Катери Текаквита
Катери Текаквита | |
---|---|
Девственник [1] | |
Рожденный | 1656 Оссерненон , Новые Нидерланды |
Крещенный | 18 апреля 1676 г. |
Умер | 17 апреля 1680 г. (24 года) Канаваке (недалеко от Монреаля ), Канада, Новая Франция |
Почитается в | Католическая церковь |
Беатифицированный | 22 июня 1980 года, Ватикан , Папа Иоанн Павел II. |
канонизирован | 21 октября 2012 г., Ватикан , Папа Бенедикт XVI. |
Праздник | 17 апреля [2] 14 июля (США) |
Атрибуты | Лилия ; Черепаха ; Розарий |
Покровительство | среда ; экология [3] |
Споры | Давление выйти замуж против воли, ее избегают из -за ее католических убеждений |
Катери Текаквита (англ. произносится [ˈɡaderi deɡaˈɡwita] на языке могавков ), получившая имя Текаквита , крещеная как Кэтрин и неофициально известная как Лилия могавков (1656 — 17 апреля 1680), могавков католическая святая и девственница . Она родилась в деревне могавков Оссерненон на территории современного Нью-Йорка и заразилась оспой во время эпидемии ; ее семья умерла, и ее лицо было покрыто шрамами. Она обратилась в католицизм в девятнадцать лет. Она дала обет вечной девственности, покинула свою деревню и на оставшиеся пять лет жизни переехала в иезуитскую миссионерскую деревню Канаваке , к югу от Монреаля . Она была беатифицирована в 1980 году Папой Иоанном Павлом II и канонизирована Папой Бенедиктом XVI в соборе Святого Петра 21 октября 2012 года.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Текаквита — это имя, которое она получила от народа-могавка. Это переводится как «Та, кто натыкается на вещи». [4] Она родилась около 1656 года в деревне могавков Оссерненон на северо-востоке штата Нью-Йорк .
Она была дочерью Кеннеронква, вождя могавков, и Кахенты, алгонкинской женщины, которая была схвачена во время набега, а затем усыновлена и ассимилирована в племя. Кахента был крещен католиком и получил образование у французских миссионеров в Труа-Ривьер , к востоку от Монреаля. Воины-могавки схватили ее и увезли на родину. [5] В конце концов Кахента женился на Кеннеронква. [6] Текаквита был первым из их двоих детей. Брат последовал за ним.
Первоначальная деревня Текаквиты была очень разнообразной. Ирокезы поглощали многих захваченных в плен выходцев из других племен, особенно их конкурентов, гуронов , чтобы заменить людей, погибших от войн или болезней.
Когда Текаквите было около четырех лет, ее младший брат и оба ее родителя умерли от оспы. Текаквита выжил, но получил шрамы на лице и ухудшил зрение. Из-за шрамов она носила головной убор и одежду, чтобы прикрыть их. [7] Вскоре ее усыновили, и она переехала жить к сестре отца и ее мужу, вождю клана Черепахи.
В 11 лет Текаквиту посетили три члена Общества Иисуса. Текаквита была очень впечатлена этими иезуитами, которые, вероятно, были первыми белыми христианами, с которыми она столкнулась в своей жизни. Текаквита начал вести жизнь, руководствуясь учением трех иезуитов. В то время она жила у своего дяди-антихристианина, и многие другие люди из ее племени выступали против ее обращения. [8]
В рассказе иезуитов о Текаквите говорится, что она была скромной девушкой, которая избегала общественных собраний и закрывала голову из-за шрамов. Она освоила традиционные женские искусства, такие как изготовление одежды, плетение циновок и приготовление еды. По традиции, примерно в тринадцать лет ее заставили подумать о замужестве, но она отказалась. [6] В разговоре со своим духовником она заявила: «У меня не может быть другого супруга, кроме Иисуса». Затем она заявила: «У меня сильнейшее отвращение к браку». [9]
Перевороты и вторжения
[ редактировать ]Текаквита вырос в период потрясений, когда ирокезы взаимодействовали с французскими и голландскими колонистами, которые конкурировали в прибыльной торговле мехом. Пытаясь вторгнуться на территорию ирокезов , французы напали на могавков в современном центре Нью-Йорка в 1666 году. Изгнав людей из их домов, французы сожгли три деревни ирокезов. Текаквита, около десяти лет, сбежала со своей новой семьей. [10]
После поражения от французских войск ирокезы приняли мирный договор, который требовал от них терпимости к миссионерам-иезуитам в своих деревнях. Иезуиты основали миссию недалеко от Орисвилля, штат Нью-Йорк. Они говорили о христианстве в терминах, с которыми могли себя идентифицировать могавки.
Индейцы-могавки переправились через реку, чтобы восстановить Конавагу на северном берегу, к западу от современного города Фонда, штат Нью-Йорк . В 1667 году, когда Текаквите было 11 лет, она познакомилась с миссионерами-иезуитами Жаком Фременом, Жаком Брюйасом и Жаном Пьероном . приехавшими в деревню [11] Ее дядя выступал против любых контактов с ними, потому что не хотел, чтобы она обратилась в христианство. Одна из его старших дочерей уже стала католичкой.
