Теософия и изобразительное искусство

Современная теософия оказала значительное влияние на творчество художников, особенно живописцев. [3] [4] [5] Такие художники, как Василий Кандинский , Пит Мондриан и Луиджи Руссоло, выбрали теософию в качестве основной идеологической и философской основы своего творчества. [6] [примечание 2]
Теософский цветовой мистицизм [ править ]
Теософское учение о человеческой ауре было разработано Чарльзом Ледбитером и Рудольфом Штайнером в начале 1900-х годов. [15] [примечание 4] И Ледбитер, и Штайнер заявляли, что « ясновидящие » обладают даром видеть так называемые «мыслеформы». [18] и «человеческие ауры». Они также писали, что «впечатления», получаемые такими людьми от « высших миров », подобны «цветовым явлениям, наблюдаемым в физическом мире». [19] [примечание 5]
Николас Гудрик-Кларк отметил, что Анни Безант в сотрудничестве с Ледбитером также опубликовала «влиятельную книгу» под названием « Мыслеформы » . [22] запись ясновидческого исследования. [23] Фронтисписы « Мыслеформ» и «Человека видимого и невидимого» [24] содержат таблицу «Значения цветов» мыслеформ и ауры человека, связанных с чувствами и эмоциями, начиная с «Высокой Духовности » (голубой — в левом верхнем углу) и заканчивая «Злобой» (черной — в нижнем). правый угол), всего 25 цветов. [25] [примечание 6] По мнению Безант и Ледбитера, чувства и мысли формируют определенные формы, например, «молниеподобные формы» возникают в связи с «гневом». [27] и «злоба», [28] зигзагообразные линии показывают страх и т. д. [29]
Таким образом, благодаря Безант, Ледбитеру и Штайнеру, «теософский мистицизм цвета », как Сикстен Рингбом , его сформулировал [30] стал темой, которая особенно интересовала современных художников. [примечание 7] Кроме того, их привлекала теософская концепция «универсальной гармонии, лежащей в основе кажущегося хаоса» физического мира. [3]
Теософы как художники [ править ]
Блаватская [ править ]


Елена Блаватская (1831–1891) имела развитый дар рисования, «но без претензий на художник». [5] Массимо Интровинье писал, что «первым из длинного списка художников-теософов была не кто иная, как сама мадам Блаватская». [33] [примечание 8] Пауль Вайнцвейг отзывался о ней как о «совершенно культурной женщине в идеале эпохи Возрождения». Он отмечал, что Блаватская была «ученым, поэтом , пианисткой, художницей, философом , писателем , просветителем». [35]
Мачелл [ править ]
- Обитатель порога (1895). [36]
- Путь (1895). [37] [примечание 9]
- Видение Нового Дня . [39]
Реджинальд Уиллоуби Мачелл (1854–1927) [40] получил образование сначала в Аппингемской школе , затем в Оуэнс-колледже , получив «множество наград по рисованию, а также по классике». Наконец его отправили учиться в Париж в Академию Жюлиана . В 1880 году он вернулся в Лондон и работал художником-портретистом. В 1893 году он был избран членом Королевского общества британских художников . Он также создал иллюстрации к книгам «Страсть идола» (1895) и «Песнь одинокой души» американской писательницы Ирен Осгуд (1897) . [41]
В 1887 году Мачелла познакомила сама Блаватская подруга одной из его теток. В 1888 году он вступил в Теософское общество. [42] Его картины стали приобретать мистический и символический характер. Это может быть связано с такими его произведениями, как «Обитатель порога» , [43] Рождение планеты и Ведущий добрый свет . [40] [44] Теософское искусство Мачелла одержало свой «триумф» в «Пути » (1895). [45] Он описал эту картину следующим образом:
ПУТЬ — это путь, по которому человеческая душа должна пройти свою эволюцию к полному духовному самосознанию . Высшее состояние предложено в этой работе великой фигурой, чья голова в верхнем треугольнике теряется в славе Солнца наверху, а чьи ноги находятся в нижнем треугольнике в водах Пространства, символизируя Дух и Материю. Его крылья заполняют среднюю область, символизируя движение или пульсацию космической жизни, в то время как внутри восьмиугольника отображаются различные планы сознания, через которые человечество должно подняться, чтобы достичь совершенной Мужественности. Наверху находится крылатая Исида , Мать или Сверхдуша, чьи крылья закрывают лицо Всевышнего от тех, кто находится внизу. Смутно виден круг небесных фигур, которые с радостью приветствуют триумф нового посвященного, того, кто достиг сердца Всевышнего. С этого момента он с состраданием оглядывается на всех, кто все еще бродит внизу, и снова поворачивается, чтобы спуститься к ним на помощь как Спаситель людей. Под ним находится красное кольцо стражей, поражающих тех, у кого нет «пароля», символизируемое белым пламенем, парящим над головой очищенного стремящегося. Двое детей, олицетворяющие чистоту, уходят без возражений. В центре картины изображен воин, который убил дракона иллюзии, дракона низшего «я», и теперь готов пересечь пропасть, используя тело дракона в качестве моста (ибо мы поднимаемся по ступеням, сделанным из побежденные слабости, убитый дракон низшей природы). [46] [47]
Его картина «Видение нового дня» продолжает тему «Пути» . Новый день – символ просветления, которого может достичь человеческая душа, избежав искушений материализма. [48]

В 1900 году Мачелл переехал в США и присоединился к теософскому сообществу в Пойнт-Лома, основанному Кэтрин Тингли . [40] [49]
Палевый [ править ]
Герман Шмихен (1855–1923) [53] вступил в Теософское общество в Лондоне 20 июня 1884 года. [54] И, выполняя просьбу Блаватской, он начал писать портреты Учителей теософии . Портрет Мастера Кут Хуми она оценила на «отлично» и сразу же попросила Шмихена начать работу над портретом Мастера Мории . На создание этих картин ему потребовалось около трех недель. [55] Некоторые авторы считают, что творчество Шмихена было своего рода «психическим экспериментом», и образы Мастеров передавались ему телепатически. [56] По мнению Интровинье, наиболее значительные портреты махатм «в теософской истории» были написаны Шмихеном. [57]

Брендан Френч исследовал эти портреты и согласно своим заключениям заявил, чтоШмихен
по-видимому, находился под значительным влиянием венецианского чинквеченто , в частности, обманчивого спокойствия портретной живописи Тициана ; в равной степени он, кажется, очарован психологически насыщенными портретами Рембрандта ... То, что портреты Мастеров должны резонировать с христологическим подтекстом, неудивительно. Шмихен, как и большинство западных художников, стремившихся придать своим изображениям качества трансцендентности, обратился за вдохновением к основополагающему иконографическому типу богочеловеческой ипостаси , библейскому Христу . Культовые возможности портрета Христа были импортированы Шмихеном в его собственное изображение полубожественных людей, Учителей. Действительно, он использовал несколько стандартных приемов: недифференцированный фон; слишком большие, пристально смотрящие глаза; фронтальная композиция, предназначенная для сосредоточения внимания непосредственно на взгляде субъекта; чувство проницательности, усиленное признаками самообладания натурщика; никаких отвлекающих деталей в одежде и украшениях; и обрамление лица длинными волосами и бородой. [58]
Klint[editКлинт
- Эволюция № 13 (1908 г.).
- Лебедь (1914).
- Лебедь №. 17 (1915).

