Церковная история католической церкви
Эта статья может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Октябрь 2023 г. ) |
Церковная история Католической церкви относится к истории Католической церкви как института, написанной с определенной точки зрения. Существует традиционный подход к такой историографии . Общепринято считать, что отправной точкой является Евсевий Кесарийский и его работа «История Церкви» .
Поскольку нет никаких предположений, что современные историки Католической Церкви, которые также являются католиками, принимают эту точку зрения, этот «традиционный подход» представляет собой главу историографии, еще не закрытую, но применимую к определенной области, которая не является центральной для академической истории 20-го и 21-го веков.
Подход, традиционный католический взгляд
[ редактировать ]По данным Католической энциклопедии 1913 года,
- Церковная история — это научное исследование и методическое описание временного развития Церкви, рассматриваемой как институт, основанный Иисусом Христом и направляемый Святым Духом для спасения человечества. ...[Он охватывает] жизнь Церкви во всех ее проявлениях от начала ее существования до наших дней среди различных разделений человечества, до которых до сих пор дошло христианство. Хотя Церковь остается по существу той же, несмотря на изменения, которые она претерпевает во времени, эти изменения помогают полнее проявить ее внутреннюю и внешнюю жизнь. [1]
Таким образом, его филиалы включают:
- История миссий в самом широком смысле
- История церковного устройства, ересей и их противников, а также отношений Церкви с некатолическими религиозными объединениями.
- История догматов, церковного богословия и церковных наук вообще.
- История литургии
- История церковного искусства
- История католической иерархии, конституции и канонического права Церкви.
- История религиозных орденов
- История дисциплины, религиозной жизни, христианской цивилизации
Методы
[ редактировать ]Критическое обращение с источниками требует палеографии , дипломатии и критики .
Кроме того, это не подход скептика :
- Церковный историк… ни в коем случае не может исключить возможность сверхъестественных факторов. То, что Бог не может вмешиваться в ход природы и, следовательно, невозможны чудеса, является предположением, которое не было и не может быть доказано и которое делает невозможным правильную оценку фактов в их объективной реальности. В этом проявляется разница между точкой зрения верующего христианского историка, который имеет в виду не только существование Бога, но и отношение тварей к Нему, и точкой зрения историка-рационалиста и неверующего, который отвергает даже возможность Божественного вмешательства в курс естественного права. [1]
Оно основано на телеологии :
- Христианский историк имеет в виду тот факт, что Основателем Церкви является Сын Божий и что Церковь учреждена Им для того, чтобы сообщить всему человеческому роду, при содействии Святого Духа, его спасение через Христа. . Именно с этой точки зрения христианский историк оценивает все отдельные события в их отношении к цели или задаче Церкви. С другой стороны, неверующий историк, признающий только естественные силы как у истоков, так и на протяжении всего развития христианства и отвергающий возможность какого-либо сверхъестественного вмешательства, не способен оценить работу Церкви, поскольку она является деятелем Божественного замысла. . [1]
Он не только рассматривает Церковь в качестве своего предмета, но и ориентирован на Церковь и принимает учение Церкви по своей собственной оценке:
- Католический историк настаивает на сверхъестественном характере Церкви, ее доктринах, учреждениях и стандартах жизни, поскольку они основаны на Божественном откровении и признают постоянное руководство Церковью Святого Духа. Все это для него объективная реальность, несомненная истина и единственное основание истинного научного прагматизма церковной истории. [1]
Универсальность
[ редактировать ]Тот факт, что в христианской истории случались расколы , подчинен притязаниям на универсальность Католической Церкви, которая не рассматривается как одна церковь среди многих:
- Католический историк не признает, что различные формы христианской религии можно рассматривать, грубо говоря, как связанное целое, и не рассматривает их все как один как множество несовершенных попыток приспособить учение и установления Христа к изменяющимся условиям. нужды времени, ни как прогрессивные шаги к будущему высшему единству, в котором только мы и должны искать совершенный идеал христианства. Есть только одно Божественное откровение, данное нам Христом, и одно основанное на нем церковное предание; следовательно, истинной может быть только одна Церковь, т. е. Церковь, в которой указанное откровение находится во всей его полноте и учреждения которой развились на основании этого откровения и под водительством Святого Духа. [1]
С другой стороны, в дискуссии учитывается влияние церквей за пределами Католической церкви.
Традиционная периодизация
[ редактировать ]Первый период
[ редактировать ]Основание Церкви и развитие устойчивых норм церковной жизни в пределах греко-римской цивилизации.
Второй период
[ редактировать ]Церковь как главная сила в новых романских, немецких и славянских государствах Европы, отделение восточного христианского мира от церковного единства и окончательное свержение Византийской империи .
Третий период
[ редактировать ]Распад религиозного единства среди западноевропейских народов и внутренняя реформация католической церкви столкнулись с протестантизмом . Огромное географическое расширение Церкви с миссионерами в Южной Америке, части Северной Америки и многочисленными миссионерами в Азии и Африке.
Поворотные моменты
[ редактировать ]Некоторые считали понтификат Григория Великого 590 годом. [2] или, [3] в более общем плане — конец VI и середина VII веков как завершение первого периода; другие приняли Шестой Генеральный совет в 680 году, [4] или Трулланский синод 692 года, [5] или конец VII века; другие снова замыкают первый период св. Бонифацием , [6] или с иконоборцами , [7] или с Карлом Великим . [8] Для Запада Краус считает начало VII века концом первого периода; для Востока — конец того же века.
Точно так же вдоль линии разделения между вторым и третьим периодами проходят события, имеющие огромное значение для церковной жизни: Возрождение с его влиянием на всю интеллектуальную жизнь, завоевание Константинополя турками, открытие Америки и нового континента. проблемы, которые, как следствие, должна была решить Церковь, появление Лютера и ереси протестантизма , Тридентский собор с его решающим влиянием на развитие внутренней жизни Церкви. Протестантские историки расценивают появление Лютера как начало третьего периода. Некоторые католические авторы (например, Краус) завершили второй период серединой 15 века.
Авторы также не вполне согласны относительно поворотных моментов, которые следует включить в основные периоды. Действительно, обращение Константина Великого настолько глубоко повлияло на жизнь Церкви, что правление этого первого христианского императора обычно воспринимается как ознаменование разделения в первый период. Во втором периоде особенно выдающиеся личности обычно отмечают границы нескольких подразделений, например, Карл Великий , Григорий VII , Бонифаций VIII , хотя это приводит к недооценке других важных факторов, например, греческого раскола , крестовых походов . Поэтому недавние авторы предполагают другие границы, которые подчеркивают силы, действующие в жизни Церкви, а не выдающихся личностей. При подразделении третьего периода возникает та же трудность. Многие историки считают Французскую революцию конца XVIII века событием достаточной важности, чтобы потребовать новой эпохи; четкую эпохальную линию. другие видят в Вестфальском договоре (1648 г.), с которым завершилось образование великих протестантских территорий.
Источники
[ редактировать ]Источники естественным образом делятся на два класса:
- Остатки ( reliquiae, Ueberreste ) или непосредственные источники, т. е. такие, которые непосредственно доказывают факт, сами являясь частью или остатком факта. К этому классу принадлежат, например, литургические обычаи, церковные учреждения, акты пап и соборов, произведения искусства и т. д.; также памятники, установленные в память о событиях, например, надписи.
- Традиции или промежуточные источники, т.е. такие, которые основаны на заявлениях свидетелей, которые сообщают о событии другим. Традиция может быть устной (повествования и легенды), письменной (сочинения отдельных авторов) или изобразительной (картины, статуи).
Останки
[ редактировать ]Остатки прошлого Церкви, которые прямо свидетельствуют об исторических фактах, следующие:
- Надписи, то есть тексты, написанные на прочном материале, которые либо предназначались для увековечения знаний об определенных действиях, либо описывали характер и цель конкретного объекта. Христианские надписи разных эпох и стран сейчас доступны в многочисленных коллекциях.
- Памятники, воздвигнутые в христианских целях, особенно гробницы, священные сооружения, монастыри, больницы для больных и паломников; предметы, используемые в литургии или частных богослужениях.
- Литургии, обряды, особенно богослужебные книги разного рода, использовавшиеся когда-то в богослужении.
- Некрологи и книги братства, используемые при молитвах и общественных службах за живых и мертвых.
- Папские акты, буллы и сводки в значительной степени издавались в папских « Буллариях », « Регестах » и специальных церковно-национальных сборниках.
- Акты и постановления генеральных соборов и частных синодов.
- Сборники официальных указов римских общин, епископов и других церковных властей.
- Правила веры ( symbola fldei ), составленные для публичного использования Церковью, из которых были составлены различные сборники.
- Официальные сборники церковных законов, юридически обязательных для всей Церкви.
- Правила и конституции орденов и конгрегаций.
- Конкордаты между церковной и светской властью.
- Гражданские законы, поскольку они часто содержат вопросы, касающиеся религии или церковного интереса.
Традиция
[ редактировать ]К ним относятся те источники, которые опираются только на традицию и которые, в отличие от останков, сами по себе не являются частью факта. Они есть:
- Сборники деяний мучеников, преданий и житий святых.
- Сборники житий пап ( Liber Pontificalis ) и епископов отдельных церквей.
- Произведения церковных писателей, содержащие сведения об исторических событиях; в той или иной степени вся церковная литература относится к этой категории.
- Церковно-исторические произведения, принимающие в той или иной степени характер источников, особенно для того времени, в котором жили их авторы.
- Живописные изображения (картины, скульптуры и т. д.).
Вспомогательные науки
[ редактировать ]Специальные вспомогательные науки (например, эпиграфия, палеография, нумизматика) занимаются некоторыми частными видами упомянутых выше источников.
