Jump to content

Святой Дух в христианстве

Святой Дух как голубь в Небесной Троице , соединенный со Святым Семейством через Воплощение Сына « , в Небесной и Земной Троице» , Мурильо ок. 1677 г. [ нужны разъяснения ]

Для большинства христианских конфессий Дух или Святой Дух считается третьим Лицом Троицы Святой . [1] триединый Бог, проявленный как Бог-Отец , Бог-Сын и Бог-Святой Дух , каждый из которых является Богом . [2] [3] [4] Нетринитарные христиане, отвергающие учение о Троице, существенно отличаются от основного христианства в своих представлениях о Святом Духе . В богословии христианском пневматология – это изучение Святого Духа . Из-за исторических связей христианства с иудаизмом теологи часто отождествляют Святой Дух с концепцией Руах Хакодеш в еврейских писаниях, исходя из теории, что Иисус расширял эти еврейские концепции. Подобные имена и идеи включают Руах Элохим (Дух Божий), Руах ЯХВЕ (Дух Яхве ) и Руах Хакодеш (Святой Дух). [5] [6] В Новом Завете Святой Дух отождествляется с Духом Христовым, Духом Истины и Параклетом (помощником). [7] [8] [9]

Новый Завет подробно описывает тесные отношения между Святым Духом и Иисусом во время его земной жизни и служения . [10] В Евангелиях от Матфея и Луки и Никейском Символе веры говорится, что Иисус был «зачат Святым Духом, рождён от Девы Марии ». [11] Святой Дух сошел на Иисуса, как голубь, во время его крещения , и в своей прощальной речи после Тайной вечери Иисус пообещал послать Святого Духа своим ученикам после его ухода. [12] [13]

Святой Дух упоминается как «Господь, Податель жизни» в Никейском символе веры , который суммирует несколько ключевых убеждений, которых придерживаются многие христианские конфессии. Участие Святого Духа в трехстороннем характере обращения очевидно в заключительном после воскресения наставлении Иисуса своим ученикам в конце Евангелия от Матфея : [14] «Подготавливайте учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». [15] С первого века христиане также призывали Бога с помощью тринитарной формулы «Отец, Сын и Святой Дух» в молитве, отпущении грехов и благословении. [16] [17] В книге Деяний Апостолов сошествие Святого Духа происходит через пятьдесят дней после воскресения Христа и празднуется в христианском мире праздником Пятидесятницы . [18]

Этимология и использование [ править ]

Греческое койне слово пневма ( πνεῦμα , пневма ) встречается в Новом Завете около 385 раз, при этом некоторые ученые различаются от трех до девяти раз. [19] Пневма появляется 105 раз в четырёх канонических Евангелиях , 69 раз в Деяниях Апостолов , 161 раз в посланиях Павла и 50 раз в других местах. [19] Эти обычаи различаются: в 133 случаях оно относится к «духу», а в 153 случаях — к «духовному». Около 93 раз имеется в виду Святой Дух. [19] иногда под названием пневма , а иногда явно как пневма то Хагион ( Πνεῦμα τὸ Ἅγιον ). (В некоторых случаях оно также просто используется в общем смысле для обозначения ветра или жизни . [19] его обычно переводили В Вульгате как Spiritus и Spiritus Sanctus .

Английские латинского термины «Святой Дух» и «Святой Дух» являются полными синонимами: один происходит от древнеанглийского gast , а другой — от заимствованного слова Spiritus . Как и пневма , они оба относятся к дыханию , его оживляющей силе и душе . Этот древнеанглийский термин используется во всех других германских языках (сравните, например, немецкий Geist ), и он старше; в Библии короля Иакова обычно используется «Святой Дух». Начиная с 20 века, в подавляющем большинстве переводы отдают предпочтение «Святому Духу», отчасти потому, что общий английский термин «призрак» все чаще стал относиться только к духу умершего человека. [20] [21] [22]

Имена [ править ]

Библия Еврейская

Источник: [5]

  • וְר֣וּחַ קְָשׁ֑וֹ ( rûaḥ qodšô ) – Его Святой Дух ( Исаия 63:10) [23]
  • וְר֣וּחַ קָἝἝδְשְׁ֗ ( rûaḥ qodšəkā ) – Твой Святой Дух ( Псалом 51:11 ) [24]
  • וְר֣וּחַ אֱלִ֔ים ( rûaḥ ĕlōhîm ) – Дух Божий ( Бытие 1:2) [25]
  • Нишмат -руах хайим – Дыхание духа жизни (Бытие 7:22) [26]
  • ר֣וּחַ יְהוָ֑ה ( rûaḥ YHWH ) – Дух ЯХВЕ (Исаия 11:2) [27]
  • רוא ḥ ḥokmâ ûbînâ ) – Дух мудрости и разумения (Исаия 11:2) [27]
  • Руах ʿЕша Угəбура ​​Дух совета и силы (Исаия 11:2) [27]
  • ר֥וּחַ דַּ֖עַת וְיִרְא֥ת יְהוָֽה ( rûaḥ da'at wəyīrəʾat YHWH ) – Дух знания [28] и страх перед ЯХВЕ (Исаия 11:2) [27]

Новый Завет [ править ]

  • Святой Дух ( Pneumatos Hagiou ) – Святой Дух (Матфея 1:18) [29]
  • дух Божий ( Пнеумати Теу ) – Дух Божий (Матфея 12:28) [30]
  • paraclētos ( Ho Paraclētos ) – Утешитель, ср. Утешитель Иоанна 14:26 (Иоанна 16:7) [31]
  • дух истины ( Pneuma tēs Alētheias ) – Дух истины (Иоанна 16:13) [32]
  • Дух Христов ( Pneuma Christou ) – Дух Христов (1 Петра 1:11) [33]

В зависимости от контекста:

  • πνεῦμα ( Пневма ) – Дух (Иоанна 3:8) [34]
  • Дух ( Пневматос ) – Дух (Иоанна 3:8)

