Jump to content

Монца ампулы

Аналогичный стиль ампулы паломника VI века из храма Святого Сергия в Сирии. Высота 5,4 см (2,1 дюйма), ширина 3,81 см (1,5 дюйма), глубина 1,59 см (0,6 дюйма)
Фляга из Боббио с женщинами у пустой гробницы.

Ампулы Монцы образуют самую большую коллекцию определенного типа раннесредневековых паломнических ампул или небольших фляг, предназначенных для хранения святого масла из мест паломничества на Святой Земле, связанных с жизнью Иисуса. Они были изготовлены в Палестине , вероятно, в пятом — начале седьмого веков. [1] и находились в сокровищнице собора Монцы к северу от Милана в Италии с тех пор, как были подарены Теоделиндой , королевой лангобардов ( ок. 570–628). Поскольку подавляющее большинство сохранившихся образцов таких фляг относятся к группе Монцы, этот термин может использоваться для обозначения этого типа объектов в целом. [2]

Вторая по величине группа была обнаружена в захоронении в аббатстве Боббио , недалеко от Монцы, и такие названия, как Монцы/Боббио, ампулы или фляги являются одними из многих терминов, которыми описываются эти предметы. [3] Несколько других примеров сейчас разбросаны по всему миру; в этой статье рассматривается вся группа из более чем пятидесяти известных ампул, где бы они ни находились. [4] примеры подобных ампул из мест паломничества за пределами Святой Земли Сохранились также , например, очень похожая ампула из сирийского места, связанного со Святым Сергием , сейчас находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. [5]

Ампулы отлиты из различных металлов, в том числе из серебра (вернее, «посеребренного») [6] олова и свинца и представляют интерес главным образом из-за изображений, которые они несут, и относятся к периоду, который оставил очень мало следов в искусстве и имел решающее значение для создания иконографии многих христианских сюжетов. [7] Считается также, что они представляют собой здания и святыни, найденные в Иерусалиме в шестом и начале седьмого веков, что дает важное свидетельство их раннего появления. [8] Их привезли из Святой Земли , наполненные маслом, которое использовалось в лампадах, горевших перед важными паломническими святынями. [9] Несмотря на то, что ампулы оказались в самом сердце официальной церкви под королевским патронажем, они производились как сувениры массового производства, вероятно, относительно недорогие, дизайн которых отражает опыт и заботы паломников, а также интересы церкви.

Общее описание

[ редактировать ]

Ампулы круглые, если смотреть спереди, с уплощенным телом, образующим выпуклые лица, и небольшой шеей, часто с приспособлением вокруг шеи для цепочки или шнура, на котором их можно было подвешивать или, возможно, носить. Есть записи о подобных благословенных предметах, или панегириях , которые вешали на спинку кровати для защиты от демонов в ночное время. [10] Считалось, что масло, или просто реликвия, способно исцелить больных, если их нанести на них. [11] Часто по краю лица и по бокам шеи проходит полоса из другого металла с маленькими кольцами для шнура для подвешивания. В образцах из Монцы эти полоски закреплены проволокой, довольно неаккуратно намотанной на шею. Типичный диаметр основного тела составляет около 5–7 см, а при виде сбоку тело разбухает до максимальной толщины около 3 см. Те, что в Монце, в целом находятся в хорошем состоянии, но экземпляры из Боббио и другие экземпляры, такие как тот, что в Думбартон-Оксе, сплющены и повреждены; теперь они в основном черного цвета. [12]

Несмотря на небольшие размеры, изображения обычно представляют собой скученные многофигурные композиции, иногда с обширным изображением архитектурных элементов и несколько грубоватые в исполнении. Они представлены в виде низкого рельефа , обычно занимая все пространство лиц по обе стороны ампулы, хотя некоторые имеют бесфигурный орнамент, обычно в центре креста, на обратной стороне. Часто встречаются надписи и титулы на средневековом греческом языке, многие из которых проходят по внешней стороне лица или отделяют верхнюю сцену от нижней. Сцена меньшего размера может занимать нижнюю часть лица или сцены могут появляться в виде небольших кругов, сгруппированных по всему дизайну. [13]

