Jump to content

Пиетизм

(Перенаправлено с Пиетиста )

Пиетизм ( / ˈ p . ɪ t ɪ z əm / ), также известный как пиетистское лютеранство , — это движение внутри лютеранства , которое сочетает в себе акцент на библейском учении с упором на индивидуальное благочестие и святую христианскую жизнь. [1] [2]

Хотя это движение связано с лютеранством, оно оказало огромное влияние на протестантизм во всем мире, особенно в Северной Америке и Европе. Пиетизм зародился в современной Германии в конце 17 века благодаря работе Филиппа Шпенера , лютеранского богослова, чей акцент на личном преобразовании посредством духовного возрождения и обновления, индивидуальной преданности и благочестия заложил основы движения. Хотя Спенер не защищал напрямую квиетистские , законнические и полусепаратистские практики пиетизма, они были более или менее вовлечены в позиции, которые он занимал, или в практики, которые он поощрял.

Пиетизм распространился из Германии в Швейцарию, остальную немецкоязычную Европу, а также в Скандинавию и страны Балтии, где он имел большое влияние, оставив неизгладимый след в доминирующем в регионе лютеранстве с такими фигурами, как Ханс Нильсен Хауге в Норвегии , Питер Спаак и Карл Олоф Розениус в Швеции , Катарина Асплунд в Финляндии и Барбара фон Крюденер в странах Балтии и в остальной Европе. Далее его перевезли в Северную Америку, в первую очередь немецкие и скандинавские иммигранты. Там он оказал влияние на протестантов других этнических и других (нелютеранских) конфессий , внеся свой вклад в создание в XVIII веке евангелизма межконфессионального движения внутри протестантизма, которое сегодня насчитывает около 300 миллионов последователей.

В середине 19-го века Ларс Леви Лестадиус возглавил возрождение пиетистов в Скандинавии, которое поддержало то, что стало известно как лестадианское лютеранское богословие , которого сегодня придерживаются лестадианские лютеранские церкви , а также несколько общин в других основных лютеранских церквях. , таких как Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии . [3] [4] Синод Эйльсена и Ассоциация свободных лютеранских общин являются пиетистскими лютеранскими организациями, возникшими в рамках пиетистско-лютеранского движения в Норвегии , которое возглавил Ханс Нильсен Хауге . [5] В 1900 году была основана Церковь лютеранских братьев , которая придерживается пиетистско-лютеранской теологии, уделяя особое внимание личному опыту обращения . [6] Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус , лютеранская деноминация с преимущественно пиетистскими последователями с некоторым пресвитерианским и пятидесятническим влиянием и главным образом базирующаяся в Эфиопии и среди эфиопской диаспоры , является крупнейшим отдельным членом лютеранской деноминации во Всемирной лютеранской федерации . [7]

В то время как лютеране-пиетисты оставались в рамках лютеранской традиции, приверженцы родственного движения, известного как радикальный пиетизм, верили в отделение от устоявшихся лютеранских церквей. [8] Некоторые богословские принципы пиетизма также повлияли на другие традиции протестантизма , вдохновив англиканского священника Джона Уэсли начать методистское движение, а Александра Мака — основать анабаптистское движение братьев Шварценау .

Слово пиетизм (в нижнем регистре) [9] также используется для обозначения «акцента на опыте и практиках преданности» или «аффекта преданности». [10] [9] «благочестивое чувство, особенно преувеличенного или наигранного характера», [11] не обязательно связано с лютеранством или даже христианством.

Убеждения

[ редактировать ]

Пиетисты-лютеране собираются вместе в монастырях , «помимо богослужения , чтобы взаимно поощрять благочестие». [12] Они верят, что «любой истинный христианин может указать в своей жизни на внутреннюю борьбу с грехом, которая завершилась кризисом и, в конечном итоге, решением начать новую, сосредоточенную на Христе жизнь». [12] Пиетистские лютеране подчеркивают следование «библейским божественным заповедям верующих жить святой жизнью и стремиться к святой жизни или освящению ». [13]

По стране

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]
«Пять братьев вюртембергского пиетизма»: Иоганнес Шнайтман (1767–1847), Антон Эгелер (1770–1850), Иоганн Мартин Шеффер (1763–1851), Иммануил Готлиб Кольб (1784–1859) и Иоганн Михаэль Хан (1758–1819 ). ).

