Jump to content

Филигрань

Замысловатая золотая филигрань из Португалии.
Албанские серебряные украшения XIX и XX веков.
Великолепное блюдо, филигранная работа.
Брошь каннетиль с цитрином

Филигрань (также реже пишется «филигрань» , ранее писалось «филигрань» или «филигрань» ) [ нужна ссылка ] представляет собой форму сложной металлоконструкции, используемой в ювелирных изделиях и других небольших видах металлоконструкций .

В ювелирных изделиях это обычно золото и серебро , выполненное из крошечных бусин или витых нитей или того и другого в комбинации, спаянное вместе или на поверхности предмета из того же металла и расположенное в художественных мотивах. Он часто напоминает кружево и остается популярным в индийских и других азиатских изделиях из металла. Он также был популярен в итальянских, французских и португальских изделиях из металла с 1660 года до конца 19 века. Его не следует путать с ajoure ювелирными работами ; ажурная техника, заключающаяся в сверлении отверстий в предметах из листового металла.

Английское слово «филигрань» является сокращением от более раннего использования слова «филигрань», которое происходит от латинского слова «filum», означающего нить, и «гранумное зерно», в смысле маленькой бусины. Латинские слова дали филигрань на итальянском языке, которая сама стала филигранью во французском языке 17 века. [1] [2]

Хотя в наше время филигрань стала особой отраслью ювелирного искусства, исторически она была частью обычной работы ювелира. Действительно, все украшения этрусков и греков ( кроме тех, что предназначались для могил и, следовательно, не имели материального характера) изготавливались путем спаивания и таким образом наращивания золота, а не путем долбления или гравировки материала. [3] [4]

Древняя работа

[ редактировать ]

Археологические находки в древней Месопотамии указывают на то, что филигрань использовалась в ювелирных изделиях с 3000 г. до н.э. В 15 веке была разработана форма филиграни с использованием серебряной и золотой проволоки, известная как «телкари», характерная для города Мидьят в провинции Мардин в верхней Месопотамии. Примеры исторических произведений искусства можно увидеть в Мидьятском музее филиграни . [5] По сей день опытные мастера этого региона продолжают производить прекрасные изделия телкари.

Египетские ювелиры использовали проволоку как для укладки на фон, так и для плетения или иного оформления. Но, за исключением цепочек, нельзя сказать, чтобы у них много практиковалась филигранная работа. Их опыт заключался в перегородчатой ​​​​работе и лепных украшениях. Однако сохранилось много примеров круглых плетеных золотых цепочек из тонкой проволоки, таких как те, которые до сих пор изготавливаются филигранными мастерами Индии и известны как трихинопольские цепи. На некоторых из них свисают меньшие цепочки из более тонкой проволоки с прикрепленными к ним крошечными рыбками и другими подвесками. [3]

В орнаментах, происходящих из финикийских мест, таких как Кипр и Сардиния , узоры из золотой проволоки наложены с большой деликатностью на золотой фон, но наивысшего совершенства это искусство достигло в греческой и этрусской филиграни VI-III веков. до нашей эры. Ряд серег и других личных украшений, найденных в центральной Италии, хранятся в Лувре и Британском музее . Почти все они выполнены филигранной работой. Некоторые серьги имеют форму цветов геометрического рисунка, окаймленных одним или несколькими ободками, каждый из которых состоит из мельчайших завитков из золотой проволоки, и этот вид украшения различается небольшими различиями в расположении количества или расположения завитков. . Но перьев в этих старинных узорах не видно и лепестков современной итальянской филиграни. Бывают случаи, но очень редко, когда филигранные устройства из проволоки являются самонесущими и не прикрепляются к металлическим пластинам. [3]

В музее Эрмитажа в Санкт -Петербурге хранится большая коллекция скифских гробниц украшений из крымских . Многие браслеты и ожерелья в этой коллекции выполнены из крученой проволоки, некоторые в семь рядов плетения, с застежками в виде голов животных битой работы. Другие представляют собой нити крупных золотых бус, украшенных завитками, узлами и другими узорами из проволоки, припаянными к поверхностям. [6] В Британском музее скипетр , вероятно, принадлежавший греческой жрице, покрыт плетеной золотой сеткой и украшен своего рода коринфской капителью и выступом из зеленого стекла. [3]