Предметы

[ редактировать ]

Сюжеты были связаны с наиболее известными местами паломничества Святой Земли, и особенно с Иерусалимом , где в Храме Гроба Господня хранилась как большая часть Животворящего Креста , так и Гроб Господень. [14] а также алтарь, посвященный Поклонению волхвов . [15] Общими темами, на которые приходится подавляющее большинство проектов, являются:

  • Жизнь Христа изложена в ряде сцен. [16]
  • Поклонение волхвов в сочетании с Благовещением пастырям ; ампулы - первые сохранившиеся изображения, на которых изображены волхвы и пастухи вместе, отдающие дань уважения младенцу Иисусу, которого держит его мать, что остается очень распространенным на протяжении всей более поздней истории христианского искусства. Как часто позже, сбалансированная композиция создается за счет расположения волхвов слева от Богородицы с Младенцем и пастухов справа. Было высказано предположение, что композиции отражают утраченную мозаику, находившуюся тогда в апсиде церкви Рождества Христова в Вифлееме . [17]
  • Крещение Христа
  • Распятие Иисуса , где ампулы показывают новое изображение сцены, которая, как известно, поздно появилась в репертуаре христианских образов. [18] В ампулах часто изображен пустой крест с бюстом Христа над ним и коленопреклоненными паломниками у его подножия; Считается, что это изображает сцену вокруг большого crux gemmata, установленного в то время в храме Гроба Господня - поэтому некоторые предпочитают называть эти сцены Поклонением Кресту . Два вора часто изображаются на своих крестах, даже когда центральный крест Христа не имеет тела , как в примере с Думбартон-Оксом.
начала VI века Мозаика в Сан-Аполлинаре-Нуово , Равенна, с изображением женщин у пустой гробницы , похожим на изображение на ампулах, но перевернутое и без кадильницы .
  • Иисус и сомневающийся Фома ; [19] поскольку они, судя по всему, были проданы в Иерусалиме, а не там, где согласно традиции описан библейский эпизод, кажется, они наводили на мысль о связи между опытом Фомы, который сомневался, пока не увидел и не прикоснулся к физическим свидетельствам ран Христа, и опытом паломник, чья вера также укреплялась видом и физическим контактом со сценами и реликвиями жизни Христа. [20]
  • Воскресение Иисуса , [21] обычно изображается женщинами у пустой гробницы , а гробница представляет собой «эдикулу» или святыню, построенную Константином I в церкви Гроба Господня на том месте, которое считалось подходящим. Сейчас он покрыт или заменен более поздними наростами, и его внешний вид в VI веке известен только по таким изображениям. [22] Обычно две женщины подходят к гробу слева, а справа сидит ангел. Одна из женщин, которую, возможно, идентифицируют как Марию Магдалину , часто кажется несущей кадильницу , что наводит ученых на мысль об отражении современных ритуалов, совершаемых у гробницы. Дверь или крышка гроба, которую ангел отодвинул в сторону, чтобы позволить Христу выйти (следуя Мф 28:1–7 ), может быть представлена ​​в виде ромба , как на мозаике справа, что, по-видимому, отражает современное изображение. в эдикуле. [23]
  • Вознесение Иисуса , обычно с Пятидесятницей внизу. [24]
  • Святые, обычно на обратной стороне, со сценой Нового Завета на лицевой стороне . [25]

