Jump to content

Моисей Мендельсон

Моисей Мендельсон
Портрет Антона Граффа (1773 г.)
Рожденный ( 1729-09-06 ) 6 сентября 1729 г.
Умер 4 января 1786 г. ( 1786-01-04 ) (56 лет)
Дети
Эра Философия XVIII века
Основные интересы
Метафизика · Философия религии
Подпись

Моисей Мендельсон (6 сентября 1729 г.) [примечание 1] — 4 января 1786) — немецко-еврейский философ и богослов . Его сочинения и идеи о евреях, еврейской религии и идентичности были центральным элементом в развитии Хаскалы , или «еврейского Просвещения» восемнадцатого и девятнадцатого веков. Мендельсон родился в бедной еврейской семье в Дессау , княжество Ангальт , и изначально намеревался сделать карьеру раввина . Он изучал немецкую мысль и литературу. Благодаря своим трудам по философии и религии он стал считаться ведущим культурным деятелем своего времени как христианскими, так и еврейскими жителями немецкоязычной Европы и за ее пределами. Берлина Его участие в текстильной промышленности составило основу богатства его семьи.

Среди его потомков композиторы Фанни и Феликс Мендельсон ; сын Феликса, химик Пауль Мендельсон Бартольди ; Внуки Фанни, Пол и Курт Хензель ; и основатели Mendelsson & Co. банковского дома

Молодость

[ редактировать ]

Моисей Мендельсон родился в Дессау . Его отца звали Мендель, но Моисей и его брат Саул первыми приняли фамилию Мендельсон («сын Менделя»). [1] Сын Моисея Авраам Мендельсон писал в 1829 году (Феликсу): «Мой отец чувствовал, что имя Моисея Бен Менделя Дессау помешает ему получить необходимый доступ к тем, кто имел лучшее образование в своем распоряжении. Без всякого страха, что его собственный отец обижайтесь, мой отец взял имя Мендельсон. Изменение, хотя и небольшое, было решающим». [2]

Мендель был обедневшим писцом — автором свитков Торы — и у его сына Моисея в детстве развилось искривление позвоночника . Раннее образование Моисею дал его отец и местный раввин Давид Френкель , который, помимо обучения его Библии и Талмуду , познакомил его с философией Маймонида . В 1743 году Френкель получил вызов в Берлин , а через несколько месяцев за ним последовал Моисей. [3] Моисей, 14 лет, «въехал в Берлин через Розенталер-Тор, единственные ворота в городской стене, через которые евреям (и скоту) разрешалось проходить». [4] «Мендельсон поступил в требовательную семинарию Франкеля, программа которой состояла из бесконечного механического повторения раннесредневековых текстов, их толкований, разработки талмудических законов и обильных комментариев, накопленных на протяжении веков». [5]

Польский еврей-беженец Исраэль Замош учил его математике. [6] и молодой еврейский врач научил его латыни . Однако в основном он был самоучкой. Он учился писать и философствовать одновременно (по словам историка Греца ). На свой скудный заработок он купил латинский экземпляр » Джона Локка « Очерка о человеческом понимании и освоил его с помощью латинского словаря. Затем он познакомился с Аароном Соломоном Гамперцем , который научил его основам французского и английского языков. В 1750 году богатый еврейский торговец шелком Исаак Бернхард [7] поручил ему учить своих детей. Мендельсон вскоре завоевал доверие Бернхарда, который сделал молодого студента последовательно своим бухгалтером и партнером. [3]

Возможно, именно Гумперц познакомил Мендельсона с Готхольдом Эфраимом Лессингом в 1754 году, который стал одним из его лучших друзей. Говорят, что когда Мендельсон впервые встретил Лессинга, они играли в шахматы . В пьесе Лессинга «Натан Мудрый» Натан и персонаж Саладин впервые встречаются во время игры в шахматы. Лессинг недавно поставил драму «Юден» , мораль которой заключалась в том, что еврей может обладать благородным характером. В современном Берлине Фридриха Великого это представление обычно высмеивалось как ложное. Лессинг нашел в Мендельсоне реализацию своей мечты. Через несколько месяцев они стали тесно интеллектуально связаны. Лессинг также впервые привлек внимание общественности к Мендельсону: Мендельсон написал эссе, критикующее пренебрежение немцами к своим местным философам (главным образом Готфриду Лейбницу ), и одолжил рукопись Лессингу. Мендельсона Не проконсультировавшись с автором, Лессинг в 1755 году анонимно опубликовал «Философские беседы» ( Philosophische Gespräche ). В том же году появились в Данциг (ныне Гданьск , Польша) анонимная сатира «Папа-метафизик» ( Pope ein Metasisker ), оказавшаяся совместной работой Лессинга и Мендельсона. [3]

