Как вверху, так и внизу

«Как вверху, так и внизу» — это популярный современный пересказ второго стиха Изумрудной Скрижали , короткого герметического текста , впервые появившегося в арабском источнике конца восьмого или начала девятого века. [1] Перефраз основан на одном из нескольких существующих латинских переводов « Изумрудной скрижали» , в котором второй стих звучит следующим образом: [2]
То, что вверху, похоже на то, что внизу, а то, что внизу, похоже на то, что вверху.
То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху.
Перефраз характерен для этой латинской версии и отличается от оригинального арабского языка, который читается «от», а не «нравится».
После его использования выдающимися современными оккультистами , такими как Елена П. Блаватская (1831–1891, соучредитель Теософского общества ) и анонимный автор Кибалиона ( часто принимаемый за Уильяма В. Аткинсона , 1862–1932, пионера Движение «Новая мысль» ), этот парафраз начал жить собственной жизнью, став часто цитируемым девизом в кругах Нью Эйдж . [3]
Научные интерпретации
[ редактировать ]
Историки философии и науки этот стих часто понимают как ссылку на предполагаемое влияние небесной механики на земные события. Сюда входит влияние Солнца на смену времен года или влияние Луны на приливы и отливы , а также более сложные астрологические эффекты. [4]
Согласно другой распространенной интерпретации, [5] в этом стихе говорится о структурных сходствах (или «соответствиях») между макрокосмом (от греческого makros kosmos , «великий мир»; вселенная в целом, понимаемая как великое живое существо) и микрокосмом (от греческого mikros kosmos , «маленький мир»; человек, понимаемый как миниатюрная вселенная). [6] Этот тип взглядов встречается во многих философских системах по всему миру. [7] наиболее актуальным здесь является древнегреческая и эллинистическая философия, среди известных сторонников которой был Анаксимандр (ок. 610 – ок. 546 до н. э.), [8] Платон (ок. 428 или 424 – ок. 348 до н. э.), [9] авторы Гиппократа (конец пятого или начало четвертого века до н.э. и позже), [10] и стоики (третий век до н.э. и далее). [11]
Оккультистские интерпретации
[ редактировать ]Елены П. Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877)
[ редактировать ]Оккультисты , ответственные за популяризацию этого парафраза, обычно понимали его в контексте доктрины Эмануэля Сведенборга (1688–1772) о соответствии между различными планами существования, тщательно разработанной версии классической аналогии макрокосма-микрокосма . Эту интерпретацию впервые предложила Елена П. Блаватская (1831–1891). [12] чьи работы содержат некоторые из самых ранних упоминаний этой фразы как независимой аксиомы. Вообще говоря, с точки зрения перенниализма , Блаватская связала эту фразу с рядом исторически не связанных между собой систем мышления, таких как пифагорейство , каббала и буддизм . [13]

Блаватской Из «Разоблаченной Изиды» (1877):
Его [ск. Учение Сведенборга о соответствии, или герметическом символизме, — это учение Пифагора и каббалистов — «как вверху, так и внизу». Это также мнение буддийских философов, которые в своей еще более абстрактной метафизике, переворачивая обычный способ определения, данный нашими эрудированными учеными, называют невидимые типы единственной реальностью, а все остальное - следствиями причин или видимыми прототипами. — иллюзии . [14]
Во всех анналах священной или светской истории нет выдающегося персонажа, прототип которого мы не могли бы найти в полувымышленных и полуреальных традициях ушедших религий и мифологий. Как звезда, мерцающая на неизмеримом расстоянии над нашими головами, в безграничной необъятности неба, отражается в гладких водах озера, так и образы людей допотопных эпох отражаются в периоды, которые мы можем охватить в историческая ретроспектива. « Как наверху, так и внизу. То, что было, вернется снова. Как на небе, так и на земле » . [15]
Дух минерала, растения или животного может начать формироваться здесь и достичь своего окончательного развития через миллионы веков на других планетах, известных или неизвестных, видимых или невидимых астрономам. Ибо кто способен опровергнуть ранее предложенную теорию о том, что сама Земля, как и живые существа, которых она породила, в конце концов, пройдя через свою собственную стадию смерти и растворения, станет эфирной астральной планетой? «Как вверху, так и внизу»; Гармония – великий закон природы. [16]
Кибалион (1908)
[ редактировать ]Часть серии о |
Герметизм |
---|
![]() |
Хотя эта фраза сохраняла интерпретацию в терминах доктрины соответствия Сведенборга, она была несколько более тесно связана с философским ментализмом (приматом разума как активной причины вещей) древнегреческой Герметики анонимного автора Кибалиона ( 1908, «Три посвященных», возможно, Уильям В. Аткинсон , 1862–1932). [17] Далее следуют несколько буквальных цитат из книги:

