Jump to content

Григорий Нарекский

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.


Григорий Нарекский
Григор Нарекаци
Портрет Григория из рукописи 1173 года из Киликийской Армении. [а]
Доктор Церкви
Рожденный в. 945–951
Резиденция Монастырь Нарек , Королевство Васпуракан
Умер в. 1003–1011 (возраст ≈60 лет)
Почитается в
Главный храм Часовня-мавзолей монастыря Нарек [4]
Праздник
Влияния Неоплатонизм , Псевдо-Дионисий Ареопагит
Под влиянием Вся армянская литература , особенно стихи : Нерсес Шнорали , Саят-Нова , Егише Чаренц. [8]
Основные работы Книга Плача ( Нарек )

Grigor Narekatsi [б] ( Армянский : Григор Нарекаци ; англизированный как Григорий Нарека ; [с] в. 950-1003 /1011) — армянский мистический и лирический поэт, монах и богослов. Он почитается как святой в Армянской Апостольской и Католической церквях провозгласил его Учителем Церкви , а в 2015 году Папа Франциск .

Сын епископа, Григорий получил образование, рукоположен , а затем разместился в Нарекаванке на южном берегу озера Ван (современная Турция). Ученые считают Григория самым любимым и значимым богословским и литературным деятелем армянской религиозной традиции.

Он наиболее известен своей «Книгой плача» , значительным произведением мистической литературы , которое служит исповедальным молитвенником во многих армянских религиозных домах. Его произведения вдохновляли многих армянских литераторов и влияли на армянскую литературу в целом на протяжении веков.

Жизнь и предыстория

[ редактировать ]
Григорий всю свою жизнь проживал в монастыре Нарек ( Нарекаванк ), который можно увидеть здесь около 1900 года. Его часовня-мавзолей располагалась внутри монастырских стен до того, как она была разрушена в середине 20 века.

Ученые относят даты рождения и смерти Григория примерно к 945–951 и 1003 или 1010–11 годам соответственно. [д] Он жил в Васпураканском королевстве , средневековом армянском королевстве, которое «отличалось достигнутым высоким культурным уровнем». [16] Васпуракан, расположенный вокруг озера Ван , — это регион, который Ричард Ованнисян назвал «колыбелью армянской цивилизации». [17]

О его жизни мало что известно. Он родился в деревне на южном берегу озера Ван , на территории нынешней восточной Турции, в семье Хосрова Андзеваци , родственника царской семьи Арцруни . [18] епархии Хосров был рукоположен во епископа после того, как овдовел, и был назначен предстоятелем Андзевацикской . [19] Его отца подозревали в провизантийских халкидонских верованиях, доктрине, не принятой Армянской Апостольской церковью . [11] и в конечном итоге был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци за подрыв Армянской церкви своим толкованием ранга католикоса , высшего ранга в армянском церковном духовенстве, как эквивалентного епископу , более низкому рангу в христианских церквях, на основании работ Псевдо -Дионисий Ареопагит , греческий христианский богослов и мистик V века. [20] Григор и его старший брат Ованес были отправлены в Нарекаванк (буквально монастырь Нарека), где ему дала религиозное образование Анания Нарекаци (Анания Нарекаци). Последний был его двоюродным дедом по материнской линии, знаменитым ученым и основателем монастыря. Воспитанный в интеллектуальном и религиозном рвении, Григор был рукоположен в священники в 977 году и до самой смерти преподавал богословие другим в монастырской школе. [15] [21]

Вёл ли Григорий уединенный образ жизни, стал дискуссионным вопросом среди армянских учёных. И литературный критик Аршаг Чобанян , и ученый Манук Абегян считают, что да. Напротив, литературный критик Грант Тамразян [ ги ] утверждал, что Григорий очень хорошо знал светский мир и свое время, обладал глубокими знаниями как крестьян, так и князей, а также сложностей мира. Тамразян считает, что он не мог жить исключительно литературным экстазом . [22]

Григорий был похоронен в стенах монастыря Нарек. На его могиле была построена часовня-мавзолей прямоугольной формы. [8] [4] который просуществовал до середины 20 века, когда монастырь, заброшенный после геноцида армян , был разрушен турецкими властями, а позже заменен мечетью. [23] [24] [25]

Работает

[ редактировать ]

Книга Плача ( Нарек )

[ редактировать ]

Рукопись Книги Плача 1173 года.

Книга Плача ( классический армянский язык Матеан охбергутян : ) Григория широко считается шедевром . [26] часто просто Нарек называют Его . [27] [28] Завершено к концу его жизни, около 1002–03 гг. [21] [29] произведение описывается как монолог, личное лирико-исповедальное стихотворение, мистическое и медитативное . [30] Он состоит из 95 глав и более 10 000 строк. [8] Почти все главы (кроме двух) озаглавлены «Слова к Богу из глубины моего сердца». [29] Главы, представляющие собой молитвы или элегии , различаются по длине, но все они обращены к Богу . Центральной темой является метафизический и экзистенциальный конфликт между желанием Григория быть совершенным, как учил Иисус , и его осознанием того, что это невозможно, а также между божественной благодатью и его чувством своей недостойности получить эту благодать. Однако любовь и милосердие всеобъемлющей, всепрощающей и удивительной благодати Божией возмещают недостоинство человека. [31] [32]

Книга считается шедевром христианской духовной литературы. [12] Хелен К. Эванс описала его как «одно из величайших мистических стихотворений мира». [33] Это было описано Агопом Джеком Хачикяном и др. как «самое любимое произведение армянской литературы». [34] Исторически он хранился в армянских домах. [35] [36] Ученые называют ее популярность среди армян второй после Библии. [и] На протяжении веков армяне бережно хранили эту книгу как заколдованное сокровище и приписывали ей чудодейственную силу. Например, один отрывок был прочитан больным, ожидающим исцеления. [39] [28] Малахия Орманян , ученый и Константинопольский Патриарх, писал, что Нарек «написан ярким и возвышенным стилем, рассматривается как мощный талисман против всякого рода опасностей». [40] В 21 веке психиатр Армен Нерсисян заявил, что разработал на основе книги уникальный тип терапии, который может излечить, по крайней мере частично, многие болезни. [41]

Первая полная публикация книги была сделана Восканом Ереванци в Марселе , Франция, в 1673 году. [42] [43] А первый полный комментарий был опубликован в Константинополе в 1745 году. [44] Работа переведена на английский, русский, французский, [45] арабский , [46] персидский , [47] Литовский, [48] латышский, [49] Эстонский. [50] Существует три английских перевода книги, первый из которых появился в 1977 году. [51] [52] [53] [54]