- Изучение языков источников , что обусловливает необходимость использования лексики, как общей, так и специальной (т. е. для языка конкретных авторов). [9]
- Палеография — методическое введение в чтение и датировку всех видов рукописных источников. и сформулировано Мабийоном Впервые оно было научно исследовано в книге «Де редипломатия» (Париж, 1681). [10]
- Дипломатика , которая учит критически рассматривать форму и содержание исторических документов (например, хартий, привилегий), высказываться об их подлинности, правильно их понимать и методично использовать. Обычно ее совмещают с палеографией. [11]
- Историческая методология , позволяющая студенту правильно и критично относиться ко всем известным ему источникам и объединять результаты своих исследований в методическом повествовании. [12]
- Библиография — практическая наука о быстром поиске литературы по определенной церковно-исторической теме. [13]
- Хронология : как распознать и с точностью зафиксировать даты, встречающиеся в источниках. Первые важные хронологические исследования были предприняты Скалигером ( De emendatione temporum , Йена, 1629-), Петавиусом ( Rationarium temporum , Лейден, 1624; De doctrina temporum , Антверпен, 1703) и авторами Art de verifier les date des faits historiques. (Париж, 1750-). [14]
- Церковная география и статистика: первая учит узнавать места, в которых происходили исторические события, другая представляет развитие Церкви и действительное состояние ее учреждений, представленное синоптически, в таблицах с соответствующими цифрами и т. д. [15]
- Эпиграфия , руководство по чтению и методическому использованию христианских надписей на памятниках. [16]
- Христианская археология и история изящных искусств , в рамках которой студент учится научному изучению и использованию памятников, которые своим происхождением обязаны христианскому влиянию.
- Нумизматика – наука о монетах разных стран и эпох. Поскольку правом чеканки монет пользовались не только папы, но и многочисленные епископы, обладавшие некогда светской властью, нумизматика принадлежит, по крайней мере в некоторые эпохи, к вспомогательным наукам церковной истории. [17]
- Сфрагистика , или наука о печатях (греч. spragis , печать). Ее объектом является изучение различных печатей и штампов, используемых при скреплении писем и документов, как гарантии их подлинности. [18]
- Геральдика , которая учит студентов правильно читать гербы и т. д., используемые церковными и светскими лордами. Он часто проливает свет на семьи исторических персонажей, время или характер тех или иных событий, историю религиозных памятников. [19]
Историки
[ редактировать ]Народы, среди которых впервые распространилось христианство, обладали высокоразвитой цивилизацией и литературой, богатой историческими произведениями. Летописи были составлены в III веке Юлием Африканским и Ипполитом Римским , некоторые фрагменты из которых сохранились. Только в IV веке появляется собственно церковная история.
Церковные историки первого периода
[ редактировать ]Евсевий , епископ Кесарии Палестинской (умер в 340 г.), назван «отцом церковной истории» и написал «Хронику». [20] а также История Церкви . [21] «История Церкви» возникла на основе «Хроники» и впервые появилась в девяти книгах; оно охватывало время от смерти Христа до побед Константина и Лициния (312 и 313 гг.). Впоследствии Евсевий добавил десятую книгу, в которой повествуется о победе Константина над Лицинием (323 г.). Он стремился представить в наиболее благоприятном свете христианские чувства новообращенного императора Константина и его служение христианской церкви, и его критиковали за его пристрастие к Константину и его смягчение недостатков последнего. [22] Сохранился также краткий исторический трактат Евсевия «О палестинских мучениках».
Этот крупный христианский историк нашел в первой половине V века несколько подражателей, но их труды частично сохранились, если вообще сохранились. Оригиналы первых двух общих повествований церковной истории после Евсевия были утеряны, то есть «Христианская история» пресвитера Филиппа Сиде и «Церковная история» арианина Филосторгия . Три других ранних церковных истории, написанных об этом периоде, также утеряны: от пресвитера Исихия Иерусалимского (умер в 433 г.), аполлинария Тимофея из Берита и Сабина из Гераклеи .
Около середины V века «Церковная история» Евсевия была продолжена одновременно тремя писателями. До нас дошли все три продолжения. Первый был написан Сократом Схоластиком , защитником ( scholasticus ) Константинополя, который в своей «Церковной истории» [23] которое он прямо (I, 1) называет продолжением труда Евсевия, описывает в семи книгах период от 305 (отречения Диоклетиана) до 439 г. Автор честен, проявляет критическую проницательность в использовании своих источников, имеет ясный и простой стиль. После него, часто пользуясь его историей, следует Гермий Созомен (или Созомен), также адвокат в Константинополе, чья «Церковная история» в девяти книгах охватывает период с 324 по 425 год. [24] Оба этих писателя превосходят Феодорита , епископа Кирского (умер около 458 г.), который в своей «Церковной истории» [25] продолжение труда Евсевия, описывает в пяти книгах период от начала арианства (320 г.) до начала несторианской смуты (428 г.). Помимо сочинений своих предшественников, Сократа и Созомена, он также использовал сочинения латинского ученого Руфина и вплел в свое повествование множество документов. Феодорит написал также « Историю монахов» . [26] в котором он излагает жития тридцати знаменитых подвижников Востока. Подобно « Истории святых отцов» или Historia Lausiaca », названной так по имени некоего Лауса посвятил книгу , которому Палладий , написанную около 420 г. [27] [28] этот труд Феодорита является одним из основных источников по истории восточного монашества. Феодорит также опубликовал «Сборник еретических лжи», т. е. краткую историю ересей с опровержением каждой. [29] с подобным Панарионом Епифания Вместе , [30] он предлагает материал о самых ранних ересях.
В VI веке эти историки нашли других продолжателей. Теодор Лектор составил краткий сборник из сочинений трех упомянутых выше продолжателей Евсевия: Сократа, Созомена и Феодорита. Затем он написал в двух книгах самостоятельное продолжение этого краткого изложения вплоть до правления императора Юстина I (518-27); До нас дошли лишь фрагменты этого произведения. [31] Захария Ритор , сначала адвокат в Берите в Финикии , а затем (по крайней мере с 536 г.) епископ Митилены на острове Лесбос , сочинил, будучи еще мирянином, церковную историю, описывающую период с 450 по 491 гг., но в основном занят личным опытом автора в Египте и Палестине. Сирийская версия этого труда сохранилась в виде книг III–VI всеобщей истории Сирии, хотя сохранились также некоторые главы в латинской версии. [32] Помимо этой истории, его склонность к монофизитству также очевидна из его биографии патриарха-монофизита Севера Антиохийского и из его биографии монаха Исайи, двух дошедших до нас работ в сирийской версии. [33] Еще более важной является «Церковная история» Евагрия Схоластика , умершего примерно в конце VI века. Его труд является продолжением Сократа, Созомена и Феодорита и в шести книгах рассматривает период с 431 по 594 год. Он основан на хороших источниках и заимствован у светских историков, но иногда Евагрий бывает слишком доверчив. Однако с точки зрения несторианства и монофизитства его работа заслуживает пристального внимания. [34]
Среди хроник, относящихся к концу греко-римской античности, особого упоминания заслуживает Chronicon Paschale , названный так потому, что пасхальный или пасхальный канон составляет основу христианской хронологии. [35] Около 700 года епископ-монофизит Иоанн Никиу (Египет) составил вселенскую летопись; его notitiae имеют большую ценность для VII века. Эта хроника сохранилась в эфиопском варианте ( Chronique de Jean, évêque de Nikiou , publ. par. H. Zotenberg , Paris, 1883). Зотенберг считает, что произведение изначально было написано на греческом языке, а затем переведено; Нельдеке ( Gottinger gelehrte Anzeigen , 1881, 587 кв. кв.) считает более вероятным, что оригинал был коптским. Александрийский Косма («Индийский путешественник») подготовил христианскую «топографию», имеющую большую ценность для церковной географии (изд. Montfaucon, Collectio nova Patrum et Scriptor. græc , II, Париж, 1706 г.; переведено на английский язык МакКриндлом, Лондон, 1897 г.) . Большую ценность также для церковной географии представляют Notitiae episcopatuum ( Taktika ), или списки патриарших, митрополичьих и епископских кафедр Греческой Церкви ( Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum , изд. Parthey, Берлин, 1866; Georgii Cyprii Descriptio orbis цыгане , изд. Гейзер, Лейпциг, 1890 г.). Крупнейшим собранием ранних греческих историков Церкви является собрание Анри де Валуа в трех томах-инфолио (Париж, 1659–1673 гг.; улучшено Уильямом Ридингом , Кембридж, 1720 г.); в нем содержатся Евсевий , Сократ , Созомен , Феодорит , Евагрий , а также фрагменты Филосторгия и Феодора Лектора .
Древние сирийские сочинения, представляющие церковно-исторический интерес, представляют собой главным образом Деяния мучеников и гимны святым ( Acta martyrum et Sanctorum , изд. Беджан, Париж, 1890-). , «Эдесская хроника» основанная на античных источниках, была написана в VI веке (изд. Ассемани , Bibliotheca orientalis , I, 394). В том же столетии епископ-монофизит Иоанн Эфесский написал историю Церкви, но сохранилась только третья ее часть (571–586 гг.) (под ред. Уильяма Кюртона , Оксфорд, 1853; тр., Оксфорд, 1860). Пространные выдержки из второй части встречаются в летописях Дионисия Тельмерского. Его работы охватывают 583-843 годы (фрагменты в Ассемани, Bibliotheca orientalis , II, 72 кв.). Важнейшая исконная армянская летопись церковно-исторического характера приписывается Моисею Хорене , историческому персонажу V века. Автор «Истории Великой Армении» называет себя Моисеем из Хорены и утверждает, что жил в V веке и был учеником знаменитого Святой Месроп (см.). Самосвидетельство составителя следует отвергнуть, так как в произведении использованы источники VI и VII веков, а в армянской литературе ранее IX века его не обнаружено. Вероятно, поэтому оно возникло примерно в VIII веке. В известных рукописях труд содержит три части: « Генеалогия Великой Армении», простирающаяся до династии Аршакидов , « Средний период нашей родословной» до смерти св. Григория Просветителя и «Конец истории нашей страны» до смерти св. падение армянских Аршакидов (изд. Амстердам, 1695 г.; Венеция, 1881 г.; французский перевод в Ланглуа, Collection des historiens anciens et Contemporaryes de l'Arménie , 2 тома, Париж, 1867–1869). В средние века еще существовала четвертая часть. Работа выглядит в целом надежной. Древняя история, вплоть до 2-го или 3-го века после Рождества Христова, основана на народных легендах. Другой армянский историк – Елисеус Вартапед (см.).
