Катана
Катана ( японский меч ) | |
---|---|
Тип | Меч |
Место происхождения | Япония |
История обслуживания | |
Используется | Самураи , Онна-муса , ниндзя , кендо , иайдо . практикующие |
История производства | |
Произведено | Период Нанбоку-тё (1336–1392), который соответствует раннему периоду Муромати (1336–1573). [1] представить |
Технические характеристики | |
Масса | ок. 1,1–1,5 кг (2,4–3,3 фунта) |
Длина лезвия | ок. 60–80 см (24–31 дюйм) |
лезвия Тип | Изогнутый, односторонний |
рукояти Тип | Двуручное стреловидное, с круглой или квадратной гардой. |
Ножны / ножны | Лакированное дерево , некоторые обтянуты рыбьей кожей, украшены латунью и медью. [2] [3] |
Катана характеризующийся ( 刀, かたな ) — японский меч, изогнутым однолезвийным лезвием с круглой или квадратной гардой и длинной рукояткой, позволяющей разместить две руки. Разработанный позже тати , он использовался самураями в феодальной Японии и носился острием вверх. Начиная с периода Муромати , многие старые тати были вырезаны с корнем и укорочены, а лезвие у корня раздроблено и превращено в катану . [4] Специальный термин для катаны в Японии — учигатана (打刀), а термин катана (刀) часто относится к однолезвийным мечам со всего мира. [5]
Этимология и заимствования
[ редактировать ]Слово катана впервые появляется на японском языке в « Нихон Сёки » 720 года. Этот термин представляет собой соединение ката («одна сторона, односторонний») + на («лезвие»), [6] [7] [8] в отличие от двустороннего цуруги . Подробнее читайте в статье Викисловаря .
Катана нагаса принадлежит к семейству мечей нихонто и отличается длиной клинка ( ) более 2 сяку , примерно 60 см (24 дюйма). [9]
Катана также может быть известна как дай или дайто среди западных энтузиастов меча, хотя дайто — это общее название любого японского длинного меча , что буквально означает «большой меч». [10]
Поскольку в японском языке нет отдельных форм множественного и единственного числа, катана и катана . в английском языке приемлемыми формами считаются [11]
Произносится как [катана] — кунёми (японское прочтение) кандзи 刀, первоначально означавшего однолезвийное лезвие (любой длины) на китайском языке слово было заимствовано португальцами . Это . [12] На португальском языке это обозначение (пишется катана ) означает «большой нож» или мачете . [12]
Описание
[ редактировать ]Катана с большей стандартного размера, умеренно изогнутый (в отличие от более старых тати кривизной) обычно определяется как японский меч с длиной лезвия более 60,6 см (23,86 дюйма) (более 2 сяку). [13] Он отличается характерным внешним видом: изогнутый, тонкий, однолезвийный клинок с круглой или квадратной гардой ( цуба ) и длинной рукояткой, позволяющей разместить две руки. [13]
За небольшим исключением, катану и тати можно отличить друг от друга, если они подписаны, по расположению подписи ( мэй ) на хвостовике ( накаго ) . Обычно мэй следует вырезать на той стороне накаго , которая была обращена наружу при ношении меча. Поскольку тати носили режущей кромкой вниз, а катану носили режущей кромкой вверх, мэй располагались на хвостовике в противоположных местах. [14]
Западные историки утверждают, что катана была одним из лучших режущих видов оружия в мировой военной истории. [15] [16] Однако основным оружием на поле боя в период Сэнгоку в 16 веке были юми (лук) , яри (копье) и танегасима (пистолет) , а катана и тати использовались только для ближнего боя . В этот период тактика изменилась на групповой бой асигару (пехотинцев), мобилизованных в больших количествах, поэтому нагината и тати устарели как оружие на поле боя и были заменены яри и катаной . [17] [18] [19] В относительно мирный Эдо период значение катаны как оружия возросло, и в конце периода Эдо сиси (политические активисты) вели множество сражений, используя катану в качестве основного оружия. Катана и тати часто использовались в качестве подарков между даймё (феодалом) и самураями или как подношения ками , хранившимся в синтоистских святилищах , а также как символы власти и духовности самураев. [18] [20] [19] [17]
История
[ редактировать ]Производство мечей в Японии делится на определенные временные периоды: [21]
- Дзёкото (древние мечи, примерно до 900 г.)