Комментарий к Песне Песней

[ редактировать ]

Второе наиболее известное дошедшее до нас произведение Григория — комментарий к « Песни Песней» Meknut'iun ( ) , ergots' ergoyn Sogomoni написанный в 977 году, в год его рукоположения в священники. [55] [30] Комментарий написан по повелению Васпураканского князя Гургена Арцруни - Хачика . [56] Григорий часто использует « Нисского Письма св. Григория о Песне Песней» . [57] Комментарий содержит явное осуждение брачных и сексуальных практик со стороны тондракианцев называет еретиками , армянской христианской секты, которую Армянская Апостольская церковь . [58] Григорию, возможно, было поручено противостоять этим еретическим учениям. [58] Армянский писатель Ара Балиозян называет этот комментарий шедевром прозы. [28]

Другие работы

[ редактировать ]

Существует также единственная сохранившаяся рукопись комментария Григория к главам 38 и 39 Книги Иова . [59] Григорий также писал гимны , панегирики различным святым деятелям, проповеди , [30] [21] многочисленные песнопения и молитвы, которые и сегодня поются в армянских церквях. [28] Ученые отмечают, что Григорий часто отходит от стандартов армянских и греческих традиций панегириков и энкомий и вводит новшества интересными и самобытными способами. [60] Особое значение имеют две его редакции восхваления Пресвятой Богородицы : [61] в котором он утверждает учения о телесном Успении Марии ( верап'охумн ), вечной девственности и, возможно, о Непорочном Зачатии . [62]

Похвала Пресвятой Богородице была написана как часть триптиха, заказанного епископом Моккским Степаном. [63] Два других панегирика, образующие этот набор, — « История Святого Креста Апаранкского» . [64] мощи Животворящего Креста монастырю Апаранк в память о даровании византийскими императорами Василием II и Константином VIII и Похвалы Святому Кресту . [65] Сосредоточив внимание на кресте, оба этих панегирика противостоят тондракианскому отказу от почитания креста и других материальных объектов. [66] Здесь снова, как и в остальной части корпуса Григория, святой защищает православие от тондракианцев и других еретических движений. Григорий также написал панегирик святому Иакову Нисибисскому епископу четвертого века, , сирийскому который пользовался и остается сегодня очень почитаемым среди армян. [67] У Григория также есть панегирик святым апостолам . [68]

Григорий также является автором около двух десятков тагеров ( песен или од), которые являются первыми документально подтвержденными религиозными стихами в армянской литературе, и духовных песен, называемых гандз , как в стихах, так и в прозе. [69] [70] Григорий также сочинял музыку для своих од, но они не считаются шараканами (распевами). [69]

Многие праздничные оды и ектении, а также панегирики были переведены на английский язык и снабжены комментариями Авраама Териана. [71]

Мировоззрение и философия

[ редактировать ]
Grigor Narekatsi by Arshak Fetvadjian (1863–1947). [72]

Центральная идея философии Григория — вечное спасение, опирающееся исключительно на веру и божественную благодать , а не обязательно на институциональную церковь, в которой его взгляды аналогичны взглядам протестантской Реформации 16 века . [73] Эта интерпретация Григория как предшественника протестантизма совсем недавно была оспорена. [74] Григория могли заподозрить в ереси и симпатиях к павликианам и тондракианам — двум основным сектам средневековой Армении. [73] В частности, он написал трактат против тондракианцев в 980-х годах: [75] возможно, чтобы очиститься от обвинений в симпатиях к их движению. [69] В трактате он излагает некоторые свои богословские взгляды. [76] Хотя Грегори не упоминает тондракианцев в « Книге Плача» , некоторые учёные интерпретировали некоторые главы как содержащие антитондракианские элементы. [77] Другие ученые отметили, что в Книге Плача преобладает тема центральной роли таинств, особенно крещения, примирения и Евхаристии, и, таким образом, она напрямую выступает против тондракианского осуждения таинств. [78] В своей борьбе против антиномистских тондракианцев Григорий следовал за своим предшественником в монастыре Нарек — своим двоюродным дедом Ананией, осужденным за свои якобы тондракианские убеждения. [20]

По мнению Ара Балиозяна , Григорий порвал с эллинистической мыслью , которая доминировала среди армянской интеллектуальной элиты с золотого века V века. [28] Вместо этого он находился под глубоким влиянием неоплатонизма . [79] Фактически, школа Нарека сыграла важную роль во внедрении христианского неоплатонизма в армянское богословие, особенно таких концепций, как обожествление , достижение силы духовного видения или проницательности посредством покаянного очищения внутреннего и внешнего человека, а также символической экзегетической методологии. [80] Возможно, на него повлиял Псевдо-Дионисий Ареопагит , ключевой автор христианского неоплатонизма, хотя эта точка зрения подвергалась сомнению. [81] [82] Ваче Налбандян утверждал, что мировоззрение Григория по своей сути антифеодальное и гуманистическое . [83]

Тон Книги Плача сравнивают с тоном «Исповеди» Августина Гиппонского . [84] Некоторые ученые сравнивают мировоззрение и философию Григория с мировоззрением и философией более поздних суфийских поэтов-мистиков Руми и Юнуса Эмре . [85] [86] [87] и русские писатели XIX века Федор Достоевский. [88] и А. К. Толстой . [89] Майкл Папазян, исследователь Григория, высказал мнение, что он «то, что вы получили бы, если бы скрестили Августина и Джеймса Джойса . Но его духовность также пропитана простым благочестием отцов-пустынников ; и, хотя он жил до него, есть В нем тоже есть элемент Святого Франциска . Он представляет собой синтез многих направлений христианской традиции». [90]

Признание

[ редактировать ]
Еревана Статуя Григория Нарека, 2002 год, в районе Малатия-Себастия .