Библейское изображение [ править ]

Ветхий Завет [ править ]

называется То, что в еврейской Библии называется «Духом Божьим» и «Духом Элохима», в Талмуде и Мидраше «Святым Духом» ( ruacḥ ха-кодеш ). Хотя выражение «Святой Дух» встречается в Пс. 51:11 и в Ис. 63:10–11, оно еще не приобрело того же значения, которое придавалось ему в раввинской литературе: в последней оно эквивалентно выражению «Дух Господень». В Быт.1:2 Божий дух парил над формой безжизненной материи, тем самым делая возможным Творение. [35] [36] Хотя руах ха-кодеш можно назвать вместо Бога, оно задумывалось как нечто отдельное; и, как все земное, исходящее с небес, руах ха-кодеш состоит из света и огня . [36] Наиболее характерным признаком наличия руах ха-кодеш является дар пророчества. Использование слова «руах» (иврит: «дыхание» или «ветер») во фразе руах ха-кодеш , по-видимому, предполагает, что иудейские власти считали, что Святой Дух был своего рода средством общения, подобно ветру. Дух говорит иногда мужским, иногда женским голосом; слово руах имеет как мужское, так и женское происхождение. [36]

Новый Завет [ править ]

Термин Святой Дух встречается в Новом Завете не менее 90 раз. [7] Святость Святого Духа для христиан подтверждается во всех трёх синоптических Евангелиях . [37] которые провозглашают, что хула на Святого Духа является непростительным грехом . [38] Участие Святого Духа в Троице предлагается в последнем наставлении Иисуса своим ученикам после Воскресения в конце Евангелия от Матфея (28:19): [39] «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». [15]

Синоптические Евангелия [ править ]

Святой Дух в образе голубя в «Благовещении » Филиппа де Шампейна , 1644 г.

Святой Дух упоминается всеми тремя авторами синоптических Евангелий. Большинство ссылок принадлежит автору Евангелия от Луки ; этот акцент продолжается тем же автором в Книге Деяний .

Святой Дух не просто впервые появляется в Пятидесятницу после воскресения Иисуса , но присутствует у Луки (в главах 1 и 2 ) до рождения Иисуса . [7] В Евангелии от Луки 1:15 сказано, что Иоанн Креститель был «исполнен Святого Духа» еще до своего рождения. [40] и Святой Дух сошел на Деву Марию в Луки 1:35. [41] [7] Позже, в Луки 3:16, [42] Иоанн Креститель заявил, что Иисус крестил не водой, а Святым Духом; и Святой Дух сошел на Иисуса во время его крещения в реке Иордан. [7] В Луки 11:13: [43] Иисус заверил, что Бог Отец «даст Святого Духа просящим у Него». [7]

В Марка 13:11 конкретно говорится о силе Святого Духа действовать и говорить через учеников Иисуса во время нужды: «Не заботьтесь заранее, что вам говорить; ибо не вы говорите, но Дух Святой». [44] Матфея 10:20 [45] относится к тому же акту говорения через учеников, но использует термин «Дух Отца вашего». [46]

Деяния апостолов [ править ]

Деяния апостолов иногда называют «Книгой Святого Духа» или «Деяниями Святого Духа». [47] [48] Из примерно семидесяти употреблений слова «Пневма» в Деяниях пятьдесят пять относятся к Святому Духу. [48]

С самого начала, в Деяниях 1:2, [49] читателю напоминается, что служение Иисуса , пока он был на земле, осуществлялось силой Святого Духа и что «деяния апостолов» продолжают действия Иисуса, а также совершаются при содействии Святого Духа. [48] Деяния представляют Святой Дух как «жизненный принцип» ранней Церкви и приводят пять отдельных и драматических случаев его излияния на верующих в Деяниях 2: 1–4: [50] 4:28–31, [51] 8:15–17, [52] 10:44, [53] и 19:6. [54] [47]

Ссылки на Святого Духа встречаются в Деяниях, например Деяния 1:5 и 8. [55] в начале говорится: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. ... Вы примете силу, когда Дух Святой сойдет на вас», имея в виду исполнение пророчества Иоанна. Креститель в Луки 3:16, [42] «Он будет крестить вас в Святом Духе». [56]

Иоаннова литература [ править ]

три отдельных термина, а именно: Святой Дух , Дух Истины и Параклет используются В писаниях Иоанна . [9] «Дух истины» используется в Иоанна 14:17: [57] 15:26, [58] и 16:13. [59] [7] Затем Первое послание Иоанна противопоставляет это «духу заблуждения» в 1 Иоанна 4:6. [60] [7] В 1 Иоанна 4:1–6 проводится разделение между духами, «исповедующими, что Иисус Христос, пришедший во плоти, есть от Бога» и теми, кто по ошибке отвергает это, что указывает на то, что они являются злыми духами. [61]

В Иоанна 14:26: [62] Иисус утверждает: «Но Утешитель, [даже] Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему». Личность «Утешителя» была предметом споров среди богословов, которые предложили множество теорий по этому поводу. [63]

Послания Павла [ править ]

Витражное изображение Святого Духа в виде голубя, ок. 1660 г.