Летом 1669 года несколько сотен могиканских воинов, наступавших с востока, начали атаку на Коннавагу. Текаквита, которой на тот момент было около 13 лет, присоединилась к другим девочкам, чтобы помочь священнику Жану Пьеррону ухаживать за ранеными, хоронить мертвых и нести еду и воду. [12]
Праздник мертвых
[ редактировать ]Позже, в 1669 году, Хауденосауни в Коннаваге был созван Праздник мертвых . Останки родителей Текаквиты и других должны были стать частью церемонии. [13] Отец Пьеррон раскритиковал праздник мертвых, но собравшиеся Хауденосауни приказали ему молчать. Однако впоследствии они уступили. Обменявшись подарками со священником, они пообещали отказаться от праздника. [14]
Семейное давление
[ редактировать ]К тому времени, когда Текаквите исполнилось 17 лет, примерно в 1673 году, ее приемная мать и тетя попытались устроить ее брак с молодым мужчиной-могавком. [15] Текаквита сбежал из хижины, спрятался в ближайшем поле и продолжал сопротивляться браку. [16] В конце концов ее тети отказались от попыток выдать ее замуж.
Весной 1674 года, в возрасте восемнадцати лет, Текаквита встретил священника-иезуита Жака де Ламбервиля, который посещал деревню. В присутствии других Текаквита рассказала ему свою историю и свое желание стать христианкой. Она начала изучать с ним катехизис. [6]
Конверсия и Канаваке
[ редактировать ]В своем дневнике Ламбервиль писал о Текаквите спустя годы после ее смерти. В этом тексте она описывалась до крещения как кроткая девочка. Ламбервиль также заявил, что Катери делала все возможное, чтобы оставаться святой в светском обществе, что часто вызывало мелкие конфликты с жителями ее длинного дома. Однако в журнале не упоминается насилие в отношении Катери, в отличие от других источников. [17]
Ламбервиль крестил Текаквиту в возрасте 19 лет, в пасхальное воскресенье , 18 апреля 1676 года. [18] Текаквита была переименована в «Екатерину» в честь святой Екатерины Сиенской (Катери была формой имени ирокезов). [19] [20]
Она оставалась в Конавауге еще шесть месяцев. Некоторые ирокезы выступили против ее обращения и обвинили ее в колдовстве. [11] Другие жители ее деревни забрасывали ее камнями, угрожали и преследовали ее. Текаквита сбежала из дома и проехала 200 миль до Св. Франциска Ксавьера, христианской индийской миссии в Су-Сен-Луи. [8] Текаквита обнаружил, что это сообщество, полное других коренных американцев, которые также обратились в христианство. Екатерина присоединилась к ним в 1677 году. [21]
Говорят, что Текаквита надела шипы на свой коврик для сна и лежала на них, молясь об обращении и прощении своих родственников. Прокалывание тела для взятия крови было традиционной практикой ирокезов и других народов хауденосауни. Это вызвало разногласия среди многих священников их общины, ссылаясь на ее и без того плохое здоровье. Текаквита отверг эти опасения, заявив: «Я охотно оставлю это несчастное тело голоду и страданиям, при условии, что моя душа сможет получить обычную пищу». Примерно в это же время она также начала дружбу с другой женщиной по имени Мари Терез Тегаянгуэнта. Они двое пытались основать религиозный орден коренных народов, но иезуиты отвергли эту идею. [9] Оставшиеся два года своей жизни она прожила в Канаваке.
Отец Холонец писал, что Текаквита сказал:
Я достаточно обдумал. Решение о том, чем я буду заниматься, уже давно принято. Я полностью посвятил себя Иисусу, сыну Марии, я выбрал Его в мужья, и только Он возьмет меня в жены. [11]
Церковь считает, что в 1679 году с ее решением в праздник Благовещения обращение Текаквиты было действительно завершено, а что касается биографий первых иезуитов, она считается «первой ирокезской девственницей ». [11] Хотя Текаквиту довольно часто считают посвященной девой , [22] она не могла, в силу обстоятельств, никогда не получить посвящения девственниц от епископа. [23] Тем не менее Ассоциация посвященных девственниц США взяла Катери Текаквиту своей покровительницей. [24]
Миссия Су-Сент-Луиса: Канаваке
[ редактировать ]Иезуиты основали Канаваке для религиозного обращения местных жителей. Когда это началось, туземцы построили свои традиционные длинные дома для проживания. Они также построили длинный дом, который иезуиты использовали в качестве часовни. Будучи миссионерским поселением, Канаваке подвергался риску нападения со стороны членов Конфедерации Хауденосауни, которые не обратились в католицизм. [6] (Хотя оно привлекало других хауденосауни, преимущественно это были ирокезы, известное племя восточного Нью-Йорка.)
После приезда Екатерины она делила длинный дом со своей старшей сестрой и мужем. Она знала бы других людей в длинном доме, которые мигрировали из своей бывшей деревни Гандауаге ( Конавага ). Близкая подруга ее матери, Анастасия Тегонхационго, была матроной клана длинного дома. Анастасия и другие женщины-могавки познакомили Текаквиту с обычными обычаями христианства. [6] Это было нормально для деревенских женщин, поскольку многие миссионеры были заняты другими религиозными задачами. Пьер Холенец сообщал, что «все ирокезы, которые приезжают сюда и затем становятся христианами, обязаны своим обращением главным образом рвению своих родственников». [25]
Канаваке была деревней, устроенной как обычные деревни Хауденосауни, которая перемещалась с места на место после того, как у нее закончились ресурсы. Первоначально деревня не была полностью французской, но с миграцией на север в сторону Канады, начатой Пятью народами , деревня начала приобретать больше местных жителей. Все пять наций начали мигрировать на север. [26] примерно в одно и то же время, без какой-либо связи между ними. В Канаваке были представители нескольких племен, [27] а когда пришли французы, там были люди разных национальностей. Деревня была признана Новой Францией и получила автономию для решения возникающих проблем. Благодаря этой автономии они также смогли подружиться с Нью-Йорком.
В Канаваке велась торговля мехом. Разделение между французской церковью и туземцами в деревне было четко выражено; между ними было мало взаимодействий.
