~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ AF4C2215514E49C90A9C13269EAFD3E8__1717676820 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Anaximander - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Анаксимандр — Википедия, бесплатная энциклопедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Anaximander ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/e8/af4c2215514e49c90a9c13269eafd3e8.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/e8/af4c2215514e49c90a9c13269eafd3e8__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 13.06.2024 13:16:59 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 6 June 2024, at 15:27 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Анаксимандр — Википедия, бесплатная энциклопедия Jump to content

Анаксимандр

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Анаксимандр
Анаксимандр на портрете Пьетро Беллотти 17 века.
Рожденный в. 610 г. до н.э.
Умер в. 546 г. до н.э. ( около 64 лет)
Эра Досократическая философия
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Метафизика , астрономия , геометрия , география
Известные идеи
Апейрон это архе
Эволюционный взгляд на жизнь [1] [2]
Земля плавает без поддержки
Механическая модель неба
Дождь происходит от испарения
Карта мира

Анаксимандр ( / æ ˌ n æ k s ɪ ˈ m æ n d ər / AN -ak-sih- MAN- der ; греческий : Ἀναξίμανδρος Анаксимандрос ; ок. 610 – ок. 546 до н. э .) [3] был -досократиком греческим философом , жившим в Милете . [4] город Иония (на территории современной Турции). Он принадлежал к милетской школе и усваивал учение своего учителя Фалеса . Он стал преемником Фалеса и стал вторым учителем этой школы, он числил Анаксимена и, возможно, Пифагора . среди своих учеников [5]

Сегодня мало что известно о его жизни и творчестве. Согласно доступным историческим документам, он является первым известным философом, записавшим свои исследования. [6] хотя остался только один фрагмент его работы. Фрагментарные свидетельства, найденные в документах после его смерти, составляют портрет этого человека.

Анаксимандр был одним из первых сторонников науки и пытался наблюдать и объяснять различные аспекты Вселенной, уделяя особое внимание ее происхождению , утверждая, что природа, как и человеческое общество, управляется законами, и все, что нарушает баланс природы, не длиться долго. [7] Как и многие мыслители своего времени, философия Анаксимандра включала вклад во многие дисциплины. В астрономии он пытался описать механику небесных тел по отношению к Земле. В физике его постулат о том, что неопределенное (или апейрон ) является источником всех вещей, вывел греческую философию на новый уровень концептуальной абстракции . Его знание геометрии позволило ему представить гномона в Греции. Он создал карту мира , которая внесла большой вклад в развитие географии . Анаксимандр также участвовал в политике Милета и был отправлен в качестве лидера в одну из его колоний.

Биография [ править ]

Древнеримская мозаика с Йоханнисштрассе в Трире , датируемая началом третьего века нашей эры, изображающая Анаксимандра, держащего солнечные часы. [8]

Анаксимандр, сын Праксиада, родился в третий год 42-й Олимпиады (610 г. до н.э.). [9] По словам Аполлодора Афинского , греческого грамматика II века до н. э., во второй год 58-й Олимпиады (547–546 до н. э.) ему было шестьдесят четыре года, и вскоре он умер. [10]

Установить хронологию его работы невозможно, поскольку ни один документ не содержит хронологических ссылок. Фемистий IV века , византийский ритор , упоминает, что он был «первым из известных греков, опубликовавшим письменный документ о природе». Таким образом, его тексты будут одними из первых, написанных в прозе , по крайней мере, в западном мире. Ко времени Платона его философия была почти забыта, и Аристотель , его преемник Теофраст и несколько доксографов предоставляют нам ту небольшую информацию, которая осталась. Однако мы знаем от Аристотеля, что Фалес, тоже из Милета, предшествует Анаксимандру. Спорно, действительно ли Фалес был учителем Анаксимандра, но нет сомнений в том, что Анаксимандр находился под влиянием теории Фалеса о том, что все происходит из воды. Одно не подлежит сомнению: даже древние греки считали Анаксимандра представителем монистической школы, которая началась в Милете, с Фалеса, за которым последовал Анаксимандр и которая закончилась Анаксименом . [11] III века Римский ритор Элиан изображает Анаксимандра как лидера милетской колонии Аполлонии на побережье Черного моря , и поэтому некоторые сделали вывод, что он был видным гражданином. [12] Действительно, «Различная история» (III, 17) объясняет, что философы иногда занимались и политическими вопросами. Весьма вероятно, что лидеры Милета отправили его туда в качестве законодателя для создания конституции или просто для поддержания верности колонии.

Анаксимандр прожил последние несколько лет своей жизни как подданный Персидской империи Ахеменидов . [13]

Теории [ править ]

Фрагмент Афинская картины Рафаэля « школа» , 1510–1511. Это может быть изображение Анаксимандра, склонившегося к Пифагору слева от него. [14]

На теории Анаксимандра повлияла греческая мифическая традиция и некоторые идеи Фалеса – отца западной философии – а также наблюдения, сделанные более древними цивилизациями на Ближнем Востоке, особенно Вавилоном. [15] [16] Все это было развито рационально. В своем стремлении найти некий универсальный принцип он, как и традиционная религия, предполагал существование космического порядка; и его идеи по этому поводу использовали старый язык мифов, которые приписывали божественный контроль различным сферам реальности. Это была обычная практика для греческих философов в обществе, которое видело богов повсюду и поэтому могло уместить свои идеи в достаточно гибкую систему. [17]