Пиетизм не вымер в 18 веке, но был жив и активен в американском Deutscher Evangelischer Kirchenverein des Westens (Немецком евангелическом церковном обществе Запада, базирующемся в Гравуа, штат Миссури , позже Немецком евангелическом синоде Северной Америки , а еще позже в Евангелическом и Реформатская церковь , предшественница Объединенной Церкви Христа .) Президентом церкви с 1901 по 1914 год был пиетист по имени Якоб Пистер. [14] Некоторые остатки пиетизма все еще присутствовали в 1957 году, во время образования Объединенной Церкви Христа. В XXI веке пиетизм все еще жив в группах внутри Евангелической церкви Германии . Эти группы называются Landeskirchliche Gemeinschaften и возникли во второй половине XIX века в так называемом Gemeinschaftsbewegung .

В 19 веке произошло возрождение конфессиональной лютеранской доктрины, известной как неолютеранское движение . Это движение сосредоточилось на восстановлении идентичности лютеран как отдельной группы в более широком сообществе христиан , с новым акцентом на лютеранское исповедание как ключевой источник лютеранской доктрины. С этими изменениями было связано новое внимание к традиционным доктринам и литургии, что происходило параллельно с ростом англо-католицизма в Англии. [15]

Скандинавия

[ редактировать ]
Пиетистская лютеранская бережливость, смирение, сдержанность, чувство долга и порядка оказали сильное культурное и религиозное влияние в Скандинавии.

В Дании пиетистское лютеранство стало популярным в 1703 году. [16] Там верующие были организованы в монастыри , которые «собирались для молитвы и чтения Библии». [16]

Пиетистское лютеранство проникло в Швецию в 1600-х годах после того, как стали популярными сочинения Иоганна Арндта, Филиппа Якоба Шпенера и Августа Германа Франке. [17] Пиетистское лютеранство получило покровительство при архиепископе Эрике Бенцелиусе , который поощрял пиетистскую лютеранскую практику. [17]

Лестадианское лютеранство , форма пиетистского лютеранства, продолжает процветать в Скандинавии, где Шведской церкви священник Ларс Леви Лестадиус возглавил возрождение в 19 веке. [3]

Предтечи

[ редактировать ]

Будучи предшественниками пиетистов в строгом смысле этого слова, некоторые голоса были слышны, оплакивая недостатки церкви и выступая за возрождение практического и благочестивого христианства. Среди них были христианский мистик Якоб Бёме (Бемен); Иоганн Арндт , чья работа « Истинное христианство» стала широко известна и оценена по достоинству; Генрих Мюллер , который описал купель , кафедру , исповедальню и алтарь как «четыре немых идола лютеранской церкви»; теолог Иоганн Валентин Андреа , придворный капеллан ландграфа Гессенского; Шуппиус, который стремился вернуть Библии ее место на кафедре; и Теофил Гроссгебауэр (ум. 1661) из Ростока , который со своей кафедры и в своих сочинениях поднял то, что он назвал «тревожным криком сторожа Сиона ».

Основание

[ редактировать ]
Филипп Спенер (1635–1705), «отец пиетизма», считается основателем движения.

Непосредственным инициатором движения был Филипп Спенер . Шпенер родился в Раппольтсвайлере в Эльзасе, ныне во Франции, 13 января 1635 года, воспитывался у набожной крестной матери, которая пользовалась религиозными книгами, такими как « Истинное христианство» Арндта , и был убежден в необходимости моральной и религиозной реформации в немецком лютеранстве. Он изучал теологию в Страсбурге , где профессора того времени (и особенно Себастьян Шмидт) были более склонны к «практическому» христианству, чем к богословским диспутам. Впоследствии он провел год в Женеве , и находился под сильным влиянием господствовавшей там строгой нравственной жизни и жесткой церковной дисциплины, а также проповедей и благочестия вальденсийского профессора Антуана Леже и обращенного иезуитского проповедника Жана де Лабади .

Во время пребывания в Тюбингене Гроссгебауэра Шпенер прочитал «Тревожный клич» , а в 1666 году он приступил к своим первым пастырским обязанностям во Франкфурте с глубоким убеждением, что христианская жизнь внутри евангелического лютеранства приносится в жертву рвению к строгой лютеранской ортодоксальности . Пиетизм, как отдельное течение в немецкой церкви, начался с религиозных собраний в доме Шпенера ( collegia pietatis ), где он повторял свои проповеди, излагал отрывки из Нового Завета и побуждал присутствующих присоединиться к беседе по религиозным вопросам. В 1675 году Спенер опубликовал свою книгу «Pia desideria» , или «Искреннее желание реформы истинной евангелической церкви» , название которой дало начало термину «пиетисты». Первоначально это был уничижительный термин, данный сторонникам движения его врагами в форме насмешки, как и несколько позже в Англии в отношении «методистов».

