Любекские мученики

Любекскими мучениками были три римско-католических священника – Йоханнес Прасек , Эдуард Мюллер и Герман Ланге – и евангелическо-лютеранский пастор Карл Фридрих Штельбринк . Все четверо были казнены путем обезглавливания 10 ноября 1943 года с разницей менее чем в 3 минуты в гамбургской тюрьме Хольстенглацис (тогда называвшейся Untersuruchungshaftanstalt Hamburg-Stadt , на английском языке: Следственный центр содержания под стражей города Гамбурга). Очевидцы сообщили, что кровь четырех священнослужителей буквально слилась на гильотине и на полу. Это произвело впечатление на современников как символ экуменического характера мужской работы и свидетельства. Эта интерпретация подтверждается их последними письмами из тюрьмы и заявлениями, которые они сами сделали во время страданий, пыток и заключения. «Мы как братья», — сказал Герман Ланге.
История
[ редактировать ]Католические священники работали в церкви Святого Сердца в центре Любека : Прасек — капелланом, Мюллер — помощником священника, а Ланге — викарием. Стелбринк был пастором городской Лютеркирхе (Церкви Лютера). Все четверо были близкими друзьями с 1941 года, обменивались информацией и идеями, а также проповедовали, в том числе проповеди Клеменса Августа Графа фон Галена , католического епископа Мюнстера .
В своей проповеди в Вербное воскресенье 29 марта 1942 года Стелбринк сказал: «В страданиях нашего родного города мы слышим голос Бога» [цитата из заявления Стеллбринка, данного во время допроса 9 апреля 1942 года] [ 1 ] который некоторые тогда интерпретировали как «Стелбринк», означающий Божий суд над городом, был выражен в последствиях налета британской авиации на Любек прошлой ночью. Погибло более 300 человек, что стало крупнейшими потерями среди гражданского населения в результате бомбардировки союзников на тот момент войны. [ 2 ]
Стеллбринк был арестован 7 апреля 1942 года, за ним последовали Прассек 18 мая, Ланге 15 июня и Мюллер 22 июня. Помимо священнослужителей, были арестованы еще 18 мирян-католиков, в том числе Стефан Пфюртнер, который позже стал теологом-моралистом.
Год спустя, с 22 по 23 июня 1943 года, суд над четырьмя мужчинами состоялся во второй палате Народного суда под председательством Вильгельма Крона. Он приехал в Любек специально для суда. Следуя директиве Йозефа Геббелья о том, что судьи Народного суда «должны основывать свои решения не столько на законе, сколько на основной идее удаления нарушителей закона из национального сообщества», [ 3 ] священнослужители были приговорены к смертной казни за «преступления в области радиовещания» [в частности, за прослушивание вражеских передач] [ 4 ] , предательская поддержка врага и деморализация Вооружённых Сил». Некоторые из их сообвиняемых собратьев-мирян получили длительные тюремные сроки. Суд стал известен как «Суд над христианами Любека», что свидетельствует об антихристианской предвзятости судебного разбирательства.
Священнослужителей немедленно перевели в гамбургскую тюрьму Хольстенгласис, которая в 1936 году стала региональным центром казней, а в 1938 году к ней было пристроено здание для казней со стационарно установленной гильотиной. [ 5 ] Католический епископ, под опеку которого попали католические священники, Вильгельм Бернинг ( Оснабрюкская епархия ) посетил священников в тюрьме и написал прошение о помиловании, которое было отклонено. Пастор Стеллбринк не получил поддержки со стороны церковных властей своей провинции, а перед казнью был исключен из священного сана из-за своего осуждения. Четверо священнослужителей были казнены на гильотине 10 ноября 1943 года.
Карл Фридрих Штелбринк (28 октября 1894 г. - 10 ноября 1943 г.)
[ редактировать ]Сын таможенника Карл Фридрих Штельбринк. [ 6 ] участвовал в Первой мировой войне, пока в 1917 году его не демобилизовали по состоянию здоровья с тяжелым ранением руки. После завершения учебы по лютеранскому богословию в 1921 году он был рукоположен в Евангелическую церковь старых провинций Пруссии . В первые дни нацистского режима он ненадолго увлекся политическим движением и вступил в партию. Однако вскоре он осознал ее бесчеловечность и несовместимость с христианским учением. Его вызвали в следственную комиссию нацистской партии, когда он отказался разорвать дружбу с евреями. Он вышел из партии в 1937 году.