Канаваке был втянут в войну между различными племенами, которая длилась около двух с половиной лет.
Шошетьер и Холенец
[ редактировать ]Клод Шошетьер и Пьер Холенец были священниками-иезуитами, сыгравшими важную роль в жизни Текаквиты. Оба базировались в Новой Франции и Канаваке. Шошетьер был первым, кто написал биографию Текаквиты (1695 г.), за ним последовал Холенец (1696 г.). [6] Холенец, прибывший первым, представил традиционные предметы католического умерщвления. [ нужны разъяснения ] новообращенным в Канаваке. Он хотел, чтобы они переняли их, а не использовали ритуальные практики ирокезов. [6] И Шошетьер, и Текаквита прибыли в Канаваке в том же году, в 1677 году.
Шошетьер пришел к выводу, что Текаквита был святым. В своей биографии Катери он подчеркнул ее «милосердие, трудолюбие, чистоту и силу духа». [28] Напротив, Холенец подчеркивала свою девственность, возможно, чтобы противостоять колониальным стереотипам, характеризующим индийских женщин как распутных. [28]
Смерть и появление
[ редактировать ]Примерно на Страстной неделе 1680 года друзья заметили, что здоровье Текаквиты ухудшается. Когда люди узнали, что ей осталось всего несколько часов, жители деревни собрались вместе в сопровождении священников Шошетьера и Холенека, последний совершил последний обряд . [6] Кэтрин Текаквита умерла около 15:00 (15:00) в Великую среду , 17 апреля 1680 года, в возрасте 23 или 24 лет, на руках своей подруги Марии-Терезы. Шошетьер сообщает, что ее последними словами были: «Иисус, Мария, я люблю тебя». [29]
После ее смерти люди заметили физические изменения. Позже Холенец писала: «Это лицо, такое заметное и смуглое, внезапно изменилось примерно через четверть часа после ее смерти и стало в одно мгновение таким красивым и таким белым, что я сразу же заметил это». [30] Сообщалось, что ее шрамы от оспы исчезли.
Текаквита якобы явилась трем людям через несколько недель после ее смерти; ее наставница Анастасия Тегонхационго, ее подруга Мари-Тереза Тегайагента и Шошетьер. Анастасия рассказала, что, оплакивая смерть своей духовной дочери, она подняла глаза и увидела Екатерину, «преклонившую колени у подножия» своего матраца, «держащую деревянный крест, сиявший, как солнце». Мария-Тереза сообщила, что ночью ее разбудил стук в стену, и голос спросил, проснулась ли она, добавив: «Я пришла попрощаться; я направляюсь в рай». Мария-Тереза вышла на улицу, но никого не увидела; она услышала шепот: «Прощай, прощай, иди, скажи отцу, что я отправляюсь в рай». Тем временем Шошетьер сказал, что видел Кэтрин у ее могилы; он сказал, что она появилась в «барочном великолепии; в течение двух часов он смотрел на нее» и «ее лицо было поднято к небу, как будто в экстазе». [6]
Шошетьер построил часовню возле могилы Катери. К 1684 году сюда начали совершаться паломничества в честь нее. Иезуиты превратили ее кости в пыль и развеяли прах в «недавно отстроенной миссионерской часовне». Это символизировало ее присутствие на земле, а ее останки иногда использовались как реликвии для исцеления. [ нужна ссылка ]
Почитание
[ редактировать ]Первый отчет о Катери Текаквите не был опубликован до 1715 года. Из-за уникального пути Текаквиты к целомудрию ее часто называют лилией , традиционным символом чистоты. Религиозные изображения Текаквиты часто украшаются лилией и крестом, а также перьями или черепахой в качестве культурных аксессуаров, намекающих на ее происхождение у коренных американцев. Разговорные эпитеты Текаквиты — «Лилия могавков» (наиболее известная), « Дева-могавк» , « Чистая и нежная лилия» , « Цветок среди истинных мужчин» , « Лилия чистоты» и «Новая звезда Нового Света» . Соседи по племени – и ее надгробие – называли ее «самым прекрасным цветком, который когда-либо цвел среди краснокожих». [31] Ее добродетели считаются экуменическим мостом между могавками и европейской культурой.