Святой Дух играет ключевую роль в посланиях Павла ; и пневматология апостола Павла тесно связана с его богословием и христологией , до такой степени, что почти неотделима от них. [8]

Первое послание к Фессалоникийцам , которое, вероятно, было первым из посланий Павла, представляет характеристику Святого Духа в 1 Фессалоникийцам 1:6. [64] и 1 Фессалоникийцам 4:8. [65] которое встречается во всех его посланиях. [66] В 1 Фессалоникийцам 1:6 Павел говорит о подражании Христу (и самому себе) и утверждает: «И вы стали подражателями нам и Господу, приняв слово во многих скорбях, с радостью Святаго Духа», Который источник указан в 1 Фессалоникийцам 4:8 как «Бог, дающий вам Духа Своего Святого». [66] [67] [68]

Эти две темы получения Духа «подобно Христу» и Бога как источника Духа сохраняются в посланиях Павла как характеристика отношений христиан с Богом. [66] Для Павла подражание Христу предполагает готовность быть сформированным Святым Духом, как в Римлянам 8:4 и 8:11: «Но если Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воскресивший Христа Иисус из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». [69] [67]

В Первом послании к Фессалоникийцам также упоминается сила Святого Духа в 1 Фессалоникийцам 1:5: [70] эта тема встречается и в других письмах Полины. [71]

В апокрифах [ править ]

Представление о Святом Духе как ответственном за беременность Марии, встречающееся в синоптических Евангелиях: [72] отличается от того, что можно найти в апокрифическом Евангелии от евреев , принятом в качестве канонического назарянами 4-го века , в котором Иисус говорит о Святом Духе как о своей матери и, следовательно, как о женщине. [73] Некоторые считали женственность несовместимой с идеей о том, что Иисус был зачат Святым Духом; по апокрифическому Евангелию от Филиппа , например,

Некоторые говорят: «Мария зачата Святым Духом». Они ошибаются. Они не знают, что говорят. Когда женщина могла забеременеть от женщины? [74]

Иисус и Святой Дух [ править ]

В прощальной речи Иисус обещал послать Святого Духа своим ученикам после своего ухода; [13] изображение из « , 1308–1311 Маэсты» Дуччо .

Новый Завет подробно описывает тесные отношения между Святым Духом и Иисусом во время его земной жизни и служения . [10] Апостольский Символ веры перекликается с утверждениями Евангелий от Луки и Матфея, в которых говорится, что Иисус был зачат Святым Духом и рожден Девой Марией. [11]

Конкретные ссылки в Новом Завете на взаимодействие Иисуса и Святого Духа во время его земной жизни, а также на действенную силу Святого Духа во время его служения включают: [10] [11] [75]

  • «Дух без меры» был дан Иисусу в Иоанна 3:34 , имея в виду, что слово, произнесенное Иисусом ( Рема ), является словами Бога. [76]
  • Крещение Иисуса , когда Святой Дух сошел на него в виде голубя в Евангелии от Матфея 3: 13–17. [77] Марка 1:9–11 [78] и Луки 3:21–23. [79]
  • Искушение Иисуса . В Евангелии от Матфея 4:1 Святой Дух повел Иисуса в пустыню, чтобы он подвергся искушению. [80]
  • Дух, изгоняющий бесов в чуде «Изгнание слепого и немого» . [81]
  • Возрадуйтесь, Дух, в Евангелии от Луки 10:21, где семьдесят учеников . Иисус послал [82]
  • В Деяниях 1:2 говорится, что до своей смерти и воскресения Иисус «давал заповедь апостолам через Духа Святого». [49]
  • Ссылаясь на жертву Иисуса, который должен был быть распят из-за послушания отцу, в Послании к Евреям 9:14 говорится, что Иисус «через вечный Дух принес Себя непорочного Богу». [83]

В своей прощальной беседе со своими учениками Иисус пообещал, что «пошлет им Святого Духа» после своего ухода, в Иоанна 15:26, заявив: «Которого Я пошлю к вам от Отца, [даже] Духа истины». ... засвидетельствует обо Мне». [58] [12] [13]

доктрины Основные

Теология духов называется пневматологией. Святой Дух назван Господом и Подателем жизни В Никейском символе веры . [84] Он — Дух -Творец , присутствовавший до сотворения вселенной, и Его силой все было создано в Иисусе Христе Богом -Отцом . [84] Христианские гимны , такие как « Veni Creator Spiritus » («Приди, Дух-Создатель»), отражают эту веру. [84]

В раннем христианстве концепция спасения была тесно связана с призыванием «Отца, Сына и Святого Духа». [16] [17] и с первого века христиане призывали Бога именем «Отец, Сын и Святой Дух» в молитве, крещении, причастии, изгнании нечистой силы, пении гимнов, проповедях, исповедании, отпущении грехов и благословении. [16] [17] Это отражено в поговорке: «До появления «доктрины» о Троице христианская молитва призывала Святую Троицу». [16]

Для большинства христианских конфессий Святой Дух является третьим Лицом Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, и является Всемогущим Богом . [2] [3] [85] Как таковой Он является личностью, а также полностью Богом, равным и совечным Богу Отцу и Сыну Божьему . [2] [3] [85] Он отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца (а, по мнению римо-католиков , старокатоликов , лютеран , англикан и других протестантов , от Отца и Сына ), как это описано в Никейском Символе веры . [3] Таким образом, Триединый Бог проявляется как три Лица ( греческие ипостаси ), [86] в Едином Божественном Существе ( греч . Усия ), [4] называемое Божеством ( от древнеанглийского: Godhood ), Божественной Сущностью Бога. [87]

В Новом Завете силой Святого Духа Иисус был зачат во чреве Девы Марии , сохранив Ее девственность . [88] Святой Дух сошел на Иисуса телесно, как голубь, во время его крещения , и послышался голос с Небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». [89] [90] Он — Освятитель, Помощник, [91] Утешитель, [92] Податель благодати, тот, кто приводит людей к Отцу и Сыну. [84]

Святому Духу приписывают вдохновение верующих и возможность им толковать все Священные Писания, а также руководство пророками как в Ветхом, так и в Новом Завете . [93] Христиане получают Плоды Святого Духа по Его милости и благодати . [94]

Бог Святой Дух [ править ]

Изображение Троицы, состоящей из Бога Святого Духа, Бога Отца и Бога Сына ( Иисуса ).