Ранняя известность как философ и критик

[ редактировать ]

Мендельсон стал руководителем Фридриха Николая важных литературных начинаний — «Библиотеки» и «Литературбрифе» — и пошел на некоторый риск, критикуя стихи Фридриха II, короля Пруссии; Добродушие Фредерика уберегло его от неприятностей. В 1762 году он женился на Фроме Гуггенхайм, которая пережила его на двадцать шесть лет. Через год после женитьбы Мендельсон получил премию Берлинской академии за эссе о применении математических доказательств в метафизике « О доказательствах в метафизических науках» ; среди конкурентов были Томас Эббт и Иммануил Кант , занявшие второе место. [8] В октябре 1763 года король предоставил Мендельсону, но не его жене и детям, привилегию охраняемого еврея ( Schutzjude ), которая гарантировала ему право на спокойное проживание в Берлине. [3] [9]

В результате переписки с Эббтом Мендельсон решил написать о бессмертии души. Материалистические взгляды были в то время безудержными и модными, а вера в бессмертие находилась в упадке. В этот благоприятный момент появился Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele ( «Федон, или О бессмертии душ» ; 1767). Созданное по образцу , диалога Платона одноименного произведение Мендельсона обладало некоторым очарованием своего греческого образца и поразило немецкий мир своей красотой и ясностью стиля. [10] «Федон» имел немедленный успех и, помимо того, что это была одна из самых читаемых книг своего времени на немецком языке, она была быстро переведена на несколько европейских языков. [10] включая английский . Автора прославляли как «немецкого Платона» или «немецкого Сократа»; королевские и другие аристократические друзья осыпали его вниманием, и говорили, что «ни один иностранец, приезжавший в Берлин, не упускал возможности выразить свое личное почтение немецкому Сократу». [11]

Мендельсон, Лафатер и Лессинг на воображаемом портрете еврейского художника Морица Даниэля Оппенгейма (1856 г.). Коллекция Музея Иуды Л. Магнеса

До сих пор Мендельсон посвятил свои таланты философии и критике ; однако теперь один случай повернул течение его жизни в сторону дела иудаизма . В апреле 1763 года Иоганн Каспар Лафатер , тогда еще молодой студент-теолог из Цюриха, совершил поездку в Берлин, где вместе с несколькими товарищами посетил уже известного еврейского философа. Они настояли на том, чтобы Мендельсон рассказал им свои взгляды на Иисуса, и сумели добиться от него заявления, что, при условии, что исторический Иисус держал себя и свое богословие строго в пределах ортодоксального иудаизма, Мендельсон «уважал нравственность характера Иисуса». [12] Шесть лет спустя, в октябре 1769 года, Лафатер отправил Мендельсону свой немецкий перевод эссе Шарля Бонне о христианских свидетельствах с предисловием, в котором он публично призывал Мендельсона опровергнуть Бонне или, если он не сможет, «сделать то, что мудрость, любовь к истина и честность должны сказать ему то, что сделал бы Сократ, если бы он прочитал книгу и нашел в ней неопровержимые ответы». [13] Мендельсон ответил в открытом письме в декабре 1769 года: «Предположим, среди моих современников жил бы Конфуций или Солон , я мог бы, согласно принципам моей веры, любить и восхищаться этим великим человеком, не впадая в нелепую мысль, что я должен обратить Солона или Конфуция». [14] Продолжающаяся общественная полемика стоила Мендельсону много времени, энергии и сил.