Хильма из Клинта (1862–1944) [59] «экспериментировал с автоматическим рисованием в спиритуалистической обстановке». [60] [примечание 10] Она присоединилась к Теософскому обществу Адьяр. 23 мая 1904 г. В 1920 г. аф Клинт стал членом Антропософского общества и начал «подолгу проводить время в Дорнахе ». [62] Теософские и антропософские идеи были источником вдохновения для многих ее картин. [63] Она написала «несколько серий впечатляющих картин, исследующих духовные или священные концепции». Ее уникальный стиль объединил, по мнению Тесселя Бодюэна, «геометрическую и биоморфную форму со свободной линией». [60] [примечание 11] Аф Клинт считал абстрактное искусство «духовным предшественником утопической социальной гармонии, мира завтрашнего дня». [64] По словам Интровинье, лишь недавно, после нескольких выставок в разных странах, она была признана важным европейским художником-абстракционистом. [65]
Фуллер [ править ]
- Госпожа Блаватская (1908). [66]
- Лорд Будда (1910). [67]
- К.В. Ледбитер (1911). [68]
Флоренс Фуллер (1867–1946) [69] вступил в Теософское общество в 1905 году. [70] В том же году она создала «Золотой час », «широко признанный национальным австралийским шедевром». [71] С 1908 по 1911 год в Адьяре она писала портреты лидеров Теософского общества и Теософских Учителей. [72] [примечание 12]

В Адьяре Фуллер создал «неизвестное количество» портретов махатм, включая Господа Будду . Из них опубликован только портрет Мастера Будды. [74] По мнению Брендана Френча, этот портрет иллюстрирует снижение «половых признаков и, таким образом, появление андрогинности». Он утверждал, что это «основано на ангелологии эпохи Возрождения ». [58] По мнению Макфарлейна, Фуллер выбрал цвета для этой картины в полном соответствии с теософским каноном, изложенным в «Мыслеформах». [22] Безант и Ледбитер. [75]
Мондриан [ править ]


В начале 1900-х годов Пит Мондриан (1872–1944) [77] с большим интересом читал теософскую литературу, в том числе «Великих посвященных» [78] Эдуард Шюре . [79] Он присоединился к голландской секции ТО в 1909 году. [5] [80] Как заявил Карел Блоткамп : «Совершенно очевидно, что теософия имела решающее значение для Мондриана». [81] [примечание 14]
Мишель Сефор писал, что религия Мондриана «перешла от кальвинизма к теософии и от теософии к неопластицизму », который включал в себя теософию и стал его основным мировоззрением. [83] Мондриан считал, что его неопластическая концепция должна «наиболее объективным и рациональным способом передать» теософскую идею Абсолюта . По его мнению, неопластическое искусство в будущем заменит религию. А роль художника – «как жреца этого религиозного искусства – будет заключаться в том, чтобы помочь простому человеку достичь желаемого внутреннего равновесия». [84] [примечание 15]
Мондриан выбрал для своего «монументального триптиха» Эволюцию , тему, которая является одной из главных доктрин теософского учения. [86] [примечание 16] По мнению Роберта Уэлша, использованные в работе синие и желтые цвета можно объяснить астральными «оболочками или излучениями» фигур. Можно думать, что эти персонажи принимают участие в теософском посвящении. Однако следует рассматривать их как одного и того же человека, «рассмотренного в трех взаимодополняющих аспектах». [88] Если идти в порядке «налево, направо и в центр», то мы имеем стандартное мистическое продвижение «от материи через душу к духу». [89] В «Разоблаченной Изиде » Блаватская писала:
Три духа живут и управляют человеком, учит Парацельс ; три мира льют на него свои лучи; но все три лишь как образ и отголосок одного и того же всестроящего и объединяющего начала производства. Первый — это дух стихий (земное тело и жизненная сила в ее грубом состоянии); второй — дух звезд (звездное или астральное тело — душа); третий — Божественный дух ( Augoeidés ). [90]
Рерих [ править]

Николай Рерих (1874–1947). [91] [92] и его жена Елена создали Агни Йогу , «теософически вдохновленную форму эзотерики». Эта «неотеософская» доктрина была впервые объяснена в 1929 году. [93] [примечание 17] Интровинь назвал учение Рерихов «теософским расколом». [95] [примечание 18] По словам Джоселин Годвин , Рерих был «вероятно, наиболее теософским из художников 20-го века, хотя мнения о его достоинствах различаются». [5]
Художники и теософия [ править ]
Кандинский [ править ]
Внешний образ | |
---|---|
Работы Василия Кандинского | |
![]() |

Еще до 1910 г. [примечание 20] Василий Кандинский (1866–1944) [99] изучал теософские книги [22] [100] [101] Блаватской, Безант и Ледбитера, Штайнера и Шюре. [3] [102] [примечание 21] В 1912 году в своей основной теоретической работе « Über das Geistige in der Kunst» он написал о важности теософии «для его искусства». [104] [примечание 22] По мнению Бориса Фаликова , теософия помогла Кандинскому концептуально постичь творческие и духовные переживания, которые, как он понимал, «все более и более сливались в единое целое». Работы Блаватской, Штайнера и их единомышленников помогли ему не только осмыслить свой опыт, но и сформулировать собственную миссию, сочетавшую в себе художественное и религиозное измерение. Он осознавал, что был активным участником поворота к духовному миру, о котором «пророчествовала Теософия». [106]
В своем трактате Кандинский заявил, что Блаватская положила начало «одному из величайших духовных движений, которое объединяет огромное количество людей и которое также установило материальную форму этого духовного явления в Теософском обществе». [107] Он представил длинную цитату из книги Блаватской «Ключ к теософии» :
Новый глашатай истины найдет умы людей подготовленными к его посланию... Создается новый способ выражения, чтобы облечь новые истины, организация, которая будет ждать его прибытия, а затем приступит к удалению чисто материального. препятствия и трудности на его пути. [108]
По словам Рингбома, в «Общей части» своего трактата [109] Кандинский фактически повторил введение Шюре. [110] в теософское учение. Этот факт подтверждает его «полемика против материализма, позитивизма и скептицизма, ссылки на спиритизм и психические исследования как доказательства приближающегося духовного синтеза науки, религии и искусства». [111] Роуз-Кэрол Ваштон Лонг писала, что теософия убедила Кандинского в том, что «скрытые образы могут быть мощным методом» передачи духовных идей. [112] В его лексиконе на всю жизнь закрепилась концепция вибрации Ледбитера. [113] Он использовал его в своем «самом известном образе» творчества:
Цвет — средство оказания прямого воздействия на душу. Цвет — это клавиатура. Глаз — молоток, а душа — фортепиано со многими струнами. Художник — это рука, посредством которой соответствующие клавиши заставляют вибрировать человеческую душу. Таким образом, очевидно, что цветовая гармония может основываться только на принципе соответствующего прикосновения к человеческой душе . [114] [примечание 23]
Лектер [ править ]
Внешние изображения | |
---|---|
Работы Мельхиора Лехтера | |
![]() | |
![]() | |
![]() |

Мельхиор Лектер (1865–1937) [119] изучал живопись в Университете искусств в Берлине . [120] В 1896 году в Берлине состоялась его первая выставка. Он также был издателем, основателем Unicorn Press ( нем . Einhorn Presse ) и «интересовался теософией». [121] В своих картинах и произведениях Лехтер объединил «идеи как средневекового немецкого, так и древнеиндийского мистиков». [122]
У Лектера были «свои представления» о природе цвета. Например, он считал, что Рембрандт в своей картине « Иосиф и жена Потифара» (Рембрандт) выразил «тлеющую непристойность женщины через желтовато-коричневый грязный цвет ее плаща, который, к тому же, выглядел так, как будто он был влажным. " Он также утверждал, что выразительность красок, с помощью которых «живописец мог символизировать характер своего предмета», заключалась в художественном воспроизведении природного явления, поскольку, по его мнению, «от каждого исходит особая пестрая аура, которая, однако, могла быть увиденными только людьми, наделенными особыми способностями». [123] Ян Штоттмайстер назвал мировоззрение Лехтера «теософским католицизмом», поскольку он объяснял эзотерическое значение «своего экзотерического католицизма» цитатами из «Тайной доктрины» Блаватской и «Мыслеформ». [22] Безант и Ледбитер. [124]
Купка [ править ]
Внешние изображения | |
---|---|
Работы Франтишека Купки. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Франтишек Купка (1871–1957) [127] был «практикующим спиритическим медиумом » в Праге и Вене до своего переезда в Париж в 1896 году. [5] [128] Как и Кандинский, он «находил вдохновение в теософии и оккультизме и пропагандировал субъективно-интуитивный подход к искусству». [129] Среди теософских источников книга Безант и Ледбитера « Мыслеформы». [22] оказал на него большое влияние. [130] Его интересовала не только научная, но и теософская теория цвета. [131] Как и Мондриан, Купка принял идею четвертого измерения «как дополнение» к своей теософской вере. [132] [примечание 27]
По мнению Челси Джонс, картина Купки «Сон » (1909) подтверждает его «интерес к буддизму , теософии и науке и представляет его веру в нематериальное». [135] Она писала, что эта работа также демонстрирует «теософское представление» об астральном видении:
