Страстная среда
Страстная среда | |
---|---|
![]() Братство кающихся возглавило шествие Страстной среды в Вильярреале , Испания (2015 г.) | |
Также называется | Шпионская среда Страстная среда Святая и Великая среда |
Наблюдается | Христиане |
Тип | христианин |
Значение | в память о сделке Иуды и притче о двух должниках. |
Обряды | Massмасса Тьма |
Дата | Среда перед Пасхой |
Дата 2023 года |
|
Дата 2024 года |
|
Дата 2025 года |
|
Дата 2026 г. |
|
Частота | ежегодный |
Связано с | Страстная неделя |
В христианстве отмечает Великая среда сделку Иуды как тайного шпиона среди учеников. [1] Ее еще называют Шпионской средой . [2] или Страстная среда (в западном христианстве ), [3] и Великая и Великая среда (в восточном христианстве ).
В западном христианстве многие церкви различных конфессий соблюдают службу тенебр в Страстную среду. [4] [5] [6]
Библейские повествования
[ редактировать ]В новозаветном описании Страстной недели после Вербного воскресенья синедрион собрался и задумал убить Иисуса перед праздником Песаха . [7] В среду перед смертью Иисус был в Вифании , в доме Симона Прокаженного . Когда он сидел со своими учениками за ужином, женщина по имени Мария помазала Иисусу голову и ноги дорогим нардовым маслом . [8] Ученики возмутились, спрашивая, почему вместо этого не продали масло и не раздали деньги бедным. [9] Но Иуда Искариот хотел оставить деньги себе. [10] [11] Тогда Иуда пошел в синедрион и предложил выдать им Иисуса в обмен на деньги. С этого момента Иуда искал возможности предать Иисуса. [12]
В связи с намерением Иуды Искариота предать Иисуса, сформулированным в Великую среду, этот день иногда называют «Шпионской средой». [13] [14] [15] Слово «шпион » в данном термине означает «засада, засада, ловушка». [16] Кроме того, среди учеников Иуда тайно был шпионом, и среда была днем, когда он решил предать Христа. [17]
Литургия
[ редактировать ]Западное христианство
[ редактировать ]Католическая церковь
[ редактировать ]
Сегодня термин « Тенебра » относится к службе Страстной недели , обычно проводимой в Шпионскую среду, которая включает в себя постепенное затухание свечей на катафалке Тенебры, чтения, связанные со Страстями Иисуса , и стрепит (громкий шум). [6] [18]
До Второго Ватиканского Собора Тенебрическая литургия утрени и хвалы Великого четверга (Чистого четверга) совершалась во второй половине дня или вечером Страстной среды. Название происходит от латинского слова tenebrae , что означает тьма . Во время этой службы все свечи на специальном канделябре и на алтаре постепенно гасились , кроме одной. Затем это спрятали, и церковь осталась в полной темноте. Затем, после чтения Псалмов 50–51 и особой молитвы, раздался громкий шум (по -латыни strepitus ), который первоначально был сигналом служителям уйти, но позже был истолкован как символ смятения и ужаса, сопровождавших смерть Иисуса , включая землетрясение, которое, согласно Евангелию от Матфея 27:51 , последовало за этим. Подобное празднование утрени и восхвалений Страстной пятницы и Великой субботы проводилось ближе к концу каждого из предыдущих дней. [19] Этот обычай до сих пор сохраняется в тех католических церквях, которые празднуют реформы Страстной недели, предшествовавшие 1955 году.
В более старой форме мессы, известной как Тридентская месса, чтения для Святой среды взяты из Исайи 62:11 ; 63:1–7 и Евангелие от Луки 22:1–71 ; 23:1–53 . В ходе реформы Страстной недели 1955 года были удалены первые 38 стихов 22-й главы Евангелия от Луки. Эти 38 стихов сохранились в Римско-католических церквях, которые праздновали Страстную неделю до 1955 года. [20] В обычной форме римского обряда в Великую среду читают Исаию 50:4–9а и Матфея 26:14–25. [21]
Лютеранские церкви
[ редактировать ]Лютеранские церкви проводят службы в Страстную среду, часто в форме Тенебры . [22] [23]
Англиканские церкви
[ редактировать ]В Епископальной церкви США , члене Англиканской общины чин Тенебры . , в Шпионскую среду празднуется [5]
Методистские церкви
[ редактировать ]В традиционном методистском использовании «Книга поклонения для церкви и дома » (1965) содержит следующий сбор для «Шпионской среды»: [24]
Помоги нам милостиво с Твоей помощью, Господи Боже спасения нашего, чтобы мы могли с радостью войти в размышление о тех могущественных деяниях, через которые Ты дал нам жизнь и бессмертие; через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь. [24]
Вечером Шпионской среды многие методистские церкви отмечают службу Тенебры.