Позже Лафатер описал Мендельсона в своей книге по физиогномике Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe (1775–1778) как «общительную, блестящую душу с пронзительными глазами, телом Эзопа [ которого традиционно считали уродливым] — человек острой проницательности, изысканного вкуса и широкой эрудиции [...] откровенный и открытый» [14] - заканчивая свою публичную похвалу желанием Мендельсона признать «вместе с Платоном и Моисеем... распятую славу Христа». Когда в 1775 году швейцарско-немецкие евреи, столкнувшись с угрозой изгнания, обратились к Мендельсону и попросили его вмешаться от их имени в дело «своего друга» Лаватера, Лафатер, получив письмо Мендельсона, быстро и эффективно обеспечил их пребывание.

В марте 1771 года здоровье Мендельсона настолько ухудшилось, что его врач Маркус Элизер Блох решил, что его пациент должен отказаться от философии, по крайней мере временно. [15] Однажды вечером после короткого и беспокойного сна Мендельсон обнаружил, что не может двигаться, и у него возникло ощущение, будто что-то хлестнуло его по шее огненными прутьями, сердце его сильно колотилось, и он находился в крайней тревоге, но в полном сознании. Затем это заклинание было внезапно разрушено какой-то внешней стимуляцией. Подобные нападения повторялись. Причиной его болезни был психический стресс, вызванный его богословским спором с Лафатером. [16] Однако нападение такого рода, в более легкой форме, предположительно произошло много лет назад. Блох диагностировал заболевание как «застой крови в мозге» (бессмысленный диагноз в современной медицинской практике, поскольку такой застой анатомически невозможен), и после некоторых разногласий этот диагноз был также принят известным ганноверским придворным врачом Иоганном Георгом Риттером. фон Циммерман , поклонник Мендельсона. [16] Оглядываясь назад, можно сказать, что его болезнь может быть диагностирована как нарушение сердечного ритма (например, мерцательная аритмия ) и/или легкая форма семейной дисавтономии , наследственной болезни евреев-ашкенази, которая часто приводит к искривлению позвоночника и эпилепсии. -подобные симптомы во время стресса. [17]

Мендельсона лечили китайской корой , кровопусканием стопы, наложением пиявок на уши, клизмами , ванночками для ног, лимонадом и преимущественно вегетарианской пищей. Было приказано «никакого психического напряжения». Однако, хотя у него по-прежнему были периоды неудач, в конце концов он достаточно выздоровел, чтобы написать основные произведения своей дальнейшей карьеры. [16]

Могила Моисея Мендельсона (реконструированная) в Берлине

Мендельсон умер 4 января 1786 года в результате (как считалось в то время) простуды, когда он нес рукопись (его ответ Якоби под названием « Друзьям Лессинга (An die Freunde Lessings)) » своим издателям в канун Нового года; Некоторые считали, что Якоби виновен в его смерти. [8] Похоронен на еврейском кладбище Берлина. [18] Перевод еврейской надписи на его надгробии (см. рисунок справа) гласит: «H[ere] r[ests] / мудрый Р[еб] Моисей из Дессау / родился 12 элула 5489 года [6 сентября 1729 года] / умер в среду, 5-го числа швата [4 января] / и похоронен на следующее утро в четверг 6-го / 5546 [5 января 1786 г.] / M[ay] H[is] S[oul be] B[собран в] B [онд вечной] L[жизни]». [19] Хотя кладбище было в значительной степени разрушено во времена нацизма, после воссоединения Германии , в 2007-2008 годах, оно было восстановлено с памятниками его прошлого, включая воссоздание надгробия Мендельсона.

Философская работа

[ редактировать ]

Работает о религии и гражданском обществе.

[ редактировать ]
Очки Моисея Мендельсона в Еврейском музее в Берлине.
«Ритуальные законы евреев» Мендельсона, издание 1826 года, в коллекции Еврейского музея Швейцарии .