Григорий был первым крупным армянским лириком. [26] и считается самым любимым человеком в армянском христианстве. [21] Роберт В. Томсон назвал его «самым значительным поэтом всей армянской религиозной традиции». [30] а Йос Вейтенберг назвал его «самым выдающимся богословским, мистическим и литературным деятелем армянской культуры». [76] Джеймс Р. Рассел называет Грегори одним из трех провидцев армянской традиции, наряду с Месропом Маштоцем и Егише Чаренцем . [91]

По данным Хаджикяна и др. Григорий Нарекский «заслуживает быть известным как один из величайших писателей-мистиков средневекового христианского мира». [34] Вреж Нерсесян считает его «поэтом мирового масштаба» по «размаху и широте его интеллекта и поэтической изобретательности, а также по задумчивости и мечтательности его языка» — наравне со святым Августином , Данте и Эдвардом Тейлором . [32] Левон Зекиян разделяет аналогичную точку зрения, характеризуя Григория как уникальную фигуру не только в армянской национальной и церковной культуре, но и во всем мире. [92] Нерсесян утверждает, что Григорий Нарекский входит в число со святым Августином и Фомой Кемписским «одних из трех величайших писателей-мистиков в средневековом христианском мире», наряду , его монументальные «Плачи» первого присоединяются к «Исповеди» » второго и «Подражанию Христу , образуя естественную трилогию». [93] Армяно-российский критик Карен Степанян [ ru ] пишет, что гениальность Григория ставит его наравне с Шекспиром , Мигелем де Сервантесом и Достоевским. [94]

Агоп Джек Хаджикян и др. сформировал, усовершенствовал и значительно обогатил классический армянский язык . Обратите внимание, что благодаря своему «живому, яркому и очень индивидуальному стилю» Григорий своими произведениями [55] По словам Грачика Мирзояна, Григорий, возможно, создал более 2500 новых армянских слов, в том числе лусанкар «портрет или изображение» и օդաչու, одачу «человек, который летает, пилот». Многие слова, созданные Грегори, активно не используются или были заменены другими словами. [95]

Живущий во Франции западноармянский писатель Шаан Шахнур был самым известным критиком Грегори. [95] Шахнур нацелился на него в своем романе «Отступление без песни» ( Նարանջը առանց երգի , опубликованном в 1929 году) через одного из своих персонажей. Последний описывает Книгу Плача как «самую безнравственную, нездоровую, ядовитую книгу, произведение, которое ослабило армян как нацию. Армяне терпят поражение в попытках подражать несчастной, искалеченной душе Григора». Критика влияния книги на укоренение понятия судьбы в армянских народных верованиях и за то, что она сделала армян «традиционными, терпеливыми, толерантными, удушающими в [них] свободолюбивый дух». [96] [97]

Паруйр Севак высказал мнение, что « Нарек» армяне не столько читают, сколько целуют. [95]

Почитание

[ редактировать ]
Барельеф Григория Нарека на стене Армянского собора Москвы . Он изображен держащим в руках Книгу Плача , на которой выгравировано «Разговор с Богом из глубины сердца».

Армянская Апостольская Церковь

[ редактировать ]

Армянская Апостольская Церковь отмечает его праздник во вторую субботу октября, во время праздника Святых Переводчиков ( Սուրբ Թարգմանչաց , Сурб Таргманчац' ). Посвященный ему, Месропу Маштоцу , Егише , Мовсесу Хоренаци , Давиду Непобедимому и Нерсесу Шнорали , в 2001 году он был объявлен национальным праздником в Армении. [98] Точная дата его канонизации Армянской церковью неизвестна, но он был признан святым уже к 1173 году, когда Нерсес Ламброн (Ламбронаци) включил в самую раннюю дошедшую до нас рукопись « Книги Плача» биографический раздел о нем, озаглавленный «Житие святого человека Божия Григора Нарекаци». [ф] [99] Его современник, историк Ухтанес (ок. 940-1000) называл Григория «Вселенским вардапетом » ( Тиезеракан вардапет ). [99]

В XV веке, когда католикосат Ахтамар находился в центре усилий по возрождению армянской государственности, монахи Ахтамарского собора стремились создать традицию, которая свяжет католикосат с Григорием Нарекским. Одна из таких традиций утверждала, что католикосат основал сам Григорий. В обрядовых книгах, заказанных Закарием III и Степаносом IV, Григорий изображается более чем просто равноапостольным . [100]

Мощи святого Григория хранятся в Музее-сокровищнице Первопрестольного Святого Эчмиадзина . Недавно его вынесли в Эчмиадзинский собор на праздник Святых Переводчиков 13 октября 2012 года. [101] и на церемонию омовения ног и освящения маслом в Великий четверг 9 апреля 2020 года. [102]

Его именем названы несколько церквей, построенных в Армении в XXI веке. [г] Армянская апостольская церковь Св. Григория Нарека в Ричмонд-Хайтс, штат Огайо , недалеко от Кливленда , была построена в 1964 году. [105]

Католическая церковь

[ редактировать ]
Мозаика с изображением святого Григория Нарека внутри церкви Материнского дома ордена мхитаристов в Сан-Лаццаро-дельи-Армени , Венеция .

Несмотря на раскол вокруг Халкидонского Собора , всегда были по крайней мере некоторые католики, использующие армянский обряд . [106] Например, хотя монастырь Нарек был основан армянскими монахами, бежавшими от религиозных преследований в Каппадокии при византийском императоре Романе Лакапине , монахи Нарека, в том числе и сам Григорий, неоднократно обвинялись в причастности к цайтскому движению. Цайты были школой мысли в Армянской Апостольской церкви , которая приняла учение Халкидонского собора , продолжая при этом проводить литургию на классическом армянском языке . Армянам, которые рассматривали Халкидонский собор как противоречие Кириллу Александрийскому и, следовательно, как ересь , цыты обвинялись в том, что они «греки, но с армянским языком» и даже как «наполовину, недостаточные или неадекватные армяне». Между тем до нас дошла критика павликианского тондракианского движения со стороны Григория Нарека, но неизвестно, чтобы какая-либо подобная критика Халкидонского Собора или Цайтов существовала со стороны его руки. [107]

Это станет важным спустя столетия, когда Орден мхитаристов основал Мхитар Себастаци как часть более широкого движения внутри Армянской Апостольской церкви за принятие Халкидонского Собора и воссоединение со Святым Престолом . Вдохновленное французскими миссионерами- иезуитами и капуцинами в Османской империи , это движение в конечном итоге привело как к мученической смерти Гомидаса Кеумурджяна в 1707 году , так и к образованию в 1742 году Киликийского Патриархата , который возглавил Армянскую Католическую Церковь . По многим причинам Григорий Нарек и Нерсес Шнорали были единственными двумя постхалкидонскими армянскими богословами, которых монахи-мхитаристы использовали для проповеди воссоединения через свое издательское апостольство, базирующееся на острове Сан-Лазаро в Венеции . [108]

В своей энциклике Redemptoris Mater 1987 года Папа Иоанн Павел II назвал его «одним из выдающихся прославителей Армении». [109]

18 февраля 1989 года Иоанн Павел II учредил Армянскую католическую епархию Святого Григория Нарека в Буэнос-Айресе . [110] Армянская католическая община Еревана находится под покровительством святого Григория Нарека.

