Споры о пантеизме

Полемика о пантеизме ( нем . Pantheismusstreit ), также известная как Spinozismusstreit или Spinozastreit , относится к дебатам 1780-х годов в немецкой интеллектуальной жизни , в которых обсуждались достоинства Спинозы «пантеистической» концепции Бога . То, что превратилось в более широкую культурную дискуссию в немецком обществе, началось как личное разногласие между Фридрихом Генрихом Якоби и Моисеем Мендельсоном по поводу их понимания спинозистских убеждений Готхольда Эфраима Лессинга . Разница во мнениях стала более широкой общественной полемикой, когда в 1785 году Якоби опубликовал свою переписку с Мендельсоном. [1] Это положило начало серии общественных дискуссий по этому вопросу.
История
[ редактировать ]Беседа немецкого философа Фридриха Генриха Якоби с немецким драматургом Готхольдом Эфраимом Лессингом в 1780 году привела Якоби к длительному изучению Баруха Спинозы творчества . Лессинг признался, что не знает никакой философии в истинном смысле этого слова, кроме спинозизма .
Якоби В книге «Über die Lehre des Spinozas» (1-е изд. 1785 г., 2-е изд. 1789 г.) резко и ясно выразился его решительный протест против догматической системы в философии. [ нужна ссылка ] и навлек на себя яростную враждебность берлинской группы , возглавляемой Моисеем Мендельсоном . Якоби утверждал, что учение Спинозы было чистым материализмом , поскольку вся Природа и Бог, как говорят, представляют собой не что иное, как протяженную субстанцию . Для Якоби это было результатом Просвещения рационализма и в конечном итоге закончилось абсолютным атеизмом . нет фактической разницы Мендельсон не согласился с Якоби, заявив, что между теизмом и пантеизмом . В то время эта проблема стала главной интеллектуальной и религиозной проблемой европейской цивилизации, которую Иммануил Кант отверг, поскольку он думал, что попытки постичь трансцендентную реальность приведут к антиномиям в мышлении.
Последствия
[ редактировать ]Якоби высмеивали за попытку вновь ввести в философию устаревшее понятие неразумной веры, осуждали как врага разума, как пиетиста и замаскированного иезуита , и особенно подвергались нападкам за использование двусмысленного термина Глаубе ( нем . «вера, вера»).
Вилли Гетшель утверждает, что публикация Якоби существенно повлияла на восприятие доктрины Спинозы на протяжении столетий после ее публикации, затемняя нюансы философских работ Спинозы. [2]
Следующая важная работа Якоби, «Дэвид Юм Über den Glauben, oder Idealismus und Realismus» (1787), была попыткой показать не только то, что термин «Глаубе» использовался наиболее выдающимися писателями для обозначения того, для чего он использовал его в « Письмах о Спинозы , но что природа познания фактов в отличие от построения умозаключений не могла быть выражена иначе. В этом сочинении, и особенно в приложении, Якоби соприкоснулся с критической философией и подверг тщательному исследованию кантовский взгляд на познание.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тайная религия Германии: христианское благочестие и полемика о пантеизме» . Журнал религии . 67 (4): 437–455. 1987. дои : 10.1086/487625 . S2CID 171037746 .
- ^ Гетшель, Вилли (2004). Современность Спинозы: Мендельсон, Лессинг и Гейне . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. стр. 12–13. ISBN 0299190803 .