Моисей Мендельсон
Моисей Мендельсон | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 4 января 1786 г. | (56 лет)
Дети | |
Эра | Философия XVIII века |
Основные интересы | Метафизика · Философия религии |
Подпись | |
Моисей Мендельсон (6 сентября 1729 г.) [примечание 1] — 4 января 1786) — немецко-еврейский философ и богослов . Его сочинения и идеи о евреях, еврейской религии и идентичности были центральным элементом в развитии Хаскалы , или «еврейского Просвещения» восемнадцатого и девятнадцатого веков. Мендельсон родился в бедной еврейской семье в Дессау , княжество Ангальт , и изначально намеревался сделать карьеру раввина . Он изучал немецкую мысль и литературу. Благодаря своим трудам по философии и религии он стал считаться ведущим культурным деятелем своего времени как христианскими, так и еврейскими жителями немецкоязычной Европы и за ее пределами. Берлина Его участие в текстильной промышленности составило основу богатства его семьи.
Среди его потомков композиторы Фанни и Феликс Мендельсон ; сын Феликса, химик Пауль Мендельсон Бартольди ; Внуки Фанни, Пол и Курт Хензель ; и основатели Mendelsson & Co. банковского дома
Жизнь
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Моисей Мендельсон родился в Дессау . Его отца звали Мендель, но Моисей и его брат Саул первыми приняли фамилию Мендельсон («сын Менделя»). [1] Сын Моисея Авраам Мендельсон писал в 1829 году (Феликсу): «Мой отец чувствовал, что имя Моисея Бен Менделя Дессау помешает ему получить необходимый доступ к тем, кто имел лучшее образование в своем распоряжении. Без всякого страха, что его собственный отец обижайтесь, мой отец взял имя Мендельсон. Изменение, хотя и небольшое, было решающим». [2]
Мендель был обедневшим писцом — автором свитков Торы — и у его сына Моисея в детстве развилось искривление позвоночника . Раннее образование Моисею дал его отец и местный раввин Давид Френкель , который, помимо обучения его Библии и Талмуду , познакомил его с философией Маймонида . В 1743 году Френкель получил вызов в Берлин , а через несколько месяцев за ним последовал Моисей. [3] Моисей, 14 лет, «въехал в Берлин через Розенталер-Тор, единственные ворота в городской стене, через которые евреям (и скоту) разрешалось проходить». [4] «Мендельсон поступил в требовательную семинарию Франкеля, программа которой состояла из бесконечного механического повторения раннесредневековых текстов, их толкований, разработки талмудических законов и обильных комментариев, накопленных на протяжении веков». [5]
Польский еврей-беженец Исраэль Замош учил его математике. [6] и молодой еврейский врач научил его латыни . Однако в основном он был самоучкой. Он учился писать и философствовать одновременно (по словам историка Греца ). На свой скудный заработок он купил латинский экземпляр » Джона Локка « Очерка о человеческом понимании и освоил его с помощью латинского словаря. Затем он познакомился с Аароном Соломоном Гамперцем , который научил его основам французского и английского языков. В 1750 году богатый еврейский торговец шелком Исаак Бернхард [7] поручил ему учить своих детей. Мендельсон вскоре завоевал доверие Бернхарда, который сделал молодого студента последовательно своим бухгалтером и партнером. [3]
Возможно, именно Гумперц познакомил Мендельсона с Готхольдом Эфраимом Лессингом в 1754 году, который стал одним из его лучших друзей. Говорят, что когда Мендельсон впервые встретил Лессинга, они играли в шахматы . В пьесе Лессинга «Натан Мудрый» Натан и персонаж Саладин впервые встречаются во время игры в шахматы. Лессинг недавно поставил драму «Юден» , мораль которой заключалась в том, что еврей может обладать благородным характером. В современном Берлине Фридриха Великого это представление обычно высмеивалось как ложное. Лессинг нашел в Мендельсоне реализацию своей мечты. Через несколько месяцев они стали тесно интеллектуально связаны. Лессинг также впервые привлек внимание общественности к Мендельсону: Мендельсон написал эссе, критикующее пренебрежение немцами к своим местным философам (главным образом Готфриду Лейбницу ), и одолжил рукопись Лессингу. Мендельсона Не проконсультировавшись с автором, Лессинг в 1755 году анонимно опубликовал «Философские беседы» ( Philosophische Gespräche ). В том же году появились в Данциг (ныне Гданьск , Польша) анонимная сатира «Папа-метафизик» ( Pope ein Metasisker ), оказавшаяся совместной работой Лессинга и Мендельсона. [3]