Статья 2678 Катехизиса Католической Церкви , обнародованная Иоанном Павлом II в 1992 году, упоминает традицию молитвы в его произведениях. [111]

Иоанн Павел II упоминал его в нескольких обращениях: [112] [113] [114] и описал Григория как «одного из главных поэтов Богоматери » и «великого врача Армянской церкви» в своем обращении к Ангелусу 18 февраля 2001 года . [115]

Григорий Нарекийский был официально признан святым Римского обряда Католической церкви в пересмотренном Римском мартирологе 2001 года и его обновленном издании 2004 года. [116] Это признание оставалось незамеченным до тех пор, пока он не провозгласил себя Учителем Церкви в 2015 году. [117] что заставило некоторых католических СМИ ошибочно заявить, что это заявление было актом равноценной канонизации . [118]

Святой Григорий Нарекский изображен на картине Ариэля Агемяна «Богоматерь Нарекская» . [119] В основу образа положено видение Богородицы с Младенцем Христом, которое Григорий испытал во время молитвы. Картина хранится над алтарем в часовне Папской Армянской коллегии в Риме. [120]

Доктор Церкви

[ редактировать ]

4 сентября 2014 года Армянский католический патриарх Нерсес Бедрос XIX Тармуни назначил архиепископа Погоса Левона Зекияна из Ордена мхитаристов постулатом с приказом выступать за присвоение Св. Григорию Учителя Церкви . От архиепископа Зекияна потребовали доказательств того, что Армянская Апостольская Церковь никогда не была монофизитской и лишь отвергла Халкидонский собор из-за недоразумения в семантике. Расследование и доводы архиепископа Зекияна увенчались успехом [121] а 23 февраля 2015 года Папа Франциск объявил Григория Нарека Учителем Церкви . [42] [122] [7] 12 апреля 2015 года, в воскресенье Божественного Милосердия , во время мессы по случаю столетия геноцида армян в базилике Святого Петра , Папа Франциск официально провозгласил Григория Нарека Учителем Церкви в присутствии президента Армении Сержа Саргсяна , Католикоса всех Армяне Гарегин II , Католикос Киликии Арам I и Армянский Католический Патриарх Нерсес Бедрос XIX Тармуни . [123] [124] Во время мессы 25 июня 2016 года на площади Вардананц в Гюмри Франциск заявил, что «хотел привлечь больше внимания» к Григорию, сделав его Учителем Церкви. [125] В обращении 2023 года Папа Франциск сказал о Григории: «Что в нем больше всего поражает, так это универсальная солидарность, интерпретатором которой он является». [126]

Григорий — 36-й и первый армянский Учитель Церкви. [127] Он также является «вторым святым, вышедшим из Восточной церкви », ставшим врачом. [128] и единственный Доктор, «который не был в общении с католической церковью». при жизни [129] [час]

Признание святого Григория Учителем Церкви было отмечено государством Ватикан почтовой маркой, выпущенной в обращение 2 сентября 2015 года. [130] [131] двухметровую бронзовую статую Григория, воздвигнутую Давидом Ереванци [ ги ] открыл в Ватиканских садах 5 апреля 2018 года посол Микаел Минасян Армении при Святом Престоле . На церемонии также присутствовали Папа Франциск, президент Армении Серж Саргсян и лидеры Армянской Апостольской церкви Гарегин II и Арам I. [132] [133]

В 2021 году Конгрегация богослужения и дисциплины таинств установила ему факультативный памятник 27 февраля по общему римскому календарю . [134] [135]

Наследие

[ редактировать ]

Литературное влияние

[ редактировать ]

Григорий оказал влияние практически на всю последовавшую за ним армянскую литературу. Манук Абегян утверждал, что его след в армянской христианской литературе «сравним с Гомером в греческой и Данте в итальянской». [99] [136] Григор Магистрос Пахлавуни ( ок. 990–1058 ) считается его прямым литературным преемником. [137] Ученые отмечают влияние Григория на армянских поэтов, как средневековых, так и современных. Он вдохновил выдающихся средневековых поэтов Ованнеса Имастасера ​​(ок. 1047–1129), [138] Нерсес Шнорали (1102–1173) и Фрик ( ок. 1230–1310 ), [8] а в современный период Саят-Нова (1712–95), Ованес Туманян (1869–1923), [138] Мисак Мецаренц (1886–1908), [139] Даниэль Варужан (1884–1915), [139] Сиаманто (1878–1915), [140] [139] Егише Чаренц (1897–1937), [8] и Паруйр Севак (1924–1971). [141]

Чаренц восхваляет «святые брови» Григория и Наапета Кучак в своем стихотворении 1920 года «Я люблю свою Армению» (« Да им ануш Айастани »). [142] В другом стихотворении, озаглавленном «В Армению» (« Айастанин »), Чаренц называет Григория, Нерсеса Шнорали и Нагаша Овнатана . гениями [143] Севак описывает Книгу Плача как «храм поэзии, на который не оказало никакого влияния разрушительное действие времени». [39]

Дань уважения

[ редактировать ]
Григорий изображен на марке Армении 2001 года.

Нарек (западноармянский: Нарег) — очень популярное мужское имя среди армян. В 2018 году это было второе по распространенности имя для мальчиков. [144] Он происходит из деревни и монастыря Нарек и обязан своей популярностью Григорию Нареку и Книге Плача , широко известной как «Нарек». [145] Грачья Ачарян не привел этимологию Нарека. [145] а Джеймс Р. Рассел отметил, что это «не имеет особого значения». [146]

Именем Григория названо село Нарек Армении в Араратской области , основанное в 1984 году. [147] [148]

Профессора армянского языка и культуры Нарекаци, основанная в 1969 году, является старейшей кафедрой Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). [149] В Ереване именем Григория названы государственная школа (основана в 1967 году и переименована в 1990 году) и медицинский центр (основан в 2003 году). [150] [151] Григорий изображен на почтовой марке, выпущенной Арменией в 2001 году. [152] Художественный институт Нарекаци ( Narekats'i arvesti miut'yun ), [153] имеет штаб-квартиру в Ереване , Армения (с 2004 года), а ранее центр в Шуши , Арцах (Нагорный Карабах) (с 2006 года). [154]

