Григорий Нарекский
Григорий Нарекский Григор Нарекаци | |
---|---|
Доктор Церкви | |
Рожденный | в. 945–951 |
Резиденция | Монастырь Нарек , Королевство Васпуракан |
Умер | в. 1003–1011 (возраст ≈60 лет) |
Почитается в | |
Главный храм | Часовня-мавзолей монастыря Нарек [4] |
Праздник |
|
Влияния | Неоплатонизм , Псевдо-Дионисий Ареопагит |
Под влиянием | Вся армянская литература , особенно стихи : Нерсес Шнорали , Саят-Нова , Егише Чаренц. [8] |
Основные работы | Книга Плача ( Нарек ) |
Grigor Narekatsi [б] ( Армянский : Григор Нарекаци ; англизированный как Григорий Нарека ; [с] в. 950-1003 /1011) — армянский мистический и лирический поэт, монах и богослов. Он почитается как святой в Армянской Апостольской и Католической церквях провозгласил его Учителем Церкви , а в 2015 году Папа Франциск .
Сын епископа, Григорий получил образование, рукоположен , а затем разместился в Нарекаванке на южном берегу озера Ван (современная Турция). Ученые считают Григория самым любимым и значимым богословским и литературным деятелем армянской религиозной традиции.
Он наиболее известен своей «Книгой плача» , значительным произведением мистической литературы , которое служит исповедальным молитвенником во многих армянских религиозных домах. Его произведения вдохновляли многих армянских литераторов и влияли на армянскую литературу в целом на протяжении веков.
Жизнь и предыстория
[ редактировать ]Ученые относят даты рождения и смерти Григория примерно к 945–951 и 1003 или 1010–11 годам соответственно. [д] Он жил в Васпураканском королевстве , средневековом армянском королевстве, которое «отличалось достигнутым высоким культурным уровнем». [16] Васпуракан, расположенный вокруг озера Ван , — это регион, который Ричард Ованнисян назвал «колыбелью армянской цивилизации». [17]
О его жизни мало что известно. Он родился в деревне на южном берегу озера Ван , на территории нынешней восточной Турции, в семье Хосрова Андзеваци , родственника царской семьи Арцруни . [18] епархии Хосров был рукоположен во епископа после того, как овдовел, и был назначен предстоятелем Андзевацикской . [19] Его отца подозревали в провизантийских халкидонских верованиях, доктрине, не принятой Армянской Апостольской церковью . [11] и в конечном итоге был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци за подрыв Армянской церкви своим толкованием ранга католикоса , высшего ранга в армянском церковном духовенстве, как эквивалентного епископу , более низкому рангу в христианских церквях, на основании работ Псевдо -Дионисий Ареопагит , греческий христианский богослов и мистик V века. [20] Григор и его старший брат Ованес были отправлены в Нарекаванк (буквально монастырь Нарека), где ему дала религиозное образование Анания Нарекаци (Анания Нарекаци). Последний был его двоюродным дедом по материнской линии, знаменитым ученым и основателем монастыря. Воспитанный в интеллектуальном и религиозном рвении, Григор был рукоположен в священники в 977 году и до самой смерти преподавал богословие другим в монастырской школе. [15] [21]
Вёл ли Григорий уединенный образ жизни, стал дискуссионным вопросом среди армянских учёных. И литературный критик Аршаг Чобанян , и ученый Манук Абегян считают, что да. Напротив, литературный критик Грант Тамразян утверждал, что Григорий очень хорошо знал светский мир и свое время, обладал глубокими знаниями как крестьян, так и князей, а также сложностей мира. Тамразян считает, что он не мог жить исключительно литературным экстазом . [22]
Григорий был похоронен в стенах монастыря Нарек. На его могиле была построена часовня-мавзолей прямоугольной формы. [8] [4] который просуществовал до середины 20 века, когда монастырь, заброшенный после геноцида армян , был разрушен турецкими властями, а позже заменен мечетью. [23] [24] [25]
Работает
[ редактировать ]Книга Плача ( Нарек )
[ редактировать ]
Книга Плача ( классический армянский язык Матеан охбергутян : ) Григория широко считается шедевром . [26] часто просто Нарек называют Его . [27] [28] Завершено к концу его жизни, около 1002–03 гг. [21] [29] произведение описывается как монолог, личное лирико-исповедальное стихотворение, мистическое и медитативное . [30] Он состоит из 95 глав и более 10 000 строк. [8] Почти все главы (кроме двух) озаглавлены «Слова к Богу из глубины моего сердца». [29] Главы, представляющие собой молитвы или элегии , различаются по длине, но все они обращены к Богу . Центральной темой является метафизический и экзистенциальный конфликт между желанием Григория быть совершенным, как учил Иисус , и его осознанием того, что это невозможно, а также между божественной благодатью и его чувством своей недостойности получить эту благодать. Однако любовь и милосердие всеобъемлющей, всепрощающей и удивительной благодати Божией возмещают недостоинство человека. [31] [32]
Книга считается шедевром христианской духовной литературы. [12] Хелен К. Эванс описала его как «одно из величайших мистических стихотворений мира». [33] Это было описано Агопом Джеком Хачикяном и др. как «самое любимое произведение армянской литературы». [34] Исторически он хранился в армянских домах. [35] [36] Ученые называют ее популярность среди армян второй после Библии. [и] На протяжении веков армяне бережно хранили эту книгу как заколдованное сокровище и приписывали ей чудодейственную силу. Например, один отрывок был прочитан больным, ожидающим исцеления. [39] [28] Малахия Орманян , ученый и Константинопольский Патриарх, писал, что Нарек «написан ярким и возвышенным стилем, рассматривается как мощный талисман против всякого рода опасностей». [40] В 21 веке психиатр Армен Нерсисян заявил, что разработал на основе книги уникальный тип терапии, который может излечить, по крайней мере частично, многие болезни. [41]
Первая полная публикация книги была сделана Восканом Ереванци в Марселе , Франция, в 1673 году. [42] [43] А первый полный комментарий был опубликован в Константинополе в 1745 году. [44] Работа переведена на английский, русский, французский, [45] арабский , [46] персидский , [47] Литовский, [48] латышский, [49] Эстонский. [50] Существует три английских перевода книги, первый из которых появился в 1977 году. [51] [52] [53] [54]
Комментарий к Песне Песней