В Pia desideria Спенер выдвинул шесть предложений как лучшие средства восстановления жизни церкви:

  1. Серьезное и тщательное изучение Библии на частных встречах, ecclesiolae in ecclesia ( «маленькие церкви внутри церкви» ).
  2. Поскольку христианское священство универсально, миряне должны участвовать в духовном управлении церковью.
  3. Познание христианства должно сопровождаться его практикой как его обязательным признаком и дополнением.
  4. Вместо просто назидательных и часто горьких нападок на иноверцев и неверующих, сочувственное и доброжелательное обращение с ними
  5. Реорганизация богословской подготовки в университетах с уделением большего внимания религиозной жизни.
  6. Иной стиль проповеди, а именно вместо приятной риторики насаждение христианства во внутреннего или нового человека, душой которого является вера, а ее действия — плоды жизни.

Эта работа произвела большое впечатление на всю Германию. Хотя большое количество ортодоксальных лютеранских богословов и пасторов были глубоко оскорблены книгой Спенера, многие другие пасторы немедленно приняли предложения Спенера.

Ранние лидеры

[ редактировать ]
Хаугейский пиетистский монастырь

В 1686 году Спенер принял назначение на должность придворного капеллана в Дрездене , что открыло ему более широкую, хотя и более трудную сферу работы. В Лейпциге под его влиянием было сформировано общество молодых богословов для научного изучения и благоговейного применения Библии. Три магистрата, принадлежавшие к этому обществу, одним из которых был Август Герман Франк , впоследствии основатель знаменитого приюта в Галле (1695 г.), начали курсы разъяснительных лекций по Священному Писанию практического и религиозного характера, а также на немецком языке , которые их ревностно посещали как студенты, так и горожане. Лекции вызвали недоброжелательство других богословов и пасторов Лейпцига, и Франке и его друзья покинули город и с помощью Кристиана Томасиуса и Шпенера основали новый университет Галле . Теологические кафедры в новом университете были заполнены в полном соответствии с предложениями Спенера. Основное различие между новой пиетистской лютеранской школой и ортодоксальными лютеранами возникло из концепции пиетистов христианства, состоящего главным образом в изменении сердца и, как следствие, в святости жизни. Ортодоксальные лютеране отвергли эту точку зрения как грубое упрощение, подчеркнув необходимость церкви и здравого богословского обоснования.

Шпенер умер в 1705 году, но движение, руководимое Франке и оплодотворенное Галле, распространилось по всей Средней и Северной Германии. Среди его величайших достижений, помимо благотворительных учреждений, основанных в Галле, было возрождение Моравской церкви в 1727 году графом фон Цинцендорфом , бывшим учеником Школы молодых дворян Франке в Галле, и учреждение протестантских миссий. В частности, Варфоломеус Цигенбальг (10 июля 1682 г. - 23 февраля 1719 г.) стал первым миссионером-пиетистом в Индии.

Спенер подчеркивал необходимость нового рождения и отделения христиан от мира (см. Аскетизм ). Многие пиетисты утверждали, что новому рождению всегда должны предшествовать муки покаяния и что только возрожденный богослов может преподавать богословие. Вся школа избегала всех обычных мирских развлечений, таких как танцы, театр и общественные игры. Некоторые считают, что это привело к новой форме оправдания делами. Ее ecclesiolae in ecclesia также ослабила силу и значение церковной организации. Эти пиетистские взгляды вызвали встречное движение в начале XVIII века; одним из лидеров был Валентин Эрнст Лёшер , суперинтендант Дрездена.

Титульный лист визора Моисея и Ламбсена 1743 года . В этом издании было 136 гимнов, которые не были пронумерованы, хотя в большинстве из них были указания, на какую мелодию следует петь текст. Полный список гимнов можно найти в шведской статье Mose och Lambsens wisor . Название является отсылкой к Откровению 15 :3, где победители над зверем поют песни Моисея и Агнца.

Реакция истеблишмента

[ редактировать ]

Власти внутри поддерживаемых государством церквей с подозрением относились к пиетистской доктрине, которую они часто рассматривали как социальную опасность, поскольку она «казалось, либо порождала чрезмерный евангельский пыл и таким образом нарушала общественное спокойствие, либо продвигала мистицизм, настолько туманный, что затемнял императивы». движения, которое культивировало религиозное чувство почти как самоцель». В то время как некоторые пиетисты (например, Франсуа Маньи) считали, что «мистицизм и моральный закон идут рука об руку», другие (например, его ученица Франсуаза-Луиза де ла Тур) «пиетистский мистицизм не столько укрепил моральный закон, сколько занял его место… принцип «руководства внутренним светом» часто был сигналом следовать самому сильному из ее внутренних чувств… превосходству чувства над разумом». [18] Религиозные власти могли оказать давление на пиетистов, например, когда они привели некоторых последователей Маньи в местную консисторию, чтобы ответить на вопросы об их неортодоксальных взглядах. [19] или когда в 1713 году Маньи изгнали из Веве за инакомыслие. [18] Точно так же пиетизм бросил вызов ортодоксальности через новые средства массовой информации и форматы: периодические журналы приобрели значение по сравнению с прежними паскилями и отдельными тезисами, традиционные диспуты были заменены конкурентными дебатами, которые пытались получить новые знания вместо защиты ортодоксальной науки. [20]

Гимнодия

[ редактировать ]

Более поздняя история

[ редактировать ]
«Широкий и узкий путь» , популярная картина немецких пиетистов, 1866 г.

