Атеизм в эпоху Просвещения
Атеизм , как он определен в статье в и Даламбера , Дидро «Энциклопедии» — это «мнение тех, кто отрицает существование Бога в мире. Простое незнание Бога не является атеизмом . Быть обвиненным в одиозное название атеизма, нужно иметь представление о Боге и отвергнуть его». [1] В период Просвещения общепризнанный и открытый атеизм стал возможен благодаря развитию религиозной терпимости, но он также был далек от поощрения.
Обвинения в атеизме были обычным явлением, но большинство людей, которых их сверстники подозревали в атеизме, на самом деле атеистами не были. Д'Гольбах и Дени Дидро, кажется, были двумя из очень небольшого числа публично признанных атеистов в Европе того периода. Томаса Гоббса многие считали атеистом из-за его материалистической интерпретации Священных Писаний - Генри Хаммонд, бывший друг, описал его в письме как «христианского атеиста». [2] Дэвида Юма обвиняли в атеизме за его труды по «естественной истории религии»; [3] Пьера Бэйля обвиняли в атеизме за защиту возможности этического атеистического общества в его «Критическом словаре» , а Баруха Спинозу часто считали атеистом за его « пантеизм ». Однако все трое этих деятелей защищались от подобных обвинений.
Рост толерантности
[ редактировать ]В эпоху Реформации и Контрреформации Европа была «обществом преследований», которое не терпело религиозные меньшинства и атеизм. [4] Даже во Франции, где Нантский эдикт был издан в 1598 году, а затем отменен в 1685 году, в начале восемнадцатого века религиозная терпимость пользовалась очень слабой поддержкой. [5] Государства были озабочены сохранением религиозного единообразия по двум причинам: во-первых, они считали, что выбранная ими конфессия — это путь к Богу, а другие религии были еретическими, и, во-вторых, религиозное единство было необходимо для социальной и политической стабильности. [6] Развитие толерантности было результатом прагматических политических мотивов, а также принципов, поддерживаемых философами Просвещения . Религия была центральной темой разговоров на протяжении большей части восемнадцатого века. Это было предметом дебатов в кофейнях и дискуссионных обществах Европы эпохи Просвещения и яблоком раздора среди философов . Майкл Дж. Бакли описывает рост толерантности и самого атеизма как ответ на религиозное насилие в предыдущие годы: изгнание гугенотов из Франции, испанскую инквизицию, процессы над ведьмами, гражданские войны в Англии, Шотландии и Нидерланды. Бакли утверждает, что «религиозная война безвозвратно дискредитировала конфессиональное первенство в растущей секуляризованной чувствительности большей части европейской культуры». [7] Эту точку зрения разделяют Оле Питер Брелл и Рэй Портер. Мариса Линтон , однако, отмечает, что было распространено мнение, что религиозное разнообразие приведет к беспорядкам и, возможно, гражданской войне. [8]
По мнению Джастина Чемпиона, в Англии вопрос заключался не в определении религиозной истины, существует ли бог или нет, а скорее в понимании того, как духовенство получило власть определять то, что считалось истиной. [9] Республиканские радикалы, такие как Генри Стаббе , Чарльз Блаунт и Джон Толанд, понимали религию как социальный и культурный институт, а не как трансцендентные принципы. [10] В первую очередь они были мотивированы жреческим мошенничеством или «священническим ремеслом». Вторая половина Томаса Гоббса книги « Левиафан» содержит пример такого рода антиклерикальной мысли. Гоббс, как Толанд и другие антиклерикальные писатели того периода, понимал религию с точки зрения истории. Рассматривая религиозную истину и церковь отдельно, они помогли открыть путь для дальнейшего религиозного инакомыслия.
