Гуситы
Часть серии о |
протестантизм |
---|
Христианский портал |
Гуситы , ( чеш . Husité или Kališníci , «народ чаши»; латынь : Hussitae ) — чешское протопротестантское христианское движение последовавшее за учением реформатора Яна Гуса ( 1401–1415 гг. ), часть Богемской Реформации .
После казни Гуса на Констанцском соборе [1] разразилась серия крестовых походов, гражданских войн, побед и компромиссов между различными фракциями с разными теологическими программами. В конце гуситских войн (1420–1434 гг.) католиками, , теперь поддерживаемая Сторона утраквистов вышла победителем из конфликта с таборитами и стала доминирующей группой гуситов в Богемии.
Католикам и утраквистам было предоставлено юридическое равенство в Богемии после религиозного мира в Кутной Горе в 1485 году. Богемия и Моравия , или то, что сейчас является территорией Чешской Республики , оставалось большинством гуситов в течение двух столетий, пока римский католицизм не был восстановлен императором Священной Римской империи. после битвы при Белой горе в 1620 году во время Тридцатилетней войны .
Гуситская традиция продолжается в Моравской церкви , Братском единстве и возрожденных чехословацких гуситских церквях. [2]
История [ править ]
Гуситское движение зародилось в Чешском королевстве и быстро распространилось по остальным землям Богемской короны , включая Моравию и Силезию . Он также совершал вторжения в северные части Венгерского королевства (ныне Словакия ), но был отвергнут и получил позорную репутацию из-за грабительского поведения гуситских солдат. [3] [4] [5] [6] также существовали очень небольшие временные общины В Польше-Литве и Трансильвании , которые переехали в Богемию после того, как столкнулись с религиозной нетерпимостью. Это было региональное движение, которое не смогло расшириться дальше. Гуситы возникли как большинство утраквистского движения со значительной фракцией таборитов и более мелкими региональными группировками, включавшими адамитов , оребитов и сирот .
Среди крупных гуситских богословов были Петр Хельчицкий , Иероним Пражский . Ряд чешских национальных героев были гуситами, в том числе Ян Жижка , который возглавил ожесточенное сопротивление пяти последовательным крестовым походам, провозглашенным папством в гуситской Богемии . Гуситы были одними из наиболее важных предшественников протестантской Реформации . Это преимущественно религиозное движение было вызвано социальными проблемами и укрепило чешское национальное самосознание.
Смерть Гуса [ править ]
заманил Констанцский собор Яна Гуса компенсационным письмом, затем судил его за ересь и казнил на костре 6 июля 1415 года. [1]
Арест Гуса в 1414 г. вызвал значительное возмущение в чешских землях . Власти обеих стран срочно и неоднократно обращались к королю Сигизмунду с просьбой освободить Яна Гуса.
Когда пришло известие о его смерти на Констанцском соборе , вспыхнули волнения, направленные прежде всего против духовенства и особенно против монахов. Даже архиепископ чудом избежал последствий этого народного гнева. Обращение с Гусом считалось позором для всей страны, а его смерть рассматривалась как преступное деяние. Король Вацлав IV. , побуждаемый своей обидой на Сигизмунда, сначала дал волю своему негодованию ходом событий в Констанце . Его жена открыто благоволила друзьям Гуса. Во главе правительства стояли признанные гуситы.
Лига была образована некоторыми лордами, [ ВОЗ? ] которые обязались защищать свободу проповеди Евангелия во всем своем имуществе и поместьях и подчиняться власти епископов только там, где их приказы согласуются с предписаниями Библии . Университет будет рассматривать любые спорные вопросы. Вся гуситская знать присоединилась к союзу. За исключением устного протеста против обращения совета с Гусом, до 1417 года было мало свидетельств о каких-либо действиях дворянства. В этот момент несколько представителей мелкой знати и некоторые бароны, подписавшие письмо протеста 1415 года, удалили католических священников из своих приходов. , заменив их священниками, готовыми причащать и вином, и хлебом. Чаша с вином стала центральным отличительным символом гуситского движения. [7] Если бы король присоединился, его решения получили бы санкцию закона; но он отказался и обратился к недавно сформированной Римско-католической лиге лордов, члены которой обязались поддерживать короля, католическую церковь и совет. Начала вырисовываться перспектива гражданской войны.
