Мари-Доминик Шеню
Мари-Доминик Шеню | |
---|---|
Рожденный | Марсель-Леон Шеню 7 января 1895 г. Суази-сюр-Сен , Франция |
Умер | 11 февраля 1990 г. Париж , Франция | (95 лет)
Церковная карьера | |
Религия | Христианство ( римско-католическое ) |
Церковь | Латинская церковь |
Рукоположен | 1919 |
Академическое образование | |
Альма-матер | Папский университет Святого Фомы Аквинского |
Диссертация | О созерцании (1920) |
Докторантура | Реджинальд Гарригу-Лагранж |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Мари-Доминик Шеню ОП ( Французское произношение: [maʁi dɔminik ʃəny] ; 7 января 1895 г., Суази-сюр-Сен , Эссон - 11 февраля 1990 г., Париж. [1] ) — католический богослов и один из основателей реформистского журнала «Концилиум» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шеню родился 7 января 1895 года в Суази-сюр-Сен , Эссон . [2] и вырос под именем Марсель-Леон. Его родители были пекарями недалеко от Корбейля .
Шеню поступил во французскую провинцию Доминиканского ордена в 1913 году, взяв имя Мари-Доминик и обучаясь в Ле Солшуаре , располагавшемся тогда в Бельгии . [3] С началом Первой мировой войны и приостановкой преподавания в Le Saulchoir, Шеню отправился в Рим в 1914 году, чтобы учиться в Pontificium Collegium Internationale Angelicum, будущем Angelicum . Находясь в Ангеликуме, Ченю был рукоположен в 1919 году и защитил докторскую диссертацию по богословию в 1920 году под руководством Реджинальда Гарригу-Лагранжа, защитив диссертацию под названием De contemplatione , в которой изучалось значение созерцания у Фомы Аквинского . [4]
Карьера
[ редактировать ]В 1920 году Шеню был назначен профессором истории догмы в Ле Солшуаре (а в конце 1921 года отклонил просьбу своего научного руководителя Гарригу-Лагранжа вернуться в Ангеликум в качестве лектора). [5] Он начал развивать свою теологическую перспективу, заменяя неисторический подход к томизму , которому он научился у Гарригу-Лагранжа в Ангеликуме , историцистским прочтением Фомы Аквинского. В Le Saulchoir он был учителем доминиканцев Ива Конгара и Эдварда Шиллебека .
В 1930 году Чену основал Институт средневековых исследований Монреаля. [1]
Шеню был ректором Ле Солшуара с 1932 по 1942 год. [6] и поэтому принимал активное участие в переезде Ле Солшуара из Бельгии в Этуаль, недалеко от Парижа, в 1937 году.
В 1937 году Шеню в частном порядке выпустил книгу под названием «Школа теологии: Le Saulchoir» . [7] В феврале 1938 года его вызвали в Рим для защиты книги и заставили подписать список из десяти предложений. [8] [9] Затем, в феврале 1942 г. [8] Une école de theologie Ватикана была включена в Индекс запрещенных книг из-за ее идей о роли исторических исследований в теологии. [7] Он был снят с поста ректора Ле Солшуара. [7] Он никогда больше не будет преподавать там. Друзья устроили его в Школу высших исследований в Париже, а впоследствии он преподавал в Сорбонне и Католическом институте Парижа.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов он как монах-проповедник участвовал в зарождающемся движении рабочих-священников и его попытках евангелизировать антиклерикальные промышленные пригороды Парижа. В конце концов, в 1953 году Чену оказался среди французских доминиканцев, которых магистр их ордена Суарес наказал, предположительно, чтобы спасти их от худшего обращения со стороны Ватикана. [10] Он был изгнан из Парижа и переехал в Руан, и ему разрешили вернуться в доминиканский монастырь Сен-Жак в Париже только в июне 1962 года. [11]
По мнению Кристофа Ф. Потворовски, для Чену воплощение — это средство, с помощью которого Бог действует внутри творения и от его имени. [12] Чену был богословским советником на Втором Ватиканском соборе (1962–65), где он оказал влияние на пастырскую конституцию Церкви в современном мире ( Gaudium et spes ). [7]
Влияние
[ редактировать ]Чену был предшественником обновления богословия , которое предшествовало реформам II Ватиканского собора. Чену сыграл большую роль в присвоении исторических богословских источников, что привело к созданию новой теологии . В частности, он выступал за возвращение к Фоме Аквинскому в качестве источника, но отвергал «современное схоластическое» богословие XIX века. [13]
Хотя его книга Une École de la Théologie: Le Saulchoir была внесена в Index librorum запреторум в 1942 году. [7] Папой Пием XII и Святой Канцелярией он был позже реабилитирован, и его богословие было принято отцами Второго Ватиканского Собора .
