Эссенский крест с крупными эмалями


Крест с большой эмалью , или Крест Senkschmelz , известный на немецком языке как Senkschmelzen-Kreuz или Kreuz mit den großen Senkschmelzen (Крест с большой эмалью senkschmelz ), представляет собой процессивный крест в Сокровищнице Эссенского собора , который был создан при Матильде, аббатисе Эссен . Название относится к его основным украшениям, пяти необычно большим эмалевым пластинам, выполненным в технике зенкшмельц , форме перегородчатой эмали , напоминающей выемчатую эмаль, с углублением в эмали, окруженным простым золотым фоном, и отличает его от трех других крестов. типа crux gemmata в Эссене . Крест считается одним из шедевров оттоновского ювелирного дела.
Описание
[ редактировать ]Первоначальная часть креста имеет высоту 46 см и ширину 33 см, ядро выполнено из дуба, без учета более поздней подгонки к основанию. Это латинский крест с блокообразными концами. Они похожи на кубические капители , которые были популярны в архитектуре около 1000 года. [ 1 ] Передняя часть креста покрыта богато украшенным золотым листом, задняя часть - листом из позолоченной меди , более позднего времени, который гравирован и частично украшен рельефом . Крест представляет собой чистый crux gemmata , на котором бляшка сенкшмельц в центре изображает Распятие Иисуса . Крест с большими эмалями тесно связан с тремя другими процессионными крестами в Эссене, два из которых, Крест Отто и Матильды и Крест Матильды , также были подарены игуменьей Матильдой. Как и самый старый из них, Крест Отто и Матильды, он имеет внутренний крест, окруженный каймой. В то время как кайма старого креста состоит из драгоценных камней, каждый из которых сопровождается двумя жемчужинами , кайма Креста с большими эмалями также включала 24 маленьких эмали (из которых 21 сохранилась до сих пор), которые чередуются с драгоценными камнями, каждая из которых сопровождается четырьмя жемчужинами. Область Креста с крупными эмалями внутри каймы украшена искусной двойной филигранью , драгоценными камнями, жемчугом, расположенными в форме крестов и древним камео . На камее изображена голова Медузы , технически называемой Горгонейоном . Это сардоникс , изготовленный в первой половине первого века нашей эры. Камея выполнена в три слоя (серо-коричневый, белый и золотисто-коричневый) и имеет максимальный диаметр 2,7 см. Камея может быть отсылкой к Псалму 91:13. [ 2 ] как символ поражения зла спасителем.
Название креста происходит от пяти больших кусков зенкшмельц- эмали на концах стержней и в месте пересечения. В центре Креста находится слегка продолговатая доска с изображением распятия: Христос стоит на кресте с наклоненной влево головой и широко открытыми глазами. Мэри и Джон (опознанные по его созерцательному жесту) стоят по обе стороны. Над горизонтальными рукавами Креста персонификации Солнца и Луны за происходящим наблюдают . Эмаль окружена мелкими жемчужинами и из-за своего размера выступает немного выше и ниже горизонтального плеча креста.
На концах частей креста, внутри упрощенной окантовки из драгоценных камней, которая соответствует краю плеч креста, зенкшмельца находятся еще четыре большие панели неправильной формы с символами Четырех Евангелистов : наверху орел Иоанн , внизу крылатый человек Матфея , справа крылатый бык Луки и слева крылатый лев Марка . Эти большие панели зенкшмельца необычно велики для европейской работы (в отличие от византийской) и отличаются высоким техническим и художественным качеством, что видно по насыщенным цветам и тонкой очерченности створок.
Задняя пластина Креста была заменена в двенадцатом веке и изображает Древо Жизни . В расширенном пространстве на концах креста расположены четыре чеканных медальона с изображением ангелов и в центре медальон с изображением Agnus Dei .
Создание и реконструкция
[ редактировать ]Ученые повсеместно датируют Крест примерно 1000 годом. [ 3 ] Эта датировка основана, во-первых, на мотивах 21 небольшой эмали бордюра с цветочными и ковровыми узорами, возникших на рубеже тысячелетий, а во-вторых, на обрамлении камней и бордюрных эмалей, которое, по-видимому, происходит от от креста Оттона и Матильды (около 982 г.).