После его смерти вдове Стеллбринка был выставлен счет за судебные издержки, тюремное заключение и казнь. [ 2 ]
Пройдет пятьдесят лет, прежде чем Евангелическо-лютеранская церковь Северной Эльбии , преемница Любекской лютеранской церкви, инициирует судебное разбирательство, чтобы очистить имя Стеллбринка и признать свой стыд за то, как обошлись с этим благородным мучеником. В ноябре 1993 года суды Германии официально отменили обвинительный приговор, вынесенный против него.
Йоханнес Прасек (13 августа 1911 г. - 10 ноября 1943 г.)
[ редактировать ]Йоханнес Прасек [ 7 ] был рукоположен в сан католического священника в 1937 году. Отец Прасек был назначен в церковь Герц-Иезу вместе с Эдуардом Мюллером и Германом Ланге. Он открыто предостерег солдат и молодежные группы от антисемитизма и протестовал против расстрела заключенных и евреев. По немецким законам того времени такие слова карались смертной казнью, если о них сообщали в гестапо. Из-за своей симпатии к польским рабочим, которые были подневольными работниками в этом районе, отец Прасек выучил польский язык, чтобы иметь возможность служить им. Опять же, такое служение было незаконным и могло привести к его аресту, но гестапо так и не узнало об этом.
Эдуард Мюллер (20 августа 1911 г. - 10 ноября 1943 г.)
[ редактировать ]Эдвард Мюллер [ 8 ] вырос в очень бедной семье и сначала учился на столяра, а затем поступил на священство. Рукоположен в сан католического священника в 1940 году, служил в церкви Герц-Йезу. Его работа в молодежной группе и дискуссионная группа, которой он руководил, пользовались большой популярностью. Сам опыт профессионального обучения, вероятно, обеспечил ему особые отношения с молодыми подмастерьями дискуссионной группы, которую он возглавлял.
Герман Ланге (16 апреля 1912 - 10 ноября 1943)
[ редактировать ]Герман Ланге [ 9 ] был интеллектуальным проповедником. В ходе дискуссий он сказал молодым солдатам, что участие в войне категорически противоречит христианской вере. В письме из тюрьмы 25 июля 1943 года он писал об экуменических последствиях страданий, которые он и его собратья-католики пережили со своими соседями-лютеранами, еще до совместных арестов и тюремного заключения: «Общие страдания последних нескольких лет принесли о сближении двух Церквей. Заключение католического и протестантского духовенства является символом как их совместных страданий, так и сближения». [ 10 ]
Почести и беатификация
[ редактировать ]В 60-ю годовщину казни католический архиепископ Гамбурга Вернер Тиссен объявил о начале процесса беатификации Любекских мучеников. В то же время епископ Бербель Вартенберг-Поттер, епископ округа Гольштейн-Любек провинции Северная Эльба Евангелическо-лютеранской церкви, объявил о создании группы экуменической кампании, чтобы обеспечить памятник всем четырем мужчинам. Беатификация состоялась 25 июня 2011 года. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Памяти четырех священнослужителей посвящены склеп церкви Герц-Иезу и галерея Лютеркирхе в Любеке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Любекские мученики", Гамбургская архиепископия.
- ^ Jump up to: а б Обезглавлен Гитлером: жестокость нацистов, судебный террор и казни среди гражданского населения, 1933–1945; Фонтхилл Медиа, Страуд; 2014.
- ^ Количественная оценка сопротивления: политические преступления и народный суд в нацистской Германии; Спрингер Природа Сингапур; Сингапур; 2017 год
- ^ «История», Любекские мученики
- ^ Веб-сайт Untersuruchungshaftanstalt Hamburg-Stadt, немецкий язык. С 1938 года до окончания войны в 1945 году на этом месте было проведено 500 казней. Мемориальная доска на стене тюрьмы теперь посвящена четырем любекским мученикам.
- ^ "Карл Фридрих Штелбринк", Мемориальный центр немецкого сопротивления (GDW)
- ^ «Йоханнес Прасек», Мемориальный центр немецкого сопротивления.
- ^ «Эдуард Мюллер», Мемориальный центр немецкого сопротивления.
- ^ "Герман Ланге", Мемориальный центр немецкого сопротивления.
- ^ Цитата из: Совесть в восстании: шестьдесят четыре истории сопротивления в Германии 1933-45 гг . Собрано Анедором Лебером совместно с Вилли Брандтом и Карлом Дитрихом Брахером. Валлентайн, Митчелл и Ко. Лтд., Лондон. Впервые опубликовано в Германии в 1954 году под названием «Das Gewissen Steht Auf» издательством Mosaik-Verlag, Берлин. Перевод с немецкого Розмари О'Нил. Страница 196
- ^ Любекские мученики, беатификация
- ↑ Трое священников-мучеников нацистов беатифицированы в Германии.