Через пятьдесят лет после ее смерти в Мексике открылся женский монастырь для монахинь коренных американцев. [ нужна ссылка ] Индийский [ нужны разъяснения ] Католические миссии и епископы в 1880-х годах инициировали петицию об официальном разрешении почитания Катери. Они просили о почитании Текаквиты вместе с иезуитами Исааком Жогом и Рене Гупилем, двумя католическими миссионерами, убитыми ирокезами в Озерненоне за несколько десятилетий до рождения Катери. Они завершили свою петицию, заявив, что это почитание будет способствовать поощрению католицизма среди других коренных американцев. [32]
Процесс канонизации Катери Текаквиты был инициирован католиками Соединенных Штатов на Третьем пленарном заседании Балтимора в 1885 году, за ним последовали канадские католики. Около 906 коренных американцев подписали 27 писем в США и Канаде, призывая к ее канонизации. [33] Ее духовные сочинения были одобрены богословами 8 июля 1936 года, а 19 мая 1939 года было официально открыто ее дело, присвоившее ей звание Слуги Божией . [34]
3 января 1943 года Папа Пий XII провозгласил ее почтенной . [34] 22 июня 1980 года она была беатифицирована Папой Иоанном Павлом II . [35]
В 2006 году мальчик Джейк Финкбоннер из округа Уотком в штате Вашингтон лежал при смерти из-за плотоядных бактерий. По словам родителей, каждую ночь врачи верили, что он умрет, и не думали, что их медицинские знания смогут его вылечить. Поскольку Джейк имеет происхождение Ламми, родители мальчика молились Катери Текаквите вмешаться и спасти жизнь мальчика. Джейк пережил это испытание и полностью выздоровел. Ватикан считает, что Текаквита вмешался и спас мальчика. [36]
19 декабря 2011 года Конгрегация по делам святых засвидетельствовала второе чудо благодаря ее заступничеству, подписанному Папой Бенедиктом XVI. 18 февраля 2012 года Папа Бенедикт XVI постановил канонизировать Текаквиту. Говоря на латыни, он использовал форму «Катарина Текаквита»; в официальном буклете церемонии на английском и итальянском языках она упоминалась как «Катери Текаквита». [37] Она была канонизирована 21 октября 2012 года Папой Бенедиктом XVI. [29] В официальном буклете об обряде канонизации «Екатерина» используется в английских и французских биографиях, а «Катери» - в переводе самого обряда. [38] Она первая индейская женщина Северной Америки, канонизированная католической церковью. [39] [40]
В 2022 году Епископальная церковь США окончательно утвердила праздник, посвященный Катери, 17 апреля по литургическому календарю . [41]
Катери Текаквита изображена в четырех национальных святынях США: Национальном храме блаженной Катери Текаквита в Фонде, Нью-Йорк; Национальный храм североамериканских мучеников в Орисвилле, штат Нью-Йорк; Базилика Национального храма Непорочного зачатия в Вашингтоне, округ Колумбия; и Национальный храм Креста в лесу , святилище под открытым небом в Индиан-Ривер, штат Мичиган . Дизайн последнего храма был вдохновлен привычкой Катери расставлять по лесу небольшие деревянные кресты. [42] Национальный храм блаженной Катери Текаквита также является домом для Коннаваги, раскопанной деревни Хауденосауни. [43]
Статуи
[ редактировать ]Есть множество статуй Катери, среди которых:
- Базилика Святой Анны де Бопре в Квебеке
- Кафедральный собор Святого Франциска Ассизского в Нью-Мексико
- Базилика Сан-Хуан Капистрано в округе Ориндж, Калифорния. [44] [45]
- и св. Церковь Катери Текаквита в Санта-Кларите, Калифорния . [46] [47] Статуя святой Катери Текаквиты стоит на ступеньках школы Святого Креста в миссии Сан-Буэнавентура в Южной Калифорнии. [48]
- Храм Богоматери Гваделупской в Ла-Кроссе, штат Висконсин [49]
- Национальная базилика-храм Фатимской Богоматери в Льюистоне, Нью-Йорк
- бронзовый портал собора Святого Патрика в Нью-Йорке. [50]
- Церковь сестер Мэрикнолл в Оссининге, Нью-Йорк [51]
- Церковь Святого Патрика в приходе Святого Станислава Костки в Питтсбурге [52]
- Католическая церковь Богоматери Гваделупской, Палм-Спрингс, Калифорния
- Мавзолей Часовни Святого Креста в Северном Арлингтоне, Нью-Джерси [53]
- Храм Святой Катери расположен в Париже, округ Старк, штат Огайо . [54]
- Католическая церковь Святого Винсента де Поля в Роджерсе, Арканзас
- Католическая церковь Святой Марии Катарактской в Ниагарском водопаде , Нью-Йорк
- Сиссетон , Южная Дакота
- Католическая церковь Святого Иосифа, мужа Марии в Лас-Вегасе, Невада
- Католическая церковь Непорочного Сердца Марии в Пейдже, Аризона
- Университет Святого Иоанна, Колледжвилл, Миннесота
- Миссия Сан-Ксавье-дель-Бак , Тусон, Аризона
Чудеса
[ редактировать ]Джозеф Келлог был протестантским ребенком, захваченным туземцами в восемнадцатом веке и в конце концов вернувшимся в свой дом. Двенадцать месяцев спустя он заразился оспой. Иезуиты помогли ему вылечиться, но он не выздоравливал. У них были реликвии из могилы Текаквиты, но они не хотели использовать их на некатолике. Один иезуит сказал Келлогу, что если он станет католиком, к нему придет помощь. Джозеф так и сделал. Иезуит дал ему кусок гнилого дерева из гроба Катери, который, как говорят, исцелил его. Историк Аллан Грир считает, что это означает, что Текаквита была известна в Новой Франции 18-го века, и уже считалось, что она обладает целительскими способностями. [6]
Катери приписывались и другие чудеса: к отцу Реми восстановился слух, а монахиня в Монреале была вылечена с помощью предметов, ранее принадлежавших Катери. Подобные инциденты свидетельствовали о том, что Катери, возможно, была святой. После смерти человека святость символизируется событиями, показывающими неприятие смерти. Это также представлено двойственностью боли и нейтрализацией боли другого (все это показано ее известными чудесами в Новой Франции). [6] Шошетьер посоветовал поселенцам в Ла-Прери молиться Катери о заступничестве от болезней. Говорят, что благодаря превосходной системе публикации материалов иезуитов его слова и слава Катери достигли иезуитов в Китае и их новообращенных. [6]
