Парацельс
Парацельс | |
---|---|
Рожденный | Теофраст из Гогенгейма в. 1493 [1] |
Умер | 24 сентября 1541 г. Зальцбург , архиепископство Зальцбурга (современная Австрия) | ( 47 лет
Другие имена | Филипп Ауреол Теофраст, доктор Парацельс |
Образование |
|
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | Гуманизм эпохи Возрождения |
Известные идеи |
Часть серии о |
Эзотерика |
---|
Парацельс ( / ˌ p æ ə r ˈ s ɛ l s ə s / ; Немецкий: [paʁaˈtsɛlzʊs] ; в. 1493 [1] - 24 сентября 1541), урожденный Теофраст фон Гогенгейм (полное имя Филипп Ауреолус Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) [11] [12] ), был швейцарцем [13] врач, алхимик , светский богослов и философ немецкого Возрождения . [14] [15]
Он был пионером в нескольких аспектах « медицинской революции » эпохи Возрождения, подчеркивая ценность наблюдения в сочетании с общепринятой мудростью. Его считают «отцом токсикологии ». [16] Парацельс также имел существенное влияние как пророк и прорицатель, его «Прогнозы» изучались розенкрейцерами в 17 веке. Парацельсианство — раннее современное медицинское движение, вдохновленное изучением его работ. [17]
Биография
[ редактировать ]Парацельс родился в Эгг-ан-дер-Зиль , [18] деревня недалеко от перевала Этцель в Айнзидельне , Швиц . Он родился в доме рядом с мостом через реку Зиль . Его отец Вильгельм (ум. 1534) был химиком и врачом, незаконнорожденным потомком швабского дворянина Георга Бомбаста фон Гогенгейма (1453–1499), главнокомандующего Ордена Святого Иоанна в Рордорфе . [19]
Мать Парацельса, вероятно, была уроженкой региона Айнзидельн и рабыней , аббатства Эйнзидельн которая до замужества работала суперинтендантом в больнице аббатства. [20] Парацельс в своих трудах неоднократно ссылался на свое деревенское происхождение и иногда использовал Эремиту (от имени Эйнзидельн, что означает «эрмитаж») как часть своего имени. [21]
Мать Парацельса, вероятно, умерла в 1502 году. [22] после чего отец Парацельса переехал в Филлах , Каринтия , где работал врачом, оказывая медицинскую помощь паломникам и обитателям монастыря. [22] Парацельс получил образование у своего отца в области ботаники, медицины, минералогии, горного дела и натуральной философии. [20] Он получил глубокое гуманистическое и богословское образование у местных священнослужителей и монастырской школы аббатства Святого Павла в Лавантале . [22] Вполне вероятно, что Парацельс получил свое раннее образование главным образом от своего отца. [23] Некоторые биографы утверждали, что он получил обучение у четырех епископов и Иоганна Тритемия , аббата Спонхейма . [23] Однако нет никаких свидетельств того, что Тритемий проводил много времени в Эйнзидельне , а также о посещении Парацельсом Спонхейма или Вюрцбурга перед смертью Тритемия в 1516 году. [23] Учитывая все обстоятельства, Парацельс почти наверняка получал инструкции из их сочинений, а не в результате прямого обучения лично. [23] В 16 лет он начал изучать медицину в Базельском университете , позже переехав в Вену . Он получил степень доктора медицины в Феррарском университете в 1515 или 1516 году. [22] [24]
Ранняя карьера
[ редактировать ]«Парацельс искал универсального знания» [27] этого не было найдено ни в книгах, ни на факультетах. Таким образом, между 1517 и 1524 годами он предпринял серию обширных путешествий по Европе. Его странствия привели его из Италии во Францию , Испанию , Португалию , Англию , Германию , Скандинавию , Польшу , Россию , Венгрию , Хорватию , Родос , Константинополь и, возможно, даже Египет . [27] [28] [29] В этот период путешествия Парацельс записался военным хирургом и участвовал в войнах, которые вели Венеция , Голландия , Дания и татары . Затем Парацельс вернулся домой из своего путешествия в 1524 году. [27] [28] [29]
В 1524 году, «посетив своего отца в Филлахе и не найдя возможности практиковать в местных условиях, он поселился в Зальцбурге » в качестве врача. [30] [28] [29] и оставался там до 1527 года. [28] «С 1519/20 года он работал над своими первыми медицинскими сочинениями, и теперь он завершил Elf Traktat и Volumen medicinae Paramirum , в которых описаны одиннадцать распространенных болезней и их лечение, а также его ранние медицинские принципы». [30] Возвращаясь в Филлах и работая над своими первыми медицинскими работами, «он размышлял над многими фундаментальными вопросами, такими как смысл жизни и смерти, здоровье, причины болезней (внутренний дисбаланс или внешние силы), место человека в мире. мире и во вселенной, а также отношения между людьми (включая его самого) и Богом». [28] [29]
Базель (1526–1528)
[ редактировать ]В 1526 году он купил права гражданства в Страсбурге, чтобы основать собственную практику. Но вскоре после этого его вызвали в Базель к одру печатника Иоганна Фробениуса и, как сообщается, вылечили его. [31] В это время эпохи Возрождения голландский гуманист Эразм Роттердамский , также работавший в Базельском университете , стал свидетелем медицинских навыков Парацельса, и два учёных начали диалог, обмениваясь письмами на медицинские и теологические темы. [32]
В 1527 году Парацельс был лицензированным врачом в Базеле и имел привилегию читать лекции в Базельском университете . В то время Базель был центром ренессансного гуманизма, и здесь Парацельс вступил в контакт с Эразмом Роттердамским , Вольфгангом Лахнером и Йоханнесом Околампадом . Когда Эразм заболел во время пребывания в Базеле, он написал Парацельсу: «Я не могу предложить тебе награду, равную твоему искусству и знаниям — я, конечно, предлагаю тебе благодарную душу. Ты вспомнил из теней Фробениуса, кто моя вторая половинка: если Ты восстанавливаешь меня, и ты восстанавливаешь друг друга». [33]
Лекции Парацельса в Базельском университете необычно читались на немецком, а не на латыни. [34] Он заявил, что хочет, чтобы его лекции были доступны каждому. Он опубликовал резкую критику врачей и аптекарей Базеля, что вызвало политические беспорядки до такой степени, что его жизнь оказалась под угрозой. Продемонстрировав свое презрение к традиционной медицине, Парацельс публично сжег издания работ Галена и Авиценны . 23 июня 1527 года он сжег на рыночной площади копию «Канона медицины» Авиценны , огромного тома, который был столпом академических исследований. [35] Он был склонен к многочисленным вспышкам оскорбительной лексики, ненавидел непроверенную теорию и высмеивал любого, кто придавал титулам большее значение, чем практике: «Если болезнь подвергнет нас испытанию, все наше великолепие, титул, кольцо и имя будут такой же помощью». как конский хвост». [31] Будучи профессором Базельского университета, он приглашал парикмахеров-хирургов , алхимиков , аптекарей и других лиц, не имеющих академического образования, в качестве примера своей веры в то, что только те, кто занимается этим искусством, знают его: «Пациенты — ваш учебник». койка больного — твой кабинет». [31] Парацельса сравнивали с Мартином Лютером из-за его откровенно вызывающих действий против существующих авторитетов в медицине. [36] Но Парацельс отверг это сравнение. [37] знаменитое заявление: «Я оставляю Лютеру защищать то, что он говорит, и я буду нести ответственность за то, что говорю. Того, что вы желаете Лютеру, вы желаете и мне: вы желаете нам обоим в огне». [38] Мой товарищ по Базельским годам высказал весьма нелестное мнение о Парацельсе: «Два года, которые я провел в его обществе, он провел в пьянстве и обжорстве , днем и ночью. Его нельзя было застать трезвым хотя бы час или два вместе, особенно после отъезд из Базеля». [39] Под угрозой невыигранного иска, [ нужны разъяснения ] он уехал из Базеля в Эльзас в феврале 1528 года.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]начал жизнь странствующего В Эльзасе Парацельс снова врача. Пробыв в Кольмаре у Лоренца Фриса и ненадолго в Эсслингене , он переехал в Нюрнберг в 1529 году. Его репутация опередила его, и медицинские работники исключили его из практики.