Христианское учение о Троице включает в себя концепцию Бога Святого Духа, а также Бога Сына и Бога Отца . [95] [96] Богослов Владимир Лосский утверждал, что хотя в акте Воплощения - Бог Сын проявился как Сын Божий , то же самое не произошло с Богом-Святым Духом , который остался нераскрытым. [97] [ не удалось пройти проверку ] Однако, как и в 1 Коринфянам 6:19: [98] Бог Дух продолжает обитать в верных. [96]

Подобным же образом латинский трактат «De Trinitate » ( «О Троице» ) Августина Гиппопотама утверждает: «Ибо, как Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог, в чем никто не сомневается, что сказано в Что касается субстанции, то мы не говорим, что сама Высшая Троица есть три Бога, но один Бог... Но положение, и состояние, и места, и времена, как говорится, находятся в Боге не в собственном смысле слова, а метафорически и. посредством подобий ... А что касается действия (или творения), возможно, наиболее верно это можно сказать только о Боге, ибо только Бог творит, а Сам Он не подвержен страстям, поскольку это принадлежит той субстанции, посредством которой Он не подвержен страстям. Он Бог. ...Итак, Отец всемогущ, Сын всемогущ, и Святой Дух всемогущ; но не три всемогущих, но один всемогущий ... Итак, все, что говорится о Боге о Нем Самом, есть. оба говорят по отдельности о каждом Лице , то есть об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и вместе о самой Троице, не во множественном числе, но в единственном числе». [99]

В христианском богословии считается, что Святой Дух выполняет определенные божественные функции в жизни христианина или церкви. Действие Святого Духа рассматривается как важнейшая часть приведения человека к христианской вере. [100] Новый верующий «рождается свыше от Духа». [101] Святой Дух дает возможность христианской жизни, обитая в отдельных верующих, и дает им возможность жить праведной и верной жизнью. [100] Святой Дух также действует как утешитель или Параклет , тот, кто ходатайствует, поддерживает или действует как защитник, особенно во времена испытаний. И он действует, чтобы убедить неискупленного человека как в греховности его действий, так и в его моральном положении грешников перед Богом. [102] Другая способность Святого Духа – вдохновение и толкование Священных Писаний. Святой Дух одновременно вдохновляет на написание Священных Писаний и толкует их христианам и церкви. [103]

Шествие Святого Духа [ править ]

В Иоанна 15:26 Иисус говорит о Святом Духе: «Но когда придет Утешитель, которого Я пошлю к вам от Отца, Дух истины, исходящий от Отца, он засвидетельствует о Мне». [104] В 325 году Первый Никейский собор , будучи первым вселенским собором, завершил свой Символ веры словами «и во Святом Духе». В 381 году Первый Константинопольский собор , являющийся вторым Вселенским собором, расширил Символ веры и заявил, что Дух Святой «исходит от Отца» (ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον). Эта фраза основана на Иоанна 15:26 (ὃ παρὰ τοῦ πατρὸς ἐκπορεύεται). В 451 году Халкидонский собор , являясь четвертым вселенским собором, утвердил Никейско-Константинопольский Символ веры . [105] В то же время к вопросу об исхождении Святого Духа обращались различные христианские богословы, выражая разные взгляды и используя разную терминологию, тем самым положив начало дебатам, которые сосредоточились на Filioque пункте .

В 589 году Третий Толедский собор в своем третьем каноне официально принял учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына ( a Patre et Filio procedere ). [106] В течение следующих нескольких столетий постепенно сформировались две различные школы мысли: восточная и западная. Восточные богословы учили, что Святой Дух исходит только от Отца (понятие, называемое монопроцессионизмом ), [107] в то время как западные богословы учили, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (понятие, называемое филиоквизмом ). [108] В «Мистагогии Святого Духа » Фотий I Константинопольский излагает восточную позицию. Дебаты и разногласия между двумя сторонами стали важным пунктом разногласий в христианской пневматологии , включая их историческую роль в подготовке почвы для Великого раскола 1054 года .

Плоды и дары духа [ править ]

Собор Святого Иосафата в Эдмонтоне, Альберта , Канада, имеет форму креста с семью медными куполами, символизирующими Семь Даров Святого Духа .

Плод Святого Духа [109] состоит из «постоянных диспозиций» [109] (в этом сходство с постоянным характером таинств ) — добродетельные качества, зарождающиеся в христианине действием Святого Духа. [110] В Послании к Галатам 5:22–23 названы девять аспектов и говорится: [110]

А плод Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, благость, верность, кротость, воздержание; против таких нет закона. [111]

В Послании к Галатам эти девять характеристик противопоставляются «делам плоти» и подчеркивают положительные проявления работы Святого Духа в верующих. [110]

« Дары Святого Духа » [109] отличаются от плода Духа и состоят из особых способностей, дарованных отдельному христианину. [100] Их часто называют греческим словом «дар», «харизма» , в английском языке «харизма» термин «харизматический» , от которого происходит . Не существует общепринятого исчерпывающего списка даров, и различные христианские конфессии используют разные списки, часто опираясь на Первое Послание к Коринфянам . [112] Римлянам 12 [113] и Ефесянам 4. [114] [115] Пятидесятнические деноминации и харизматическое движение учат, что отсутствие сверхъестественных даров произошло из-за пренебрежения Святым Духом и Его работой со стороны основных деноминаций. [115] Верующие в значимость сверхъестественных даров иногда говорят о крещении Святым Духом или наполнении Святым Духом , которое христианину необходимо пережить, чтобы получить эти дары. [116] Однако многие христианские конфессии считают, что крещение Святым Духом идентично обращению, и что все христиане по определению крещены Святым Духом.

« Семь даров Святого Духа » [109] изливаются на верующего при крещении и традиционно взяты из Исаии 11: 1–2, [117] хотя Новый Завет не ссылается на Исаию 11: 1–2 относительно этих даров. [115] [118] Эти 7 даров таковы: мудрость , понимание , совет , стойкость (сила), знание , благочестие и страх Господень . [115] [118] Это мнение католической церкви [109] [118] и многие другие основные христианские группы. [115]

вариации Конфессиональные

Икона Отцов Собора, держащих Никейский Символ веры.