Поскольку люди верили в ее целебные силы, некоторые собирали землю с ее могилы и носили ее в мешках как реликвию. Одна женщина сказала, что ее спасли от пневмонии ( grande maladie du rhume ); она отдала кулон своему мужу, который исцелился от болезни. [6]
19 декабря 2011 года Папа Бенедикт XVI одобрил второе чудо, необходимое для канонизации Катери. [55] Одобренное чудо датируется 2006 годом, когда мальчик в штате Вашингтон пережил тяжелую плотоядную бактерию. Врачи не смогли остановить прогрессирование болезни хирургическим путем и сообщили его родителям, что он, скорее всего, умрет. Мальчик принял таинство Елеопомазания больных от католического священника. Поскольку мальчик наполовину индеец племени Ламми , родители сказали, что они молились Текаквите о божественном заступничестве , как и их семья и друзья, а также с расширенной сетью контактов через одноклассников их сына. [56] Сестра Катери Митчелл подошла к постели мальчика, положила на его тело реликвию Текаквиты, фрагмент кости, и помолилась вместе с его родителями. [57] На следующий день инфекция остановила свое развитие. [58]
Перспективы коренных народов
[ редактировать ]Ученый-могавк Оренда Баучер отметила, что, по ее мнению, вокруг канонизации Текаквиты возникли «смешанные чувства». [59] Есть некоторые ирокезы-традиционалисты, которые считают, что ее история связана с трагедиями колонизации, которые глубоко повлияли на жителей Канаваке . [60] Несмотря на это темное прошлое, сама Катери в целом пользуется уважением как среди католиков, так и среди ирокезов-традиционалистов. Большая часть дебатов вокруг канонизации Катери построена на идее, что это было сделано для укрепления имиджа Церкви среди коренных американцев. [59] Некоторые считают, что ее святость отражает ее уникальное положение как человека, способного соединить две культуры и создать единство. [59]
Культурные ссылки
[ редактировать ]О жизни Катери Текаквиты опубликовано более 300 книг на более чем 20 языках. [7] Историк К. И. Коппедрайер предположил, что агиография Текаквиты отцов католической церкви отражает «испытания и награды европейского присутствия в Новом Свете». [11]
Сценические выступления
[ редактировать ]Американский композитор Нелли фон Герихтен Смит (1871–1952) создала оперу под названием «Лилия могавков: Катери Текаквита» (текст Эдварда К. Ла Мора). [61] Это было не первое выступление на сцене в ее жизни; Пьесу Джозефа Клэнси «Принцесса ирокезов » начиная с 1930-х годов часто ставили школьники. [62]
Литература
[ редактировать ]- Леонард Коэн , «Красивые неудачники» (1966)
- Уильям Т. Воллманн , Отцы и вороны (1992)
- Виктор О'Коннелл, Eaglechild (2016)
- Луиза Эрдрич , Будущий дом Живого Бога [63] (2017)
- Дайан Глэнси , Причина появления ворон [64] (2019)
Анимация
[ редактировать ]- Во французском мультсериале «Клементина» Клементина Дюман знакомится с Текаквитой и подружится с ней.
Музыка
[ редактировать ]- Найл Коннолли, песня «Lily of the Mohawks» из его альбома Sound (2013)
Наследие
[ редактировать ]После беатификации Текаквиты в 1980 году Паула Э. Холмс в конце 1990-х взяла интервью у нескольких пожилых индейских женщин об их детстве и рассказах своих предков о Текаквите. Она обнаружила, что Катери является «частью их индийского фамильного и семейного наследия». [65]
Кларенс А. Уолворт был одним из самых ярых сторонников почитания Текаквиты. Он лично профинансировал установку гранитного памятника в Канаваке в знак международного сотрудничества в ее почитании. [66]
Традиционно в ее честь были названы многочисленные церкви, школы и другие католические учреждения, особенно после ее канонизации, в том числе несколько католических начальных школ. Среди них католическая начальная школа Св. Катери Текаквита в Китченере , [67] Католическая начальная школа Катери Текаквита в Маркхэме , [68] Католическая начальная школа Св. Катери Текаквита в Гамильтоне , [69] Католическая школа Святой Катери Текаквита в Орлеане ( Оттава ), [70] и Школа Св. Катери Текаквита в Калгари , Альберта. [71] В Соединенных Штатах католические церкви Св. Катери Текаквиты находятся в Дирборне, штат Мичиган, [72] Буффало, Техас, [73] и Спарта, штат Нью-Джерси. [74] Святая Катери является покровительницей католической средней школы Джона Кэбота в Миссиссоге .
В ее честь была названа школа Св. Катери Текаквита в Нискаюне, штат Нью-Йорк . Приход Св. Катери Текаквита, расположенный в соседнем Скенектади , был основан в 2012 году. В 2010 году в ее честь был назван приход в Айрондекуите, штат Нью-Йорк . В ее честь названа Kateri Residence, дом престарелых на Манхэттене. часовня Welsh Family Hall в Университете Нотр-Дам Ей посвящена , построенная в 1997 году.
4 апреля 2021 года, в пасхальное воскресенье , сгорела единственная католическая церковь в районе Сент-Тереза-Пойнт в Северной Манитобе, Канада. Единственное, что осталось после обломков, - это почти полностью неповрежденное изображение святой Катери Текаквиты, а также статуя Марии. [75]
во второй раз сгорела церковь, построенная в честь святой Катери В мае 2021 года в индейской общине Бэй-Миллс на Верхнем полуострове Мичигана . [76]
С 1939 года Конференция Текаквита собирается ежегодно для поддержки католических миссий среди коренных американцев. Люди собираются в кружки Катери , чтобы вместе молиться, стремясь стать лучшими католиками. В 1991 году на конференции было зарегистрировано 130 кружков Катери. [32]
Остров Текаквита ( фр . Île Tekakwitha ) на реке Святого Лаврентия , входящий в состав заповедника Канаваке, назван в ее честь.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Пьер Шоланс SJ, «Кэтрин Текаквита, Виргинис» (1696) , Acta Apostolica Sedis, 30 января 1961 г.
- ^ «Литургический календарь. Принадлежащий канадским епархиям» (PDF) . cccb.ca. 27 января 2016 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ « Св. Катери Текаквита » . Католик.орг.