Обширные церковно-исторические труды появляются на Латинском Западе позже, чем на Греческом Востоке. Первые начинания исторической науки ограничиваются переводами с дополнениями. Так, св. Иероним перевел « Хронику Евсевия» и продолжил ее до 378 г. В то же время он открыл особую область — историю христианской литературы — в своем «De viris illustribus» ; ( Хроникон , изд. Шене, 2 т., Берлин, 1866–75; De vir. илл. , изд. Ричардсон, Лейпциг, 1896). Около 400 г. « Церковная история Евсевия» была переведена Руфином, который добавил историю Церкви с 318 по 395 год в две новые книги (X и XI). Продолжение Руфина вскоре было переведено на греческий язык. Последнее издание находится в Берлинском собрании греко-христианских сочинений, упомянутом выше в связи с Евсевием. Евсевия », сделанной св. Иеронимом, За латинской редакцией « Хроники позже последовало множество других хроник, среди которых можно упомянуть сочинения Проспера , Идация , Марцеллина, Виктора Тунунского. , Марий Аваншский , Исидор Севильский и преподобный Беда . На Западе первую независимую историю откровения и Церкви написал Сульпиций Север , опубликовавший в 403 году свою Historia (Chronica) Sacra в двух книгах; оно достигает от начала мира примерно до 400 (PL, XX; изд. Хана, Вена, 1866). Это короткий трактат и содержит мало исторических сведений. Чуть позже Орозий написал свою Historia adversus paganos в семи книгах — универсальную историю с точки зрения христианского апологета. Оно начинается с потопа и доходит до 416 г. Целью Орозия было опровергнуть языческое обвинение в том, что великие несчастья Римской империи произошли из-за победы христианства (PL, XXXI; изд. Зангемейстера, Вена, 1882). С той же целью, но с гораздо более грандиозной и возвышенной концепцией, святой Августин написал свое знаменитое «De civitate Dei» , составленное между 413 и 428 годами и изданное частями. Это апологетическая философия истории с точки зрения Божественного откровения. Работа важна для церковной истории ввиду многочисленных исторических и археологических отступлений (изд. Домбарта, 2-е изд., Лейпциг, 1877). Примерно в середине VI в. Кассиодор приказал перевести на латынь произведения Сократа, Созомена и Теодорита, а затем объединил эту версию в одно полное повествование под названием Historia tripartita (PL, LXIX-LXX). Вместе с работами Руфина и Орозия она была одним из основных источников, из которых на протяжении Средневековья западные народы черпали свои знания по истории ранней церкви. Богатый материал для церковной истории содержится также в национальных историях некоторых западных народов. Из « Истории готов» , написанной Кассиодором, единственной сохранившейся частью является отрывок из Jordanis , De origine actibusque Getarum (изд. Моммзена в Mon. Germ. Hist: Auct. antiquissimi , V., Berlin, 1882). Особенно важна «История франков» в десяти книгах Григория Турского , доходящая до 591 года (изд. Арндта, Mon. Germ. Hist: Scriptores rerum Meroving , I, Hanover, 1884–5). Григорий написал также Liber de vitâ Patrum , труд под названием In gloriâ martyrum , и книгу De virtutibus (т.е. чудеса) С. Юлиани. и De virtutibus С. Мартини (изд. цит., часть II, изд. Круш). В начале VII века св. Исидор Севильский составил « Хронику западных готов» ( История Regibus Gothorum, Vandalorum и Suevorum , изд. Моммзена, Chronica Minora , II, 241–303). Несколько других подобных хроник, с 4 по 7 века, были отредактированы Моммзеном в Germaniae Historica : Auctores Antiquissimi под названием Chronica Minora. Monumenta
Церковные историки второго периода
[ редактировать ]Второй период церковной истории породил обильную специальную историческую литературу. Его произведения чаще посвящены отдельным народам, епархиям и аббатствам; общие истории редки. Более того, благодаря господствующему положению Церкви среди западных народов, церковная и светская истории в эту эпоху тесно переплетены.
На Востоке церковная история почти полностью отождествляется с историей императорского двора вследствие тесных связей государства и церкви. По этой же причине византийские хроники от Юстиниана Великого до разрушения империи в середине XV века содержат сведения об истории Греческой Церкви. [36] Крупнейшим церковным историком византийского периода является Никифор Каллист , период расцвета которого приходится на начало 14 века.
Одним из крупных сирийских источников является вышеупомянутая хроника Дионисия Тельмерского . К концу XII века Михаил Кандис , патриарх якобитов (умер в 1199 году), написал хронику от сотворения мира до 1196 года. Это важный источник по истории Сирийской церкви после VI века, особенно по истории походы крестовые . [37] Другой патриарх якобитов, Григорий Абулфарагий или Бар-Гебрей, Мафриан (т. е. предстоятель) Сиро-Яковитской церкви (1266–86), также написал вселенскую летопись в трех частях. Другие работы включают Библиотеку ( Myriobiblon ) Фотия I Константинопольского (умер в 891 г.), в которой описаны около 280 авторов и цитируются отрывки из них, [38] и работа « О ересях святого Иоанна Дамаскина» .
На протяжении всего этого периода Запад предоставил обильный материал для церковной истории, но мало по-настоящему исторических работ. В 9 веке Хаймо, епископ Хальберштадта (умер в 853 г.), взялся написать церковную историю первых четырех столетий, взяв Руфина в качестве своего главного авторитета. [39] Впоследствии, с помощью латинских переводов Георгия Синцелла, Никифора и особенно Феофана, к которым он добавил свой собственный материал, римский аббат Анастасий Библиотекарий (Библиотекарь) написал « Церковную историю» ко времени умершего Льва Армянина. в 829. [40]
Примерно в середине XII века Ордерикус Виталис , аббат Св. Эврула в Нормандии, написал « Церковную историю» в тринадцати книгах; он достигает 1142 года и имеет особую ценность для истории Нормандии, Англии и крестовых походов. [41] Доминиканец Варфоломей из Лукки , известный также как Птолемей де Фиадониб (умер в 1327 г.), охватывал более длительный период. Его работа в двадцати четырех книгах началась в 1313 году и была продолжена до 1361 года Генрихом Диссенхофенским . [42] Flores Chronicorum seu Catalogus Pontificum Romanorum Бернара Гвидониса , епископа Лодевского (умер в 1331 г.), можно причислить к трудам по общей истории Церкви. [43] Самый обширный и относительно лучший исторический труд этого периода — «Summa Historialis» святого Антонина . В нем рассматривается светская и церковная история от сотворения мира до 1457 года.
За национальными историями, появившимися к концу последнего периода ( Кассиодора , Иордана , Григория Турского ), последовали аналогичные труды, излагающие историю других народов. Достопочтенный Беда написал свою замечательную «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» , в которой в пяти книгах описывается история Англии от римского завоевания до 731 года, хотя в основном речь идет о событиях после Августина Кентерберийского в 596 году. миссии [44] Паулюс Варнефрид (Диакон) написал историю своих собратьев-лангобардов ( Historia Langobardorum ) с 568 по 733 год; он до сих пор остается основным источником истории его народа. Неизвестный писатель продолжил ее до 774 года, а в 9 веке монах Эрхемберт дополнил историю лангобардов Беневентума до 889 года. [45] Паулюс написал также историю епископов Меца ( Gesta episcoporum Mettensium , ad. в Mon. Germ. Hist: Script. , II) и другие исторические труды. Скандинавский Север нашел своего церковного историка в лице Адама Бременского ; он охватывает период между 788 и 1072 годами, и его работы имеют особое значение для истории Гамбург-Бременской епархии . [46] Флодоард (умер в 966 г.) написал историю Реймсской архиепархии ( Historia ecclesiæ Remensis ) до 948 г., что было очень важным источником по истории Французской церкви того времени. [47]
Церковная история Северной Германии была описана Альбертом Кранцем , каноником Гамбурга (умер в 1517 г.), в его «Метрополисе» или «Historia de ecclesiis sub Carolo Magno in Saxoniâ instauratis» (т. е. с 780 по 1504 г.; Франкфурт, 1576 г. и часто переиздаваемая). Среди особых исторических сочинений этого периода Западной церкви — Liber Pontificalis , важное собрание папских биографий, которые приобрели большие размеры после 4-го века, иногда были очень длинными в 8-м и 9-м веках и через различные продолжения доходили до Смерть папы Мартина V в 1431 году. [48] Немецкие, итальянские, французские и английские хроники, анналы и биографии этой эпохи очень многочисленны. [49]
Церковные историки третьего периода
[ редактировать ]С XVI века наступила новая эпоха в церковной истории: историческая критика шла рука об руку с ростом гуманистического образования. Исследованы источники исторических событий на предмет их достоверности.
Религиозные споры, последовавшие за возникновением протестантизма, также послужили стимулом для исторических исследований. Книгопечатание сделало возможным быстрое распространение всевозможных сочинений, так что источники церковной истории вскоре стали известны и изучались в самых широких кругах, а новые труды по церковной истории могли распространяться во всех направлениях.
С середины 16 до середины 17 века.
[ редактировать ]Первый крупный труд по истории церкви, появившийся в этот период, был написан в интересах лютеранства . Матиас Флаций по прозвищу Иллирикус (уроженец Иллирии) объединился с пятью другими лютеранами ( Ионом Вигандом , Матиасом Юдексом , Базилиусом Фабером , Андреасом Корвином и Томасом Хольцшуером ), чтобы создать обширный труд, который должен представить историю Церкви как убедительная апология строгого лютеранства. (См. «Центуриаторы Магдебурга ».) В «Центуриях» , партийной работе, институты Римской церкви предстают как дела сатаны и тьмы. Это вызвало католические опровержения, особенно со стороны Цезаря Барония . По настоянию Филиппа Нери в 1568 году он взял на себя задачу создания церковной истории, которую он довел до конца XII века и опубликовал под названием Annales ecclesiastici (12 томов, Рим, 1588–1607). Затем появились многочисленные ее издания и продолжения.
