Неявный и явный атеизм

слева | Неявные « негативные » / « слабые » / « мягкие » атеисты, которым не хватает веры в Бога без явного отрицания этой концепции, включают очень маленьких детей, тех, кто не знаком с этой концепцией или действительно не определился. | |
справа | Явные « негативные » / « слабые » / « мягкие » атеисты, не верящие в обязательное существование Бога. | |
справа | Явные « позитивные » / « сильные » / « жесткие » атеисты, твердо верящие в то, что Бога не существует. |
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Неявный атеизм и явный атеизм являются видами атеизма . [1] В книге Джорджа Х. Смита « Атеизм: дело против Бога » «неявный атеизм» определяется как «отсутствие теистической веры без сознательного ее отрицания», тогда как «явный атеизм» — это «отсутствие теистической веры из-за сознательное неприятие этого». [1] Явные атеисты рассмотрели идею божеств и отвергли веру в их существование. Неявные атеисты, хотя сами и не верят в бога или богов, не отвергли эту идею и не рассмотрели ее дальше.
Неявный атеизм
[ редактировать ]«Скрытый атеизм» — это «отсутствие теистической веры без сознательного ее отказа». «Отсутствие теистической веры» охватывает все формы неверия в божеств. Это классифицирует как явных атеистов тех взрослых, которые никогда не слышали о концепции божеств, и тех взрослых, которые не придали этой идее никакого реального внимания. Сюда также входят агностики, которые утверждают, что не верят ни в какие божества (даже если они заявляют, что не являются атеистами), и дети. Еще в 1772 году барон д'Гольбах сказал: «Все дети рождаются атеистами; они не имеют представления о Боге». [2] Смит ничего не говорит о новорожденных детях, но ясно называет атеистами некоторых детей, не имеющих представления ни о каком божестве:
Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, потому что он не верит в бога. В эту категорию также можно включить ребенка, обладающего концептуальной способностью понимать связанные с этим проблемы, но еще не осознающего этих проблем. Тот факт, что этот ребенок не верит в бога, квалифицирует его как атеиста. [1]
Явный атеизм
[ редактировать ]Смит отмечает, что некоторые мотивы явного атеизма рациональны, а некоторые нет. О рациональных мотивах он говорит:
Наиболее значимой разновидностью атеизма является явный атеизм философского характера. Этот атеизм утверждает, что вера в бога иррациональна и поэтому ее следует отвергнуть. Поскольку эта версия явного атеизма основана на критике теистических убеждений, ее лучше всего описать как критический атеизм . [1]
По мнению Смита, критический, явный атеизм подразделяется на три группы: [1] стр.17
- точка зрения, обычно выражаемая заявлением «Я не верю в существование бога или сверхъестественного существа» после «неспособности теизма предоставить достаточные доказательства в свою пользу. Столкнувшись с отсутствием доказательств, этот явный атеист не видит никаких причин». за веру в сверхъестественное существо»;
- точка зрения, обычно выражаемая утверждениями «Бог не существует» или «существование Бога невозможно» после того, как «конкретная концепция Бога, такая как Бог христианства, считается абсурдной или противоречивой»;
- точка зрения, которая «отказывается обсуждать существование или несуществование бога», потому что «концепция «бога» непонятна».
В своей статье о «философском атеизме» Эрнест Нагель решил приложить для своего исследования и обсуждения только явное определение атеизма:
Я должен начать с изложения того, какой смысл я вдаю слову «атеизм» и как я интерпретирую тему этой статьи. Под «атеизмом» я буду понимать критику и отрицание основных требований всех разновидностей теизма. [...] атеизм не следует отождествлять с явным неверием или неверием в какую-то конкретную веру религиозной группы. Таким образом, ребенок, который не получил никакого религиозного образования и никогда не слышал о Боге, не является атеистом, поскольку он не отрицает никаких теистических утверждений. Аналогично и взрослый человек, который, если он отошел от веры своего отца без размышления или по причине откровенного безразличия к какому-либо богословскому вопросу, также не является атеистом – ибо такой взрослый человек не бросает вызов теизму и не исповедует никаких взглядов. по этому поводу. [...] Я предлагаю рассмотреть некоторые философские концепции атеизма... [3]
Нагеля В «Философских концепциях атеизма» он во многом согласен со Смитом в отношении разделения «явного атеизма» на три части, приведенного выше, хотя Нагель не использует термин «явный атеизм».