Прежде чем стать папой, Мартин V , известный тогда как кардинал Отто Колоннский, нападал на Гуса с беспощадной жестокостью. Он энергично возобновил борьбу против учения Гуса после постановлений Констанцского собора . Он хотел полностью искоренить учение Гуса, для чего необходимо было заручиться поддержкой короля Вацлава. [ нужна ссылка ] В 1418 году Сигизмунду удалось склонить своего брата на сторону совета, указав на неизбежность религиозной войны, если еретики в Богемии найдут дополнительную защиту. [ нужна ссылка ] Гуситские государственные деятели и армейские лидеры были вынуждены покинуть страну, а римско-католические священники были восстановлены в должности. Эти меры вызвали всеобщее волнение, которое ускорило смерть короля Вацлава от паралитического инсульта в 1419 году. [ нужна ссылка ] Его наследником стал Сигизмунд.
войны (1419–1434 гг Гуситские . )
Известие о смерти короля Вацлава в 1419 году вызвало большое волнение среди жителей Праги. По стране прокатилась революция: церкви и монастыри были разрушены, а церковное имущество конфисковано гуситской знатью. Именно тогда и гораздо позже оставался вопрос о том, была ли Богемия наследственной или выборной монархией, особенно потому, что линия, по которой Сигизмунд претендовал на трон, признавала, что Королевство Богемия является выборной монархией, избираемой дворянами, и, таким образом, регент королевства ( Ченек Вартенбергский ) также прямо заявил, что Сигизмунд не был избран как причина, по которой заявление Сигизмунда не было принято. Сигизмунд мог завладеть «своим» королевством только силой оружия. Папа Мартин V призвал католиков Запада поднять оружие против гуситов, объявив крестовый поход, за которым последовали двенадцать лет войны .
Гуситы первоначально вели оборонительную кампанию, но после 1427 г. перешли в наступление. Помимо своих религиозных целей, они боролись за национальные интересы чехов. Умеренные и радикальные партии объединились и не только отразили атаки армии крестоносцев , но и перешли границы соседних стран. 23 марта 1430 года Жанна д'Арк продиктовала письмо. [8] это грозило возглавить крестовый поход против гуситов, если они не вернутся к католической вере, но ее захват английскими и бургундскими войсками два месяца спустя помешал ей осуществить эту угрозу.
Базельский совет Compacta Прага и
В конце концов, противники гуситов оказались вынуждены рассмотреть возможность мирного урегулирования. Гуситам было отправлено приглашение присутствовать на Вселенском Соборе в Базеле 15 октября 1431 года. [9] Обсуждения начались 10 января 1432 года и сосредоточились главным образом на четырех пражских статьях . Никакого соглашения не возникло. После неоднократных переговоров между Базельским собором и Богемией чешско-моравское государственное собрание в Праге 30 ноября 1433 года приняло Пражские « Компакты » . Соглашение предоставляло общение в обоих видах всем, кто этого желал, но с пониманием того, что Христос был полностью присутствовал в каждом виде, хотя и при условии, что остальным гуситским реформам больше не будет уделяться особого внимания. [9] Свободная проповедь предоставлялась условно: церковная иерархия должна была утвердить и расставить священников, при этом необходимо было учитывать власть епископа. Статья, запрещавшая светскую власть духовенства, была практически отменена.