Имя Парацельса впервые упоминается в этом году и используется в качестве псевдонима для публикации «Практики» политико - астрологического характера в Нюрнберге. [40] Пагель (1982) предполагает, что это имя предназначалось для использования автором немедицинских работ, тогда как его настоящее имя Теофраст фон Хоэнхайм использовалось для медицинских публикаций. Первое использование имени доктора Парацельса в медицинской публикации произошло в 1536 году как автора Grosse Wundartznei . Название обычно интерпретируется либо как латинизация Хоэнхайма «высокий, высокий») , (на основе Цельса либо как заявление о «превосхождении Цельса ». Утверждалось, что это имя не было изобретением самого Парацельса, который был против гуманистической моды латинизированных имен, а было дано ему его кругом друзей в Кольмаре в 1528 году. Его трудно интерпретировать, но это так. кажется, выражает «парадоксальный» характер человека, приставка « пара » наводит на размышления, перекликаясь с названиями главных философских работ Парацельса, «Парагранум» и «Парамирум» (как бы «за пределами зерна» и «за пределами чуда»), Парамирический трактат был объявлен Парацельсом еще в 1520 году. [41]
Самой большой медицинской проблемой того периода был сифилис , возможно, недавно завезенный из Вест-Индии и распространявшийся как пандемия, которую совершенно не лечили. Парацельс в двух публикациях на эту тему решительно критиковал обработку гваяковым деревом как бесполезную - мошенничество, совершенное Фуггерами из Аугсбурга как основными импортерами древесины. Когда его дальнейшее пребывание в Нюрнберге стало невозможным, он удалился в Берацхаузен , надеясь вернуться в Нюрнберг и опубликовать расширенный трактат о «французской болезни»; но его публикация была запрещена постановлением Лейпцигского медицинского факультета , представленного Генрихом Штромером , близким другом и соратником семьи Фуггеров. [42]
В Берацхаузене Парацельс подготовил «Парагранум» , свой главный труд по медицинской философии , завершенный в 1530 году. Переехав в Санкт-Галл , он затем завершил в 1531 году свой Opus Paramirum , который посвятил Иоахиму Вадиану . Из Санкт-Галла он перебрался в землю Аппенцелля , где вел активную деятельность как мирской проповедник и целитель среди крестьянства . В том же году он посетил шахты в Шваце и Холле в Тироле , работая над своей книгой о болезнях шахтеров. Он переехал в Инсбрук , где ему снова запретили тренироваться. Он миновал Стерцинг в 1534 году, двигаясь дальше к Мерану , Вельтлину и Санкт-Морицу , который он хвалил за его целебные источники. В Меране он познакомился с социально-религиозными программами анабаптистов . Он посетил аббатство Пфеферс , посвятив его баням отдельную брошюру (1535 г.). В 1536 году он миновал Кемптен , Мемминген , Ульм и Аугсбург. Наконец ему удалось опубликовать свою Die Grosse Wundartznei («Великая книга по хирургии»), напечатанную в Ульме , Аугсбурге и Франкфурте . в этом году [43]
Его Astronomia magna (также известная как Philosophia sagax ) была завершена в 1537 году, но опубликована только в 1571 году. Это трактат по герметизму , астрологии , гаданию , теологии и демонологии , который заложил основу более поздней славы Парацельса как «пророка». Его девиз Alterius non sit qui suus esse potest («Пусть ни один человек не принадлежит другому, кто может принадлежать самому себе») начертан на портрете Августина Хиршфогеля 1538 года .
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1541 году Парацельс переехал в Зальцбург , где и умер 24 сентября. Похоронен на кладбище Святого Себастьяна в Зальцбурге. Его останки были перенесены в церковь Святого Себастьяна в 1752 году.
После его смерти движение парацельсианства было подхвачено многими, желающими ниспровергнуть традиционную физику Галена , и его методы лечения стали более широко известны и использовались. Его рукописи были утеряны, но многие из его работ, которые остались неопубликованными при его жизни, были отредактированы Йоханнесом Хузером из Базеля в период с 1589 по 1591 год. Его работы часто переиздавались и широко читались в конце 16 - начале 17 веков, и хотя его « Репутация оккультиста оставалась противоречивой, его вклад в медицину был общепризнан: фармакопея 1618 года Королевского колледжа врачей в Лондоне включала «парацельсовы» лекарства. [44]
В конце 16 века наблюдалось значительное появление псевдопарацельсовского письма, особенно писем, приписываемых Парацельсу, до такой степени, что биографы не могут провести четкую границу между подлинными традициями и легендами. [45]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Герметизм |
---|
Будучи врачом начала 16-го века, Парацельс имел естественную близость к герметической , неоплатонической и пифагорейской философии, центральной для эпохи Возрождения, мировоззрению, примером которого являются Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола . [ нужна ссылка ] Астрология была очень важной частью медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом , как и многие врачи с университетским образованием, работавшие в то время в Европе. Парацельс посвятил несколько разделов своих сочинений созданию астрологических талисманов для лечения болезней. [ нужна ссылка ]
Подход Парацельса к науке находился под сильным влиянием его религиозных убеждений. Он считал, что наука и религия неразделимы, а научные открытия являются прямым посланием Бога. Таким образом, он считал, что божественный долг человечества — раскрыть и понять все Его послание. [46] Парацельс также считал, что добродетели, составляющие природные объекты, не естественны, а сверхъестественны и существовали в Боге до сотворения Вселенной. Из-за этого, когда Земля и Небеса в конечном итоге исчезнут, достоинства всех природных объектов продолжат существовать и просто вернутся к Богу. [46] Его философия об истинной природе добродетелей напоминает идею Аристотеля о естественном месте стихий. По мнению Парацельса, цель науки — не только узнать больше об окружающем нас мире, но также искать божественные знаки и потенциально понять природу Бога. [46] Если бы человек, который не верит в Бога, стал врачом, он не имел бы авторитета в глазах Бога и не преуспел бы в их работе, потому что он не практиковал от Его имени. Чтобы стать эффективным врачом, необходима вера в Бога. [47] Парацельс рассматривал медицину как нечто большее, чем просто поверхностную практику. Для него медицина была божественной миссией, а хороший характер в сочетании с преданностью Богу был важнее личного мастерства. Он призывал врачей практиковать самосовершенствование и смирение, а также изучать философию, чтобы получить новый опыт. [48]
Химия и алхимия
[ редактировать ]Химия в медицине
[ редактировать ]Парацельс был одним из первых профессоров медицины, признавших, что врачам необходимы глубокие академические знания в области естественных наук, особенно химии . Парацельс был пионером в использовании химических веществ и минералов в медицине .