Четырнадцать ампул Монцы и Боббио объединяют на одной стороне Распятия над женщинами у пустой гробницы , которые также находятся на двух сторонах в других примерах. [26] Две фляги, по одной в Боббио и Монце, изображают большого Христа, идущего по воде и спасающего Святого Петра от утопления, в то время как другие апостолы наблюдают за этим с лодки, возможно, отражая тревоги морских путешествий, с которыми сталкивались многие паломники, возвращаясь домой. . [27] Другая сцена в Боббио показывает Деву Оранту в окружении Иоанна Крестителя и его отца Захарии . [28] Фигуры, кажущиеся изображениями паломников, как своего рода обобщенный портрет дарителя , появляются во многих сценах, обычно стоящих на коленях, [29] как часть акцента на опыте паломничества, отмеченного выше при обсуждении сцен Сомневающегося Фомы . [30]

Контекст и стиль

[ редактировать ]
Современные паломники у кувуклии над гробом Христа в храме Гроба Господня .

Ампулы присоединяются к другим мелким христианским произведениям искусства этого периода, от которых почти не сохранилось крупных произведений и очень мало иллюстраций рукописей. К ним относятся амулеты , религиозные медали и другие сувениры паломничества. Многие из них изготовлены из более дешевого материала - терракоты , например, фляги Менаса , которые были найдены от Чешира до Судана и происходят из Абу-Мены в Египте , исключительно популярного святилища Святого Менаса . [31] Небольшие круглые терракотовые «жетоны паломничества» или ампулы для масла, воды или земли из Святой Земли часто раскапываются, а образцы жетонов также находятся в сокровищнице Монцы; « Пилигрим из Пьяченцы» сообщает, что в 570-х годах в гробнице Христа хранилась земля, которую могли взять паломники. [32]

Большинство из этих произведений, по словам Джона Бекуита, «расцениваются как произведения искусства не более чем горячая булочка с крестом ». [33] Однако лишь немногие из этих работ имеют изображения такой же сложности, как на ампулах. есть небольшой деревянный ящик, В музеях Ватикана содержащий землю и камни из Святой Земли, некоторые из которых перевязаны тканью и помечены местом их происхождения. На внутренней стороне верхней обложки расположены пять нарисованных сцен из Нового Завета, касающихся основных мест или достопримечательностей на маршруте паломничества, в стиле ампул, которые, как полагают, были созданы в Палестине около 600 г. [34]

Долгое время считалось, что ампулы отражают стиль искусства самой Палестины, и поэтому они стали участниками интенсивных научных дебатов по поводу «восточных» влияний на искусство раннего средневековья, которые занимали исследователей этого предмета в первые десятилетия 20-го века. века, и для которых стиль Сирии и Палестины был ключевым полем битвы. В своей монографии 1957 года, которая впервые дала исследователям хорошие изображения всех ампул Монцы и Боббио, а также обширный анализ их иконографии, Андре Грабар вместо этого предположил, что они произошли от стиля самого Константинополя , распространившегося в провинции через Императорское покровительство, которое четко выражено в отношении основных мест паломничества. [35] Эта точка зрения получила значительное влияние. [36] После того, как персы под предводительством Хосрова II взяли и разграбили Иерусалим в 614 году, а также мусульманское завоевание региона в 630-х годах, паломничество к местам Святой Земли значительно сократилось, а вместе с ними и сувениры для паломников. [37]

За исключением несколько измененного примера из Сан-Пере-де-Кассерес (см. ниже), который может быть более поздним, обычно предполагается, что все ампулы типа Монцы возникли до персидского мешка и, вероятно, относятся к концу шестого века, т.е. за несколько лет до правления Теоделинды. После почти полного перерыва в три столетия или около того, начиная с 10-го века, начинают появляться различные стили паломнических сувениров, отражающие довольно разные опыты и обычаи паломничества.

Подарок королевы Теоделинды

[ редактировать ]
Глиняный жетон сирийского паломника из святилища Святого Симеона близ Алеппо , VI век.

