Глава 1
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лицитра Роза, Кармело; Антонуччи, Карла; Сиракусано, Альберто; Сентонзе, Диего (30 марта 2021 г.). «От воображаемого к теории взгляда у Лакана» . Границы в психологии . 12 : 578277. doi : 10.3389/fpsyg.2021.578277 . ПМЦ   8042220 . ПМИД   33859589 .
  3. ^ Кнаусгор, Карл Уве. «Необъяснимое», The New Yorker , 25 мая 2015 г., стр. 32.
  4. ^ Шредер, Джонатан (1998). «Представление потребления: визуальный подход к исследованию потребителей». Представление интересов потребителей: голоса, взгляды и видения . Нью-Йорк: Рутледж. п. 208. ИСБН  978-0415184144 . ССНН   1349954 .
  5. ^ Стуркен, Марита; Картрайт, Лиза. Практики просмотра: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2009. с. 94, 103.
  6. ^ Стуркен, Марита; Картрайт, Лиза. Практики просмотра: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2009. стр. 106–108.
  7. ^ Кроссли, Ник (1993). «Политика взгляда: между Фуко и Мерло-Понти». Человеческие исследования . 16 (4): 399–419. дои : 10.1007/BF01323025 . S2CID   144005683 .
  8. ^ Кальвано, Дженн Ариадна (2 января 2018 г.). «На что ты смотришь? Сложность мужского взгляда в «Канкане конца века» и «Сладком милосердии» Боба Фосса». Журнал танцевального образования . 18 (1): 33–40. дои : 10.1080/15290824.2017.1338709 . S2CID   194004953 .
  9. ^ Спутник женщин в древнем мире , под редакцией Шэрон Л. Джеймс, Шейлы Диллон, стр. 75, 2012, Уайли, ISBN   1444355007 , 9781444355000
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сассателли, Роберта. Интервью с Лорой Малви: гендер, взгляд и технологии в кинокультуре . Теория, культура и общество, сентябрь 2011 г., 28 (5) стр. 127.
  11. ^ Стуркен, Марита и Лиза Картрайт. Практики смотрения: введение в визуальную культуру . Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 76.
  12. ^ Чейз, Алисия (2016). «Женский взгляд, часть вторая: женщины смотрят на мужчин». Остаточное изображение . 44 (3): 34–35. дои : 10.1525/ft.2016.44.3.34 . ПроКвест   1851048154 .
  13. ^ Джексон, Алесия Янгблад (октябрь 2004 г.). «Идентификация перформативности». Качественный запрос . 10 (5): 673–690. дои : 10.1177/1077800403257673 . S2CID   220900673 .
  14. ^ Мартин, Ребекка (26 марта 2020 г.). «В «Ленте» Деборы Кампмайер исследуются серые области #MeToo, рассказывая впечатляющую историю одной женщины» . Кинотеатр «Фемма» . Проверено 9 января 2021 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фредриксон, Барбара Л.; Робертс, Томи-Энн (июнь 1997 г.). «Теория объективации: к пониманию жизненного опыта женщин и рисков для психического здоровья». Психология женщин Ежеквартально . 21 (2): 173–206. дои : 10.1111/j.1471-6402.1997.tb00108.x . S2CID   145272074 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Калоджеро, РМ; Тантлефф-Данн, С.; Томпсон, Дж. К. (2011). «Теория объективации: Введение». В Калоджеро, Рэйчел М; Тантлефф-Данн, Стейси; Томпсон, Дж. Кевин (ред.). Самообъективация у женщин: причины, последствия и противодействие . Американская психологическая ассоциация. стр. 3–21. дои : 10.1037/12304-001 . ISBN  978-1-4338-0798-5 .
  17. ^ Билл Эшкрофт и др., Постколониальные исследования (2000), с. 187
  18. ^ Виджай Мишра, Bollywood Cinema (2002) с. 245
  19. ^ Э. Х. Йекани, Привилегия кризиса (2011), с. 100
  20. ^ Цитируется по Патрисии Во, Литературная теория и критика (2006), с. 514
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пишу мимо белого взгляда как черный автор» . NPR.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
  22. ^ «Выйдите за рамки Тони Моррисон с этими семью книгами, которые смотрят вниз белыми глазами» . PBS NewsHour . 12 июля 2019 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
  23. ^ Демиртюрк, Э. Лале (1 декабря 2009 г.). «Черные тела, белые взгляды: сохраняющееся значение расы» . МЕЛУС . 34 (4): 221–222. дои : 10.1353/мел.0.0061 . ISSN   0163-755X . S2CID   162349036 .
  24. ^ Валловиц, Ларейн (2008). «Глава 9: Сопротивление белому взгляду: критическая грамотность и «Самый голубой глаз» Тони Моррисон » . Контрапункты . 326 : 151–164. ISSN   1058-1634 . JSTOR   42980110 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б крючки, колокольчик. «Оппозиционный взгляд: черная женщина-зритель». В Амелии Джонс (ред.). Читатель «Феминизм и визуальная культура» . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 94–105.
  26. ^ Малви, Лора. «Визуальное удовольствие и повествовательное кино». Медиа и культурология: Ключевые слова . 2001 г.; Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2006: Минакши Джиджи Дарем и Дуглас Келлнер. стр. 342–352. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  27. ^ Гриффин, Габриэле; Брайдотти, Рози (2002). Мыслить по-другому: читатель европейских женских исследований . Лондон: Зед.
  28. ^ М., Уэст, Кэролин (1 января 2012 г.). «Мамочка, Иезавель, Сапфир и их домашние девочки: развитие «оппозиционного взгляда» на образы чернокожих женщин» . Лекции по психологии женщин : 286–299. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Саид, Эдвард (1978). Ориентализм . Винтажные книги.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета.
  31. ^ Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 8.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Причард и Морган, Аннет и Найджел (2000). «Привилегия мужскому взгляду». Анналы туристических исследований . 27 (4): 884–905. дои : 10.1016/s0160-7383(99)00113-9 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef17986873464d05bb75fa2a9d8f2351__1716787920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/51/ef17986873464d05bb75fa2a9d8f2351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)