II. Принцип соответствия.
«Что вверху, то и внизу; что внизу, то и вверху» – Кибалион .
Этот Принцип воплощает в себе ту истину, что всегда существует Соответствие между законами и явлениями различных планов Бытия и Жизни. Старая герметическая аксиома гласит: «Что вверху, то и внизу; что внизу, то и вверху». [...] Этот Принцип имеет универсальное применение и проявление на различных планах материальной, ментальной и духовной вселенной — это Универсальный Закон. [...] Точно так же, как знание принципов геометрии позволяет человеку измерять далекие солнца и их движения, сидя в своей обсерватории, так и знание принципа соответствия позволяет человеку разумно рассуждать от известного к неизвестному. [...] [18]
Плоскости соответствия.
«Что вверху, то и внизу; что внизу, то и вверху» — Кибалион .
Великий Второй Герметический Принцип воплощает в себе истину о том, что существует гармония, согласие и соответствие между несколькими планами Проявления, Жизни и Бытия. Эта истина является истиной, поскольку все, что включено во Вселенную, исходит из одного и того же источника, и одни и те же законы, принципы и характеристики применимы к каждой единице или комбинации единиц деятельности, поскольку каждая проявляет свои собственные явления на своем собственном плане. . [...] [19]
[...] Старая герметическая аксиома «Что вверху, то и внизу» может быть использована на этом этапе. Давайте попытаемся получить представление о работе на высших планах, исследуя их самостоятельно. Принцип соответствия должен применяться и к этой, и к другим проблемам. Давайте посмотрим! Как человек творит на своем собственном плане бытия? Ну, во-первых, он может творить, создавая что-то из посторонних материалов. Но это не годится, поскольку вне ВСЕГО нет материалов, с помощью которых можно творить. Ну, а во-вторых, Человек порождает или воспроизводит себе подобных посредством процесса зачатия, который есть самоумножение, совершаемое посредством передачи части своего вещества своему потомству. Но это не годится, потому что ВСЕ не может ни перенести, ни вычесть часть себя, ни воспроизвести, ни умножить себя — в первом случае произошло бы отнимание, а во втором случае — умножение или добавление ко ВСЕМ. обе мысли абсурдны. Нет ли третьего способа творения MAN? Да, есть — он ТВОРИТ мысленно! И при этом он не использует никаких внешних материалов и не воспроизводит себя, и все же его Дух пронизывает Ментальное Творение. Следуя Принципу Соответствия, мы вправе считать, что ВСЕ создаёт Вселенную МЕНТАЛЬНО, подобно тому, как Человек создаёт Мысленные Образы. [...] [20]
[...] Учащийся, конечно, поймет, что приведенные выше иллюстрации обязательно несовершенны и неадекватны, поскольку они представляют собой создание мысленных образов в ограниченном сознании, в то время как Вселенная является творением Бесконечного Разума - и разница между два полюса разделяют их. И все же это всего лишь вопрос степени – действует один и тот же Принцип – Принцип Соответствия проявляется в каждом: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». И в той степени, в которой Человек осознает существование Постоянного Духа, имманентного внутри его существа, он будет подниматься по духовной шкале жизни. Вот что означает духовное развитие – признание, осознание и проявление Духа внутри нас. Постарайтесь запомнить это последнее определение — определение духовного развития. Он содержит Истину Истинной Религии. [21]
Отличие от оригинального арабского
[ редактировать ]Можно отметить, что в оригинальном арабском стихе самой Изумрудной Скрижали не упоминается, что то, что вверху, и то, что внизу, «подобны» или «подобны» друг другу, а, скорее, «от» друг друга:
Арабский: [22] Высшее происходит от низшего, а низшее происходит от высшего ( Инна аль-аля мин аль-асфал ва-ль-асфаль мин аль-аля )
Латинский перевод Гуго Сантальского : [23] Высшее от низшего, низшее от высшего
Английский перевод арабского: [24] То, что вверху, происходит от того, что внизу, а то, что внизу, происходит от того, что вверху.