Теоделинда была баварской принцессой, которая вышла замуж за Аутари , короля лангобардов в 588 году. Когда он умер в 590 году, ей было разрешено выбрать его кузена Агилульфа своим следующим мужем и следующим королем. Первоначально он был крещен как арианин, как и большинство лангобардов, но Теоделинда убедила его и его сына перейти в католичество в 603 году. Вместе они основали собор в Монце и наделили его множеством сокровищ, коллекция которых сохранилась на редкость нетронутой. включает Железную корону Ломбардии (первоначально хранившуюся там строго только), диптих позднеантичного поэта и музы , Евангелие и коллекцию ампул. Ранний инвентарь сохранился, хотя некоторые предметы, традиционно связанные с Теоделиндой, на самом деле могут быть изготовлены намного позже ее смерти в 628 году, когда она была похоронена в Монце.

Коллекция в сокровищнице была знаменитой и позднее пополнилась другими королевскими подарками. Его перевезли в Авиньон во времена Авиньонского папства , но позже вернули. Однако ампулы были помещены в главный алтарь и забыты, пока не были вновь открыты в конце 18 века. [38] Их идентификация в более ранних описях осложняется наличием еще одного набора стеклянных флаконов, которые также использовались для святого масла. Нотула Григория («маленькая записка»), очень ранний папирусный документ, который теперь сам считается сокровищем, свидетельствует о том, что священнослужитель по имени Иоанн во время правления Папы Великого (умер в 604 г.) передал (характер сделки, подарок ли от Григория, или Иоанна, или покупка, не ясно) Теоделинде небольшие ёмкости с маслом, находившиеся в лампадах, горевших перед гробницами святых в Риме. [39] Святые перечислены; кажется, что в большинстве случаев, кроме случаев святых Петра и Павла , масло было смешано с тем, которое использовалось в нескольких местах. Существует некоторая путаница среди ученых относительно того, как этот список относится к стеклянным и металлическим ампулам. [40] Происхождение ампул, отличных от тех, что были изготовлены Иоанном, неизвестно, хотя ученые единодушны в том, что куда бы они ни отправились впоследствии, металлические ампулы были изготовлены в Палестине. Записано, что Григорий преподносил дары Теоделинде в 603 году после обращения Агилульфа и его сына, а также посылал святое масло в ампулах. [41]

Аббатство Боббио было основано в 613 году ирландским миссионером Святым Колумбаном на землю и на средства Теоделинды. Ампулы Боббио были обнаружены в 1920-х годах в склепе церкви аббатства и предположительно подарены Теоделиндой или ее семьей.

Помимо коллекций в Монце и Боббио, другие примеры включают две, принадлежащие Государственному музею Берлина , и одну в Ландесмузеуме Штутгарта . Два примера в Соединенных Штатах, один в Думбартон-Оксе недалеко от Вашингтона, округ Колумбия, и один в Детройтском институте искусств , похоже, отлиты по одной и той же форме. [42] есть пример с Распятием и Вознесением В Художественном музее Кливленда (четкое изображение в Интернете). [43]