Ранняя известность как философ и критик
[ редактировать ]Мендельсон стал руководителем Фридриха Николая важных литературных начинаний — «Библиотеки» и «Литературбрифе» — и пошел на некоторый риск, критикуя стихи Фридриха II, короля Пруссии; Добродушие Фредерика уберегло его от неприятностей. В 1762 году он женился на Фроме Гуггенхайм, которая пережила его на двадцать шесть лет. Через год после женитьбы Мендельсон получил премию Берлинской академии за эссе о применении математических доказательств в метафизике « О доказательствах в метафизических науках» ; среди конкурентов были Томас Эббт и Иммануил Кант , занявшие второе место. [8] В октябре 1763 года король предоставил Мендельсону, но не его жене и детям, привилегию охраняемого еврея ( Schutzjude ), которая гарантировала ему право на спокойное проживание в Берлине. [3] [9]
В результате переписки с Эббтом Мендельсон решил написать о бессмертии души. Материалистические взгляды были в то время безудержными и модными, а вера в бессмертие находилась в упадке. В этот благоприятный момент появился Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele ( «Федон, или О бессмертии душ» ; 1767). Созданное по образцу , диалога Платона одноименного произведение Мендельсона обладало некоторым очарованием своего греческого образца и поразило немецкий мир своей красотой и ясностью стиля. [10] «Федон» имел немедленный успех и, помимо того, что это была одна из самых читаемых книг своего времени на немецком языке, она была быстро переведена на несколько европейских языков. [10] включая английский . Автора прославляли как «немецкого Платона» или «немецкого Сократа»; королевские и другие аристократические друзья осыпали его вниманием, и говорили, что «ни один иностранец, приезжавший в Берлин, не упускал возможности выразить свое личное почтение немецкому Сократу». [11]
Лафатер
[ редактировать ]До сих пор Мендельсон посвятил свои таланты философии и критике ; однако теперь один случай повернул течение его жизни в сторону дела иудаизма . В апреле 1763 года Иоганн Каспар Лафатер , тогда еще молодой студент-теолог из Цюриха, совершил поездку в Берлин, где вместе с несколькими товарищами посетил уже известного еврейского философа. Они настояли на том, чтобы Мендельсон рассказал им свои взгляды на Иисуса, и сумели добиться от него заявления, что, при условии, что исторический Иисус держал себя и свое богословие строго в пределах ортодоксального иудаизма, Мендельсон «уважал нравственность характера Иисуса». [12] Шесть лет спустя, в октябре 1769 года, Лафатер отправил Мендельсону свой немецкий перевод эссе Шарля Бонне о христианских свидетельствах с предисловием, в котором он публично призывал Мендельсона опровергнуть Бонне или, если он не сможет, «сделать то, что мудрость, любовь к истина и честность должны сказать ему то, что сделал бы Сократ, если бы он прочитал книгу и нашел в ней неопровержимые ответы». [13] Мендельсон ответил в открытом письме в декабре 1769 года: «Предположим, среди моих современников жил бы Конфуций или Солон , я мог бы, согласно принципам моей веры, любить и восхищаться этим великим человеком, не впадая в нелепую мысль, что я должен обратить Солона или Конфуция». [14] Продолжающаяся общественная полемика стоила Мендельсону много времени, энергии и сил.
Позже Лафатер описал Мендельсона в своей книге по физиогномике Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe (1775–1778) как «общительную, блестящую душу с пронзительными глазами, телом Эзопа [ которого традиционно считали уродливым] — человек острой проницательности, изысканного вкуса и широкой эрудиции [...] откровенный и открытый» [14] - заканчивая свою публичную похвалу желанием Мендельсона признать «вместе с Платоном и Моисеем... распятую славу Христа». Когда в 1775 году швейцарско-немецкие евреи, столкнувшись с угрозой изгнания, обратились к Мендельсону и попросили его вмешаться от их имени в дело «своего друга» Лаватера, Лафатер, получив письмо Мендельсона, быстро и эффективно обеспечил их пребывание.