Статуя Григория была установлена ​​в ереванском районе Малатия-Себастия в 2002 году. [155] Большой камень, напоминающий старинную рукопись, с начертанными строками и изображениями из Книги Плача, был открыт в квартале Нарекаци Аванского района Еревана в 2010 году. [156]

Советский композитор Альфред Шнитке написал музыку к русскому переводу Книги Плача в 1985 году под названием «Концерт для смешанного хора». [157]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Г-жа 1568, хранится в Матенадаране в Ереване, Армения. Григор Мличчеци создал его в монастыре Скевра , близ Ламброна , в Армянском Киликийском королевстве , по просьбе архиепископа Ламброна Нерсеса (Ламбронаци). В армянском тексте читается ՍԲՆ ԳՐԻԳՈՐ ՃԳՆԱՒՈՐ, т.е. «Святой Григорий Монах». [1] [2] [3]
  2. Также транслитерируется как Narekac'i . Западноармянский : Крикор Нарегаци .
  3. ^ Латинизированный : Gregorius Narecensis ; [9] Итальянский : Грегорио ди Нарек. [10]
  4. Его рождение датируется «серединой десятого века». [11] «вторая половина 940-х годов», [8] 945, [12] в. 945, [13] в. 950, [14] в. 951, [15] и дата его смерти в 1003 году, [8] [12] в. 1003, [15] [13] 1003 или 1011, [14] «вероятно, в 1010 году». [11]
  5. ^
    • Агоп Джек Хаджикян и др.: «Ему придается значение, уступающее только самой Библии». [34]
    • Ваан Куркджян : «Нарек, Книга молитв, когда-то пользовалась почитанием, но немногим ниже того, которое воздается самой Библии». [27]
    • Вреж Нерсесян : «После Библии и Книги Плача ( Нарека ) Григора Нарекаци, «Иисус-Сын» был самой читаемой книгой среди армян...» [37]
    • Роберт В. Томсон : «Действительно, эту книгу часто называют просто «Нарек», и в армянском доме она традиционно занимала место едва ли менее почетное, чем Библия». [21]
    • Армянский католик, независимый исследователь и писатель Нарег Сеферян сказал, назвав его «мистическим молитвенником», «вторым после Библии как святое произведение». [38]
  6. ^ "Поведение святого Григора Нарекаца Божия"
  7. ^ например, церкви в Алаверди (завершено в 2001 г.), [103] Ванадзор (завершен в 2005 г.) и Армавир (завершен в 2014 г.) [104]
  8. ^ Дель Коглиано поясняет, что этому способствовало «общее заявление веры во Христа» Папы Иоанна Павла II и Армянского Апостольского Католикоса Гарегина I, которое подтвердило, что две церкви «верят в одно и то же о Христе, даже если они выражают это в разные языки», что привело к досадным разногласиям после Второго Константинопольского Собора ; «это заявление фактически освобождает св. Григория от любых «христологических» ошибок: даже если св. Григорий не был в общении с Католической Церковью, в доктринальных вопросах было полное согласие». [129]
  1. ^ Нерсесян 2018 , с. 239.
  2. ^ «С. Григор Нарекаци (951-1003)» . Sacredtradition.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года.
  3. ^ Нерсесян, Вреж (2001). «Книга Плача, 1173 год». Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Публикации Гетти. п. 162 . ISBN  978-0-89236-639-2 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асратян, Мурад (1982). «Нарекаванк [Нарекаванк]». Армянская советская энциклопедия Том. 8 (на армянском языке). Ереван: Армянская энциклопедия. п. 203 .
  5. ^ «Святые и праздники (По литургическому календарю Армянской Апостольской Церкви)» . Святой Престол Киликии . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года. Святые переводчики – Месроб, Егише, Моисей (Мовсес) Поэт, Давид (Тавит) Философ, Григорий Нарегский, Нерсес Кла (благодатный).
  6. ^ «Армянская церковь Святых Переводчиков» . www.armenianchurchofmetrowest.org . Армянская церковь Святых Переводчиков. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Григорий Нарек объявлен Учителем Церкви» . Ла Стампа . 23 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Григор Нарекаци» (на армянском языке). Институт арменоведения ЕГУ . 2007. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года.
  9. ^ «Почему святой Григорий Нарецкий считается Учителем Вселенской Церкви » . vatican.va Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года.
  10. ^ Торниелли, Андреа [на итальянском языке] (23 февраля 2015 г.). «Григорий Нарекский будет Учителем Церкви» . Ла Стампа (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томсон 1997 , с. 231.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ла Порта 2016 , стр. 336–337.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нерсесян 2018 , с. 240.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тамразян, Г.Г.; Манукян, С.С.; Аревшатян А.С. (8 сентября 2011 г.). «Григор Нарекаци (Григор Нарекаци)» . Православная энциклопедия (на русском языке). Русская Православная Церковь . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , стр. 274–275.
  16. ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. п. 95. ИСБН  0-226-33228-4 .
  17. ^ Ованнисян, Ричард Г. (2000). «Введение». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN  1-56859-130-6 .
  18. ^ Папазян 2019 , с. 56.
  19. ^ Папазян 2019 , стр. 59–60.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ла Порта 2016 , стр. 343–344.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Томсон 1983 , с. 453.
  22. ^ Авагян 2017 , с. 119.
  23. ^ Сучиян, Талин (7 апреля 2007 г.). «Святой Крест выживает, дипломатия умирает» (PDF) . Армянский репортер . № 6. с. А7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2014 года.
  24. ^ Нисанян, Севан (2006). Восточная Турция: Справочник путешественника . Стамбул: Издательская группа Siz. п. 239. ИСБН  978-9752301962 .
  25. ^ Хампикян, Наири (2000). «Архитектурное наследие Васпуракана». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 103 . ISBN  978-1-56859-130-8 .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Лаэт, Зигфрид Дж., изд. (1994). «Армяне». История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО . п. 665 . ISBN  9789231028137 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куркджян, Ваан (1964) [1958]. История Армении . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки. п. 374 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура . Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. стр. 52–53.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 277.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Томсон, Роберт В. (2010). «Рецензия на две французские книги о Нарекаци». Журнал богословских исследований . 61 (1): 389–390. дои : 10.1093/jts/flp172 . JSTOR   43665092 .
  31. ^ Хачикян и др. 2002 , стр. 277–278.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (2001). «Армянский». Во Франции, Питер (ред.). Оксфордский путеводитель по литературе в английском переводе . Издательство Оксфордского университета. п. 191 . ISBN  9780199247844 .