Таракаси Подвеска и серьги (серебряная филигрань) от Cuttack
Серебряная филигранная работа Каттака.
«Леопардовая» лошадь династии Тан с телом, покрытым позолоченной филигранью

Вероятно, в Индии , Иране Зенджане это ремесло называется малиле ) и в различных частях Средней Азии филигрань обрабатывалась с самых отдаленных времен без каких-либо изменений в рисунках. Независимо от того, находились ли азиатские ювелиры под влиянием греков, поселившихся на этом континенте, или они просто обучались в соответствии с общими с ними традициями, несомненно, что индийские мастера-филигратели сохраняют те же узоры, что и древние греки, и работают по тем же самым правилам. путь, вплоть до наших дней. Странствующим рабочим выдается такое количество золота, чеканного или необработанного, которое взвешивают, нагревают в кастрюле с углем , перековывают в проволоку, а затем обрабатывают во дворе или на веранде дома хозяина по рисункам художника, который взвешивает золото. завершить работу по его восстановлению и оплачивается в установленном размере за свой труд. Очень мелкие зерна или бусины и золотые шипы, едва толще грубых волос, выступающие из золотых пластин, - это методы украшения, используемые до сих пор. [3]

Каттак из восточно- индийского штата Одиша демонстрирует традиционную филигранную работу. известная как таракаси На языке одиа , большая часть филигранной работы вращается вокруг изображений божеств, хотя из-за отсутствия покровительства и современных дизайнерских идей это умирающее искусство. Также отмечена серебряная филигрань Каримнагара в штате Телангана. [7]

Средневековая Европа

[ редактировать ]
Серебряный филигранный переплет для иконы ; Исторический музей в Самокове, Болгария

Переходя к более поздним временам, во многих коллекциях средневековых ювелирных изделий имеются реликварии , обложки для евангельских книг и т. д., изготовленные либо в Константинополе с VI по XII века, либо в монастырях Европы, в которых учились и подражали византийские ювелиры. работа. Эти предметы, кроме того, что они обогащены драгоценными камнями, отполированы, но не огранены, и эмалями , часто украшаются филигранью. Большие поверхности золота иногда покрыты припаянными свитками филиграни, а угловые части обрамлений книжных переплетов или панелей реликвариев часто состоят из сложных частей плетеной работы, чередующихся с промежутками, инкрустированными эмалью. В византийской филиграни иногда между изгибами или узлами вставлены небольшие камни. Примеры такого украшения можно увидеть в Музеях Виктории и Альберта , Британском музее. [3] Примеры включают Крест Лотаря в Аахене . [ нужна ссылка ]

На севере Европы саксы , бритты и кельты с давних времен были искусны в нескольких видах ювелирной работы. Замечательные примеры филигранных узоров, нанесенных проволокой на золото, из англосаксонских гробниц можно увидеть в Британском музее, в частности, брошь из Дувра и рукоять меча из Камберленда . [3] Стаффордширский клад англосаксонского золота и серебра (около 700 г. н. э.), обнаруженный на поле в Стаффордшире, Англия, 5 июля 2009 года, содержит многочисленные образцы очень тонкой филиграни, описанной археологом Кевином Лихи как «невероятную».