- Кото (старые мечи примерно 900–1596 гг.)
- Синто (новые мечи 1596–1780 гг.)
- Синсинто (новые мечи 1781–1876 гг.)
- Гендайто (современные или современные мечи с 1876 г. по настоящее время)
Кото (Старые мечи)
[ редактировать ]Катана происходит от сасуга (刺刀), разновидности танто (короткого меча или ножа), которым пользовались самураи низшего ранга, сражавшиеся пешими в период Камакура (1185–1333). Их основным оружием была длинная нагината , а сасуга — запасное оружие. В период Нанбоку-тё (1336–1392), который соответствует раннему периоду Муромати (1336–1573), было популярно длинное оружие, такое как Одачи , а вместе с этим сасуга удлинилась и, наконец, стала катаной . [22] [23] Кроме того, существует теория, что косигатана (腰刀), разновидность танто , которым экипировались высокопоставленные самураи вместе с тати , развилась в катану на том же историческом фоне, что и сасуга , и вполне возможно, что оба они превратились в катану . [24] Самая старая катана, существующая сегодня, называется Хисидзукури утигатана , она была выкована в период Нанбокучо и позже была посвящена храму Касуга . [1]
Первое использование катаны как слова для описания длинного меча, отличного от тати , происходит еще в период Камакура. [13] Эти ссылки на « учигатана » и « цугагатана », похоже, указывают на другой стиль меча, возможно, на менее дорогой меч для воинов более низкого ранга. Начиная примерно с 1400 года, катаны в стиле длинные мечи, подписанные мэй стали изготавливать . Это было ответом на то, что самураи носили свои тати в стиле, который сейчас называется « стилем катаны » (острием вверх). Японские мечи традиционно носят Мэй , обращенную от владельца. Когда тати носили как катану , лезвием вверх, подпись тати была обращена не в ту сторону. Тот факт, что кузнецы начали ставить на мечах подпись катаны , показывает, что некоторые самураи того времени начали носить свои мечи по-другому. [25] [26]
К 15 веку японские мечи, в том числе катана , уже получили международную известность, экспортируясь в Китай и Корею. [27] Например, Корея научилась делать японские мечи, отправив мастеров-мечников в Японию и пригласив японских мастеров-мечников в Корею. Согласно записи от 1 июня 1430 года в « Истинных записях династии Чосон» , корейский оружейник, отправившийся в Японию и освоивший метод изготовления японских мечей, подарил японский меч королю Кореи и был вознагражден за прекрасную работу, которую он выполнил. ничем не отличался от мечей, изготовленных японцами. [27] [28]
Традиционно юми (луки) были основным оружием войны в Японии, а тати и нагината использовались только для ближнего боя. Война Онин в конце 15 века в период Муромати переросла в крупномасштабную внутреннюю войну, в которой наемных фермеров, называемых асигару были мобилизованы большие количества . Они сражались пешими, используя катаны короче тати . В период Сэнгоку (период враждующих государств) в конце периода Муромати война стала масштабнее, и асигару сражались в тесном строю, используя яри (копья) одолженные им . Кроме того, в конце 16 века из Португалии были завезены танегасима (мушкеты) , а японские мастера-мечники начали массово производить улучшенные изделия, при этом асигару сражались с помощью арендованного оружия. На поле боя в Японии помимо луков основным оружием стали ружья и копья. Из-за изменений в стилях боя в этих войнах тати и нагината устарели среди самураев, а катана , которую было легко носить с собой, стала мейнстримом. Ослепительно выглядящий тати постепенно стал символом власти высокопоставленных самураев. [22] [20] [19]