  33. ^ Эванс, Хелен С. (2018). «Скевра». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей и издательство Йельского университета . п. 139 . ISBN  9781588396600 . OCLC   1028910888 .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 274.
  35. ^ Дуглас, Джон М. (1992). Армяне . Корпорация Джей Джей Винтроп. п. 177. В каждом армянском доме было принято иметь копию «Нарега».
  36. ^ Сваджян, Стивен Г. (1977). Путешествие по исторической Армении . ГринХилл Паб. п. 79. Крикор Нарегаци, армянский поэт-мистик X века, написал свой шедевр «Нарег», который заменил Библию во многих армянских домах.
  37. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Библия в армянской традиции . Библия в армянской традиции. п. 48 . ISBN  9780892366408 .
  38. ^ Мартоне, Джеймс (16 марта 2016 г.). «Армяне говорят, что «все население» собирается приветствовать Папу Франциска в июне» . Америка . Общество Иисуса . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 279.
  40. ^ Орманян, Малахия (1912). Церковь Армении: ее история, учение, правило, дисциплина, литургия, литература и существующее состояние . Перевод Г. Маркара Грегори. Лондон: А. Р. Моубрей. п. 177 .
  41. ^ Товмасян, Сатеник (9 марта 2015 г.). «Нарек-терапия: Армяне читают стихи средневековых монахов как лекарство от недугов» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Папа Франциск объявляет армян святым Учителем Церкви» . Ватиканское радио . 23 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2019 г.
  43. ^ Ишханян, Рафаэль (1981). «Армянская печать Марселя». Армянская советская энциклопедия, том 7 (на армянском языке). п. 340 .
  44. ^ Назарян 1990 , с. 75.
  45. ^ Маэ, Жан-Пьер (2007). Слова к Богу Григория Нарека (на французском языке). Питерс .
  46. ^ Мкртчян, Асмик (1995). «Арабский перевод поэмы Григора Нарекаци «Трагедия Матеана» . Эчмиадзин (на армянском языке). 51 (1). 99–102. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
  47. ^ Апресян, А. (2016). «Переводы «Книги Плача» Григора Нарекаци » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 205–212. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  48. ^ Нарекачи, Григор (1999). Песни грустных песнопений (на литовском языке). Перевод Сигитаса Геды . Борозда. ISBN  9785415014187 .
  49. ^ Нарекас Григор (2017). Соболева, Лиен (ред.). Книга Откровения (на латышском языке). Перевод Валдиса Стро. Пятница. ISBN  9789934200144 .
  50. ^ Нареки Григор (2017). Книга плача (на эстонском языке). Перевод Петера Волконского . ISBN  978-9985-58-841-3 .
  51. Плач Нарека: мистические монологи с Богом в переводе Миши Кудиана, опубликовано Mashtots Press в Лондоне в 1977 году.
  52. Св. Григор Нарекаци: Разговор с Богом из глубины сердца , перевод Томаса Дж. Самуэляна , опубликовано издательством «Вем Пресс» в Ереване в 2001 году, ISBN   978-9993085317 ; 2-е издание, опубликовано в 2005 г. ISBN   978-9993085348 )
  53. Книга печали в переводе Хачатура Хачатуряна, издана Наири в Ереване в 2007 году. ISBN   9785550012116
  54. ^ А. Апресян. Григор Нарекаци и переводчики, Обзор арменоведения, №2, 2021, с. 214
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 275.
  56. ^ Эрвин 2007 , с. 46.
  57. ^ Эрвин 2007 , с. 44.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Папазян 2019 , с. 91.
  59. ^ Папазян 2019 , с. 90.
  60. ^ Даснабедян, Тамар (1995). Панегирик Святой Богородицы Григора Нарекаци . Армянский Католикосат Киликии . п. 39.
  61. ^ Териан 2016 , стр. 288–325.
  62. ^ Папазян 2019 , стр. 220–231.
  63. ^ Кертин, Д.П. (февраль 2014 г.). История Святого Креста Апаранка . Далкасская издательская компания. ISBN  9781088113783 .
  64. ^ Териан 2016 , стр. 223–243.
  65. ^ Териан 2016 , стр. 244–287.
  66. ^ Папазян 2019 , с. 110.
  67. ^ Териан 2016 , стр. 344–361.
  68. ^ Териан 2016 , стр. 326–343.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 276.
  70. ^ Конибир, Фред. С. (январь 1906 г.). «Псалтырь Армянской церкви» . Журнал богословских исследований . 7 (26): 291. JSTOR   23947198 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
  71. ^ Териан 2016 , стр. 3–172.
  72. ^ «Григор Нарекаци» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 9 ноября 2023 года.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 278.
  74. ^ Папазян 2019 , стр. 115–119.
  75. ^ Назарян 1990 , с. 78.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайтенберг, Йос Дж.С. (2008). «Рецензируемая работа: Святой Григорий Нарекский, богослов и мистик. Международная конференция, проведенная в Папском восточном институте ... 20–22 января 2005 г., Жан-Пьер Маэ, Богос Левон Зекиян». Вигилии Христиане . 62 (1): 100–101. JSTOR   20474849 .
  77. ^ Назарян 1990 , стр. 76–77.
  78. ^ Папазян 2019 , стр. 170–175.
  79. ^ Месроб, Левон [на армянском языке] (1958). «О Григоре Нарекаци [О Григоре Нарекаци]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 267–270. Архивировано из оригинала 19 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  80. ^ Ла Порта 2016 , с. 336.
  81. ^ Тамразян, Грачья [на армянском языке] (2010). «Дионисий Ареопагит и Григорий Нарек » Эчмиадзин (на армянском языке). 86 (11). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 50–73. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  82. ^ Териан 2016 , с. XXII.
  83. ^ Налбандян, В.С. (1988). «Вселенная и ее будущее по Григору Нарекаци » Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 29–44. Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  84. ^ Кебранян, Н. (2012). «Армянская поэзия и поэтика». В Кушмане, Стивен; Кавана, Клэр ; Рамазани, Джахан; Рузер, Пол (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. п. 83 . ISBN  9781400841424 .
  85. ^ Степанянц, Мариетта Т. (1994). Суфийская мудрость . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 41 . ISBN  9780791417966 .
  86. ^ Сафарян, Ал. В. (1993). «Об «адаптации» традиционных персонажей в творчестве Григора Нарекаци и суфийских поэтов » . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 103–113. Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  87. ^ Safarian, A. V. (1990). "О гуманизме Григора Нарекаци и поэтов-суфиев [On the humanism of Girgor Narekatsi and Sufi poets]" . Lraber Hasarakakan Gitutyunneri (in Russian) (7): 62–68. Archived from the original on 1 December 2019 . Retrieved 30 December 2018 .
  88. ^ Zulumyan, Burastan (2013). "Путь к человеку: Григор Нарекаци и Федор Достоевский [Path to humanity: Grigor Narekatsi and Fyodor Dostoevsky]" (PDF) . In Stepanyan, Karen [in Russian] (ed.). Достоевский и мировая культура [Dostoevsky and international culture] (in Russian). Moscow: International Dostoevsky Society . pp. 149–177. ISBN  9785857352465 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2018 года.