С середины 17 до конца 18 века.
[ редактировать ]- Историки католической церкви
С середины 17 в. французские писатели активно занимались церковно-историческими исследованиями. Сочинения отцов церкви и другие древние источники издавались лучшими изданиями, хорошо развивались вспомогательные науки истории. Антуан Годо , епископ Ванса , написал « Историю église», относящуюся к 9 веку (5 томов, Париж, 1655–78; появилось несколько других изданий, и работа была переведена на итальянский и немецкий языки), а также к ораторскому Кабассуту. для Historia ecclesiastica (Лион, 1685 г.). Хотя иезуит Луи Маймбур не написал непрерывной церковной истории, он опубликовал многочисленные трактаты (Париж, 1673—83): об арианстве, иконоборчестве, греческом расколе, борьбе между папами и императорами, западном расколе, лютеранстве и кальвинизме.
Среди крупнейших церковных историков этого периода: Ноэль Александр (Наталис Александер), доминиканец; Клод Флёри , написавший «Церковную историю» в 20 томах, дошедший до 1414 года (Париж, 1691–1720) как умеренный галликанец; и Луи-Себастьян Ленен де Тиллемон . К этому следует добавить Боссюэ , который в своих «Рассуждениях о вселенной» (Париж, 1681 г.) рассматривал историю Церкви вплоть до Карла Великого. Его «История вариаций протестантских церквей» (2 тома, Париж, 1688 г.) описывает изменения, которые вальденсы, альбигойцы, виклифиты и гуситы, а также Лютер и Кальвин внесли в фундаментальные доктрины католической церкви.
Их преемники в XVIII веке выгодно отличаются от своих предшественников как в критике источников, так и в научной точности. Примечательны следующие: Франсуа Тимолеон де Шуази , Histoire de l'Église (11 тт., Париж, 1706–23); Бонавентура Расин (янсенист), Сокращенная церковная история (13 томов, Кельн, собственно Париж, 1762–1767 гг.); Габриэль Дюкре , Христианские столетия (9 томов, Париж, 1775 г.; 2-е объявление в 10 тт., Париж, 1783 г.). Наибольшее распространение получила « История церкви» Беро -Беркастеля .
Однако Италия в этот период была продуктивной в основном в христианской археологии и специальных отделах истории. Имена кардиналов Нориса, Боны и Паллавичини, архиепископа манси Лукки , библиотекаря Ватикана Заканьи, Фердинандо Угелли , Ронкальи, Бьянкини, Муратори, братьев Пьетро и Джироламо Баллерини, Галланди и Заккариа указывают на масштабы проводимых исторических исследований. в Италии в XVIII в. Среди общих историй Церкви — Storia Ecclesiastica доминиканского Джузеппе Агостино Орси . Церковную историю столь же обширного масштаба предпринял ораторианец Сакарелли . Третий труд, еще более обширный по характеру и относящийся к началу XVIII века, был написан французским доминиканцем Гиацинтом Гравесоном , проживающим в Италии, Historia ecclesiastica variis Colloquiia Digesta (12 томов, Рим, 1717-). Манси продолжили ее в двух томах до 1760 года. Широко читаемые сборники общей церковной истории были написаны августинианцами. Лоренцо Берти ( Breviarium historiæ ecclesiasticæ , Пиза и Турин, 1761–1768 гг.), Написавший также три тома «Исторических диссертаций» (Флоренция, 1753–1756 гг.); Карло Сигонио трактовал первые три столетия (2 т., Милан, 1758 г.), а Джузеппе Золя трактует тот же период в своем Commentarium de rebus ecclesiasticis (3 т., Павия, 1780-), а также написал комментарий к Пролегоменам. о делах и т.п. (3 т., Павия, 1779 г.).
В Испании августинец Энрике Флорес в этот период начал монументальный труд по церковной истории Испании, España sagrada , который после смерти автора в 1773 году достиг своего двадцать девятого тома. Мануэль Риско продолжил ее до сорок второго тома, а после его смерти она была еще ближе к завершению, пятьдесят первый том появился в 1886 году. В Германии появилось несколько специальных работ, монографии отдельных епархий и монастырей, но Общая история церкви не изучалась до тех пор, пока Иосиф II не провел реформу богословских исследований. Лампера Среди них — «Institutiones historiæ ecclesiasticæ» (Вена, 1790 г.); Institutiones historiae eccl. Данненмейера (2 т., Вена, 1788 г.), относительно лучшего; История синопсиса . религ. и др. Христос. Ройко (Прага, 1785 г.); Воплощение истории. эккл. Гмайнера (2 тома, Грац, 1787–1803) и аналогичные работы Вольфа, Шмальцфуса, Штёгера, Беккера. В Нидерландах были составлены сборники, например, Мутсартса (2 тома, Антверпен, 1822 г.), Росвейде (2 тома, Антверпен, 1622 г.), М. Шефне ( Эккл. Катол. speculum Chronographicum , 3 тома, Льеж, 1666–70).
- Историки протестантской церкви
Прошло некоторое время после публикации « Магдебургских центурий» (см. выше), прежде чем протестантские ученые снова предприняли обширную самостоятельную работу в области церковной истории. Их разделение на реформатов и лютеран, с одной стороны, и внутренние распри между лютеранами, с другой, отвлекали внимание. Когда протестантская наука снова возникла, реформатские церкви взяли на себя инициативу и сохранили ее до 18 века. Это было верно не только в области специальной истории, в которой они выпустили важные публикации (например, «Antiquitates ecclesiasticæ» Бингама , 1722; работы Граба, Бевериджа, Блонделя, Дайе, Сомез, Ашера, Пирсона, Додуэлла и т. д.), но и также в области всеобщей церковной истории. Среди этих авторов: Иоганн Генрих Хоттингер , чья Historia ecclesiastica Novi Test. (9 т., Ганновер, 1655–1667) враждебно относится к католической церкви; Жак Баснаж , противник Боссюэ ( Histoire de l'Église depuis Jésus-Christ jusqu'à present , Роттердам, 1699); Антуан Баснаж , оппонент Барония ( Annales politico-eccles. 3 vols., Роттердам, 1706), и Шпанхейма ( Introductio ad hist. et antiquit. Sacred. , Лейден, 1687; Historia ecclesiastica , Лейден, 1701). Кроме того, реформатские церкви выпустили ряд руководств по истории церкви, например, Turettini, Hist. экклс. компендиум (Галле, 1750 г.); Венема, Институт. историк. эккл. (5 томов, Лейден, 1777 г.); Яблонский, Институт. история. эккл. (2 тома, Франкфурт, 1753 г.). Подобные протестантские руководства появились в Англии, например, Милнер, «История Церкви Христа» (4 тома, Лондон, 1794 г.); Мюррей «История религии» (4 тома, Лондон, 1794 г.) и Пристли « История христианской церкви» .
В 17 веке лютеране выпустили « Сборник истории». эккл. Зекендорфа и Боклера (Гота, 1670–1676 гг.). Арнольда Но новая эра в лютеранской церковной историографии начинается с «Unparteiische Kirchen- und Ketzerhistorie» (2 тома, Франкфурт-на-Майне, 1699). Этот автор-пиетист дружелюбен ко всем сектам, но враждебен католической церкви и ортодоксальному лютеранству. Спокойнее — «Введение в памятные вещи церковно-исторических священных нови-тестов» Эберхарда Вейсмана . (2 т., Тюбинген, 1718 г.). Латинские исторические сочинения Иоанна. Лор. Мошейм , особенно его «De rebus christ». до Constantinum Magnum (Гельмштадт, 1753 г.) и историк Institutiones. экклс. antiquioris etrecentioris (Гельмштадт, 1755 г.) рассматривают церковь как институт светского происхождения. Его «Institutiones» были переведены на немецкий язык и продолжены двумя его учениками, Й. фон Эйнемом и Рудом. Шлегель (Лейпциг, 1769-; Хайльбронн, 1770-). Дальнейший прогресс был достигнут в работах Пфаффа, канцлера Тюбингена ( Institutiones histor. eccl. , Тюбинген, 1721 г.), Баумгартена ( отрывок из церковной истории , 3 тома, Галле, 1743-), Перча ( попытка церковной истории , 5 томов, Лейпциг, 1736-), Котты ( попытка подробной церковной истории Новый Завет , 3 т., Тюбинген, 1768–73). Специализированные работы были написаны двумя Уолчами-Йо. Георг Вальх выпускает «Историю региональных споров внутри и за пределами Евангелическо-лютеранской церкви» в двух частях, каждая из которых состоит из пяти томов (Йена, 1733–1739 гг.), а его сын Кристиан Вильгельм опубликовал длинную еретическую историю , одиннадцатый том которой посвящен иконоборцам (Лейпциг). , 1762–85). написал нового времени , начиная с Последний также религиозную Климента. историю
Главный лютеранский труд по общей истории церкви принадлежит Дж. Матиасу Шреку , ученику Мосхайма и профессору Виттенберга: «История христианской церкви до Реформации в тридцати пяти томах» (Лейпциг, 1768–1803), продолженная как «История церкви». со времен Реформации в восьми томах (Лейпциг, 1803–1808), к которым Ц. Ширмер добавил еще два (1810–12). Весь труд включает сорок пять томов и завершается началом XIX века. Работы Иоганна Саломона Семлера были его Historiæ eccles. selecta capita (3 тома, Галле, 1767 г.-), попытка дать плодотворный отрывок из истории церкви (3 части, Галле, 1778 г.) и попытка создания христианских ежегодников (2 части, Галле, 1782 г.). Большинство его современников писали церковную историю как летопись скандалов ( Скандалхроник ): суеверий, фанатизма и человеческих страстей. Этот дух особенно характерен для Шпиттлера, «Грундриса дер Геша». христианин Церковь » и Хенке, « Всеобщая история Хр. К.
19 век
[ редактировать ]Романтизм привел к пониманию католического средневекового мира, в то время как во всех областях образования появилось желание быть объективными в суждениях. Источники церковной истории изучались методом исторической критики.