Христианские конфессии имеют доктринальные различия в своих верованиях относительно Святого Духа. Хорошо известным примером является полемика Filioque относительно Святого Духа – одно из ключевых различий между учениями основных западных церквей и различными восточно-христианскими конфессиями ( восточно-православными , восточно-православными , церковью Востока ). [119] [120]

сосредотачиваются Споры о Филиокве вокруг того, должен ли Никейский Символ веры утверждать, что Дух «исходит от Отца», а затем останавливается, поскольку Символ веры был первоначально принят на греческом языке (а затем ему последовала Восточная Церковь), или следует сказать «от «Отец и Сын», как это было позже принято на латыни и которому последовала Западная церковь, где filioque на латыни означает «и от Сына». [121]

К концу 20-го века велись дискуссии об удалении Filioque в Никейском символе веры из англиканских молитвенников в соответствии с подходами восточно-православного и восточно-православного подходов, но они до сих пор не достигли стадии окончательной реализации. [122]

Большинство представителей основного протестантизма придерживаются тех же взглядов на богословие Святого Духа, что и Римско-католическая церковь, но существуют значительные различия во взглядах между пятидесятниками и остальным протестантизмом. [2] [123] Пятидесятничество фокусируется на «крещении Духом», полагаясь на Деяния 1: 5, где говорится «теперь вы будете крестить Святым Духом». [124] Более поздние харизматические движения фокусируются на «дарах Духа» (таких как исцеление, пророчество и т. д.) и полагаются на 1 Коринфянам 12 как на библейскую основу, но часто отличаются от пятидесятнических движений. [125]

Нетринитарные взгляды на Святого Духа существенно отличаются от господствующей христианской доктрины.

Католицизм [ править ]

Святой Дух был темой как минимум двух папских энциклик:

Тема Святого Духа широко обсуждается в Катехизисе Католической церкви : «Я верю в Святого Духа» в параграфах с 683 по 747.

Свидетели Иеговы и христадельфиане [ править ]

Свидетели Иеговы и христадельфиане рассматривают Святого Духа не как реальную личность, отдельную от Бога-Отца, а как вечную «энергию» или «действующую силу» Бога, которую Он использует для исполнения своей воли в творении и искуплении. [126] [127]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [ править ]

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) верят, что Святой Дух является третьим членом Божества и духовной личностью, не имеющей тела из плоти и костей. [128] В отличие от многих других конфессий, термин «Святой Дух» остается гораздо более распространенным, чем «Святой Дух» в контексте СПД. [129] Тем не менее, Святого Духа иногда называют Духом, Святым Духом, Духом Божьим, Духом Господним или Утешителем. [130] Святые последних дней верят в своего рода социальный тринитаризм и субординационизм , что означает, что Отец, Сын и Святой Дух понимаются как единые в воле и цели, но не по сути. [131] Считается, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну и действует под их руководством. Святой Дух, как и все разумные существа, считается вечным, несотворенным и самосуществующим. [132]

Церковь СПД учит, что влияние Святого Духа можно получить до крещения, но дар или постоянное общение Святого Духа, которое приходит через возложение рук должным образом рукоположенным носителем священства с линией власти. восходящая к Христу через Петра – получается только после крещения, когда человек конфирмуется . [133] Джозеф Смит , основатель церкви, учил: «Вы могли бы с таким же успехом крестить мешок с песком, как и человека, — сказал он, — если это не делается ради прощения грехов и получения Святого Духа. Крещение водой это лишь половина крещения, и оно ни на что не годится без другой половины, то есть крещения Святым Духом». [134]

Символизм и искусство [ править ]

Символизм [ править ]

Святой Дух в виде голубя на марке Фарерских островов.

Святой Дух часто упоминается метафорами и символами , как в доктрине, так и в Библии. С богословской точки зрения эти символы являются ключом к пониманию Святого Духа и его действий, а не просто художественными изображениями. [85] [135]

  • Вода – означает действие Святого Духа при крещении, таким образом, что «все [верующие] были крещены одним Духом», так и они «напоены одним Духом». [136] Таким образом, Дух также лично является живой водой, текущей из распятого Христа. [137] как ее источник и бьющий в христианах к вечной жизни. [135] [138] Катехизис Католической Церкви , пункт 1137, рассматривает упоминание о Воде Жизни в Книге Откровения. [139] «один из самых красивых символов Святого Духа». [140]
  • Помазание. Символика благословения маслом также означает Святой Дух, вплоть до того, что становится синонимом Святого Духа. Пришествие Духа называется его «помазанием». [141] В некоторых конфессиях помазание практикуется при конфирмации; («миропомазание» в Восточных Церквах ). Его полную силу можно постичь только в отношении первичного помазания, совершенного Святым Духом, помазания Иисуса. Титул « Христос » (по-еврейски « мессия ») означает «помазанный» Духом Божьим. [135] [138]
  • Огонь – символизирует преобразующую энергию действия Святого Духа. В виде языков «как бы огненных» Святой Дух почил на учениках утром Пятидесятницы. [135] [138]
  • Облако и свет – Дух сходит на Деву Марию и «осеняет» ее, чтобы она могла зачать и родить Иисуса. На горе преображения Дух в «облаке пришёл и осенил» Иисуса, Моисея и Илию, Петра, Иакова и Иоанна, и «из облака раздался голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой, Избранный Мой; слушай» ему!'" [138] [142]
  • Голубь. Когда Христос выходит из воды своего крещения, Святой Дух в виде голубя сходит на него и остается с ним. [135] [138] [143]
  • Ветер. Дух сравнивается с «ветром, который дует, где хочет». [144] и описан как «звук с небес, подобный порыву сильного ветра». [145] [135]

Искусство, литература и архитектура [ править ]

Искусство

Святой Дух в образе голубя в «Благовещении» , Рубенса 1628 год.