С другой стороны, было изобретено кендзюцу (фехтование) , в котором используются характеристики катаны . Более быстрое выхватывание меча хорошо подходило для боя, где победа во многом зависела от короткого времени реакции. (Практика и боевое искусство быстрого выхватывания меча и реагирования на внезапную атаку назывались баттодзюцу , которое до сих пор сохраняется благодаря обучению иайдо .) Катана еще больше способствовала этому, поскольку ее носили через пояс, похожий на пояс ( оби). ) заостренным краем вверх. В идеале самурай мог вытащить меч и поразить врага одним движением. Раньше изогнутые тати носили острием лезвия вниз и подвешивали на поясе. [13] [29]
С 15 века низкокачественные мечи начали массово производиться под влиянием масштабной войны. Эти мечи вместе с копьями одалживались нанятым фермерам, называемым асигару , а мечи отправлялись на экспорт. Такие мечи массового производства называются кадзуучимоно , а изготавливали их мастера-мечники школы Бисэн и школы Мино методом разделения труда. [22] [30] Экспорт катан и тати достиг своего пика в этот период, с конца 15 века до начала 16 века, когда не менее 200 000 мечей были отправлены в Китай династии Мин в рамках официальной торговли в попытке поглотить производство японского оружия и сделать его в этом районе сложнее пиратам вооружиться. Во времена династии Мин в Китае изучались японские мечи и тактика их применения для отражения пиратов, а водао и мяодао . на основе японских мечей были разработаны [2] [31] [32]
С этого периода хвостовик ( накаго ) многих старых тати был обрезан и укорочен в катану . Такой ремейк называется суриаге (磨上げ). [4] Например, многие тати , которые Масамунэ выковал в период Камакура, были преобразованы в катаны , поэтому единственными его существующими произведениями являются катана и танто . [33]
Примерно с 16 века многие японские мечи были экспортированы в Таиланд , где мечи в стиле катаны изготавливались и ценились за боевые и художественные произведения, а некоторые из них находятся в коллекциях тайской королевской семьи. [34]
С позднего периода Муромати (период Сэнгоку) до раннего периода Эдо самураи иногда были вооружены лезвием катаны , направленным вниз, как тати . Этот стиль меча называется хандати , «полумати » . В хандати оба стиля часто смешивались, например, крепление к оби было в стиле катаны , а вот металлообработка ножен — в стиле тати . [35]
В период Муромати, особенно в период Сэнгоку, такие люди, как фермеры, горожане и монахи, могли иметь меч. Однако в 1588 году Тоётоми Хидэёси запретил фермерам владеть оружием и организовал охоту с мечами, чтобы насильно отобрать мечи у любого, кто идентифицировал себя как фермер. [24]
Длина лезвия катаны значительно менялась на протяжении ее истории. В конце 14 - начале 15 веков лезвия катаны обычно имели длину от 70 до 73 сантиметров (от 28 до 29 дюймов). В начале 16 века средняя длина упала примерно на 10 сантиметров (3,9 дюйма) и приблизилась к 60 сантиметрам (24 дюйма). К концу 16 века средняя длина снова увеличилась примерно на 13 сантиметров (5,1 дюйма), вернувшись примерно до 73 сантиметров (29 дюймов). [29]
Синто (Новые мечи)
[ редактировать ]Мечи, выкованные после 1596 года в Кэйчо период периода Адзути-Момояма, классифицируются как синто (новые мечи). Японские синтоистские мечи отличаются от кото методом ковки и сталью ( тамахаганэ ). Считается, что это произошло потому, что школа Бидзэн, которая была крупнейшей группой японских мастеров мечей, была разрушена великим наводнением в 1590 году, и основное направление переместилось в школу Мино, а также потому, что Тоётоми Хидэёси фактически объединил Японию, единая сталь стала распространяться по всей стране. Япония. Мечи кото , особенно мечи школы Бидзэн, изготовленные в период Камакура, имели мидаре-уцури, напоминающий белый туман между хамоном и синоги мечах , но в синтоистских он почти исчез. Кроме того, все тело клинка стало белесым и твердым. Почти никому не удавалось воспроизвести мидаре-уцури, пока Кунихира Кавачи не воспроизвел его в 2014 году. [36] [37]
Когда период Сэнгоку (период враждующих государств) закончился и начался период Адзути-Момояма и период Эдо , ковка катан также превратилась в очень сложную и уважаемую форму искусства. Лакированные сая (ножны), богато украшенная гравировка, шелковые рукоятки и элегантные цуба (цевья) были популярны среди самураев в период Эдо, и со временем (особенно в мирное время в Японии) катана стала скорее косметическим и церемониальным предметом, чем практичным оружием. [38] Школа Уметада под руководством Уметады Мёдзю, считавшегося основателем синтоизма, в этот период возглавила совершенствование искусства владения японским мечом. Они были как оружейниками, так и мастерами по металлу и славились резьбой по клинку, изготовлением металлических аксессуаров, таких как цуба (цевье), переделкой тати в катану ( суриаге ) и надписями, инкрустированными золотом. [39]
В этот период сёгунат Токугава требовал, чтобы самураи носили катану и более короткие мечи парами. Этими короткими мечами были вакидзаси и танто , причем вакидзаси в основном выбирались . Этот набор из двух называется дайсё . Только самураи могли носить дайсё : они символизировали их социальную власть и личную честь . [13] [29] [40] Самураи могли носить декоративные крепления для меча в своей повседневной жизни, но сёгунат Токугава регулировал формальный меч, который самураи носили при посещении замка, регулировав его как дайсё , сделанный из черных ножен, рукояти, обернутой кожей белого ската и черной веревкой. [41] Японские мечи, изготовленные в этот период, относятся к синтоистским . [42]
Синсинто (Новые мечи)
[ редактировать ]В конце 18 века оружейник Суйшинси Масахидэ раскритиковал нынешние лезвия катаны, которые только подчеркивали украшение и имели проблемы с их прочностью. Он настаивал на том, что смелый и сильный клинок кото от периода Камакура до периода Нанбоку-тё был идеальным японским мечом, и начал движение за восстановление метода производства и применение его к катане . Катана , сделанная после этого, классифицируется как синсинто . [42] Одним из самых популярных мастеров меча в Японии сегодня является Минамото Киёмаро, который активно работал в этот синсинто период . Его популярность обусловлена его вечным исключительным мастерством, поскольку его прозвали « Масамунэ в Ёцуя после его катастрофической жизни ». Его работы продавались по высоким ценам, а выставки проходили в музеях по всей Японии с 2013 по 2014 год. [43] [44] [45]
Идея о том, что лезвие меча периода Камакура является лучшим, сохраняется до сих пор, и по состоянию на 21 век 80% японских мечей, признанных национальным достоянием Японии, были изготовлены в период Камакура, а 70% они были тачи . [46] [47]
Приезд Мэтью Перри в 1853 году и последующий съезд в Канагаве вызвали хаос в японском обществе. Стали часто возникать конфликты между силами соннодзёи (尊王攘夷派), которые хотели свергнуть сёгунат Токугава и управлять императором, и силами сабаку (佐幕派), которые хотели продолжения сёгуната Токугава. Эти политические активисты, называемые сиси используя практичную катану , называемую кинното (勤皇刀) или бакумасуто (志士), сражались , (幕末刀). Их катаны часто имели длину лезвия более 90 см (35,43 дюйма), менее изогнутую и имели большое и острое острие, что было удобно для нанесения колющих ударов в боях в закрытых помещениях. [42]
Гендайто (современные или современные мечи)
[ редактировать ]Мэйдзи – Вторая мировая война