[ редактировать ]Второе наиболее известное дошедшее до нас произведение Григория — комментарий к « Песни Песней» Meknut'iun ( ) , ergots' ergoyn Sogomoni написанный в 977 году, в год его рукоположения в священники. [55] [30] Комментарий написан по повелению Васпураканского князя Гургена Арцруни - Хачика . [56] Григорий часто использует « Нисского Письма св. Григория о Песне Песней» . [57] Комментарий содержит явное осуждение брачных и сексуальных практик со стороны тондракианцев называет еретиками , армянской христианской секты, которую Армянская Апостольская церковь . [58] Григорию, возможно, было поручено противостоять этим еретическим учениям. [58] Армянский писатель Ара Балиозян называет этот комментарий шедевром прозы. [28]
Другие работы
[ редактировать ]Существует также единственная сохранившаяся рукопись комментария Григория к главам 38 и 39 Книги Иова . [59] Григорий также писал гимны , панегирики различным святым деятелям, проповеди , [30] [21] многочисленные песнопения и молитвы, которые и сегодня поются в армянских церквях. [28] Ученые отмечают, что Григорий часто отходит от стандартов армянских и греческих традиций панегириков и энкомий и вводит новшества интересными и самобытными способами. [60] Особое значение имеют две его редакции восхваления Пресвятой Богородицы : [61] в котором он утверждает учения о телесном Успении Марии ( верап'охумн ), вечной девственности и, возможно, о Непорочном Зачатии . [62]
Похвала Пресвятой Богородице была написана как часть триптиха, заказанного епископом Моккским Степаном. [63] Два других панегирика, образующие этот набор, — « История Святого Креста Апаранкского» . [64] мощи Животворящего Креста монастырю Апаранк в память о даровании византийскими императорами Василием II и Константином VIII и Похвалы Святому Кресту . [65] Сосредоточив внимание на кресте, оба этих панегирика противостоят тондракианскому отказу от почитания креста и других материальных объектов. [66] Здесь снова, как и в остальной части корпуса Григория, святой защищает православие от тондракианцев и других еретических движений. Григорий также написал панегирик святому Иакову Нисибисскому епископу четвертого века, , сирийскому который пользовался и остается сегодня очень почитаемым среди армян. [67] У Григория также есть панегирик святым апостолам . [68]
Григорий также является автором около двух десятков тагеров ( песен или од), которые являются первыми документально подтвержденными религиозными стихами в армянской литературе, и духовных песен, называемых гандз , как в стихах, так и в прозе. [69] [70] Григорий также сочинял музыку для своих од, но они не считаются шараканами (распевами). [69]
Многие праздничные оды и ектении, а также панегирики были переведены на английский язык и снабжены комментариями Авраама Териана. [71]
Мировоззрение и философия
[ редактировать ]Центральная идея философии Григория — вечное спасение, опирающееся исключительно на веру и божественную благодать , а не обязательно на институциональную церковь, в которой его взгляды аналогичны взглядам протестантской Реформации 16 века . [73] Эта интерпретация Григория как предшественника протестантизма совсем недавно была оспорена. [74] Григория могли заподозрить в ереси и симпатиях к павликианам и тондракианам — двум основным сектам средневековой Армении. [73] В частности, он написал трактат против тондракианцев в 980-х годах: [75] возможно, чтобы очиститься от обвинений в симпатиях к их движению. [69] В трактате он излагает некоторые свои богословские взгляды. [76] Хотя Грегори не упоминает тондракианцев в « Книге Плача» , некоторые учёные интерпретировали некоторые главы как содержащие антитондракианские элементы. [77] Другие ученые отметили, что в Книге Плача преобладает тема центральной роли таинств, особенно крещения, примирения и Евхаристии, и, таким образом, она напрямую выступает против тондракианского осуждения таинств. [78] В своей борьбе против антиномистских тондракианцев Григорий следовал за своим предшественником в монастыре Нарек — своим двоюродным дедом Ананией, осужденным за свои якобы тондракианские убеждения. [20]
По мнению Ара Балиозяна , Григорий порвал с эллинистической мыслью , которая доминировала среди армянской интеллектуальной элиты с золотого века V века. [28] Вместо этого он находился под глубоким влиянием неоплатонизма . [79] Фактически, школа Нарека сыграла важную роль во внедрении христианского неоплатонизма в армянское богословие, особенно таких концепций, как обожествление , достижение силы духовного видения или проницательности посредством покаянного очищения внутреннего и внешнего человека, а также символической экзегетической методологии. [80] Возможно, на него повлиял Псевдо-Дионисий Ареопагит , ключевой автор христианского неоплатонизма, хотя эта точка зрения подвергалась сомнению. [81] [82] Ваче Налбандян утверждал, что мировоззрение Григория по своей сути антифеодальное и гуманистическое . [83]
Тон Книги Плача сравнивают с тоном «Исповеди» Августина Гиппонского . [84] Некоторые ученые сравнивают мировоззрение и философию Григория с мировоззрением и философией более поздних суфийских поэтов-мистиков Руми и Юнуса Эмре . [85] [86] [87] и русские писатели XIX века Федор Достоевский. [88] и А. К. Толстой . [89] Майкл Папазян, исследователь Григория, высказал мнение, что он «то, что вы получили бы, если бы скрестили Августина и Джеймса Джойса . Но его духовность также пропитана простым благочестием отцов-пустынников ; и, хотя он жил до него, есть В нем тоже есть элемент Святого Франциска . Он представляет собой синтез многих направлений христианской традиции». [90]
Признание
[ редактировать ]Григорий был первым крупным армянским лириком. [26] и считается самым любимым человеком в армянском христианстве. [21] Роберт В. Томсон назвал его «самым значительным поэтом всей армянской религиозной традиции». [30] а Йос Вейтенберг назвал его «самым выдающимся богословским, мистическим и литературным деятелем армянской культуры». [76] Джеймс Р. Рассел называет Грегори одним из трех провидцев армянской традиции, наряду с Месропом Маштоцем и Егише Чаренцем . [91]