Именно после ухудшения здоровья Мендельсон решил «посвятить остатки своих сил на благо моих детей или значительной части моей нации», — что он и сделал, пытаясь приблизить евреев к «культуре, из которой моя нация, увы, находится на таком расстоянии, что можно было бы отчаяться когда-либо преодолеть ее». Одним из способов добиться этого было «предоставить им лучший перевод священных книг, чем они делали раньше». [20] С этой целью Мендельсон предпринял немецкий перевод Пятикнижия и других частей Библии. Эта работа называлась « Биур» ( «объяснение ») (1783 г.) и также содержала комментарий, только комментарий к Исходу был написан самим Мендельсоном. Перевод был сделан на элегантном верхненемецком языке, чтобы евреи могли быстрее выучить язык. Большинство немецких евреев в тот период говорили на идиш , и многие были грамотны на иврите (языке еврейских писаний, литургии и науки). Комментарий также был полностью раввинистическим и цитировал в основном средневековых экзегетов, а также мидраши эпохи Талмуда . Считается также, что Мендельсон стоял за основанием в 1778 году одним из его самых ярых учеников Давидом Фридлендером первой современной государственной школы для еврейских мальчиков «Freyschule für Knaben» в Берлине , где преподавали как религиозные, так и мирские предметы.

Мендельсон также пытался улучшить положение евреев в целом, продвигая их права и признание. Он побудил Кристиана Вильгельма фон Дома опубликовать в 1781 году свою работу « О гражданском улучшении положения евреев» , сыгравшую значительную роль в подъеме толерантности. Сам Мендельсон опубликовал немецкий перевод Vindiciae Judaeorum Менассии Бен Исраэля . [14]

Интерес, вызванный этими действиями, побудил Мендельсона опубликовать свой важнейший вклад в проблемы, связанные с положением иудаизма в языческом мире. Это был Иерусалим (1783; англ. пер. 1838 и 1852). Это убедительный призыв к свободе совести, описанный Кантом как «неопровержимая книга». [14] Мендельсон писал:

Братья, если вы заботитесь об истинном благочестии, давайте не будем притворяться согласием, когда разнообразие, очевидно, является замыслом и целью Провидения. Никто из нас не думает и не чувствует в точности так, как его ближний: почему мы хотим обмануть друг друга обманчивыми словами? [21]

Его основная идея заключается в том, что государство не имеет права вмешиваться в религию своих граждан, включая евреев. Хотя он провозглашает обязательный характер еврейского закона для всех евреев (включая, исходя из понимания Мендельсона Нового Завета , обращенных в христианство), он не предоставляет раввинату права наказывать евреев за отклонение от него. Он утверждал, что иудаизм был не «божественной потребностью, а откровенной жизнью». Иерусалим завершается возгласом «Любите истину, любите мир!» — цитатой из Захарии 8:19.

Кант назвал это «провозглашением великой реформы, которая, однако, будет медленно проявляться и осуществляться и которая затронет не только ваш народ, но и другие». Мендельсон утверждал прагматический принцип возможной множественности истин: как разным нациям нужны разные конституции — для одного монархия , для другого республика может быть наиболее благоприятной для национального гения, — так и отдельные люди могут нуждаться в разных религиях. Проверка религии – это ее влияние на поведение. Такова мораль лессинговского «Натана Мудрого» ( Nathan der Weise ), героем которого, несомненно, является Мендельсон, и в котором притча о трех кольцах является воплощением прагматической позиции. [14]

Для Мендельсона его теория представляла собой укрепляющую связь с иудаизмом. Но в первой половине XIX века критика еврейских догм и традиций была связана с твердой приверженностью к старому еврейскому образу жизни. Разум был применен к верованиям, историческое сознание — к жизни. Современная реформа иудаизма в некоторой степени отошла от этой концепции. [14] По мнению немецкого писателя Генриха Гейне , «как Лютер сверг папство, так Мендельсон сверг Талмуд ; и он сделал это тем же самым способом, а именно, отвергнув традицию, объявив Библию источником религии, и, переведя наиболее важную его часть, он разрушил иудейский католицизм, как Лютер разрушил христианский , ибо Талмуд, по сути, является католицизмом евреев». [22]

Спустя годы и наследие

[ редактировать ]

Мендельсон становился все более знаменитым и числил среди своих друзей многих великих деятелей своего времени. Но его последние годы были омрачены и омрачены так называемым спором о пантеизме . С тех пор, как умер его друг Лессинг , он хотел написать эссе или книгу о своем персонаже. Когда Фридрих Генрих Якоби , знакомый обоих мужчин, услышал о проекте Мендельсона, он заявил, что располагает конфиденциальной информацией о том, что Лессинг является « спинозистом », что в те годы рассматривалось как более или менее синоним слова « атеист » — то, в чем Лессинга и так обвиняли религиозные круги. [23]