В популярной культуре
[ редактировать ]Эта фраза также была принята в качестве названия для различных произведений искусства, таких как найденный в 2014 году фильм ужасов « Как вверху, так и внизу» , а также ряд музыкальных произведений, перечисленных в разделе «Как вверху, так и внизу» (значения) .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В псевдо-Аполлонии Тианы Сирр аль-Халика или Тайна творения ; см. Краус 1942–1943 , вып. II, стр. 274–275; Вайссер 1980 , с. 54.
- ^ Стил и Сингер 1928 , с. 42/486 (на английском языке), с. 48/492 (латиница). Другие средневековые переводы см. в «Изумрудной табличке» .
- ^ Об использовании парафраза Блаватской, ср. Prophet 2018 , стр. 87, 91. Об идентификации автора Кибалиона как Уильяма В. Аткинсона см. Deslippe 2011 , стр. 18–19; Smoley 2018 , стр. ix–xxv; Горовиц 2019 , с. 195. О популярности Кибалиона в кругах Нью Эйдж ср. Горовиц 2019 , стр. 193–194.
- ^ Принцип 2013 , с. 198; Ван Гейсен 2006 .
- ^ Стил и Сингер 1928 , с. 42/486; Принсипи 2013 , с. 32.
- ^ О макрокосме и микрокосме вообще см., например, Conger 1922 ; Аллерс 1944 г .; Баркан 1975 год .
- ^ См., например, Götze 1923 ; Дюшен-Гиймен 1956 .
- ^ См., например, Allers 1944 .
- ^ См. особенно Олеруд 1951 .
- ^ См. особенно Кранц 1938 .
- ^ См. Хам 1977 , 63 и далее.
- ^ См. Пророк 2018 , с. 91.
- ↑ О синкретическом характере восприятия Блаватской герметических идей см. Prophet 2018 , с. 87 и др .
- ^ Блаватская 1877 , т. 1, с. 1, с. 306 [курсив в оригинале] .
- ^ Блаватская 1877 , т. 1, с. 1, с. 35 [курсив в оригинале] .
- ^ Блаватская 1877 , т. 1, с. 1, с. 330.
- ^ О связи между Кибалионом и древнегреческой Герметикой см. Горовиц 2019 , стр. 193–198; ср. также Часовня 2013 . Об идентификации автора Кибалиона как Уильяма В. Аткинсона см. Deslippe 2011 , стр. 18–19; Chapel 2013, Smoley 2018 , стр. ix–xxv; Горовиц 2019 , с. 195.
- ^ Три посвященных 1908 , стр. 28–30.
- ^ Три посвященных 1908 , стр. 113–114.
- ^ Три Посвященных 1908 , стр. 68–69 (все заглавные буквы в оригинале).
- ^ Три посвященных 1908 , стр. 99–100.
- ^ Этот стих идентичен в самой ранней версии (из псевдо-Аполлония из «Сирр аль-Халика» Тианы или «Тайна творения» ) и в немного более поздней версии, цитируемой Джабиром ибн Хайяном . См. Вайссер 1979 , с. 524; Зирнис 1979 , с. 90.
- ^ Худри 1997–1999 , с. 152.
- ^ Холмьярд 1923 . (перевод версии, процитированной Джабиром ибн Хайяном)
Библиография
[ редактировать ]- Аллерс, Рудольф (1944). «Микрокосм: от Анаксимандроса до Парацельса» . Традицио . 2 : 319–407. дои : 10.1017/S0362152900017219 . JSTOR 27830052 . S2CID 149312818 .