Единственный экземпляр был найден в 1952 году в монастырской церкви Сан-Пере-де-Кассерес, недалеко от Тавернолеса в Каталонии . Как и в Монце, он был обнаружен внутри главного алтаря, приспособленного в качестве реликвария для куска кости, и рядом со стеклянным флаконом, использовавшимся аналогичным образом. Он изготовлен из железного сплава, немного больше большинства других: 7,5 см в высоту и 5,7 см в ширину, и имеет две ручки на шее. Украшением является Распятие на лицевой стороне и греческий крест на реверсе. [44] Это может быть значительно позже ампул Монцы и Боббио. [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «датируется более или менее между 500 и 650», говорит Викан (1998), 241, но диапазоны варьируются у разных авторов.
  2. ^ Беквит, 57–59.
  3. ^ Беквит, 57–59.
  4. ^ Вероятно, 36 из Монцы, по крайней мере 10 из Боббио (некоторые из них являются фрагментами), три в Германии и два в США, а также пример из Каталонии, который, вероятно, выходит за пределы диапазона дат остальных - см. раздел «Местоположения» ниже.
  5. ^ Сопоставимая ампула святого Сергия из Сирии, Художественный музей Уолтерса, Балтимор (на фото справа).
  6. ^ Описания используемых металлов сильно различаются.
  7. ^ Лерой, 320–321.
  8. ^ Хакель, 177
  9. ^ Милберн, 264; Беквит 57–60 и многие другие ссылки.
  10. ^ Неделя (1982), 12
  11. ^ Неделя (1998), 235
  12. ^ в Думбартон-Оксе Каталог византийских и раннесредневековых древностей содержит подробное каталожное описание одного экземпляра.
  13. ^ Беквит, 57–59; Думбартон-Оукс. Хорошая иллюстрация типичного примера находится на сайте Egeria.
  14. ^ Неделя (1998), 241
  15. ^ Милберн, 264
  16. ^ Монца нет. 2, серебро, с семью кулисами на одной стороне. Шиллер I, 26 и рис. 55
  17. ^ Монца №1, серебро и №3. См. Шиллер I, 104 и рис. 258 и Милберн, 264. У Беквита, 57 лет, есть иллюстрация. Хотя связь с мозаикой остается общепринятой точкой зрения, Викан (1998) (стр. 241 и др.) не принимает во внимание столь точные выводы, ? возможно, вслед за Грабарем.
  18. ^ Монца №. 6, 10, 13, изображение Думбартон-Оукс и другие. Шиллер II, 90 и рис. 324; Монца нет. 6 - это рис. 21 здесь. Архивировано 12 марта 2012 г. на Wayback Machine.
  19. ^ Монца нет. 9, Боббио нет. 10, см. Лерой, 322; Милберн, 264
  20. ^ Неделя (1982), 24–25.
  21. ^ Монца №. 10 и 11 имеют Распятие и Воскресение на одной стороне и Вознесение на оборотной. Нога-Банай, 104
  22. ^ Милберн, 264. См. также примеры Думбартон-Оукс и Шиллер, а также Монца №. 6 – изображение фи. 21 здесь. Архивировано 12 марта 2012 г. на Wayback Machine.
  23. ^ как в Монце нет. 5, см. Кинга
  24. Милберн, 264. См. также примечание о Воскресении выше.
  25. ^ Милберн, 264
  26. ^ Думбартон-Оукс
  27. ^ Викан (1998), 247–248; Милберн, 264
  28. ^ Питаракис, 159
  29. ^ например, Думбартон-Оукс
  30. ^ Пирс, 41–42; Викан (1982), 24–25; Уортон, 26–27; Хакель, 177
  31. ^ Неделя (1982), 16
  32. ^ Викан (1982): на земле, 12 лет, на воде, 15 лет, на глиняном жетоне в Боббио, 17 лет.
  33. ^ Беквит, 57 лет.
  34. ^ Викан (1982), 18–20; Беквит, 60 лет; хорошее изображение рис. 22 из этой диссертации. Архивировано 12 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Лерой
  36. ^ См., например, Беквит, 59 лет.
  37. ^ Неделя (1982), 39–40.
  38. ^ Лерой, 320. Впервые они были опубликованы Фризи в 1794 году.
  39. ^ Эльснер, 98 лет.
  40. ^ Сравните Бурруса, 109 и Эльснера, 98. Упоминания в других цитируемых здесь работах дают дополнительные вариации.
  41. Письма Григория Великого, 701, примечание f.
  42. ^ Думбартон-Оукс
  43. ^ Фляга паломника, Художественный музей Кливленда.
  44. ^ Арад, 59–60.
  45. ^ Арад предполагает VIII-X века.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f98f70fa90d0d87a76b15ceadb9f8d2f__1688086140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/2f/f98f70fa90d0d87a76b15ceadb9f8d2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monza ampullae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)