Болезнь
[ редактировать ]В марте 1771 года здоровье Мендельсона настолько ухудшилось, что его врач Маркус Элизер Блох решил, что его пациент должен отказаться от философии, по крайней мере временно. [15] Однажды вечером после короткого и беспокойного сна Мендельсон обнаружил, что не может двигаться, и у него возникло ощущение, будто что-то хлестнуло его по шее огненными прутьями, сердце его сильно колотилось, и он находился в крайней тревоге, но в полном сознании. Затем это заклинание было внезапно разрушено какой-то внешней стимуляцией. Подобные нападения повторялись. Причиной его болезни был психический стресс, вызванный его богословским спором с Лафатером. [16] Однако нападение такого рода, в более легкой форме, предположительно произошло много лет назад. Блох диагностировал заболевание как «застой крови в мозге» (бессмысленный диагноз в современной медицинской практике, поскольку такой застой анатомически невозможен), и после некоторых разногласий этот диагноз был также принят известным ганноверским придворным врачом Иоганном Георгом Риттером. фон Циммерман , поклонник Мендельсона. [16] Оглядываясь назад, можно сказать, что его болезнь может быть диагностирована как нарушение сердечного ритма (например, мерцательная аритмия ) и/или легкая форма семейной дисавтономии , наследственной болезни евреев-ашкенази, которая часто приводит к искривлению позвоночника и эпилепсии. -подобные симптомы во время стресса. [17]
Мендельсона лечили китайской корой , кровопусканием стопы, наложением пиявок на уши, клизмами , ванночками для ног, лимонадом и преимущественно вегетарианской пищей. Было приказано «никакого психического напряжения». Однако, хотя у него по-прежнему были периоды неудач, в конце концов он достаточно выздоровел, чтобы написать основные произведения своей дальнейшей карьеры. [16]
Смерть
[ редактировать ]Мендельсон умер 4 января 1786 года в результате (как считалось в то время) простуды, когда он нес рукопись (его ответ Якоби под названием « Друзьям Лессинга (An die Freunde Lessings)) » своим издателям в канун Нового года; Некоторые считали, что Якоби виновен в его смерти. [8] Похоронен на еврейском кладбище Берлина. [18] Перевод еврейской надписи на его надгробии (см. рисунок справа) гласит: «H[ere] r[ests] / мудрый Р[еб] Моисей из Дессау / родился 12 элула 5489 года [6 сентября 1729 года] / умер в среду, 5-го числа швата [4 января] / и похоронен на следующее утро в четверг 6-го / 5546 [5 января 1786 г.] / M[ay] H[is] S[oul be] B[собран в] B [онд вечной] L[жизни]». [19] Хотя кладбище было в значительной степени разрушено во времена нацизма, после воссоединения Германии , в 2007-2008 годах, оно было восстановлено с памятниками его прошлого, включая воссоздание надгробия Мендельсона.
Философская работа
[ редактировать ]Работает о религии и гражданском обществе.
[ редактировать ]Именно после ухудшения здоровья Мендельсон решил «посвятить остатки своих сил на благо моих детей или значительной части моей нации», — что он и сделал, пытаясь приблизить евреев к «культуре, из которой моя нация, увы, находится на таком расстоянии, что можно было бы отчаяться когда-либо преодолеть ее». Одним из способов добиться этого было «предоставить им лучший перевод священных книг, чем они делали раньше». [20] С этой целью Мендельсон предпринял немецкий перевод Пятикнижия и других частей Библии. Эта работа называлась « Биур» ( «объяснение ») (1783 г.) и также содержала комментарий, только комментарий к Исходу был написан самим Мендельсоном. Перевод был сделан на элегантном верхненемецком языке, чтобы евреи могли быстрее выучить язык. Большинство немецких евреев в тот период говорили на идиш , и многие были грамотны на иврите (языке еврейских писаний, литургии и науки). Комментарий также был полностью раввинистическим и цитировал в основном средневековых экзегетов, а также мидраши эпохи Талмуда . Считается также, что Мендельсон стоял за основанием в 1778 году одним из его самых ярых учеников Давидом Фридлендером первой современной государственной школы для еврейских мальчиков «Freyschule für Knaben» в Берлине , где преподавали как религиозные, так и мирские предметы.