Это привело к обмену письмами между Якоби и Мендельсоном, который показал, что у них почти нет точек соприкосновения. Затем Мендельсон опубликовал свою работу Morgenstunden oder Vorlesungen über das Dasein Gottes Утренние часы или лекции о существовании Бога» ), по-видимому, серию лекций для его старшего сына, зятя и молодого друга, обычно проводимую «в утренние часы». , в котором он изложил свое личное философское мировоззрение, собственное понимание Спинозы и «очищенный» ( geläutert ) пантеизм Лессинга. Но почти одновременно с публикацией этой книги в 1785 году Якоби опубликовал отрывки из своих писем и писем Мендельсона под названием Briefe über die Lehre Spinozas , публично заявив, что Лессинг был самопровозглашенным «пантеистом» в смысле «атеист». Таким образом, Мендельсон был втянут в ядовитую литературную полемику и обнаружил, что на него нападают со всех сторон, включая бывших друзей или знакомых, таких как Иоганн Готфрид фон Гердер и Иоганн Георг Хаманн . Вклад Мендельсона в эту дискуссию, «Друзьям Лессинга» (An die Freunde Lessings) (1786) была его последней работой, завершенной за несколько дней до его смерти.

Полное собрание сочинений Мендельсона опубликовано в 19 томах (на языках оригинала) (Штутгарт, 1971 и далее, изд. А. Альтманн и др.).

Медаль в честь Мендельсона

У Мендельсона было шестеро детей , из которых только его вторая старшая дочь Реча и старший сын Йозеф сохранили иудейскую веру. [24] Его сыновьями были: Йозеф (основатель банковского дома Мендельсона , друг и благодетель Александра фон Гумбольдта ), Авраам (который женился на Лее Саломон и был отцом Фанни и Феликса Мендельсона ) и Натан (инженер-механик со значительной репутацией). . Его дочерьми были Брендель (позже Доротея; жена Симона Фейта и мать Филиппа Фейта , впоследствии любовница, а затем жена Фридриха фон Шлегеля ), Реха и Генриетта, все одаренные женщины. Единственный внук Речи (сын Генриха Бера, брата композитора Джакомо Мейербера ), родился и получил образование как еврей, но умер очень молодым вместе со своими родителями, по-видимому, от эпидемии. [ нужна ссылка ] Сын Йозефа Мендельсона Александр (ум. 1871) был последним потомком Моисея Мендельсона мужского пола, исповедовавшим иудаизм. [14]