Как отдельное движение, пиетизм достиг наибольшей силы к середине 18 века; сам ее индивидуализм фактически помог подготовить путь Просвещению ( Aufklärung ) , которое повело церковь в совершенно ином направлении. Однако некоторые утверждают, что пиетизм во многом способствовал возрождению библейских исследований в Германии и тому, что религия снова стала делом сердца и жизни, а не только интеллекта. [ нужна ссылка ]

Это также придало новый акцент роли мирян в церкви. Рудольф Зом утверждал, что «это был последний большой всплеск волны церковного движения, начатой ​​Реформацией ; это было завершение и окончательная форма протестантизма, созданного Реформацией. Затем пришло время, когда другая интеллектуальная сила овладела умы людей». Дитрих Бонхёффер из Немецкой исповедующей церкви сформулировал ту же характеристику в менее позитивных терминах, когда назвал пиетизм последней попыткой спасти христианство как религию: Учитывая, что для него религия была негативным термином, более или менее противоположным откровению , это представляет собой довольно резкое суждение. Бонхёффер осудил основную цель пиетизма - вызвать в человеке «желаемое благочестие», как небиблейскую.

Пиетизм считается основным фактором, повлиявшим на создание « Евангелической церкви Союза » в Пруссии в 1817 году. Король Пруссии приказал лютеранской и реформатской церквям в Пруссии объединиться; они взяли название «евангелисты» как имя, с которым ранее отождествляли себя обе группы. Это профсоюзное движение распространилось по многим немецким землям в 1800-х годах. Пиетизм с его более свободным отношением к конфессиональному богословию открыл церквям возможность объединения. Объединение двух ветвей немецкого протестантизма вызвало раскол старых лютеран . Многие лютеране, называемые старыми лютеранами, сформировали свободные церкви или эмигрировали в Соединенные Штаты и Австралию , где сформировали организации, которые позже стали Синодом Лютеранской церкви-Миссури и Лютеранской церковью Австралии соответственно. (Многие иммигранты в Америке, согласившиеся с профсоюзным движением, сформировали немецкие евангелическо-лютеранские и реформатские конгрегации, позже объединенные в Евангелический синод Северной Америки. , которая сейчас является частью Объединенной Церкви Христа .)

Летние службы — особенность лестадского лютеранского благочестия.

В середине 19 века Ларс Леви Лестадиус возглавил возрождение пиетистов в Скандинавии, которое поддержало то, что стало известно как лестадианская лютеранская теология , которую сегодня провозглашает Лестадианская лютеранская церковь , а также несколько конгрегаций в основных лютеранских церквях, таких как как Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии и Церковь Швеции . [3] [21] После встречи с саамской женщиной, которая пережила обращение, Лестадиус пережил аналогичный опыт, который «изменил его жизнь и определил его призвание». [4] Таким образом, Лестадиус «провел остаток своей жизни, продвигая свою идею лютеранского пиетизма, сосредоточив свою энергию на маргинализированных группах в самых северных регионах скандинавских стран». [4] Лестадиус призвал своих последователей принять свою лютеранскую идентичность, и в результате лестадианские лютеране остались частью Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии , национальной церкви в этой стране, при этом некоторые лестадианские лютеране были рукоположены в епископы . [4] В Соединенных Штатах лестадианские лютеранские церкви . для лестадианских пиетистов были созданы [4] Лестадианские лютеране соблюдают лютеранские таинства , придерживаясь классической лютеранской теологии крещения младенцев и реального присутствия Христа в Евхаристии , а также в значительной степени подчеркивают исповедь . [22] Уникально то, что лестадианские лютеране «не рекомендуют смотреть телевизор, ходить в кино, танцевать, играть в карточные или азартные игры, а также употреблять алкогольные напитки», а также избегать противозачаточных средств - в лестадианских лютеранских семьях обычно от четырех до десяти детей. [22] Лестадианские лютеране собираются в центральном месте на несколько недель на летние службы возрождения, на которых многие молодые люди находят своих будущих супругов. [22]