Мендельсон также пытался улучшить положение евреев в целом, продвигая их права и признание. Он побудил Кристиана Вильгельма фон Дома опубликовать в 1781 году свою работу « О гражданском улучшении положения евреев» , сыгравшую значительную роль в подъеме толерантности. Сам Мендельсон опубликовал немецкий перевод Vindiciae Judaeorum Менассии Бен Исраэля . [14]
Интерес, вызванный этими действиями, побудил Мендельсона опубликовать свой важнейший вклад в проблемы, связанные с положением иудаизма в языческом мире. Это был Иерусалим (1783; англ. пер. 1838 и 1852). Это убедительный призыв к свободе совести, описанный Кантом как «неопровержимая книга». [14] Мендельсон писал:
Братья, если вы заботитесь об истинном благочестии, давайте не будем притворяться согласием, когда разнообразие, очевидно, является замыслом и целью Провидения. Никто из нас не думает и не чувствует в точности так, как его ближний: почему мы хотим обмануть друг друга обманчивыми словами? [21]
Его основная идея заключается в том, что государство не имеет права вмешиваться в религию своих граждан, включая евреев. Хотя он провозглашает обязательный характер еврейского закона для всех евреев (включая, исходя из понимания Мендельсона Нового Завета , обращенных в христианство), он не предоставляет раввинату права наказывать евреев за отклонение от него. Он утверждал, что иудаизм был не «божественной потребностью, а откровенной жизнью». Иерусалим завершается возгласом «Любите истину, любите мир!» — цитатой из Захарии 8:19.
Кант назвал это «провозглашением великой реформы, которая, однако, будет медленно проявляться и осуществляться и которая затронет не только ваш народ, но и другие». Мендельсон утверждал прагматический принцип возможной множественности истин: как разным нациям нужны разные конституции — для одного монархия , для другого республика может быть наиболее благоприятной для национального гения, — так и отдельные люди могут нуждаться в разных религиях. Проверка религии – это ее влияние на поведение. Такова мораль лессинговского «Натана Мудрого» ( Nathan der Weise ), героем которого, несомненно, является Мендельсон, и в котором притча о трех кольцах является воплощением прагматической позиции. [14]
Для Мендельсона его теория представляла собой укрепляющую связь с иудаизмом. Но в первой половине XIX века критика еврейских догм и традиций была связана с твердой приверженностью к старому еврейскому образу жизни. Разум был применен к верованиям, историческое сознание — к жизни. Современная реформа иудаизма в некоторой степени отошла от этой концепции. [14] По мнению немецкого писателя Генриха Гейне , «как Лютер сверг папство, так Мендельсон сверг Талмуд ; и он сделал это тем же самым способом, а именно, отвергнув традицию, объявив Библию источником религии, и, переведя наиболее важную его часть, он разрушил иудейский католицизм, как Лютер разрушил христианский , ибо Талмуд, по сути, является католицизмом евреев». [22]
Спустя годы и наследие
[ редактировать ]Мендельсон становился все более знаменитым и числил среди своих друзей многих великих деятелей своего времени. Но его последние годы были омрачены и омрачены так называемым спором о пантеизме . С тех пор, как умер его друг Лессинг , он хотел написать эссе или книгу о своем персонаже. Когда Фридрих Генрих Якоби , знакомый обоих мужчин, услышал о проекте Мендельсона, он заявил, что располагает конфиденциальной информацией о том, что Лессинг является « спинозистом », что в те годы рассматривалось как более или менее синоним слова « атеист » — то, в чем Лессинга и так обвиняли религиозные круги. [23]
Это привело к обмену письмами между Якоби и Мендельсоном, который показал, что у них почти нет точек соприкосновения. Затем Мендельсон опубликовал свою работу Morgenstunden oder Vorlesungen über das Dasein Gottes (« Утренние часы или лекции о существовании Бога» ), по-видимому, серию лекций для его старшего сына, зятя и молодого друга, обычно проводимую «в утренние часы». , в котором он изложил свое личное философское мировоззрение, собственное понимание Спинозы и «очищенный» ( geläutert ) пантеизм Лессинга. Но почти одновременно с публикацией этой книги в 1785 году Якоби опубликовал отрывки из своих писем и писем Мендельсона под названием Briefe über die Lehre Spinozas , публично заявив, что Лессинг был самопровозглашенным «пантеистом» в смысле «атеист». Таким образом, Мендельсон был втянут в ядовитую литературную полемику и обнаружил, что на него нападают со всех сторон, включая бывших друзей или знакомых, таких как Иоганн Готфрид фон Гердер и Иоганн Георг Хаманн . Вклад Мендельсона в эту дискуссию, «Друзьям Лессинга» (An die Freunde Lessings) (1786) была его последней работой, завершенной за несколько дней до его смерти.
Полное собрание сочинений Мендельсона опубликовано в 19 томах (на языках оригинала) (Штутгарт, 1971 и далее, изд. А. Альтманн и др.).