- ^ «Информационный бюллетень Текаквиты» . Katerishrine.com. 21 октября 2012. Архивировано из оригинала 10 марта 2017 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Жюльет Лавернь (1934). Изящная жизнь Кэтрин Текаквиты . Монреаль: Издания ACF, стр. 13–43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Грир, Аллан (2005). Святой-ирокез: Екатерина Текаквита и иезуиты . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Лилия среди шипов: репатриация ирокезов Катери Текахкви: та» . www.wampumchronicles.com . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святая Катери Текаквита | Биография и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святая Катери | Добро пожаловать в храм!» . Веб-сайт . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Дэниел Сарджент, Кэтрин Текаквита , Longmans, Green & Co., Нью-Йорк, 1936, с. 164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Коппедрайер, К.И. (1993). «Создание первой ирокезской девы: ранние иезуитские биографии блаженной Катери Текаквиты». Этноистория . 40 (2). Издательство Университета Дьюка: 277–306. дои : 10.2307/482204 . JSTOR 482204 .
- ^ Фрэнсис X. Вайзер, Катери Текаквита , Центр Катери, Конавага, Канада, 1972, стр. 50–52.
- ^ Дэниел Сарджент, Кэтрин Текаквита , Longmans, Green & Co., Нью-Йорк, 1936, с. 167. Также Дж. Н. Б. Хьюитт, «Ирокезская концепция души», Journal of American Folk-Lore , vol. 8, Бостон, 1895, с. 109.
- ^ Дэниел Сарджент, Кэтрин Текаквита , Longmans, Green & Co., Нью-Йорк, 1936, стр. 167–168.
- ^ Преподобный Эдвард Шерман (2007). Текаквита Святая Уроженка, Дева-могавк 1656–1680 гг . Гранд-Форкс, Северная Дакота: Fine Print Inc., с. 106.
- ^ Эдвард Лекомпт, Слава могавков: Жизнь достопочтенной Кэтрин Текаквита , перевод Флоренс Ралстон Верум, FRSA, Bruce Publishing Co., Милуоки, 1944, стр. 28; Фрэнсис X. Вайзер, Катери Текаквита , Центр Катери, Конавага, Канада, 1972, стр. 65–68.
- ^ Грир, Аллан (1998). «Дикарь/Святой: Жизни Катери Текаквиты» . В Сильви Депати; Катрин Дебарац; Даниэль Говро; и др. (ред.). Vingt Ans Apres: Habitants et Marchands [ Двадцать лет спустя: жители и торговцы ] (на французском языке). Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 146. ИСБН 978-0773516922 . JSTOR j.ctt812wj .
- ^ Лоди, Энцо (1992). Святые римского календаря (англ. пер.) . Нью-Йорк: Дом Альбы. п. 419. ИСБН 0818906529 .
- ^ Уолворт, Эллен Хардин (1891). Жизнь и времена Катери Текаквиты: Лилия могавков, 1656–1680 гг . Буффало: Питер Пол. п. 1н . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ Грир, Аллан (2005). Святой-ирокез: Екатерина Текаквита и иезуиты . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 196–197. ISBN 978-0-19-803899-3 . OCLC 62866106 .
- ^ Доминик Рой и Марсель Рой (1995). Je Me Souviens: История Квебека и Канады . Оттава: Éditions du Renouveau Pédagogique Inc., стр. 32.
- ^ «14 июля: Св. Катери Текаквита» . 30 июня 2023 г.
- ^ I, Р. «Святая Катери Текаквита НЕ БЫЛА Посвященной Девой »» .
- ^ Буш, Линн (январь 2011 г.). «Марианская духовность святой Катери Текаквиты (1656–1680): ирокезской девы и покровительницы Ассоциации посвященных девственниц Соединенных Штатов» . Марианские исследования . 62 (1).
- ^ Хуртубис, Пьер (2006). «Аллан Грир, Святой-ирокез. Кэтрин Текаквита и иезуиты. Oxford University Press, 2005. xv – 249 стр. 30 $» . Этюды религиозной истории . 72 :113. дои : 10.7202/1006592ар . ISSN 1193-199Х .
- ^ Лабреш, Ив (2013). «Роберт Энглеберт и Гийом Тисдейл (реж.), Французы и индейцы в сердце Северной Америки, 1630–1815, Ист-Лансинг, издательство Мичиганского государственного университета; Виннипег, издательство Университета Манитобы, 2013, 260 стр.» Франкофонии Америки (36): 179. doi : 10.7202/1029385ar . ISSN 1183-2487 .
- ^ Сен-Онж, Николь (январь 2016 г.). « Он не был ни солдатом, ни рабом: он не находился под контролем ни одного человека»: Канаваке-могавки в северо-западной торговле мехом, 1790–1850» . Канадский исторический журнал . 51 (1): 1–32. дои : 10.3138/cjh.ach.51.1.001 . ISSN 0008-4107 . S2CID 163471779 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лесли Чокетт, Обзор: Аллан Грир, Ирокез Сэйнт , H-France Review, Vol. 5 (октябрь 2005 г.), № 109; по состоянию на 25 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Канадская конференция католических епископов – канонизация Катери Текаквиты, 21 октября 2012 г.» . www.cccb.ca. Архивировано из оригинала 6 января 2020 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ Грир (2005), с. 17
- ^ Бансон, Маргарет и Стивен, Блаженная Катери Текаквита, Лилия ирокезов , брошюра Бюро католических индийских миссий, стр. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тиль, Марк; Весси, Кристофер (2013). Родные шаги: по пути святой Катери Текаквиты . Милуоки: Маркетт У., стр. 45–6, 49–51.
