Феодор Атеист
Часть серии о |
Гедонизм |
---|
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Часть серии о |
Неверие |
---|
Теодор «Атеист» ( греч . Θεόδωρος ἄθεος , транслит. Атеос Теодора ; ок. 340 – ок. 250 до н. э.). [1] ), из Кирены был греческим философом киренской , школы. Он жил и в Греции , и в Александрии , прежде чем закончить свои дни в родном городе Кирене. Будучи философом-киренаиком, он учил, что цель жизни — получить радость и избежать горя, и что первое является результатом знания , а второе — невежества . Однако его главной претензией на известность был предполагаемый атеизм . Древние писатели обычно называли его Хо Атеос ( ὁ ἄθεος ), «атеист».
Жизнь
[ редактировать ]Феодор был учеником Аристиппа Младшего . [2] внук старшего и более известного Аристиппа . [3] Помимо Аристиппа, он слушал лекции ряда философов; такие как Анникерис и Дионисий -диалектик, [4] Зенон из Кития и Пирр . [5]
Он был изгнан из Кирены, но по какой причине не сообщается; [6] и это из сказанного о нем по этому поводу: «Киреняне, вы делаете зло, изгоняя меня из Ливии в Грецию». [6] а также из того, что он был учеником Аристиппа, можно сделать вывод, что он был уроженцем Кирены. О его дальнейшей истории нет никаких связанных сведений; но анекдоты о нем показывают, что он был в Афинах, где едва избежал суда, возможно, за нечестие. [7] Однако, как сообщается, влияние Деметрия Фалерея защитило его; [8] и поэтому этот инцидент, вероятно, можно отнести к десяти годам правления Деметрия в Афинах, 317–307 гг. До н.э. Поскольку Феодор был изгнан из Афин и впоследствии находился на службе у Птолемея в Египте , вполне вероятно, что он разделил свержение и изгнание Деметрия. [ нужна ссылка ] Отчет об Амфикрате Афинском, цитируемый Диогеном Лаэртием , [8] то, что он был приговорен пить болиголов и поэтому умер, несомненно, является ошибкой. [ нужна ссылка ] Находясь на службе у Птолемея, Феодор был отправлен с посольством к Лисимаху , которого оскорбил свободой своих высказываний. Один ответ, который он дал на угрозу распятия , которую использовал Лисимах, прославлялся многими древними авторами ( Цицерон , [9] Сенека , [10] и т. д.): «Используй такие угрозы в адрес своих придворных, ибо для Феодора не имеет значения, гниет ли он на земле или в воздухе». Из двора или лагеря Лисимаха он, очевидно, вернулся во двор Птолемея. [11] Мы также читаем о его поездке в Коринф с несколькими учениками: [11] но, возможно, это был лишь временный визит во время его пребывания в Афинах. Наконец он вернулся в Кирену и жил там, говорит Диоген Лаэртий: [6] с Магасом , пасынком Птолемея , который правил Киреной в течение пятидесяти лет (ок. 300–250 гг. до н. э.) в качестве наместника, а затем как царя. Теодор, вероятно, закончил свои дни в Кирене. Сохранились различные характерные анекдоты о Феодоре (Лаэрций,. [12] Плутарх , [13] Валериус Максимус [14] Филон , [15] и т. д.), из чего следует, что он был человеком острого и остроумного .
Философия
[ редактировать ]Феодор был основателем секты, названной в его честь Феодореи ( Θεοδώρειοι ), «Феодоряне». Мнения Феодора, как можно понять из недоуменного заявления Диогена Лаэртского, [16] принадлежали к киренской школе. Он учил, что великая цель человеческой жизни — обрести радость и избежать горя, и что первое является результатом знания, а второе — невежества. Он определял добро как благоразумие и справедливость , а зло как противоположность. Однако удовольствие и боль были безразличны. Он пренебрегал дружбой и патриотизмом и утверждал, что весь мир — это его страна. Он учил, что нет ничего естественно постыдного в воровстве, прелюбодеянии или святотатстве, если игнорировать общественное мнение, сложившееся с согласия глупцов.
Феодора подвергли нападкам за атеизм . «Он покончил со всеми мнениями относительно богов», — говорит Лаэрций, — [17] но некоторые критики сомневаются, был ли он абсолютным атеистом или просто отрицал существование общепринятых божеств. Обвинение в атеизме подкрепляется популярным обозначением Атея , авторитетом Цицерона . [18] Лаэртий [2] Псевдо-Плутарх , [19] Секст Эмпирик , [20] и некоторые христианские писатели; в то время как некоторые другие (например, Климент Александрийский ) [21] говорят о нем как о лишь отвергающем популярное богословие.
Теодор написал книгу « О богах» ( Περὶ Θεῶν ). Лаэрций видел это и сказал, что от него нельзя отмахиваться. [17] добавив, что, как говорят, оно было источником многих утверждений и аргументов Эпикура . По мнению Суда , [22] он написал множество работ как по учениям своей секты, так и по другим предметам.
Контра Гиппархия
[ редактировать ]Согласно Суде , Гиппархия Маронейская написала множество писем, адресованных Феодору. [22] Хотя никто из них не выжил, существуют анекдоты о ее встречах с Теодором:
Когда она пришла на симпозиум с Кратесом, она проверила Теодора Атеиста, предложив такой софизм : «То, что, если бы Феодор сделал, не было бы сказано, что он поступает неправильно, и нельзя сказать, что Гиппархия поступает неправильно, если она это делает. Теодор, ударив себя, не делает ничего плохого, и Гиппархия не делает ничего плохого, ударяя Теодора». Он не ответил на то, что она сказала, но поднял с нее одежду. [22]
Гиппархию это не обидело и не пристыдило, «как поступило бы большинство женщин». [23] Нам также рассказывают, что когда Теодор, цитируя строку из «Вакханок» , Еврипида сказал ей:«Кто эта женщина, которая оставила челноки ткацкого станка?» она ответила
Я, Феодор, и есть тот человек, но не кажется ли вам, что я пришёл к неправильному решению, если посвятил философии то время, которое иначе пришлось бы проводить за ткацким станком? [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Доранди 1999 , с. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 86.
- ^ Suda , Aristippos
- ^ Лаэртий 1925b , § 98.
- ^ Суда , Теодорос
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лаэрций 1925 , § 103.
- ^ Филоник 2013 , стр. 75–76.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэртий 1925 , § 101.
- ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , i. 43
- ^ Сенека, де Транк. Ан.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 102.
- ^ Лаэрций 1925 , § 97–103.
- ^ Плутарх, De Animi Tranquill , VII.; Изгнание , VIII.
- ^ Валерий Максим, vi. 2, внешний 3
- ^ Филон, Джуд. Что каждая честная книга , c. 18, том. II., т. в.
- ^ Лаэрций 1925 , § 98 и далее..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 97.
- ^ Цицерон, О природе богов , i. 1
- ^ Псевдо-Плутарх, О мольбах. Филос. , я. 7
- ^ Секст Эмпирик, Пиррон Гипотип , либ. iii.
- ^ Климент Александрийский, Протрепт. объявление рода
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Suda, Hipparchia .
- ^ Лаэрций 1925c , § 96.
- ^ Лаэрций 1925c , § 98.
Ссылки
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 52 . ISBN 9780521250283 .
- Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды о нечестии: переоценка» . Дике . 16 (16): 75–76. дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 65–104.
Лаэртий, Диоген (1925b). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 98.
Лаэрций, Диоген (1925c). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:6. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 96–98.
Атрибуция:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )