Мокуме-гане

Мокумэ-гане ( 木目金 ) — японская технология обработки металлов, при которой получается ламинат из смешанных металлов с характерным слоистым узором; этот термин также используется для обозначения самого полученного ламината. Термин мокуме-гане переводится как «металл с текстурой дерева» или «металл с деревянным глазком» и описывает, как металл приобретает вид текстуры натурального дерева. [1] Мокуме-гане сплавляет несколько слоев драгоценных металлов разного цвета, образуя сэндвич из сплавов, называемый «заготовкой». Затем с заготовкой манипулируют таким образом, что на ее поверхности появляется рисунок, напоминающий текстуру древесины. Многочисленные способы работы мокумэ-гане создают разнообразные узоры. После того, как металл раскатан в лист или пруток, используются несколько методов для достижения различных эффектов.
Мокуме-гане использовался для создания множества художественных объектов. Хотя эта техника была впервые разработана для изготовления декоративных аксессуаров для мечей, сегодня это ремесло в основном используется в производстве ювелирных изделий и посуды . [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]в 17 веке впервые разработанный в Японии , Мокумэ-гане, изначально использовался для изготовления мечей. Поскольку привычный японский меч перестал служить оружием и стал во многом символом статуса, возникла потребность в сложных декоративных ручках и ножнах. [3]
Чтобы удовлетворить этот спрос, Денбэй Сёами (1651–1728), мастер по металлу из префектуры Акита , изобрел процесс мокумэ-гане . Первоначально он назвал свое изделие гури бори , так как техника в своей простейшей форме напоминала гури , вид резного лакового изделия с чередующимися слоями красного и черного цвета. Другими историческими названиями для него были касуми-учи (облачный металл) , итаме-гане (металл с текстурой дерева) и ёсефуки . [4]
Ранними компонентами мокумэ-гане были относительно мягкие металлы и сплавы (золото, медь, серебро, сякудо , сибуичи и куромидо ), которые образовывали диффузионные связи в жидкой фазе друг с другом без полного плавления. Это было полезно при использовании традиционных методов сплавления и спайки слоев. [3]
Со временем практика мокумэ-гане сошла на нет. Производство катан вернула прекратилось в конце 19 века, когда Реставрация Мэйдзи правящую власть императору после роспуска правительства сёгуната и конца класса самураев. Публичная демонстрация мечей как признак самурайского статуса была запрещена. После этого те немногие мастера по металлу, которые практиковали мокумэ-гане вместе с большинством других мастеров, связанных с мечом, в основном перенесли свои навыки на создание других предметов. [2]
Принятие мокумэ-гане на Западе
[ редактировать ]Серебряное подразделение Tiffany & Co под руководством Эдварда К. Мура начало экспериментировать с техникой мокумэ-гане примерно в 1877 году, а на парижской выставке 1878 года, удостоенная главного приза, выставка Tiffany «японских» серебряных изделий Мура включала в себя великолепное «Ваза-конгломерат» с асимметричными панелями мокумэ-гане . Серебряные мастера Мура и Тиффани продолжали развивать свою популярную технику мокумэ-гане в рамках подготовки к парижской выставке 1889 года, где было представлено огромное количество японского серебра с использованием все более сложных сплавов сякудо , седо и сибуичи , а также золота и серебра. , для изготовления ламинатов до двадцати четырех слоев. Выставка Tiffany снова получила главный приз в категории серебряных изделий, и компания продолжала производить японское серебро с использованием техники мокумэ-гане вплоть до 20 века. [5]
Развитие 20-21 века
[ редактировать ]К середине 20-го века мокумэ-гане погрузилось в глубокую безвестность. Отход Японии от традиционного ремесла в сочетании с огромными трудностями в освоении мокумэ-гане поставил ремесленников мокумэ-гане на грань исчезновения. Дошло до того, что об этой технике знали только ученые и коллекционеры изделий из металла. [3] Так продолжалось до 1970-х годов, когда Хироко Сато Пияновски, которая научилась этому ремеслу у Норио Тамагавы, [6] [ нужен лучший источник ] – что ремесло снова привлекло внимание общественности, когда Хироко и ее муж Юджин Пижановский привезли ремесло мокуме-гане обратно в Соединенные Штаты и начали обучать ему своих учеников.
Сегодняшний день
[ редактировать ]Сегодня ювелирные изделия, столовые приборы, посуда, волчки и другие художественные предметы изготавливаются с использованием мокумэ-гане . [2]
Современные процессы строго контролируются и включают в себя сжимающее усилие на заготовку. Это позволило использовать в технике множество нетрадиционных компонентов, таких как титан , платина , железо , бронза , латунь , нейзильбер и различные цвета каратного золота , включая желтый, белый, шалфейный и розовый оттенки, а также стерлинговое серебро. [3] На симпозиуме в Санта-Фе, крупном ежегодном собрании ювелиров со всего мира, было представлено несколько докладов о новых, более предсказуемых и более экономичных методах производства материалов мокуме-гане , а также о новых возможностях ламинирования металлов, таких как применение сварки трением с перемешиванием.