Поскольку Франция была абсолютистской монархией, в которой король считался правящим по божественному праву, обычно считалось, что французы должны разделять его религиозные взгляды. Нантский эдикт, предоставивший терпимость гугенотскому меньшинству во Франции, был отменен в 1685 году. Мариса Линтон утверждает, что, хотя философы действительно способствовали в некоторой степени росту французской терпимости, деятельность французских гугенотов также сыграла свою роль: они начали более публично поклоняться в более отдаленных регионах Франции, и их постоянная лояльность французской короне накануне и во время Семилетней войны , возможно, помогла ослабить подозрения монарха в отношении их веры. [11] В середине восемнадцатого века интеллектуалы -янсенисты начали кампанию за религиозную терпимость к кальвинистам . [12] Линтон утверждает, что вместе эти причины сместили общественное мнение в сторону религиозной терпимости. [13] Религиозную терпимость принимали не все; например, аббат Утвиль осудил рост терпимости во Франции, поскольку он ослабил церковную власть и поощрял безбожие. [14] Однако в 1787 году Людовик XVI издал Эдикт о терпимости, признававший их гражданские права на вступление в брак и владение собственностью, хотя им по-прежнему было отказано в официальном праве на вероисповедание и они не могли занимать государственные должности или становиться учителями. [13] Полная религиозная терпимость к протестантам не была предоставлена до Французской революции.
Сама толерантность сводилась к двум различным фракциям. «Приемлемым лицом» толерантности была, по сути, господствующая точка зрения: свобода вероисповедания и мирное сосуществование различных церквей. Эту точку зрения поддерживали Кант, Локк, Вольтер и Юм как публичное лицо Просвещения. Радикальное Просвещение, с другой стороны, представляло собой точку зрения терпимости, согласно которой радикалы требовали свободы мысли и выражения, а не мирного существования друг с другом. Это движение было сформировано менее известными фигурами Д'Гольбаха, Дидро, Кондорсе и, в частности, Спинозы, которые составляли сердце и душу этой фракции. Если у радикалов главенствовал разум, то умеренные мыслители утверждали, что разум должен быть ограничен верой и традициями. Вместе два разных взгляда на Просвещение сформировали сильно контрастирующие понятия толерантности. [ нужна ссылка ]
Писатели о толерантности
[ редактировать ]Голландский еврей Спиноза выступал за свободу личности выражать личные убеждения, в то же время не поощряя большие общины, если только они не принадлежали к несколько деистической идеализированной государственной религии. [15] По мнению Спинозы, свобода мысли, слова и выражения мнения была основными ценностями толерантности — поэтому Спиноза выступал против цензуры. Джонатан Исраэль резюмировал свою позицию: законы, направленные против толерантности, были разработаны «для личной выгоды, но также с большими затратами для государства и общества», и что они усугубляют религиозный конфликт, а не уменьшают его. [16] Спиноза построил свои теории терпимости, основанные на свободе мысли, а не на праве на вероисповедание, и основывался на философских принципах, а не на какой-либо интерпретации Священного Писания. [17] Следовательно, Спиноза, по сути, выступал за всех, включая атеистов, католиков и евреев.
Пьер Бейль был ярым сторонником толерантности, что послужило причиной ссоры с Людовиком XIV . [18] Он даже защищал идею этического атеистического общества в своем знаменитом словаре. Мартин Фицпатрик считает, что он внес «мощный вклад в то, как философы будут вести войну с нетерпимостью и суевериями». [19] Хотя он хотел уменьшить влияние Спинозы, к Бэйлю аналогичным образом относились гугеноты Соединенных провинций, которые считали его опасным мыслителем и потенциальным атеистом. [19]
Джон Локк предложил прагматический взгляд на толерантность. [20] хотя он выдвинул концепцию терпимости только между некоторыми христианскими сектами. Он яростно отрицал право атеистов на терпимость, поскольку они не верили в бога, не практиковали никакой узнаваемой формы поклонения и не стремились спасти свои души. Он также отрицал терпимость к католикам на том основании, что папская власть делала их опасными для государства. По сути, Локк продвигал свободу вероисповедания, а не свободу мысли. [21] Подавляющее большинство писателей восемнадцатого века, таких как Локк, не были заинтересованы в предоставлении религиозной терпимости к идеям, которые отклонялись от сути богооткровенной религии. [22] Большинство из этих писателей были категорически против идеала терпимости Спинозы, который «в основном касается индивидуальной свободы, а не свободы крупных церковных структур навязывать себя обществу». [23]
Вольтер в своем «Трактате о терпимости» 1763 года продолжил традицию Джона Локка, утверждая, что терпимость обеспечивает общение и хорошие отношения между различными конфессиями на рынке. [24] Разрешение гугенотам вернуться во Францию повысит французскую экономику. [25] Он не единственный, кто придерживается этой точки зрения.
Оппоненты были склонны объединять взгляды тех, кто писал в поддержку толерантности, под лозунгом «опасная антиортодоксальность и атеизм», несмотря на их радикально разные точки зрения и конфессии.
Связанные философские движения
[ редактировать ]Деизм
[ редактировать ]Деизм — это философская вера в божество, основанная на разуме, а не на религиозном откровении или догме. Это было популярное мнение среди философов , которые в разной степени придерживались деистических взглядов. Деизм в этом отношении сильно отличается от атеизма, который вообще отрицает существование божества. Вольтер, например, был убежден, что существование бога — доказуемый факт. Однако деистический бог часто мало походил на Бога христианских писаний, а это означало, что деисты часто подвергались резкой критике со стороны приверженцев конфессиональных верований и могли быть обвинены в атеизме.
Деисты часто выступали за религиозную терпимость, шаг, который поддерживал бы открытое выражение атеизма. Это происходит не потому, что они поддерживали атеизм (а они этого не делали), а потому, что философы-деисты были склонны выступать за гражданскую свободу совести. Как пишет Майкл Дж. Бакли: «Если атеизм был неприемлем, то суеверия и фанатизм были тем более неприемлемы». [26] Деисты не были проатеистами, но их антиклерикальные взгляды косвенно способствовали развитию атеизма.
С историографической точки зрения довольно часто можно увидеть тесную связь между деизмом и атеизмом. Бакли критикует точку зрения Питера Гэя на прямую связь между деизмом и атеизмом, написав: «Векторы, которые есть в диаграммах Гей, безусловно, присутствуют, но различие может быть слишком четким, слишком преувеличенным». [27] Луи Дюпре описывает деизм как «результат процесса фильтрации, который отфильтровал все исторические и догматические данные христианского богословия и сохранил только тот минимум, которого, по стандартам восемнадцатого века, требует разум». [28] Атеизм, возможно, представляет собой тот же процесс, но только на шаг дальше. Бакли приписывает возникновение атеизма постепенному подчинению теологии философии – когда мыслители, в том числе церковные лидеры, начали обсуждать религию на философских терминах, они открыли путь неверию – они сделали атеизм мыслимым. С этой точки зрения деизм представляет собой сложную точку на пути к атеизму: деизм — это философская вера в божество, основанная на разуме. Как только вера в Бога основана на разуме, становится возможным рассуждать, чтобы прийти к неверию.
Масонство
[ редактировать ]Масоны в континентальной Европе в эпоху Просвещения обвинялись в атеизме. Масонские «Конституции» 1723 года расплывчаты по вопросу религии, утверждая, что, если масон «правильно понимает Искусство, он никогда не будет глупым атеистом или нерелигиозным распутником», а также требуют, чтобы он следовал «этой религии, чтобы с чем согласны все люди, оставляя свои мнения при себе». [29] Хотя в масонской литературе время от времени и неопределенно упоминается «Великий Архитектор Вселенной», их секретная практика сделала религиозную принадлежность каждого масона предметом спекуляций.
Франкмасонская культура зародилась в Британии и распространилась на континент, принеся с собой идеи о естественных правах и правах управляемых. В некоторых регионах континентальное масонство могло опираться на более подрывные английские источники. Маргарет К. Джейкоб описывает отношения между Джоном Толандом и голландским масонством; Жан Руссе де Мисси , основатель масонской ложи в Голландской республике в 1735 году, был самопровозглашенным пантеистом , заимствовавшим термин, придуманный Толандом. Джейкоб утверждает, что «есть полоса свободомыслия или деизма, которая проявляется в определенные моменты в истории континентального масонства вплоть до 1790-х годов, и особенно в течение них». [30] Эту религиозную двусмысленность можно интерпретировать как способствующую «мыслимости» атеизма.