[ редактировать ]В период Мэйдзи было сословие самураев постепенно расформировано, а предоставленные им особые привилегии были отняты, включая право носить мечи публично. Указ Хайторэй 1876 года запрещал ношение мечей в общественных местах, за исключением некоторых лиц, таких как бывшие лорды-самураи ( даймё ), военные и полицейские. [48] Опытным мастерам мечей было трудно зарабатывать на жизнь в этот период, поскольку Япония модернизировала свою армию, и многие мастера мечей начали производить другие предметы, такие как сельскохозяйственное оборудование, инструменты и столовые приборы. Ремесло изготовления мечей сохранилось благодаря усилиям некоторых людей, в частности Миямото Канэнори (宮本包則, 1830–1926) и Гасана Садаказу (月山貞一, 1836–1918), которые были назначены императорским домашним художником . Бизнесмен Мицумура Тосимо (光村利藻, 1877-1955) пытался сохранить свое мастерство, заказывая мечи и крепления для мечей у оружейников и мастеров. Он с особым энтузиазмом относился к коллекционированию креплений для мечей и собрал около 3000 драгоценных креплений для мечей с конца периода Эдо до периода Мэйдзи. Около 1200 предметов из части его коллекции сейчас находятся в музее Нэдзу . [49] [50] [51]
Военные действия Японии в Китае и России в период Мэйдзи помогли возродить интерес к мечам, но только в период Сёва мечи снова стали производиться в больших масштабах. [52] Японские военные мечи, произведенные между 1875 и 1945 годами, называются гунто (военные мечи). [53]
Во время наращивания военной мощи перед Второй мировой войной и на протяжении всей войны все японские офицеры были обязаны носить меч. В этот период производились мечи традиционного изготовления, но для поставки такого большого количества мечей были наняты кузнецы, практически не знающие традиционного японского производства мечей. Кроме того, поставки японской стали ( тамахаганэ ), используемой для изготовления мечей, были ограничены, поэтому применялись и некоторые другие виды стали. Также использовались более быстрые методы ковки, такие как использование механического молота и закалка лезвия в масле, а не ручная ковка и вода. Нетрадиционно изготовленные мечи этого периода называются сёвато , в честь царственного имени императора Хирохито , а в 1937 году японское правительство начало требовать использования специальных штампов на тан ( накаго ), чтобы отличить эти мечи от традиционно изготовленных мечей. . В этот период войны старые старинные мечи были перемонтированы для использования в военных средствах передвижения. В настоящее время в Японии Сёвато не считаются «настоящими» японскими мечами и могут быть конфискованы. Однако за пределами Японии их собирают как исторические артефакты. [48] [52] [54]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]производство мечей и связанные с ним боевые искусства В период с 1945 по 1953 год в Японии было запрещено . Многие мечи были конфискованы и уничтожены, а оружейники не могли зарабатывать на жизнь. С 1953 года японским мастерам-мечникам разрешено работать, но с жёсткими ограничениями: мастера-мечники должны иметь лицензию и проходить пятилетнее обучение, а производство японских мечей ( нихонто ) разрешено только лицензированным мастерам-мечникам, разрешается изготавливать только два длинных меча в месяц. должны быть изготовлены каждым оружейником, и все мечи должны быть зарегистрированы правительством Японии . [55]
За пределами Японии в некоторых современных катанах , производимых западными мастерами меча, используются современные стальные сплавы, такие как L6 и A2 . Эти современные мечи повторяют размер и форму японской катаны и используются мастерами боевых искусств для иайдо и даже для режущей практики ( тамешигири ).
Мечи массового производства, в том числе иайто и синкен в форме катаны , доступны во многих странах, хотя на рынке доминирует Китай. [56] Эти типы мечей обычно производятся серийно и изготавливаются из самых разных сталей и методов.
По данным Парламентской ассоциации по сохранению и популяризации японских мечей, организованной членами японского парламента , многие катаны, распространенные по всему миру с 21 века, являются поддельными японскими мечами, изготовленными в Китае. Газета Sankei Shimbun проанализировала, что это связано с тем, что японское правительство разрешило мастерам мечей изготавливать только 24 японских меча на человека в год, чтобы сохранить качество японских мечей. [57] [58]
Многие оружейники после периода Эдо пытались воспроизвести меч периода Камакура, который считается лучшим мечом в истории японских мечей, но им это не удалось. Затем, в 2014 году, Кунихира Кавачи сумел воспроизвести его и получил премию Масамунэ, высшую награду среди мастеров меча. Никто не мог получить премию Масамунэ, если бы не совершил выдающееся достижение, а в разделе тати и катаны никто не выигрывал за 18 лет до Каваучи. [37]
Типы
[ редактировать ]Катаны различают по типу клинка:
- Шиноги-дзукури — наиболее распространенная форма лезвия японской катаны, обеспечивающая как скорость, так и режущую силу. Он имеет отчетливый йокотэ: линию или фаску, которая разделяет край основного лезвия и конец кончика. Шиноги-дзукури изначально создавались после периода Хэйан.
- Сёбу-дзукури — это разновидность синоги-дзукури без ёкотэ , отчетливого угла между длинной режущей кромкой и острой частью. Вместо этого край плавно и непрерывно переходит в точку.
- Киссаки-Мороха-Зукури — это форма лезвия катаны с характерным изогнутым обоюдоострым лезвием. Один край лезвия имеет форму обычной катаны , кончик симметричен, а оба края лезвия острые.
Помимо них, существуют и другие типы клинков разной формы, такие как Осораку-дзукури , Унокуби-дзукури и Каммури-отоси-дзукури .
Ковка и строительство
[ редактировать ]Типичными чертами японских мечей, представленных катаной и тати, являются трехмерная форма поперечного сечения удлиненного клинка от пятиугольной до шестиугольной формы, называемая синоги-дзукури , стиль, в котором клинок и хвостовик ( накаго ) объединены и прикреплены к рукояти. ( цука ) с булавкой, называемой мекуги , и плавным изгибом. Если смотреть на меч синоги-дзукури сбоку, находится линия гребня самой толстой части клинка, называемой синоги между режущей стороной и задней стороной . Этот синоги способствует облегчению и упрочнению клинка и повышению режущей способности. [59]
Катаны традиционно изготавливаются из специальной японской стали, называемой тамахаганэ . [60] который создается в результате традиционного процесса плавки, в результате которого получается несколько слоистых сталей с разной концентрацией углерода. [61] Этот процесс помогает удалить примеси и выровнять содержание углерода в стали. Возраст стали играет роль в способности удалять примеси: более старая сталь имеет более высокую концентрацию кислорода, ее легче растягивать и избавляться от примесей во время ковки, что приводит к получению более прочного лезвия. [62] Кузнец начинает с того, что несколько раз сгибает и сваривает детали стали, чтобы устранить большую часть различий в стали. Полученный стальной блок затем вытягивают и формируют заготовку.