По данным Хаджикяна и др. Григорий Нарекский «заслуживает быть известным как один из величайших писателей-мистиков средневекового христианского мира». [34] Вреж Нерсесян считает его «поэтом мирового масштаба» по «размаху и широте его интеллекта и поэтической изобретательности, а также по задумчивости и мечтательности его языка» — наравне со святым Августином , Данте и Эдвардом Тейлором . [32] Левон Зекиян разделяет аналогичную точку зрения, характеризуя Григория как уникальную фигуру не только в армянской национальной и церковной культуре, но и во всем мире. [92] Нерсесян утверждает, что Григорий Нарекский входит в число со святым Августином и Фомой Кемписским «одних из трех величайших писателей-мистиков в средневековом христианском мире», наряду , его монументальные «Плачи» первого присоединяются к «Исповеди» » второго и «Подражанию Христу , образуя естественную трилогию». [93] Армяно-российский критик Карен Степанян пишет, что гениальность Григория ставит его наравне с Шекспиром , Мигелем де Сервантесом и Достоевским. [94]
Агоп Джек Хаджикян и др. сформировал, усовершенствовал и значительно обогатил классический армянский язык . Обратите внимание, что благодаря своему «живому, яркому и очень индивидуальному стилю» Григорий своими произведениями [55] По словам Грачика Мирзояна, Григорий, возможно, создал более 2500 новых армянских слов, в том числе лусанкар «портрет или изображение» и օդաչու, одачу «человек, который летает, пилот». Многие слова, созданные Грегори, активно не используются или были заменены другими словами. [95]
Критика
[ редактировать ]Живущий во Франции западноармянский писатель Шаан Шахнур был самым известным критиком Грегори. [95] Шахнур нацелился на него в своем романе «Отступление без песни» ( Նարանջը առանց երգի , опубликованном в 1929 году) через одного из своих персонажей. Последний описывает Книгу Плача как «самую безнравственную, нездоровую, ядовитую книгу, произведение, которое ослабило армян как нацию. Армяне терпят поражение в попытках подражать несчастной, искалеченной душе Григора». Критика влияния книги на укоренение понятия судьбы в армянских народных верованиях и за то, что она сделала армян «традиционными, терпеливыми, толерантными, удушающими в [них] свободолюбивый дух». [96] [97]
Паруйр Севак высказал мнение, что « Нарек» армяне не столько читают, сколько целуют. [95]
Почитание
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь отмечает его праздник во вторую субботу октября, во время праздника Святых Переводчиков ( Սուրբ Թարգմանչաց , Сурб Таргманчац' ). Посвященный ему, Месропу Маштоцу , Егише , Мовсесу Хоренаци , Давиду Непобедимому и Нерсесу Шнорали , в 2001 году он был объявлен национальным праздником в Армении. [98] Точная дата его канонизации Армянской церковью неизвестна, но он был признан святым уже к 1173 году, когда Нерсес Ламброн (Ламбронаци) включил в самую раннюю дошедшую до нас рукопись « Книги Плача» биографический раздел о нем, озаглавленный «Житие святого человека Божия Григора Нарекаци». [ф] [99] Его современник, историк Ухтанес (ок. 940-1000) называл Григория «Вселенским вардапетом » ( Тиезеракан вардапет ). [99]
В XV веке, когда католикосат Ахтамар находился в центре усилий по возрождению армянской государственности, монахи Ахтамарского собора стремились создать традицию, которая свяжет католикосат с Григорием Нарекским. Одна из таких традиций утверждала, что католикосат основал сам Григорий. В обрядовых книгах, заказанных Закарием III и Степаносом IV, Григорий изображается более чем просто равноапостольным . [100]
Мощи святого Григория хранятся в Музее-сокровищнице Первопрестольного Святого Эчмиадзина . Недавно его вынесли в Эчмиадзинский собор на праздник Святых Переводчиков 13 октября 2012 года. [101] и на церемонию омовения ног и освящения маслом в Великий четверг 9 апреля 2020 года. [102]
Его именем названы несколько церквей, построенных в Армении в XXI веке. [г] Армянская апостольская церковь Св. Григория Нарека в Ричмонд-Хайтс, штат Огайо , недалеко от Кливленда , была построена в 1964 году. [105]
Католическая церковь
[ редактировать ]Несмотря на раскол вокруг Халкидонского Собора , всегда были по крайней мере некоторые католики, использующие армянский обряд . [106] Например, хотя монастырь Нарек был основан армянскими монахами, бежавшими от религиозных преследований в Каппадокии при византийском императоре Романе Лакапине , монахи Нарека, в том числе и сам Григорий, неоднократно обвинялись в причастности к цайтскому движению. Цайты были школой мысли в Армянской Апостольской церкви , которая приняла учение Халкидонского собора , продолжая при этом проводить литургию на классическом армянском языке . Армянам, которые рассматривали Халкидонский собор как противоречие Кириллу Александрийскому и, следовательно, как ересь , цыты обвинялись в том, что они «греки, но с армянским языком» и даже как «наполовину, недостаточные или неадекватные армяне». Между тем до нас дошла критика павликианского тондракианского движения со стороны Григория Нарека, но неизвестно, чтобы какая-либо подобная критика Халкидонского Собора или Цайтов существовала со стороны его руки. [107]
Это станет важным спустя столетия, когда Орден мхитаристов основал Мхитар Себастаци как часть более широкого движения внутри Армянской Апостольской церкви за принятие Халкидонского Собора и воссоединение со Святым Престолом . Вдохновленное французскими миссионерами- иезуитами и капуцинами в Османской империи , это движение в конечном итоге привело как к мученической смерти Гомидаса Кеумурджяна в 1707 году , так и к образованию в 1742 году Киликийского Патриархата , который возглавил Армянскую Католическую Церковь . По многим причинам Григорий Нарек и Нерсес Шнорали были единственными двумя постхалкидонскими армянскими богословами, которых монахи-мхитаристы использовали для проповеди воссоединения через свое издательское апостольство, базирующееся на острове Сан-Лазаро в Венеции . [108]
В своей энциклике Redemptoris Mater 1987 года Папа Иоанн Павел II назвал его «одним из выдающихся прославителей Армении». [109]
18 февраля 1989 года Иоанн Павел II учредил Армянскую католическую епархию Святого Григория Нарека в Буэнос-Айресе . [110] Армянская католическая община Еревана находится под покровительством святого Григория Нарека.