[ редактировать ]
  • Голландский художник-комикс Typex нарисовал биографический графический роман 2022 года о Моисее Мендельсоне под названием «Мойше» . [25] [26] [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шенберг, Д. (1983). «Курт Альфред Георг Мендельсон. 7 января 1906-18 сентября 1980». Биографические мемуары членов Королевского общества . 29 : 361–398. дои : 10.1098/rsbm.1983.0015 . ISSN   0080-4606 . JSTOR   769808 . S2CID   71750767 .
  2. ^ Майкл П. Стейнберг, «Мендельсон и иудаизм», в «Кембриджском спутнике Мендельсона» , изд. Питер Мерсер-Тейлор, с. 34, Издательство Кембриджского университета, 2004); перевод Эрика Вернера, исправленный Майклом Стейнбергом ISBN   0 521 82603 9
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Абрахамс 1911 , с. 120.
  4. ^ Илон, Амос, Жалость всего этого: портрет немецко-еврейской эпохи, 1743-1933 (Нью-Йорк: Пикадор, 2002), стр. 1.
  5. ^ Илон, Амос, Жаль всего этого: портрет немецко-еврейской эпохи, 1743–1933 (Нью-Йорк: Пикадор, 2002), стр. 33–34.
  6. ^ Адам Шир, Иегуды Халеви « Кузари в Хаскале» , стр. 79; «Замость, Исраэль бен Моше ха-Леви» в Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO , по состоянию на 31 октября.
  7. ^ «Текстиль» .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дальстрем (2008)
  9. ^ Илон, Амос (2002). Жаль всего этого: история евреев в Германии, 1743-1933 гг . Нью-Йорк: Метрополитен Букс. п. 45 . ISBN  9780805059649 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Илон (2002), с. 40.
  11. ^ Абрахамс 1911 , стр. 120–121.
  12. Моисей Мендельсон, Публичное письмо Лафатеру, 12 декабря 1769 г. (Берлин, 1770 г.)
  13. ^ Лаватер (1774), с. 2 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Абрахамс 1911 , с. 121.
  15. ^ Блох (1774), стр. 60-71.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бранд, 1974 год.
  17. ^ Дерево (2007), с. 69, № 143, медицинский анализ доктора Чанны Мааян, больница Хадасса, Иерусалим, Израиль.
  18. ^ «Посетить Берлин» .
  19. ^ 1 Царств , 25:29
  20. ^ Моисей Мендельсон, частное письмо Августу Хеннингсу, 29 июля 1779 г. Цитируется в Schoeps (2009), стр. 60-61.
  21. ^ цитируется по Момильяно (1987), с. 158
  22. ^ Гейне, Генрих (1959). Религия и философия в Германии: фрагмент (1959), Beacon Press, стр. 94.
  23. ^ Альтманн (1973), стр. 733 и далее.
  24. ^ « Джерузалем пост », Jpost.com . 31 июля 2017 года . Проверено 2 августа 2021 г.
  25. ^ https://www.lambiek.net/artists/t/typex.htm
  26. ^ https://www.trouw.nl/religie-philosophy/striptekenaar-typex-maken-een-boek-over-moses-mendelssohn-ik-was-elijk-verkocht~bcb1defa/?referrer=https://www. google.com/
  27. ^ https://www.stripspeciaalzaak.be/pas-verschenen/moishe-zes-anekdotes-uit-het-leven-van-moses-mendelssohn

Атрибуция

Источники

[ редактировать ]
  • Альтманн, Александр . Моисей Мендельсон: биографическое исследование , 1973. ISBN   0-8173-6860-4 .
  • (на немецком языке) Блох, Маркус, Медицинские замечания. В дополнение к трактату о Пирмонтерском глазном фонтане . Берлин 1774 г.
  • Бранд, Арон , Болезнь Моисея Мендельсона , «Корот» 6, 421–426, 1974 г.
  • Дальстром, Дэниел, Моисей Мендельсон , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.) , Эдвард Н. Залта (ред.)
  • (на немецком языке) Кайзерлинг, Мейер Моисей Мендельсон, его жизнь и его произведения. Вместе с приложением ненапечатанных писем . Лейпциг, 1862 г.
  • (на немецком языке) Лаватер, Дж. К., сборник писем, написанных по случаю философского исследования Бонне доказательств христианства между г-ном Лафатером, Моисеем Мендельсоном и г-ном доктором. Кёлбеле [Сборник писем, которые прошли между г-ном Лафатером, Моисеем Мендельсоном и г-ном доктором Кёльбеле. Кёльбеле по поводу расследования Бонне относительно свидетельств христианства], Франкфурт-на-Майне, 1774 г. ( Google Книги ).
  • Мендельсон, Моисей, тр. А. Аркуша, интр. А. Альтманн: Иерусалим, или о религиозной власти и иудаизме , 1983. ISBN   0-87451-263-8 .
  • Мендельсон, Моисей, тр., интр., комм. Б. Розенсток: Последние произведения , 2012. Включает «Утренние часы: лекции о существовании Бога» ( Morgenstunden , 1785) и «Друзьям Лессинга» ( An die Freunde Lessings , 1786). ISBN   978-0-252-03687-3 .
  • Момильяно, Арнальдо , О язычниках, евреях и христианах , Издательство Уэслианского университета, 1987 г. ISBN   0-8195-6218-1
  • (на немецком языке) Шопс, Юлиус Х. Наследие Мендельсонов , Франкфурт, 2009 г. ISBN   978-3-10-073606-2
  • (на немецком языке) Дерево, Стивен. Моисей Мендельсон . Ровольт Верлаг, Рейнбек, 2007 г. ISBN   3-499-50671-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03e288b9ede424b02ac4be71f2b560c1__1719235020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/c1/03e288b9ede424b02ac4be71f2b560c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Mendelssohn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)