Некоторые ученые [ ВОЗ? ] видят разрыв между существующим мифическим и новым рациональным образом мышления, который является основной характеристикой архаического периода (8-6 вв. до н.э.) в греческих городах-государствах . [18] Это породило фразу «греческое чудо». Но, возможно, не было такого резкого разрыва, как кажется на первый взгляд. Основные элементы природы ( вода , воздух , огонь , земля ), которые, по мнению первых греческих философов, составляли Вселенную, на самом деле представляют собой первичные силы, представленные в более ранних образах мышления. Их столкновение породило то, что мифическая традиция называла космической гармонией. В старых космогониях – Гесиоде (8–7 вв. до н. э.) и Ферекиде (6 в. до н. э.) – Зевс устанавливает свой порядок в мире, уничтожая силы, угрожавшие этой гармонии ( Титанов ). Анаксимандр утверждал, что космический порядок не монархический , а геометрический , и что это обусловливает равновесие Земли, лежащей в центре Вселенной. Это проекция на природу нового политического порядка и нового пространства, организованного вокруг центра, который является статической точкой системы в обществе, как и в природе. [19] В этом пространстве существует изономия (равноправие) и все силы симметричны и переносимы. Решения теперь принимаются собранием демоса на агоре , расположенной в центре города. [20]

Тот же рациональный образ мысли привел его к введению абстрактного апейрона (неопределённого, бесконечного, безграничного, неограниченного). [21] ) как происхождение вселенной, концепция, которая, вероятно, находится под влиянием изначального Хаоса (зияющая пустота, бездна, бесформенное состояние), из которого в мифической греческой космогонии появилось все остальное . [22] Он также принимает во внимание взаимные изменения между четырьмя элементами. Таким образом, происхождение должно быть чем-то еще, неограниченным в своем источнике, что могло бы творить, не подвергаясь распаду, так что генезис никогда не прекращался бы. [23]

Apeiron[editАпейрон

В «Опровержении» , приписываемом Ипполиту Римскому (I, 5) и византийскому философу VI века Симплицию Киликийскому , приписывают Анаксимандру самое раннее использование слова апейрон ( ἄπειρον «бесконечный» или «безграничный») для обозначения первоначального принципа. Он был первым философом, который использовал в философском контексте термин архе ( ἀρχή ), который до этого означал начало или начало.

«То, что Анаксимандр назвал это нечто именем Φύσις, является естественной интерпретацией того, что говорит Теофраст ; нынешнее утверждение, что термин ἀρχή был введен им, по-видимому, произошло из-за недоразумения». [24]

И «Ипполит, однако, не является самостоятельным авторитетом, и вопрос только в том, что писал Теофраст». [25]

Для него это стало уже не просто моментом времени, а источником, который может вечно порождать все, что будет. Неопределенность является пространственной в ранних употреблениях, как у Гомера (неопределенное море) и у Ксенофана (6 век до н.э.), который сказал, что Земля опустилась на неопределенный срок (до апейрона ), т.е. за пределы воображения или представления людей. [26]

Бернет (1930) в книге « Ранняя греческая философия» говорит:

«Почти все, что мы знаем о системе Анаксимандра, в конечном счете получено от Теофраста, который определенно знал его книгу. Кажется, он, по крайней мере, однажды цитировал собственные слова Анаксимандра и критиковал его стиль. Вот остатки того, что он сказал о его в Первой книге:

«Анаксимандр Милетский, сын Праксиада, согражданин и сподвижник Фалеса, говорил, что материальной причиной и первым элементом вещей было Бесконечное, причем он был первым, кто ввёл это имя материальной причины. Он говорит, что это ни то, ни другое. ни вода, ни какой-либо другой из так называемых элементов, но отличная от них субстанция, которая бесконечна» [apeiron, или ἄπειρον ], «из которой возникают все небеса и миры внутри них. – Phys, Op 2 (Dox fr. .стр. 476; РП 16).» [27]

Цитата Бернета из «Первой книги» представляет собой его перевод « Физического мнения фрагмента 2 » Теофраста, как он представлен на стр. 476 Historia Philosophiae Graecae (1898 г.) Риттера и Преллера и раздел 16 Doxographi Graeci (1879 г.) Дильса.

Приписывая «Бесконечному» «материальную причину», Теофраст следует аристотелевской традиции «почти всегда обсуждать факты с точки зрения своей собственной системы». [28]

Аристотель пишет ( «Метафизика» , I.III 3–4), что досократики искали элемент, из которого состоят все вещи. В то время как каждый философ-досократик давал разный ответ относительно сущности этого элемента ( вода для Фалеса и воздух для Анаксимена), Анаксимандр понимал начало или первоначало как бесконечную, неограниченную первичную массу ( апейрон ), неподвластную ни старым ни возраст, ни распад, которые постоянно давали свежие материалы, из которых получено все, что мы воспринимаем. [29] Он предложил теорию апейрона как прямой ответ на более раннюю теорию своего учителя Фалеса, который утверждал, что первичной субстанцией является вода. Понятие временной бесконечности было знакомо греческому уму с глубокой древности в религиозной концепции бессмертия, и описание Анаксимандра было в терминах, соответствующих этой концепции. Эту арку называют «вечной и нестареющей». (Ипполит (?), Опровержение , I,6,I;DK B2) [30]

« Аристотель ставит вещи по-своему, независимо от исторических соображений, и трудно понять, что называть Безграничное «промежуточным между элементами» — скорее анахронизм, чем говорить, что оно «отлично от элементов». Во всяком случае, если мы откажемся понимать эти отрывки как относящиеся к Анаксимандру, нам придется сказать, что Аристотель уделял им много внимания. кому-то, чье имя утеряно и который не только согласился с некоторыми взглядами Анаксимандра, но и использовал некоторые из его наиболее характерных выражений. Мы можем добавить, что в одном или двух местах Аристотель, по-видимому, определенно отождествляет «промежуточное» с. нечто «отличное от» элементов . [31]