Техники
[ редактировать ]

Жидкофазный синтез (исторический)
[ редактировать ]При жидкофазном синтезе металлические листы складывали стопкой и тщательно нагревали; твердую заготовку с простыми полосами можно было выковать и вырезать, чтобы увеличить сложность узора. Для успешного ламинирования с использованием этого процесса требуется высококвалифицированный кузнец с большим опытом. Склеивание в традиционном процессе достигается, когда некоторые или все сплавы в стопке нагреваются до точки частичного расплавления (выше уровня солидуса). Именно этот жидкий сплав сплавляет слои вместе. Для этого процесса необходим тщательный контроль температуры и умелая ковка. [3]
Пайка (пайка)
[ редактировать ]Пытаясь воссоздать внешний вид традиционного мокумэ-гане , некоторые мастера пытались спаять слои вместе. Листы паялись серебряным припоем или другим припоем. Эту технику соединения металлов сложно усовершенствовать, особенно на листах большего размера. Включения флюса могут застрять или образоваться пузырьки. Обычно дефекты приходится вырезать и перепаивать металл. В конечном итоге паяные листы не обладают пластичностью и обрабатываемостью материала, полученного методом диффузионной сварки.
Твердотельное соединение (современное)
[ редактировать ]В модернизированном процессе твердотельной сварки обычно используется контролируемая атмосфера в печи с контролируемой температурой. Механические вспомогательные средства, такие как гидравлический пресс или торсионные пластины (болтовые зажимы), также обычно используются для приложения сжимающей силы к заготовке во время ламинирования. Они обеспечивают реализацию более низкотемпературной твердотельной диффузии между чередующимися слоями, что позволяет включать нетрадиционные материалы. [3]
Разработка мокумэ-гане узора
[ редактировать ]После сплавления слоев поверхность заготовки надрезают долотом, чтобы обнажить нижние слои, затем расплющивают. Этот процесс резки и выравнивания будет повторяться снова и снова, создавая замысловатые узоры. [4]
Раскраска
[ редактировать ]Чтобы увеличить контраст между слоями ламината, многие предметы мокумэ-гане окрашиваются путем нанесения патины (слоя с контролируемой коррозией), чтобы подчеркнуть или даже полностью изменить цвет поверхности металла.
Нииро патинирование и рокушо
[ редактировать ]Одним из примеров традиционного японского патинирования мокуме-гане является использование процесса нииро , обычно с использованием рокушо , сложного соединения меди - медянки , производимого специально для использования в качестве патины. Изделие, подлежащее патинированию, подготавливается, затем погружается в кипящий раствор до тех пор, пока оно не приобретет желаемый цвет, и каждый элемент составного изделия может быть преобразован в другой цвет. паста из молотого редиса дайкон Исторически сложилось так, что для подготовки изделия к патине также использовалась . Пасту наносили непосредственно перед тем, как изделие варили в рокушо, чтобы защитить поверхность от потускнения и неравномерного окрашивания. [4]
Похожие ламинаты
[ редактировать ]В результате случайного, но параллельного развития, плита Шеффилда была разработана в Англии. Он следует аналогичному принципу склеенных слоев без использования припоя, но обычно имеет 2–3 слоя, тогда как мокуме-гане может иметь гораздо больше слоев.
См. также
[ редактировать ]- Титановые кольца мокумэ-гане - ювелирные кольца или браслеты, в основном из титана.
- Сварка узоров – техника изготовления мечей
- Дамасская сталь - тип стали, используемой в изготовлении мечей на Ближнем Востоке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миджетт, Стив (2000). Мокуме Гане Комплексное исследование . земляной пресс. ISBN 0-9651650-7-8 .
- ^ Jump up to: а б с «О Мокуме Гане» . andrewnycedesigns.com . 2002. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Биннион, Дж. Э. и Чейкс, Б. (2002). «Старый процесс, новая технология: современный Мокумэ Гане» . Архивировано из оригинала ( PDF ) 29 августа 2009 г. . Проверено 26 января 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Пияновский, Х.С. и Пияновский, генеральный директор (2001). «Металл с текстурой дерева: Мокуме-Гейн» . Проверено 26 января 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лоринг, Джон (2001). Великолепное серебро Тиффани . Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-4273-9 .
- ^ Норио Тамагава
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Мокуме-гане, на Викискладе?
- «Можете ли вы сделать медь и никель Дамаск?!? Мокуме-гане», видео на You Tube, показывающее попытку создания комбинированного металла из меди и никеля, https://www.youtube.com/watch?v=8XgDHIx9LvQ (18 апреля). , 2018), Проверено 15 декабря 2018 г.