Цинк
[ редактировать ]Вероятно, он был первым, кто дал элементу цинку ( цинк ) его современное название: [49] [50] примерно в 1526 году, вероятно, из-за остроконечного внешнего вида его кристаллов после плавки ( zinke в переводе с немецкого означает «заостренный»). Парацельс изобрел химическую терапию, химический анализ мочи и предложил биохимическую теорию пищеварения. [31] Парацельс использовал химию и химические аналогии в своих учениях студентам-медикам и медицинскому истеблишменту, многие из которых находили их нежелательными. [51]
Водород
[ редактировать ]Парацельс в начале шестнадцатого века, сам того не зная, наблюдал водород , отметив, что в реакции, когда кислоты атакуют металлы является газ , побочным продуктом . [52] Позже Теодор де Майерн повторил эксперимент Парацельса в 1650 году и обнаружил, что газ легковоспламеняющийся. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предполагали, что водород может быть новым элементом. [53]
Элементы
[ редактировать ]Классические элементы
[ редактировать ]Парацельс в значительной степени отверг философию Аристотеля и Галена , а также теорию юмора . Хотя он и принял концепцию четырех элементов — воды, воздуха, огня и земли; он видел в них основу для других объектов недвижимости, на которых можно строить. [54] В опубликованной посмертно книге под названием « Книга о нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и о других духах » Парацельс также описал четыре элементальных существа, каждое из которых соответствует одному из четырех элементов : саламандры , соответствующие огню; Гномы , соответствующие земле; Ундины , соответствующие воде; и Сильфы , соответствующие воздуху. [55] [56]
Стихии, небо и земля
[ редактировать ]Парацельс часто рассматривал огонь как твердь , находящуюся между воздухом и водой на небесах. Парацельс часто использовал яйцо для описания элементов. В своей ранней модели он утверждал, что воздух окружает мир, как яичная скорлупа. Яичный белок под скорлупой подобен огню, потому что в нем есть своего рода хаос, который позволяет ему удерживать землю и воду. Земля и вода составляют шар, который, в его аналогии с яйцом, является желтком. В «De Meteoris» Парацельс утверждает, что твердь — это небеса. [57]
Сначала триа
[ редактировать ]Изучая элементы, Парацельс принял идею трехсторонних альтернатив для объяснения природы лекарств, которые, по его мнению, состоят из tria prima («трех простых чисел» или принципов): горючего элемента (серы), жидкости и изменчивый элемент (ртуть) и твердый постоянный элемент (соль). Первое упоминание о модели ртути-серы-соли содержится в Opus paramirum, датируемом примерно 1530 годом. [58] Парацельс считал, что сера , ртуть и соль содержат яды, вызывающие все болезни. [54] Он считал, что каждая болезнь имеет три отдельных лекарства в зависимости от того, каким образом она была поражена: была ли она вызвана отравлением серой, ртутью или солью. Парацельс почерпнул важность серы, соли и ртути из средневековой алхимии, где все они занимали видное место. Он продемонстрировал свою теорию, сжег кусок дерева. Огонь был делом серы, дым — ртутью, а остаточный пепел — солью. [58] Парацельс также считал, что ртуть, сера и соль хорошо объясняют природу медицины, поскольку каждое из этих свойств существует во многих физических формах. Tria prima также определяла человеческую идентичность. Соль представляла тело; Меркурий представлял дух (воображение, моральное суждение и высшие умственные способности); сера представляла душу (эмоции и желания). Понимая химическую природу триа прима , врач мог найти способы лечения болезней. При каждой болезни симптомы зависели от того, какой из трех главных факторов вызвал недуг. [58] Парацельс предположил, что вещества, ядовитые в больших дозах, могут быть лечебными в малых дозах; он продемонстрировал это на примерах магнетизма и статического электричества, где небольшой магнит может притягивать гораздо большие куски металла. [58]
Tria prima в «Скептическом химике»
[ редактировать ]Несмотря на то, что Парацельс принял четыре классических элемента, в книге Роберта Бойля «Скептический химик» , опубликованной в 1661 году в форме диалога между друзьями, Фемистий, аристотелевский сторонник партии, говорит о трёх принципах так, как будто они призваны заменить, а не заменить их. чем дополнять классические элементы, и сравнивает теорию элементов Парацельса с теорией Аристотеля:
Эта Доктрина сильно отличается от прихотей химиков ... чьи гипотезы ... часто формулируемые за одну неделю, возможно, считаются достойными того, чтобы над ними посмеялись на следующей; и быть построенным, возможно, только на двух или трех экспериментах, разрушенных третьим или четвертым, тогда как учение о четырех элементах было сформулировано Аристотелем после того, как он ... рассмотрел те теории прежних философов, которые сейчас вызывают большие аплодисменты. возродился... И настолько рассудительно обнаружил... недостатки прежних гипотез относительно Элементов, что его Учение... с тех пор было заслуженно принято письменной частью Человечества: Все Философы, которые предшествовали он на протяжении нескольких веков внес свой вклад в полноту этой Доктрины... И гипотеза, столь... зрело установленная, не подвергалась сомнению до тех пор, пока в прошлом веке Парацельс и некоторые... эмпирики, а не... философы. ... начал ругать Перипатетическую Доктрину... и рассказывать доверчивому Миру, что они могут видеть только три Ингредиента в смешанных Телах... вместо Земли, Огня, Паров, Соль, Серы и Ртути; которым они дали косное название «Ипостасные принципы»; но когда они приступили к их описанию… любому трезвому человеку почти… невозможно найти их смысл. [59]
Бойль, говоря через других персонажей, отверг как три принципа Парацельса (сера, ртуть и соль), так и «аристотелевские» элементы (земля, вода, воздух и огонь) или любую систему с заранее определенным числом элементов. . Фактически, аргументы Бойля были в основном направлены против теории Парацельса как более соответствующей опыту, так что аргументы против нее должны быть по крайней мере столь же действенными против аристотелевской точки зрения.
Многое из того, что я собираюсь изложить... может быть безразлично применено к четырем перипатетическим элементам и трем химическим принципам... химическая гипотеза, по-видимому, гораздо более подтверждена опытом, чем другая, это будет целесообразно настаивать главным образом на опровержении этого; тем более, что большинство аргументов, выдвигаемых против нее, можно, с небольшими вариациями, выдвинуть… по крайней мере столь же решительно против менее правдоподобной, аристотелевской доктрины. [60]
Вклад в медицину
[ редактировать ]Герметизм
[ редактировать ]Его герметические убеждения заключались в том, что болезнь и здоровье тела зависят от гармонии человека ( микрокосма ) и природы ( макрокосма ). Он применил подход, отличный от тех, кто был до него, используя эту аналогию не для очищения души, а для того, что люди должны иметь определенный баланс минералов в своем теле и что некоторые телесные болезни можно лечить химическими средствами. их. В результате этой герметической идеи гармонии макрокосм Вселенной представлялся в каждом человеке как микрокосм. Примером такого соответствия является учение о сигнатурах, используемых для определения целебных свойств растений. Если растение выглядело как часть тела, то это означало его способность лечить данную анатомию. Таким образом, корень орхидеи выглядит как яичко и поэтому может излечить любое заболевание, связанное с яичками. [62] Парацельс использовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлением к спасению и здоровью. Поскольку люди должны отражать влияние злых духов с помощью нравственности, они также должны отражать болезни с помощью хорошего здоровья. [58]
Парацельс считал, что истинную анатомию можно будет понять только после того, как будет открыто питание каждой части тела. Он считал, что поэтому необходимо знать влияние звезд на именно эти части тела. [63] Болезни вызывали яды, принесенные со звезд. Однако «яды» не обязательно были чем-то негативным, отчасти потому, что родственные вещества взаимодействовали, но также и потому, что только доза определяла, является ли вещество ядовитым. Парацельс, в отличие от Галена, утверждал, что подобное лечится подобным. Если звезда или яд вызвали болезнь, то ей необходимо противодействовать другой звездой или ядом. [63] Поскольку все во Вселенной взаимосвязано, полезные лечебные вещества можно было найти в травах, минералах и различных их химических сочетаниях. Парацельс рассматривал Вселенную как единый целостный организм, пронизанный объединяющим, животворящим духом, который в целом, включая людей, был «Богом». Его убеждения ставили его в противоречие с католической церковью, для которой обязательно должно было быть различие между творцом и созданным. [64] Поэтому некоторые считали его протестантом. [65] [66] [67] [68]
Открытия и лечение
[ редактировать ]Парацельсу часто приписывают возвращение опиума в Западную Европу во время немецкого Возрождения . Он превозносил преимущества опиума и таблетки, которую он называл лауданумом, которая, как часто утверждали другие, была настойкой опиума. Парацельс не оставил полного рецепта, а известные ингредиенты значительно отличаются от лауданума 17 века . [69]
Парацельс изобрел или, по крайней мере, назвал своего рода мазь , оподельдок , смесь мыла в спирте , к которой камфора , а иногда и ряд травяных эссенций, особенно полыни добавлялась . Рецепт Парацельса лег в основу большинства более поздних версий линимента. [70]
