Украшенный драгоценностями крест


Crux gemmata ( латыни на крест, украшенный драгоценностями ) — это форма креста, типичная для раннехристианского и раннесредневекового искусства , где крест или, по крайней мере, его лицевая сторона преимущественно украшена драгоценностями. На настоящем кресте, а не на его нарисованном изображении, на обратной стороне часто выгравированы изображения Распятия Иисуса или других предметов. [1]
Примерами металлических изделий являются Крест Юстина II (6 век, в музеях Ватикана ), «смятый крест» в Стаффордширском кладе (8 век), Крест Лотаря (10 век, Сокровищница Аахенского собора ), Иберийский крест Ангелы (808 г.), Крест Победы (908 г.) и Крест Конга (1120-е гг.?, Национальный музей Ирландии ).
История использования
[ редактировать ]В периоды поздней античности и раннего средневековья многие предметы большого значения, такие как реликварии , были украшены драгоценностями в стиле, который в последние столетия ограничивался коронами и другими коронационными регалиями и небольшими ювелирными изделиями . В случае с крестом такое декоративное украшение было особенно распространено, а крест, украшенный драгоценными камнями, представляет собой особый тип, который был представлен красками, мозаикой , резной слоновой костью и другими материалами. Кресты, украшенные драгоценными камнями, также были вырезаны из камня, например, Шандвикский камень с драгоценностями, представленными выступами.
Крест очень часто имеет растопыренные концы на плечах, но пропорции вертикальной оси к горизонтальной целиком зависят от потребностей композиции и сильно варьируются. Пендилии , или подвесные драгоценности или украшения, могут свисать с рук, особенно с буквами альфа и омега, выполненными в золоте. Этот мотив впервые встречается во фрагменте саркофага конца IV века; расширенные концы рук присутствуют в самых ранних образцах. [2]
В изображениях креста, например, на мозаике в Санта-Пуденциане в Риме (384–389 гг.), украшенный драгоценными камнями крест стоит на холме или кургане на фоне панорамного вида, изображающего Иерусалим , а сам крест представляет Новый Иерусалим. или «небесный город». [3] Крест, украшенный драгоценными камнями, также служил символом христианской версии Древа Жизни , особенно когда на нем изображены руки, выпускающие побеги из своих углов. Стаффордширский клад «смятый крест» имеет виноградные листья, выступающие по углам, и представляет собой виноградную лозу Иисуса. Иногда его изображают на кургане, олицетворяющем рай , с четырьмя реками, текущими по нему (четыре реки понимались как олицетворение Четырех Евангелий ); [4] ступенчатое основание представляет холм в виде настоящих крестов или более ограниченных изображений. Связь креста вообще с Древом Жизни часто появляется в гимнах Венантия Фортуната . [5] Шарп (2016) показал, что переплетение на лицевой стороне креста Стаффордширского клада соответствует реке или древу жизни, описанному в Откровении 22. 1–2.
Использование больших крестов, украшенных драгоценными камнями, в качестве процессийных и военных крестов связано с победой Константина над его соперником Максенцием в битве у Мильвийского моста недалеко от Рима в 312 году нашей эры. Видение Константина привело к тому, что он изготовил большой золотой процессионный крест, усыпанный драгоценными камнями, и принял крест в качестве стандарта христианских армий.
На протяжении большей части этого периода большой крест, украшенный драгоценными камнями, украшал предполагаемое место Распятия, вокруг которого церковь Гроба Господня была построена . Его подарил восточный император Феодосий II (правил в 408–450 гг.). [6] Императрица Елена , мать Константина , в начале IV века якобы обнаружила часть Истинного Креста в то время, когда интерес к кресту возрастал, отчасти из-за его использования в качестве стандарта римской армией под командованием Константина ее сына .
Парадокс, согласно которому орудие казни становится средством триумфа Христа в Воскресении, по сей день остается центральной темой христианского благочестия, и украшенный драгоценными камнями крест был одним из первых его визуальных проявлений. [7]
Хотя очевидно, что крест ассоциировался с христианами с очень раннего периода, и крестное знамение было сделано христианами, его редко можно увидеть в самом раннем христианском искусстве, например, в катакомбах Рима , где находятся всего около 20 крестов, хотя якорь , который встречается чаще, был замаскированным символом креста. [8] Было сопротивление изображениям креста с телом Христа на нем, практика, которая началась только в V веке и стала более распространенной в VI веке. [9]
На одном из самых ранних изображений сцены Распятия довольно странно изображены три креста из евангельских повествований, с двумя разбойниками, висящими на своих местах, но с Христом, стоящим у его подножия. В ожесточенных христологических спорах того периода монофизиты , отвергавшие человеческую природу Христа, возражали против изображения Его тела на кресте, и это повлияло на использование пустого креста, особенно в контролируемых Византией областях, таких как Равенна , где некоторые императоры питали симпатии к монофизитам. Именно несториане , еще одна еретическая сила противоположного толка, помогли популяризировать изображения Христа на кресте. [10]
В так называемых «мистических» изображениях, таких как мозаика апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (549 г.), украшенный драгоценными камнями крест выступает именно как символ Христа. [11] Стихотворение святого Паулина Нольского позволяет реконструировать мозаичную апсиду, которую он (как епископ) заказал в базилике святого Феликса Нольского в Чимитиле в начале V века. [12] Была изображена вся Троица , представленная Рукой Бога для Бога-Отца вверху, над большим крестом драгоценных камней со звездами в круглой рамке, очень похожим на Сант-Аполлинаре в Классе, а внизу - голубь, символизирующий Святую Троицу . Дух . Внизу полукупола находились двенадцать агнцев, по шесть с каждой стороны, с нимбом Агнца Божьего на возвышении в центре, смотрящего вверх. Нижняя часть мозаики в Санта-Пуденциане в Риме изначально также имела такой же нижний уровень. [13]