Ирландская филигрань островного периода более продумана по замыслу и чрезвычайно разнообразна по узорам. В Королевской ирландской академии в Дублине хранится ряд реликвариев и личных драгоценностей, главным и самым замечательным украшением которых является филигрань. , Брошь Тара находящаяся в Национальном музее Ирландии , с середины 19 века неоднократно копировалась и имитировалась; У королевы Виктории была копия, сделанная в конце 1840-х годов. [8] [9] Вместо тонких завитков или завитков золотой нити ирландская филигрань разнообразна многочисленными узорами, в которых одну нить можно проследить через причудливые узлы и усложнения, которые, расположенные на больших поверхностях, уравновешивают друг друга, но всегда с особыми разновидностями и расположением, которые трудно обнаружить. проследить глазом. Длинная нить появляется и исчезает, не нарушая непрерывности, два конца обычно вплетаются в голову и хвост змеи или монстра. [10]

Реликварий, содержащий «Колокол Святого Патрика », покрыт разнообразными узелковыми узорами. Чаша с двумя ручками, названная « Чаша Арда », найденная недалеко от Лимерика в 1868 году, украшена работами такого рода необычайной тонкости. Двенадцать бляшек на ленте вокруг корпуса вазы, бляшек на каждой ручке и вокруг ножки вазы имеют ряд различных рисунков с характерными узорами, выполненными тонкой филигранной проволочной работой, выполненной на лицевой стороне репуссированного грунта . [11] [12]

Большая часть средневековых ювелирных изделий по всей Европе вплоть до 15 века, включая реликварии, кресты, посохи и другие работы церковных ювелиров, украшена филигранными выступами и краями. Филигранная работа по серебру с большим мастерством практиковалась маврами Испании в . средние века, была введена ими и распространена по всему Пиренейскому полуострову, поэтому она была перенесена в испанские колонии в Америке [11]

Производство распространилось на Балеарские острова и среди населения, граничащего со Средиземноморьем . Его до сих пор производят по всей Италии , а также в Португалии , на Мальте , в Северной Македонии , Албании , на Ионических островах и во многих других частях Греции . У греков иногда бывают большие размеры, с проволокой нескольких толщин, чередующимися с более крупными и меньшими выступами и бусинами, иногда украшенными бирюзой и установленными на выпуклых пластинах, образуя богатые орнаментальные головные уборы, пояса и нагрудные украшения. Филигранные серебряные пуговицы проволочной работы и небольшие бобышки носят крестьяне большинства стран, производящих подобные украшения. [11]

Серебряные филигранные броши и пуговицы производятся также в Дании , Норвегии , Швеции . К большей части этих северных работ добавляются маленькие цепочки и подвески. [11]

Пиренейский полуостров

[ редактировать ]

Самые старые изделия филиграни, обнаруженные на Пиренейском полуострове, датируются 2000–2500 гг. до н.э., но их происхождение неясно. [13] Эти предметы, возможно, принадлежали торговцам и мореплавателям родом с Ближнего Востока и, как полагают, в то время не производились в этом регионе. Филигрань начала производиться в Португалии в VIII веке с приходом арабских мигрантов, которые принесли с собой новые узоры. Со временем на полуострове стали изготавливать различные узоры филиграни, но если в Испании традиция изготовления филиграни стала менее актуальной, то в Португалии она дошла до совершенства. После XVIII века португальская филигрань уже имела свои характерные образы, мотивы и формы. Филигрань 17-18 веков прославилась своей необычайной сложностью. [14] Золотые и серебряные филигранные украшения изысканного и художественного дизайна до сих пор производятся в больших количествах по всей стране, особенно филигранные сердечки, которые являются культовыми символами португальского ювелирного дела.

Филигранные работы были привезены в Великобританию из Абиссинии после битвы при Магдале : нарукавники, туфли и чашки, некоторые из которых сейчас находятся в Музее Виктории и Альберта. Они изготовлены из тонких пластинок серебра, к которым припаяна проволока. Филигрань разделена узкими границами простого узора, а промежуточные пространства состоят из множества узоров, некоторые из которых имеют зерна, расположенные через определенные промежутки. [11]

Способы изготовления и использование

[ редактировать ]
Чугунные балюстрады того типа, который иногда называют «филигранью», в центральном атриуме здания Брэдбери в Лос-Анджелесе.

