Воскресение Иисуса в христианском искусстве
Воскресение Иисуса уже давно занимает центральное место в христианской вере и христианском искусстве , будь то как отдельная сцена или как часть цикла Жизни Христа . В учении традиционных христианских церквей таинства черпают свою спасительную силу от страстей и воскресения Христа, от которых целиком зависит спасение мира. [1] Искупительная ценность воскресения была выражена через христианское искусство, а также в богословских трудах.
Однако момент Воскресения не описан как таковой в Евангелиях и поэтому на протяжении более тысячи лет не был представлен непосредственно в искусстве. Вместо этого сначала оно было представлено символическими изображениями, такими как Хи Ро , первые две греческие буквы Христа, окруженные венком, символизирующим победу воскресения над смертью. [2] Позже были использованы различные сцены, описанные в Евангелиях, а также Адское терзание , которого нет. В византийском , а затем и в восточно-православном искусстве это сохранилось, но на Западе изображение фактического момента Воскресения стало обычным явлением в готический период.
Ранний период
[ редактировать ]
В катакомбах Рима художники лишь намекали на Воскресение, используя образы из Ветхого Завета, такие как огненная печь и Даниил во львином рву . В период между 250 годом нашей эры и освободительным Миланским эдиктом 313 года нашей эры наблюдались жестокие гонения на христиан при Деции и Диоклетиане . Самыми многочисленными сохранившимися образцами христианского искусства этого периода являются картины в катакомбах Рима. Христиане избегали кремации и предпочитали практику погребения, чтобы сохранить свои тела для Воскресения мертвых , когда Христос воскрес из мертвых. Изображения историй о Данииле, Ионе и Ките в катакомбах послужили историческими и иудейскими прецедентами спасения. [3]
Ранним символом воскресения был венок Чи Ро, происхождение которого восходит к победе императора Константина I в битве у Мильвийского моста в 312 году нашей эры, которую он приписывал использованию креста на щитах своих солдат. Константин использовал Чи Ро на своем штандарте, и на его монетах был изображен лабарум с Чи Ро, убивающим змею. [4]
Использование венка вокруг Чи Ро символизирует победу Воскресения над смертью и является ранним визуальным представлением связи между Распятием Иисуса и его триумфальным воскресением, как это видно на саркофаге Домитиллы IV века в Риме. [5] Здесь, в венке Хи Ро, смерть и воскресение Христа показаны как неразделимые, и Воскресение — это не просто счастливый конец, спрятанный в конце жизни Христа на земле. Учитывая использование подобных символов на римском штандарте , это изображение также обозначало еще одну победу, а именно победу христианской веры: римские солдаты, которые когда-то арестовали Иисуса и повели его на Голгофу, теперь шли под знаменем воскресшего Христа. [6]
Христология и иконография
[ редактировать ]
Развитие иконографии Воскресения произошло одновременно с Вселенскими соборами IV, V и VI веков, специально посвященными христологии . [7] Следующим этапом в развитии образа стало использование второстепенного события посещения Трех Марий (обычно двух в ранних изображениях), или Жен-мироносиц , как их называют в восточном православии , у пустой гробницы Иисуса для передачи концепция Воскресения; это было включено во все четыре Евангелия. Одним из самых ранних изображений этой сцены является мемориальная доска из слоновой кости ок. 400 г. н. э., уже включая спящих стражников, которые должны были стать стандартным элементом в более поздних изображениях, со сценой Вознесения выше.