Католические церковные историки
[ редактировать ]Именно в католической Германии эти изменения были впервые заметны, особенно в творчестве новообращенного графа Леопольда фон Штольберга . Его «История религии Иисуса Христа» была выпущена в пятнадцати томах, первые четыре из которых содержат историю Ветхого Завета и насчитывают 430 книг. Точно так же менее важная «История христианской церкви» (9 томов, Равенсбург, 1824–1834 гг.) Лохерер, довольно некритичный и демонстрирующий влияние Шрека, остался незавершенным и дошел только до 1073 года. Превосходная «История христианской церкви» И. Отмара фон Раушена также неполна. Полезный сборник, серьезный и научный по своему характеру, был начат Хортигом, профессором Ландсхута, Handbuch der christlichen Kirchengeschichte . Он завершил два тома (Ландсхут, 1821-) и достиг Реформации; третий том, сводящий работу к Французской революции, был добавлен его преемником Деллингером . Этот ученый, который позже отказался от католических взглядов и принципов своего прежнего времени, превзошел предыдущих писателей. Иоганн Адам Мёлер написал несколько специальных исторических работ и диссертаций исключительного достоинства. Его лекции по общей церковной истории были опубликованы после его смерти его учеником, бенедиктинцем Пием Гамсом ( Kirchengeschichte , 3 тома, Ratisbon, 1867).
К этим более крупным и эпохальным работам следует добавить несколько сборников, некоторые из которых, как Кляйн ( Historia ecclesiastica , Gratz, 1827), Руттеншток ( Institutiones hist. eccl. , 3 тома, Вена, 1832–184), Шерье ( Instit . hist. eccl. , 4 тома, Pestini, 1840-), представляли собой голое изложение фактов; другие, такие как Риттер ( Справочник по истории церкви , 3 тома, Бонн, 1830 г.; 6-е изд. Эннена, 1861 г.) и Альцог ( Всеобщая история христианской церкви , Майнс, 1840 г.; 10-е изд. Ф. Ф. Крауса , 1882 г.) , являются более длинными, критическими и тщательными. Отдельные периоды или эпохи церковной истории вскоре стали тщательно культивироваться, например, Риффелем, «Церковная история нового и нового времени», с начала религиозного раскола в 16 веке (3 тома, Майнц, 1841–186); Йозеф Фердинанд Дамбергер , Синхронная история церкви и мира в средние века (в 15 томах, Ратисбон, 1850–63; последний том под редакцией Раттингера), которая доходит до 1378 года. Карл Йозеф Хефеле — третий великий немецкий католические историки; его ценный Konziliengeschichte — это действительно всеобъемлющий труд по общей истории церкви. Первые семь томов произведения (Фрайбург, 1855–1874) доходят до 1448 года. Новое издание было начато автором (Фрайбург, 1873–); ее продолжил Кнопфлер (vol. V-VII), а Гергенретер (впоследствии кардинал) взялся продолжить работу и опубликовал еще два тома (VIII-IX, 1887–90); которые ведут историю Соборов до открытия Тридентского Собора. Хергенретер — четвертый великий церковный историк католической Германии. Его Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte (3 тома, Freiburg im B., 1876–80; 3-е изд., 1884–6; 4-е изд., переработанное Дж. П. Киршем , 1902 кв.) демонстрирует огромную эрудицию и завоевал признание даже среди протестантов. как наиболее независимую и поучительную историю католической церкви.
В последние годы меньшие по размеру, но научные сборники написали Брюк, Краузе Функ, Кнопфлер, Маркс и Вайс. Многочисленные периодические издания научного характера свидетельствуют об активной деятельности, проявленной в настоящее время в области церковной истории, например, исследования церковной истории (Мюнстер), источники и исследования в области истории (Падерборн), исследования христианской литературы и История догматов (Майнц и Падерборн), публикации семинара по истории церкви в Мюнхене .
Франция
[ редактировать ]Во Франции изучение церковной истории уже давно достигло того высокого уровня, которого оно достигло в 17 веке. Появились два обширных повествования об общей истории церкви. принадлежит Рене Франсуа Рорбахер Лучше всего , Histoire Universelle de l'Eglise Catholique (Нанси, 1842–1849). В нем мало независимых исследований, но это тщательно выполненная работа, и автор щедро и умело использовал лучшую и новейшую литературу (новое издание с продолжением Гийома, Париж, 1877 г.). Вторая работа принадлежит Даррасу (см.). В последние годы наука церковной истории достигла во Франции большого прогресса как в плане подлинной критики, так и в плане тщательного научного изложения. Критическая тенденция, вызванная и поддерживаемая главным образом Луи Дюшеном, продолжает процветать и вдохновляет очень важные работы, особенно в области специальной церковной истории. Среди сочинений Дюшена особого упоминания заслуживает Histoire ancienne de l'Église (2 тома, уже выпущены, Париж, 1906 г.). Еще одной важной публикацией является Bibliothèque de l'enseignement de l'histoire ecclésiastique, серия монографий разных авторов, из которых к настоящему времени вышло четырнадцать томов (Париж, 1896 г.), а некоторые выдержали несколько изданий. Марион Очень полезным пособием является «История церкви» (Париж, 1906).
Бельгия
[ редактировать ]Болландист де Смедт написал общее «Введение в церковную историю», трактованное критически (Лувен, 1876). Руководство по истории церкви было опубликовано Воутерсом ( Compendium hist. eccl. , 3 vols., Louvain, 1874), который также написал диссертации по selecta capita hist. и т. д. (6 тт. Лувен, 1868-72). Йозеф Андреас Юнгманн рассмотрел общую историю церкви до конца XVIII века в своих «Избранных диссертациях» по церковной истории . Характер церковно-исторических исследований в Лувене виден в Revue d'Histoire Ecclesiastique под редакцией Коши и Ладеза .
Италия
[ редактировать ]Некоторые руководства по истории церкви появились в Италии, например, Delsignore, Institutiones histor. экклс. под редакцией Тиссани (4 тома, Рим, 1837–46); Пальма, Preelectiones hist. эккл. (4 тома, Рим, 1838–46); Преццинер, «История церкви» (9 томов, Флоренция, 1822 г.); Ig. Моццони, «Пролегомены ко всеобщей истории церкви» (Флоренция, 1861 г.) и «Критические хронологические таблицы всеобщей истории церкви» (Венеция, 1856 г.). Балан опубликовал как продолжение универсальной церковной истории Рорбахера « Историю церкви с 1846 года до наших дней» (3 тома, Турин, 1886). Особые произведения большой ценности были созданы в различных отделах, прежде всего Джованни Баттистой де Росси в области христианской археологии. Однако некоторые недавние работы по общей истории церкви — например, Amelli, Storia della Chiesa (2 тома, Милан, 1877 г.); Тальялатела, Уроки церковной истории. и христианской археологии (4 тома, Неаполь, 1897 г.); Пиги, Инт. история. эккл. , I (Верона, 1901) — не соответствуют нынешнему стандарту, во всяком случае, с точки зрения методической и критической трактовки.
Испания
[ редактировать ]вдохновила две крупные работы: одну Вильянуэву ( Литературное путешествие по церквям Испании , Мадрид, 1803–21; 1850–2), другую де ла Фуэнте ( Церковная история Испании Historia ecclesiastica de España , 2-е изд., 2). тт., Мадрид, 1873–185). В области всеобщей истории появилась только «Historia ecclesiastica o Трактат Церкви Иезу Христо» Амата (12 томов, Мадрид, 1793–1803, 2-е изд. 1807 г.) – не очень тщательный труд. Хуан Мануэль де Берриозобаль написал «Историю церкви в первые века ее существования» (4 тома, Мадрид, 1867 г.). Доминиканец Франсиско Ривас-и-Мадрасо опубликовал руководство ( Courso de historia ecclesiastica , 3 т., 3-е изд., Мадрид, 1905).
Нидерланды
[ редактировать ]Первое научное католическое руководство по истории церкви на голландском языке было написано Альберсом ( «Handboek der alles Kerkhistorie» , 2 тома, Неймеген, 1905–7; 2-е изд., 1908).
Англия
[ редактировать ]Особая церковная история может указывать на множество английских произведений. [50]
Шотландия
[ редактировать ]Краткий общий католический отчет об истории церкви в Шотландии содержится в книге Т. Уолша « История католической церкви в Шотландии» (1876 г.). Книга Альфонса Беллесхейма имеет полную библиографию, переведенную на английский Хантер-Блером , «История католической церкви в Шотландии» (4 тома, Лондон, 1887, кв.). Некатолическим произведением является «История Кирка» Колдервуда (8 томов, Эдинбург, 1842 г.).
Ирландия
[ редактировать ]Первым крупным католическим трудом по общей церковной истории Ирландии была работа Ланигана « Церковная история Ирландии» (4 тома, 2-е изд., Дублин, 1829 г.), относящаяся только к началу 13 века. Однотомный труд принадлежит францисканцу Майклу Джону Бренану « Церковная история Ирландии» (2-е издание, Дублин, 1864 г.). [51]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Научной документальной работой является работа Джона Гилмари Ши « История католической церкви в Соединенных Штатах» (4 тома, Нью-Йорк, 1886 г.). Книга О'Гормана «История Римско-католической церкви в Соединенных Штатах» (Нью-Йорк, 1895 г.) содержит полезную библиографию.
Австралия
[ редактировать ]Об Австралии см. кардинала Морана » « Историю католической церкви в Австралазии (Сидней, 1896 г.).