- Баркан, Леонард (1975). Произведение искусства природы: Человеческое тело как образ мира . Лондон/Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300016949 .
- Блаватская, Елена Петровна (1877). Разоблаченная Исида: главный ключ к тайнам древней и современной науки и теологии . Том. 1–2. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон.
- Часовня Николая Евгеньевича (2013). «Новая одежда Кибалиона: сомнительная связь текста начала ХХ века с герметизмом» . Журнал западной мистической традиции . 3 (24).
- Конгер, Джордж Перриго (1922). Теории макрокосмов и микрокосмов в истории философии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9781290429832 .
- Деслип, Филип (2011). Кибалион: Полное издание . Нью-Йорк: Тарчер/Пингвин. ISBN 978-1585428748 .
- Дюшен-Гиймен, Жак (1956). «Персидская мудрость в греческом одеянии?» . Гарвардское богословское обозрение . 49 (2): 115–122. дои : 10.1017/S0017816000028169 . JSTOR 1508803 . S2CID 164108095 .
- Гетце, Альбрехт (1923). «Персидская мудрость в греческом одеянии: вклад в историю идеи микрокосма» . Журнал индологии и иранских исследований . 2 : 60-98, 167-177.
- Хам, Дэвид Э. (1977). Истоки стоической космологии . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0814202531 .
- Холмьярд, Эрик Дж. (1923). «Изумрудный стол» . Природа . 122 (2814): 525–526. Бибкод : 1923Natur.112..525H . дои : 10.1038/112525a0 .
- Горовиц, Митч (2019). «Новый век и гностицизм: условия общности». Гнозис: Журнал гностических исследований . 4 (2): 191–215. дои : 10.1163/2451859X-12340073 . S2CID 214533789 .
- Удри, Франсуаза (1997–1999). «Природа De secretis Пс. Аполлония Тианского, латинский перевод Хьюга де Санталлы Китэба сирр аль-халика». Хрисопея . 6 : 1–154.
- Кранц, Вальтер (1938). «Космос и человек в воображении ранней Греции». Вести Общества наук в Геттингене, филолого-исторический класс . 2 (7): 121–161. OCLC 905422149 .
- Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 9783487091150 . OCLC 468740510 .
- Олеруд, Андерс (1951). Идея макрокосмоса и микрокосмоса в «Тимее» Платона: Исследование по сравнительной мифологии . Уппсала: Альмквист и Викселл. OCLC 680524865 .
- Принсипи, Лоуренс М. (2013). Тайны алхимии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226103792 .
- Пророк, Эрин (2018). «Герметические влияния на эволюционную систему теософии Елены Блаватской». Гнозис: Журнал гностических исследований . 3 (1): 84–111. дои : 10.1163/2451859X-12340050 .
- Смоли, Ричард (2018). Кибалион: Столетнее издание . Нью-Йорк: Тарчер/Пингвин. ISBN 9780143131687 .
- Стил, Роберт ; Певица Доротея Уэйли (1928). «Изумрудный стол» . Труды Королевского медицинского общества . 21 (3): 41–57/485–501. дои : 10.1177/003591572802100361 . ПМК 2101974 . ПМИД 19986273 .
- Три посвященных (1908). Кибалион: исследование герметической философии Древнего Египта и Греции . Чикаго: Издательское общество йогов.
- Ван Гейсен, Аннелис (2006). «Астрология I: Введение». В Ханеграафе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден: Брилл. стр. 109–110. ISBN 9789004152311 .
- Вайссер, Урсула (1979). Книга о Тайне Творения и Представлении Природы (Книга Причин) Псевдо-Аполлония Тианского . Алеппо: Институт истории арабской науки. OCLC 13597803 .
- Вайссер, Урсула (1980). Шпионы, Отто (ред.). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-086693-3 .
- Зирнис, Питер (1979). Китаб Устукус аль-Усс Джабира ибн Хайяна (неопубликованная докторская диссертация). Нью-Йоркский университет.