конца VI века Книга Евангелия Раббулы , которая включает в себя один из самых ранних эпизодов Распятия в рукописи, также изображает пустую гробницу под панелью Распятия с сидящим там ангелом, приветствующим двух женщин. Лучи света падают на римских солдат, и Иисус приветствует двух женщин, которые преклоняют колени, чтобы поклониться ему. [8] На некоторых сувенирных ампулах Монцы, посвященных паломничеству VI века , изображены две женщины и ангел, что отражает сцену, которую паломники к гробу Христа видели в храме Гроба Господня в Иерусалиме , включая квазилитургическую реконструкцию этой сцены, очевидно, поставленную там. Со второй половины VII века в западном искусстве начинают появляться изображения воскресшего Христа, идущего в саду в сочетании с двумя женщинами и ангелом . [9] Более поздние изображения Женщин у Гроба, по-видимому, также находились под влиянием квазилитургических реконструкций; в западных монастырях монахи одевались ангелами и женщинами и воспроизводили сцену пасхальным утром, которая называлась Visitatio . [10]
Другие сцены из Евангелий — Noli me tangere , где Мария Магдалина принимает Христа за садовника, сцена Сомневающегося Фомы и Трапеза в Эммаусе , первая послевоскресенская сцена в Евангелии от Луки . Знаменитые романские рельефы ок. В 1100 году в монастыре аббатства Санто-Доминго-де-Силос большие панели посвящены как сцене «Сомневающегося Фомы» , разыгрываемой не только со всеми присутствующими апостолами, но и святым Павлом, так и « Встрече на дороге в Эммаус» . Эти две сцены, которым предшествуют Распятие и Низложение , а затем Пятидесятница и Вознесение , являются единственными большими панелями на романском этапе работы. [11] Иногда показываются другие сцены; в Иоанна 20:3–10 он первым проверяет, пуста ли гробница. В столице Тулузы изображена пустая гробница, в которую Иоанн заглядывает из-за колонны и в изумлении поднимает руку. [12] На Воскресение также ссылались, показывая типологические параллели, такие как Иона и Кит (что было подтверждено Матфеем 12:38–41 и Лукой 11:29–32 ), Воскресение Лазаря и другие эпизоды Ветхого Завета .

Между VI и IX веками иконография Воскресения в Восточной Церкви находилась под влиянием иконографии Преображения , учитывая, что не было библейского руководства для изображения сцены Воскресения. [14] В традиционной православной иконографии реальный момент Воскресения Христова («Анабасис») никогда не изображается, в отличие от трактовки воскрешения Лазаря. Иконы не изображают момент Воскресения, а показывают Жен-Мироносиц , или Адское терзание . [15] Обычно воскресший Христос спасает Адама и Еву , а часто и другие фигуры, символизирующие спасение человечества. [16] Его поза часто очень активная, что соответствует западным изображениям, на которых он вылезает из гробницы.
Космическое значение Воскресения в западном богословии восходит к святому Амвросию , который в IV веке сказал: «Во Христе мир воскрес, небо воскресло, земля воскресла». Однако в западном богословии и искусстве эта тема получила развитие лишь позднее. Иное дело было на Востоке , где Воскресение было связано с искуплением , обновлением и возрождением всего мира из гораздо более раннего периода. В искусстве это символизировалось сочетанием изображений Воскресения и Адского терзания на иконах и картинах. Хорошим примером является церковь Хора в Стамбуле, где также присутствуют Иоанн Креститель , Соломон и другие фигуры, изображающие, что Христос был не одинок в воскресении. [13] X века Последовательность изображений в монастыре Осиос Лукас в Греции показывает Христа в новой тунике с золотыми линиями после того, как он прорвался через врата ада. Затем Христос вытаскивает Адама, а за ним и Еву из его гроба, что означает спасение человечества после воскресения. [17]
Прямое представительство
[ редактировать ]С XII века само Воскресение начинает регулярно появляться на Западе, когда Христос изображается выходящим из того, что обычно изображается как саркофаг в римском стиле, поставленный на землю. Иногда его туловище показано над верхним краем саркофага, но чаще он стоит на нем или ставит на край одну ногу. Плита всегда была убрана (ангелом, хотя их редко показывают) и может лежать на одной стороне сцены под диагональным углом. Иконография , изображающая Христа, выходящего из саркофага и ставящего ногу на одного из спящих воинов, впервые встречается на английских алебастровых рельефах . Как и многие аспекты образов Воскресения, он, возможно, опирался на средневековую драму , которая развила сложные традиции драматизации события, включая плачи женщин у гробницы и сюжеты с участием солдат. [18] [19]
Изображение Христа, «парящего» над гробницей, было итальянским нововведением Треченто и в основном встречалось в итальянском искусстве до конца 15 века. Одним из претендентов на звание самых ранних сохранившихся произведений, демонстрирующих эту иконографию, является известная фреска Андреа да Фиренце в испанской капелле базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции , датируемая 1366 годом. [20] В то время как более ранние художники Севера изображали Христа, поднимающегося из гробницы, но все еще стоящего на земле или в самой гробнице, Грюневальда Маттиаса Изенгеймский алтарь (1505–1516) представляет собой поразительную композицию с парящим в воздухе Христом, который уже был распространен в Италии, например, в алтаре Рафаэля около 1500 г. (см. Галерею), а также в работах Тициана и многих других. Иногда Христа обрамляют мандорлой .