Историки протестантской церкви
[ редактировать ]Среди протестантов церковную историю культивировали главным образом немецкие лютеране; их произведения стали авторитетными среди некатоликов. [52]
Другая протестантская школа больше симпатизирует взглядам Семлера. Ее первыми лидерами были так называемая «Нео-Тюбингенская школа» под руководством Иоганна Кристиана Баура , чьи церковно-исторические сочинения являются прямо антихристианскими: «Христианство и церковь первых трех столетий» (Тюбинген, 1853 г.); Христианская церковь IV-VI веков (Тюбинген, 1859 г.); Христианская церковь Средневековья (Тюбинген, 1860 г.); Современная эпоха (Тюбинген, 1861–1863 гг.); Девятнадцатый век (Тюбинген, 1863–73). Сам Баур и его сторонники-рационалисты Швеглер, Ритчль, Роте также написали специальные труды о происхождении церкви. «Всеобщая церковная история Гфрёрера» (7 частей, Штутгарт, 1841 г.), написанная до его обращения, является продуктом этого духа. Несмотря на постоянные нападки, эта школа, главным представителем которой был Адольф Гарнак , преобладала в немецком протестантизме. Мёллер в своем учебнике церковной истории пишет умеренно; аналогично Мюллер в своем Церковная история (Тюбинген, 1892, пл.).
В XIX веке реформаты (см. выше) также произвели меньше в области общей церковной истории, чем лютеране. [53]
Важная общая церковная история, созданная англиканскими учеными, была отредактирована У. Стивенсом и У. Хантом — «История английской церкви», написанная различными авторами (Хант, Стивенс, Кейпс, Гэрднер, Хаттон, Овертон). [54]
Греческие православные писатели
[ редактировать ]Греческие православные писатели написали два труда по общей истории Церкви: « Historia Ekklesiastike» Диомеда Кириака (2 тома, Афины, 1882 г.) и « Ekklesiastike historia apo Iesou Christou mechri ton kath hemas chronon» Филарета Бафеида (Константинополь, 1884–).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кирш, Иоганн Петер (1910), Церковная история , Новое пришествие
- ^ Неандер , Якоби , Баур и др.
- ^ Мёллер , Карл Мюллер
- ^ Дёллингер Курц
- ^ Альцог , Хергенретер , фон Функ , Кнопфлер
- ^ Риттер , Ниднер
- ^ Иоганн Карл Людвиг Гизелер , Иоганн Адам Мёлер
- ^ Хефеле , Хасе , Вайнгартен
- ^ Среди общих лексиконов или глоссариев: Du Fresne du Cange , «Глоссарий ad scriptores mediae et infimae graecitatis» (2 тома, Лион, 1688); Дю Френ дю Канж, «Глоссарий писателей средней и нижней латыни»; Форчеллини , «Lexicon totius latinitatis» (Падуя, 1771, часто переиздается). «Тезаурус латинского языка» (начался в Лейпциге, 1900 г.)
- ^ Литературу по этому вопросу можно найти в руководствах де Вайи , «Элементы палеографии» (2 тома, Париж, 1838 г.); Ваттенбах , «Latein. Paläog». (4-е изд., Лейпциг, 1886 г.) и «Schriftwesen im Mittelalter» (3-е изд., Лейпциг, 1896 г.); Э. М. Томпсон , «Справочник по греческой и латинской палеографии» (2-е изд., Лондон, 1894 г.); Пру , «Мануэль де Палеография латинская и французская» (Париж, 1904); Шассан, «Палеография схем и рукописей» (8-е изд., Париж, 1885 г.); Ройсенс , «Элементы палеографии». (Лувен, 1899 г.); Паоли , «Палеография» (3 т., Флоренция, 1888–1900). Схемы для практики чтения средневековых рукописей под редакцией: Ваттенбах, "Script. graec. specimina" (3-е изд., Лейпциг, 1897); Сикель , "Monum.graph. medil aevi" (10 серий, 1858-82); Бонд, Томпсон и Уорнер, «Факсимиле» (5 серий, Лондон, 1873–1903); Делиль , «Палеогр альбом». (Париж, 1887 г.); Арндт и Тангл, «Шрифтафельн» (3 тома, 1904–1906); Хроуст, «Mon. palaeogr». (25 серия, Мюнхен, 1899-); Стеффенс, «Latein. Paläogr». (2-е изд., 3 части, Трир, 1907-); Зангемайстер и Ваттенбах, «Exempla cod. Latin». (1876-9); Сикель и Сибел , «Kaiserurkunden in Abbildungen (1880-91); Pflugk-Harttung, «Charterum pont. ПЗУ. экземпляры» (3 части, 1881-6); Денифль , «Палеографические образцы из Инн. 3 в Урбан. V» (Рим, 1888 г.). Очень полезная работа — Каппелли , «Dizionario di abbreviature latin ed italiane» (Милан, 1899 г.).
- ^ Литературу можно найти в руководствах, например Бреслау, «Справочник по документальной доктрине для Германии и Италии», I (Лейпциг, 1889 г.); Жири , «Мануэль дипломатический» (Париж, 1894). См. также «Новая черта дипломатии» (Париж, 1750-65).
- ^ См . о. Бласс , «Герменевтика и критика» в Ивана фон Мюллера «Справочнике классической античности» , I (2-е изд., Мюнхен, 1893 г.); Бернгейм , «Учебник исторического метода» (3-е изд., Лейпциг, 1903); Бернгейм, «Академическое изучение истории» (2-е изд., Грайфсвальд, 1907); Бернгейм, «Введение в изучение истории» в «Сборнике Гошен» (Лейпциг, 1906); Цурбонсен, «Инструкции по научному изучению истории вдоль с материалами» (Берлин , 1906); «Grundriss der Historisches», под редакцией Аль. Мейстера I (Лейпциг, 1906); « » (Париж, 1905) ; , 1904). Introduction aux études historiques
- ^ Наиболее важную литературу можно найти в церковно-исторических руководствах в конце различных рассматриваемых тем, и с особенной полнотой она дается в четвертом издании «Kirchengeschichte» Хергенрётера Дж. П. Кирша (Фрайбург, 1902–1909). Среди библиографических произведений, имеющих особое значение для церковной истории, следует назвать: "Bibliotheca hagiographica latina antiquæ et mediae aetatis" под редакцией болландистов (2 т., Брюссель, 1898-1901); Поттхаст , «Bibliotheca Historicala medii ævi» (2-е изд., 2 т., Берлин, 1896 г.); Братке, «Wegweiser zu den Quellen und der Literatur der Kirchengeschichte» (Гота, 1890); Шевалье , «Репертуар источников исторических источников моего возраста: I. Биобиблиография» (Париж, 1877-88, 2-е изд., 2 тома, Париж, 1905); «II. Историческая топо-библиография» (2 части, Париж, 1901-4); Штейн, «Мануэль общей библиографии» (Париж, 1898 г.); де Смедт , «Introductio Generalis Ad historiam ecclesiasticam Crite Tratandam» (Гент, 1876 г.); Хуртер, «Nomenclator literarius recentioris theologiae catholicae» (2-е изд., 3 тома, Инсбрук, 1890–4; т. 4: «Theologia catholica medii aevi», Инсбрук, 1899 г. Третье издание включает всю церковную историю, Инсбрук). , 1903-). Об истории нескольких наций см.: Wattenbach, «Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter bis zur Mitte des 13. Jahrh». (6-е изд., Берлин, 1894 г., 7-е изд. Даммлер , I, Берлин, 1904); Лоренц, «Исторические источники Германии в средние века с середины XIII века». (3-е изд., Берлин, 1886 г.); Дальманн и Вайц , «Источники немецкой истории» (6-е изд. Штейндорфа, Геттинген, 1894 г.); Моно , «Библиография истории Франции» (Париж, 1888); Молинье , «Источники истории Франции» (6 томов, Париж, 1902); Гросс, «Источники и литература по английской истории с древнейших времен примерно до 1485 года» (Лондон, 1900). Среди библиографических периодических изданий, освещающих историю Церкви, см.: «Богословский годовой отчет» (с 1880 г.), в разделе «История Церкви»; «Ежегодные отчеты исторических исследований» (с 1878 г.) в разделе «Церковная история»; «Библиография церковно-исторической литературы» в «Журнале церковной истории». Библиографию по истории церкви теперь можно найти в « Revue d'Histoire Ecclésiastique » (Лувен, с 1900 г.).
- ^ Наиболее важными последними работами являются: Иделер , «Handbuch der mathem. u. techn. Chronologie» (Берлин, 1825; 2-е изд., 1883); Де Мас-Латри , «Трезор хронологии, истории и географии для изучения и работы с документами моего возраста» (Париж, 1889); Бринкмайер, «Практическое руководство по исторической хронологии всех времен и народов» (2-е изд., Берлин, 1882 г.); Рюль, «Хронология средних веков и нового времени» (Берлин, 1897); Лерш, «Введение в хронологию» (Фрайбург, 1899); Гротефенд , "Хронология немецкого средневековья и нового времени" (Ганновер, 1891-8); Каппелли, «Cronologia e Calendario Perpetuo» (Милан, 1906 г.); Гинцель, "Справочник по математической и технической хронологии. Учет времени у народов", I (Лейпциг, 1906).
- ^ Важными работами такого рода являются: Le Quien , «Oriens christianus» (3 тома, Париж, 1740 г.); Морчелли, «Африка христианская» (2 тома, Брешия, 1816 г.); Тулот, «География христианской Африки» (Париж, 1892–1894 гг.); Угелли , «Италия священная» (2-е изд., 10 т., Венеция, 1717-22); «Галлия Христиана» Клода Робера (Париж, 1626), Дени де Сент-Марта и др. (новые издания, 16 томов, Париж, 1715-); Бётчер, «Германия священная» (2 т., Лейпциг, 1874 г.); Неер, «Церковная география и статистика» (3 тома, Ратисбон, 1864–1868 гг.); Неер, «Conspectus hierarchiae catholicae» (Ратисбон, 1895 г.); Зильбернагль, «Конституция и нынешнее существование всех церквей на Востоке» (2-е изд., Мюнхен, 1904 г.); Баумгартен, «Католическая церковь нашего времени и ее слуги», III (Мюнхен, 1902 г., 2-е изд., т. II, Мюнхен, 1907 г.); Гамс, «Series episcoporum ecclesiae catholicae» (Ratisbon, 1873; Supplem, 1879 и 1886), продолжение Эйбеля , «Hierarchia catholica medii aevi», I-II (Мюнстер, 1898-1901); Спрунер и Менке, «Historischer Handatlas» (3-е изд., Гота, 1880 г.) Вернер, «Атлас католической церкви» (Фрайбург-им-Бр., 1888 г.); Хойсси и Мюлерт, «Atlas zur Kirchengeschichte» (Тюбинген, 1905 г.) см. также ежегодные католические справочники различных стран (Англии, Ирландии, Шотландии, Австралии и т. д.) и новый «Dictionnaire d'Hist». и де Геог. ecclés.», под редакцией Бодрийяр , Фогт и Рузьес (Париж, 1909-).
