Jump to content

Эссенский крест с крупными эмалями

«Тонущий тающий крест» на выставке Gold vor Schwarz («Золото на черном»).
Эмаль Креста Распятия (реальный размер 7,8х6,5 см)

Крест с большой эмалью , или Крест Senkschmelz , известный на немецком языке как Senkschmelzen-Kreuz или Kreuz mit den großen Senkschmelzen (Крест с большой эмалью senkschmelz ), представляет собой процессивный крест в Сокровищнице Эссенского собора , который был создан при Матильде, аббатисе Эссен . Название относится к его основным украшениям, пяти необычно большим эмалевым пластинам, выполненным в технике зенкшмельц , форме перегородчатой ​​эмали , напоминающей выемчатую эмаль, с углублением в эмали, окруженным простым золотым фоном, и отличает его от трех других крестов. типа crux gemmata в Эссене . Крест считается одним из шедевров оттоновского ювелирного дела.

Описание

[ редактировать ]

Первоначальная часть креста имеет высоту 46 см и ширину 33 см, ядро ​​выполнено из дуба, без учета более поздней подгонки к основанию. Это латинский крест с блокообразными концами. Они похожи на кубические капители , которые были популярны в архитектуре около 1000 года. [ 1 ] Передняя часть креста покрыта богато украшенным золотым листом, задняя часть - листом из позолоченной меди , более позднего времени, который гравирован и частично украшен рельефом . Крест представляет собой чистый crux gemmata , на котором бляшка сенкшмельц в центре изображает Распятие Иисуса . Крест с большими эмалями тесно связан с тремя другими процессионными крестами в Эссене, два из которых, Крест Отто и Матильды и Крест Матильды , также были подарены игуменьей Матильдой. Как и самый старый из них, Крест Отто и Матильды, он имеет внутренний крест, окруженный каймой. В то время как кайма старого креста состоит из драгоценных камней, каждый из которых сопровождается двумя жемчужинами , кайма Креста с большими эмалями также включала 24 маленьких эмали (из которых 21 сохранилась до сих пор), которые чередуются с драгоценными камнями, каждая из которых сопровождается четырьмя жемчужинами. Область Креста с крупными эмалями внутри каймы украшена искусной двойной филигранью , драгоценными камнями, жемчугом, расположенными в форме крестов и древним камео . На камее изображена голова Медузы , технически называемой Горгонейоном . Это сардоникс , изготовленный в первой половине первого века нашей эры. Камея выполнена в три слоя (серо-коричневый, белый и золотисто-коричневый) и имеет максимальный диаметр 2,7 см. Камея может быть отсылкой к Псалму 91:13. [ 2 ] как символ поражения зла спасителем.

Название креста происходит от пяти больших кусков зенкшмельц- эмали на концах стержней и в месте пересечения. В центре Креста находится слегка продолговатая доска с изображением распятия: Христос стоит на кресте с наклоненной влево головой и широко открытыми глазами. Мэри и Джон (опознанные по его созерцательному жесту) стоят по обе стороны. Над горизонтальными рукавами Креста персонификации Солнца и Луны за происходящим наблюдают . Эмаль окружена мелкими жемчужинами и из-за своего размера выступает немного выше и ниже горизонтального плеча креста.

На концах частей креста, внутри упрощенной окантовки из драгоценных камней, которая соответствует краю плеч креста, зенкшмельца находятся еще четыре большие панели неправильной формы с символами Четырех Евангелистов : наверху орел Иоанн , внизу крылатый человек Матфея , справа крылатый бык Луки и слева крылатый лев Марка . Эти большие панели зенкшмельца необычно велики для европейской работы (в отличие от византийской) и отличаются высоким техническим и художественным качеством, что видно по насыщенным цветам и тонкой очерченности створок.

Задняя пластина Креста была заменена в двенадцатом веке и изображает Древо Жизни . В расширенном пространстве на концах креста расположены четыре чеканных медальона с изображением ангелов и в центре медальон с изображением Agnus Dei .