Р. Дж. Холлингдейл , который перевел Фридриха Ницше » на английский «Так говорил Заратустра , утверждал, что ряд тем произведения (особенно amor fati ) зародился в лютеранском пиетизме детства Ницше — отец Ницше, Карл Людвиг Ницше , был лютеранским пастором. который поддерживал пиетистское движение. [23]

В 1900 году была основана Церковь лютеранских братьев , которая придерживается пиетистско-лютеранской теологии, уделяя особое внимание личному опыту обращения . [6] [24]

Пиетистские лютеранские конфессии

[ редактировать ]

Пиетистское лютеранство оказало влияние на существующие лютеранские конфессии, такие как Норвежская церковь , и многие пиетистские лютеране остались в них, хотя другие пиетистские лютеране также основали свои собственные Синоды. В середине 19-го века Ларс Леви Лестадиус возглавил возрождение пиетистов в Скандинавии, которое поддержало то, что стало известно как лестадианское лютеранское богословие , которого сегодня придерживаются лестадианские лютеранские церкви , а также несколько общин в других основных лютеранских церквях. , таких как Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии . [3] [4] Синод Эйльсена и Ассоциация свободных лютеранских общин являются пиетистскими лютеранскими организациями, возникшими в рамках пиетистско-лютеранского движения в Норвегии , которое возглавил Ханс Нильсен Хауге . [5] В 1900 году была основана Церковь лютеранских братьев , которая придерживается пиетистско-лютеранской теологии, уделяя особое внимание личному опыту обращения . [6]

Межконфессиональное влияние

[ редактировать ]

Радикальный пиетизм

[ редактировать ]

Радикальный пиетизм — это те христианские церкви , которые решили порвать с деноминационным лютеранством , чтобы подчеркнуть определенные учения о святой жизни. К церквям радикального пиетистского движения относятся Меннонитская братская церковь , Сообщество истинного вдохновения (вдохновители), Генеральная баптистская конференция , члены Международной федерации свободных евангелических церквей (таких как Евангелическая церковь Завета и Евангелическая свободная церковь ), храмовники. , Речные братья (включая Братьев в Церкви Христа , Церковь Святости на Голгофе , Речных Братьев Старого Порядка и Объединенную Сионскую церковь ), а также Братьев Шварценау (в которые входят группы Старого Порядка, такие как Старые Братья, немецкие баптисты , Консервативные группы, такие как Братская церковь Данкарда , и основные группы, такие как Братская церковь ). [25] [26] [27] [28] [29]

Влияние на методистов

[ редактировать ]

Как и в случае с моравизмом , пиетизм оказал большое влияние на Джона Уэсли и других, которые начали методистское движение в Великобритании 18-го века . Джон Уэсли находился под значительным влиянием моравцев (например, Зинцендорфа , Питера Белера ) и пиетистов, связанных с пиетизмом Франке и Галле. Плоды этих пиетистских влияний можно увидеть у современных американских методистов, особенно у тех, кто поддерживает движение святости .

Влияние на религию в Америке

[ редактировать ]

Пиетизм оказал влияние на религию в Америке, поскольку многие немецкие иммигранты поселились в Пенсильвании, Нью-Йорке и других регионах. Его влияние можно проследить в определенных секторах евангелизма . Балмер говорит, что:

Я считаю, что евангелизм сам по себе является типично североамериканским явлением, возникшим в результате слияния пиетизма, пресвитерианства и остатков пуританства . Евангелизм усвоил особые характеристики каждого направления – сердечную духовность у пиетистов (например), доктринальную точность у пресвитериан и индивидуалистический самоанализ у пуритан – даже несмотря на то, что сам североамериканский контекст глубоко сформировал различные проявления евангелизма: фундаментализм. неоевангелизм, движение святости, пятидесятничество, харизматическое движение и различные формы афроамериканского и латиноамериканского евангелизма. [30]

Влияние на науку

[ редактировать ]

Тезис Мертона — это аргумент о природе ранней экспериментальной науки, предложенный Робертом К. Мертоном . Подобно Макса Вебера о знаменитому утверждению связи между протестантской этикой и капиталистической экономикой , Мертон приводил доводы в пользу аналогичной положительной корреляции между возникновением протестантского пиетизма и ранней экспериментальной наукой. [31] Тезис Мертона вызвал постоянные дебаты. [32]