Его работа Die große Wundarzney является предшественником антисептики . Это специфическое эмпирическое знание возникло из его личного опыта работы армейским врачом во время венецианских войн . Парацельс потребовал отказаться от применения коровьего навоза, перьев и других ядовитых смесей для обработки ран в пользу поддержания чистоты ран, заявив: «Если вы предотвратите заражение, Природа сама излечит рану». [31] Будучи военным хирургом, Парацельс столкнулся с грубостью медицинских знаний того времени, когда врачи считали, что инфекция является естественной частью процесса выздоровления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также за регулирование диеты. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали зашивать или заклеивать раны. [71] Историки сифилитической болезни приписывают Парацельсу признание наследственной болезни. [ нужны разъяснения ] характер сифилиса . В своей первой медицинской публикации, короткой брошюре о лечении сифилиса, которая также была наиболее подробным клиническим описанием того периода, он написал клиническое описание сифилиса, в котором утверждал, что его можно лечить тщательно измеренными дозами ртути. [71] Точно так же он был первым, кто обнаружил, что этой болезнью можно заразиться только контактным путем. [31]
Гиппократ выдвинул теорию, что болезнь возникает из-за дисбаланса четырех жидкостей : крови, слизи, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи были далее развиты Галеном в чрезвычайно влиятельный и весьма устойчивый комплекс медицинских убеждений, который просуществовал до середины 1850-х годов. Напротив, Парацельс верил в три жидкости: соль (представляющую стабильность), серу (представляющую горючесть) и ртуть (представляющую текучесть); он определил болезнь как отделение одной юмора от двух других. Он считал, что органы тела функционируют алхимически, то есть отделяют чистое от нечистого. [51] Преобладающими медицинскими методами во времена Парацельса были специальные диеты, помогающие «очищать гнилые соки», в сочетании с чисткой и кровопусканием для восстановления баланса четырех жидкостей. Парацельс дополнил и оспорил эту точку зрения, полагая, что болезнь является результатом нападения на тело внешних агентов. Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что этот процесс нарушает гармонию системы и что кровь невозможно очистить, уменьшив ее количество. [71] Парацельс считал, что голодание помогает организму исцелиться. «Пост – величайшее лекарство, врач внутри». [72]
Парацельс положил начало клинической диагностике и назначению высокоспецифичных лекарств. Это было необычно для периода, когда люди активно пользовались панацеей. бытия . Он предвосхитил теорию микробов, предположив, что болезни являются сущностями сами по себе, а не состояниями Парацельс предписывал чемерицу черную для облегчения некоторых форм атеросклероза . Наконец, он рекомендовал использовать железо при «плохой крови», и ему приписывают создание терминов «химия», «газ» и «алкоголь». [31]
При жизни Парацельса и после его смерти его часто прославляли как чудесного целителя и исследователя тех народных лекарств , которые отвергались отцами медицины (например, Галеном, Авиценной). По словам тех, кто его почитал, считалось, что он успешно вылечил чуму своими собственными средствами. Поскольку эффективные лекарства от серьезных инфекционных заболеваний не были изобретены до 19 века, Парацельс самостоятельно придумал множество рецептов и смесей. При инфекционных заболеваниях с лихорадкой было принято назначать потогонные и тонизирующие средства , приносившие хотя бы временное облегчение. Кроме того, многие из его лекарств содержали знаменитый « териак », препарат восточной медицины, иногда содержащий опиум. Следующий рецепт Парацельса был посвящен деревне Стерцинг :
Итак, следует приготовить зелье, посредством которого мор выводится с потом: (Итак, должно быть приготовлено зелье, посредством которого мор выводится с потом:)
хорошее бренди-вино... мох (лечебный бренди)
лота из двенадцати хороших тириаков, (Териак)
мирра четыре лота (мирра)
корни конского копыта шесть лотов (Tussilago sp.)
туман спермы,
запечатанная земля ietlichs ein lot, (лечебная земля)
Ласточкин корень, две партии, (Vinceтоксикум sp.)
диптан, бибернель, корень валерианы, в большом количестве (Dictamnus albus, Valerian, Pimpinella)
поглазеть на пятого. (камфора)
Все это смешать, положить в чистый стакан, дать постоять на солнце восемь дней, затем дать по полложки больному... (Все это смешать, положить в чистый стакан, дать постойте на солнце восемь дней, затем дайте больному пол-ложки...)- Э. Кайзер, «Парацельс. 10-е издание. Монографии Роволта. С. 115», Рейнбек под Гамбургом. 1090- ISBN 3-499-50149-X (1993)
Одним из его наиболее недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных свойств альпийских минеральных источников . Его бесчисленные странствия также привели его во многие районы Альп , где подобные методы лечения уже практиковались в менее распространенных масштабах, чем сегодня. [73] В главном труде Парацельса «О горняцкой болезни и других болезнях горняков» ( нем . Von der Bergaucht und anderen Bergkrankheiten ) представлены его наблюдения за болезнями горняков и влиянием различных минералов и металлов на организм человека. [74]
Токсикология
[ редактировать ]Парацельс расширил свой интерес к химии и биологии до того, что сейчас считается токсикологией . Он ясно изложил концепцию реакции на дозу в своей Третьей защите , где заявил, что «только доза определяет, что вещь не является ядом». ( Sola dosis facit venenum « Только доза создает яд ») [75] Это использовалось для защиты использования им неорганических веществ в медицине, поскольку посторонние часто критиковали химические агенты Парацельса как слишком токсичные для использования в качестве терапевтических средств. [51] Его убеждение в том, что болезни локализуются в определенном органе, было распространено на токсичность органов-мишеней; то есть в организме есть определенный участок, где химическое вещество окажет наибольшее действие. Парацельс также поощрял использование экспериментальных животных для изучения как полезных, так и токсичных химических эффектов. [51] Парацельс был одним из первых европейских ученых, применивших химию в медицине. Он выступал за использование неорганических солей, минералов и металлов в медицинских целях. Он придерживался убеждения, что органы тела действуют на основе отделения чистых веществ от нечистых. Люди должны есть, чтобы выжить, и они едят как чистые, так и нечистые продукты. Функция органов — отделять нечистое от чистого. Чистые вещества усваиваются организмом, а нечистые выходят из организма в виде экскрементов. [76] Он не поддерживал теорию Гиппократа о четырех жидкостях . Парацельс считал, что вместо четырех жидкостей существует три: соль, сера и ртуть, которые символизируют стабильность, горючесть и текучесть соответственно. Отделение любой из этих жидкостей от двух других может привести к заболеванию. [48] Для лечения заболевания определенной интенсивности следует ввести вещество аналогичной природы, но противоположной интенсивности. Эти идеи составляют принципы подобия и противоречия Парацельса соответственно. [48]
Психосоматизм
[ редактировать ]В своем труде Фон ден Кранкитен Парацельс пишет: «Таким образом, причина болезни хореи ласцива [ хорея Сиденгама , или Пляска Св. Витта] есть всего лишь мнение и идея, допущенная воображением и поражающая тех, кто в такое верит. Это мнение и представление являются источником болезни как у детей, так и у взрослых. У детей дело также в воображении, основанном не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то услышали или увидели. Причина в том, что у них зрение и слух. настолько сильны, что бессознательно у них возникают фантазии о том, что они видели или слышали». [77] Парацельс призывал к гуманному обращению с душевнобольными, поскольку видел в них не одержимых злыми духами, а просто «братьев», пойманных в ловушку излечимой болезни». [31] Парацельс — один из первых врачей, предположивших, что психическое благополучие и нравственное сознание напрямую влияют на физическое здоровье. Он предположил, что состояние психики человека может лечить и вызывать болезни. Теоретически человек мог бы сохранить хорошее здоровье одним лишь усилием воли. [48] Он также заявил, что сможет ли человек добиться успеха в своем ремесле, зависит от его характера. Например, если у врача были проницательные и аморальные намерения, он в конечном итоге потерпит неудачу в своей карьере, потому что зло не может привести к успеху. [47] Когда дело касалось психических заболеваний, Парацельс подчеркивал важность сна и седативных средств, поскольку он считал, что седативные препараты ( препаратами серы ) могут катализировать исцеление и вылечить психические заболевания. [76]
Прием и наследие
[ редактировать ]Портреты
[ редактировать ]Самый старый сохранившийся портрет Парацельса — гравюра на дереве Августина Хиршфогеля , опубликованная в 1538 году, ещё при жизни Парацельса. Еще более старая картина Квентина Матсиса была утеряна, но сохранились по крайней мере три копии 17-го века: одна анонимного фламандского художника, хранящаяся в Лувре , одна Питера Пауля Рубенса , хранящаяся в Брюсселе, и одна ученика Рубенса. , сейчас хранится в Упсале . Другой портрет Хиршфогеля, датированный 1540 годом, утверждает, что Парацельс изображен «в возрасте 47 лет» ( sue aetatis 47 ), то есть менее чем за год до его смерти. На этом портрете Парацельс изображен держащим свой меч, сжимающим сферическое навершие правой рукой. Над и под изображением расположены девизы Alterius non sit qui suus esse potest («Пусть ни один человек не принадлежит другому, кто может принадлежать самому себе») и Omne donum perfectum a Deo, inperfectum a Diabolo («Все совершенные дары от Бога, [ все] несовершенные [те] от Дьявола»); более поздние портреты дают немецкую интерпретацию в двух рифмующихся куплетах ( Eines andern Knecht soll Niemand sein / der für sich bleiben kann allein / all gute Gaben sint von Got / des Teufels aber sein Spot ). [78] Посмертные портреты Парацельса, сделанные для публикаций его книг во второй половине XVI века, часто изображают его в той же позе, держащего меч за навершие.