- ^ Работы по этой науке: Ларфельд, «Griechische Epigraphik» и Хюбнер, «Römische Epigraphik», оба в Ивана фон Мюллера «Handbuch der clavesischen Altertumskunde» , I (2-е изд., Мюнхен, 1892 г.); Рейнаш, «Трактат о греческой эпиграфике» (Париж, 1886 г.); Канья, "Cours d'epigraphie Latin" (3-е изд., Париж, 1898 г.); Де Росси , «Inscriptiones christianae urbis Romae» I и II, «Introductio» (Рим, 1861-88); Ле Блан , «Христианская эпиграфика в Галлии и Римской Африке» (Париж, 1890); Ле Блан, «Палеография латинских надписей с конца третьего по седьмой век» (Париж, 1898 г.); Гризар, «Христианские надписи Рима в раннем средневековье» в «Roman Analecta» (Рим, 1899).
- ^ См. Бонанни , «Numismata Pontificum Romanorum» (3 тома, Рим, 1699 г.); «Папские медали римлян и других церквей» (Кёльн, 1704 г.); Виньолиус, «Antiqui denarii Romanorum Pontificum a Benedict XI ad Paul III» (2 тома, Рим, 1709; новое изд. Б. Флораванти, 2 тома, Рим, 1734-8); Сцилла, «Breve notizia delle monete pontificie antiche e Contemporarye» (Рим, 1715 г.); Венути, «Выдающиеся римские папские медали от Мартина V до Бенедикта XIV» (Рим, 1744 г.); Гарампи , «Диссертация о серебряной монете Бенедикта III» (Рим, 1749 г.). Дополнительную библиографию см. у фон Эбенгройта, «Allgemeine Münzkunde und Geldgeschichte des Mittelalters und den neueren Zeit» (Мюнхен, 1904 г.) и у Энгеля и Серрура, «Traité de numism. du moyen-âge».
- ^ Помимо работ, упомянутых выше в разделе «Дипломатика» , см. Пфлюгк и Харттунг, «Specimina selectachartarum Pontificum Romanorum», часть III, «Bullae» (Штутгарт, 1887); Пфлюгк и Харттунг, «Папские буллы до конца XII века». (Гота, 1901 г.); Баумгартен, «Из канцелярии и палаты: Bullatores, Taxatores domorum, Cursores» (Фрайбург, 1907); Хайнекциус , «De veteribus Germanorum aliarumque nationalum sigillis» (Франкфорт, 1719 г.); Гротефенд, «Уэбер Сфрагистик» (Бреслау, 1875 г.); принц Гогенлоэ-Вальденбургский, «Сфрагистические афоризмы» (Хайльбронн, 1882); Ильген у Мейстера, «Основные очертания исторической науки», I (Лейпциг, 1906).
- ^ Литература по этой науке очень обширна. См. Бренд, «Основные элементы геральдики» (2 тома, Бонн, 1841–1849 гг.); Бренд, «Общее литературоведение всей геральдической науки»; Зайлер, «История геральдики» (Нюрнберг, 1884 г.); Э. фон Закен, «Катехизис геральдики» (5-е изд., Лейпциг, 1893); Берк , «Энциклопедия геральдики» (Лондон, 1878 г.); Дэвис, Оружейная энциклопедия (Лондон, 1904 г.); Пазини-Фрассони, «Essai d'armorial des papes d'après les manuscrits du Vatican et les Monuments public» (Рим, 1906).
- ^ Греческий патруль , 19
- ^ Патрология Грека , XX; издание Шварца и Моммзена , 2 тома, в «Греческих христианских писателях первых трех веков», Берлин, 1903–1908 гг.
- ^ «Вита Константини» в Patrologia Graeca , XX, 905 кв.; последнее научное издание Хейкеля, «Сочинения Евсевия», I, Лейпциг, 1902 г., в книге «Греческие христианские писатели первых трех столетий».
- ^ Патрология Грека , 67, 29-842; ред. Роберт Хасси , Оксфорд, 1853 год.
- ^ Патрология Грека , 67, 834-1630; ред. Роберт Хасси , Оксфорд, 1860 г.
- ^ Патрология Грека , 821, 881-1280; ред. Гейсфорд , Оксфорд, 1854 год.
- ^ Патрология Грека , 82, 1283-1496.
- ^ Минь, Patrologia Graeca , 34, 995-1278.
- ^ Батлер, «Лаузиакская история Палладия», Кембридж, 1898.
- ^ Патрология Грека , 833, 335-556.
- ^ Греческая Патрология , 41-42.
- ^ Патрология Грека , 86, I, 165-228.
- ^ Лауд, «Сирийская анекдота», Лейден, 1870 г.; Патрология Грека , 75, 1145–78; Аренс и Крюгер, «Die sogennante Kirchengeschichte des Zacharias Rhetor», Лейпциг, 1899 г.
- ^ Лауд, «Анекдота Сирийская», Лейден, 1870, 346–56, отредактировал «Жизнь Исайи», и Спанут, Геттинген, 1893, «Жизнь Северуса»; ср. Нау в «Revue de l'orient chrétien», 1901, стр. 26–88.
- ^ Patrologia Graeca , LXXXVI, I, 2415-886; ред. Бидез и Парментье в «Византийских текстах» Дж. Б. Бери , Лондон, 1899 г.
- ^ Греческая Патрология , 92.
- ^ Хронография Феофана Исаакия, изд. де Бур, 2 т., Лейпциг, 1885; «Хроники» Георгия Синцелла , Георгия Гамартола , Никифора, Константинопольского Патриарха , Константина Багрянородного , Иоанна Малалы , Прокопия , Павла Силентиария , сочинения Льва Диакона , Анны Комнины , Зонары , Георгия Седрена , а также Никиты Хониата , Георгия Мереса и Никифор Григора Иоанн Кантакузин . Эти византийские исторические труды были впервые опубликованы в большом сборнике в Париже (1645–1711) под названием «Byzantinae historiae Scriptores». Новое издание, лучшее и более полное, было выполнено Нибуром, Беккером, Диндорфом и другими сотрудниками в сорока томах (Бонн, 1828–1878 гг.) под названием «Corpus Scriptorum historiae Byzantinae». можно найти в «Patrologia Graeca» Минье. Большинство этих сочинений также
- ^ Эта работа сохранилась в армянской версии XIII века; французский перевод был опубликован Ланглуа «Хроника Мишеля ле Гранда» (Венеция, 1868 г.).
- ^ ред. Беккер, Берлин, 1834 г.
- ^ «О христианской памяти», изд. Боксхорн, Лейден, 1650 г.; ПЛ, 116
- ^ Мине, Патрология Грека , 108.
- ^ ред. А. Ле Прево, 5 томов, Париж, 1838-55.
- ^ ред. Муратори, «Scribes Rerum Italicarum», XI.
- ^ Частично отредактировано Май, "Spicilegium Romanum", VI; Муратори, «Sritore Rerum Italicarum», III; Букет "Сценарий. rer. Gall.", XXI.
- ^ ред. Стивенсон, Лондон, 1838 г.; ред. Роберт Хасси , Оксфорд, 1846 год.
- ^ ред. Вайц в «Mon. Germ. Hist: Script. rer. Langob. et Ital.», Ганновер, 1877 г.
- ^ "Gesta Hamburgensis ecclesiae Pontificum", изд. Лаппенберг в «Пн. Герм. История: Скрипт.», VII, 276 кв.
- ^ "Пн. Germ. Hist. Script.", XIII, 412 кв.
- ^ ред. Дюшен, 2 тома, Париж, 1886–92; ред. Моммзен, I, простирающийся до 715, Берлин, 1898 г.
- ^ Наиболее важными авторами хроник являются: Регино из Прюма , Герман Контрактус , Ламберт из Херсфельда , Отто из Фрайзинга , Вильгельм из Тира , Сигеберт из Жемблура . Важными сборниками, в которых читатель может найти хроники и анналы различных христианских стран, являются следующие: для Англии: «Rerum Britannicarum medii ævi Scriptores, или Хроники и мемориалы Великобритании», I sqq. (Лондон, 1858-); для Бельгии: «Collection de Chroniques belges», I sqq. (Брюссель, 1836-); «Collection des chroniqueurs et trouvères belges publ. par l'Académie Belge», I sqq. (Брюссель, 1863-); "Recueil de chroniques publié par la Société d'émulation de Bruges " (56 томов, Брюгге, 1839-64); для Франции: Букет «Recueil des historiens des Gaules et de la France» (Париж, 1738-; новое издание Л. Делиля, Париж, 1869-); для Германии: «Monumenta Germ. Historicala: Scriptores», I sqq. (Ганновер и Берлин, 1826-); для Италии: Муратори, «Rerum Italicarum Scriptores præcipui» (25 томов, Милан, 1723–1751); Муратори, «Antiquitates Italicæ medii ævi» (6 томов, Милан, 1738–1742); для Испании: Флорес, «España sagrada» (51 том, Мадрид, 1747–1886); для Австрии: "Fontes rerum Austriacarum: Scriptores" (8 тт., Вена, 1855-75); для Польши: Беловский, «Памятники истории Полонии» (2 тома, Лемберг, 1864–72; продолжение Краковской академии, III кв., Краков, 1878–); «Scriptores rerum polonicarum» (Краков, 1873-); для Дании и Швеции: Лангебек, «Scriptores rerum Danicarum medii ævi» (9 томов, Копенгаген, 1772–8); Фант, «Scriptores rerum Suecicarum medii ævi» (3 тома, Упсала, 1818–76); Ритц, «Scriptores Suecici medii ævi» (3 тома, Лунд, 1842 г.). Другими важными сборниками являются: Л. д'Ашери, «Spidilegium veterum aliquot scriptorum» (13 томов, Париж, 1655 г.); Мабийон, «Деяния Sanctorum ordinis S. Benedicti» (9 томов, Париж, 1668 г.); «Деяния Sanctorum Bollandistarum» (см. Болландисты ). Лучшим путеводителем по источникам средневековой истории является Поттхаст, «Bib. hist. medii ævi: Путеводитель по историческим сочинениям европейского средневековья до 1500 г.» (Берлин, 1896).