«Совершенно точно, что он [Анаксимандр] не мог ничего сказать об элементах, о которых никто не думал до Эмпедокла и никто не мог думать до Парменида. Вопрос упомянут только потому, что он породил длительную полемику, и потому что это проливает свет на историческую ценность утверждений Аристотеля, с точки зрения его собственной системы, они могут быть оправданы, но в других случаях нам придется помнить, что, когда он, по-видимому, приписывает идею какому-то более раннему мыслителю; мы не обязаны понимать то, что он говорит, в историческом смысле». [32]

Для Анаксимандра принцип вещей, составляющая всех субстанций, не является чем-то определенным и не является таким элементом, как вода, по мнению Фалеса. Оно также не является чем-то средним между воздухом и водой или между воздухом и огнем, более плотным, чем воздух и огонь, или более тонким, чем вода и земля. [33] Анаксимандр утверждает, что вода не может охватывать все противоположности, встречающиеся в природе — например, вода может быть только влажной, но не сухой — и, следовательно, не может быть единственной первичной субстанцией; и никто из других кандидатов не смог. Он постулировал апейрон как субстанцию, которая, хотя и не воспринимается нами непосредственно, но может объяснить противоположности, которые он видел вокруг себя.

«Если бы Фалес был прав, говоря, что вода является фундаментальной реальностью, было бы нелегко понять, как вообще могло существовать что-то еще. Одна сторона противостояния, холодная и влажная, беспрепятственно добилась бы своего, и теплое и сухое давно бы было изгнано с поля. Значит, нам нужно иметь что-то, что не является одной из враждующих противоположностей, что-то более примитивное, из чего они возникают и в котором они снова исчезают». [24]

Анаксимандр объясняет, как формируются четыре элемента древней физики ( воздух , земля , вода и огонь ) и как Земля и земные существа формируются посредством их взаимодействия. В отличие от других досократиков, он никогда не дает точного определения этого принципа, и его обычно понимали (например, Аристотель и Святой Августин ) как своего рода первобытный хаос . По его мнению, Вселенная зарождается в результате разделения противоположностей в изначальной материи. Оно охватывает противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и направляет движение вещей; Затем вырастает целый ряд форм и различий, которые можно найти «во всех мирах» (поскольку он считал, что их много). [12]

«Таким образом, Анаксимандр учил, что существует вечное. Неразрушимое нечто, из чего все возникает и в которое все возвращается; безграничный запас, из которого постоянно восполняются отходы существования, «элементы». Это только естественное развитие мысли, которую мы приписываем Фалесу, и не может быть сомнения, что Анаксимандр, по крайней мере, сформулировал ее отчетливо. Действительно, мы все еще можем до некоторой степени проследить рассуждения, которые побудили его сделать это самым главным из них. скорее всего, вещью является то, формами чего являются все остальные; Анаксимандр, по-видимому, задавался вопросом, как первичная субстанция может быть одной из этих частных вещей. «Кроме того, не может быть единого простого тела, которое было бы бесконечным, либо, как полагают некоторые, отличающегося от элементов, которые они затем из него извлекают, либо без этого качества. Ибо есть такие, кто это делает. (т.е. тело, отличное от элементов). бесконечность, а не воздух или вода, чтобы другие вещи не могли быть уничтожены своей бесконечностью. Они находятся в оппозиции друг другу. воздух холоден, вода влажна, а огонь горяч. и поэтому, если бы какое-либо из них было бесконечным, остальные к этому времени перестали бы быть бесконечными. Соответственно они говорят, что бесконечное есть нечто иное, чем элементы, и из него возникают элементы». — Аристотель Физика. F, 5 204 b 22 (Риттер и Преллер (1898) Historia Philosophiae Graecae, раздел 16 b)». [34]

Анаксимандр утверждает, что все умирающее возвращается в элемент, из которого оно произошло ( апейрон ). Этому вопросу посвящен единственный сохранившийся фрагмент сочинения Анаксимандра. Симплиций передал это как цитату, описывающую сбалансированные и взаимные изменения стихий: [35] [36]

Откуда вещи берут свое начало,
Отсюда и происходит их разрушение,
По необходимости;
Ибо они воздают друг другу справедливость и воздаяние
За их несправедливость
В соответствии с постановлением Времени.

Симплиций упоминает, что Анаксимандр сказал все это «поэтически», то есть использовал старый мифический язык. Богиня Справедливости ( Дике ) хранит космический порядок. Эта концепция возвращения к элементу происхождения впоследствии часто пересматривалась, особенно Аристотелем. [37] и греческий трагик Еврипид : «то, что исходит из земли, должно вернуться в землю». [38] Фридрих Ницше в своей «Философии в трагическую эпоху греков» заявил, что Анаксимандр рассматривал «... все возникновение, как если бы это было незаконное освобождение от вечного бытия, зло, за которое разрушение является единственным наказанием». [39] Физик Макс Борн , комментируя приход Вернера Гейзенберга к идее о том, что элементарные частицы квантовой механики следует рассматривать как разные проявления, разные квантовые состояния одной и той же «первичной субстанции», предположил, что эта первичная субстанция называться апейроном . [40]

Свободно парящая Земля [ править ]

Анаксимандр был первым, кто разработал механическую модель мира. В его модели Земля неподвижно плавает в центре бесконечности, ничем не поддерживаемая. Он остается «на том же месте из-за своего безразличия» - точка зрения, которую Аристотель считал гениальной в « На небесах» . [41] Его любопытная форма — цилиндр. [42] высотой в одну треть его диаметра. Плоская вершина образует обитаемый мир.