Так называемый «Портрет розенкрейцеров», опубликованный в журнале Philosophiae magnae Paracelsi («Наследники Арнольда Биркмана», Кёльн, 1567 г.), во многом основан на портрете Хиршфогеля 1540 года (но зеркальном, так что теперь левая рука Парацельса покоится на навершии меча). , добавляя разнообразные дополнительные элементы: навершие меча вписано Азотом , а рядом с фигурой Парацельса Бомбаста фон Гогенхайма показаны руки (с дополнительной окантовкой из восьми крестов ). [79] На заднем плане изображены «ранние символы розенкрейцеров », в том числе торчащая из земли голова ребенка (обозначающая возрождение). Портрет, возможно, является работой Франса Хогенберга , действовавшего под руководством Теодора Биркмана (1531/33–1586).
Парацельсианство и розенкрейцерство
[ редактировать ]Парацельса особенно почитали немецкие розенкрейцеры , которые считали его пророком и развили область систематического изучения его сочинений, которую иногда называют « парацельсианством », или реже «парацельсизмом». Фрэнсис Бэкон предостерег от Парацельса и розенкрейцеров, заявив, что «древнее мнение о том, что человек есть микрокосм », было «фантастически искажено Парацельсом и алхимиками». [80]
«Парацельсизм» также выпустил первое полное издание сочинений Парацельса. Иоганнес Хузер из Базеля (ок. 1545–1604) собрал автографы и копии рукописей и в 1589–1591 годах подготовил издание в десяти томах. [81]
стали отдельно редактироваться под названием «Прогностикон Теофрасти Парацельси» Пророчества, содержащиеся в трудах Парацельса по астрологии и гаданию, в начале 17 века . Его предсказание о «великом бедствии, которое только начинается», указывающее на Конец Времен , было позже связано с Тридцатилетней войной , а отождествление Густава Адольфа Швеции как «Льва с Севера» основано на одном из «прогнозий» Парацельса, ссылающихся на Иеремия 5:6. [82]
Карл Густав Юнг изучал Парацельса. Он написал два эссе о Парацельсе: одно было написано в доме, в котором Парацельс родился, в Айнзидельне в июне 1929 года, а другое - в ознаменование 400-летия со дня смерти Парацельса в 1941 году в Цюрихе. [83]
В популярной культуре
[ редактировать ]В современной литературе опубликован ряд художественных изображений Парацельса. Первое изложение жизни Парацельса в форме исторического романа было опубликовано в 1830 году Диоклом Фабром д'Оливе (1811–1848, сыном Антуана Фабра д'Оливе ), [84] Роберт Браунинг написал длинное стихотворение, основанное на жизни Парацельса, под названием «Парацельс» , опубликованное в 1835 году. [85] Мейнрад Линерт в 1915 году опубликовал рассказ (который он приписал Галлу Морелю ) о мече Парацельса. [86]
Парацельса называют одним из вдохновителей Мэри Шелли » « Франкенштейна .
Персонаж Стального алхимика назван Ван Хоэнхайм в честь Парацельса, и в альтернативном аниме это он.
Артур Шницлер написал пьесу в стихах «Парацельс» в 1899 году. Эрвин Гвидо Кольбенхейер написал роман-трилогию ( «Парацельс-Трилогия» ), опубликованную в 1917–26. Марта Зиллс-Фукс (1896–1987) в 1936–1939 годах написала три völkisch пьесы с Парацельсом в качестве главного героя, в которых Парацельс изображен как пророческий целитель немецкого народа . [87] Немецкий « драматический фильм Парацельс» был снят в 1943 году режиссёром Георгом Вильгельмом Пабстом . [88] Также в 1943 году Ричард Биллинджер написал пьесу «Парацельс» для Зальцбургского фестиваля . [89]
(1948) Мика Валтари В фильме Микаэля Карваялки есть сцена, изображающая приобретение Парацельсом своего легендарного меча. Парацельс — главный герой рассказа Хорхе Луиса Борхеса «La Rosa de Paracelso» (антологизирован в « Памяти Шекспира» , 1983). «Роза Парацельса: О тайнах и таинствах» , заимствованная у Хорхе Луиса Борхеса, также является романом Уильяма Леонарда Пикарда . [90]
Парацельс фон Хоэнхайм — слуга класса заклинателя, одновременно второстепенный антагонист и игровой персонаж в Fate/Grand Order .
Беллетризация Парацельса — главный герой романа «Предприятие смерти » (2011) Джесси Буллингтона .
АБА , гомункул из серии Guilty Gear , владеет живым топором в форме ключа, который она назвала «Парацельс».
В играх Darkest Dungeon и Darkest Dungeon II заранее определенное имя игрового персонажа чумного доктора — «Парацельс».
Беллетризованный Парацельс показан как главный антагонист шоу «Хранилище 13 пятого сезона ». (2013)
В видеоигре «Lies of P» в кат-сцене после игры выясняется, что персонаж на самом деле является Парацельсом.
В мире Гарри Поттера Парацельс — волшебник, и ему приписывают открытие змееподобного языка — способности говорить со змеями.
Работает
[ редактировать ]В немецком Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Парацельс.
Благодаря работам Карла Видемана , который более 30 лет копировал работы Парацельса, сохранилось множество неопубликованных работ.
- Опубликовано при жизни
- О степенях и составе естественных рецепторов , 1526.
- Фом Хольц Гуайко (на гваякуме ), 1529 год .
- Практика, изготовленная в Европе в 1529 году .
- О французской болезни, три книги (о сифилисе ), 1530.
- О чудесных знамениях, увиденных за четыре года одно за другим в химмельской волне и воздухе 1534 г.
- О горной зависимости или горных болезнях (о шахтёрских болезнях), 1534.
- Расположен у Бад-Пфеферов в Обершвице ( бани Пфеферс ), 1535 год.
- Praktica Teutsch в 1535 г. 1535 г.
- The Great Wundarzney («Великая книга хирургии»), Ульм, 1536 г. (Ганс Варнье); Аугсбург 1536 г. (Хайнрих Штайнер (=Штейнер)), Франкфурт 1536 г. (Георг Рабен/Вейганд Ханен).
- Прогноз на двадцать четвертый год 1536 года.
- Посмертные публикации
- Раны и уход за телом . Франкфурт: Кристиан Эгенольф , 1549 г. (перепечатано в 1555, 1561 г.).
- Книга Paramirum , Мюлуз: Питер Шмид, 1562 год .
- Ауреоли Теофрасти Парацельси пишут О татарских болезнях, по старому названию, От манного песка и [и] камня , Базель, ок. 1563.
- Книга Paragranvm Avreoli Theophrasti Paracelsi: В которой рассматриваются четыре колонки, а именно Philosophia, Astronomia, Alchimia и Virtus, на которых основана теофрастическая медицина, Франкфурт, 1565 г.
- Opvs Chyrvrgicvm , Франкфурт, 1565 г.
- Из Книги нимф, сильванов, пигмеев, саламандр и великанов и т. д. Нисса Силезская, напечатанная Джоном Круцигером (1566 г.)
- Таким образом, болезни лишают нас разума . Базель, 1567 год.
- Philosophia magna, аликвота трактата , Кёльн, 1567 г.
- Сборник философии и медицины , Базель, 1568 г.
- Нойн Бюхер Архидоксис . Переведено на латынь Адамом Шрётером . Краков: Мацей Виржбента , 1569.
- Двенадцать книг, в которых раскрыты все тайны природы , 1570 г.
- Astronomia magna: или Вся сага о философии большого и малого мира , Франкфурт, 1571 г.
- О природе вещей есть семь книг: трактаты vere aurea; Переведено с немецкого языка на латынь М. Георгием Форбергиусом Мизиусским, студентом философии и медицины , 1573 г.
- Де Песте , Страсбург: Майкл Токситес, бей Никлаусс Вириот, 1574 г.
- Том Paramirum , Страсбург: Кристиан Мюллер, 1575 г.
- Метаморфоза Теофраста Парацельса: Чья работа восхваляет своего мастера , Базель, 1574 год.