Бросается в глаза неправильная форма табличек Евангелистов, а также тот факт, что центральная табличка не соответствует своему положению. Эти бляшки были созданы около 1000 г. [ 1 ] Однако из-за столь же неправильной формы эти таблички, вероятно, были созданы для другого контекста и позже включены в состав Креста, который в результате был значительно изменен. С этой целью были переработаны бляшки евангелистов, композиция которых выдает византийское влияние. [ 4 ] Поэтому их неправильная форма подчеркивала тот факт, что они были сполиями . [ 5 ] Чтобы соответствовать этим бляшкам, первоначальная граница концов и центра Креста была упрощена до нынешней формы.
Беккерс датировал эту перестройку временем игуменьи Софьи . [ 6 ] В ходе этой реконструкции воротники на концах креста стали бессмысленными, и ювелир, ответственный за реконструкцию, скрыл их с помощью филигранной проволоки спиралевидной формы, известной как Biennkörbe (ульи). Этот орнаментальный мотив вошел в моду во времена правления Генриха II (годы правления 1014–1024), наряду с другим типом филигранного украшения, Blütenkronen ( венчики ), который также появляется на концах этого креста (уникальный среди произведений Эссена). Соборная казна). София была назначена Генрихом II аббатисой Эссена и была близка к нему, что могло дать ей возможность нанять одного из его ювелиров. Ни Биенкенкёрбе , ни Блютенкронен не фигурируют на сокровищах, которые изготовила преемница Софии Теофану (предположительно в другой мастерской), поэтому Бьюкерс исключает ее как человека, ответственного за создание Креста с большими эмалями. Неизвестно, почему София приказала реконструировать сакральный предмет, созданный ее предшественницей Матильдой, и включить в него еще одно, по-видимому, важное произведение ее собственного искусства.
Если принять эту датировку, то Крест с крупными эмалями был создан одновременно с реликварием, впоследствии известным как святилище Марса . Это произведение искусства, считающееся самым значительным сокровищем аббатства, было памятным подарком императора Оттона III (годы правления 996–1002) его отцу Отто II и поэтому было очень богато украшено. Святыня пропала без вести в 1794 году, и никаких ее изображений не сохранилось. Бьюкерс предполагает, что Крест и Святыня, украшенная золотыми эмалевыми бляшками, были созданы в мастерской, находившейся в Эссене. [ 7 ] Поскольку эмали по краям Креста включают мотивы, обнаруженные в работах, приписываемых Трирской мастерской, а Храм Марса был создан после 997 года, Бёкерс предполагает, что аббатиса Матильда перенесла мастерскую, основанную в Трире архиепископом Трирским Эгбертом, в Эссен после смерти Эгберта в 993 году. , после чего в Трире нет никаких признаков продолжающейся активности. Трирская мастерская — единственная твердо расположенная мастерская по эмали в Оттоне. Если крест действительно был изготовлен в той же мастерской, это позволяет сделать выводы о качестве утраченной марсианской святыни.
История
[ редактировать ]С момента создания крест находился в Эссене, за исключением эвакуаций во время войн и других кризисов. Из-за сходства с двумя другими крестами Соборной сокровищницы, на которых изображена Матильда и которые также были подарком Эссену, предполагается, что он принадлежал аббатству постоянно с момента его дарения до секуляризации Эссенского аббатства в 1802 году. Однако сохранившиеся кресты В записях аббатства, а затем и собора, крест прямо не упоминается. Inventarium reliquiarum Essendiensium от 12 июля 1627 года, самый ранний опись сокровищницы аббатства, не позволяет точно идентифицировать, поскольку в нем записаны только «Два распятия, богато украшенные драгоценными камнями и золотом, но на реверсе позолоченная медь». [ 8 ] Это описание применимо ко всем четырем процессионным крестам из сокровищницы Эссенского собора. В Liber Ordinarius , контролировавшем литургическое использование сокровищ аббатства, о процессионных крестах говорится лишь в общих чертах. Во время Тридцатилетней войны аббатиса бежала с сокровищами в Кёльн , а в 1794 году, когда французы наступали на Эссен, казначейство аббатства было перевезено в Стил (современный Эссен-Стил ), где оно хранилось в приюте, подаренном аббатисой Франциской. Кристина Зульцбахская .