Карло Ровелли предполагает, что Анаксимандр позаимствовал идею о форме Земли как плавающего диска у Фалеса , который представлял себе Землю плавающей в воде, «необъятный океан, из которого все рождается и по которому плывет Земля». [43] Тогда Анаксимандр смог представить Землю в центре бесконечного пространства, и в этом случае ей не требовалась опора, поскольку «вниз» падать было некуда. По мнению Ровелли, форма – цилиндр или сфера – не имеет значения по сравнению с представлением о «конечном теле, которое свободно плавает в пространстве». [43]

В то время как Фалес думал, что Земля плывет в великом Океане, Анаксимандр видел Землю плывущей в бесконечности. Если Фалес представлял, что вещи падают на Землю, а Земля находится над Океаном, Анаксимандр видел Землю как центр, и что вещи могут падать с любого направления. Это считается большим концептуальным достижением в космологии. [44]

Осознание Анаксимандра того, что Земля свободно плавает, не падая, и ей не нужно на что-то опираться, многие называют первой космологической революцией и отправной точкой научного мышления. [45] Карл Поппер называет эту идею «одной из самых смелых, самых революционных и самых знаменательных идей во всей истории человеческого мышления». [46] Такая модель позволила предположить, что небесные тела могут проходить под Землей, открыв путь к греческой астрономии. Ровелли предполагает, что наблюдение за звездами, вращающимися вокруг Полярной звезды и исчезающими за горизонтом с одной стороны и вновь появляющимися над ним с другой, наводит астронома на мысль о том, что над Землей и под Землей существует пустота. [47]

Вид звезд, вращающихся вокруг Полярной звезды , исчезающих и вновь появляющихся на горизонте, мог навести Анаксимандра на мысль, что Земля сверху и снизу окружена пустотой. [47]

Космология [ править ]

Карта вселенной Анаксимандра

Смелое использование Анаксимандром немифологических объяснительных гипотез значительно отличает его от предыдущих авторов-космологов, таких как Гесиод . [48] Это указывает на досократовскую попытку демистифицировать физические процессы. Его главным вкладом в историю было написание старейшего прозаического документа о Вселенной и происхождении жизни; за это его часто называют «отцом космологии » и основателем астрономии. Однако псевдо-Плутарх утверждает, что он по-прежнему считал небесные тела божествами. [49] Он расположил небесные тела в неправильном порядке. Он думал, что звезды были ближе всего к Земле, затем Луна и дальше всего Солнце. Его схема совместима с индоиранскими философскими традициями, содержащимися в иранской Авесте и индийских Упанишадах . [50]

Иллюстрация моделей Вселенной Анаксимандра. Слева: летний день; справа, ночь зимой. Обратите внимание, что сфера представляет собой объединенные кольца всех звезд вокруг очень маленького внутреннего цилиндра, который представляет Землю.

В начале, после разделения горячего и холодного, появился огненный шар, окруживший Землю, как кора дерева. Этот шар распался и образовал остальную Вселенную. Оно напоминало систему полых концентрических колес, наполненных огнем, с пронизанными по краям отверстиями, как у флейты. Следовательно, Солнце было огнем, который можно было увидеть через отверстие такого же размера, как Земля, на самом дальнем колесе, и затмение соответствовало закрытию этого отверстия. Диаметр солнечного колеса был в двадцать семь раз больше земного (или в двадцать восемь, в зависимости от источников). [51] и лунное колесо, огонь которого был менее интенсивным, восемнадцать (или девятнадцать) раз. Его отверстие могло менять форму, что объясняет лунные фазы . Звезды и планеты, расположенные ближе, [52] следовал той же модели. [53]

Анаксимандр был первым астрономом, который рассматривал Солнце как огромную массу и, следовательно, осознавал, насколько далеко оно может находиться от Земли, и первым представил систему, в которой небесные тела вращались на разных расстояниях. Кроме того, по словам Диогена Лаэртского (II, 2), он построил небесную сферу . [ не удалось пройти проверку ] Это изобретение, несомненно, сделало его первым, кто осознал наклонность Зодиака , римский философ Плиний Старший о чем сообщает в «Естественной истории» (II, 8). Еще немного рано использовать термин «эклиптика» , но его знания и работы по астрономии подтверждают, что он, должно быть, наблюдал наклон небесной сферы по отношению к плоскости Земли, чтобы объяснить времена года. Доксограф и богослов Аэций приписывает Пифагору точное измерение наклона.

Несколько миров [ править ]

По мнению Симплиция, Анаксимандр уже размышлял о множественности миров , подобно атомистам Левкиппу и Демокриту , а позднее философу Эпикуру . Эти мыслители предполагали, что миры на какое-то время появлялись и исчезали и что одни рождались, когда другие умирали. Они утверждали, что это движение вечно, «ибо без движения не может быть ни зарождения, ни разрушения». [54]

Помимо Симплиция, Ипполит [55] сообщает утверждение Анаксимандра о том, что из бесконечного происходит принцип существ, которые сами происходят с небес и миров (некоторые доксографы используют множественное число, когда этот философ имеет в виду внутренние миры, [56] количество которых зачастую бесконечно). Цицерон пишет, что приписывает бесчисленным мирам разных богов. [57]

Эта теория ставит Анаксимандра рядом с атомистами и эпикурейцами , которые более века спустя также утверждали, что появлялось и исчезало бесконечное множество миров. На временной шкале греческой истории мысли некоторые мыслители концептуализировали единый мир (Платон, Аристотель, Анаксагор и Архелай ), в то время как другие вместо этого размышляли о существовании ряда миров, непрерывных или прерывистых ( Анаксимен , Гераклит , Эмпедокл ). и Диоген ).