Влияние на партийное голосование в США и Великобритании

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах Ричард Л. Маккормик говорит: «В девятнадцатом веке избиратели, чье религиозное наследие было пиетистским или евангелистским, были склонны поддерживать вигов, а затем и республиканцев». Пол Клеппнер обобщает: «Чем пиетистичнее мировоззрение группы, тем сильнее республиканская ее партийная принадлежность». [33] Маккормик отмечает, что ключевая связь между религиозными ценностями и политикой возникла из «стремления евангелистов и пиетистов «протянуть руку помощи и очистить мир от греха»». [34] Пиетизм стал влиятельным среди скандинавских лютеран; кроме того, это затронуло другие конфессии в Соединенных Штатах, такие как северные методисты , северные баптисты , конгрегационалисты , пресвитериане , ученики Христа и некоторые более мелкие группы. Подавляющее большинство проживало в северных штатах; некоторые из этих групп на Юге предпочли бы поддержать демократов. [35]

В Англии в конце 19 — начале 20 века нонконформистские протестантские конфессии, такие как методисты, баптисты и конгрегационалисты, составляли основу Либеральной партии . [36] Дэвид Хэмптон заявляет: «Либеральная партия была основным бенефициаром политической лояльности методистов». [37]

См. также

[ редактировать ]
Часть серии о
Современная схоластика
Титульный лист Работы о религии (1625 г.) Франсиско Суареса .
Фон

Протестантская Реформация
Контрреформация
Аристотелизм
Схоластика
Патристика

Современная схоластика

Вторая схоластика школы Саламанки
Лютеранская схоластика во времена лютеранской ортодоксальности
Рамизм среди реформатской ортодоксальности
Поэты-метафизики в англиканской церкви

Реакции внутри христианства

Иезуиты против янсенизма
Лабадисты против иезуитов
Пиетизм против ортодоксальных лютеран
Дальнейшая Реформация в голландском кальвинизме
Ричард Хукер против Рамистов

Реакции внутри философии

Неологи против лютеран
Спинозисты против голландских кальвинистов
Деисты против англиканства
Джон Локк против епископа Стиллингфлита