- ↑ Тысячи людей на беатификации участников нацистского сопротивления в Любеке , Lübecker Nachrichten, 25 июня 2011 г.
Литература
[ редактировать ]- Йозеф Шефер (ред.): Там, где умирают его свидетели, находится его королевство : письма обезглавленного духовенства Любека и отчеты очевидцев. Гамбург, 1946 г. (на немецком языке).
Английское значение: Где умирают его свидетели, там его королевство : письма обезглавленных любекских священнослужителей и свидетельства очевидцев.
- Эльза Пельке: Христианский процесс в Любеке, 1943 г. , Майнц, 1961/1974 г. (на немецком языке).
Английское значение: Суд над христианами Любека в 1943 году.
- Ингабург Клатт: « Выколи мне глаза...»: жизнь и насильственная смерть четырех любекских священнослужителей во времена национал-социализма , выставка в замке-монастыре в Любеке с 8 ноября 1993 года по 10 ноября 1994 года. : Демократическая история: Ежегодник рабочего движения и демократии в земле Шлезвиг-Гольштейн 8 (1993), стр. 205–280 (на немецком языке).
Английское значение: Закрой глаза перед смертью: жизнь и насильственная смерть четырех священнослужителей Любека в период национал-социалистов . Выставка в церкви Бургклостер Любека 8 ноября 1993 г. - 10 ноября 1994 г. В демократической истории: анналы рабочего движения и демократии в земле Шлезвиг-Гольштейн 8 (1993), стр. 205-280.
- Мартин Мерц: « Священники на эшафоте»: судебный процесс в Любеке 50 лет назад , буклет к выставке «Выколи мне глаза...»; Жизнь и насильственная смерть четырех священнослужителей Любека в эпоху национал-социалистов; пересмотренный Рукопись радиопередачи из серии «Религия и общество» 6 августа 1993 г. в Третьей программе Norddeutscher Rundfunk, Любек, 1993 г. (на немецком языке).
Английское значение: Священники на эшафоте: судебный процесс в Любеке, произошедший 50 лет назад . Путеводитель по выставке «Закрой глаза после смерти: жизнь и насильственная смерть четырех любекских священнослужителей в период национал-социалистов». Отредактированная рукопись радиопередачи из серии «Религия и общество» , 6 августа 1993 г., 3-я программа НДР.
- Свидетели Христа. Немецкий мартиролог ХХ века , изд. Гельмут Молль от имени Конференции немецких епископов. Том 1., Падерборн, 1999. стр. 249–257 (на немецком языке).
Английское значение: Свидетели Христа: список немецких мучеников ХХ века . Опубликовано Гельмутом Моллем от имени Конференции немецких епископов. Том. 1 (Падерборн, 1999), стр. 249–257.
- Экуменизм в сопротивлении. Любекский христианский процесс, 1943 г. , Любек, 2001 г. (на немецком языке).
Русское значение: Церкви вместе сопротивляются: суд над христианами в Любеке в 1943 году.
- Питер Восвинкель: завершено через 61 год. Прощальные письма четырех Любекских мучеников в историческом контексте. В: Журнал Ассоциации истории и археологии Любека 85 (2005), стр. 279–330 (на немецком языке).
Английское значение: Полная история спустя 61 год: последние письма четырех Любекских мучеников в их историческом контексте . В журнале Любекского общества изучения истории и древности , вып. 85 (2005), стр. 279 – 330.
- Изабелла Споловьянк-Придат и Хельмут Зипенкорт (издатели): Экуменизм в сопротивлении. Любекский христианский процесс 1943 г. , Любек 2006 г. (на немецком языке).
Русское значение: Церкви вместе сопротивляются: суд над христианами в Любеке в 1943 году.
- Питер Восвинкель: Проложенные маршруты. Любекские мученики в словах и изображениях , Butzon & Bercker / St. Ansgar Verlag, Гамбург, 2010 г. (на немецком языке).
Русское значение: Он направлял их пути: Любекские мученики словом и делом.
- Себастьян фон Мелле: Герман Ланге , в: Hirschberg, издано Bund Neudeutschland (католическая молодежная организация) - KMF e. В., 09-2010, стр. 572-577 (на немецком языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Английский язык:
- [1] Английский перевод речи об этих мучениках, произнесенной в Сант-Эджидио лютеранским пастором.
- «Любекские мученики». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке).
немецкий язык
- luebeckermaertyrer.de Официальный сайт Гамбургской архиепархии (на немецком, английском, испанском и шведском языках)
- Мученики Любека . Хеймо Швилк в: DIE WELT , 12 мая 2010 г. (на немецком языке).