- Из Wundartzney: Ph. Theophrasti von Hohenheim, оба Artzney Doctoris, 4 книги . Базель: Питер Перна, 1577 г.
- Маленький Вундартцни . Базель: Питер Перна, 1579 г.
- Opus Chirurgicum, Боденштайн , Базель, 1581 г.
- Квартовое издание Хузера (медицинские и философские трактаты), десять томов, Базель, 1589–1591; Издание Хузера хирургических работ Парацельса было опубликовано посмертно в Страсбурге в 1605 году.
- том. 1. В этой части собраны книги, посвященные происхождению и происхождению всех болезней вообще. Базель. 1589 г. [ВД16 П 365] урна : nbn:de:bvb:12-bsb00022502-1
- том. 2. В этой части понимаются сочинения, в которых показаны основы, на которых стоит искусство правильного искусства и по каким книгам этому учат, Базель. 1589 [ВД16 П 367] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022503-6
- том. 3. В эту часть включено несколько книг, посвященных происхождению, причинам и лечению болезней видов . Базель, 1589 г. [VD16 P 369] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022504-2
- том. 4. В эту часть, как и в третью, включены книги, посвященные происхождению, причинам и лечению болезней вида. Базель, 1589 г. [VD16 P 371] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022505-7
- том. 5, Bücher de Medicina Physica Basel, урна 1589 г .: nbn:de:bvb:12-bsb10164682-7
- том. 6. В этот Томо входят книги, в которых рассматриваются некоторые спагирические приготовления природных вещей, относящиеся к Арцнею. В нескольких книгах по алхимии речь идет исключительно о трансмутации металлов. Базель, 1590 г. [VD16 P 375] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022506-2
- том. 7. В этой части написаны книги, в которых описаны силы, достоинства и свойства природных вещей, включая те же препараты, относящиеся к Арцнею. Базель, 1590 г. [VD16 P 376] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022507-8
- том. 8. В этом Томе (который является первым среди философских) понимаются такие книги, в которых описана Philosophia de Generationibus & Fructibus quatuor Elementorum. Базель, 1590 г. [VD16 P 377] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022508-3
- том. 9. Этот Томус (который является вторым среди философов) понимает такие книги, в которых подробно и точно описаны всякого рода естественные и сверхъестественные вещи, происхождение, причина, природа и свойства . Базель, 1591 г. [VD16 P 380] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022509-3
- том. 10. В этой части (третьей среди философских сочинений) описывается превосходный труд под названием «Теофрасты», «Philosophia Sagax» или «Astronomia Magna», а также несколько других opusculis и приложение. Базель, 1591 г. [VD16 P 381] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00022510-5 , Франкфурт, 1603 г.
- Жалоба Феофраста Парацельса на его собственную дисциплину и легкомысленные замены. Кроме того, он также учит, как он хочет, чтобы правильный врач был умелым, выполнял свою работу, ухаживал за больными и т. д.; В его книгах, составленных в кратчайшие сроки, Тумкуненам противопоставляются саморастущие, высокомерные, отступнически обученные и легкомысленные алхимические бродяги, называющие себя парацельсистами; ...сейчас первый раз собрал и поставил в грузовик. 1594 [ВД16 П 383] по адресу : nbn:de:bvb:12-bsb00015650-2
- Маленькая Ранка Арцни . Страсбург (Ледерц), Бенедикт Фигул . 1608.
- Works omnia medico-chemico-chirurgica , Женева, Vol. 3, 1658.
- Прогностикон Теофраста Парацельса , т. 4 VI Prognostica Об изменении и случайности, удаче и удаче ... властителей Римской империи, а также изд. Тюркена и Пабста, 1620 г.
- Современные издания
- Парацельс: Полное собрание сочинений: переведено на современный немецкий язык впервые после 10-томного полного издания Хузера (1589–1591) с введением, биографией, ссылками и пояснительными примечаниями. Под редакцией Бернхарда Ашнера. 4 тома. Йена: Г. Фишер, 1926–1932.
- Парацельс: Sämtliche Werke. Под редакцией Карла Зудхоффа, Вильгельма Маттиссена и Курта Голдаммера. Часть I (Медицинские, научные и философские сочинения), 14 томов (Мюнхен и Берлин, 1922–1933). Часть II (Богословские и религиозные сочинения), 7 томов (Мюнхен и Висбаден, 1923–1986).
- Указатель к изданию Зудгофа «Парацельс». Общие и специальные реестры: люди, места, растения, рецепты, ссылки на собственные произведения , Бюсслер Э., 2018, ISBN 978-90-821760-1-8
- Теофраст Парацельс: труды. Под редакцией Уилла-Эриха Пойкерта, 5 томов. Базель и Штутгарт: Schwabe Verlag, 1965–1968.
Избранные английские переводы
[ редактировать ]- Герметические и алхимические сочинения Парацельса , два тома, перевод Артура Эдварда Уэйта, Лондон, 1894 г. (в книгах Google) , см. также исправленное издание 2002 г. (только предварительный просмотр). Частичное содержание: Coelum Philosophorum; Книга о настойке философов; Сокровище сокровищ для алхимиков; Аврора философов; Алхимический катехизис.
- Парацельс: Основные материалы для чтения. Выбрано и переведено Николасом Гудриком-Кларком. Беркли, Калифорния: North Atlantic Books, 1999.
- Парацельс: его жизнь и учение. Франц Хартманн, Нью-Йорк: Теософское издательство, 1918 г.
- Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1494–1541). Основные теоретические сочинения. Отредактировано и переведено с комментариями и введением Эндрю Уикса. Лейден/Бостон: Брилл, 2008 г., ISBN 978-90-04-15756-9 .
- Парацельс: Избранные сочинения под ред. с предисловием Джоланды Якоби, пер. Норберт Гутерман, Нью-Йорк: Пантеон, 1951 г., переиздание Принстона, 1988 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейгель (1982), с. 6, со ссылкой наК. Биттель, «Был ли Парацельс рожден в 1493 или 1494 году?», Med. Welt 16 (1942), с. 1163, Дж. Штребель, Теофраст фон Гогенхайм: Полное собрание сочинений, том. 1 (1944), с. 38.Наиболее часто цитируемое предположение о том, что Парацельс родился в конце 1493 г., связано сЗудгоф, Парацельс. Немецкая картина жизни времен Возрождения (1936), с. 11.
- ^ Эйнзидельн находился под юрисдикцией Швица с 1394 года; видеть Эйнзидельн на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Юнг, КГ (18 декабря 2014 г.). Дух человека в искусстве и литературе . Рутледж. п. 7. ISBN 978-1-317-53356-6 .
- ^ Джеффри Давенпорт, Ян Макдональд, Кэролайн Мосс-Гиббонс (редакторы), Королевский колледж врачей и его коллекции: иллюстрированная история , Королевский колледж врачей, 2001, стр. 48.
- ^ Центр истории цифровой науки (DWC) - KNAW: "Franciscus dele Boë". Архивировано 11 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
- ↑ Manchester Guardian , 19 октября 1905 г.
- ^ «Врач и философ сэр Томас Браун» . www.levity.com . Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 55. ИСБН 978-0-226-40336-6 . Архивировано из оригинала 18 октября 2023 года . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Серия лекций CISSC: Джейн Беннетт, Университет Джонса Хопкинса: безличная симпатия» . Центр междисциплинарных исследований общества и культуры, Университет Конкордия, Монреаль. 22 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Джозефсон-Шторм (2017), 238
- ^ Филипп Ауреол Теофраст Парацельс по прозвищу Бомбаст фон Гогенхайм: швейцарский врач, умер в 1541 г. , Хильшер, 1764 г., стр. 13.
- ↑ Имя Филипп встречается только посмертно, сначала на надгробии Парацельса. Публикации при его жизни были под названием Theophrastus ab Hohenheim или Theophrastus Paracelsus , дополнительное имя Aureolus записано в 1538 году. Pagel (1982), 5ff.
- ^ Парацельс идентифицирует себя как швейцарец ( ich bin von Einsidlen, dess Lands ein Schweizer ) в Grosse Wundartznei (том 1, стр. 56) и называет Каринтию своим «вторым отечеством» ( das ander mein Vatterland ). Карл Ф.Х. Маркс, В честь Теофраста фон Гогенхайма (1842), с. 3 .