Табориты отказались подчиниться. Каликстины объединились с католиками и уничтожили таборитов в битве при Липанах 30 мая 1434 года. [10] С этого времени табориты потеряли свое значение, хотя гуситское движение продолжалось в Польше еще пять лет, пока силы роялистов Польши не разгромили польских гуситов в битве при Гротниках . Государственное собрание Йиглавы в 1436 году утвердило «Compactata» и придало им силу закона. Это завершило примирение Богемии с Римом и Западной церковью, и, наконец, Сигизмунд получил во владение чешскую корону. [10] Его реакционные меры вызвали брожение во всей стране, но он умер в 1437 году. Государственное собрание в Праге в 1444 году отвергло учение Виклифа о Вечере Господней, которое было противно утраквистам , как ересь. Большинство таборитов теперь перешло на сторону партия утраквистов; остальные присоединились к «Братьям Закона Христова» ( лат . «Unitas Fratrum» ) (см. историю Моравской Церкви ).
Гуситская Богемия, Лютер и Реформация ( 1434–1618 )
В 1462 году Папа Пий II объявил «Compacta» недействительным, запретил общение в обоих видах и признал короля Георгия Подебрадского королем при условии, что он пообещает безоговорочную гармонию с Римской церковью. Он отказался от этого, что привело к чешско-венгерской войне (1468–1478) . Его преемник, король Владислав II , поддерживал католиков и выступил против некоторых ревностных священнослужителей Каликстина. Неприятности утраквистов возрастали из года в год. В 1485 году на сейме в Кутной Горе было заключено соглашение между католиками и утраквистами, которое длилось тридцать один год. Лишь позже, на сейме 1512 года, было окончательно установлено равноправие обеих религий. Появление Мартина Лютера приветствовалось утраквистским духовенством, и сам Лютер был удивлен, обнаружив так много точек соприкосновения между доктринами Гуса и его собственными. Но не все утраквисты одобряли немецкую Реформацию ; среди них возник раскол, и многие вернулись к римскому учению, в то время как другие элементы организовали « Единение братьев » уже в 1457 году.
Богемское восстание и жестокие преследования при Габсбургах 1618–1918 ( )
При императоре Максимилиане II чешское государственное собрание учредило Confessio Bohemica , с которым согласились лютеране , реформаты и чешские братья. С этого времени гуситизм начал вымирать. После битвы при Белой горе 8 ноября 1620 года римско-католическая вера была восстановлена с силой, что коренным образом изменило религиозные условия чешских земель .
Лидеры и члены Unitas Fratrum были вынуждены либо покинуть многочисленные и разнообразные юго-восточные княжества бывшей Священной Римской империи (в основном Австрию , Венгрию , Богемию , Моравию и части Германии и ее многочисленные государства), либо исповедовать свои убеждения. тайно. В результате члены были вынуждены уйти в подполье и рассеяться по северо-западной Европе. Крупнейшие сохранившиеся общины Братства располагались в Лиссе ( Лешно ) в Польше, имевшей исторически прочные связи с чехами, и небольшими изолированными группами в Моравии. Некоторые, в том числе Ян Амос Коменский , бежали в Западную Европу, главным образом в Нидерланды . Поселение гуситов в Хернхуте , Саксония, ныне Германия, в 1722 году стало причиной возникновения Моравской церкви .
Пост-Габсбургская эпоха и современность (1918 – время настоящее )
В 1918 году в результате Первой мировой войны чешские земли восстановили независимость от Австро-Венгрии, контролируемой Габсбургской монархией , как Чехословакия (за счёт Масарика и чехословацких легионов с гуситской традицией, в имени войск). [11]
Сегодня гуситская традиция представлена в Моравской церкви , Братском единстве и Чехословацкой гуситской церкви . [2] [12]
Фракции [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2017 г. ) |
Гуситизм организовался в 1415–1419 годах. Гуситы не были унитарным движением, а представляли собой разнообразное движение с множеством фракций, которые придерживались разных взглядов и противостояли друг другу в гуситских войнах . С самого начала сформировались две партии, при этом меньшее количество людей вышло из обеих партий вокруг пацифиста Петра Хельчицкого , учение которого легло в основу Unitas Fratrum . Гуситов можно разделить на:
Модераторы [ править ]
Более консервативные гуситы (умеренная партия, или утраквисты ), более внимательно последовавшие за Гусом, стремились провести реформу, оставив при этом нетронутым весь иерархический и литургический порядок Церкви. [13]
Их программа содержится в Четырех Пражских статьях , которые были написаны Якобом Мисом и согласованы в июле 1420 года и обнародованы на латинском , чешском и немецком языках. [14] Полный текст занимает около двух страниц, но его часто резюмируют так: [14]
- Свобода проповедовать слово Божие
- Празднование причастия обоих видов (хлеб и вино как священникам, так и мирянам )
- Бедность духовенства и экспроприация церковного имущества;
- Наказание за смертные грехи независимо от роста.