Создание и реконструкция

[ редактировать ]

Ученые повсеместно датируют Крест примерно 1000 годом. [ 3 ] Эта датировка основана, во-первых, на мотивах 21 небольшой эмали бордюра с цветочными и ковровыми узорами, возникших на рубеже тысячелетий, а во-вторых, на обрамлении камней и бордюрных эмалей, которое, по-видимому, происходит от от креста Оттона и Матильды (около 982 г.).

Бросается в глаза неправильная форма табличек Евангелистов, а также тот факт, что центральная табличка не соответствует своему положению. Эти бляшки были созданы около 1000 г. [ 1 ] Однако из-за столь же неправильной формы эти таблички, вероятно, были созданы для другого контекста и позже включены в состав Креста, который в результате был значительно изменен. С этой целью были переработаны бляшки евангелистов, композиция которых выдает византийское влияние. [ 4 ] Поэтому их неправильная форма подчеркивала тот факт, что они были сполиями . [ 5 ] Чтобы соответствовать этим бляшкам, первоначальная граница концов и центра Креста была упрощена до нынешней формы.

Беккерс датировал эту перестройку временем игуменьи Софьи . [ 6 ] В ходе этой реконструкции воротники на концах креста стали бессмысленными, и ювелир, ответственный за реконструкцию, скрыл их с помощью филигранной проволоки спиралевидной формы, известной как Biennkörbe (ульи). Этот орнаментальный мотив вошел в моду во времена правления Генриха II (годы правления 1014–1024), наряду с другим типом филигранного украшения, Blütenkronen ( венчики ), который также появляется на концах этого креста (уникальный среди произведений Эссена). Соборная казна). София была назначена Генрихом II аббатисой Эссена и была близка к нему, что могло дать ей возможность нанять одного из его ювелиров. Ни Биенкенкёрбе , ни Блютенкронен не фигурируют на сокровищах, которые изготовила преемница Софии Теофану (предположительно в другой мастерской), поэтому Бьюкерс исключает ее как человека, ответственного за создание Креста с большими эмалями. Неизвестно, почему София приказала реконструировать сакральный предмет, созданный ее предшественницей Матильдой, и включить в него еще одно, по-видимому, важное произведение ее собственного искусства.

Если принять эту датировку, то Крест с крупными эмалями был создан одновременно с реликварием, впоследствии известным как святилище Марса . Это произведение искусства, считающееся самым значительным сокровищем аббатства, было памятным подарком императора Оттона III (годы правления 996–1002) его отцу Отто II и поэтому было очень богато украшено. Святыня пропала без вести в 1794 году, и никаких ее изображений не сохранилось. Бьюкерс предполагает, что Крест и Святыня, украшенная золотыми эмалевыми бляшками, были созданы в мастерской, находившейся в Эссене. [ 7 ] Поскольку эмали по краям Креста включают мотивы, обнаруженные в работах, приписываемых Трирской мастерской, а Храм Марса был создан после 997 года, Бёкерс предполагает, что аббатиса Матильда перенесла мастерскую, основанную в Трире архиепископом Трирским Эгбертом, в Эссен после смерти Эгберта в 993 году. , после чего в Трире нет никаких признаков продолжающейся активности. Трирская мастерская — единственная твердо расположенная мастерская по эмали в Оттоне. Если крест действительно был изготовлен в той же мастерской, это позволяет сделать выводы о качестве утраченной марсианской святыни.

С момента создания крест находился в Эссене, за исключением эвакуаций во время войн и других кризисов. Из-за сходства с двумя другими крестами Соборной сокровищницы, на которых изображена Матильда и которые также были подарком Эссену, предполагается, что он принадлежал аббатству постоянно с момента его дарения до секуляризации Эссенского аббатства в 1802 году. Однако сохранившиеся кресты В записях аббатства, а затем и собора, крест прямо не упоминается. Inventarium reliquiarum Essendiensium от 12 июля 1627 года, самый ранний опись сокровищницы аббатства, не позволяет точно идентифицировать, поскольку в нем записаны только «Два распятия, богато украшенные драгоценными камнями и золотом, но на реверсе позолоченная медь». [ 8 ] Это описание применимо ко всем четырем процессионным крестам из сокровищницы Эссенского собора. В Liber Ordinarius , контролировавшем литургическое использование сокровищ аббатства, о процессионных крестах говорится лишь в общих чертах. Во время Тридцатилетней войны аббатиса бежала с сокровищами в Кёльн , а в 1794 году, когда французы наступали на Эссен, казначейство аббатства было перевезено в Стил (современный Эссен-Стил ), где оно хранилось в приюте, подаренном аббатисой Франциской. Кристина Зульцбахская .