В «Сне» Купка представил видение невидимой реальности. Здесь на сцене доминируют воображаемые плавающие формы; они затмевают формы видимой реальности, представленные плотскими формами, лежащими во сне. Благодаря разнице в масштабе между фигурами сновидений и их земными формами Купка явно создал картину об опыте невидимой реальности, в которой нематериальное доминирует над материалом. [136] [примечание 28]
Бекманн [ править ]
Внешние изображения | |
---|---|
Работы Макса Бекмана | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Макс Бекманн (1884–1950) [140] был, как и Мондриан, и Кандинский, интересовался «Теософской теорией» Блаватской, а также начал изучать Веды и индийскую философию . [141] [примечание 29]
По мнению Владимира Иванова, [143] Картина Бекмана « Смерть» ( нем . Der Tod ) требует теософского комментария, без которого невозможно понять смысл композиции. Очевидно, изображая смерть, Бекман «опирался» на знания, почерпнутые им из чтения теософской литературы. В композицию включен момент развития во времени, переход во вневременное (астральное) измерение: показаны различные этапы посмертных состояний. Иванов заявил, что художник представил посмертные переживания человека, отягощенного пороками. Верхняя часть картины композиционно доминирует над нижней по своему смыслу и значению. Другая особенность заключается в том, что картина представляет разные временные фазы и экзистенциальные состояния. В середине странное изображение существа с погасшей свечой. Из-под халата выглядывают шесть рысаков, что сразу дает понять об астральной природе этого персонажа. Прослеживается переход от земного к сверхчувственному. Дальнейшие действия происходят в верхней части композиции, которая нуждается в « герметическая » интерпретация. [144]
Теософия представляет смерть как «длительный процесс, состоящий из различных сменяющихся фаз». Первая фаза связана с переживанием камалоки . Безант объяснила это следующим образом: «Камалока, буквально место или обиталище желания, есть... часть астрального плана, не отделенная от него как отдельная местность, но отделенная состояниями сознания сущностей, принадлежащих к астральному плану. это." [145] Бекман хотел показать, что отбор и объективация воспоминаний об окончании жизни происходит в камалоке. По мнению Иванова, монстры в верхней части композиции — «не что иное, как объективация психических состояний умершей женщины». Безант писала, что первым переживанием после смерти будет видение «панорамы» прошлой жизни, которая в «смертный час» разворачивается перед каждым умершим во всех пережитых подробностях. Она заявила, что «он видит свои амбиции с их успехом или разочарованием... преобладающая тенденция целого ясно проявляется, правящая мысль жизни утверждает себя и глубоко впечатывается в душу, отмечая область, в которой главная мысль часть его посмертного существования будет потрачена». [146] Двойную структуру композиции «Смерть» следует объяснить и с теософской точки зрения, поскольку рассмотрение жизни после смерти происходит в обратном порядке: от конца к началу. Иванов ссылался на Штейнера, который писал: «Во время очищения человек как бы проживает свою жизнь в обратном порядке... Он начинает с событий, непосредственно предшествовавших смерти, и переживает все в обратном порядке, обратно в детство». [147] Другие факты, события и существа астрального мира также принимаются в обратном порядке. Ледбитер сказал, что ясновидящему будет трудно осознавать то, что он видит, и еще труднее — выразить словами все, что он наблюдал. Ярким примером заблуждений, которым может подвергнуться наблюдатель, является обратное расположение чисел, отраженных в «астральном свете». Например, 931 вместо 139 и так далее. [148] Поэтому персонажи, изображенные вверх тормашками в верхней части композиции, свидетельствуют о знании живописцем законов астрала. [149]
Бекман был необычайно «впечатлён» «Тайной доктриной» , которую он прочитал в 1934 году. Затем он сделал несколько различных зарисовок «на тему» её второго тома «Антропогенез». Альбом с этими эскизами находится в Национальной галерее (Вашингтон). Наряду с эскизами в альбоме есть отрывки из этой книги Блаватской. Серия зарисовок посвящена развитию мотивов, которые затем нашли свое законченное выражение в произведении « Ранние люди » ( нем . Frühe Menschen ). [139] [150] [примечание 30]
Руссоло [ править ]
Внешние изображения | |
---|---|
Работы Луиджи Руссоло | |
![]() | |
![]() |


Луиджи Руссоло (1885–1947) [155] интересовался оккультизмом и теософией. [156] По мнению Лучано Чесса , теософия — это «ключ», позволяющий «идентифицировать, расшифровать и контекстуализировать» интерес Руссоло к оккультизму, присутствующий в его сочинениях: от его «гравюр и картин» до его теоретических работ. по музыке. [157]
В творчестве Руссоло теософские идеи впервые были использованы в его офорте и акватинте «Маски» ( итал .: Maschere , 1908). [158] Его чтение теософских книг Безант и Ледбитера о звуковых формах. [22] [159] «вероятно, повлиял на одну из его самых ярких» картин « Силовые линии молний » ( итал . Linee-forza della folgore , 1912). [160] Треугольное изображение ударной волны на этой картине «чрезвычайно близко» к изображению звуковых форм грозы, которое описано в « Скрытой стороне вещей » Ледбитера : «Величественный раскат грозы создает обычно обширную плавную полосу цвета, в то время как оглушительный грохот часто вызывает к временному существованию совокупность нерегулярных излучений... или иногда огромную неправильную сферу с шипами, торчащими из нее во всех направлениях». [161]
Чесса писала, что картина Руссоло «Музыка» представляет, по словам Ледбитера, «скрытую сторону исполнения музыкального произведения». [162] На картине изображен пианист, играющий в «состоянии восторженного энтузиазма». Линии его лица едва различимы. Его руки «представлены в безумном, виртуозном движении по бесконечной клавиатуре». [163] [примечание 32] В этой работе, как и в «Машере» , изображена серия летающих масок с различными выражениями, которые легко можно интерпретировать как «визуализацию или материализацию различных состояний ума» пианиста-медиума, исполняемую духами, которых он сам вызвал. [158] Авторы « Мыслеформ» объясняли, что духи, «обитающие на астральном плане, обладают энергией изменять ход уже существующих мыслеформ и заставлять их двигаться». [165] [166] По мнению Чессы, эта картина «структурирована в соответствии с критериями, представленными в «Мыслеформах» . [167] в частности, раздел книги, описывающий формы, создаваемые музыкой». [168] [примечание 33]
Джинна [ править ]
Арнальдо Джинна (урожденный Арнальдо Джинанни Коррадини; 1890–1982), [171] подобно Кандинскому, имел теоретические работы по искусству (например, Arte dell'avvenire [ Искусство будущего ], 1910 и Pittura dell'avvenire [ Живопись будущего ], 1915). [172] Джермано Челант назвал его «самым эзотерическим» футуристом, указав на его интерес к теософской и оккультной литературе. [173] [примечание 34] Среди его публикаций можно найти те, которые содержат цитаты из Мыслеформ. [22] и Человек видимый и невидимый . [24] [175]
В 1908 году Джинна написала картину «Неврастения» , которую можно было бы назвать произведением абстрактного искусства. [176] В этой картине «он пытался изобразить состояние души». [171] [примечание 35] Неврастения — первое явление абстрактной живописи, поскольку она «на два года предшествовала первой абстрактной акварели Кандинского». [178]
Иллюстраторы [ править ]

По мнению исследователей эзотерики, иллюстрации к книге « Мыслеформы» , выполненные Джоном Варли, мистером Принсом и мисс Макфарлейн, [179] [5] «очень напоминают абстрактную и сюрреалистическую живопись» [180] и «не выглядело бы неуместно рядом с ранними абстракциями Малевича или Кандинского». [181] [примечание 36] Тем не менее, авторы книги полностью руководили работой художников, воплотивших их идеи и их видение. [183] [примечание 37]
Граф Морис Прозор (1849–1928) нарисовал иллюстрации к книге Ледбитера « Человек видимый и невидимый» . [5] [186]

Альфред Эдвард Уорнер (1879–1968) имел в Сиднее собственную коммерческую художественную студию. В 1923 году он стал членом Австралийского общества художников-граверов и входил в его совет в 1923–1925 годах. В 1923 году он также был одним из основателей Австралийского общества экслибрисов. [189] В течение нескольких лет Уорнер успешно сотрудничал с Ледбитером, иллюстрируя его книги, в частности, « Наука о таинствах» . [190] На его иллюстрации «Завершенная евхаристическая форма » «мыслеформа принимает вид мечети с минаретами, возвышающимися над церковью, чтобы окутать и влиять на окружающую сельскую местность». [191] В предисловии к своей Чакры Ледбетер писал, что «прекрасную серию рисунков» к книге сделал Эдвард Уорнер. [192]
Внешние изображения | |
---|---|
Иллюстрации к теософской книге « Царство богов» . [193] | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