Метеорологические явления [ править ]

Анаксимандр приписывал некоторые явления, такие как гром и молния, вмешательству стихий, а не божественным причинам. [58] В его системе гром возникает в результате удара облаков друг о друга; громкость звука пропорциональна силе удара. Гром без молнии — это результат того, что ветер слишком слаб, чтобы издавать пламя, но достаточно силен, чтобы издавать звук. Вспышка молнии без грома — это толчок воздуха, который рассеивается и падает, позволяя менее активному огню вырваться на свободу. Удары молнии являются результатом более густого и сильного воздушного потока. [59]

Он видел море как остаток массы влаги, которая когда-то окружала Землю. [60] Часть этой массы испарилась под действием Солнца, что вызвало ветры и даже вращение небесных тел, которые, как он считал, притягивались к местам, где воды больше. [61] Он объяснил дождь как продукт влажности, нагнетаемой с Земли Солнцем. [9] По его мнению, Земля медленно высыхала, а вода оставалась только в самых глубоких регионах, которые когда-нибудь тоже высохнут. Согласно « Метеорологии » Аристотеля (II, 3), этого мнения разделял и Демокрит.

Происхождение человечества [ править ]

Анаксимандр размышлял о возникновении и происхождении животной жизни, а также о том, что люди произошли от других водных животных. [16] [62] Согласно его эволюционной теории , животные давно вылезли из моря, рожденные в колючей коре, но по мере взросления кора высыхала, и животные могли ее сломать. [63] Римский писатель III века Цензорин сообщает:

Анаксимандр Милетский считал, что из нагретой воды и земли возникли либо рыбы, либо вполне рыбоподобные животные. Внутри этих животных формировались люди, а эмбрионы содержались в плену до полового созревания; только тогда, после того как эти животные раскрылись, смогли выйти мужчины и женщины, теперь способные прокормить себя. [64]

Анаксимандр выдвинул идею, что людям пришлось провести часть этого перехода во рту больших рыб, чтобы защитить себя от земного климата, пока они не смогут выйти на открытый воздух и не потеряют чешую. [65] Он считал, что, учитывая продолжительное детство человечества, мы не могли бы выжить в первобытном мире так, как мы выживаем сейчас.

Другие достижения [ править ]

Картография [ править ]

Возможная визуализация карты мира Анаксимандра. [66]

И Страбон , и Агатемер (позже греческие географы) утверждают, что, по мнению географа Эратосфена , Анаксимандр был первым, кто опубликовал карту мира . Карта, вероятно, вдохновила греческого историка Гекатея Милетского на создание более точной версии. Страбон считал обоих первыми географами после Гомера .

Карты создавались в древние времена, особенно в Египте , Лидии , на Ближнем Востоке и в Вавилоне . Лишь несколько небольших экземпляров сохранились до наших дней. Уникальный пример карты мира взят из поздневавилонской карты мира, датируемой позднее 9 века до нашей эры, но, вероятно, основан на гораздо более древней карте. На этих картах были указаны направления, дороги, города, границы и геологические особенности. Нововведение Анаксимандра заключалось в том, чтобы изобразить всю населенную землю, известную древним грекам.

Такое достижение более значимо, чем кажется на первый взгляд. Анаксимандр, скорее всего, нарисовал эту карту по трем причинам. [67] Во-первых, его можно было использовать для улучшения судоходства и торговли между колониями Милета и другими колониями вокруг Средиземного и Черного морей. Во-вторых, Фалесу , вероятно, было бы легче убедить ионические города-государства объединиться в федерацию, чтобы отбросить мидийскую угрозу, если бы он обладал таким инструментом. Наконец, философская идея глобального представления мира просто ради знания была достаточной причиной для его разработки.

Зная о выпуклости моря, он, возможно, нарисовал свою карту на слегка закругленной металлической поверхности. Центром или «пупом» мира ( ὀμφαλός γῆς omphalós gẽs ) могли быть Дельфы , но, скорее всего, во времена Анаксимандра они располагались недалеко от Милета. Эгейское море находилось недалеко от центра карты и было окружено тремя континентами, расположенными посреди океана и изолированными, как острова, морем и реками. Европа граничила на юге со Средиземным морем и была отделена от Азии Черным морем, озером Меотида и, дальше на восток, либо рекой Фасис (теперь называемой Риони в Грузии ), либо Танаисом . Нил текла на юг , в океан, отделяя Ливию (так называлась часть известного тогда африканского континента) от Азии.

Gnomon[editГномон

Суда сообщает , что Анаксимандр объяснил некоторые основные понятия геометрии. Там также упоминается его интерес к измерению времени и связывается с появлением в Греции гномона. В Лакедемоне он участвовал в строительстве или, по крайней мере, в настройке солнечных часов для обозначения солнцестояний и равноденствий . [68] Действительно, гномону требовалась корректировка с места на другое из-за разницы в широте .

В его время гномон представлял собой просто вертикальный столб или стержень, установленный в горизонтальной плоскости. Положение его тени на плоскости указывало время суток. Проходя свой видимый курс, Солнце рисует кривую с кончиком проецируемой тени, которая является самой короткой в ​​полдень, когда она направлена ​​строго на юг. Изменение положения наконечника в полдень указывает солнечное время и времена года; тень самая длинная во время зимнего солнцестояния и самая короткая во время летнего солнцестояния.

Изобретение самого гномона нельзя приписать Анаксимандру, поскольку его употребление, как и деление дней на двенадцать частей, пришло от вавилонян . Именно они, согласно Геродота » « Истории (II, 109), дали грекам искусство измерения времени. Вполне вероятно, что он не был первым, кто определил солнцестояния, поскольку никаких расчетов не требуется. С другой стороны, равноденствия не соответствуют средней точке между положениями во время солнцестояний, как думали вавилоняне. Как Суда предполагает , весьма вероятно, что благодаря своим знаниям геометрии он стал первым греком, точно определившим точки равноденствия.

Прогноз землетрясения [ править ]

В своем философском труде «De Divinatione» (I, 50, 112) Цицерон утверждает, что Анаксимандр убедил жителей Лакедемона покинуть свой город и провести ночь в деревне со своим оружием, потому что приближалось землетрясение. [69] Город рухнул, когда вершина Тайгета раскололась , как корма корабля. Плиний Старший также упоминает об этом анекдоте (II, 81), предполагая, что он произошел от «замечательного вдохновения», в отличие от Цицерона, который не связывал предсказание с гаданием.