Статья 2678 Катехизиса Католической Церкви , обнародованная Иоанном Павлом II в 1992 году, упоминает традицию молитвы в его произведениях. [111]
Иоанн Павел II упоминал его в нескольких обращениях: [112] [113] [114] и описал Григория как «одного из главных поэтов Богоматери » и «великого врача Армянской церкви» в своем обращении к Ангелусу 18 февраля 2001 года . [115]
Григорий Нарекийский был официально признан святым Римского обряда Католической церкви в пересмотренном Римском мартирологе 2001 года и его обновленном издании 2004 года. [116] Это признание оставалось незамеченным до тех пор, пока он не провозгласил себя Учителем Церкви в 2015 году. [117] что заставило некоторых католических СМИ ошибочно заявить, что это заявление было актом равноценной канонизации . [118]
Святой Григорий Нарекский изображен на картине Ариэля Агемяна «Богоматерь Нарекская» . [119] В основу образа положено видение Богородицы с Младенцем Христом, которое Григорий испытал во время молитвы. Картина хранится над алтарем в часовне Папской Армянской коллегии в Риме. [120]
Доктор Церкви
[ редактировать ]4 сентября 2014 года Армянский католический патриарх Нерсес Бедрос XIX Тармуни назначил архиепископа Погоса Левона Зекияна из Ордена мхитаристов постулатом с приказом выступать за присвоение Св. Григорию Учителя Церкви . От архиепископа Зекияна потребовали доказательств того, что Армянская Апостольская Церковь никогда не была монофизитской и лишь отвергла Халкидонский собор из-за недоразумения в семантике. Расследование и доводы архиепископа Зекияна увенчались успехом [121] а 23 февраля 2015 года Папа Франциск объявил Григория Нарека Учителем Церкви . [42] [122] [7] 12 апреля 2015 года, в воскресенье Божественного Милосердия , во время мессы по случаю столетия геноцида армян в базилике Святого Петра , Папа Франциск официально провозгласил Григория Нарека Учителем Церкви в присутствии президента Армении Сержа Саргсяна , Католикоса всех Армяне Гарегин II , Католикос Киликии Арам I и Армянский Католический Патриарх Нерсес Бедрос XIX Тармуни . [123] [124] Во время мессы 25 июня 2016 года на площади Вардананц в Гюмри Франциск заявил, что «хотел привлечь больше внимания» к Григорию, сделав его Учителем Церкви. [125] В обращении 2023 года Папа Франциск сказал о Григории: «Что в нем больше всего поражает, так это универсальная солидарность, интерпретатором которой он является». [126]
Григорий — 36-й и первый армянский Учитель Церкви. [127] Он также является «вторым святым, вышедшим из Восточной церкви », ставшим врачом. [128] и единственный Доктор, «который не был в общении с католической церковью». при жизни [129] [час]
Признание святого Григория Учителем Церкви было отмечено государством Ватикан почтовой маркой, выпущенной в обращение 2 сентября 2015 года. [130] [131] двухметровую бронзовую статую Григория, воздвигнутую Давидом Ереванци открыл в Ватиканских садах 5 апреля 2018 года посол Микаел Минасян Армении при Святом Престоле . На церемонии также присутствовали Папа Франциск, президент Армении Серж Саргсян и лидеры Армянской Апостольской церкви Гарегин II и Арам I. [132] [133]
В 2021 году Конгрегация богослужения и дисциплины таинств установила ему факультативный памятник 27 февраля по общему римскому календарю . [134] [135]
Наследие
[ редактировать ]Литературное влияние
[ редактировать ]Григорий оказал влияние практически на всю последовавшую за ним армянскую литературу. Манук Абегян утверждал, что его след в армянской христианской литературе «сравним с Гомером в греческой и Данте в итальянской». [99] [136] Григор Магистрос Пахлавуни ( ок. 990–1058 ) считается его прямым литературным преемником. [137] Ученые отмечают влияние Григория на армянских поэтов, как средневековых, так и современных. Он вдохновил выдающихся средневековых поэтов Ованнеса Имастасера (ок. 1047–1129), [138] Нерсес Шнорали (1102–1173) и Фрик ( ок. 1230–1310 ), [8] а в современный период Саят-Нова (1712–95), Ованес Туманян (1869–1923), [138] Мисак Мецаренц (1886–1908), [139] Даниэль Варужан (1884–1915), [139] Сиаманто (1878–1915), [140] [139] Егише Чаренц (1897–1937), [8] и Паруйр Севак (1924–1971). [141]
Чаренц восхваляет «святые брови» Григория и Наапета Кучак в своем стихотворении 1920 года «Я люблю свою Армению» (« Да им ануш Айастани »). [142] В другом стихотворении, озаглавленном «В Армению» (« Айастанин »), Чаренц называет Григория, Нерсеса Шнорали и Нагаша Овнатана . гениями [143] Севак описывает Книгу Плача как «храм поэзии, на который не оказало никакого влияния разрушительное действие времени». [39]
Дань уважения
[ редактировать ]Нарек (западноармянский: Нарег) — очень популярное мужское имя среди армян. В 2018 году это было второе по распространенности имя для мальчиков. [144] Он происходит из деревни и монастыря Нарек и обязан своей популярностью Григорию Нареку и Книге Плача , широко известной как «Нарек». [145] Грачья Ачарян не привел этимологию Нарека. [145] а Джеймс Р. Рассел отметил, что это «не имеет особого значения». [146]
Именем Григория названо село Нарек Армении в Араратской области , основанное в 1984 году. [147] [148]
Профессора армянского языка и культуры Нарекаци, основанная в 1969 году, является старейшей кафедрой Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). [149] В Ереване именем Григория названы государственная школа (основана в 1967 году и переименована в 1990 году) и медицинский центр (основан в 2003 году). [150] [151] Григорий изображен на почтовой марке, выпущенной Арменией в 2001 году. [152] Художественный институт Нарекаци ( Narekats'i arvesti miut'yun ), [153] имеет штаб-квартиру в Ереване , Армения (с 2004 года), а ранее центр в Шуши , Арцах (Нагорный Карабах) (с 2006 года). [154]
Статуя Григория была установлена в ереванском районе Малатия-Себастия в 2002 году. [155] Большой камень, напоминающий старинную рукопись, с начертанными строками и изображениями из Книги Плача, был открыт в квартале Нарекаци Аванского района Еревана в 2010 году. [156]
Советский композитор Альфред Шнитке написал музыку к русскому переводу Книги Плача в 1985 году под названием «Концерт для смешанного хора». [157]
См. также
[ редактировать ]- Доктора Церкви
- Экзегеза - комментарий к религиозному тексту.
- Григорий Просветитель , одноименный святой, почитаемый армянскими христианами.
- История армянской литературы
- Мистическое богословие
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Г-жа 1568, хранится в Матенадаране в Ереване, Армения. Григор Мличчеци создал его в монастыре Скевра , близ Ламброна , в Армянском Киликийском королевстве , по просьбе архиепископа Ламброна Нерсеса (Ламбронаци). В армянском тексте читается ՍԲՆ ԳՐԻԳՈՐ ՃԳՆԱՒՈՐ, т.е. «Святой Григорий Монах». [1] [2] [3]
- ↑ Также транслитерируется как Narekac'i . Западноармянский : Крикор Нарегаци .