Чену можно считать дедушкой движения теологии освобождения , поскольку Густаво Гутьеррес из Перу , написавший первую книгу по теологии освобождения, учился у Чену в Католическом институте Парижа и много раз цитирует его в своей новаторской книге. Гутьеррес переехал во Францию и стал членом той же доминиканской общины, к которой принадлежал Чену. [14]
Библиография
[ редактировать ]Следующие названия представляют собой избранные работы, опубликованные Чену. [а]
Избранные работы
[ редактировать ]- О созерцании . Докторская диссертация Angelicum, Рим, 1920 г. Издание Кармело Джузеппе КОНТИЧЕЛЛО.
- «Позиция богословия», Revue des Sciences Philosophiques et Théologique 24 (1935): 252 и далее, rpt. как Вера в Разум Чену в «Слове Божьем» , том. 1, стр. 115–138
- Богословская школа: Солхор (Étiolles: Le Saulchoir, 1937; rpt. Paris: Cerf, 1985).
- Богословие как наука в XIII веке (Париж, 1943; 3-е изд., Париж: Врин, 1957)
- Введение в изучение святого Фомы Аквинского (Монреаль: Институт средневековых исследований, 1950), пер. Альберт М. Лэндри и Доминик Хьюз как «На пути к пониманию Святого Фомы» (Чикаго: Регнери, 1964)
- La theologie au douzieme siècle (Париж: Врин, 1957), избранное изд. и транс. Джером Тейлор и Лестер Литтл как природа, человек и общество в двенадцатом веке: очерки новых богословских перспектив на Латинском Западе (Чикаго: Чикагский университет, 1968)
- Святой Фома Аквинский и теология (Париж, 1959), пер. Пол Филиберт в роли Фомы Аквинского и его роль в богословии (Колледжвилль: Liturgical Press, 2002)
- Является ли теология наукой? (Париж: Файяр, 1959), пер. AHN Green-Armytage: является ли теология наукой? (Нью-Йорк: Боярышник, 1959)
- Le Parole de Dieu , 2 тт. (Париж: Серф, 1964), пер. Денис Хики в роли веры и теологии (Нью-Йорк: Macmillan, 1968)
- «За теологию труда» (Париж: Seuil, 1965), пер. Лилиан Суарон в роли Теологии труда: исследование (Чикаго: Регнери, 1966)
- «Разговор с Пером Шеню», Dominicana 50 (1965): 141 и далее.
- Люди Божии в мире (Париж: Серф, 1966)
- Жак Дюкен задает вопросы отцу Шеню: богослову в целом (Париж, Éditions du Centurion , 1975)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полную библиографию Чену можно найти в Potworowski 2001 , стр. 237–321.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Андре Наррисенс» . L'Humanité (на французском языке). 4 июня 1996 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ Керр 2003 .
- ^ Керр, Фергюс (2002). «Мари-Доминик Шеню» . В Марталере, Берард Л. (ред.). Новая католическая энциклопедия . Том. 3 (Второе изд.). Детройт: Гейл . п. 466.
- ^ Боерсма 2009 ; Макинерни 2006 .
- ^ Грей 2012 , с. 208; Меттепеннинген 2010 , с. 48.
- ^ Принсипи 1996 , с. 303.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Принсипи 1996 , с. 304.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керр, Фергюс (2023). «Маленькая книжка Чену». От Абердина до Оксфорда: Коллективные очерки . АТФ Пресс. п. 12. ISBN 9781923006348 .
- ^ Керр 2007 , с. 19.
- ^ Керр 2007 , с. 20.
- ^ Меттепеннинген 2010 , с. 50.
- ^ Потворовский 2001 .
- ^ Грей 2012 , с. 208.
- ^ Гутьеррес 1988 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Боерсма, Ганс (2009). Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-156995-1 .
- Грей, Джанетт (2012). «Мари-Доминик Шеню и Ла Солшуар: поток католического обновления». Во Флинне, Габриэль; Мюррей, Пол Д. (ред.). Ресурсмент: движение за обновление католического богословия двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 205–218. ISBN 978-0-19-955287-0 .
- Гутьеррес, Густаво (1988). Теология освобождения: история, политика и спасение . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books.
- Керр, Фергюс (2003). «Шеню, Мари-Доминик» Новая католическая энциклопедия Том. 3 (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл. п. 466. ИСБН 978-0-7876-4007-1 .
- ——— (2007). Католические богословы двадцатого века: от неосхоластики к брачному мистицизму . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
- Макинерни, Ральф (2006). Praeambula Fidei: Томизм и Бог философов . Вашингтон: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1458-0 .
- Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Théologie – Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора . Лондон: Т&Т Кларк.
- Поворовски, Кристоф Ф. (2001). Созерцание и воплощение: теология Мари-Доминик Шеню . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Принсипи, Уолтер (1996). «Чену, доктор медицинских наук». . В МакБрайене, Ричард П. (ред.). Энциклопедия католицизма HarperCollins . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. стр. 303–304. ISBN 978-0-06-065338-5 . Проверено 20 июня 2021 г.