Взгляды умеренных гуситов были широко представлены в университете и среди жителей Праги; поэтому их называли Пражской партией, а также каликстинами (лат. Calix chalice) или утраквистами (лат. utraque оба), потому что они подчеркивали вторую статью Праги, и чаша стала их эмблемой.
Радикалы [ править ]
Более радикальные партии, табориты , оребиты и сироты , более смело отождествляли себя с доктриной Джона Уиклифа , разделяя его страстную ненависть к монашескому духовенству и его желание вернуть Церковь в ее предполагаемое состояние во времена апостолов. Это потребовало устранения существующей иерархии и секуляризации церковных владений. Прежде всего они придерживались учения Уиклифа о Вечере Господней , отрицая пресуществление . [15] и в этом главное отличие их от умеренной партии утраквистов .
Радикалы проповедовали «sufficientia legis Christi» — божественный закон (т.е. Библия ) является единственным правилом и каноном для человеческого общества не только в церкви, но также в политических и гражданских вопросах. Поэтому они отвергли еще в 1416 году все, что, по их мнению, не имело основания в Библии, как-то почитание святых и образов, посты , излишние праздники, клятвы, заступничество за умерших, аурикулярную исповедь , индульгенции , таинства Миропомазание и миропомазание больных , и избирали своих священников.
Радикалы имели свои места сбора по всей стране. Их первое вооруженное нападение пришлось на небольшой городок Усти на реке Лужнице, к югу от Праги (сегодняшнее Сезимово Усти ). Однако, поскольку это место оказалось непригодным для обороны, они поселились в остатках старого города на холме неподалеку и основали новый город, который назвали Табор (игра слов, поскольку «Табор» не только означало «лагерь» или «лагерь» по -чешски , [16] но это также традиционное название горы, на которую должен был вернуться Иисус; см. Марка 13 ); поэтому их называли Таборитами ( Таборитами ). Они составляли основную силу радикальных гуситов.
Их целью было уничтожить врагов закона Божьего и защитить его царство (которое, как ожидалось, наступит в ближайшее время) мечом. Их видения конца света не сбылись. Чтобы сохранить свое поселение и распространить свою идеологию, они вели кровавые войны; вначале они соблюдали строгий режим, применяя самое строгое наказание как за убийство, так и за менее серьезные проступки, такие как прелюбодеяние, лжесвидетельство и ростовщичество , а также пытались применить жесткие библейские стандарты к социальному порядку того времени. Табориты обычно пользовались поддержкой оребитов ( позже названных сиротами), восточночешской секты гуситизма, базирующейся в Градце-Кралове .
См. также [ править ]
- Арнольдисты
- Гуситская Библия
- лолларды
- Павел Краварж
- Реставрационизм
- Сборник гимнов Истебнице
- вальденсы
- Военная повозка
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья «Констанция, Совет»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Немец, Людвик «Чехословацкая ересь и раскол: возникновение национальной чехословацкой церкви», Американское философское общество, Филадельфия, 1975, ISBN 0-87169-651-7
- ^ Спиш и др. 2006, стр. 52.
- ^ Бартл 2002, с. 45.
- ^ Киршбаум 2005, с. 48.
- ^ Спиш и др. 2006, стр. 53.