- ^ Латинизированный : Gregorius Narecensis ; [9] Итальянский : Грегорио ди Нарек. [10]
- ↑ Его рождение датируется «серединой десятого века». [11] «вторая половина 940-х годов», [8] 945, [12] в. 945, [13] в. 950, [14] в. 951, [15] и дата его смерти в 1003 году, [8] [12] в. 1003, [15] [13] 1003 или 1011, [14] «вероятно, в 1010 году». [11]
- ^
- Агоп Джек Хаджикян и др.: «Ему придается значение, уступающее только самой Библии». [34]
- Ваан Куркджян : «Нарек, Книга молитв, когда-то пользовалась почитанием, но немногим ниже того, которое воздается самой Библии». [27]
- Вреж Нерсесян : «После Библии и Книги Плача ( Нарека ) Григора Нарекаци, «Иисус-Сын» был самой читаемой книгой среди армян...» [37]
- Роберт В. Томсон : «Действительно, эту книгу часто называют просто «Нарек», и в армянском доме она традиционно занимала место едва ли менее почетное, чем Библия». [21]
- Армянский католик, независимый исследователь и писатель Нарег Сеферян сказал, назвав его «мистическим молитвенником», «вторым после Библии как святое произведение». [38]
- ^ "Поведение святого Григора Нарекаца Божия"
- ^ например, церкви в Алаверди (завершено в 2001 г.), [103] Ванадзор (завершен в 2005 г.) и Армавир (завершен в 2014 г.) [104]
- ^ Дель Коглиано поясняет, что этому способствовало «общее заявление веры во Христа» Папы Иоанна Павла II и Армянского Апостольского Католикоса Гарегина I, которое подтвердило, что две церкви «верят в одно и то же о Христе, даже если они выражают это в разные языки», что привело к досадным разногласиям после Второго Константинопольского Собора ; «это заявление фактически освобождает св. Григория от любых «христологических» ошибок: даже если св. Григорий не был в общении с Католической Церковью, в доктринальных вопросах было полное согласие». [129]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Нерсесян 2018 , с. 239.
- ^ «С. Григор Нарекаци (951-1003)» . Sacredtradition.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года.
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). «Книга Плача, 1173 год». Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Публикации Гетти. п. 162 . ISBN 978-0-89236-639-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асратян, Мурад (1982). «Нарекаванк [Нарекаванк]». Армянская советская энциклопедия Том. 8 (на армянском языке). Ереван: Армянская энциклопедия. п. 203 .
- ^ «Святые и праздники (По литургическому календарю Армянской Апостольской Церкви)» . Святой Престол Киликии . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года.
Святые переводчики – Месроб, Егише, Моисей (Мовсес) Поэт, Давид (Тавит) Философ, Григорий Нарегский, Нерсес Кла (благодатный).
- ^ «Армянская церковь Святых Переводчиков» . www.armenianchurchofmetrowest.org . Армянская церковь Святых Переводчиков. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Григорий Нарек объявлен Учителем Церкви» . Ла Стампа . 23 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Григор Нарекаци» (на армянском языке). Институт арменоведения ЕГУ . 2007. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года.
- ^ «Почему святой Григорий Нарецкий считается Учителем Вселенской Церкви » . vatican.va Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года.
- ^ Торниелли, Андреа [на итальянском языке] (23 февраля 2015 г.). «Григорий Нарекский будет Учителем Церкви» . Ла Стампа (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томсон 1997 , с. 231.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ла Порта 2016 , стр. 336–337.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нерсесян 2018 , с. 240.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тамразян, Г.Г.; Манукян, С.С.; Аревшатян А.С. (8 сентября 2011 г.). «Григор Нарекаци (Григор Нарекаци)» . Православная энциклопедия (на русском языке). Русская Православная Церковь . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , стр. 274–275.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. п. 95. ИСБН 0-226-33228-4 .
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (2000). «Введение». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-130-6 .
- ^ Папазян 2019 , с. 56.
- ^ Папазян 2019 , стр. 59–60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ла Порта 2016 , стр. 343–344.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Томсон 1983 , с. 453.
- ^ Авагян 2017 , с. 119.
- ^ Сучиян, Талин (7 апреля 2007 г.). «Святой Крест выживает, дипломатия умирает» (PDF) . Армянский репортер . № 6. с. А7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2014 года.
- ^ Нисанян, Севан (2006). Восточная Турция: Справочник путешественника . Стамбул: Издательская группа Siz. п. 239. ИСБН 978-9752301962 .
- ^ Хампикян, Наири (2000). «Архитектурное наследие Васпуракана». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 103 . ISBN 978-1-56859-130-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Лаэт, Зигфрид Дж., изд. (1994). «Армяне». История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО . п. 665 . ISBN 9789231028137 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куркджян, Ваан (1964) [1958]. История Армении . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки. п. 374 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура . Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. стр. 52–53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 277.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Томсон, Роберт В. (2010). «Рецензия на две французские книги о Нарекаци». Журнал богословских исследований . 61 (1): 389–390. дои : 10.1093/jts/flp172 . JSTOR 43665092 .
- ^ Хачикян и др. 2002 , стр. 277–278.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (2001). «Армянский». Во Франции, Питер (ред.). Оксфордский путеводитель по литературе в английском переводе . Издательство Оксфордского университета. п. 191 . ISBN 9780199247844 .
- ^ Эванс, Хелен С. (2018). «Скевра». В Эвансе, Хелен С. (ред.). Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей и издательство Йельского университета . п. 139 . ISBN 9781588396600 . OCLC 1028910888 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 274.
- ^ Дуглас, Джон М. (1992). Армяне . Корпорация Джей Джей Винтроп. п. 177.
В каждом армянском доме было принято иметь копию «Нарега».
- ^ Сваджян, Стивен Г. (1977). Путешествие по исторической Армении . ГринХилл Паб. п. 79.
Крикор Нарегаци, армянский поэт-мистик X века, написал свой шедевр «Нарег», который заменил Библию во многих армянских домах.
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). Библия в армянской традиции . Библия в армянской традиции. п. 48 . ISBN 9780892366408 .
- ^ Мартоне, Джеймс (16 марта 2016 г.). «Армяне говорят, что «все население» собирается приветствовать Папу Франциска в июне» . Америка . Общество Иисуса . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 279.
- ^ Орманян, Малахия (1912). Церковь Армении: ее история, учение, правило, дисциплина, литургия, литература и существующее состояние . Перевод Г. Маркара Грегори. Лондон: А. Р. Моубрей. п. 177 .
- ^ Товмасян, Сатеник (9 марта 2015 г.). «Нарек-терапия: Армяне читают стихи средневековых монахов как лекарство от недугов» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Папа Франциск объявляет армян святым Учителем Церкви» . Ватиканское радио . 23 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2019 г.
- ^ Ишханян, Рафаэль (1981). «Армянская печать Марселя». Армянская советская энциклопедия, том 7 (на армянском языке). п. 340 .
- ^ Назарян 1990 , с. 75.
- ^ Маэ, Жан-Пьер (2007). Слова к Богу Григория Нарека (на французском языке). Питерс .
- ^ Мкртчян, Асмик (1995). «Арабский перевод поэмы Григора Нарекаци «Трагедия Матеана» . Эчмиадзин (на армянском языке). 51 (1). 99–102. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Апресян, А. (2016). «Переводы «Книги Плача» Григора Нарекаци » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 205–212. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Нарекачи, Григор (1999). Песни грустных песнопений (на литовском языке). Перевод Сигитаса Геды . Борозда. ISBN 9785415014187 .