Современные перспективы
[ редактировать ]Спиноза
[ редактировать ]Барух Спиноза (1632–1677) в своем «Богословско-политическом трактате» 1670 года подверг критике иудаизм (его родную религию) и все организованные религии. Его философскую ориентацию часто называют «пантеизмом» — термин, придуманный Джоном Толандом после смерти Спинозы. Однако в конце XVII и XVIII веках имя Спинозы часто ассоциировалось с атеизмом, свободомыслием, материализмом, деизмом и любыми другими неортодоксальными религиозными верованиями. Является ли «пантеизм» атеизмом или нет, современные ученые до сих пор спорят. [31]
Пьер Бэйль
[ редактировать ]Пьера Бэйля (1647–1706) широко обвиняли в атеизме за его поддержку религиозной терпимости, хотя он называл себя гугенотом . Он столкнулся с большой критикой за защиту атеизма. В своем «Историческом и критическом словаре» он заявил, что, хотя атеисты были «чрезвычайно слепы и невежественны в отношении природы вещей», [32] было много атеистов, «не отличающихся своими пороками», [33] и что «если существуют атеисты, которые, с моральной точки зрения, благорасположены, из этого следует, что атеизм не является необходимой причиной аморальности, а просто второстепенной причиной по отношению к тем, кто был бы аморальным по склонности или темпераменту, будь то атеисты или нет." [34] В ответ на критику он включил эссе «Разъяснения: об атеистах» в «Словарь» издания 1702 года. В нем он продолжал защищать свой тезис о том, что «были атеисты и эпикурейцы, чья пристойность в моральных вопросах превосходила таковую большинства идолопоклонников». [35] утверждая, что религия не является единственной основой морали. Он писал, что «весьма вероятно, что некоторые люди без религии более мотивированы вести достойную, нравственную жизнь в силу своей конституции в сочетании с любовью к похвале и страхом позора, чем некоторые другие инстинкты». совести». [36]
Дэвид Хьюм
[ редактировать ]Дэвида Юма (1711–1776) в свое время часто считали атеистом. Его скептическое отношение к религии в таких произведениях, как «О суевериях и религии», «Очерки морально-политические», «О самоубийстве», «О бессмертии души», «Диалоги о естественной религии», а также его смерть- Постельные разговоры с Босуэллом (позже опубликованные) принесли Хьюму репутацию практикующего атеиста. В 1740-х годах Юму даже отказали в преподавательской должности в Эдинбургском университете из-за его предполагаемого атеизма. [37]
Дидро
[ редактировать ]Дени Дидро (1713–1784) был одним из центральных гостей салона д'Гольбаха и главным редактором « Энциклопедии» . Хотя Дидро много писал об атеизме, он не был столь полемичен, как д'Гольбах или Нейжон — вместо того, чтобы публиковать свои атеистические работы, он имел тенденцию распространять их среди своих друзей или передавать их Найджону для посмертной публикации. [38] Дидро придерживался материалистического мировоззрения. Он попытался решить проблемы того, как космос мог возникнуть без создателя, и выдвинул теорию о том, как жизнь могла возникнуть из неорганической материи. По словам Дюпре, Дидро пришел к выводу, что если отказаться от «недоказанного принципа, согласно которому космос должен иметь начало», [39] тогда необходимость установления «действительной причины» творения больше не является проблемой. Дидро считал, что возникновение жизни может быть процессом естественной внутренней эволюции материи.
Д'Хольбах
[ редактировать ]Барон д'Гольбах (1723–1789) был центральной фигурой « гольбахского кружка ». [40] и салон, который он устроил в своем парижском доме. Салон был интерпретирован как место встречи парижских атеистов, основываясь на анекдоте, в котором Д'Гольбах рассказал Дэвиду Юму, который утверждал, что ни во что не верит, что из восемнадцати гостей его салона пятнадцать были атеистами, а трое еще не верили. решенный. Есть некоторые сомнения в точности этого утверждения. [41] В любом случае, сам Д'Гольбах был убежденным атеистом. Салон был местом многочисленных дискуссий об атеизме, и гости-атеисты и теисты, похоже, провели много времени, добродушно отстаивая свои позиции. [42] Несмотря на заявления о том, что салон был рассадником атеизма, похоже, его регулярно посещали только трое убежденных атеистов: Д'Гольбах, Дени Дидро и Жак-Андре Нейжон .
