Филигрань
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |


Филигрань (также реже пишется «филигрань» , ранее писалось «филигрань» или «филигрань» ) [ нужна ссылка ] представляет собой форму сложной металлоконструкции, используемой в ювелирных изделиях и других небольших видах металлоконструкций .
В ювелирных изделиях это обычно золото и серебро , выполненное из крошечных бусин или витых нитей или того и другого в комбинации, спаянное вместе или на поверхности предмета из того же металла и расположенное в художественных мотивах. Он часто напоминает кружево и остается популярным в индийских и других азиатских изделиях из металла. Он также был популярен в итальянских, французских и португальских изделиях из металла с 1660 года до конца 19 века. Его не следует путать с ajoure ювелирными работами ; ажурная техника, заключающаяся в сверлении отверстий в предметах из листового металла.
Английское слово «филигрань» является сокращением от более раннего использования слова «филигрань», которое происходит от латинского слова «filum», означающего нить, и «гранумное зерно», в смысле маленькой бусины. Латинские слова дали филигрань на итальянском языке, которая сама стала филигранью во французском языке 17 века. [1] [2]
История
[ редактировать ]Хотя в наше время филигрань стала особой отраслью ювелирного искусства, исторически она была частью обычной работы ювелира. Действительно, все украшения этрусков и греков ( кроме тех, что предназначались для могил и, следовательно, не имели материального характера) изготавливались путем спаивания и таким образом наращивания золота, а не путем долбления или гравировки материала. [3] [4]
Древняя работа
[ редактировать ]Археологические находки в древней Месопотамии указывают на то, что филигрань использовалась в ювелирных изделиях с 3000 г. до н.э. В 15 веке была разработана форма филиграни с использованием серебряной и золотой проволоки, известная как «телкари», характерная для города Мидьят в провинции Мардин в верхней Месопотамии. Примеры исторических произведений искусства можно увидеть в Мидьятском музее филиграни . [5] По сей день опытные мастера этого региона продолжают производить прекрасные изделия телкари.
Египетские ювелиры использовали проволоку как для укладки на фон, так и для плетения или иного оформления. Но, за исключением цепочек, нельзя сказать, чтобы у них много практиковалась филигранная работа. Их опыт заключался в перегородчатой работе и лепных украшениях. Однако сохранилось много примеров круглых плетеных золотых цепочек из тонкой проволоки, таких как те, которые до сих пор изготавливаются филигранными мастерами Индии и известны как трихинопольские цепи. На некоторых из них свисают меньшие цепочки из более тонкой проволоки с прикрепленными к ним крошечными рыбками и другими подвесками. [3]
В орнаментах, происходящих из финикийских мест, таких как Кипр и Сардиния , узоры из золотой проволоки наложены с большой деликатностью на золотой фон, но наивысшего совершенства это искусство достигло в греческой и этрусской филиграни VI-III веков. до нашей эры. Ряд серег и других личных украшений, найденных в центральной Италии, хранятся в Лувре и Британском музее . Почти все они выполнены филигранной работой. Некоторые серьги имеют форму цветов геометрического рисунка, окаймленных одним или несколькими ободками, каждый из которых состоит из мельчайших завитков из золотой проволоки, и этот вид украшения различается небольшими различиями в расположении количества или расположения завитков. . Но перьев в этих старинных узорах не видно и лепестков современной итальянской филиграни. Бывают случаи, но очень редко, когда филигранные устройства из проволоки являются самонесущими и не прикрепляются к металлическим пластинам. [3]
В музее Эрмитажа в Санкт -Петербурге хранится большая коллекция скифских гробниц украшений из крымских . Многие браслеты и ожерелья в этой коллекции выполнены из крученой проволоки, некоторые в семь рядов плетения, с застежками в виде голов животных битой работы. Другие представляют собой нити крупных золотых бус, украшенных завитками, узлами и другими узорами из проволоки, припаянными к поверхностям. [6] В Британском музее скипетр , вероятно, принадлежавший греческой жрице, покрыт плетеной золотой сеткой и украшен своего рода коринфской капителью и выступом из зеленого стекла. [3]
Азия
[ редактировать ]

Вероятно, в Индии , Иране (в Зенджане это ремесло называется малиле ) и в различных частях Средней Азии филигрань обрабатывалась с самых отдаленных времен без каких-либо изменений в рисунках. Независимо от того, находились ли азиатские ювелиры под влиянием греков, поселившихся на этом континенте, или они просто обучались в соответствии с общими с ними традициями, несомненно, что индийские мастера-филигратели сохраняют те же узоры, что и древние греки, и работают по тем же самым правилам. путь, вплоть до наших дней. Странствующим рабочим выдается такое количество золота, чеканного или необработанного, которое взвешивают, нагревают в кастрюле с углем , перековывают в проволоку, а затем обрабатывают во дворе или на веранде дома хозяина по рисункам художника, который взвешивает золото. завершить работу по его восстановлению и оплачивается в установленном размере за свой труд. Очень мелкие зерна или бусины и золотые шипы, едва толще грубых волос, выступающие из золотых пластин, - это методы украшения, используемые до сих пор. [3]