- ^ Аллен Г. Дебус, «Парацельс и медицинская революция эпохи Возрождения». Архивировано 27 января 2012 г. в Wayback Machine - Празднование 500-летия Национальной медицинской библиотеки (1993), стр. 3.
- ^ «Парацельс» , Britannica , заархивировано из оригинала 25 ноября 2011 года , получено 24 ноября 2011 года.
- ^ «Парацельс: Вестник современной токсикологии» . Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Де Врис, Лайк; Спрут, Лин (2017). «Парацельс и римская цензура - отчет Иоганна Фабера за 1616 год в контексте» . Обзор интеллектуальной истории . 28 (2): 5. дои : 10.1080/17496977.2017.1361060 . hdl : 2066/182018 .
- ^ Даффин, CJ; Муди, RT J; Гарднер-Торп, К. (2013). История геологии и медицины . Геологическое общество Лондона. п. 444. ИСБН 978-1-86239-356-1 .
- ↑ Мюллер-Янке, Вольф-Дитер, «Парацельс» в: Neue Deutsche Biography 20 (2001), 61–64. Архивировано 6 мая 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уир, Эндрю (1995). Западная медицинская традиция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 311.
- ^ К. Бирхлер на переговорах Швейцарского общества естественных исследований 52 (1868 г.), 9ф .Письмо, отправленное в 1526 году из Базеля своему другу Кристофу Клаузеру, врачу в Цюрихе, один из старейших дошедших до нас документов, написанных Парацельсом, подписано Theophrastus ex Hohenheim Eremita .Карл Ф.Х. Маркс, В честь Теофраста фон Гогенхайма (1842), с. 3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Йоханнес Шабер (1993). «Парацельс, латинский псевдоним {Филиппа Ауреола} Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 6. Герцберг: Бауц. столбцы. 1502–1528. ISBN 3-88309-044-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кроун, Хью Д. (2004). Парацельс: человек, бросивший вызов медицине: его реальный вклад в медицину и науку . Альбарелло Пресс. стр. 36–37. ISBN 978-0-646-43327-1 .
- ^ Маршалл Джеймс Л.; Маршалл Вирджиния Р. (2005). «Повторное открытие элементов: Парацельс» (PDF) . Шестиугольник Альфа Хи Сигмы (Зима): 71–8. ISSN 0164-6109 . OCLC 4478114 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2006 года.
- ↑ Портрет Матсиса, возможно, был нарисован с натуры, но утерян. Известно, что по крайней мере три копии портрета были сделаны в первой половине 17 века: одна анонимного фламандского художника, хранящаяся в Лувре (показана здесь), одна работы Питера Пауля Рубенса , хранящаяся в Брюсселе , и одна работы ученика Рубенса, сейчас хранится в Уппсале .
- ^ Эндрю Каннинггам, «Парацельс, толстый и тонкий: мысли о репутации и реальности» в: Оле Питер Грелль (редактор), Парацельс (1998), 53–78 (стр. 57) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гудрик - Кларк, Николас (1999). Основные материалы по Парацельсу . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Борзеллека, Джозеф (январь 2000 г.). «Парацельс: Вестник современной токсикологии» . Токсикологические науки . 53 (1): 2–4. дои : 10.1093/toxsci/53.1.2 . ПМИД 10653514 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харгрейв, Джон Г. (декабрь 2019 г.). «Парцельс» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудрик-Кларк, Николас (1999). Основные чтения Парацельса . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уэйт, Артур Эдвард (1894). Герметические и алхимические сочинения Парацельса . Лондон: Джеймс Эллиотт и компания.
- ^ «Письмо Парацельса Эразму» . Prov Med J Retrosp Med Sci . 7 (164): 142. 1843. ПМЦ 2558048 . ПМИД 21380327 .
- ^ Э. Дж. Холмьярд (1957). Алхимия. Penguin Books, Хармондсворт, с. 162. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Драго, Элизабет (3 марта 2020 г.). «Парацельс, алхимик, соединивший медицину с магией» . Институт истории науки. Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Вебстер, Чарльз (2008). Парацельс: медицина, магия и миссия в конце времен . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 13.
- ^ «Парацельс» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Пейджел, Уолтер (1982). Парацельс: Введение в философскую медицину в эпоху Возрождения . Каргерское медицинское и научное издательство. п. 40. ISBN 9783805535182 .
- ^ «Школа богословия Чикагского университета | Публикации» . divinity.uchicago.edu . Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Болл, Филип (2006). Доктор Дьявола: Парацельс и мир Возрождения магии и науки . Лондон: Уильям Хайнеманн. п. 205.
- ^ Practica D. Theophrasti Paracelsi, составленная в Европе, начиная со следующего тридцатого года и начиная с четвертого и тридцатого года, напечатанная в Нюрнберге Фридерихеном Пейпусом, доктором медицины XXIX. (онлайн-факсимиле). Архивировано 12 апреля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Пейгель (1982), с. 5 и далее.
- ^ Ингрид Кестнер,в Альбрехте Классене (ред.), Религия и здоровье: медицинский дискурс в 16 веке (2011), с. 166 .
- ^ Пейгель (1982), с. 26 .
- ^ Доминичак, Марек Х. (1 июня 2011 г.). «Международный год химии 2011: Парацельс: восхваление индивидуалистов» . Клиническая химия . 57 (6): 932–934. дои : 10.1373/clinchem.2011.165894 . ISSN 0009-9147 .
- ^ Иоахим Телле, «Парацельс псевдопарацельсовыми буквами», Nova Acta Paracelsica 20/21 (2007), 147–164 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пейджел, В. (1982). Парацельс: Введение в философскую медицину в эпоху Возрождения . С. Каргер. стр. 54–57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Якоби, Дж. (1995). Парацельс - Избранные сочинения . Издательство Принстонского университета. стр. 71–73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Борзеллека, Дж. (2000). Профили в токсикологии - Парацельс: Вестник современной токсикологии . Токсикологические науки. стр. 2–4.
- ^ Хабаши, Фатхи. Открытие восьмого металла (PDF) . Международная цинковая ассоциация. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2015 года .
- ^ Хефнер Алан. «Парацельс» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2005 года . Проверено 28 октября 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Борзеллека, Джозеф Ф. (1 января 2000 г.). «Парацельс: Вестник современной токсикологии» . Токсикологические науки . 53 (1): 2–4. дои : 10.1093/toxsci/53.1.2 . ISSN 1096-6080 . ПМИД 10653514 .
- ^ Джон С. Ригден (2003). Водород: необходимый элемент . Издательство Гарвардского университета. п. 10. ISBN 978-0-674-01252-3 .
- ^ Даг Стюарт. «Открытие водорода» . Химикоол. Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейгель, Уолтер. Парацельс; Введение в философскую медицину в эпоху Возрождения . Базель: Каргер, 1958. Печать.
- ^ Сильвер, Кэрол Б. (1999). Странные и тайные народы: феи и викторианское сознание . Издательство Оксфордского университета. п. 38. ISBN 0-19-512199-6 .
- ^ Парацельс (1996). Четыре трактата Теофраста фон Гогенгейма по прозвищу Парацельс . Джу Пресс. п. 222.
- ^ Кан, Дидье (2016). Объединение Неба и Земли: Очерки истории ранней современной космологии . Университет Барселоны.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Вебстер, Чарльз. Парацельс: медицина, магия и миссия в конце времен. Нью-Хейвен: Йельский университет, 2008. Печать.
- ^ Бойль 1661 , с. 23-24.
- ^ Бойль 1661 , с. 36.
- ^ Скульптура изображает «айнзидельнскую женщину с двумя здоровыми детьми » как символ «материнского здоровья». Более традиционный памятник — мемориальная доска с портретом Парацельса — был установлен в Эгге, Айнзидельн, в 1910 году (ныне Тойфельсбрюке, 47 ° 10'03 "N 8 ° 46'00" E / 47,1675 ° N 8,7668 ° E ).Памятник 1941 года подвергся резкой критике как «нечестный китч» ( verlogener Kitsch ) на службе консервативного католического «культа материнства» ( Mütterlichkeitskult ) со стороны Франца Рюба в его (в целом иконоборческом) «Мифе Парацельса» (1995), с. 330.
- ^ Уир, Эндрю (1995). Западная медицинская традиция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 314.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уир, Эндрю (1995). Западная медицинская традиция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 315.