- ^ Джон Классен, «Дворянство и возникновение гуситской революции» ( East European Quarterly / Columbia University Press, 1978)
- ^ «Письмо Жанны д’Арк гуситам (23 марта 1430 г.)» . archive.joan-of-arc.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фадж, Томас А. (1998). Великолепная поездка: первая реформация в гуситской Богемии . Интернет-архив. Олдершот, Хантс ; Брукфилд, Вермонт: Эшгейт. ISBN 978-1-85928-372-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малькольм Ламберт (1992). Средневековая ересь . Интернет-архив. Б. Блэквелл. ISBN 978-0-631-17431-8 .
- ^ ПРЕКЛИК, Вроцлав. Масарик и легионы (Масарик и легионы), ваза. книга, 219 страниц, издано издательством «Париж Карвина», Жижкова 2379 (734 01 Карвина) в сотрудничестве с Масариковым демократическим движением, 2019 г., ISBN 978-80-87173-47-3 , стр. 17–25, 33–45, 70–76, 159–184, 187–199
- ^ Шелдон, Эддисон Эрвин; Селлерс, Джеймс Ли; Олсон, Джеймс К. (1993). История Небраски, Том 74 . Историческое общество штата Небраска. п. 151.
- ^ «Верность утракизма пражскому использованию … римского обряда (была) намеренным символом самопонимания утракизма как продолжающейся части Западной католической церкви». Холетон, Дэвид Р.; Влхова-Вёрнер, Хана; Билкова, Милена (2007). «Trop Gregorius presul meritis в богемской традиции: его истоки, развитие, литургическая функция и иллюстрация» (PDF) . Богемская Реформация и религиозная практика . 6 : 215–246 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Четыре статьи о Праге на global.britanica.com
- ^ Кук, Уильям Р. (1973). «Джон Уиклиф и гуситское богословие 1415–1436» . История Церкви . 42 (3): 335–349. дои : 10.2307/3164390 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 3164390 .
- ^ Профус, Антонин (1957). Топонимы в Богемии: их происхождение, первоначальное значение и изменения; часть 4, С-П . Прага, Чехословакия: Чехословацкая академия наук.
Библиография [ править ]
- Майкл Ван Дюссен и Павел Соукуп (ред.). 2020. Спутник гуситов . Брилл.
- Каминский, Х. (1967) История гуситской революции, Калифорнийский университет Press: Лос-Анджелес.
- Фадж, Томас А. (1998) Великолепная поездка: первая реформация в гуситской Богемии , Ашгейт.
- Фадж, Томас А. (2002) Крестовый поход против еретиков в Богемии , Ашгейт.
- Ондржей, Броду, «Трактат мастера Ондржея из Брода о происхождении гуситов» ( лат . «Visiones Ioannis, Archiepiscopi Pragensis, et Earundem Explicaiones, alias Tractatus de origine Hussitarum» ), Muzem Hussite революционного движения, Табор, 1980, OCLC 28333729 на (на латинице) с введением на (на чешском языке)
- Матис, Кристиана, «Лига выборщиков и королевская власть во время гуситских войн: избирательная имперская политика против Зигмунда в центре власти Среднего Рейна», опубликованная Обществом истории церкви Среднего Рейна, Майнц, 1978 г., OCLC 05410832 ( на немецком языке)
- Безольд, Фридрих фон, «Король Зигмунд и имперские войны против гуситов», Г. Олмс, Хильдесхайм, 1978, ISBN 3-487-05967-3 ( на немецком языке)
- Денис, Эрнест , «Гус и война гуситов», AMS Press, Нью-Йорк, 1978 г., ISBN 0-404-16126-X на (на французском языке)
- Классен, Джон (1998) «Гус, гуситы и богемия» в журнале New Cambridge Medieval History Cambridge University Press: Cambridge.
- Мацек, Йозеф, «Жан Гус и гуситские традиции: 15–19 века», Плон, Париж, 1973, OCLC 905875 ( на французском языке)