Другие типологии атеизма
[ редактировать ]Особый узкий акцент на позитивном атеизме, который делают некоторые профессиональные философы, такие как Нагель, с одной стороны, по сравнению с исследованиями традиционного негативного атеизма таких вольнодумцев, как д'Гольбах и Смит, с другой, объясняется разными проблемами профессиональных философов и обывателей. сторонники атеизма,
«Если так много атеистов и некоторые из их критиков настаивают на отрицательном определении атеизма, то почему некоторые современные философы призывают к положительному определению атеизма – атеизму как прямому отрицанию существования Бога? Я подозреваю, что одной из причин этого является то, что лежит в пропасти, разделяющей вольнодумцев и академических философов. Большинство современных философов совершенно незнакомы с атеистической литературой и поэтому не обращают внимания на содержащуюся в этой литературе традицию негативного атеизма (см. Смит (1990), глава 3, стр. 51-60). [4] ))
Эверитт (2004) подчеркивает, что профессиональных философов больше интересуют основания для дачи или отказа в согласии с утверждениями:
Нам необходимо проводить различие между биографическим или социологическим исследованием того, почему некоторые люди верили или не верили в Бога, и эпистемологическим исследованием того, существуют ли какие-либо веские причины для веры или неверия... Нас интересует вопрос о том, какие веские причины есть за или против существования Бога, и этот вопрос не проливается на свет, если обнаружить людей, которые придерживаются своих убеждений, не имея для этого веских причин. [5]
Таким образом, иногда в философии (несмотря на Флю, Мартина и Нагеля) исследуется только явное «отрицание теистической веры», а не более широкий, неявный предмет атеизма.
Термины «слабый атеизм» и «сильный атеизм» , также известные как «негативный атеизм» и «позитивный атеизм», обычно используются Смитом как синонимы менее известных «неявных» и «явных» категорий. «Явные» атеисты утверждают, что существование каких-либо божеств ложно. «Слабые явные» атеисты утверждают, что не верят в божеств, и не утверждают, . что божеств не существует Те, кто не верит в существование каких-либо божеств и не заявляет о своем неверии, относятся к явным атеистам. К слабым имплицитным атеистам относятся: дети и взрослые, никогда не слышавшие о божествах; люди, которые слышали о божествах, но никогда серьезно не задумывались об этой идее; и те агностики, которые приостанавливают веру в божества, но не отвергают такую веру. [1]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Неявный теизм в социальной науке о вере и неверии
- Введение в атеизм, светскость и науку
- Неявная религия? Архивировано 27 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- Являются ли атеисты скрытыми теистами?
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Смит, Джордж Х. (1979). Атеизм: дело против Бога . Буффало, Нью-Йорк: Прометей. стр. 13–18 . ISBN 0-87975-124-Х . Архивировано из оригинала 5 января 2020 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ д'Гольбах, PHT (1772 г.). Здравый смысл . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Нагель, Эрнест (1959). «Философские концепции атеизма». Основные убеждения: религиозные философии человечества . Шеридан Хаус.
перепечатано в журнале «Критика Бога » под редакцией Питера А. Анхелеса, Prometheus Books, 1997. - ^ Смит, Джордж Х. (1990). Атеизм, Айн Рэнд и другие ереси . стр. 51–60. Архивировано из оригинала 13 июля 2008 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Эверитт, Николас, Несуществование Бога: Введение . Лондон: Рутледж, 2004 ( ISBN 0-415-30107-6 ), с. 10.