В 1937 году художница Этельвинн М. Куэйл выполнила иллюстрации к теософской книге « Царство богов», основанной на «исследованиях Джеффри Ходсона , проведенных между 1921 и 1929 годами». [5] [194] Автор книги отметил: «Поскольку она нарисовала их по моим описаниям, она несет ответственность только за их исполнение, а не за их композицию, окраску или форму». [195]
Споры [ править ]
В 1947 году Теренс Гарольд Робсджон-Гиббингс (1905–1976), критикуя современное искусство, [196] обвинил его в «порочной связи» с оккультизмом. [197] [примечание 38] Критика Робсджона-Гиббингса была настолько «успешной, что на протяжении десятилетий сторонники абстрактного искусства религиозно избегали упоминания об эзотерических связях его пионеров». Интерес к теософии таких лидеров абстрактного искусства, как Мондриан и Кандинский, использовался « христианами-евангелистами и другими критиками» «как оружие» против современного искусства в целом. [199]
Предубеждение против связи истоков современного искусства с теософией все еще существует. [200] [примечание 39] Например, ученый-искусствовед Ив-Ален Буа утверждал, что «теософская чепуха, которой на мгновение была загромождена мысль художника», довольно быстро исчезла из искусства Мондриана; [202] но сам Мондриан писал: «Я получил все из «Тайной доктрины ». [203] Выставка «Изобретая абстракцию, 1910–1925» в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2012–2013 годах «полностью игнорировала» ценность оккультизма и теософии. [204] Искусствовед Вальдемар Янущак написал 7 февраля 2010 года:
Дело в том, что теософия... смущает. Если есть что-то, чем вы не хотите, чтобы ваш ярый модернист был членом оккультного культа... Теософия переносит искусство на Дэна Брауна территорию . Ни один серьезный исследователь истории искусств не хочет прикасаться к этому. [205]
Янущак также утверждал, что теософия была «обманной» и «смехотворной» и что «однажды кто-нибудь напишет большую книгу о замечательном влиянии теософии на современное искусство» и «ее бессмысленном заклинании» на многих современных художников. [206] Но, как писал Массимо Интровинье , «конференции, публикации и выставки о влиянии теософии на современное искусство продолжаются все более быстрыми темпами». [207] [примечание 40]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Фактически эта картина стала эмблемой изучения теософского влияния на современное искусство: см., например, эту страницу. [2]
- ↑ научная конференция « Очарованные современности: теософия и искусство в современном мире» прошла В сентябре 2013 года в Амстердамском университете , на которой перед аудиторией из 150 учёных было представлено около 50 докладов. [7] Большинство этих докладов касались вопросов теософии и изобразительного искусства. [8] Короче говоря, как заметил Воутер Дж. Ханеграаф , «современное искусство — это настоящая ярмарка эзотерики и оккультизма » . [9]
- ↑ Роберт Эллвуд писал, что, согласно теософии, «ауры могут состоять из сложной комбинации эфирной , астральной и ментальной материи». [13] Олав Хаммер писал: «Аура описывается как цветная оболочка, окружающая физическое тело». [14]
- ↑ Хаммер писал, что «Ледбитер предложил теорию человеческой ауры», основанную на некоторых Елены Блаватской . идеях [16] По словам Блаватской, «Каждый человек излучает магнетическое дыхание или ауру». [17]
- ↑ Штайнер утверждал, что «богатство цвета в этих высших мирах неизмеримо больше, чем в физическом мире». [20] Он также считал, что художественная чувствительность является предпосылкой развития духовных способностей, поскольку она «проникает сквозь поверхность вещей и тем самым достигает их тайн». [21]
- ↑ Джей Джонстон заявил, что Безант и Ледбитер «развили свое предположение о существовании в тонкой субстанции пульсирующих форм различной окраски, соответствующих ментальному/эмоциональному/духовному опыту человека». [26]
- ↑ По мнению Роджера Липси, теософия смогла создать « визуальный язык , который вошел в мейнстрим искусства двадцатого века». [31]
- ^ Некоторые ее картины выполнены с автоматическим или трансовым рисунком . [5] [34]
- ↑ Эта картина висит в административном здании Международной штаб-квартиры Теософского общества в Пасадене , Калифорния. Он написан маслом и левкасом и имеет размеры 6 футов 2 дюйма × 7 футов 5 дюймов [188 × 226 см]. [38]
- ↑ Она изучала спиритуализм и сама стала медиумом . В 1896 году она сформировала группу The Five ( швед . De Fem ), которая «производила автоматические картины». [61]
- ↑ Ее также считали « пионером абстрактных идей , предшествовавшим Кандинскому». [64]
- ↑ Дженни Макфарлейн похвалила портрет К.В. Ледбитера, созданный Фуллером в 1911 году. [73]
- ↑ Холст, масло, триптих. Центральная панель 183 × 87,5 см, боковые панели 178 × 85 см. Gemeentemuseum в Гааге . [76]
- ↑ Его фраза «Я получил все из «Тайной доктрины »» широко цитируется. [82]
- ↑ Бодюэн писал, что Мондриана «больше всего интересовала космическая гармония, которая должна была выражаться в правильном балансе между общими и абстрактными элементами, представляющими абсолютную истину и абсолютную красоту». [85]
- ^ «Эволюция» полностью содержит теософские элементы. [87]
- ↑ Рерихи присоединились к Русской секции ТО ( возможно, неофициально) перед Первой мировой войной. [94]
- ↑ Анита Стасулане писала, что «на отношения Рерихов с русской секцией ТО серьезно повлиял вопрос о праве на перевод произведений Блаватской». [96]
- ↑ По мнению Джона Э. Боулта и Гэри Лахмана , в этой картине влияние Мыслеформ [22] вполне видно. [97]
- ↑ В 1910 году Кандинский написал свою первую абстрактную работу. [98]
- ↑ Рингбом отмечал, что интерес Кандинского к теософии и эзотерике не был «каким-то личным хобби, сугубо частным развлечением, сыгравшим незначительную роль в формировании его художественного мировоззрения». [103]
- ↑ Моше Бараш отметил, что теософия «имела непосредственное отношение к Кандинскому». Это стало «значимым фактором» в его «интеллектуальном мире». [105]
- ↑ По мнению Боулта, теософская цветовая символика была приманкой, которая привлекла Кандинского в «мир теософии». [115]
- ↑ По словам Яна Штоттмейстера, эта картина объединяет «очевидно католическую тему, Святое Причастие », с теософским учением об ауре. [117]
- ^ Картон, масло, 30,5 × 31,5 см. Музей Бохума, Германия . [125]
- ^ Бумага, пастель, 45 × 47 см. Центр Помпиду , Национальный музей современного искусства , Париж. [126]
- ↑ Ледбитер использовал термин «четвертое измерение», говоря в своих книгах об «астральном видении». [133] По Бодюэну, «четвертое измерение» и теософский «астральный план» — равнозначные понятия. [134]
- ↑ В левом нижнем углу картины Купка написал: «Моя дорогая Нини, здесь я рисую свой сон о нас двоих — твой, Франк». ( Французский : Ma Chère Ninie, Voici ébauche le reve que J'ai eu-nous deux - Ton Franc. ) [137]
- ^ Он прочитал все тома немецких переводов «Тайной доктрины» ( нем . Geheimlehre ) и «Разоблаченной Изиды» ( нем . Entschleierte Isis ). [142]
- ^ См . «Ранние люди » (1947) Макса Бекмана на этой странице. [151]
- ^ Холст, масло, 220 × 140 см. Коллекция современного итальянского искусства Эсторик , Лондон. [154]
- ↑ По мнению Марианны Мартин, многорукий пианист в «Музыке» символизирует Шиву Натараджу , «создателя и повелителя космического танца в индуистском пантеоне », и это доказывает интерес Руссоло к восточным философиям, которые «были главным источником» Теософия. [164]
- ^ Интровинье подтвердил, что мыслеформы повлияли на Руссоло, [169] и отметил, в качестве примера, его произведение La musica . [170]
- ↑ Он читал книги таких авторов, как Елена Блаватская, Рудольф Штайнер, Франц Хартманн и Чарльз Ледбитер. [174]
- ^ См . «Неврастения» (1908) Джинны на этой странице. [177]
- ↑ По мнению Т. Х. Робсджона-Гиббингса , «многие из первых абстрактных картин… имеют поразительное сходство с мыслеформами». [182]
- ↑ По словам Годвина и Ханеграафа, художник-пейзажист Джон Варли был внуком Джона Варли Старшего (1778–1842). [184] Его жена, художница Изабелла Варли, была «тетей У. Б. Йейтса , и именно она в 1884 году подарила ему экземпляр « » Синнетта Эзотерического буддизма ». [185]
- ^ По словам Робсджона-Гиббингса, абстрактное искусство является «побочным продуктом астрального проявления, как это показано теософией, спиритизмом и оккультизмом». [198]
- ^ Философ-искусствовед Виктор Бычков заявил, что сам относится к теософии, антропософии и другим эзотерическим учениям скептически. По его мнению, эзотерика не способствовала «созданию эстетических ценностей, достойных внимания». [201]
- ^ См., например, здесь. [208]
Ссылки [ править ]
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 80.
- ^ Интровинье 2016c , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 2003 .
- ^ Элвуд 2012 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Годвин 2013 .
- ^ Рингбом 1970 ; Блоткамп 2001 ; Шахматы 2012 .
- ^ Интровинье 2018a , с. 30.
- ^ Очарованная современность 2013 .
- ^ Ханеграаф 2013 , с. 148.
- ^ Ледбитер 1903 , Фронтиспис; Безант и Ледбитер 1905 , Фронтиспис.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 43; Годвин 2016 , с. 469.
- ^ Ледбитер 1903 , с. 94.
- ^ Элвуд 2014 , с. 115.
- ^ Хаммер 2014 , с. 358.
- ^ Хаммер 2003 , стр. 223, 225.
- ^ Хаммер 2003 , с. 223.
- ^ Блаватская 1877a .
- ^ Мелтон 2001c .
- ^ Ледбитер 1903 , гл. 16; Штайнер 1994 , Гл. 6; Рингбом 1966 , стр. 397–398.
- ^ Штайнер 2004 , стр. 58; Рингбом 1966 , стр. 397.
- ^ Steiner 2004 , p. 50; Фаликов 2016 , p. 76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Безант и Ледбитер, 1905 год .
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 232.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ледбитер 1903 год .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 398; Бодуэн, 2012 , стр. 43; Годвин 2016 , стр. 469.
- ^ Джонстон 2012 , с. 158.
- ^ Ледбитер 1903 , с. 100; Фаликов 2016 , с. 85.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 53; Чесса 2012 , с. 94.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 398.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 397.
- ^ Липси 2011 , с. 34; Олдертон 2011 , с. 243.
- ^ Девени 2001 , с. 531.
- ^ Интровинье 2015 , с. 11.
- ^ Интровинье 2016c , с. 53; Интровинье 2017b , с. 5.
- ^ Вайнцвейг 1978 , с. 15; Крэнстон 1993 , с. xvi.
- ^ Интровинье 2014a , с. 172; Интровинье 2018b , с. 13.
- ^ Интровинье 2014a , с. 182; Интровинье 2018b , с. 28.
- ^ Мачелл Путь .
- ^ Интровинье 2014a , с. 185; Интровинье 2018b , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелтон 2001а .
- ^ Кость 2012 ; Камерлинг 1980 ; Интровинье 2014a , стр. 168, 173; Интровинье 2018b , с. 6.
- ^ Кость 2012 ; Интровинье 2014a , с. 169.
- ^ де Пурукер 1999 .
- ^ Интровинье 2014a , с. 173.
- ^ Интровинье 2014a , с. 180.
- ^ Мачелл 1980 , с. 354; Интровинье 2014a , с. 181.
- ^ Камерлинг 1980 , Путь; Киркли 1997 .
- ^ Интровинье 2018b , с. 31.
- ^ Рудбёг 2013 , стр. 66.
- ^ Интровинье 2015 , с. 26.
- ^ Французский 2000 , с. 609.
- ^ Интровинье 2015 , с. 25.
- ^ Словарь Бенезита "Шмихен, Герман" .
- ^ Интровинье 2015 , с. 20; Интровинье 2017a , с. 212 .
- ^ Французский 2000 , с. 622.
- ^ Французский 2000 , с. 622; Сассон 2012 , с. 142.
- ^ Интровинье 2015 , с. 18; Интровинье 2017a , с. 212 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Французский 2000 , с. 637.
- ^ Словарь Бенезита "Клинт, Хильма Би" .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бодуэн 2014 , с. 435.
- ^ Интровинье 2014b , с. 27.
- ^ Интровинье 2014b , с. 30.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 47; Бодуэн 2014 , с. 436.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бодуэн 2012 , с. 47.
- ^ Интровинье 2014c , с. 27.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 242; Интровинье 2017b , с. 20.
- ^ Французский 2000 , с. 610; Интровинье 2015 , с. 42.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 243; Интровинье 2017b , с. 20.
- ^ Словарь Бенезита "Фуллер, Флоренция" .
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 77; Интровинье 2015 , с. 39.
- ^ Интровинье 2015 , с. 38.
- ^ Французский 2000 , с. 626; Макфарлейн 2006 , с. 78; Интровинье 2015 , с. 42.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 80.
- ^ Интровинье 2017b , с. 21.
- ^ Макфарлейн 2006 , стр. 86–87.
- ^ Интровинье 2014e , с. 47.
- ^ Хенкельс 2003 .
- ^ Шюре 1921 .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Сеуфор 1969 , стр. 53; Интровинье 2014e , стр. 48.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232; Крамер 2013 , стр. 20; Интровинье 2014e , стр. 47.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 14.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Брис-Марино 2014 , с. 499; Интровинье 2014e , с. 47.
- ^ Сеуфор 1969 , с. 58; Интровинье 2014e , с. 51.
- ^ Брис-Марино 2014 , стр. 496, 499.
- ^ Бодуэн 2013 , с. 432.
- ^ Валлийский 1987 , с. 175.
- ^ Селлон и Вебер 1992 , стр. 326.
- ^ Валлийский 1987 , с. 176.
- ^ Валлийский 1987 , с. 177; Интровинье 2014e , с. 49.
- ^ Блаватская 1877 , с. 212; Валлийский 1987 , с. 176.
- ^ Арчер 2003 ; Мелтон 2001б .
- ^ Словарь Бенезита «Рерих, Николя» .
- ^ Хаммер 2003 , стр. 78, 103; Карлсон 2015 , с. 195; Интровинье 2016a , с. 6.
- ^ Стасулане 2005 , с. 25.
- ^ Интровинье 2016c , с. 48.
- ^ Стасулане 2013 , с. 197.
- ^ Боулт 1999 , с. 33; Лахман 2008 , с. 60.
- ^ Мошинская 2003 .
- ^ Барнетт 2003 .
- ^ Блаватская 1889 ; Ледбитер 1903 год .
- ^ Шюре 1921 ; Штайнер 1994 .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 394–395; Рингбом 1970 , стр. 47, 74, 81; Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 15; Боулт и Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 45; Иванов 2007 , стр. 83.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 393; Интровинье 2018а , стр. 31.
- ^ Интровинье 2016c , с. 32.
- ^ Бараш 1990 , стр. 298, 304.
- ^ Фаликов 2016 , стр. 75, 87.
- ^ Кандинский 1952 , с. 42; Рингбом 1966 , с. 394; Вашингтон-Лонг, 1987 , с. 40; Бараш 1990 , с. 301; Липси 2011 , с. 34; Фаликов 2016 , с. 77.
- ^ Блаватская 1889 , с. 307; Кандинский 1952 , с. 42–43; Рингбом 1966 , стр. 394; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232.
- ^ Кандинский 1952 , Генерал.
- ^ Шюре 1921 , Введение.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 395.
- ^ Вашингтон-Лонг 1975 , с. 217.
- ^ Фаликов 2016 , p. 86.
- ^ Кандинский 1952 , с. 64; Рингбом 1966 , с. 400; Трейтель 2004 , стр. 125–126; Фаликов 2016 , с. 86.
- ^ Боулт 1999 , с. 36.
- ^ Уолтерс 1911 , Фронтиспис.
- ^ Stottmeister 2013 , с. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханеграаф 2015 .
- ^ Уолтерс 1911 .
- ^ Гюнтер 2003 .
- ^ Словарь Бенезита "Лектер, Мельхиор" .
- ^ Маджут 1959 , с. 195.
- ^ Маджут 1959 , с. 196.
- ^ Stottmeister 2013 , с. 24; Стоттмайстер 2014 , с. 104.
- ^ Джонс 2012 , с. 99.
- ^ Джонс 2012 , с. 103.
- ^ Виттлих 2003 .
- ^ Бодуэн 2012 , с. 48; Интровинье 2016b , с. 14.
- ^ Желания 2016 , с. 11.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 42; Джонс 2012 , с. 51.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 49.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 49; Хендерсон 2013 , с. 492.
- ^ Ледбитер 1895 , с. 9; Хендерсон 2013 , с. XXIX.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 35.
- ^ Джонс 2012 , с. VII.
- ^ Джонс 2012 , с. 70.
- ^ Джонс 2012 , с. 65.
- ^ Иванов 2009 , с. 166.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бекманн .
- ^ Ленц 2003 .
- ^ Зельц 1964 , с. 94; Зельц 1992 , с. 8; Реймерц 1995 , с. 80; Иванов 2009 , с. 166.
- ^ Реймерц 1995 , Тайная Доктрина.
- ^ Бычков 2012 .
- ^ Иванов 2009 , с. 156–167.
- ^ Besant 1899 , p. 107; Иванов 2009 , p. 168.
- ^ Besant 1899 , pp. 110–111; Иванов 2009 , p. 168.
- ^ Steiner 1989 , p. 104; Иванов 2009 , p. 169.
- ^ Leadbeater 1895 , p. 4; Иванов 2009 , p. 169.
- ^ Иванов 2009 , с. 169.
- ^ Иванов 2009 , с. 171.
- ^ Иванов 2012 , с. 283.
- ^ Чесса 2012 , с. 82.
- ^ Чесса 2012 , с. 93.
- ^ Чесса 2012 , с. 77; Интровинье 2014d , с. 10.
- ^ Коэн 2003 .
- ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 78; Бодуэн 2014 , с. 437.
- ^ Чесса 2012 , с. 225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чесса 2012 , с. 84.