Научный метод

Ровелли считает, что Анаксимандр совершил «первую великую научную революцию в истории», представив натуралистический подход к пониманию Вселенной, согласно которому Вселенная действует по нерушимым законам, не прибегая к сверхъестественным объяснениям. По словам Ровелли, Анаксимандр не только проложил путь современной науке, но и произвел революцию в процессе формирования нашего мировоззрения, постоянно подвергая сомнению и отвергая определенность. Ровелли далее заявляет, что Анаксимандру не оказали должного внимания, главным образом потому, что его натуралистический подход встретил решительную оппозицию в древности (среди прочего, со стороны Аристотеля) и еще не принес ощутимых преимуществ, которые он имеет сегодня. [70]

Трансформация метода Анаксимандра [71]
Ситуация Упражняться
Более ранний метод
Другая школа
Безоговорочная критика
Более ранний метод
Та же школа
Безоговорочное принятие
метод Анаксимандра Подробная оценка преподавания
Затем преподавание подвергается сомнению и улучшается.
Пример Фалес: «Мир состоит из воды»
– Анаксимандр: «Не так»
Фалес: «Земля плавает по воде».
– Анаксимандр: «Земля плывет в бесконечности»
Фалес: «Землетрясения из-за колебаний океана».
– Анаксимандр: «Нет, из-за того, что Земля раскололась»

Наследие [ править ]

Бертран Рассел в « Истории западной философии» интерпретирует теории Анаксимандра как утверждение необходимости соответствующего баланса между землей, огнем и водой, каждый из которых может независимо стремиться увеличить свои пропорции по сравнению с другими. Анаксимандр, кажется, выражает свою веру в то, что естественный порядок обеспечивает баланс между этими элементами, что там, где был огонь, теперь существует пепел (земля). [72] Его греческие коллеги разделяли это мнение, веря в естественные границы, за пределами которых даже боги не могли действовать.

Фридрих Ницше в своей книге « Философия в трагическую эпоху греков» утверждал, что Анаксимандр был пессимистом, утверждавшим, что первичное бытие мира — это состояние неопределенности. В соответствии с этим все определенное должно со временем снова перейти в неопределенность. Другими словами, Анаксимандр рассматривал «... все происходящее как незаконное освобождение от вечного бытия, зло, за которое единственным наказанием является разрушение». ( Там же , § 4) Мир отдельных предметов, при таком рассуждении, не имеет никакой ценности и должен погибнуть. [73]

Мартин Хайдеггер много читал лекции об Анаксимандре и прочитал лекцию под названием «Высказывание Анаксимандра», которая впоследствии была включена в книгу «Не в глуши» . В лекции рассматривается онтологическое различие и забвение бытия или присутствия в контексте фрагмента Анаксимандра. [74] Лекция Хайдеггера, в свою очередь, оказала важное влияние на французского философа Жака Деррида . [75]

В сборнике эссе 2017 года «Анаксимандр в контексте: новые исследования истоков греческой философии» Дирк Купри, Роберт Хан и Джеральд Наддаф описывают Анаксимандра как «одного из величайших умов в истории», но которому не было отдано должного. Купри заявляет, что считает его равным Ньютону. [76] Подобные настроения выражены в книге Карло Ровелли 2011 года « Первый учёный: Анаксимандр и его наследие».

Анаксимандровая (31-я) средняя школа в Салониках , Греция, названа в честь Анаксимандра. [77]

Работает [ править ]

По мнению Суда : [78]

  • На Περὶ φύσεως / Perì phúseôsприроде
  • Земли (Γῆς περίοδοςВращение
  • О неподвижных звездах Perì ( tỗn aplanỗn )
  • [Небесная] Сфера ( Σφαῖρα / Sphaĩra )