Каттак из восточно- индийского штата Одиша демонстрирует традиционную филигранную работу. известная как таракаси На языке одиа , большая часть филигранной работы вращается вокруг изображений божеств, хотя из-за отсутствия покровительства и современных дизайнерских идей это умирающее искусство. Также отмечена серебряная филигрань Каримнагара в штате Телангана. [7]
Средневековая Европа
[ редактировать ]
Переходя к более поздним временам, во многих коллекциях средневековых ювелирных изделий имеются реликварии , обложки для евангельских книг и т. д., изготовленные либо в Константинополе с VI по XII века, либо в монастырях Европы, в которых учились и подражали византийские ювелиры. работа. Эти предметы, кроме того, что они обогащены драгоценными камнями, отполированы, но не огранены, и эмалями , часто украшаются филигранью. Большие поверхности золота иногда покрыты припаянными свитками филиграни, а угловые части обрамлений книжных переплетов или панелей реликвариев часто состоят из сложных частей плетеной работы, чередующихся с промежутками, инкрустированными эмалью. В византийской филиграни иногда между изгибами или узлами вставлены небольшие камни. Примеры такого украшения можно увидеть в Музеях Виктории и Альберта , Британском музее. [3] Примеры включают Крест Лотаря в Аахене . [ нужна ссылка ]
На севере Европы саксы , бритты и кельты с давних времен были искусны в нескольких видах ювелирной работы. Замечательные примеры филигранных узоров, нанесенных проволокой на золото, из англосаксонских гробниц можно увидеть в Британском музее, в частности, брошь из Дувра и рукоять меча из Камберленда . [3] Стаффордширский клад англосаксонского золота и серебра (около 700 г. н. э.), обнаруженный на поле в Стаффордшире, Англия, 5 июля 2009 года, содержит многочисленные образцы очень тонкой филиграни, описанной археологом Кевином Лихи как «невероятную».
Ирландская филигрань островного периода более продумана по замыслу и чрезвычайно разнообразна по узорам. В Королевской ирландской академии в Дублине хранится ряд реликвариев и личных драгоценностей, главным и самым замечательным украшением которых является филигрань. , Брошь Тара находящаяся в Национальном музее Ирландии , с середины 19 века неоднократно копировалась и имитировалась; У королевы Виктории была копия, сделанная в конце 1840-х годов. [8] [9] Вместо тонких завитков или завитков золотой нити ирландская филигрань разнообразна многочисленными узорами, в которых одну нить можно проследить через причудливые узлы и усложнения, которые, расположенные на больших поверхностях, уравновешивают друг друга, но всегда с особыми разновидностями и расположением, которые трудно обнаружить. проследить глазом. Длинная нить появляется и исчезает, не нарушая непрерывности, два конца обычно вплетаются в голову и хвост змеи или монстра. [10]
Реликварий, содержащий «Колокол Святого Патрика », покрыт разнообразными узелковыми узорами. Чаша с двумя ручками, названная « Чаша Арда », найденная недалеко от Лимерика в 1868 году, украшена работами такого рода необычайной тонкости. Двенадцать бляшек на ленте вокруг корпуса вазы, бляшек на каждой ручке и вокруг ножки вазы имеют ряд различных рисунков с характерными узорами, выполненными тонкой филигранной проволочной работой, выполненной на лицевой стороне репуссированного грунта . [11] [12]
Большая часть средневековых ювелирных изделий по всей Европе вплоть до 15 века, включая реликварии, кресты, посохи и другие работы церковных ювелиров, украшена филигранными выступами и краями. Филигранная работа по серебру с большим мастерством практиковалась маврами Испании в . средние века, была введена ими и распространена по всему Пиренейскому полуострову, поэтому она была перенесена в испанские колонии в Америке [11]
Производство распространилось на Балеарские острова и среди населения, граничащего со Средиземноморьем . Его до сих пор производят по всей Италии , а также в Португалии , на Мальте , в Северной Македонии , Албании , на Ионических островах и во многих других частях Греции . У греков иногда бывают большие размеры, с проволокой нескольких толщин, чередующимися с более крупными и меньшими выступами и бусинами, иногда украшенными бирюзой и установленными на выпуклых пластинах, образуя богатые орнаментальные головные уборы, пояса и нагрудные украшения. Филигранные серебряные пуговицы проволочной работы и небольшие бобышки носят крестьяне большинства стран, производящих подобные украшения. [11]
Серебряные филигранные броши и пуговицы производятся также в Дании , Норвегии , Швеции . К большей части этих северных работ добавляются маленькие цепочки и подвески. [11]
Пиренейский полуостров
[ редактировать ]Самые старые изделия филиграни, обнаруженные на Пиренейском полуострове, датируются 2000–2500 гг. до н.э., но их происхождение неясно. [13] Эти предметы, возможно, принадлежали торговцам и мореплавателям родом с Ближнего Востока и, как полагают, в то время не производились в этом регионе. Филигрань начала производиться в Португалии в VIII веке с приходом арабских мигрантов, которые принесли с собой новые узоры. Со временем на полуострове стали изготавливать различные узоры филиграни, но если в Испании традиция изготовления филиграни стала менее актуальной, то в Португалии она дошла до совершенства. После XVIII века португальская филигрань уже имела свои характерные образы, мотивы и формы. Филигрань 17-18 веков прославилась своей необычайной сложностью. [14] Золотые и серебряные филигранные украшения изысканного и художественного дизайна до сих пор производятся в больших количествах по всей стране, особенно филигранные сердечки, которые являются культовыми символами португальского ювелирного дела.