Восточное христианство
[ редактировать ]Византийский обряд
[ редактировать ]В Византийском обряде (используемом православными, некоторыми восточно-католическими и восточно-лютеранскими церквями) темой Святой и Великой среды является воспоминание грешной женщины, помазавшей Иисуса перед его распятием и погребением; вторая тема — это о предательстве Иисуса соглашение Иуды Искариота .
День начинается вечерней, к которой может быть присоединено совершение Преждеосвященной литургии ; обычно это выполняется во вторник утром или днем. На этой службе повторяются многие песнопения, исполняемые на заутрене. Чтения повествуют о обретении Моисея и страданиях Иова. В Евангелии рассказывается ряд притч о Втором пришествии, в том числе притча о мудрых и неразумных девах.
Вечером того же дня (в приходской практике) или рано утром следующего дня утреня проводится в особом формате, известном как Служба жениха , которая используется в первые три дня Страстной недели. Евангелие — это отрывок из 12-й главы Иоанна о том, как Иисус открылся некоторым грекам. В конце утрени гимн Кассиани поется . Гимн ) повествует о женщине , (написанный в 9 веке Кассией которая омыла ноги Христу в доме Симона Прокаженного ( Лк. 7:36–50 ). Большая часть гимна написана с точки зрения грешной женщины:

Господи, женщина, впавшая во многие грехи, чувствуя Твою Божественность, принимает на себя долг мироносицы. С причитаниями она приносит тебе миро в ожидании погребения твоего. «Горе мне!» она плачет: «Для меня ночь стала безумием распущенности, темной и безлунной любовью ко греху. Прими источник слез моих, о Ты, собирающий в облака воды морские. Приклонись ко мне, к воздыханиям моим. сердце, о Ты, склонивший небо своим неизреченным снисхождением, я омою твои непорочные ноги поцелуями и снова осушу их локонами моих волос, от звука которых Ева в страхе скрылась, когда услышала, как Ты идешь в Рай; в сумраке дня. А что касается множества грехов моих и глубины судов Твоих, кто может исследовать их, Спаситель душ, Спаситель мой?
Там, где используется византийская музыка , композиция настолько сильно выражает поэзию, что часто вызывает у многих людей состояние молитвенных слез. Гимн может длиться более 25 минут и является литургическим и музыкальным событием всего года.
На вечерне, к которой может быть присоединено совершение Преждеосвященной литургии и которая, собственно говоря, является литургическим началом Великого четверга , повторяются многие песнопения, исполняемые за утреней. В чтениях рассказывается об убийстве Моисеем египтянина и об отказе Иова проклинать Бога, несмотря на свои несчастья. Евангелие рассказывает истории о грешнице и предательстве Иуды.
В Греции (и в некоторых других странах этот обычай распространился) все члены церкви причащаются Святым Елеосвящением в среду вечером. [25]
Именно из-за соглашения Иуды предать Иисуса в этот день православные христиане постятся по средам (а также пятницам) в течение всего года.
Таможня
[ редактировать ]
- Чехия : этот день традиционно называют Уродливой средой , Средой для чистки сажи или Черной средой , потому что раньше в этот день чистили дымоходы, чтобы они были чистыми к Пасхе. [26]
- Мальта : этот день известен как L-Erbgħa tat-Tniebri ( Среда теней ), имея в виду литургическую тьму ( tenebrae ). Раньше дети ходили в приходскую церковь и барабанили по стульям, чтобы издать звук грозы, как звучит их версия «стрепитуса» в Тенебре Среда.
- Скандинавия : в Швеции этот день известен как диммелонсдаг . Дымбил – кусок дерева. Исторически сложилось так, что в Страстную среду металлические колокола церковных колоколов заменялись этими димбилами , чтобы звук был более глухим.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Священное пространство: Молитвенник 2020 . Лойола Пресс. 2019. ISBN 978-0-8294-4897-9 .