  1. ^ Бэкман, Милтон Вон (1976). Христианские церкви Америки: истоки и верования . Издательство Университета Бригама Янга . п. 75. Пиетистское лютеранство было формой веры и практики, которая подчеркивала опыт христианской жизни и отстаивала важность христианских действий и роста в святости.
  2. ^ «Пиетизм» . Британская энциклопедия. В нем подчеркивалась личная вера и святость, в отличие от воспринимаемого основной лютеранской церковью акцента на доктрине и богословии, а не на христианской жизни.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Холмквист, Джун Дреннинг (1 января 1981 г.). Они выбрали Миннесоту: исследование этнических групп штата . Пресса Исторического общества Миннесоты. п. 306. ИСБН  9780873511551 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кивисто, Питер (16 октября 2014 г.). Религия и иммиграция: верования мигрантов в Северной Америке и Западной Европе . Уайли. п. 109. ИСБН  9780745686660 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грич, Эрик В. (1994). Крепость Введение в лютеранство . Крепость Пресс. ISBN  9781451407778 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тветон, Д. Джером (1988). Новый курс на низовом уровне: программы для жителей округа Оттер-Тейл, штат Миннесота . Пресса Исторического общества Миннесоты. п. 7. ISBN  9780873512336 .
  7. ^ М, Эйде, Эйвинд (1929–1979). «Тумса, Гудина» . Словарь африканской христианской биографии . Проверено 20 марта 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Гранквист, Марк Алан (2015). Лютеране в Америке: новая история . Издательство Аугсбургской крепости. ISBN  9781451472288 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пиетизм» . Словарь.com . Проверено 10 сентября 2021 г.
  10. ^ «Определение пиетизма» . Словарь Мерриам Вебстер . Проверено 10 сентября 2021 г.
  11. ^ «пиетизм» . Лексико . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дон, Рассел П. (15 марта 2018 г.). «Благочестие против пиетизма» . Лютеранская церковь – Синод штата Миссури . Проверено 27 сентября 2018 г.
  13. ^ Гранквист, Марк А. (2015). Скандинавские пиетисты: духовные сочинения из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии XIX века . Паулист Пресс. п. 13. ISBN  9781587684982 .
  14. ^ Обсуждение некоторых ранних пиетистских влияний в евангелической и реформатской церкви можно найти в Dunn et al., «A History of the Evangelical and Reformed Church», Christian Education Press, Филадельфия, 1962. Дальнейшие комментарии можно найти у Карла. Виехе под пиетизмом, Иллинойс-Трейлс, округ Вашингтон.
  15. ^ Шерер, Джеймс А. (1993). «Триумф конфессионализма в немецких лютеранских миссиях девятнадцатого века» (PDF) . Миссио Апостольская . 2 : 71–78. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2006 года. Это отрывок из докторской диссертации Шерера 1968 года. диссертация «Миссия и единство в лютеранстве». Шерер был профессором всемирной миссии и истории церкви в Лютеранской теологической школе в Чикаго до выхода на пенсию.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петерсен, Вильгельм В. (2011). «Теплые ветры с юга: распространение пиетизма среди скандинавских лютеран» (PDF) . Бетани-лютеранская духовная семинария . Проверено 27 сентября 2018 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз Винн, Кристофер Т.; Герц, Кристофер; Холст, Эрик; Карлсон, Дж. Уильям; Хайде, Гейл (25 октября 2012 г.). Пиетистский импульс в христианстве . Издательство «Каземат». п. 200. ИСБН  9780227680001 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морис Крэнстон (1982). Жан-Жак: Ранняя жизнь и творчество Жан-Жака Руссо, 1712–1754 . Издательство Чикагского университета.
  19. ^ Лео Дамрош (2005). Жан-Жак Руссо: Беспокойный гений . Книги Маринера.
  20. ^ Гирл, Мартин (1997). Пиетизм и Просвещение: богословская полемика и реформа научного общения конца 17 века [ Питизм и просвещение, богословская полемика и реформа научного общения конца 17 века ] (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт.
  21. ^ Эльган, Элизабет; Скобби, Ирен (17 сентября 2015 г.). Исторический словарь Швеции . Издательство Rowman & Littlefield. п. 159. ИСБН  9781442250710 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лэмпорт, Марк А. (31 августа 2017 г.). Энциклопедия Мартина Лютера и Реформации . Издательство Rowman & Littlefield. п. 406. ИСБН  9781442271593 .
  23. ^ Ницше, Фридрих (28 февраля 1974 г.). Так говорил Заратустра . Перевод Холлингдейла, RJ Penguin Books Limited. п. 30. ISBN  978-0-14-190432-0 .
  24. ^ Чимино, Ричард (2003). Лютеране сегодня: американская лютеранская идентичность в XXI веке . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 3. ISBN  9780802813657 .
  25. ^ Шанц, Дуглас Х. (2013). Введение в немецкий пиетизм: протестантское обновление на заре современной Европы . Джу Пресс. ISBN  9781421408804 .
  26. ^ Смит, Джеймс Уорд; Джеймисон, Альберт Леланд (1969). Религия в американской жизни . Издательство Принстонского университета .
  27. ^ Рэтлифф, Уолтер Р. (2010). Паломники на Шелковом пути: встреча мусульман и христиан в Хиве . Уолтер Рэтлифф. ISBN  9781606081334 .
  28. ^ Картер, Крейг А. (2007). Переосмысление Христа и культуры: перспектива постхристианского мира . Бразос Пресс. ISBN  9781441201225 .
  29. ^ Мелтон, Дж. Гордон; Бауманн, Мартин (2010). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, 2-е издание [6 томов] . АВС-КЛИО . ISBN  9781598842043 .
  30. ^ Рэндалл Балмер (2002). Энциклопедия евангелизма . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. VII–VIII. ISBN  9780664224097 .
  31. ^ Штомпка, 2003 г.
  32. ^ Коэн, 1990
  33. ^ Ричард Л. Маккормик (1988). Партийный период и общественная политика . Оксфорд УП. стр. 47–48. ISBN  978-0-19-536434-7 .
  34. ^ Маккормик, стр. 48.
  35. ^ Пол Клеппнер, Третья избирательная система 1853-1892: партии, избиратели и политические культуры (University of North Carolina Press, 1979).
  36. ^ Говард Мартин (1996). Британия в 19 веке . Нельсон Торнс. п. 298. ИСБН  9780174350620 .
  37. ^ Дэвид Хэмптон (26 января 1996 г.). Религия и политическая культура в Великобритании и Ирландии: от славной революции к упадку империи . Кембриджский университет. п. 37. ИСБН  9780521479257 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Дейл: Понимание пиетизма , ред. ред. Наппани, Индиана: Издательство Евангелия, 1996.
  • Бруннер, Дэниел Л. Галле Пиетисты в Англии: Энтони Уильям Бём и Общество распространения христианских знаний . Работы по истории пиетизма 29. Геттинген, Германия: Ванденхук и Рупрехт, 1993.
  • Герц, Кристофер и Марк Патти III. Пиетистский вариант: надежда на обновление христианства . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2017.
  • Олсон, Роджер Э., Кристиан Т. Коллинз Винн. Возвращение пиетизма: возвращение евангелической традиции (издательская компания Eerdmans, 2015). xiii + 190 стр. онлайн-обзор
  • Шанц, Дуглас Х. Введение в немецкий пиетизм: протестантское обновление на заре современной Европы . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013.
  • Штеффлер, Ф. Эрнест. Расцвет евангелического пиетизма . Исследования по истории религии 9. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1965.
  • Штеффлер, Ф. Эрнест. Немецкий пиетизм XVIII века . Исследования по истории религии 24. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1973.
  • Штеффлер, Ф. Эрнест. ред.: Континентальный пиетизм и раннее американское христианство . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1976.
  • Винн, Кристиан Т. и др. ред. Пиетистский импульс в христианстве . Пиквик, 2012.
  • Йодер, Питер Джеймс. Пиетизм и таинства: жизнь и богословие Августа Германа Франке . Университетский парк: Пресс ПГУ, 2021.