Crux gemmata обычно можно увидеть на монетах, которые часто держат в руках фигуры Победы, особенно в Восточной Империи. [14] Другой распространённый тип византийских монет представляет собой крест со ступенчатым основанием, который следует понимать как суть драгоценных камней, даже несмотря на то, что масштаб обычно не позволяет указать на драгоценные камни.

Вопреки утверждению Дэна Брауна в «Коде да Винчи» , [15] для креста нетипично иметь тринадцать драгоценных камней, хотя если он и есть, то, вероятно, символизирует Иисуса Христа и его Двенадцать Апостолов . Мозаика апсиды в базилике Святого Павла за стенами ( ок. 1220 г. ) имеет образец с тринадцатью драгоценностями, но образцы первого тысячелетия обычно содержат больше. » обычно не используется Термин « crux gemmata для крестов более поздних периодов, особенно для небольших крестов, подпадающих под категорию ювелирных изделий.
- Воздвижение Креста из Très Riches Heures du Duc de Berry , ок. 1410
Примечания
[ редактировать ]- ^ Как на Кресте Лотаря. Креста Юстина II изображены серебряные репуссе . На реверсе
- ^ Хеллемо, 100-101. Латеранский саркофаг № 106 — самая ранняя работа.
- ^ Синдикус, 104 и 139–140.
- ^ Синдикус, 104; см. Hellemo 93, примечание, где приведен пример символики четырех рек.
- ^ Вернер, 37 лет.
- ^ Фризен, 10; Вернер, 36 лет, рассказал подробности
- ^ Фризен, 10
- ^ Синдикус, 103–104.
- ^ Синдикус, 106–108.
- ^ Синдикус, 108 и 145-6.
- ^ См. Syndicus, 139–140 и Schiller, I, 148, где представлены несколько разные интерпретации.
- ^ Большая часть базилики сохранилась, но не украшения.
- ^ Syndicus, 138-9, с рисунком, реконструирующим апсиду Нолы. Более подробную информацию см. в Hellemo, 90ff.
- ^ См. Hellemo, 98-101, где описано взаимодействие между имперскими образами победы и самыми ранними изображениями креста.
- ^ Глава 4.
- ^ См. Syndicus, 139–140 и Schiller, I, 148, где представлены несколько разные интерпретации.
Ссылки
[ редактировать ]- Фризен, Ильзе Э., Женское распятие: изображения святого Вильгефортиса со времен средневековья , издательство Wilfrid Laurier University Press, 2001, ISBN 0-88920-365-2 , книги Google
- Хеллемо, Гейр. Adventus Domini: эсхатологическая мысль в апсидах и катехизациях IV века , BRILL, 1989, ISBN 90-04-08836-9 , ISBN 978-90-04-08836-8 Книги Google
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-270-2
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5
- Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство , Бернс и Оутс, Лондон, 1962 г.
- Вернер, Мартин, Медалет Людхарда , в англосаксонской Англии , том 20, ред. Майкл Лапидж, Малкольм Годден, Саймон Кейнс, издательство Кембриджского университета, 1992, ISBN 978-0-521-41380-0 , книги Google
- Шарп, Роберт (2016). Клад и его история: раскрыты тайны Стаффордшира . Книги Брюина, ISBN 978-1858585475 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Crux gemmata, на Викискладе?