Письменные произведения Д'Гольбаха часто включали атеистические темы. Алан Чарльз Корс цитирует три, в частности, Système de la Nature , Le Bon-sens и La Morale Universelle , которые особенно заинтересованы в продвижении дела атеизма. Корс резюмировал некоторые из основных тем этих трех текстов как идею о том, что строгий материализм был единственной последовательной точкой зрения и что «единственная гуманная и полезная мораль - это мораль, выведенная из императивов счастья и выживания человечества». [43] Что было относительно уникальным в Д'Хольбахе, так это то, что, как пишет Корс, он «был атеистом и занимался прозелитизмом». [43]
Энциклопедия
[ редактировать ]Хотя Энциклопедия (опубликованная в 1751–1772 годах) была написана и отредактирована атеистом Дени Дидро, статьи энциклопедии об атеизме и атеистах имеют негативный тон, поскольку были написаны пастором Жаном-Анри-Самуэлем Форме и аббатом Клодом Ивоном . Вероятно, это была самая распространенная концепция атеизма среди общественности и некоторых «философов». Ивон называет основными причинами атеизма невежество и глупость, а также распутство и разложение морали. [44] Статья «Athées» посвящена прежде всего опровержению утверждений Бэйля, утверждающего, что атеисты «не могут иметь точного и полного понимания нравственности человеческих действий». [44]
Сильвен Марешаль
[ редактировать ]Сильвен Марешаль (1750–1803), протоутопист -социалист , граничащий с анархизмом , был также убежденным атеистом. В своем эссе 1799 года « Предварительная беседа, или Ответ на вопрос: кто такой атеист?» Марешаль заявил, что он нуждается в Боге не больше, чем Бог нуждается в нем, и объявил такое отношение «истинным атеизмом», отвергнув несколько конкурирующих позиций. [45] Он категорически отверг идею о том, что его жизнью управляют хозяева, включая волю любого бога. Для него верить в Бога — значит подчиниться иерархии . Он также написал » « Словарь атеистов, древних и современных , чтобы представить атеизм как респектабельную философскую традицию.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ивон и Форми 2008 .
- ^ Так 2003 , с. 111.
- ^ Хьюм о религии (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ Оле Питер Грелль и Рой Портер, «Толерантность в эпоху Просвещения и Европы» в книге « Толерантность в Европе просвещения» , изд. Оле Питер Грелл и Рой Портер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 1.
- ^ Мариса Линтон , «Гражданство и религиозная толерантность во Франции» в книге « Толерантность в Европе просвещения» , изд. Оле Питер Грелл и Рой Портер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 157.
- ^ Линтон, 157–158.
- ^ Бакли 1987 , с. 39.
- ^ Линтон, 158.
- ^ Джастин Чемпион, Столпы священнического искусства потрясены (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1992), 7.
- ^ Чемпион (1992), 134.
- ^ Линтон, 169
- ^ Линтон, 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтон, 172.
- ^ Израиль 1999 , с. 6.
- ^ Израиль 2000 , стр. 104–105.
- ^ Израиль 1999 , с. 16.
- ^ Джастин Чемпион, «Толерантность и гражданство в Англии эпохи Просвещения: Джон Толанд и натурализация евреев, 1714–1753» в книге « Толерантность в Европе эпохи Просвещения» , изд. Оле Питер Грелл и Рой Портер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 135.
- ^ Марин Фицпатрик, «Толерантность и движение Просвещения» в книге « Толерантность в Европе Просвещения», изд. Оле Питер Грелл и Рэй Портер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фитцпатрик, 36 лет.
- ^ Томаселли, 93 года.
- ^ Израиль 2000 , стр. 103–104.
- ^ Израиль 2000 , с. 102.
- ^ Израиль 2000 , с. 104.
- ^ Грелль и Портер, 4–5.
- ^ Сильвана Томаселли, «Нетерпимость, добродетель принцев и радикалов» в книге « Толерантность в Европе просвещения» , изд. Оле Питер Грелл и Рэй Портер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 93.
- ^ Бакли 1987 , с. 38.
- ^ Бакли 1987 , с. 37.
- ^ Луи Дюпре, Религия и развитие современной культуры (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2008), 43
- ^ Маргарет К. Джейкоб, Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в Европе восемнадцатого века (Оксфорд: Oxford University Press, 1991), 87
- ^ Джейкоб, 94.
- ^ Барух Спиноза , Богословско-политический трактат , первоначально опубликованный анонимно в 1670 году; Израиль, Джонатан И. , Радикальное Просвещение . Издательство Оксфордского университета: 2001. ISBN 0-19-925456-7 ; Спиноза также упоминается в книге Кристофера Хитченса « Портативный атеист » , 2007.
- ^ Бэйль 1826 , с. 162.
- ^ Бэйль 1826 , с. 173.
- ^ Бэйль 1826 , стр. 173–174.
- ^ Бэйл 2000 , с. 312.
- ^ Бэйл 2000 , с. 313.