В результате секуляризации католическая церковь Святого Иоанна Крестителя взяла на себя аббатство и его собственность в качестве приходской церкви. Это впервые сделало крест и остальную сокровищницу собора доступными для публики. Во время Рурского восстания 1920 года вся казна была в большой секретности вывезена в Хильдесхайм , откуда она была возвращена в 1925 году при столь же секретных обстоятельствах. [ 9 ]
Во время Второй мировой войны сокровищница собора была сначала перевезена в Варштайн , затем в Альбрехтсбург в Мейсене , а затем в бункер в Зигене . После окончания войны он был найден там американскими войсками и крест вместе с остальной сокровищницей был перевезен в Государственный музей в Марбурге , а затем в коллекцию перемещенных произведений искусства в замке Дейк в Райдте . С апреля по октябрь 1949 года сокровищница Эссенского собора выставлялась в Брюсселе и Амстердаме , а затем была возвращена в Эссен.
С созданием Эссенской епархии в 1958 году и повышением Эссенского собора до статуса кафедрального собора крест стал собственностью епархии.
Литургическое использование
[ редактировать ]Подробности первоначального литургического использования Креста неизвестны. Когда источники, прежде всего Essen Liber Ordinarius 1400 года, описывают использование крестов для шествий, они говорят в общем и без выделения отдельных крестов. Процессионные кресты часто использовались парами, и на основании создания Креста с большими эмалями при игуменье Матильде предполагается, что Крест с большими эмалями был изготовлен как компаньон Кресту Отто и Матильды. Два креста использовались вместе при кардинале Хенгсбахе . Крест с крупными эмалями последний раз использовался в 1992 году на похоронах второго епископа Эссена, доктора Хуберта Люте . Сегодня Крест с большими эмалями, как и другие три Оттоновских процессионных креста собора, больше не используется по соображениям консервации.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Бьюкерс, Цветное золото, с. 10.
- ^ На молодого льва и кобру ты наступишь; ты растопчешь молодого льва и змея.
- ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 112 (с дальнейшими ссылками).
- ^ Бьюкерс, Цветное золото, с. 8.
- ^ Бьюкерс, Цветное золото, стр. 11.
- ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 112.
- ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 117.
- ^ Опись воспроизведена Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе цу Эссен , стр. 34–35.
- ^ Лидия Коннеген, «Скрытые сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». в Мюнстере, Hellweg 58, 2005 г., стр. 67–81.
Источники
- Клаус Гереон Бьюкерс . Храм Марса в Эссене. Расследования утраченного крупного произведения ювелирного дела Оттона . Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, Мюнстер, 2006 г., ISBN 3-402-06251-8 .
- Клаус Гереон Бьюкерс. «Пересекайтесь с большими кризисами». В золоте перед черным - Сокровища Эссенского собора в Цольферайне под редакцией Биргитты Фальк . Каталог выставки Klartext Verlag, Эссен 2008 г., ISBN 978-3-8375-0050-9 , с. 70.
- Клаус Гереон Бёкерс, Ульрих Кнапп. Цветное золото - Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Сокровищница собора Эссена 2006 г., ISBN 3-00-020039-8 .
- Георг Хуманн . Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Дюссельдорф 1904 год.
- Лидия Коннеген. «Спрятанные сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». Münster am Hellweg 2005, стр. 67 и далее.
- Альфред Потманн. «Церковное сокровище Эссена с первых дней истории монастыря». Правило, образование и молитва – основание и начало Эссенского женского монастыря . Klartext Verlag, Эссен 2000, ISBN 3-88474-907-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Крестом с большой раковиной, тают (Эссен) на Викискладе?