Африка
[ редактировать ]Филигранные работы были привезены в Великобританию из Абиссинии после битвы при Магдале : нарукавники, туфли и чашки, некоторые из которых сейчас находятся в Музее Виктории и Альберта. Они изготовлены из тонких пластинок серебра, к которым припаяна проволока. Филигрань разделена узкими границами простого узора, а промежуточные пространства состоят из множества узоров, некоторые из которых имеют зерна, расположенные через определенные промежутки. [11]
Способы изготовления и использование
[ редактировать ]
Можно сказать, что искусство состоит в скручивании, скручивании и плетении тонких гибких металлических нитей и соединении их в точках соприкосновения друг с другом и с землей с помощью флюса , такого как бура , с помощью газовой трубки. . [11] Если желательны гранулированные мотивы, небольшие бусины изготавливаются традиционно с использованием проволоки из драгоценного металла или тонкого листа, который разрезается на небольшие кусочки, смешанные с флюсом , и помещаются в небольшие отверстия куска древесного угля с косточками (или любого другого подходящего материала). огнеупорный материал), а затем плавят с помощью газовой трубки (или сегодня паяльной лампы ), после чего кусочки проволоки скручиваются и принимают естественную сферическую форму, образуя мельчайшие зерна, которые слегка отличаются друг от друга. [15] [16] Маленькие зерна или бусины из тех же металлов часто устанавливаются в отверстиях спиралей, на стыках или с интервалами, через которые они эффективно оттеняют проволочную сетку. Более тонкая работа обычно защищена каркасом из более толстой проволоки. [11]
Броши , крестики, серьги , пуговицы. [17] и другие персональные украшения современной филиграни обычно окружены и разделены полосами из квадратного или плоского металла, придающими однородность заполнению, которое в противном случае не сохраняло бы свою правильную форму. [11]
Метафорическое использование
[ редактировать ]«Филигрань» использовалась метафорически как термин для обозначения замысловатых орнаментальных рисунков в ряде других контекстов, включая более крупные металлические изделия, такие как детали из кованого железа или чугуна, такие как перила и балюстрады . В польском языке термин «филиграновы» или «филигранова» (букв. «филигрань») используется для описания людей с миниатюрным телом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «филигрань» . Оксфордский словарь для продвинутых учащихся . Издательство Оксфордского университета . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «филигрань (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чисхолм 1911 , с. 343.
- ^ Кастеллани, Алессандро (1861). Мемуары об украшениях древних . Джексон и Кисон.
- ^ «Первый в мире музей Телкари находится в Мидьяте» . НТВ (на турецком языке). 10 декабря 2023 г. Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ См. «Antiquites du Bosphore Cimmerien» Жиля, 1854 г.; переиздан С. Рейнахом в 1892 году и содержит тщательные гравюры этих предметов.
- ^ «Искусство и ремесла: кусочки серебра» . Индус . 11 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 г. Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Фарли, Джулия; Хантер, Фрейзер. Кельты – Искусство и идентичность . Лондон: Британский музей, 2015, с. 244. ISBN 978-0-7141-2836-8
- ^ Кэрью, Мейрид. « Британские еврейские лидеры искали Ковчег Завета в Таре ». IrishCentral , 7 февраля 2017 г. Дата обращения 28 июля 2022 г.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 343–344.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 344.
- ^ Граф Данрейвен (1873 г.). «О древней чаше и брошях, недавно найденных в Арде, графство Лимерик». Труды Королевской ирландской академии . 24 (Древности). Королевская ирландская академия: 433–455. JSTOR 30079267 .
- ^ ФилигранаПортугеза. «Филиграна» . FiligranaPortuguesa (на европейском португальском языке) . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ примеры в Музее Виктории и Альберта.
- ^ Мэрион, Герберт (1971). «Филигрань». Металлообработка и эмалирование (5-е изд.). Дувр Пресс. стр. 53–55. ISBN 9780486227023 .
- ^ Хиггинс, Рейнольд Аллейн (1980). Греческие и римские украшения (2-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 20. ISBN 9780520036017 .
- ^ * Элементы немецкой филигранной пуговицы, изготовленные ок. Изображение 1880 года Музея Виктории и Альберта. из ювелирной коллекции
Библиография
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Филигрань ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 343–344. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в