- ^ Нарекас Григор (2017). Соболева, Лиен (ред.). Книга Откровения (на латышском языке). Перевод Валдиса Стро. Пятница. ISBN 9789934200144 .
- ^ Нареки Григор (2017). Книга плача (на эстонском языке). Перевод Петера Волконского . ISBN 978-9985-58-841-3 .
- ↑ Плач Нарека: мистические монологи с Богом в переводе Миши Кудиана, опубликовано Mashtots Press в Лондоне в 1977 году.
- ↑ Св. Григор Нарекаци: Разговор с Богом из глубины сердца , перевод Томаса Дж. Самуэляна , опубликовано издательством «Вем Пресс» в Ереване в 2001 году, ISBN 978-9993085317 ; 2-е издание, опубликовано в 2005 г. ISBN 978-9993085348 )
- ↑ Книга печали в переводе Хачатура Хачатуряна, издана Наири в Ереване в 2007 году. ISBN 9785550012116
- ^ А. Апресян. Григор Нарекаци и переводчики, Обзор арменоведения, №2, 2021, с. 214
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 275.
- ^ Эрвин 2007 , с. 46.
- ^ Эрвин 2007 , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Папазян 2019 , с. 91.
- ^ Папазян 2019 , с. 90.
- ^ Даснабедян, Тамар (1995). Панегирик Святой Богородицы Григора Нарекаци . Армянский Католикосат Киликии . п. 39.
- ^ Териан 2016 , стр. 288–325.
- ^ Папазян 2019 , стр. 220–231.
- ^ Кертин, Д.П. (февраль 2014 г.). История Святого Креста Апаранка . Далкасская издательская компания. ISBN 9781088113783 .
- ^ Териан 2016 , стр. 223–243.
- ^ Териан 2016 , стр. 244–287.
- ^ Папазян 2019 , с. 110.
- ^ Териан 2016 , стр. 344–361.
- ^ Териан 2016 , стр. 326–343.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хачикян и др. 2002 , с. 276.
- ^ Конибир, Фред. С. (январь 1906 г.). «Псалтырь Армянской церкви» . Журнал богословских исследований . 7 (26): 291. JSTOR 23947198 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Териан 2016 , стр. 3–172.
- ^ «Григор Нарекаци» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 9 ноября 2023 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хачикян и др. 2002 , с. 278.
- ^ Папазян 2019 , стр. 115–119.
- ^ Назарян 1990 , с. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайтенберг, Йос Дж.С. (2008). «Рецензируемая работа: Святой Григорий Нарекский, богослов и мистик. Международная конференция, проведенная в Папском восточном институте ... 20–22 января 2005 г., Жан-Пьер Маэ, Богос Левон Зекиян». Вигилии Христиане . 62 (1): 100–101. JSTOR 20474849 .
- ^ Назарян 1990 , стр. 76–77.
- ^ Папазян 2019 , стр. 170–175.
- ^ Месроб, Левон [на армянском языке] (1958). «О Григоре Нарекаци [О Григоре Нарекаци]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 267–270. Архивировано из оригинала 19 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Ла Порта 2016 , с. 336.
- ^ Тамразян, Грачья [на армянском языке] (2010). «Дионисий Ареопагит и Григорий Нарек » Эчмиадзин (на армянском языке). 86 (11). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 50–73. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Териан 2016 , с. XXII.
- ^ Налбандян, В.С. (1988). «Вселенная и ее будущее по Григору Нарекаци » Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 29–44. Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Кебранян, Н. (2012). «Армянская поэзия и поэтика». В Кушмане, Стивен; Кавана, Клэр ; Рамазани, Джахан; Рузер, Пол (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. п. 83 . ISBN 9781400841424 .
- ^ Степанянц, Мариетта Т. (1994). Суфийская мудрость . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 41 . ISBN 9780791417966 .
- ^ Сафарян, Ал. В. (1993). «Об «адаптации» традиционных персонажей в творчестве Григора Нарекаци и суфийских поэтов » . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 103–113. Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Safarian, A. V. (1990). "О гуманизме Григора Нарекаци и поэтов-суфиев [On the humanism of Girgor Narekatsi and Sufi poets]" . Lraber Hasarakakan Gitutyunneri (in Russian) (7): 62–68. Archived from the original on 1 December 2019 . Retrieved 30 December 2018 .
- ^ Zulumyan, Burastan (2013). "Путь к человеку: Григор Нарекаци и Федор Достоевский [Path to humanity: Grigor Narekatsi and Fyodor Dostoevsky]" (PDF) . In Stepanyan, Karen [in Russian] (ed.). Достоевский и мировая культура [Dostoevsky and international culture] (in Russian). Moscow: International Dostoevsky Society . pp. 149–177. ISBN 9785857352465 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2018 года.
- ^ Darbinyan-Melikyan, Margarita (2015). "И с горной выси я сошёл..." Literaturnaya Gazeta (in Russian) (6). Archived from the original on 28 December 2018 . Retrieved 30 December 2018 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: original URL status unknown ( link ) () "Думается мне, что с Григором Нарекаци и своим творчеством, и как личность сопоставим граф А.К. Толстой, отличавшийся редким благородством как души, так и внешности." - ^ Аквилина, Майк (9 января 2020 г.). «Древняя мудрость «Доктора милосердия» Армении на новое десятилетие» . Ангелус . Римско-католическая архиепархия Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 11 января 2020 года.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (2005). Арменоведение и ирановедение . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780935411195 . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 12 января 2021 г.
(О книге): Ряд исследований также посвящен визионерам армянской традиции — Маштоцу, Нарекаци, Чаренцу.
- ^ Зекиян 2015 , с. 10.
- ^ Нерсесян 2018 , с. 258.
- ^ Vinogradov, Leonid (15 September 2018). "Карен Степанян о Достоевском, читавшем Сервантеса, и поисках Бога в литературе" . pravmir.ru (in Russian). Orthodoxy and the World . Archived from the original on 28 December 2018.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ашугян, Карине (23 октября 2017 г.). «Свет и тень становления «модного» искателя Нарекаци» . Гракан терт (на армянском языке). Союз писателей Армении . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года.
- ^ Пинсент, Роберт Б., изд. (1993). Читательская энциклопедия восточноевропейской литературы . ХарперКоллинз . п. 356 . ISBN 9780062700070 .
- ^ Карагулян, Асмик (2006). «Роман Шахана Шахнура «Отступление без песни» [Роман Шахана Шахнура «Отступление без песни»]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 109. Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Закон РА о праздниках и днях памяти Республики Армения» . arlis.am (на армянском языке). 24 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нерсесян 2018 , с. 238.
- ^ Туманян, Лусине (2019). Скриптории монастырей островов озера Ван [Скриптории монастырей островов озера Ван] (PDF) (на армянском языке). Ереван: Матенадаран Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца . стр. 28-30. ISBN: 978-9939-9237-0-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2022 года.