- ^ Ледбитер 1913 .
- ^ Чесса 2012 , с. 92.
- ^ Ледбитер 1913 , с. 279; Чесса 2012 , с. 94.
- ^ Ледбитер 1913 , с. 268; Чесса 2012 , с. 106.
- ^ Чесса 2012 , с. 100.
- ^ Мартин 1968 , с. 90; Чесса 2012 , с. 78.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 36.
- ^ Чесса 2012 , с. 107.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , стр. 75–82.
- ^ Чесса 2012 , с. 104.
- ^ Интровинье 2014c , с. 21.
- ^ Интровинье 2014d , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Словарь бенезита «Джинна» .
- ^ Чесса 2012 , с. 103; Интровинье 2014d , с. 12.
- ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 43.
- ^ Сика 2017 , с. 33.
- ^ Чесса 2012 , с. 46; Интровинье 2014d , с. 12.
- ^ Чесса 2012 , с. 48; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 37.
- ^ Интровинье 2014b , с. 32.
- ^ Чесса 2012 , с. 49; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 38.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 404; Геттингс 1978 , стр. 136; Тиллетт 2016 , стр. 68.
- ^ Лахман 2008 , с. 60.
- ^ Брин 2014 , с. 112.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 86.
- ^ Чесса 2012 , с. 254.
- ^ Годвин 2016 , с. 469; Ханеграаф 2017 , с. 33.
- ^ Французский 2000 , с. 626.
- ^ Ледбитер 1903 , примечание автора; Бакс 2014 ; Годвин 2016 , с. 470.
- ^ Ледбитер 1920 , Фронтиспис.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 245; Макфарлейн 2012a , с. 139.
- ^ Макфарлейн 2012a , с. 146; Леланд 2016 , с. 209.
- ^ Ледбитер 1920 ; Макфарлейн 2006 , с. 169.
- ^ Макфарлейн 2012a , с. 139.
- ^ Ледбитер 1927 , Предисловие.
- ^ Ходсон 2007 .
- ^ Ходсон 2007 , Посвящение; Годвин 2016 , с. 472.
- ^ Ходсон 2007 , Часть V.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 .
- ^ Фаликов 2016 , p. 67.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 152; Бодуэн 2013 , с. 429.
- ^ Интровинье 2016a , с. 3; Интровинье 2018a , с. 40.
- ^ Интровинье 2016a , с. 4.
- ^ Бычков 2007 , p. 57.
- ^ Вуд 1993 , стр. 247–48.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Интровинье 2016a , с. 4; Интровинье 2018a , с. 40.
- ^ Вашингтон-Лонг 2013 , с. 2; Интровинье 2018a , с. 41.
- ^ Янущак 2010 ; Интровинье 2018а .
- ^ Янущак 2014 ; Интровинье 2016а .
- ^ Интровинье 2018a , с. 41.
- ^ Очарованная современность 2015 .
Источники [ править ]
Научные публикации [ править ]
- Словарь художников Бенезит . Издательство Оксфордского университета . 2011.
- «Фуллер, Флоренс». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00401049 .
- «Джинна, псевдоним Коррадини, граф Арнальдо Джинна». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00074144 .
- «Клинт, Хильма Аф». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00099420 . ISBN 978-0-19-989991-3 .
- «Лектер, Мельхиор». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00106100 .
- «Рерих Николай или Рерих Николай Константинович». Словарь художников Бенезит . doi : 10.1093/Benz/9780199773787.артикул.B00154582 .
- «Шмихен, Герман». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00164079 .
- Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире (PDF) . Университет Йорка. 25–27 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2014 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Теософия и искусство: тексты и контексты современного очарования (PDF) . Университет Йорка. 9–10 октября 2015 г. Проверено 24 июня 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Мелтон, Дж. Г. , изд. (2001а). «Мачелл, Реджинальд Уиллоуби (1854–1927)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 951. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- ————, изд. (2001б). «Рерих, Николай К(Константин) (1874–1947)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 1318. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- ————, изд. (2001с). «Мыслеформы» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 2 (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 1564–1566. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Олдертон, Зоя (июнь 2011 г.). «Цвет, форма и музыка: наличие мыслеформ в абстрактном искусстве» . Литература и эстетика . 21 (1). Сидней: Сиднейское общество литературы и эстетики: 236–258. ISSN 2200-0437 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Арчер, Кеннет (2003). «Рерих, Николай» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T072668 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Бараш, Моше (1990). «Абстрактное искусство: истоки и источники». Современные теории искусства: от импрессионизма до Кандинского . Нью-Йорк Пресс. стр. 293–308 . ISBN 9780814712726 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Барнетт, Вивиан Эндикотт (2003). «Кандинский, Василий [Василий; Василий] (Васильевич)». Кандинский, Василий . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T045642 . ISBN 9781884446054 .
- Бодуэн, Тессель М. (2012). «Наука, оккультизм и искусство авангарда в начале двадцатого века». Журнал религии в Европе . 5 (1). Брилл: 23–55. дои : 10.1163/187489211X583797 . ISSN 1874-8929 .
- ———— (2013). «Абстрактное искусство как «побочный продукт астрального проявления»: влияние теософии на современное искусство в Европе» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 429–452. ISBN 9789004235960 . Проверено 14 июня 2019 г.
- ———— (2014). «Оккультизм и визуальные искусства» . В Партридже, К. (ред.). Оккультный мир . Миры Рутледжа. Рутледж. стр. 429–445. ISBN 9781317596769 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Блоткамп, К. (2001). Мондриан: Искусство разрушения . Книги реакции. ISBN 9781861891006 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Буа, Я.-А. (1993) [1990]. Живопись как модель (2-е изд.). МТИ Пресс. ISBN 9780262521802 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Боулт, Дж. Э. ; Вашингтон-Лонг, Роуз-К. (1980). Жизнь Василия Кандинского в русском искусстве: исследование «О духовном в искусстве» (2-е изд.). Партнеры восточных исследований. ISBN 9780892501311 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Брин, Б. (апрель 2014 г.). Брин, Б. (ред.). «Викторианский оккультизм и искусство синестезии» . Приложение . 2 (2). Остин, Техас: Приложение, LLC: 109–114 . Проверено 1 июля 2019 г.
- Брис-Марино, Пабло (2014). «Влияние теософии на неопластические работы Мондриана» . Искусство, личность и общество . 26 (3). Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе: 489–504. дои : 10.5209/rev_ARIS.2014.v26.n3.42960 . ISSN 1131-5598 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Карлсон, М. (2015) [1993]. «Востоколог и художник Николай Константинович Рерих (1874–1947)». Нет религии выше истины: история теософского движения в России, 1875–1922 гг . Библиотека наследия Принстона. Издательство Принстонского университета. стр. 193–198. ISBN 9781400872794 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Целант, Г. (январь 1981 г.). «Футуризм и оккультизм» . Артфорум . 19 (5). Нью-Йорк: 36–42. ISSN 0004-3532 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Чесса, Л. (2012). Луиджи Руссоло, Футурист: шум, визуальные искусства и оккультизм . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520270640 . Проверено 12 июня 2019 г.
- Коэн, Эстер (2003). «Руссоло, Луиджи». Руссоло, Луиджи . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T074704 .
- Дэвис, Энн (2003). «Теософия [от греч. theosophia: «мудрость Божья»]». Теософия . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T084484 .
- Девени, Джон П. (2001). «Е. П. Блаватская и духовное искусство». В Кароне, Р.; Годвин, Дж .; Ханеграаф, WJ (ред.). Эзотеризм, гнозис и символическое воображение: смеси, предложенные Антуану Февру . Издательство Питерс. стр. 525–546. ISBN 9789042909557 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Эллвуд, Р.С. (2014) [1986]. Теософия: современное выражение мудрости веков . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 9780835631457 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Френч, Би Джей (2000). Мастера теософии: исследование концептуальных областей Е. П. Блаватской и К. В. Ледбитера (докторская диссертация). Сидней: Сиднейский университет. hdl : 2123/7147 .
- Геттингс, Фред (1978). Скрытое искусство: исследование оккультной символики в искусстве . Книга студийного обзора. Студия Виста. ISBN 9780289708491 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Годвин, Дж. (2016). «Эзотерические теории цвета» . В Форшоу, Питер Дж. (ред.). Люкс в Тенебрисе: визуальное и символическое в западном эзотерике . Серия книг «Овен». Брилл. стр. 447–476. ISBN 9789004334953 . Проверено 06 июля 2019 г.
- Гудрик-Кларк, Н. (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199717569 . Проверено 16 июня 2019 г.
- Гюнтер, Питер В. (2003). «Лектер, Мельхиор». Лектер, Мельхиор . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T049898 .
- Хаммер, О. (2003) [2001]. Утверждение знаний: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени (докторская диссертация). Исследования по истории религий. Бостон: Брилл. ISBN 9789004136380 . Проверено 16 июня 2019 г.