В результате секуляризации католическая церковь Святого Иоанна Крестителя взяла на себя аббатство и его собственность в качестве приходской церкви. Это впервые сделало крест и остальную сокровищницу собора доступными для публики. Во время Рурского восстания 1920 года вся казна была в большой секретности вывезена в Хильдесхайм , откуда она была возвращена в 1925 году при столь же секретных обстоятельствах. [ 9 ]

Во время Второй мировой войны сокровищница собора была сначала перевезена в Варштайн , затем в Альбрехтсбург в Мейсене , а затем в бункер в Зигене . После окончания войны он был найден там американскими войсками и крест вместе с остальной сокровищницей был перевезен в Государственный музей в Марбурге , а затем в коллекцию перемещенных произведений искусства в замке Дейк в Райдте . С апреля по октябрь 1949 года сокровищница Эссенского собора выставлялась в Брюсселе и Амстердаме , а затем была возвращена в Эссен.

С созданием Эссенской епархии в 1958 году и повышением Эссенского собора до статуса кафедрального собора крест стал собственностью епархии.

Литургическое использование

[ редактировать ]

Подробности первоначального литургического использования Креста неизвестны. Когда источники, прежде всего Essen Liber Ordinarius 1400 года, описывают использование крестов для шествий, они говорят в общем и без выделения отдельных крестов. Процессионные кресты часто использовались парами, и на основании создания Креста с большими эмалями при игуменье Матильде предполагается, что Крест с большими эмалями был изготовлен как компаньон Кресту Отто и Матильды. Два креста использовались вместе при кардинале Хенгсбахе . Крест с крупными эмалями последний раз использовался в 1992 году на похоронах второго епископа Эссена, доктора Хуберта Люте . Сегодня Крест с большими эмалями, как и другие три Оттоновских процессионных креста собора, больше не используется по соображениям консервации.

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б Бьюкерс, Цветное золото, с. 10.
  2. ^ На молодого льва и кобру ты наступишь; ты растопчешь молодого льва и змея.
  3. ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 112 (с дальнейшими ссылками).
  4. ^ Бьюкерс, Цветное золото, с. 8.
  5. ^ Бьюкерс, Цветное золото, стр. 11.
  6. ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 112.
  7. ^ Бьюкерс, Марсусшрайн, стр. 117.
  8. ^ Опись воспроизведена Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе цу Эссен , стр. 34–35.
  9. ^ Лидия Коннеген, «Скрытые сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». в Мюнстере, Hellweg 58, 2005 г., стр. 67–81.

Источники

  • Клаус Гереон Бьюкерс . Храм Марса в Эссене. Расследования утраченного крупного произведения ювелирного дела Оттона . Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, Мюнстер, 2006 г., ISBN   3-402-06251-8 .
  • Клаус Гереон Бьюкерс. «Пересекайтесь с большими кризисами». В золоте перед черным - Сокровища Эссенского собора в Цольферайне под редакцией Биргитты Фальк . Каталог выставки Klartext Verlag, Эссен 2008 г., ISBN   978-3-8375-0050-9 , с. 70.
  • Клаус Гереон Бёкерс, Ульрих Кнапп. Цветное золото - Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Сокровищница собора Эссена 2006 г., ISBN   3-00-020039-8 .
  • Георг Хуманн . Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Дюссельдорф 1904 год.
  • Лидия Коннеген. «Спрятанные сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». Münster am Hellweg 2005, стр. 67 и далее.
  • Альфред Потманн. «Церковное сокровище Эссена с первых дней истории монастыря». Правило, образование и молитва – основание и начало Эссенского женского монастыря . Klartext Verlag, Эссен 2000, ISBN   3-88474-907-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d9b418b98356dbd2e4ffba847321da9__1690327920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/a9/3d9b418b98356dbd2e4ffba847321da9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Essen cross with large enamels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)