- ^ Дуглас Ноббс, «Политические идеи Уильяма Клегхорна, академического соперника Юма», в журнале истории идей, (1965), Vol. 26, № 4: 575–586; Босуэлл, Дж. Босуэлл в крайностях, 1776–1778.
- ^ Корс, 47.
- ^ Дюпре, 50.
- ^ Алан Чарльз Корс , Кружка Д'Хольбаха: Просвещение в Париже (Princeton University Press, 1976), 9
- ↑ Алан Чарльз Корс, «Кружок Д'Хольбаха», стр . 41–42. См . обсуждение этого утверждения в разделе
- ^ Корс, 42–43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корс, 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ивон 2008 .
- ^ «Предварительная беседа, или Ответ на вопрос: Что такое атеист?» . Марксистский интернет-архив .
Источники
[ редактировать ]- Бэйль, Пьер (1826). Историко-критический словарь . Лондон: Хант и Кларк.
- Бэйль, Пьер (2000). Салли Л. Дженкинсон (ред.). Бэйль – Политические сочинения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бакли, Майкл Дж. (1987). У истоков современного атеизма . Лондон: Издательство Йельского университета.
- Чемпион, Джастин. Столпы священнического искусства пошатнулись: англиканская церковь и ее враги, 1660–1730 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.
- Чемпион, Джастин. «Толерантность и гражданство в Англии эпохи Просвещения: Джон Толанд и натурализация евреев, 1714–1753». В книге «Толерантность в Европе просвещения» под редакцией Оле Питера Грелля и Роя Портера, 133–156. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Дюпре, Луи. Религия и возникновение современной культуры . Нотр-Дама, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2008.
- Грелль, Оле Питер и Рой Портер. «Толерантность в Европе Просвещения». В книге «Толерантность в Европе просвещения» под редакцией Оле Питера Грелля и Роя Портера, 1–22. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Израиль, Джонатан И. (1999). Локк, Спиноза и философские дебаты о терпимости в эпоху раннего Просвещения (ок. 1670 – ок. 1750) . Амстердам: Королевская академия искусств и наук Нидерландов.
- Израиль, Джонатан И. (2000). «Спиноза, Локк и битва Просвещения за толерантность». В Оле Питере Грелле; Рой Портер (ред.). Толерантность в Европе Просвещения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 102–113.
- Джейкоб, Маргарет К. Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в Европе восемнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1991.
- Корс, Алан Чарльз . Кружка Д'Гольбаха: Просвещение в Париже . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1976.
- Линтон, Мариса. «Гражданство и религиозная терпимость во Франции». В книге «Толерантность в Европе Просвещения» под редакцией Оле Питера Грелля и Роя Портера, 157–174. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Рассел, Пол. «Загадка трактата Юма: скептицизм, натурализм и неверие». Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.
- Томаселли, Сильвана. «Нетерпимость, добродетель князей и радикалов». В книге «Толерантность в Европе просвещения» под редакцией Оле Питера Грелля и Роя Портера, 86–101. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Так, Ричард (2003). «Христианский атеизм Томаса Гоббса». В Майкле Хантере ; Дэвид Вуттон (ред.). Атеизм от Реформации к Просвещению . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 111–130.
- Ивон, Клод (2008). «Атеисты» . У Дени Дидро ; Жан ле Рон д'Аламбер (ред.). Энциклопедия, или аргументированный словарь наук, искусств и ремесел (изд. Зима 2008 г.). Чикагский университет: Проект энциклопедии ARTFL. Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г. Проверено 28 ноября 2021 г. Роберт Моррисси (ред.)
- Ивон, Клод; Форми, Жан-Анри-Самуэль (2008). «Атеизм» . У Дени Дидро; Жан ле Рон д'Аламбер (ред.). Энциклопедия, или аргументированный словарь наук, искусств и ремесел (изд. Зима 2008 г.). Чикагский университет: Проект энциклопедии ARTFL. Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г. Проверено 28 ноября 2021 г. Роберт Моррисси (ред.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакли, Майкл Дж. С. Дж . Отрицание и раскрытие Бога: неоднозначный процесс современного атеизма
- Барон д'Гольбах , Система природы.
- Израиль, Джонатан И. (2010). Революция разума: радикальное Просвещение и интеллектуальные истоки современной демократии . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Корс, Алан Чарльз , Атеизм во Франции, 1650–1729: православные источники неверия