Можно сказать, что искусство состоит в скручивании, скручивании и плетении тонких гибких металлических нитей и соединении их в точках соприкосновения друг с другом и с землей с помощью флюса , такого как бура , с помощью газовой трубки. . [11] Если желательны гранулированные мотивы, небольшие бусины изготавливаются традиционно с использованием проволоки из драгоценного металла или тонкого листа, который разрезается на небольшие кусочки, смешанные с флюсом , и помещаются в небольшие отверстия куска древесного угля с косточками (или любого другого подходящего материала). огнеупорный материал), а затем плавят с помощью газовой трубки (или сегодня паяльной лампы ), после чего кусочки проволоки скручиваются и принимают естественную сферическую форму, образуя мельчайшие зерна, которые слегка отличаются друг от друга. [15] [16] Маленькие зерна или бусины из тех же металлов часто устанавливаются в отверстиях спиралей, на стыках или с интервалами, через которые они эффективно оттеняют проволочную сетку. Более тонкая работа обычно защищена каркасом из более толстой проволоки. [11]

Броши , крестики, серьги , пуговицы. [17] и другие персональные украшения современной филиграни обычно окружены и разделены полосами из квадратного или плоского металла, придающими однородность заполнению, которое в противном случае не сохраняло бы свою правильную форму. [11]

Метафорическое использование

[ редактировать ]

«Филигрань» использовалась метафорически как термин для обозначения замысловатых орнаментальных рисунков в ряде других контекстов, включая более крупные металлические изделия, такие как детали из кованого железа или чугуна, такие как перила и балюстрады . В польском языке термин «филиграновы» или «филигранова» (букв. «филигрань») используется для описания людей с миниатюрным телом.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «филигрань» . Оксфордский словарь для продвинутых учащихся . Издательство Оксфордского университета . Проверено 17 августа 2022 г.
  2. ^ «филигрань (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 17 августа 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чисхолм 1911 , с. 343.
  4. ^ Кастеллани, Алессандро (1861). Мемуары об украшениях древних . Джексон и Кисон.
  5. ^ «Первый в мире музей Телкари находится в Мидьяте» . НТВ (на турецком языке). 10 декабря 2023 г. Проверено 26 марта 2024 г.
  6. ^ См. «Antiquites du Bosphore Cimmerien» Жиля, 1854 г.; переиздан С. Рейнахом в 1892 году и содержит тщательные гравюры этих предметов.
  7. ^ «Искусство и ремесла: кусочки серебра» . Индус . 11 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 г. Проверено 7 февраля 2013 г.
  8. ^ Фарли, Джулия; Хантер, Фрейзер. Кельты – Искусство и идентичность . Лондон: Британский музей, 2015, с. 244. ISBN   978-0-7141-2836-8
  9. ^ Кэрью, Мейрид. « Британские еврейские лидеры искали Ковчег Завета в Таре ». IrishCentral , 7 февраля 2017 г. Дата обращения 28 июля 2022 г.
  10. ^ Чисхолм 1911 , стр. 343–344.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 344.
  12. ^ Граф Данрейвен (1873 г.). «О древней чаше и брошях, недавно найденных в Арде, графство Лимерик». Труды Королевской ирландской академии . 24 (Древности). Королевская ирландская академия: 433–455. JSTOR   30079267 .
  13. ^ ФилигранаПортугеза. «Филиграна» . FiligranaPortuguesa (на европейском португальском языке) . Проверено 12 марта 2018 г.
  14. ^ примеры в Музее Виктории и Альберта.
  15. ^ Мэрион, Герберт (1971). «Филигрань». Металлообработка и эмалирование (5-е изд.). Дувр Пресс. стр. 53–55. ISBN  9780486227023 .
  16. ^ Хиггинс, Рейнольд Аллейн (1980). Греческие и римские украшения (2-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 20. ISBN  9780520036017 .
  17. ^ * Элементы немецкой филигранной пуговицы, изготовленные ок. Изображение 1880 года Музея Виктории и Альберта. из ювелирной коллекции

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b6011fbfe52db2b1bd959c650223d38__1711430220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/38/4b6011fbfe52db2b1bd959c650223d38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Filigree - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)