Старые работы

[ редактировать ]
  • Иоахим Феллер , Сонет. В: Траурные желания, которые [...] преследовали некоторые покровители, наставники и друзья Мартина Борниуса . Липсия [1689], с. [2]–[3]. (Факсимиле: Рейнхард Бреймайер (ред.): Luctuosa desideria . Тюбинген, 2008, стр. 24–25.) Здесь впервые обнаружен вновь обнаруженный источник. – Менее точно см. Мартин Брехт: Geschichte des Pietismus , vol. 1, с. 4.
  • Иоганн Георг Вальх , Историческое и богословское введение в религиозные споры Евангелическо-лютеранской церкви (1730 г.);
  • Фридрих Август Толук , История пиетизма и первого этапа Просвещения (1865);
  • Генрих Шмид , «История пиетизма» (1863 г.);
  • Макс Гебель , История христианской жизни в Рейнско-Вестфальской церкви (3 тома, 1849–1860).

Подробно эта тема рассматривается в

Другие работы:

  • Генрих Хеппе , «История пиетизма и мистицизма в реформатской церкви» (1879), вызывающая симпатию;
  • Альбрехт Ритшль , «История пиетизма» (5 томов, 1880–1886), враждебно настроенная; и
  • Ойген Закс , Происхождение и природа пиетизма (1884).

См. также

Самым обширным и актуальным изданием о пиетизме является четырехтомное издание на немецком языке, охватывающее все движение в Европе и Северной Америке.

  • История пиетизма (ВВП)
    от имени Исторической комиссии по исследованию пиетизма. Под редакцией Мартина Брехта, Клауса Деппермана, Ульриха Геблера и Хартмута Лемана
    (На английском языке: от имени Исторической комиссии по изучению пиетизма под редакцией Мартина Брехта, Клауса Деппермана, Ульриха Геблера и Хартмута Лемана )
    • Том 1: Пиетизм семнадцатого по начало восемнадцатого веков. В сотрудничестве с Йоханнесом ван ден Бергом, Клаусом Депперманном, Йоханнесом Фридрихом Герхардом Готерсом и Гансом Шнайдером под ред. Мартин Брехт. Геттинген 1993. / 584 с.
    • Том 2: Пиетизм в восемнадцатом веке. В сотрудничестве с Фридхельмом Аква, Йоханнесом ван ден Бергом, Рудольфом Делспергером, Иоганном Фридрихом Герхардом Готерсом, Манфредом Якубовски-Тиссеном, Пентии Лаасоненом, Дитрихом Мейером, Ингуном Монтгомери , Кристианом Петерсом, А. Греггом Ребером, Гансом Шнайдером, Патриком Штрайффом и Хорстом Вайгельтом под редакцией . Мартин Брехт и Клаус Депперманн. Геттинген 1995. / 826 с.
    • Том 3: Пиетизм в девятнадцатом и двадцатом веках. В сотрудничестве с Густавом Адольфом Бенратом, Эберхардом Бушем, Павлом Филипи, Арндом Гетцельманном, Пентии Лаасоненом, Хартмутом Леманном, Марком А. Ноллем, Йоргом Олемахером, Карлом Реннстихом и Хорстом Вайгельтом при участии Мартина Саллмана изд. Ульрих Геблер. Геттинген 2000. / 607 с.
    • Том 4: Мир веры и жизненные миры пиетизма. В сотрудничестве с Рут Альбрехт, Мартином Брехтом, Кристианом Баннерсом, Ульрихом Геблером, Андреасом Гестрихом, Хорстом Гундлахом, Яном Харасимовичем, Манфредом Якубовски-Тиссеном, Петером Кридтке, Мартином Крузе, Вернером Кохом, Маркусом Маттиасом, Томасом Мюллером Бальке, Герхардом Шефером (†) , Ханс-Юрген Шрадер, Вальтер Спарн, Удо Стретер, Рудольф фон Тадден, Рихард Трелльнер, Йоханнес Вальманн и Герман Велленройтер изд. Хартмут Леманн. Геттинген 2004. / 709 с.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cc057f371125794cb66f7f1886b5a6e__1719757920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/6e/4cc057f371125794cb66f7f1886b5a6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pietism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)