Семья
[ редактировать ]У Мендельсона было шестеро детей , из которых только его вторая старшая дочь Реча и старший сын Йозеф сохранили иудейскую веру. [24] Его сыновьями были: Йозеф (основатель банковского дома Мендельсона , друг и благодетель Александра фон Гумбольдта ), Авраам (который женился на Лее Саломон и был отцом Фанни и Феликса Мендельсона ) и Натан (инженер-механик со значительной репутацией). . Его дочерьми были Брендель (позже Доротея; жена Симона Фейта и мать Филиппа Фейта , впоследствии любовница, а затем жена Фридриха фон Шлегеля ), Реха и Генриетта, все одаренные женщины. Единственный внук Речи (сын Генриха Бера, брата композитора Джакомо Мейербера ), родился и получил образование как еврей, но умер очень молодым вместе со своими родителями, по-видимому, от эпидемии. [ нужна ссылка ] Сын Йозефа Мендельсона Александр (ум. 1871) был последним потомком Моисея Мендельсона мужского пола, исповедовавшим иудаизм. [14]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Голландский художник-комикс Typex нарисовал биографический графический роман 2022 года о Моисее Мендельсоне под названием «Мойше» . [25] [26] [27]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Еврейский календарь 12 элула 5489 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шенберг, Д. (1983). «Курт Альфред Георг Мендельсон. 7 января 1906-18 сентября 1980». Биографические мемуары членов Королевского общества . 29 : 361–398. дои : 10.1098/rsbm.1983.0015 . ISSN 0080-4606 . JSTOR 769808 . S2CID 71750767 .
- ^ Майкл П. Стейнберг, «Мендельсон и иудаизм», в «Кембриджском спутнике Мендельсона» , изд. Питер Мерсер-Тейлор, с. 34, Издательство Кембриджского университета, 2004); перевод Эрика Вернера, исправленный Майклом Стейнбергом ISBN 0 521 82603 9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Абрахамс 1911 , с. 120.
- ^ Илон, Амос, Жалость всего этого: портрет немецко-еврейской эпохи, 1743-1933 (Нью-Йорк: Пикадор, 2002), стр. 1.
- ^ Илон, Амос, Жаль всего этого: портрет немецко-еврейской эпохи, 1743–1933 (Нью-Йорк: Пикадор, 2002), стр. 33–34.
- ^ Адам Шир, Иегуды Халеви « Кузари в Хаскале» , стр. 79; «Замость, Исраэль бен Моше ха-Леви» в Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO , по состоянию на 31 октября.
- ^ «Текстиль» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дальстрем (2008)
- ^ Илон, Амос (2002). Жаль всего этого: история евреев в Германии, 1743-1933 гг . Нью-Йорк: Метрополитен Букс. п. 45 . ISBN 9780805059649 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Илон (2002), с. 40.
- ^ Абрахамс 1911 , стр. 120–121.
- ↑ Моисей Мендельсон, Публичное письмо Лафатеру, 12 декабря 1769 г. (Берлин, 1770 г.)
- ^ Лаватер (1774), с. 2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Абрахамс 1911 , с. 121.
- ^ Блох (1774), стр. 60-71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бранд, 1974 год.
- ^ Дерево (2007), с. 69, № 143, медицинский анализ доктора Чанны Мааян, больница Хадасса, Иерусалим, Израиль.
- ^ «Посетить Берлин» .
- ^ 1 Царств , 25:29
- ^ Моисей Мендельсон, частное письмо Августу Хеннингсу, 29 июля 1779 г. Цитируется в Schoeps (2009), стр. 60-61.
- ^ цитируется по Момильяно (1987), с. 158
- ^ Гейне, Генрих (1959). Религия и философия в Германии: фрагмент (1959), Beacon Press, стр. 94.
- ^ Альтманн (1973), стр. 733 и далее.
- ^ « Джерузалем пост », Jpost.com . 31 июля 2017 года . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ https://www.lambiek.net/artists/t/typex.htm
- ^ https://www.trouw.nl/religie-philosophy/striptekenaar-typex-maken-een-boek-over-moses-mendelssohn-ik-was-elijk-verkocht~bcb1defa/?referrer=https://www. google.com/
- ^ https://www.stripspeciaalzaak.be/pas-verschenen/moishe-zes-anekdotes-uit-het-leven-van-moses-mendelssohn
Атрибуция
- свободном доступе : Абрахамс, Израиль (1911). « Мендельсон, Моисей ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 120–121. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Источники
[ редактировать ]- Альтманн, Александр . Моисей Мендельсон: биографическое исследование , 1973. ISBN 0-8173-6860-4 .