  89. ^ Darbinyan-Melikyan, Margarita (2015). "И с горной выси я сошёл..." Literaturnaya Gazeta (in Russian) (6). Archived from the original on 28 December 2018 . Retrieved 30 December 2018 . {{cite journal}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown ( link ) () "Думается мне, что с Григором Нарекаци и своим творчеством, и как личность сопоставим граф А.К. Толстой, отличавшийся редким благородством как души, так и внешности."
  90. ^ Аквилина, Майк (9 января 2020 г.). «Древняя мудрость «Доктора милосердия» Армении на новое десятилетие» . Ангелус . Римско-католическая архиепархия Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 11 января 2020 года.
  91. ^ Рассел, Джеймс Р. (2005). Арменоведение и ирановедение . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780935411195 . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 12 января 2021 г. (О книге): Ряд исследований также посвящен визионерам армянской традиции — Маштоцу, Нарекаци, Чаренцу.
  92. ^ Зекиян 2015 , с. 10.
  93. ^ Нерсесян 2018 , с. 258.
  94. ^ Vinogradov, Leonid (15 September 2018). "Карен Степанян о Достоевском, читавшем Сервантеса, и поисках Бога в литературе" . pravmir.ru (in Russian). Orthodoxy and the World . Archived from the original on 28 December 2018.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ашугян, Карине (23 октября 2017 г.). «Свет и тень становления «модного» искателя Нарекаци» . Гракан терт (на армянском языке). Союз писателей Армении . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года.
  96. ^ Пинсент, Роберт Б., изд. (1993). Читательская энциклопедия восточноевропейской литературы . ХарперКоллинз . п. 356 . ISBN  9780062700070 .
  97. ^ Карагулян, Асмик (2006). «Роман Шахана Шахнура «Отступление без песни» [Роман Шахана Шахнура «Отступление без песни»]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 109. Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  98. ^ «Закон РА о праздниках и днях памяти Республики Армения» . arlis.am (на армянском языке). 24 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 г.
  99. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нерсесян 2018 , с. 238.
  100. ^ Туманян, Лусине (2019). Скриптории монастырей островов озера Ван [Скриптории монастырей островов озера Ван] (PDF) (на армянском языке). Ереван: Матенадаран Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца . стр. 28-30. ISBN:  978-9939-9237-0-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2022 года.
  101. ^ «Мощи святителя Григора Нарекаци будут перенесены в Свято-Материнский собор» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 13 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г.
  102. ^ «Мощь святого Григора Нарекаци, вынесенная во время купания» . news.am (на армянском языке). 10 апреля 2020 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 г.
  103. ^ «Празднование 10-летия помазания церкви Св. Григора Нарекаци» . vallexgroup.am . Компании группы Валлекс. 14 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  104. ^ «Освящение церкви Св. Григора Нарекаци в Армавире» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин. 3 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г.
  105. ^ «Приходская история» . Stgregoryofnarek.org . Армянская церковь Св. Григория Нарека. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года.
  106. ^ Дональд Аттуотер (1948), Христианские церкви Востока: Том I. Церкви в общении с Римом , The Bruce Publishing Company . Милуоки , Висконсин . Страница 183.
  107. ^ Вреж Нерсесян , (2018), Св. Григорий Нарекский: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. стр. 18-19.
  108. ^ Вреж Нерсесян , (2018), Св. Григорий Нарекский: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. стр. 5-7.
  109. ^ «Редемпторис Матер» . vatican.va . 25 марта 1987 года. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
  110. ^ «Восточно-католические церкви 2015» (PDF) . cnewa.org . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока . Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2016 года.
  111. ^ «Катехизис Католической Церкви» . vatican.va . Архивировано из оригинала 8 января 2021 года. Но в Аве Марии, Богородице, гимнах святого Ефрема или святого Григория Нарека традиция молитвы в основном та же.
  112. ^ «Общая аудитория» . vatican.va . 18 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г. Выразим наше стремление к божественной жизни, предлагаемой во Христе, теплыми тонами великого богослова Армянской Церкви Григория Нарека (X век): «Это не за его подарки...
  113. ^ «К 1700-летию «Крещения Армении» » . vatican.va . 2 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г. Святой Григорий Нарек, великий Мариан Вардапет (Доктор) Армянской Церкви...
  114. ^ «Общая аудитория» . vatican.va . 13 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г. Теперь послушаем учителя армянской традиции Григория Нарека (ок. 950–1010), который в своем Панегирическом обращении к Пресвятой Деве Марии говорит ей: «Прибегая к твоему достойнейшему и могущественному заступничеству…
  115. ^ «Анжелюс» . vatican.va . 18 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г. Один из главных поэтов Богоматери - великий врач Армянской церкви святой Григорий Нарек.
  116. ^ «Римский мартиролог (на итальянском языке)» (PDF) . Национальная литургическая служба Итальянской епископальной конференции . п. 227 . Проверено 27 февраля 2024 г.
  117. ^ Штаудт, доктор Р. Джаред (26 февраля 2015 г.). «Св. Григорий Нарекский: Был ли новый Учитель Церкви католиком?» . Католический мировой доклад . Проверено 27 февраля 2024 г.
  118. ^ «Святой дня: Святой Григорий Нарекский» . Францисканские СМИ . Проверено 27 февраля 2024 г.
  119. ^ Андоневич, Лукас (7 апреля 2012 г.). «Ариэль Агемян (1904–1963)» . Армянские художники . Проверено 1 марта 2024 г.
  120. ^ «Богоматерь Нарекская» . Городская башня . Проверено 1 марта 2024 г.
  121. ^ Преподобный доктор Вреж Нерсесян, доктор философии. (2018), Св. Григорий Нарек: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. Страницы 5-7.
  122. ^ Барретт, Дэвид В. (23 февраля 2015 г.). «Армянский святой провозглашен Папой Франциском Учителем Церкви» . Католический вестник . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года.
  123. ^ «В Ватикане начинается историческая месса, посвященная 100-летию Геноцида армян (в прямом эфире)» . Арменпресс . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г.
  124. ^ «Послание Его Святейшества Папы Франциска по случаю 100-летия «Мец Егерна» и провозглашения св. Григория Нарека Учителем Церкви» . vatican.va . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г.
  125. ^ «Святая Месса: Проповедь Святого Отца» . vatican.va . Гюмри, площадь Вардананц: Святой Престол. 25 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