Святой Дух был представлен в христианском искусстве как Восточной , так и Западной Церкви с использованием различных изображений. [146] [147] [148] Изображения варьировались от почти идентичных фигур, изображающих трех лиц Святой Троицы , до голубя и пламени.

Святой Дух часто изображается в виде голубя , основываясь на рассказе о том, как Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, когда он крестился в реке Иордан . [149] На многих картинах Благовещения Святой Дух изображен в виде голубя, спускающегося к Марии на лучах света, как архангел Гавриил возвещает Иисуса Христа о пришествии Марии . Голубя также можно увидеть возле уха Григория Великого – как записал его секретарь – или других авторов-отцов церкви, диктующих им свои произведения. Голубь также аналогичен тому, который принес Ною оливковую ветвь после потопа, как символ мира. [149]

В книге Деяний описывается, как Святой Дух сошел на апостолов в Пятидесятницу в виде ветра и огненных языков, покоящихся над головами апостолов. Судя по образам в этом повествовании, Святой Дух иногда символизируется огненным пламенем. [150]

Древние кельтские христиане изображали Святого Духа в виде гуся по имени Ах-Геад-Глас, что означает дикий гусь. [151] Был выбран гусь, а не традиционный голубь, потому что гуси считались более свободными, чем их собратья-голуби. [152] [153]

Литература

Святой Дух традиционно был предметом строго богословских работ, направленных на доказательство основных доктрин о Святом Духе, часто в ответ на аргументы религиозных групп, отрицающих эти убеждения. Однако в последние годы Святой Дух вошел в мир (христианской) литературы через такие книги, как «Хижина», опубликованную в 2007 году.

Изобразительное искусство [ править ]