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Фрагменты ДК А 11 и А 30
  2. ^ "Анаксимандр" . Британская энциклопедия онлайн
  3. ^ Купри, Дирк Л. «Анаксимандер» . Интернет-энциклопедия философии .
  4. ^ «Анаксимандр» в Энциклопедии Чемберса . Лондон: Джордж Ньюнс , 1961, Vol. 1, с. 403.
  5. ^ Порфир . Жизнь Пифагора .
  6. ^ Фемистий , Речь 26, §317
  7. ^ Парк, Дэвид (2005) Великое изобретение , Princeton University Press ISBN   0-691-12133-8
  8. ^ Цюмер, TH (19 октября 2016 г.). «Римская мозаика с изображением Анаксимандра с солнечными часами» . Институт изучения древнего мира . Нью-Йоркский университет.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ипполит (?), Опровержение всех ересей (I, 5)
  10. В его «Хрониках» , как сообщает Диоген Лаэртий , «Жизнеописания и мнения выдающихся философов» (II, 2).
  11. ^ Ричард Д. Маккирахан, Философия до Сократа , Глава 5, 32–34
  12. ^ Перейти обратно: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Анаксимандр ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 944.
  13. ^ Дандамаев, М.А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . Блестящий. п. 153. ИСБН  978-9004091726 . В период правления Ахеменидов в Милете, важнейшем городе Ионии, жили выдающийся философ Анаксимандр и географ и историк Гекатей.
  14. ^ Этот персонаж традиционно ассоциируется с Боэцием , однако его лицо, имеющее сходство с рельефом Анаксимандра (изображение в рамке выше), может быть изображением философа. Видеть «Афинская школа Рафаэля (2/2)» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2007 г. Проверено 14 февраля 2007 г. для описания персонажей этой картины.
  15. ^ К. Мосс (1984) Архаическая Греция от Гомера до Эсхила . Издание Сеуила. стр.236
  16. ^ Перейти обратно: а б Грэм, Джейкоб. «Досократики» . Интернет-энциклопедия философии .
  17. ^ CM Bowra (1957) Греческий опыт . Мировая издательская компания. Кливленд и Нью-Йорк. стр168,169.
  18. ^ Герберт Эрнест Кушман утверждает, что Анаксимандр имеет «первую европейскую философскую концепцию бога», История философии для начинающих , Том 1, стр. 24
  19. ^ К. Мосс (1984) Архаическая Греция от Гомера до Эсхила . Издание Порога. стр. 235
  20. ^ JP Vernart (1982) Les origins de la pensee grecque . ППУ Парив. стр. 128, Дж. П. Вернарт (1982). Истоки греческой мысли . Издательство Корнельского университета.
  21. ^ ἀπείρων , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  22. ^ Теогония Гесиода , Пер. Герцогство Эвелин Уайт, 736–740 гг.
  23. ^ Этиос, I 3,3 [ Псевдо-Плутарх ; ДК 12 А 14.]; Аристотель, физ. Γ5,204б 23кв.м. [ДК 12 А 16.]
  24. ^ Перейти обратно: а б Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 54 .
  25. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 54 , сноска 2. ISBN.  9780713603378 .
  26. ^ Кирк, Г.С.; Рэйвен, Дж. Э. и Шофилд, М. (2003). Досократические философы . Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН  978-0-521-27455-5 .
  27. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 52 .
  28. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 31–32 . ISBN  9780713603378 .
  29. ^ Псевдо-Плутарх , Учения философов (I, 3).
  30. ^ Гатри, Уильям Кейт Чемберс (2000). История греческой философии . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН  978-0-521-29420-1 .
  31. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 57 . ISBN  9780713603378 .
  32. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black, Ltd., стр. 56–57 .
  33. ^ Аристотель , О порождении и коррупции (II, 5)
  34. ^ Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Великобритания: A. & C. Black. стр. 53 .
  35. ^ Симплиций , Комментарии к физике Аристотеля (24, 13):
    « Анаксимандр [...] говорит, что ни вода, ни что-либо другое называется элементами, но нечто бесконечной природы, из которой созданы все вещи, небеса и миры в них; распад в этих вещах совершается по к долгам; ибо это суд и другие ставят несправедливость по порядку времени, поэты так называют тебя, но что еще, кроме этого, и этот не изменяет стихию, а откликается на противоположности через свою; собственное движение .
    В древнегреческом кавычки обычно сливаются с окружающим текстом. Следовательно, неясно, сколько стоит текст Анаксимандра, а что — Симплиция.
  36. ^ Творог, Патрисия (1996). Читатель досократиков: избранные фрагменты и свидетельства . Издательство Хакетт . п. 12.
  37. ^ Аристотель, Метафизика , I, 3, 983 b 8–11; Физика , III, 5, 204 б 33–34
  38. ^ Еврипида Поставки , т. 532
  39. ^ Фридрих Ницше , Философия в трагическую эпоху греков (1873) § 4.
  40. ^ Карой, Симони (7 апреля 2012 г.). «5.5.10 Обратно на Апейрон?» . Культурная история физики . ЦРК Пресс. п. 546. ИСБН  9781568813295 .
  41. ^ Аристотель, На небесах , II, 13.
  42. ^ «Каменная колонна», сообщает Аэций в De Fide (III, 7, 1), или «похожая на камень в форме столба», псевдо-Плутарх (III, 10).
  43. ^ Перейти обратно: а б Ровелли 2023 , с. 48.
  44. ^ Ровелли 2023 , стр. 48–52.
  45. ^ Ровелли 2023 , стр. 49–50.
  46. ^ Карл Поппер, «Предположения и опровержения: рост научных знаний» (Нью-Йорк: Routledge, 1998), стр. 186.
  47. ^ Перейти обратно: а б Ровелли 2023 , стр. 50–52.
  48. ^ Ровелли 2023 , стр. 42–43.
  49. ^ Псевдо-Плутарх, Учения философов , i. 7
  50. ^ Маркович, Мирослав (июнь 1975 г.). «Рецензируемая работа: Ранняя греческая философия и Восток М.Л. Уэста». Гномон . 47 (4): 321–328.
  51. В «Опровержении» сообщается, что круг Солнца в двадцать семь раз больше Луны.
  52. ^ Аэций, О вере (II, 15, 6)
  53. ^ Большая часть модели Вселенной Анаксимандра исходит от псевдо-Плутарха (II, 20–28):
    «[Солнце] представляет собой круг, в двадцать восемь раз больше Земли, с очертаниями, подобными очертанию наполненного огнем колеса колесницы, на котором в определенных местах появляется рот и через который оно раскрывает свой огонь, как через отверстие на флейте. [...] Солнце равно Земле, но круг, по которому оно дышит и по которому рождается, в двадцать семь раз больше всей Земли. [...] [The. затмение] - это когда рот, из которого исходит огненный жар, закрывается [...] [Луна] представляет собой круг, в девятнадцать раз больше всей Земли, весь наполненный огнем, как и у Солнца».
  54. ^ Симплиций, Комментарий к физике Аристотеля , 1121, 5–9.
  55. ^ Ипполит (?), Опровержение I, 6
  56. ^ В частности, псевдо-Плутарх (III, 2) и Аэций (I, 3, 3; I, 7, 12; II, 1, 3; II, 1, 8).
  57. ^ О природе богов (I, 10, 25):
    «И мнение Анаксимандра таково, что местные боги находятся на больших расстояниях на востоке и западе и что это бесчисленные миры».
    «Для Анаксимандра боги рождались, но между их рождением и смертью проходит много времени, а миры бесчисленны».
  58. ^ Псевдо-Плутарх (III, 3):
    «Анаксимандр утверждает, что все это делается ветром, ибо когда случается, что он заключен в густое облако, то по тонкости и легкости его разрыв производит звук; а рассеяние, из-за темноты облака, создает свет."
  59. ^ По Сенеке , Естественные вопросы (II, 18).
  60. ^ Псевдо-Плутарх (III, 16)
  61. Весьма вероятно, что, наблюдая за Луной и приливами, Анаксимандр подумал, что последние были причиной, а не следствием движения спутника.
  62. ^ Анаксимандр, фраг. А30
  63. ^ Аэций, Мнения, V, XIX, 4.
  64. ^ Цензорин, De Die Natali , IV, 7
  65. Плутарх также упоминает теорию Анаксимандра о том, что люди родились внутри рыб, питались, как акулы, и что, когда они могли защитить себя, их выбрасывали на берег, чтобы жить на суше.
  66. ^ Согласно Джону Мэнсли Робинсону, «Введение в раннюю греческую философию» , Хоутон и Миффлин, 1968.
  67. ^ Как установил Марсель Конш, Анаксимандр. Fragments et témoignages , введение (с. 43–47).
  68. ^ Эти достижения часто приписывают ему, особенно Диоген Лаэртий (II, 1) и римский историк Евсевий Кесарийский , Подготовка к Евангелию (X, 14, 11).
  69. ^ Дайте гадание (на латыни)
  70. ^ Ровелли 2023 , стр. xii–xiii, 38–39, 120, 130.
  71. ^ Ровелли 2023 , стр. 77, 80–81.
  72. ^ Бертран Рассел, История западной философии и ее связь с политическими и социальными обстоятельствами с древнейших времен до наших дней (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1946).
  73. ^ Фридрих Ницше, Философия в трагическую эпоху греков (Вашингтон, округ Колумбия: Regnery Gateway, 1962).
  74. ^ Мартин Хайдеггер, «В глуши» (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2002).
  75. ^ См. Жак Деррида, «Границы философии» (Чикаго: University of Chicago Press, 1982), стр. 66–7; Деррида, « Гешлехт II: рука Хайдеггера», в книге Джона Саллиса (редактор), «Деконструкция и философия» (Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 1987), стр. 181–2; Деррида, Учитывая время: I. Поддельные деньги (Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 1992), с. 159, н. 28.
  76. ^ Дирк Л. Купри; Роберт Хан; Жерар Наддаф (1 февраля 2012 г.). Анаксимандр в контексте: новые исследования истоков греческой философии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 1, 167. ISBN.  978-0-7914-8778-5 . OCLC   1018071798 .
  77. ^ "ДОМ" . 31lyk-thess.thess.sch.gr . Проверено 17 сентября 2023 г.
  78. ^ Фемистий и Симплиций также упоминают некоторые работы «о природе». Список может относиться к названиям книг или просто к их темам. Опять же, никто не может сказать, потому что в древнегреческом языке нет знаков препинания. Более того, этот список неполный, поскольку Суда заканчивает его словами ἄλλα τινά , подразумевая, таким образом, «другие произведения».