- ^ МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь теологических терминов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 269. ИСБН 9780664255114 .
Шпионская среда: среда Страстной недели, названная так потому, что в этот день Иуда Искариот предал Иисуса Христа (Мф. 26:14–16).
- ^ Хэлси, Уильям Даррач (1981). Энциклопедия Кольера с библиографией и указателем . Образовательная корпорация Макмиллан.
У англоязычных народов среду Страстной недели называют по-разному: Страстная среда, Страстная среда, Шпионская среда (имея в виду деятельность Иуды Искариота) и среда перед Пасхой.
- ^ Блэк, Вики К. (октябрь 2004 г.). Добро пожаловать в церковный год . Церковное издательство. п. 78. ИСБН 978-0-8192-1966-4 .
Кроме того, во многих местах вы найдете службу Тенебры, предлагаемую в один из первых дней Страстной недели, чаще всего в среду вечером.
- ^ Перейти обратно: а б Книга периодических услуг . Епископальная церковь в США . 2018.
В этой книге Тенебра предусмотрена только вечером в среду, чтобы надлежащие литургии Чистого четверга и Страстной пятницы могли найти свое место в качестве основных богослужений в эти дни.
- ^ Перейти обратно: а б Кослоски, Филип (28 марта 2018 г.). «Что такое «Шпионская среда»?» . Алетейя . Проверено 17 апреля 2019 г.
Начиная со среды, Иуда тайно ждал возможности передать Иисуса первосвященникам, и многие христиане назвали этот день «шпионской средой». В том же духе различные культуры отразили мрачное настроение этого дня, назвав его «Черной средой» или «Средой теней», что также соответствует литургическому обряду Тенебры, празднуемому в этот день.
- ^ Матфея 26:3–5 ; Марка 14:1–2 ; Луки 22:1–2
- ^ Матфея 26: 6–7 ; Марка 14:3 ; Иоанна 12:3–4
- ^ Матфея 26: 8–9 ; Марка 14:4–5 ; Иоанна 12:5
- ^ Иоанна 12:6
- ^ Оппенгеймер, Майк. «Предатель Иуда Искариот» . Давайте рассуждать министерства . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ Матфея 26: 14–16 ; Марка 14:10–12 ; Луки 22:3–6
- ^ "шпион, н ." , OED Online , Oxford University Press, декабрь 2013 г. , получено 15 декабря 2013 г. ,
Spy Wednesday n . в ирландском использовании - среда перед Пасхой.
- ^ Пакер, Джордж Николс (1893), Наш календарь: юлианский календарь и его ошибки, исправленные григорианским , Корнинг, Нью-Йорк: [Автор], с. 112 , получено 15 декабря 2013 г. ,
Шпионская среда, названная так в честь предательства Христа Иудой или дня, когда он заключил сделку, чтобы передать Его в руки Его врагов за тридцать сребренников.
- ^ МакНикол, Хью (2014). «Преобразование Шпионской среды в Страстную среду» . Католик онлайн . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ "шпион". Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1933 год.
- ^ Райт, Джозеф (1904). Словарь диалектов английского языка, представляющий собой полный словарь всех диалектных слов, которые все еще используются или, как известно, использовались в течение последних двухсот лет: RS . Х. Фроуд. п. 702.
- ^ «Литургия Тенебры» . Иезуитский институт . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Герберт Терстон, «Тенебра» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1912).
- ^ «Сборник изменений Страстной недели 1955 года» . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ https://bible.usccb.org/bible/readings/041217.cfm
- ^ «Церковные новости за 8 апреля 2017 года» . Новости и продвижение . 8 апреля 2017 года . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Среда Страстной недели» . Латроб : Евангелическо-лютеранская церковь Троицы. 5 апреля 2023 г. Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Книга богослужения для церкви и дома: с порядками богослужения, службами совершения таинств и другими вспомогательными средствами для богослужения в соответствии с обычаями методистской церкви . Методистское издательство. 1964. с. 101 . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Великий пост, Страстная неделя и Пасха: Таинство Святого Елеосвящения: полдень и вечер Страстной среды.
- ^ При солнце и свете свечей: Шпионский ужин в среду