- ^ «Мощи святителя Григора Нарекаци будут перенесены в Свято-Материнский собор» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 13 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г.
- ^ «Мощь святого Григора Нарекаци, вынесенная во время купания» . news.am (на армянском языке). 10 апреля 2020 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 г.
- ^ «Празднование 10-летия помазания церкви Св. Григора Нарекаци» . vallexgroup.am . Компании группы Валлекс. 14 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Освящение церкви Св. Григора Нарекаци в Армавире» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин. 3 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 8 января 2021 г.
- ^ «Приходская история» . Stgregoryofnarek.org . Армянская церковь Св. Григория Нарека. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года.
- ^ Дональд Аттуотер (1948), Христианские церкви Востока: Том I. Церкви в общении с Римом , The Bruce Publishing Company . Милуоки , Висконсин . Страница 183.
- ^ Вреж Нерсесян , (2018), Св. Григорий Нарекский: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. стр. 18-19.
- ^ Вреж Нерсесян , (2018), Св. Григорий Нарекский: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. стр. 5-7.
- ^ «Редемпторис Матер» . vatican.va . 25 марта 1987 года. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
- ^ «Восточно-католические церкви 2015» (PDF) . cnewa.org . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока . Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2016 года.
- ^ «Катехизис Католической Церкви» . vatican.va . Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
Но в Аве Марии, Богородице, гимнах святого Ефрема или святого Григория Нарека традиция молитвы в основном та же.
- ^ «Общая аудитория» . vatican.va . 18 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
Выразим наше стремление к божественной жизни, предлагаемой во Христе, теплыми тонами великого богослова Армянской Церкви Григория Нарека (X век): «Это не за его подарки...
- ^ «К 1700-летию «Крещения Армении» » . vatican.va . 2 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
Святой Григорий Нарек, великий Мариан Вардапет (Доктор) Армянской Церкви...
- ^ «Общая аудитория» . vatican.va . 13 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
Теперь послушаем учителя армянской традиции Григория Нарека (ок. 950–1010), который в своем Панегирическом обращении к Пресвятой Деве Марии говорит ей: «Прибегая к твоему достойнейшему и могущественному заступничеству…
- ^ «Анжелюс» . vatican.va . 18 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
Один из главных поэтов Богоматери - великий врач Армянской церкви святой Григорий Нарек.
- ^ «Римский мартиролог (на итальянском языке)» (PDF) . Национальная литургическая служба Итальянской епископальной конференции . п. 227 . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Штаудт, доктор Р. Джаред (26 февраля 2015 г.). «Св. Григорий Нарекский: Был ли новый Учитель Церкви католиком?» . Католический мировой доклад . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Святой дня: Святой Григорий Нарекский» . Францисканские СМИ . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Андоневич, Лукас (7 апреля 2012 г.). «Ариэль Агемян (1904–1963)» . Армянские художники . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Богоматерь Нарекская» . Городская башня . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Преподобный доктор Вреж Нерсесян, доктор философии. (2018), Св. Григорий Нарек: мистик, поэт, Учитель Церкви , Лондон. Страницы 5-7.
- ^ Барретт, Дэвид В. (23 февраля 2015 г.). «Армянский святой провозглашен Папой Франциском Учителем Церкви» . Католический вестник . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года.
- ^ «В Ватикане начинается историческая месса, посвященная 100-летию Геноцида армян (в прямом эфире)» . Арменпресс . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г.
- ^ «Послание Его Святейшества Папы Франциска по случаю 100-летия «Мец Егерна» и провозглашения св. Григория Нарека Учителем Церкви» . vatican.va . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г.
- ^ «Святая Месса: Проповедь Святого Отца» . vatican.va . Гюмри, площадь Вардананц: Святой Престол. 25 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
- ^ «Общая аудитория» . vatican.va . Площадь Святого Петра: Библиотека Эдитрис Ватикана . 26 апреля 2023 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г.
- ^ «Святой Григорий Нарекский причислен к числу врачей церкви Католической Церкви» . 1tv.am. Общественное телевидение Армении . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г.
- ^ Морио, Ева Маурер (16 апреля 2015 г.). «Армянин Григорий Нарек, Учитель Церкви» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дель Коглиано, Марк (8 октября 2015 г.). «Новый Учитель Церкви: Св. Григорий Нарек» . богословие имеет значение . Университета Св. Фомы Теологический факультет . Архивировано из оригинала 7 января 2021 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «К 100-летию кончины блаженного мученика Игнатия Малояна и провозглашения святителя Григория Нарека Учителем Церкви» . vaticanstate.va (на итальянском языке). 2 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 9 января 2021 г.
- ^ «Марки Ватикана: Армянская церковь (2015)» . Филателистическая база данных . 31 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Даниелян, Эмиль (5 апреля 2018 г.). «Новая статуя Ватикана подчеркивает армяно-католическое сближение» . Радио Свобода . Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ «Статуя святого Григория Нарека открыта в Ватикане» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. 5 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «ДЕКАЗ О внесении в общий римский календарь празднований святого Григория Нарека, аббата и Учителя Церкви, святого Иоанна Де Авилы, священника и Учителя Церкви, и святой Хильдегарды Бингенской, Девы и Учителя Церкви». " . vatican.va . 25 января 2021 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года.
- ^ Брокгауз, Ханна (2 февраля 2021 г.). «Папа Франциск вносит в церковный календарь праздник Марфы, Марии и Лазаря» . Католическое информационное агентство . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года.
- ^ Манук Абегян, История древнеармянской литературы (Ереван: Армянская академия наук, 1944), Кн. 1, стр. 511-69
- ^ Мхитарян, С.М. (2001). "Армянская поэзия X-XII веков в оценке Г.Алишана" . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (2). 104. Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
гр. Прямой преемник Нарекаци и продолжатель его вклада гр. Магистр Пахлавуни (990-1058).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Авагян 2017 , с. 117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ван Линт, Тео (2012). «О стихах Сиаманто, посвященных святому Месропу» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 19 . Матенадаран : 71. Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2021 года.
Сиамантон, Даниэль Варужан и Мисак Мецаренц с большим вниманием прочитали трагедию Григора Нарекаци «Матеан» и находились под влиянием поэтического гения этого произведения.
- ^ Казарян, Норайр (2013). «Григорий Нарек и Сиаманто» . Эчмиадзин (на армянском языке). 70 (12). 127–132. Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Аристакесян, Рузан (2005). «Паруйр Севак – Нарекаци: творческие порывы и взаимоотношения [Паруйр Севак – Нарекаци. Творческие порывы и общение]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2). 256. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
С самых первых литературных шагов искусство Нарекацу вдохновлялось и направлялось П. Севак.