Источники [ править ]

Первичный [ править ]

Вторичный [ править ]

  • Брамбо, Роберт С. (1964). Философы Греции . Нью-Йорк: Томас Ю. Кроуэлл.
  • Бернет, Джон (1920). Ранняя греческая философия (3-е изд.). Лондон: Черный. Архивировано из оригинала 11 января 2011 г. Проверено 24 февраля 2011 г.
  • Конш, Марсель (1991). Анаксимандр: Фрагменты и свидетельства (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN  2-13-043785-0 . Источник по умолчанию; все, что не связано иным образом, должно находиться в Конше.
  • Купри, Дирк Л.; Роберт Хан; Жерар Наддаф (2003). Анаксимандр в контексте: новые исследования истоков греческой философии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-5538-6 .
  • Ферли, Дэвид Дж.; Реджинальд Э. Аллен (1970). Исследования по досократической философии . Том. 1. Лондон: Рутледж. OCLC   79496039 .
  • Гатри, WKC (1962). Ранние досократики и пифагорейцы . История греческой философии. Том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Хан, Роберт (2001). Анаксимандр и архитекторы. Вклад египетских и греческих архитектурных технологий в истоки греческой философии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-4794-9 .
  • Хайдеггер, Мартин (2002). В стороне от проторенных дорог . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-80114-1 .
  • Кан, Чарльз Х. (1960). Анаксимандр и истоки греческой космологии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Кирк, Джеффри С.; Рэйвен, Джон Э. (1983). Досократические философы (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Лухте, Джеймс (2011). Ранняя греческая мысль: перед рассветом . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-0567353313 .
  • Ницше, Фридрих (1962). Философия в трагическую эпоху греков . Чикаго: Регнери. ISBN  0-89526-944-9 .
  • Робинсон, Джон Мэнсли (1968). Введение в раннюю греческую философию . Хоутон и Миффлин. ISBN  0-395-05316-1 .
  • Росс, Стивен Дэвид (1993). Несправедливость и реституция: постановление времени . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-1670-4 .
  • Ровелли, Карло (2011). Первый учёный, Анаксимандр и его наследие . Ярдли: Вестхолм. ISBN  978-1-59416-131-5 .
  • Ровелли, Чарльз (2023). Анаксимандр и природа науки Аллен Лейн. ISBN  978-0-241-63504-9 .
  • Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса, c. 600–450 гг . до н.э. Том. 3. Лондон: Рутледж.
  • Селигман, Пол (1962). «Апейрон» Анаксимандра . Лондон: Атлон Пресс.
  • Вернан, Жан-Пьер (1982). Истоки греческой мысли . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-9293-9 .
  • Уилрайт, Филип, изд. (1966). Пресократики . Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Райт, MR (1995). Космология в древности . Лондон: Рутледж.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: AF4C2215514E49C90A9C13269EAFD3E8__1717676820
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Anaximander
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anaximander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)