- (на немецком языке) Блох, Маркус, Медицинские замечания. В дополнение к трактату о Пирмонтерском глазном фонтане . Берлин 1774 г.
- Бранд, Арон , Болезнь Моисея Мендельсона , «Корот» 6, 421–426, 1974 г.
- Дальстром, Дэниел, Моисей Мендельсон , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.) , Эдвард Н. Залта (ред.)
- (на немецком языке) Кайзерлинг, Мейер Моисей Мендельсон, его жизнь и его произведения. Вместе с приложением ненапечатанных писем . Лейпциг, 1862 г.
- (на немецком языке) Лаватер, Дж. К., сборник писем, написанных по случаю философского исследования Бонне доказательств христианства между г-ном Лафатером, Моисеем Мендельсоном и г-ном доктором. Кёлбеле [Сборник писем, которые прошли между г-ном Лафатером, Моисеем Мендельсоном и г-ном доктором Кёльбеле. Кёльбеле по поводу расследования Бонне относительно свидетельств христианства], Франкфурт-на-Майне, 1774 г. ( Google Книги ).
- Мендельсон, Моисей, тр. А. Аркуша, интр. А. Альтманн: Иерусалим, или о религиозной власти и иудаизме , 1983. ISBN 0-87451-263-8 .
- Мендельсон, Моисей, тр., интр., комм. Б. Розенсток: Последние произведения , 2012. Включает «Утренние часы: лекции о существовании Бога» ( Morgenstunden , 1785) и «Друзьям Лессинга» ( An die Freunde Lessings , 1786). ISBN 978-0-252-03687-3 .
- Момильяно, Арнальдо , О язычниках, евреях и христианах , Издательство Уэслианского университета, 1987 г. ISBN 0-8195-6218-1
- (на немецком языке) Шопс, Юлиус Х. Наследие Мендельсонов , Франкфурт, 2009 г. ISBN 978-3-10-073606-2
- (на немецком языке) Дерево, Стивен. Моисей Мендельсон . Ровольт Верлаг, Рейнбек, 2007 г. ISBN 3-499-50671-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Моисея Мендельсона и о нем в университетской библиотеке JCS Франкфурт-на-Майне: цифровые коллекции иудаики
- Работы Моисея Мендельсона или о нем в Internet Archive
- Книги Моисея Мендельсона в Google Книгах
- Перевод книги Моисея Мендельсона «Sache Gottes, Дело о Боге», неопубликованной при его жизни работы, посвященной вопросам, связанным с теодицеей, включая отрицание Мендельсоном доктрины вечного наказания.
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
- Ор Ле-Нетива (знакомство с «Биур») на JewishBooks.org
- Содержит «Иерусалим» Мендельсона, слегка измененный для облегчения чтения.
- Эмансипация, Мендельсон и подъем реформ
- Поток «Мозес Мендельсон в наше время» (BBC Radio 4) (исходная трансляция 22 марта 2012 г.) дискуссия с Кристофером Кларком ( Кембриджский университет ), Эбигейл Грин ( Оксфордский университет ), Адамом Сатклиффом ( Королевский колледж Лондона ), организованная Мелвином Брэггом и включая список дополнительной литературы.
- Видеолекция доктора Генри Абрамсона о Моисее Мендельсоне
- Путеводитель по материалам коллекции Моисея Мендельсона в Институте Лео Бека, Нью-Йорк
- Оцифрованные работы Моисея Мендельсона в Институте Лео Бека, Нью-Йорк.
- Ресурсы о Моисее Мендельсоне в Берлинской государственной библиотеке
- Вырезки из газет о Моисее Мендельсоне в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- 1729 рождений
- 1786 смертей
- Философы Просвещения
- Немецкие евреи XVIII века
- Немецкие богословы XVIII века
- Еврейские богословы XVIII века
- Немецкие еврейские богословы
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Хаскала
- Еврейские философы
- Семья Мендельсона
- Люди из Дессау-Росслау
- Философы иудаизма
- Переводчики Библии на немецкий язык
- Немецкие писатели XVIII века.
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века
- Философы XVIII века
- Еврейские переводчики Библии
- Либеральные теоретики
- Люди Хаскалы