- ^ Переведено на английский язык «Я люблю свою Армению Егише Чаренца». Арарат . 15 . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз : 46. 1960.
- ^ Егише Чаренц, Собрание сочинений, т. 1 [Егише Чаренц, Собрание сочинений, т. 1. 1] (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР. 1962. с. 245 .
Нарекаци, Шнорали, Нагаш Овнатан - Вы видели столько гениальности и ума - вы увидите это снова.
- ^ «Интересная статистика [Интересная статистика]» (PDF) . Armstat.am (на армянском языке). Статистический комитет Республики Армения. 5 февраля 2019 г. с. 251. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ачарян, Грачья (1942). Словарь личных имен Том. 4 (на армянском языке). Ереванский государственный университет . п. 25 .
От названия села Нарек, которое является именем Григора Нарекаци и его знаменитого молитвенника.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 157 . ISBN 978-0-674-96850-9 .
- ^ Акопян, Т.Х. ; Мелик-Бахшян, Св. Т. [на армянском] ; Барсегян, Х.Х. [на армянском языке] (1988). «Нарек [Нарек]». Словарь топонимов Армении и прилегающих регионов, том II (на армянском языке). Издательство Ереванского университета. п. 969 .
В 1984 году назывался Н в честь великого поэта Григора Нарекаци...
- ^ «Нарек» (на армянском языке). Министерство территориального управления и инфраструктуры Армении. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года.
...получил свое название в честь Григора Нарекаци...
- ^ Салливан, Мэг (20 сентября 2000 г.). «Новый профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе отмечает 2500-летие армянской культуры» . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года.
- ^ «Школы, подчиненные мэрии Еревана» . yerevan.am . Муниципалитет Еревана. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
- ^ " МС "Григор Нарекаци"" . yerevan.am . Муниципалитет Еревана. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года.
- ^ «Марки выпуска 2001 года» . www.armenianstamps.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года.
Григор Нарекаци, Тысячелетие «Записи плача».
- ^ "Зрение" . naregatsi.org . Художественный институт Нарегаци. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Кароян, Марине (4 июня 2015 г.). « Творческий союз «Нарекаци» . Азг (на армянском языке). Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ^ «В Ереване открыли статую Нарекаци» (на армянском языке). Арменпресс . 19 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г.
- ^ «Каменный Нарек или Книга Плача» . АрменияСейчас . 2 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 г.
- ^ Эйхлер, Джереми (19 февраля 2005 г.). «Блистательный Рахманинов разогревает Шнитке» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 декабря 2018 года . Проверено 28 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Авагян, Вачаган (2017). «Оценка Григора Нарекаци Гранта Тамразяна» (PDF) . Акунк: Сборник научных статей (на армянском языке). 1 (15). Иджеванский филиал ЕГУ . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2018 года.
- Эрвин, Роберта (2007). Благословение благословений: комментарий Григория Нарека к Песне Песней . Цистерцианские публикации . ISBN 978-0-87907-215-5 .
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). «Григор Нарекаци». Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 274-279 . ISBN 9780814330234 .
- Ла Порта, Серджио (2016). «Монашество и построение армянской интеллектуальной традиции». В Мурзаку, Инес Анджели (ред.). Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР . Рутледж. стр. 330–350. ISBN 9781317391050 .
- Назарян, Шушаник (1990). «Борьба Григора Нарекаци против секты Тондракиан [Борьба Григора Нарекаци против секты Тондракиан]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 47 (10–12). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . 72–86.
- Нерсесян, Вреж (2018). «Григор Нарегаци, мистик и поэт: Поиски души непосредственности с Богом» . Сион . 90 (7–9). Армянский Патриархат Иерусалима : 236–258.
- Папазян, Михаил (2019). Доктор Милосердия: Священные сокровища святого Григория Нарека . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса . ISBN 978-0814685013 .
- Териан, Авраам (2016). Праздничные творения святого Григория Нарека: Аннотированный перевод од, ектений и энкомий . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса . ISBN 978-0814663189 .
- Томсон, RW (1983). «Толкование Григория Нарека на «Песнь Песней» ». Журнал богословских исследований . 34 (2). Издательство Оксфордского университета : 453–496. дои : 10.1093/jts/34.2.453 . JSTOR 23963468 .
- Томсон, Роберт В. (1997). «Армянская литературная культура в одиннадцатом веке» Григория Нарека . В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности: Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . стр. 231–232 .
- Зекиян, Левон (2015). «Григор Нарекаци, космический жрец» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 22:00 10–23. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2022 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маэ, Жан-Пьер (2015). «Тайны «Истории Святого Креста Апаранка» Григора Нарекаци» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 22 . Матенадаран : 24-30. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 года.
- Мхитарян, Саргис (2003). » «Поэма Григора Нарекаци «Книга плача » . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2). 59–69.
- Папазян, Майкл Б. (2006). «Теология греха и искупления в Нареке» . Хаск: Ежегодник арменоведения . Католикосат Армянской Апостольской Церкви: 149–154.
- Погосян, Самвел (октябрь 2014 г.). «Астрономические прозрения Григора Нарекаци». Связь астрономии с другими науками, культурой и обществом. Материалы XIII ежегодного собрания Армянского астрономического общества : 380. Бибкод : 2015rasc.conf..380P .
- Рассел, младший (1990). «Две заметки о библейской традиции и отечественном эпосе в книге плача святого Григора Нарекаци». Revue des Études Arméniennes . 22 : 135–145. дои : 10.2143/REA.22.0.2017168 .
- Териан, Авраам (2015). «Григорий Нарек» . В Парри, Кен (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон по патристике . Уайли-Блэквелл . ISBN 9781118438718 .
- Уолда Стро, Уолда (2009). «Библейские имена в книге Плача Григора Нарекки (1001–1003)». Личное имя в культуре. Сборник научных статей (на латышском языке). И . Даугавпилсский университет : 55–64.
- Веснина, Береника. «Нарекаци, Григорий [Нарекаци, Григорий]» (на русском языке). Кругосвет .
- Zulumyan, Burastan (2010). "Символика 'Книги скорбных песнопений' Григора Нарекаци" ["Symbolics of Grigor Narekatsi's 'The Book of Lamentations ' "]. Patma-Banasirakan Handes (in Russian) (2): 130–149.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Армянские святые
- 950-е рождения
- Смерти в 11 веке
- Армянские поэты X века
- Христианские святые XI века
- Христианские мистики XI века
- Христианские богословы XI века
- Семья Андзеваци
- Армянские поэты-мужчины
- Армянские апостольские христиане
- Христианские поэты
- Доктора Церкви
- Восточно-католические поэты
- Восточные православные мистики
- Поэты-священники
- Святые Армянской Апостольской Церкви
- Армянская мистика