Свято-Духовские соборы [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Эмери, Жиль (2011). Троица: Иисус не мог быть Богом, потому что Бог сказал, что я не человек. 1 Царств 15:29 И слава Израиля не будет лгать и не сожалеть, ибо он не человек, чтобы ему сожалеть. Введение в католическое учение о Триедином Боге . Издательство Католического университета Америки. ISBN  978-0813218649 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. п. 103.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хаммонд, TC (1968). Райт, Дэвид Ф. (ред.). В понимании людей: Справочник христианской доктрины (6-е изд.). Межвузовская пресса . стр. 54–56, 128–131.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грудем, Уэйн А. 1994. Систематическое богословие: введение в библейскую доктрину. Лестер, Англия: Межуниверситетская пресса; Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван с. 226.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . нет. 711–712 . Проверено 29 марта 2024 г.
  6. ^ Парсонс, Джон. «Еврейские имена Бога» . Святой Дух, явленный в Брит Хадаша.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Деяния и сочинения Полины Уотсона Э. Миллса, Ричарда Ф. Уилсона, 1997 г. ISBN   086554512X , стр. xl – xlx.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грейбе, Петрус Дж. Сила Божья в письмах Павла 2008 г. ISBN   978-3161497193 , стр. 248–249.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дух Истины: Истоки Иоанновой пневматологии Джона Брека, 1990 г. ISBN   0881410810 , стр. 1–5.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иисус в тринитарной перспективе: вводная христология Скотта Хоррелла, Дональда Фэйрберна, Гаррета ДеВиза и Брюса Уэра (2007) ISBN   080544422X, стр. 208–213.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. стр. 267–268.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Андреаса Дж. Кёстенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X , с. 442.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Евангелие от Иоанна: вопрос за вопросом , Джудит Шуберт, 2009 г. ISBN   0809145499 , стр. 112–127.
  14. ^ Мэтью 28:19
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Господь, дающий жизнь (Лона) Джейн Бартер Мулезон (2006). ISBN   0889205019 , с. 5.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Викерс, Джейсон Э. Призыв и согласие: создание и переделка тринитарного богословия. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2008. ISBN   0802862691 , стр. 2–5.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кембриджский спутник Троицы , Питер К. Фан, 2011 г. ISBN   0521701139 , стр. 3–4.
  18. ^ «Пятидесятница» . Британская энциклопедия . Проверено 3 июня 2017 г. Пятидесятница... главный праздник христианской церкви, отмечаемый в воскресенье, приходящее на 50-й день после Пасхи.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дополнительная Библия – KJV, автор: Э. У. Буллингер , Kregel Publications, 1999. ISBN   0825420997 . п. 146.
  20. ^ Робин В. Ловин, Предисловие к английскому переводу книги Карла Барта «Святой Дух и христианская жизнь» (1993) ISBN   0664253253 , с. XVIII.
  21. ^ Миллард Дж. Эриксон, Л. Арнольд Хустад, Представляя христианскую доктрину Baker Academic (2001) ISBN   978-0801022500 , с. 271.
  22. ^ «Школы Норфолка говорили о Святом Духе как о «слишком жутком» » . Хранитель . Лондон, Англия. 11 апреля 2005 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  23. ^ «Анализ еврейского текста Исайи 63:10» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
  24. ^ «Псалом 51:11 Анализ текста на иврите» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
  25. ^ «Анализ еврейского текста Бытие 1:2» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
  26. ^ «Анализ еврейского текста Бытие 7:22» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Анализ еврейского текста Исайи 11:2» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
  28. ^ «Иврит Стронга: 1847. דָּ֫עַת (даат) – знание» . biblehub.com . Проверено 4 января 2019 г.
  29. ^ «Анализ греческого текста от Матфея 1:18» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  30. ^ «Анализ греческого текста Матфея 12:28» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  31. ^ «Анализ греческого текста Иоанна 16:7» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  32. ^ «Анализ греческого текста Иоанна 16:13» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  33. ^ «1 Петра 1:11 Анализ греческого текста» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  34. ^ «Иоанна 3:8 Подстрочный: Дух, где хочет, дышит, и голос Его слышишь, но не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». " . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  35. ^ См.: Даршан, Гай, «Руах Элохим в Бытие 1:2 в свете финикийских космогоний: история традиции», Журнал северо-западных семитских языков 45:2 (2019), 51–78.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Святой Дух» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 10 августа 2020 г.
  37. ^ Матфея 12:30–32 , Марка 3:28–30 и Луки 12:8–10.
  38. ^ Бломберг, Крейг Л., Иисус и Евангелия: введение и обзор , 2009 г. ISBN   0805444823 , с. 280.
  39. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 28:19 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
  40. ^ Луки 1:15
  41. ^ Луки 1:35
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луки 3:16
  43. ^ Луки 11:13
  44. ^ Марка 13:11
  45. ^ Мэтью 10:20
  46. Евангелие от Луки Люка Тимоти Джонсона, Дэниела Дж. Харрингтона, 1992 г. ISBN   0814658059 , с. 195.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деяния апостолов Люка Тимоти Джонсона, Дэниела Дж. Харрингтона, 1992 г. ISBN   0814658075 , стр. 14–18.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Библейский справочник к Деяниям апостолов Мэла Коуча, 2004 г. ISBN   0825423910 , стр. 120–129.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деяния 1:2
  50. ^ Деяния 2: 1–4.
  51. ^ Деяния 4:28–31.
  52. ^ Деяния 8: 15–17.
  53. ^ Деяния 10:44
  54. ^ Деяния 19:6.
  55. ^ Деяния 1:5 и 8.
  56. ^ Чтение Деяний: литературный и богословский комментарий к Деяниям апостолов Чарльза Х. Талберта, 2005 г. ISBN   1573122777 , стр. 24–25.
  57. ^ Иоанна 14:17
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иоанна 15:26
  59. ^ Иоанна 16:13
  60. ^ 1 Иоанна 4:6
  61. ^ 1, 2 и 3 Джона Джона Пейнтера, Дэниела Дж. Харрингтона, 2002 г. ISBN   0814658121 , с. 324.
  62. ^ Иоанна 14:26
  63. ^ Помазанная община: Святой Дух в иоаннинской традиции Гэри М. Бердж, 1987 г. ISBN   0802801935 , стр. 14–21.
  64. ^ 1:6
  65. ^ 4:8
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Богословие апостола Павла Джеймса Д. Данна, 2003 г. ISBN   0567089584 , стр. 418–420.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Краткий богословский словарь Джеральда О'Коллинза, Эдварда Г. Фарруджиа, 2004 г. ISBN   0567083543 , с. 115.
  68. ^ Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN   1576073556 , стр. 393–394.
  69. ^ Римлянам 8:4
  70. ^ 1:5
  71. ^ 1 и 2 Фессалоникийцам Джона А. Уэзерли, 1996 г. ISBN   0899006361 , стр. 42–43.
  72. ^ Матфея 1:18 и Луки 1:34–35.
  73. ^ Кох, Гленн Алан (1990), «Евреи, Евангелие», в Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.), Библейский словарь Мерсера , издательство Mercer University Press, стр. 364, ISBN  978-0865543737 .
  74. ^ «Евангелие от Филиппа» . Перевод Айзенберга, Уэсли В. 1996.
  75. ^ Барт, Карл (1949). Догматика в общих чертах . Нью-Йоркская философская библиотека. п. 95 .
  76. ^ Евангелие от Иоанна: Введение и комментарий Колина Г. Круза (2004) ISBN   0802827713 , с. 123.