Представления о воскресении продолжали развиваться в эпоху Возрождения , хотя крестовое знамя в руке Христа, символизирующее победу над смертью, часто сохранялось. В изображении Пьетро Перуджино в Ватикане гробница имеет традиционный стиль. Леонардо да Винчи использовал пещеру, высеченную в скале. [21] «Воскресенский крест» или « Триумфальный крест » ( Crux longa на латыни) представляет собой простой, несколько длинный, перекрещенный вверху древок, на котором может развеваться знамя. Христос несет его в своей руке во многих изображениях как знамя власти и победителя смерти и ада. Однако его следует отличать от древка, изображенного в руке Иоанна Крестителя , которое представляет собой трость. [22] Знамя на Триумфальном кресте обычно белое и имеет красный крест, символизирующий победу воскресшего Христа над смертью. Символ возник из видения римского императора Константина Великого в IV веке и использования им креста на римском штандарте. [23]

( Тридентский собор 1545–1563) возражал против парящих или парящих изображений и требовал возврата к старой концепции, когда ноги Христа твердо стояли на земле, либо выходили из саркофага, либо стояли прямо, держа знамя. Обычно этого придерживались, по крайней мере, до 19 века. [24] Однако изображение Тинторетто 1565 года в его бывшей приходской церкви Сан-Кассиано (Венеция) все еще показывает фигуру Христа, парящую над гробницей.
Изображения Воскресения продолжались и в период барокко : Рубенс создал две картины в 1611 и 1635 годах, на которых торжествующая фигура воскресшего Христа доминирует в пространстве. Как и в других религиозных темах, после Тьеполо и его испанских подражателей импульс в создании религиозного искусства был утерян. [25] Тем не менее, изображение Воскресения продолжает оставаться основной темой в христианских церквях, например, в Базилике Розария 19-го века в Лурде , Франция.
Картины со статьями
[ редактировать ]- Тршебоньский алтарь , работа мастера Тршебоньского алтаря , Богемия , ок. 1380 г., ныне Прага.
- Зайлерн Триптих , 1410–25, аттр. Роберт Кампин , Лондон
- «Воскресение» (Пьеро делла Франческа) , 1460-е, Сансеполькро
- Алтарь Масса Фермана работы Карло Кривелли (сцены пределлы), 1468 г.
- Воскресение Христа (Беллини) , ок. 1475, Берлин
- Воскресение Христово (Бермехо) , ок. 1475, Барселона
- Сошествие в Лимбо (Мантенья) , 1492, Бергамо
- Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато , Перуджино , ок. 1499, Ватикан
- Воскресение Христа (Рафаэль) , 1499–1502, Художественный музей Сан-Паулу.