- ———— (2014). «Теософское течение в двадцатом веке». В Партридже, К. (ред.). Оккультный мир . Миры Рутледжа. Рутледж. стр. 348–360. ISBN 9781317596769 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Ханеграаф, WJ (2013). Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781441188977 . Проверено 16 июня 2019 г.
- ———— (2017). «Теософское воображение» . Переписки . 5 (1): 3–39. ISSN 2053-7158 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Хендерсон, Линда Д. (2013) [1983]. Четвертое измерение и неевклидова геометрия в современном искусстве (2-е изд.). МТИ Пресс. ISBN 9780262582445 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Хенкельс, Х. (2003). «Мондриан [Мондриан], Пит (эр Корнелис)» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T059051 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 19 июля 2019 г.
- Интровинь, М. (2014a). «Реджинальд В. Мачелл (1854–1927): ребенок Блаватской, британский символист, американский художник» . Овен . 14 (2). Брилл: 165–189. дои : 10.1163/15700593-01402002 . Проверено 27 июня 2019 г.
- ———— (2014б). Теософия и изобразительное искусство: связь со странами Северной Европы (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014в). Магическое искусство Влияние теософии на современное искусство [ Магическое искусство: влияние теософии на современное искусство ] (PDF) (на итальянском языке). Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014д). Джакомо Балла (1871–1958) и теософский «мир искусства» (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014е). «От Мондриана до Хармиона фон Виганда: неопластицизм, теософия и буддизм» . Черное зеркало 0: Территория . стр. 47–59 . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2015). Живопись мастеров: Тайна Германа Шмихена (PDF) . Турин: UPS . Проверено 14 июня 2019 г.
- ———— (2016а). «Новые религиозные движения и изобразительное искусство» . Нова Религио . 19 (4). Калифорнийский университет: 3–13. дои : 10.1525/номер.2016.19.4.3 . ISSN 1541-8480 .
- ———— (2016б). Художники и теософия в современной Чехии и Словакии (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2016в). Тайна современного искусства . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2017а). «Живопись мастеров в Британии: от Шмихена до Скотта». В Фергюсоне, К.; Рэдфорд, А. (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Среди викторианцев и модернистов. Лондон: Рутледж. стр. 206–226. ISBN 9781351168304 . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2017б). Анни Безант и портреты мастеров (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2018а). « Возвращение к звучащему космосу ». Нова Религио . 21 (3). Калифорнийский университет: 29–46. дои : 10.1525/номер.2018.21.3.29 . ISSN 1541-8480 .
- ———— (2018б). Реджинальд В. Мачелл (1854–1927): британский художник-теософ из Сан-Диего (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- Джонстон, Джей (2012). «Теософские тела: цвет, форма и эмоции» . В Кьюсаке, К.; Норман, А. (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Брилл. стр. 153–170. ISBN 9789004221871 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Джонс, Челси Энн (2012). Роль буддизма, теософии и науки в поисках нематериального Франтишека Купки в 1909 году (PDF) ( магистерская диссертация). Руководитель: Линда Д. Хендерсон . Остин, Техас: Техасский университет в Остине . Проверено 17 июня 2019 г.
- Камерлинг, Брюс (осень 1980 г.). Шарф, Томас Л. (ред.). «Теософия и символическое искусство» . Журнал истории Сан-Диего . 26 (4). Сан-Диего, Калифорния: Историческое общество Сан-Диего . Проверено 27 июня 2019 г.
- Кандинский, В. (1952) [1912]. искусстве ( О духовном в ( PDF) на немецком языке) (4-е изд.). Берн: Бентели-Верлаг . Проверено 20 июня 2019 г.
- Киркли, Эвелин А. (зима 1997 г.). Кроуфорд, Ричард В. (ред.). «Голодали и обращались как с каторжниками» . Журнал истории Сан-Диего . 43 (1). Сан-Диего, Калифорния: Историческое общество Сан-Диего . Проверено 27 июня 2019 г.
- Крамер, Х. (2013). Триумф модернизма . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442223226 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Лахман, Г. (март 2008 г.). «Мыслеформы Кандинского и оккультные корни современного искусства» . Квест . 96 (2). Теософское общество в Америке: 57–61 . Проверено 16 июня 2019 г.
- Лиланд, Курт (2016). Радужное тело: история западной системы чакр . Николас-Хейс, Inc. ISBN 9780892546343 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Ленц, Кристиан (2003). «Бекманн, Макс». Бекманн, Макс . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T007231 .
- Липси, Роджер (2011) [1988]. Духовное в искусстве двадцатого века . История искусства. Курьерская корпорация. ISBN 9780486432946 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Мают, Рудольф (апрель 1959 г.). «Мельхиор Лехтер». Немецкая жизнь и письма . 12 (3): 195–203. дои : 10.1111/j.1468-0483.1959.tb00567.x .
- Мартин, Марианна В. (1968). Футуристическое искусство и теория . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 30 июня 2019 г.
- Макфарлейн, Дженни (2006). Визионерское пространство: теософия и альтернативный модернизм в Австралии 1890–1934 гг. (докторская диссертация). Канберра: Австралийский национальный университет. hdl : 1885/11007 .
- ———— (2012а). «Агентство объекта: Ледбитер и нательный крест». В Кьюсаке, К.; Норман, А. (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Брилл. стр. 133–151. ISBN 9789004221871 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Мошинская, Анна (2003). "Абстрактное искусство". Абстрактное искусство . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T000238 . ISBN 9781884446054 .
- Реймерц, С. (1995). Макс Бекманн (на немецком языке) (2-е изд.). Ровольт. ISBN 9783499505584 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Рингбом, С. (1966). «Искусство в эпоху великого духовного: оккультные элементы в ранней теории абстрактной живописи». Журнал Институтов Варбурга и Курто . 29 . Институт Варбурга: 386–418. дои : 10.2307/750725 . JSTOR 750725 . S2CID 194972876 .
- ———— (1970). Звучащий Космос . Acta Academiae Aboensis. Або Акад . Проверено 18 июня 2019 г.
- Робсджон-Гиббингс, TH (1947). Усы Моны Лизы: анализ современного искусства . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . Проверено 30 июня 2019 г.
- Рудбёг, Тим (2013). «Пойнт Лома, Теософия и Кэтрин Тингли» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 51–72. ISBN 9789004235960 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Сантуччи, JA (2012). «Теософия» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. стр. 231–246. ISBN 9781107493551 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Сассон, Д. (2012). «Портрет Кут Хуми» . В Альбанезе, CL; Штейн, С.Дж. (ред.). Тоска по новому веку: Лора Холлоуэй-Лэнгфорд и поздняя викторианская духовность . Религия в Северной Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 142–144. ISBN 9780253001771 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Селлон, Э.Б.; Вебер, Р. (1992). «Теософия и Теософское общество». Ин Февр, А .; Нидлман, Дж. (ред.). Современная эзотерическая духовность . Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad. стр. 311–329. ISBN 0-8245-1145-Х . Проверено 10 июля 2019 г.
- Зельц, PH (1964). Макс Бекманн . Музей современного искусства . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (1992). Макс Бекманн: Автопортреты . Галерея Гагосяна. ISBN 9780847816408 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Сеуфор, М. (1969). Пит Мондриан: жизнь и работа . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . Проверено 30 июня 2019 г.
- Сика, Паола (2017). «Иконоборческая Джинна» . В Вейво, Гарри; Монтье, Жан-Пьер; Николь, Франсуаза; Айерс, Дэвид; Хьяртарсон, Бенедикт; Брю, Саша (ред.). За пределами данного знания: исследования, поиски и исследования в модернизме и авангарде . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 31–44. ISBN 9783110569230 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Стасулане, Анита (2005). Теософия и культура: Николай Рерих . Межрелигиозные и межкультурные исследования. Рома: ЭПУГ. ISBN 9788878390355 . Проверено 30 июня 2019 г.
- ———— (2013). «Теософия Рерихов» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 193–216. ISBN 9789004235977 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Стоттмайстер, январь (2013). «Теософский символизм: Мельхиор Лектер (1865–1937)» (PDF) . Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире . Университет Йорка. п. 24 . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (2014). кружок и теософия ( Георгиевский на немецком языке). Вальштайн. ISBN 9783835311978 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Тиллетт, Грегори (2016). Старший брат: Биография Чарльза Вебстера Ледбитера . Рутледж. ISBN 9781317311324 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Трейтель, Коринна (2004). «Теософия и авангард» . Наука для души: оккультизм и генезис немецкого модерна . Балтимор; Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 124–131. ISBN 9780801878121 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Ваштон-Лонг, Роуз-Кэрол (1975). «Абстрактный стиль Кандинского: завеса апокалиптических народных образов». Художественный журнал . 34 (3). Ассоциация искусств колледжа : 217–228. дои : 10.1080/00043249.1975.10793685 . ISSN 0004-3249 . JSTOR 775993 .