  77. ^ Матфея 3: 13–17.
  78. ^ Марка 1: 9–11.
  79. ^ Луки 3: 21–23.
  80. ^ Матфея 4:1
  81. ^ Мэтью 12:28
  82. ^ Луки 10:21
  83. ^ Евреям 9:14.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кембриджский спутник христианской доктрины Колина Э. Гантона (1997) ISBN   052147695X , стр. 280–285.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Католическая энциклопедия: Святой Дух» .
  86. ^ См. обсуждение в Герберманн, Чарльз, изд. (1913). "Человек" . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  87. ^ CCC : Догмат Святой Троицы .
  88. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Луки 1:35 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
  89. ^ Харрингтон, Дэниел Дж., С.Дж. «Иисус выходит на публику». Америка, 7–14 января 2008 г., с. 38
  90. ^ Мф 3:17 Мк 1:11 Лк 3:21–22
  91. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иоанна 15:26 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
  92. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иоанна 14:16 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
  93. Богословие Сообщества Божьего Стэнли Дж. Гренца (2000) ISBN   0802847552 с. 380.
  94. Крещение в ранней церкви: история, богословие и литургия в первых пяти веках Эверетта Фергюсона (2009) ISBN   0802827489 , с. 776.
  95. ^ Систематическое богословие Льюиса Сперри Чейфера, 1993 г. ISBN   0825423406 , с. 25.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Библейский комментарий Вирсбе: Полный Новый Завет Уоррена В. Вирсбе, 2007 г. ISBN   978-0781445399 , с. 471.
  97. ^ Тайна Триединого Бога ... Итак, что бы ни говорилось о Боге по отношению к Самому Себе, то говорится и о каждой личности отдельно, то есть об Отце, и Сыне, и Святом Духе; и вместе самой Троицы, не во множественном числе, а в единственном числе. Джон Джозеф О'Доннелл, 1988 г. ISBN   0722057601 , с. 75.
  98. ^ 1 Коринфянам 6:19.
  99. ^ « De Trinitate», книга V, глава 8» . newadvent.org . Архивировано из оригинала 13 октября 1999 года.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. стр. 265–270.
  101. ^ Хотя термин « рожденный свыше » чаще всего используется христианами-евангелистами, большинство конфессий считают, что новый христианин — это «новое творение» и «рожденный свыше». См., например, Католическую энциклопедию [1] .
  102. ^ Святой Дух и Его дары . Дж. Освальд Сандерс . Межвузовская пресса. Глава 5.
  103. ^ Хаммонд, TC (1968). Райт, Дэвид Ф. (ред.). В понимании людей: Справочник христианской доктрины (Шестое изд.). Межвузовская пресса . п. 134.
  104. ^ Иоанна 15:26
  105. ^ Мейендорф 1989 .
  106. ^ Мартинес-Диес и Родригес 1992 , с. 79.
  107. ^ Уилхайт 2009 , стр. 285–302.
  108. ^ Филлипс 1995 , стр. 60.
  109. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . нет. 1830–1832 гг . Проверено 29 марта 2024 г.
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Послание к Галатам (Новый международный комментарий к Новому Завету) Рональда Ю.К. Фунга (1988) Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN   0802825095 , стр. 262–263.
  111. ^ Галатам 5:22–23.
  112. ^ 1 Коринфянам 12
  113. ^ 12
  114. ^ Ефесянам 4
  115. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательская группа Baker . ISBN  978-0801032158 . 2-е изд. 2001 . Глава тридцать – «Дело Святого Духа» (стр. 275 и далее) . ISBN   978-0801022500 .
  116. ^ Тозер, AW (1994). Я отвечаю дьяволу . Карлайл: Паб OM. ISBN  978-1850781486 . OCLC   31753708 .
  117. ^ 11:1–2
  118. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шоу, Рассел; Стравинскас, Питер MJ (1998). Католическая энциклопедия нашего воскресного посетителя . Хантингтон, Индиана : Наше воскресное издательство для посетителей . п. 457 . ISBN  978-0879736699 .
  119. ^ Каспер, Уолтер (2006). Петровское министерство. Католики и православные в диалоге: академический симпозиум Нелда в Папском совете по содействию христианскому единству . Паулист Пресс. п. 188. ИСБН  978-0809143344 .
  120. ^ Киннамон, Майкл; Коуп, Брайан Э. (1997). Экуменическое движение: антология ключевых текстов и голосов . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 172. ИСБН  978-0802842633 .
  121. ^ Святой Дух: классические и современные чтения Юджина Ф. Роджерса-младшего (2009) Wiley ISBN   1405136235 , с. 81.
  122. ^ Введение в теологию Оуэна К. Томаса и Эллен К. Вондра (2002) ISBN   0819218979 , с. 221.
  123. ^ Уотсон, Дэвид (1973). Один в Духе . Ходдер и Стоутон. стр. 39–64.
  124. ^ Энциклопедия протестантизма Дж. Гордона Мелтона, 2008 г. ISBN   0816077460 , с. 69.
  125. ^ Энциклопедия протестантизма Дж. Гордона Мелтона, 2008 г. ISBN   0816077460 , с. 134.
  126. ^ «Является ли Святой Дух Личностью?» . Бодрствующий! : 14–15. Июль 2006 г. В Библии Божий Святой Дух описывается как Божья сила в действии. Следовательно, точный перевод еврейского текста Библии называет Божий дух «действующей силой Бога».
  127. ^ «Доктрины, которые следует отвергнуть» . Доктрины, которые следует отвергнуть . Мы отвергаем учение о том, что Святой Дух является личностью, отличной от Отца.
  128. ^ «Учение и Заветы 130» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
  129. ^ «Евангельские темы: Святой Дух» .
  130. ^ «Верные вере», с. 81.
  131. ^ «Для молодежи» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
  132. ^ «Учение и Заветы 93» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
  133. ^ «Святой Дух – Энциклопедия мормонизма» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2018 г. Проверено 10 марта 2017 г.
  134. ^ TPJS , с. 314.
  135. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уотсон, Дэвид (1973). Один в Духе . Ходдер и Стоутон. стр. 20–25.
  136. ^ 1 Кор. 12:13.
  137. ^ Иоанна 19:34 1 Иоанна 5:8
  138. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и CCC : Символы Святого Духа (№ 694–701) .
  139. ^ Откровение 21:6 и Откровение 22:1.
  140. ^ «Катехизис Католической Церкви – Совершение церковной литургии» . www.vatican.va . Проверено 10 августа 2020 г.
  141. ^ 2Кор. 1:21.
  142. ^ Луки 9:34–35.
  143. ^ Мф 3:16
  144. ^ Ин 3:8
  145. ^ Деяния 2:24
  146. ^ Искусство эпохи Возрождения: Тематический словарь Ирен Эрлс, 1987 г. ISBN   0313246580 , с. 70.
  147. ^ Искусство Гарднера сквозь века: Западная перспектива Фреда С. Кляйнера ISBN   0495573558 , с. 349.
  148. ^ Владимир Лосский, 1999. Значение икон, ISBN   0913836990 , с. 17.
  149. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мы верим в Святого Духа (Древнее христианское учение, № 4), Джоэл К. Еловски (2009) InterVarsity ISBN   0830825347 , с. 14.
  150. ^ Святой Дух: классические и современные чтения Юджина Ф. Роджерса-младшего (2009) Wiley ISBN   1405136235 , стр. 121–123.
  151. ^ «Архивы Ах-Гид-Глас» . Сегодня, если ты услышишь его голос . Проверено 11 марта 2020 г.
  152. ^ «Христиане в погоне за дикими гусями» . CBN.com – Христианская радиовещательная сеть . 25 сентября 2013 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  153. ^ Даунс, Энни (2018). Помните Бога . Издательская группа B&H. Но знаете ли вы также, что кельтские христиане называют Святого Духа Ах-Геад-Глас, что означает «Дикий гусь»? Тебе это не нравится? Потому что, если вы когда-либо пытались следовать водительству Святого Духа, это наверняка может показаться вам бесполезной охотой.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa6c3c2d13247938078da93ab5eac568__1718241780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/68/fa6c3c2d13247938078da93ab5eac568.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holy Spirit in Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)