- ^ «БЮРО КАТОЛИЧЕСКИХ ИНДИЙСКИХ МИССИЙ» . Университет Маркетта. 2021 . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Перечень и статус причин беатификации рабов Божиих и канонизации блаженных (на латыни). Напечатано полиглотами Ватикана. Январь 1953 г. с. 50
- ^ Acta Apostolicae Sedis LIII (1961), стр. 82 . Примечание. В официальном реестре беатификации, составленном иезуитом Антоном Витвером в католической церкви, ее имя носит имя Екатерины. В издании Acta Apostolicae Sedis 1961 года на латыни ее причина беатификации упоминается как «досточтимая Катарина Текаквита, девственница».
- ^ Релья, Ки (20 декабря 2011 г.). «Выздоровление мальчика ставит индийскую женщину на путь к святости» . Сиэтл Таймс . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Обыкновенная публичная консистория ... Базилика Ватикана, 18 февраля 2012 г. , стр. 33–39
- ^ «Биографическая справка блаженного» (PDF) . vatican.va (на итальянском языке). 21 октября 2012 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «21 октября 2012 г.: Святая месса и канонизация блаженных Джеймс Бертье, Педро Калунгсод, Иоанн Баптист Пиамарта, Кармен Саллес и Барангерас, Марианна Коуп, Катери Текаквита, Анна Шеффер | Бенедикт XVI» . www.vatican.va .
- ^ «Католическая церковь ускоряет причисление к святым двух первых деятелей Квебека» . национальная почта .
- ^ «Виртуальная папка Генеральной конвенции» . www.vbinder.net . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ «Национальный храм Креста в лесу» . Crossinthewoods.com. 12 ноября 2016 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ "О" . Храм Катери .
- ^ Игнатин, Хизер (19 апреля 2007 г.). «Ретабло собирает толпы в Миссионерской базилике» . Реестр округа Ориндж . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 20 августа 2008 г.
- ^ «Гранд Ретабло по пути в Сан-Хуан Капистрано, установка ожидается 19 марта». Архивировано 30 октября 2008 г., в Wayback Machine , Миссия Сан-Хуан Капистрано, 9 февраля 2007 г.
- ^ "Дом" . Blessedkateriparish.org. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «В США появился новый индейский святой» . Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «Святая Катери Текавита» . Миссия Сан-Буэнавентура. 21 октября 2012 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Женщина-ирокез, хранящаяся в храме» (Орсо, Джо), La Crosse Tribune , 31 июля 2008 г.: [1]
- ^ Отчеты персонала (18 июля 2008 г.). «Льюистон: Посвящение статуи в Фатиме» . Ниагарская газета . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Лилия ирокезов» , журнал Maryknoll, сентябрь/октябрь 2012 г. Том 106. Номер 5, стр. 31–32.
- ↑ «Катери Текаквита». Архивировано 23 ноября 2013 г., на сайте Wayback Machine , Saints in the Strip.
- ^ «Католические кладбища | Мы помним – мы верим!» . Rcancem.org . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Место надежды...» Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 19 июня 2016 г.
- ^ «Обнародование постановлений Конгрегации по делам святых» . catholica.va. 19 декабря 2011. Архивировано из оригинала 2 июня 2012 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Дичеполо, Джон (20 декабря 2011 г.). «Ватикан называет выживание мальчика Whatcom чудом» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ «Катери Текаквита: первая католическая святая коренных американцев» . Новости Би-би-си . 19 октября 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «Чудесное исцеление мальчика сделало его первым индейским святым» . Ассошиэйтед Пресс. 20 октября 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эш, Мэри (28 октября 2012 г.). «Первый индейский святой вызывает гордость и скептицизм» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года.
- ^ Канада, Парки (1 сентября 2020 г.). «Система школ-интернатов» . www.canada.ca . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Хойзер, Герман Йозеф (1932). Американское церковное обозрение;: Ежемесячное издание для духовенства . Издательство Католического университета Америки.
- ^ Енохс, Росс Александр (1996). Миссия иезуитов среди лакота сиу: пастырское богословие и служение, 1886–1945 гг . Канзас-Сити, Миссури: Шид и Уорд. п. 68. ИСБН 1-55612-813-4 . OCLC 32509499 .
- ^ Эрдрих, Луиза (2017). Будущий дом живого Бога: роман (1-е изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-0-06-269405-8 . OCLC 973145841 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Глэнси, Дайан (2009). Причина появления ворон: история Катери Текаквита . Олбани, Нью-Йорк: Excelsior Editions/State University of New York Press. ISBN 978-1-4384-2692-1 . OCLC 811379613 .
- ^ Холмс, Паула (2001). «Повествовательная репатриация благословенной Катери Текаквита [Репатриация Катери Текаквита через повествования, рассказанные ее преданными женщинами-пуэбло]». ПроКвест .
- ^ Грир, Аллан (2004). «Туземцы и национализм: американизация Катери Текаквита». Католический исторический обзор . 90 (2): 260–272. дои : 10.1353/cat.2004.0069 . JSTOR 25026572 . S2CID 159891656 .
- ^ Дарси. "Дом" . Святая Катери Текаквита . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Школьный совет католического округа Йорка, католическая начальная школа Катери Текаквита» . York.cioc.ca. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Католическая начальная школа Св. Катери Текаквита» . Stkt.hwcdsb.ca. 10 января 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Святая Катери Текаквита» . Kat.ocsb.ca. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Школа Св. Катери Текаквита» . Католический школьный округ Калгари . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ «Католическая церковь Святой Катери – Дирборн, Мичиган» . Католическая церковь Святой Катери . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Римско-католическая церковь Святой Катери Текаквита» . Фейсбук . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Святая Катери Текаквита» .