- Оплакивание мертвого Христа (Синьорелли) (фон), 1502 г., Кортона
- Флоренс Чартерхаус , фреска Понтормо , ок. 1523-25
- «Воскресение» (Аннибале Карраччи) , 1593, Лувр
- «Воскресение» (Рубенс, Антверпен) , 1611–1612 гг.
- «Воскресение» (Рубенс, Флоренция) , ок. 1616
- Воскресение (Чекко дель Караваджо) , 1619, Чикаго.
Галерея искусств
[ редактировать ]Восточная церковь
[ редактировать ]- Осиос Лукас , Греция, 11 век.
- Русская икона, 15 век.
- Ярославская школа, 17 век.
- Пятичастная икона, Соловецкий монастырь , 17 век.
- Современная греческая икона
Западная церковь
[ редактировать ]- Обложка из слоновой кости c. 400 человек, уже со спящими солдатами; Вознесение выше
- Оттонский . Бамбергский апокалипсис , 11 век
- Готическая версия из Вормсского собора.
- Пьеро делла Франческа , 15 век.
- Андреа Мантенья , 1457–1459 гг.
- Рафаэль , Воскресение Христово , 1499–1502 гг.
- Лукас Кранах , 1558 г.
- Рубенс , 1611 г.
- Андреа делла Роббиа , 16 век.
- Жермен Пилон , 1572 г.
- Огюст Клезинже , 19 век.
- Базилика Розария, Лурд , 19 век, мозаика
- Джеймс Тиссо , ок. 1890 г.
- Пеликан vulning и Агнец Божий с флагом с Триумфальным крестом, оба символа Воскресения (витраж, Ирландия, 19 век)
Музыка
[ редактировать ]- Марк-Антуан Шарпантье :
- Месса в пасхальную субботу для солистов, хора и континуо, H.8 (1690).
- Проза к Пасхе , для 3 голосов и континуо, H.13 (1670)
- Радостная пасхальная песнь , для солистов, хора, 2-х скрипок и континуо, H.339 (1685).
- O filii à 3 Voix Parelles , для 3 голосов, 2 флейт и континуо, H.312 (1670).
- На Пасху , для 2 голосов, 2 флейт и континуо, H.308 (1670).
- O filii для голосов, скрипок, флейт и органа , для солистов, хора, флейт, струнных и континуо, H.356 (1685?).
- Луи-Николя Клерамбо : Мотет к Святому дню Пасхи , фа мажор, опус 73
- Андре Кампра : «Христос торжествующий» , кантата на Пасху.
- Дитрих Букстехуде : Кантаты BuxWV 15 и BuxWV 62
- Карл Генрих Граун : Пасхальная оратория
- Генрих Бибер : Месса Воскресшего Христа C.3 (1674 г.)
- Михаил Преториус : Пасхальная месса
- Иоганн Себастьян Бах : Христос лежал в узах смерти , BWV 4; Небеса смеются! Земля ликует , BWV 31; Пасхальная оратория , BWV 249.
- Георг Филипп Телеман , более 100 кантат к Пасхе.
- Жак-Николя Лемменс : Соната № 2 «О Филии», Соната № 3 «Паскаль» для органа.
- Шарль Гуно : Торжественная пасхальная месса (1883).
- Николай Римский-Корсаков : Великая русская Пасха , симфоническая увертюра (1888).
- Сергей Васильевич Рахманинов : Сюита для двух фортепиано № 1 – Пасха , соч. 5, № 4 (1893).