- ———— (1980). Кандинский: Развитие абстрактного стиля . Оксфордское обучение истории искусства и архитектуры. Кларендон Пресс. ISBN 9780198173113 . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (1987). «Оккультизм, анархизм и абстракция: искусство будущего Кандинского». Художественный журнал . 46 (1). Ассоциация искусств колледжа : 38–45. дои : 10.1080/00043249.1987.10792337 . ISSN 0004-3249 . JSTOR 776841 .
- ———— (2013). «Назад в Барр: истоки абстракции в МоМА в 2013 году» (PDF) . Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире . Университет Йорка. п. 2 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Вайнцвейг, Пол (1978). «Признание Елены Блаватской». Рикка . 5 (4). Торонто. OCLC 173878989 .
- Уэлш, Роберт П. (1987). «Мондриан и теософия». В Режье, Кэтлин Дж. (ред.). Духовный образ в современном искусстве . Теософское издательство. стр. 164–189. ISBN 9780835606219 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Виттлих, Петр (2003). «Купка, Франтишек» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T048316 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Уолтерс, Ф. (1911). Мельхиор Лехтер (на немецком языке). Мюнхен: Франц Ханфштенгль . Проверено 20 июня 2019 г.
- Пожелания, Изабель (2016). «Василий Кандинский и Франтишек Купка» . В пожеланиях, Изабель; Гронемейер, Вибке (ред.). Практики абстрактного искусства: между анархизмом и присвоением . Издательство Кембриджских ученых. стр. 11–30. ISBN 9781443856867 . Проверено 29 июня 2019 г.
Другие публикации [ править ]
- Бакс, Марти (3 декабря 2014 г.). «Повесть о графе Прозоре» . Теософия вперед . Проверено 4 июля 2019 г.
- Бекманн, М. «Очерки для древних людей » . Альбом для рисования Бекмана . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея . Проверено 20 июня 2019 г.
- Эллвуд, RS (15 марта 2012 г.). «Ледбитер, Чарльз Вебстер» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 17 июня 2019 г.
- Годвин, Дж. (5 февраля 2013 г.). «Искусство, теософия и» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 14 июня 2019 г.
- Ханеграаф, WJ (22 октября 2015 г.). «Теософия в тайной Германии» . Творческое чтение . Проверено 24 июня 2019 г.
- Янущак, В. (7 февраля 2010 г.). «Тео ван Дусбург сделал модным квадратную форму» . Санди Таймс . Лондон . Проверено 1 июля 2019 г.
- ———— (8 июня 2014 г.). «Нео-пластическая фантастика» . Санди Таймс . Лондон . Проверено 1 июля 2019 г.
- Кноче, Грейс Ф. (15 марта 2012 г.). «Мачелл, Реджинальд Уиллоуби» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 12 июля 2019 г.
На русском языке [ править ]
- Боулт, Дж. Э. (1999). "Василий Кандинский и теософия" [Wassily Kandinsky and Theosophy]. Многогранный мир Кандинского [ The Many-sided World of Kandinsky ] (in Russian). М.: Наука. pp. 30–41 . Retrieved 2019-06-28 .
- Бычков, В. В. [in Russian] (2007). "Эзотерика и искусство" [Esotericism and the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [ A Trialogue: The First Talk on Aesthetics, Modern Arts, and a Crisis of Culture ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 50–59. ISBN 978-5-9540-0087-0 . Проверено 18 июня 2019 г.
- Иванов, В. В. (2007). "Теософия и искусство" [Theosophy and the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [ A Trialogue: The First Talk on Aesthetics, Modern Arts, and a Crisis of Culture ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 79–84. ISBN 978-5-9540-0087-0 . Проверено 18 июня 2019 г.
- ———— (2009). "О герметизме и эзотерике в искусстве" [On Hermeticism and Esotericism in the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор второй о философии искусства [ A Trialogue: The Second Talk on Philosophy of Art ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 154–173. ISBN 978-5-9540-0134-1 . Проверено 18 июня 2019 г.
- ———— (2012). "О герметизме и эзотерике в искусстве" [On Hermeticism and Esotericism in the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства [ A Trialogue: The Living Aesthetics and Modern Philosophy of Art ] (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. pp. 270–284. ISBN 9785898263256 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Бычков, В. В. [in Russian] , ed. (2012). "Участники триалога" [Trialogue participants]. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства [ A Trialogue: The Living Aesthetics and Modern Philosophy of Art ] (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. pp. 838–839. ISBN 9785898263256 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Фаликов, Б. З. (2016). Молок, Н. Ю. (ed.). "Астральный цвет: Кандинский и теософия" [Astral Color: Kandinsky and Theosophy] (PDF) . Искусствознание (in Russian) (1–2). М.: ГИИ : 66–89. ISSN 2073-316X . Retrieved 2019-06-27 .
Теософские публикации [ править ]
- Безант, А. (1899) [1897]. Древняя мудрость (PDF) (2-е изд.). Лондон: Теософское издательское общество.
- Безант, А. ; Ледбитер, CW (1905). Мыслеформы . Лондон: Теософское издательское общество . Проверено 15 июня 2019 г.
- Блаватская, Л.П. (1877). Разоблаченная Исида . Том. 1. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон.
- ———— (1877а). Разоблаченная Исида . Том. 2. Нью-Йорк: Дж. У. Бутон. п. 610.
- ———— (1889). Ключ к теософии (PDF) . Лондон: Теософская издательская компания.
- Крэнстон, СЛ (1993). Е.П.Б.: необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения . Сыновья ГП Патнэма. ISBN 9780874776881 . Проверено 21 июля 2019 г.
- де Пурукер, Г. , изд. (1999). «Обитатель порога» . Энциклопедический теософский словарь . Издательство Теософского университета. ISBN 978-1-55700-141-2 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Ходсон, Г. (2007) [1952]. Царство Богов . Иллюстрировано Этельвинн М. Куэйл (13-е изд.). Адьяр: Теософское издательство. ISBN 978-0766181342 . Проверено 18 июня 2019 г.
- Ледбитер, CW (1895). Астральный план (PDF) . Лондон: Теософское издательское общество.
- ———— (1903) [1902]. Человек видимый и невидимый (PDF) . Нью-Йорк: Джон Лейн.
- ———— (1913). Скрытая сторона вещей . Адьяр: Теософское издательство.
- ———— (1920). Наука Таинств . Пресса Сент-Олбана.
- ———— (1927). Чакры (PDF) . Адьяр: Теософское издательство . Проверено 17 июня 2019 г.
- Мачелл, Реджинальд В. (1980). «Путь» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 12. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 354–355.
- ————. « Печать пути » . Каталог прессы Теософского университета . Пасадена, Калифорния: Издательство Теософского университета . Проверено 11 июля 2019 г.
- Шюре, Э. (1921) [1889]. Великие посвященные. Очерк тайной истории религий [ Великие посвященные: исследование тайной истории религий ] (на французском языке). Париж . Проверено 18 июля 2019 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Штайнер, Р. (1989) [1909]. Очерк . оккультной науки (на немецком языке) Дорнах: Рудольф Штайнер Верлаг. ISBN 3-7274-0130-3 .
- ———— (1994) [1904]. Теософия: введение в духовные процессы в человеческой жизни и в космосе . Нью-Йорк: Антропософская пресса. ISBN 0-88010-373-6 .
- ———— (2004) [1905]. Познание Высших Миров: Как оно достигается? . Рудольф Штайнер Пресс. ISBN 9781855841437 . Проверено 24 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бакс, Марти (2001). Полный Мондриан . Лунд Хамфрис. ISBN 9780853318033 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Бренсон, Майкл (21 декабря 1986 г.). «Художественный взгляд: как духовное проникло в абстрактное» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 10 июля 2019 г.
- Карлсон, Мария (1997). «Модный оккультизм: спиритуализм, теософия, масонство и герметизм в России конца века» . В Розентале, Бернис Г. (ред.). Оккультизм в русской и советской культуре . Издательство Корнельского университета. стр. 135–152 . ISBN 9780801483318 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Хендерсон, Линда Д. (2009). «Образ и воображение четвертого измерения в искусстве и культуре двадцатого века». Конфигурации . 17 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 131–160. дои : 10.1353/con.0.0070 . hdl : 2152/41089 . S2CID 144512230 .
- Макфарлейн, Дженни (2012). О духовном: влияние Теософского общества на австралийских художников: 1890–1934 . Австралийский научный паб. ISBN 9781921875151 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Мидавейн, БриЭнн (2015). Хильма аф Клинт: Среда абстракции (магистерская диссертация). Институт Пратта . Проверено 27 июня 2019 г.