  126. ^ «Общая аудитория» . vatican.va . Площадь Святого Петра: Библиотека Эдитрис Ватикана . 26 апреля 2023 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г.
  127. ^ «Святой Григорий Нарекский причислен к числу врачей церкви Католической Церкви» . 1tv.am. Общественное телевидение Армении . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г.
  128. ^ Морио, Ева Маурер (16 апреля 2015 г.). «Армянин Григорий Нарек, Учитель Церкви» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года.
  129. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дель Коглиано, Марк (8 октября 2015 г.). «Новый Учитель Церкви: Св. Григорий Нарек» . богословие имеет значение . Университета Св. Фомы Теологический факультет . Архивировано из оригинала 7 января 2021 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  130. ^ «К 100-летию кончины блаженного мученика Игнатия Малояна и провозглашения святителя Григория Нарека Учителем Церкви» . vaticanstate.va (на итальянском языке). 2 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
  131. ^ «Марки Ватикана: Армянская церковь (2015)» . Филателистическая база данных . 31 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  132. ^ Даниелян, Эмиль (5 апреля 2018 г.). «Новая статуя Ватикана подчеркивает армяно-католическое сближение» . Радио Свобода . Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
  133. ^ «Статуя святого Григория Нарека открыта в Ватикане» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. 5 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
  134. ^ «ДЕКАЗ О внесении в общий римский календарь празднований святого Григория Нарека, аббата и Учителя Церкви, святого Иоанна Де Авилы, священника и Учителя Церкви, и святой Хильдегарды Бингенской, Девы и Учителя Церкви». " . vatican.va . 25 января 2021 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года.
  135. ^ Брокгауз, Ханна (2 февраля 2021 г.). «Папа Франциск вносит в церковный календарь праздник Марфы, Марии и Лазаря» . Католическое информационное агентство . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года.
  136. ^ Манук Абегян, История древнеармянской литературы (Ереван: Армянская академия наук, 1944), Кн. 1, стр. 511-69
  137. ^ Мхитарян, С.М. (2001). "Армянская поэзия X-XII веков в оценке Г.Алишана" . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 104. Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г. гр. Прямой преемник Нарекаци и продолжатель его вклада гр. Магистр Пахлавуни (990-1058).
  138. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Авагян 2017 , с. 117.
  139. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ван Линт, Тео (2012). «О стихах Сиаманто, посвященных святому Месропу» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 19 . Матенадаран : 71. Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2021 года. Сиамантон, Даниэль Варужан и Мисак Мецаренц с большим вниманием прочитали трагедию Григора Нарекаци «Матеан» и находились под влиянием поэтического гения этого произведения.
  140. ^ Казарян, Норайр (2013). «Григорий Нарек и Сиаманто» . Эчмиадзин (на армянском языке). 70 (12). 127–132. Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года . Проверено 29 января 2021 г.
  141. ^ Аристакесян, Рузан (2005). «Паруйр Севак – Нарекаци: творческие порывы и взаимоотношения [Паруйр Севак – Нарекаци. Творческие порывы и общение]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2). 256. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г. С самых первых литературных шагов искусство Нарекацу вдохновлялось и направлялось П. Севак.
  142. ^ Переведено на английский язык «Я люблю свою Армению Егише Чаренца». Арарат . 15 . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз : 46. 1960.
  143. ^ Егише Чаренц, Собрание сочинений, т. 1 [Егише Чаренц, Собрание сочинений, т. 1. 1] (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР. 1962. с. 245 . Нарекаци, Шнорали, Нагаш Овнатан - Вы видели столько гениальности и ума - вы увидите это снова.
  144. ^ «Интересная статистика [Интересная статистика]» (PDF) . Armstat.am (на армянском языке). Статистический комитет Республики Армения. 5 февраля 2019 г. с. 251. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2021 года.
  145. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ачарян, Грачья (1942). Словарь личных имен Том. 4 (на армянском языке). Ереванский государственный университет . п. 25 . От названия села Нарек, которое является именем Григора Нарекаци и его знаменитого молитвенника.
  146. ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 157 . ISBN  978-0-674-96850-9 .
  147. ^ Акопян, Т.Х. ; Мелик-Бахшян, Св. Т. [на армянском] ; Барсегян, Х.Х. [на армянском языке] (1988). «Нарек [Нарек]». Словарь топонимов Армении и прилегающих регионов, том II (на армянском языке). Издательство Ереванского университета. п. 969 . В 1984 году назывался Н в честь великого поэта Григора Нарекаци...
  148. ^ «Нарек» (на армянском языке). Министерство территориального управления и инфраструктуры Армении. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года. ...получил свое название в честь Григора Нарекаци...
  149. ^ Салливан, Мэг (20 сентября 2000 г.). «Новый профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе отмечает 2500-летие армянской культуры» . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года.
  150. ^ «Школы, подчиненные мэрии Еревана» . yerevan.am . Муниципалитет Еревана. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
  151. ^ " МС "Григор Нарекаци"" . yerevan.am . Муниципалитет Еревана. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
  152. ^ «Марки выпуска 2001 года» . www.armenianstamps.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года. Григор Нарекаци, Тысячелетие «Записи плача».
  153. ^ "Зрение" . naregatsi.org . Художественный институт Нарегаци. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  154. ^ Кароян, Марине (4 июня 2015 г.). « Творческий союз «Нарекаци» . Азг (на армянском языке). Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
  155. ^ «В Ереване открыли статую Нарекаци» (на армянском языке). Арменпресс . 19 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г.
  156. ^ «Каменный Нарек или Книга Плача» . АрменияСейчас . 2 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 г.
  157. ^ Эйхлер, Джереми (19 февраля 2005 г.). «Блистательный Рахманинов разогревает Шнитке» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 28 января 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3532fa930be81d87b56a6386c745d909__1721736840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/09/3532fa930be81d87b56a6386c745d909.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gregory of Narek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)