См. также
[ редактировать ]- Вознесение Иисуса в христианском искусстве
- Преображение Иисуса в христианском искусстве
- Изображения Иисуса
- Тайная вечеря в христианском искусстве
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрвин Фальбуш, Ян Милич Лохман, Джеффри Уильям Бромили и Джон Мбити Энциклопедия христианства, Том 5 (2008) ISBN 0-8028-2417-X ; п. 490
- ^ Росс Клиффорд, Филип Джонсон, Креста недостаточно: жить как свидетели воскресения . (Книги Бейкера, 2012). ISBN 978-0-8010-1461-1 ; п. 95
- ^ Роберта Г. Калкинса Памятники средневекового искусства (1985) ISBN 0-8014-9306-4 ; стр. 5–6
- ^ Робин Маргарет Дженсен Понимание раннехристианского искусства (2000) ISBN 0-415-20454-2 ; п. 149
- ^ «Саркофаг Домитиллы» . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 г. Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Ричард Харрис Страсть к искусству (2004) ISBN 0-7546-5011-1 ; п. 8
- ^ Мишель Кено Воскресение и икона (1998) ISBN 0-88141-149-3 ; п. 72
- ^ Р. Кевин Сисолц Чувство священного: теологические основы сакральной архитектуры и искусства (2005) ISBN 0-8264-1697-7 ; п. 114
- ^ Патрик Шерри Образы искупления: искусство, литература и спасение (2005) ISBN 0-567-08891-X ; п. 72
- ^ Хейни, 116
- ^ Янг, 118–121.
- ^ Янг, 112–113.
- ^ Jump up to: а б Патрик Шерри Образы искупления: искусство, литература и спасение (2005) ISBN 0-567-08891-X ; п. 73
- ^ «Преображение и икона Воскресения», глава 9 в книге Андреаса Андреопулоса «Метаморфозы: Преображение в византийском богословии и иконографии» (2005). ISBN 0-88141-295-3 ; стр. 161–167
- ^ Владимир Лосский , 1982 Значение икон. ISBN 978-0-913836-99-6 ; п. 185
- ^ Дэвид Морган Визуальное благочестие: история и теория популярных религиозных образов (1999) ISBN 0-520-21932-5 ; п. 60
- ^ Линда Сафран Рай на Земле: искусство и церковь в Византии (1998) ISBN 0-271-01670-1 ; п. 133
- ^ Гудленд, Кэтрин. Остаточный плач в пьесах о воскресении , Глава 3 Женского траура в английской драме Средневековья и Возрождения: от воскрешения Лазаря до короля Лира , Ashgate Publishing, Ltd., 2006, ISBN 0-7546-5101-0 , ISBN 978-0-7546-5101-7
- ↑ Вульф, Розмари, глава XII в «Английских мистических пьесах» , перепечатано в 1980 году, University of California Press, ISBN 0-520-04081-3 , ISBN 978-0-520-04081-6
- ^ Элли Кэсси, Кис Берсерик и Майкл Хойл, Иконография Воскресения: пересмотр воскресшего Христа, парящего над гробницей , 1984, The Burlington Magazine , Vol. 126, № 970 (январь 1984 г.), стр. 20–24 JSTOR.
- ^ Джозеф Льюис Французский Христос в искусстве (2009) ISBN 1-110-65274-7 ; п. 240
- ^ Уильям Вуд Сеймур Крест - в традициях, истории и искусстве (2009) ISBN 1-4446-3978-1 ; стр. 355–356
- ^ Альва Уильям Стеффлер Символы христианской веры (2002) ISBN 0-8028-4676-9
- ^ Искусство эпохи Возрождения Ирен Эрлс : актуальный словарь (1987) ISBN 0-313-24658-0 ; п. 248
- ^ Католическая энциклопедия
Библиография
[ редактировать ]- Хейни, Кристин Эдмондсон, Винчестерский Псалтырь; иконографическое исследование , 1986, издательство Лестерского университета, ISBN 0-7185-1260-X .
- Эмиль Мал , Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века , английский перевод 3-го изд., 1913 г., Коллинз, Лондон (и многие другие издания), ISBN 978-0064300322
- Янг, Брайан. Библия Виллана; Истории в романской резьбе , 1990, Барри и Дженкинс, ISBN 0-7126-3888-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство третьего-седьмого веков из Метрополитен-музея.