- ^ Кларк, Венди Энн (16 апреля 2021 г.). «Портрет святой Катери пережил разрушительный церковный пожар в пасхальное воскресенье» . Католический регистр . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Церковь UP, названная в честь американского святого, разрушена во второй раз (5 мая 2021 г.) MLive Media Group .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бошан, В.М. «Записки ирокезов», Журнал американского фольклора , том. 8, Бостон, 1895, стр. 217–221. Также «Женщины ирокезов», Журнал американского фольклора , том. 13, Бостон, 1900, стр. 81–91.
- Бешар, Анри, «Первоначальные индейцы Коннавага» . Монреаль: Международные издательства, 1976.
- Бешар, Анри, «Текаквита». Канадский биографический словарь (Торонто: University of Toronto Press, 1966), том. 1.
- Бансон, Мэтью и Маргарет Бансон. Святая Катери: Лилия ирокезов (Хантингтон, Индиана: Наш воскресный посетитель, 2012) ISBN 978-1592767915 .
- Холонец, преподобный Пьер. «Катери Текаквита: Святая ирокеза». (Мерчантвилл, Нью-Джерси: Evolution Publishing, 2012 г.) ISBN 978-1935228097 .
- Коэн, Леонард. «Красивые неудачники», опубликованные в 1966 году Макклелландом и Стюартом.
- Демос, Джон. Неискупленный пленник: семейная история из ранней Америки . Нью-Йорк: Винтаж, 1994, страницы 127–129.
- Фентон, Уильям и Элизабет Тукер . «Ирокез» в «Справочнике североамериканских индейцев » , том 15: Северо-восток, под редакцией Брюса Г. Триггера. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978.
- Грир, Аллан. Святой-ирокез: Кэтрин Текаквита и иезуиты. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005 г.
- Хьюитт, JNB «Ирокезская концепция души», Журнал американского фольклора , том. 8, Бостон, 1895, стр. 107–116.
- Лекомпт, Эдвард, Слава могавков: Жизнь достопочтенной Кэтрин Текаквита , перевод Флоренс Ралстон Верум, FRSA. Милуоки: Брюс Паблишинг Ко., 1944.
- Литковски, Мэри Пелагея, О.П. Катери Текаквита: Радостный любовник . Батл-Крик, Мичиган: Growth Unlimited Inc., 1989.
- Ньюман, Эндрю, Аллегории встречи: колониальная грамотность и индейские плены (Вильямсбург, Вирджиния и Чапел-Хилл: Институт ранней американской истории и культуры Омохундро/University of North Carolina Press, 2019), особенно глава 4 (страницы 111–137).
- О Коннелл, Виктор. Публикации Eaglechild Kanata, Гамильтон, Онтарио, 2016 г.
- Сарджент, Дэниел. Кэтрин Текаквита . Нью-Йорк и Торонто: Лонгманс, Грин и компания, 1936.
- Шумейкер, Нэнси. «Извилистый путь Катери Текаквиты к святости», в книге Нэнси Шумейкер, изд. Участники переговоров о переменах: исторические перспективы женщин коренных американцев (Нью-Йорк: Routledge, 1995), стр. 49–71.
- Стекли, Джон. Не по годам: пять историй коренных женщин , Canadian Scholars Press, 1999 г. ISBN 978-1551301501
- Вайзер, Фрэнсис X., Катери Текаквита . Конавага, Канада: Центр Катери, 1972.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бешар, Анри (1979) [1966]. «Текаквита (Тагаскуита, Тегаквита), Катери (Екатерина)» . В Брауне, Джордж Уильямс (ред.). Словарь канадской биографии . Том. Я (10.00–17.00) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- Веб-сайт Катери Текаквита. Архивировано 27 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- «Блаженная Катери Текаквита» , Католический форум.
- «Жизнь Катери» , сайт «Лилии ирокезов».
- «Блаженная Катери, образцовый эколог» , Охрана природы
- «Блаженная Катери Текаквита» . Нового Адвента Католическая энциклопедия .
- Барбара Брэдли Хагерти, «Мальчик, травма, выздоровление, чудо?» , НПР, 4 ноября 2011 г.
- ЛОРРЭЙН МАЛЛИНДЕР, «Святое соперничество за Катери» , Montreal Gazette, 20 марта 2010 г.
- «Мазохизм и святость: Катери Текаквита и Хуниперо Серра», Даниэль Фогель
- Проповедь, произнесенная Папой Бенедиктом XVI на канонизации Катери Текаквиты 21 октября 2012 г.
- «Очерк жизни индийской горничной Катери Текаквита» из выпуска журнала Recorder-Democrat, выходящего раз в два недели, от 23 апреля 1915 года, Амстердам, штат Нью-Йорк.
- Отчет о местонахождении места рождения Оссернона, написанный иезуитом о. Лойзанс (первоначальный покупатель земли в Орисвилле) из St. Johnsville Enterprise and News, 28 ноября 1934 г.
- Видео, показывающее храм и деревню 2016 года.
- 1656 рождений
- 1680 смертей
- Американские ирокезы
- Переходит в католицизм из языческих религий.
- Индейские католики
- Религиозные деятели коренных народов Северной Америки
- Христианские святые 17 века
- Жители округа Монтгомери, штат Нью-Йорк.
- Канадские римско-католические святые
- Американские римско-католические святые
- Христианские святые женщины эпохи раннего Нового времени
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Канонизации Папы Бенедикта XVI
- Католики из Нью-Йорка (штат)
- Коренные римско-католические святые Америки
- Женщины коренных американцев 17 века
- Американские женщины 17 века
- Англиканские святые
- Коренные американцы 17 века
- Коренные американцы из Нью-Йорка (штат)
- Почитаемые католики Папой Пием XII