- ^ Среди католических произведений можно отметить «Историю Англии» Лингарда и его «Историю и древности англосаксонской церкви», которые являются справочниками по ранней и средневековой английской церковной истории; «Исторические мемуары английских, ирландских и шотландских католиков со времен реформы» Батлера (Лондон, 1819 г.; с Джона Милнера «Дополнительными мемуарами» , Лондон, 1820 г.); «История англиканской церкви» Фланагана (2 тома, Лондон, 1850 г.); Рив «Краткий обзор истории церкви». Постреформационный период рассматривается в книге Чарльза Додда «Церковная история Англии, 1500-1688» (изд. Тирни, 5 томов, Лондон, 1839). Другими работами являются Джозефа Гиллоу , «Формирование христианского мира» Союзников, «Католические нравы, или века веры» Дигби. «Библиографический словарь английских католиков со времен Реформации»
- ^ Работы, посвященные конкретным эпохам и аспектам ирландской истории: Артур Уэст Хаддан и Уильям Стаббс , Советы и церковные документы, относящиеся к Великобритании и Ирландии (Лондон, 1873 г.); Уильям Мазьер Брейди , «Епископская преемственность в Англии, Шотландии и Ирландии, 1400–1873 гг.» (Рим, 1876 г.); Джеймс Уэр и Уолтер Харрис , «История епископов, древностей и писателей Ирландии» (некатолический, 3 тома, Дублин, 1739–1845); Сильвестр Мэлоун , «Церковная история Ирландии от англо-нормандского вторжения до Реформации» (Дублин, 1882 г.); «Жития ирландских святых» О'Хэнлона; Киллен, «Церковная история Ирландии» (пресвитерианская церковь, Лондон, 1875 г.). Хорошие католические отчеты о ранней ирландской церкви принадлежат Грейту (Фрайбург, 1867 г.), Морану (Дублин, 1864 г.), Гаргану (Дублин, 1864 г.), Салмону (Дублин, 1900 г.). Протестантские взгляды были изложены Стоксом в книге «Ирландия и кельтская церковь до 1172 года» (Лондон, 1886 г.), Луфсом (1882 г.) и Циммером (1907 г.). Хорошую библиографию по ирландской церковной истории см. в Bellesheim, «Gesch. der kathol. Kirche in Irland» (3 тома, Mains, 1890-).
- ^ Планк, первый важный протестантский церковный историк XIX века, демонстрирует влияние рационализма предыдущей эпохи, но также демонстрирует большую солидность и больше христианских чувств как в своих специальных работах по истории протестантского богословия, так и в своей важности. «История социального устройства христианской церкви» (5 томов, Ганновер, 1803-9). Неандер превосходит его в талантах и эрудиции и к тому же сохраняет веру в сверхъестественное. Его «Всеобщая история христианской религии и церкви» (5 т., Гамбург, 1825-45) достигает конца 13 в.; после его смерти был добавлен шестой том (К Базельскому собору) (1852 г.). Он также написал историю апостольской эпохи «История основания и руководства христианской церкви апостолами» (2 т., Гамбург, 1832-). К его школе принадлежат Герике («Справочник по истории церкви», Галле, 1833; 9-е изд., Лейпциг, 1865-), Якоби ( Учебник по истории церкви , Берлин, 1850), Шафф («История старой церкви», Лейпциг, 1867), Ниднер («История христианской церкви», Лейпциг, 1846). Однако они более строгие лютеране. Иного метода придерживается Данте («Учебник церковной истории», 2 т., Йена, 1818-26); текст краток и сжат, но подкреплен длинными выдержками из источников. Аналогичного плана придерживается Гизелер («Учебник церковной истории», 5 т., Бонн, 1824-57; шестой том добавлен Редепеннингом из рукописи автора). Другие руководства написали Энгельгардт (3 т., Эрланген, 1832 г., с томом источников, 1834 г.) и Курц («Учебник церковной истории», Митава, 1849 г.). «Учебник церковной истории» Пирмина Августа Линднера (3 тома, Лейпциг, 1848-54) строго лютеранский; менее предвзяты Хассе («Церковная история», 3 части, Лейпциг, 1864) и Герцог («Abriss der Gesammente Kirchengeschichte», 3 т., Эрланген, 1876, кв.). «Учебник церковной истории» и «Церковная история» Хасэ отличаются умеренными взглядами, хотя и откровенно антикатолическими. Его дикция элегантна, а образы персонажей тонко прорисованы.
- ^ Среди немецких авторов следует назвать: Тим, «Historische Entwicklung der Schicksäle der Kirche Christi» (2 тома, Берлин, 1800-); Мюншер, «Lehrbuch der christl. Kirchengeschichte» (Марбург, 1801 г.); Эбрард, «Handbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte» (4 тома, Эрланген, 1865-); Самым важным из историков реформатской церкви является Хагенбах, «Kirchengeschichte», который сдержан в своей критике католического средневековья. Среди историков реформатской церкви Франции следует упомянуть: Маттера, «Histoire du christianisme et de la société chrétienne» (4 тома, Страсбург, 1829); «История христианства» Поттера (8 томов, Париж, 1856 г.); Это. Шастель, «Histoire du christianisme depuis son origine jusqu'à nos jours» (5 томов, Париж, 1881–1883); Pressense, «История трех премьер-министров века»; д'Обинье, «История реформации 16-го века». мне siècle» (Париж, 1831-). Нидерланды выпустили: Hofstede de Groot, «Institutiones histor. eccles» (Гронинген, 1835); Ройаардс, «Compendium hist. и т. д. Христос» (Утрехт, 1841-45).
- ^ Исчерпывающая история периода после Реформации - это история Диксона, «История англиканской церкви с 1529 года» (5 томов, 1878-1902). В своей книге «Лоллардия и Реформация в Англии» (2 тома, Лондон, 1908 г.) д-р Джеймс Гейрднер дает умелое и беспристрастное описание происхождения Реформации в Англии. Весьма полезным трудом является «Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин первых восьми веков» под редакцией. Уильям Смит и Х. Уэйс (4 тома, Лондон, 1879-). Другие включают «Историю христианской церкви» каноника Джеймса Робертсона из Кентербери, датируемую 1517 годом; «Церковная история» К. Вордсворта (4 тома, Лондон, 1885 г.) и «История христианской церкви» Шаффа (6 томов, Нью-Йорк, 1882–1909). Другими протестантскими историями являются: Чарльза Хардвика «История христианской церкви в средние века» (3-е изд. Стаббса, Лондон, 1872 г.) и «Реформация» (3-е изд. Стаббса, Лондон, 1873 г.); «Лекции по средневековой церковной истории» Френча (Лондон, 1877 г.); «История латинского христианства до Николая V, 1455 г.» Мильмана (переработанное издание, Лондон, 1866 г.); «История христианской церкви до конца Средневековья» Филипа Смита (Нью-Йорк, 1885 г.); «История христианской церкви» Джорджа П. Фишера (Нью-Йорк, 1887 г.). Справедливым и беспристрастным во многих отношениях является «Введение в церковную историю Англии» Уэйкмана (3-е изд., Лондон, 1907 г.). К ним можно добавить перевод Джеймса Мердока «Институтов» Мошейма (Нью-Йорк, 1854 г.) и перевод Генри Б. Смита «Истории церкви» Гизелера (Нью-Йорк, 1857–1880 гг.). Об источниках истории английской церкви в целом см. Gross, «The Sources of English History to 1489» (Нью-Йорк, 1900 г.) и Gardiner and Mullinger, «Introduction to the Study of English History» (последнее издание, Лондон, 1903 г.). ).
Ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кирш, Иоганн Петер (1910). « Церковная история ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. В записи цитируется:
- Эдвард А. Фриман , Методы исторического исследования (Лондон, 1886 г.);
- Эрнст Бернгейм , Учебник исторических методов (3-е изд., Лейпциг, 1903 г.);
- Магистр фундаментальной истории, том. I, ч. I (Лейпциг, 1906 г.);
- Де Смедт , «Принципы исторической критики» (Льеж, 1883);
- Шарль-Виктор Ланглуа и Шарль Сеньобо , «Введение в исторические исследования» (3-е изд., Париж, 1905 г.); Введение в изучение истории (полный текст на английском языке) на сайте Gutenberg.org
- Алоис Кнопфлер , ценность и значение изучения церковной истории (Мюнхен, 1894; ср. также Шрёрс, Hist. Jahrb., 1894, стр. 133–145);
- Альберт Эрхард , Положение и задача церковной истории в современности (Штутгарт, 1898 г.);
- Де Смедт, Общее введение в критическую трактовку церковной истории (Гент, 1876 г.);
- Йозеф Ниршль , Пропедевтика церковной истории (Майнц, 1888 г.);
- Генрих Кихн , «Энциклопедия и методология богословия» (Фрайбург, им. Бр., 1892);
- Карл Рудольф Хагенбах , Энциклопедия и методология богословских наук (12-е изд., Лейпциг, 1889 г.);
- Хьюго Хуртер , Nomenclator literarius theologiœ catholicœ (3-е изд., Инсбрук, 1903-);
- Йозеф Хергенретер , Справочник по всеобщей истории церкви, I (4-е изд. Кирша, Фрайбург-им-Бр., 1902 г.), Введение;
- Ипполит Деле , Агиографические легенды (2-е изд., Париж, 1906 г.);
- Леопольд Фонк , научная работа. Вклад в методологию академических исследований (Инсбрук, 1908).