- ^ Алекс Виттендорф; Клаус Бьёрн; Оле Питер Грелль; Т. Морсинг; Пер Барнер Дарнелл; Ганс Бьёрн; Герхардт Эриксен; Пол Лоринг; Кристиан Хвидт (1994). Тайге Браге (на датском языке). Улица. ISBN 87-12-02272-1 . стр44-45
- ^ Хелм, Дж.; Винкельманн, А. (2001). Религиозные конфессии и науки в шестнадцатом веке . Исследования европейского иудаизма, Том 1. Брилл. п. 49. ИСБН 978-90-04-12045-7 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Дорнер, Айова (2004). История протестантского богословия . Издатели Wipf & Stock. п. 1-ПА179. ISBN 978-1-59244-610-0 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Харгрейв, Дж. (1951). Жизнь и душа Парацельса . Голланц. Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Броклисс, LWB; Джонс, К. (1997). Медицинский мир Франции раннего Нового времени . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-822750-2 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Сигерист, HE (1941). «Лауданум в трудах Парацельса» (PDF) . Бык. Хист. Мед . 9 : 530–544. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ↑ Майкл Куинион, World Wide Words , 27 мая 2006 г. Архивировано 31 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ВКЛАД ПАРАЦЕЛЬСА В МЕДИЦИНСКУЮ НАУКУ И ПРАКТИКУ Дж. М. Стиллман. Монист, Vol. 27, № 3 (ИЮЛЬ 1917 г.), стр. 390–402.
- ^ «Краткая история поста | 5 июня 2017 г.» . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ Натура София. Парацельс и свет природы. Архивировано 22 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Кукуруза, Жаклин К. (1975). «Исторический взгляд на текущие споры о клиническом спектре пламбизма» (PDF) . Милбанк Ежеквартально . 53 (1): 95. PMID 1094321 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Парацельс, прямая защита, 1538 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханеграаф, В. (2007). Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) . Брилл. стр. 509–511.
- ^ Эренвальд, Ян (1976), История психотерапии: от исцеляющей магии до встречи , Джейсон Аронсон, с. 200, ISBN 9780876682807 , заархивировано 3 января 2024 года , получено 19 октября 2020 года.
- ^ Вернек в книге «Вклад в практическую медицину: с отличным учетом медицинской географии, топографии и эпидемиологии» , том 3 (1836), 212–216 . Архивировано 26 марта 2023 года в Wayback Machine . Новый журнал литературы и истории искусств , том 2 (1799), 246–256 .
- ^ На руках фон Хоэнхайма был изображен синий (лазурный) изгиб с тремя белыми (серебристыми) шарами на желтом (или) поле (Юлиус Киндлер фон Кноблох, Oberbadisches Geschlechterbuch , том 1, 1894, стр. 142. Архивировано 24 января 2018 года в Wayback). Машина ), т.е. без рамки. Франц Хартманн, Жизнь и доктрины (1887), с. 12 описываеторужие изображено на памятнике в церкви Святого Себастьяна в Зальцбурге как «серебряная балка, на которой расположены три черных шара».
- ^ Ф.А. Йейтс, Розенкрейцерское Просвещение (1972), стр. 120 .
- ^ Квартовое издание Хузера (медицинские и философские трактаты), десять томов, Базель, 1589–1591; Издание Хузера хирургических работ Парацельса было опубликовано посмертно в Страсбурге в 1605 году.
- ^ Ойген Вебер, Апокалипсис: пророчества, культы и верования тысячелетия на протяжении веков (2000), стр. 86 .
- ^ CWCGJung vol.15 «Дух человека, искусство и литература», паб.RKP 1966
- ^ Un médecin d'autrfois. La vie de Paracelse , Париж (1830 г.), перепечатано в 1838 г., немецкий перевод Эдуарда Либера как Теофраст Парацельс или Доктор: исторический роман из Средневековья , Магдебург (1842 г.).
- ^ Парацельс (1835)
- ↑ Говорят, что в навершии меча содержится философский камень , а рассказ Морелла касается смерти Парацельса (из-за того, что он был прерван во время наложения заклинания против отравления) и его приказа бросить меч в реку Зиль после того, как он умирает. Мейнрад Линерт, «Der Hexenmeister» в: Schweizer Sagen und Heldengeschichten , Штутгарт (1915).
- ^ Удо Бенценхёфер, «Драмы Парацельса Марты Зиллс-Фукс в среде «Ассоциации немецкой народной медицины» Юлиуса Штрейхера» в Питере Дилге, Хартмут Рудольф (ред.), Результаты и пожелания исследования Парацельса (1993), 163– 81 .
- ^ «Нью-Йорк Таймс: Парацельс» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2012. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ с. 73 .
- ^ «Доставка Индиго: отрывок из розы Парацельса» . 16 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 г. Проверено 11 декабря 2018 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Бойль, Р. (1661). Химик-скептик: или Химико-физические сомнения и парадоксы, касающиеся принципов спагириста, обычно называемых ипостасическими; Поскольку их обычно предлагает и защищает большинство алхимиков. При этом премиса является частью другого рассуждения, относящегося к тому же предмету . Напечатано Дж. Кэдвеллом для Дж. Крука.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болл, Филип. Доктор Дьявола . ISBN 978-0-09-945787-9 . (Arrow Books, Random House.)
- Дебус Аллен Г. (1984). «История с целью: судьба Парацельса». Аптека в истории . 26 (2): 83–96. JSTOR 41109480 . ПМИД 11611458 .
- Форшоу, Питер (2015). « Morbo Spiriti Medicina Spiritalis Convenit: Парацельс, Безумие и Духи» , в Штеффене Шнайдере (ред.), Эстетика духов: Духи в ранней современной науке, религии, литературе и музыке , Геттинген: V&R Press.
- Томас Фуллер (1642 г.). Святое государство . п. 56 .
- Харгрейв, Джон (1951). Жизнь и душа Парацельса . Голланц .
- Франц Хартманн (1910). Жизнь и учение Парацельса .
- Моран, Брюс Т. (2005). Культивирование знаний: алхимия, химия и научная революция (Harvard Univ. Press, 2005), гл. 3.
- Пейджел, Уолтер (1982). Парацельс: Введение в философскую медицину в эпоху Возрождения (2-е изд.). Издательство Каргер, Швейцария. ISBN 3-8055-3518-X .
- Сенфельдер, Л. (1911). «Теофраст Парацельс» . Католическая энциклопедия .
- Стоддарт, Анна (1911). Жизнь Парацельса . Дж. Мюррей.
- Вебстер, Чарльз (2008). Парацельс: медицина, магия и миссия в конце времен (Yale Univ. Press, 2008).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). 1911. .
- Интернет-библиографии и факсимильные издания
- Немецкая цифровая библиотека (Фонд прусского культурного наследия)
- Цифровая библиотека Брауншвейгского университета
- Цюрихский проект Парацельс
- Дана Ф. Саттон, Аналитическая библиография онлайн-неолатинских текстов , Филологический музей, Бирмингемский университет — Коллекция «цифровых фотографических репродукций» или онлайн-изданий неолатинских произведений эпохи Возрождения.
- Работы Парацельса ( Bayerische Staatsbibliothek )
- Изображения из «Прогнозирования великого врача Теофраста Парацельса» — из цифровой библиотеки Колледжа врачей Филадельфии.
- Azogue : раздел электронного журнала Azogue с оригинальными репродукциями парацельсианских текстов.
- MS 239/6 О зубном камне и его происхождении в организме человека в OPenn.
- Другой
- Театр Парацельсика
- Цюрихский проект «Парацельс»
- Биографические заметки из проекта Галилео.
- Парацельс (из «Мистики»)
- Парацельс (из Алхимической лаборатории)
- Парацельс о толковании снов
- Работы Парацельса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Парацельс
- 1493 рождения
- 1541 смерть
- Алхимики 16 века
- Астрологи XVI века
- Писатели XVI века на латыни
- Оккультисты XVI века
- Швейцарские врачи XVI века
- Швейцарские ученые XVI века
- Швейцарские писатели XVI века.
- Парацельсианцы
- Люди из Айнзидельна
- Швейцарские алхимики
- Швейцарские астрологи
- Швейцарские писатели-публицисты
- Швейцарские токсикологи
- Выпускники Университета Феррары
- Люди, связанные с Базельским университетом
- Чумные врачи