На этом этапе он лишь слегка изогнут или может вообще не иметь изгиба. Мягкая кривизна катаны . достигается путем дифференциальной закалки или дифференциальной закалки : кузнец покрывает лезвие несколькими слоями влажной глиняной суспензии, которая представляет собой специальную смесь, уникальную для каждого мастера меча, но обычно состоящую из глины и воды и любое количество золы, порошка шлифовального камня или ржавчины или их отсутствие. Этот процесс называется цутиоки . Край клинка покрывают более тонким слоем, чем бока и позвоночник меча, нагревают, а затем закаливают в воде (немногие мастера мечей используют масло для закалки клинка). Жидкость приводит к закалке только кромки лезвия, а также вызывает искривление лезвия из-за разницы в плотности микроструктур стали. [29] Когда сталь с содержанием углерода 0,7% нагревается выше 750 °C (1380 °F), она переходит в аустенитную фазу. Когда аустенит резко охлаждается путем закалки в воде, структура меняется на мартенсит , который представляет собой очень твердую форму стали. Когда аустениту дают медленно остыть, его структура меняется на смесь феррита и перлита, которая мягче мартенсита. [63] [64]
Этот процесс также создает линию по бокам лезвия, называемую хамон , которая становится отчетливой благодаря полировке. Каждый хамон и стиль каждого кузнеца различны . [29] Хамон не имеет в виду белую область на боковой стороне лезвия. Белая часть — это та часть, которая отбелена с помощью процесса полировки, называемого хадори, чтобы было легче увидеть хамон , а настоящий хамон представляет собой нечеткую линию внутри белой части. Настоящую линию хамона можно увидеть, держа меч в руке и глядя на него, меняя угол света, падающего на лезвие. [65] [66]
После того как клинок выкован, его отправляют на полировку. Полировка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует серию последовательно более мелких зерен полировального камня в процессе, называемом глазурованием, до тех пор, пока лезвие не приобретет зеркальную поверхность. Однако тупому краю катаны часто придают матовую поверхность, чтобы подчеркнуть хамон . [29]
Японские мечи обычно изготавливаются между шестью и восемью мастерами. Тосё ( Токо , Катанакадзи ) отвечает за ковку клинков, тогиси отвечает за полировку клинков, кинкоси ( чокинси ) отвечает за изготовление металлической фурнитуры для оснастки меча, сироганэси отвечает за изготовление хабаки (ошейника клинка), саяси занимается отвечает за изготовление ножен, нуриси отвечает за нанесение лака на ножны, цукамакиси отвечает за изготовление рукояти, а цубаши отвечает за изготовление цубы (гарды). Тосё использует в качестве помощников учеников-мечников. До периода Муромати тосё и качуши (оружейники) использовали излишки металла для изготовления цубы начали изготавливать специализированные мастера , но, начиная с периода Муромати, цубу . В наши дни кинкоши иногда служат сироганеши и цубаши . [67] [68]
Признательность
[ редактировать ]Исторически катана считалась не только оружием, но и произведением искусства, особенно высокого качества. В течение долгого времени японцы разработали уникальный метод оценки, при котором основой эстетической оценки считается клинок, а не оправа меча, украшенная роскошным лаком или металлическими изделиями. [69] [70]
Говорят, что есть три объекта, которые наиболее примечательны при оценке клинка. Первый — это общая форма, называемая сугата, которая представляет собой кривизну, длину, ширину, кончик и форму хвостовика меча. Второй представляет собой мелкий узор на поверхности лезвия, который называется хада или джигане . Путем неоднократного складывания и ковки лезвия на его поверхности образуются мелкие узоры, такие как отпечатки пальцев, годичные кольца и кора. Третий – хамон . Хамон — нечеткая линия на белом узоре режущей кромки, полученная путем закалки и отпуска. Объектом изучения является форма хамона и кристаллические частицы, образующиеся на границе хамона. В зависимости от размера частиц их можно разделить на два типа: ниэ и ниой , что делает их похожими на звезды или туман. Узор, ниэ и ниой хамона , как правило, трудно разглядеть, и зритель обычно держит меч в руке, меняя угол света, когда он попадает на лезвие. В дополнение к этим трем предметам, на хвостовике выгравированы подпись кузнеца и рисунок напильника, а также резьба, нанесенная на лезвие, называемая хоримоно , также являются объектами признательности. [65] [66] [69] [70]
Клан Хонами, который был авторитетом в оценке японских мечей, оценивал японские мечи с этой художественной точки зрения. Кроме того, с этих художественных точек зрения знатоки современных японских мечей судят, когда и какой школой оружейников был изготовлен меч. [69] [70]
Обычно лезвие и оправа японских мечей выставляются в музеях отдельно, и эта тенденция особенно заметна в Японии. Например, Нагойский музей японского меча «Nagoya Touken World», один из крупнейших музеев мечей Японии, размещает на своем официальном сайте и YouTube отдельные видеоролики клинка и установки меча. [71] [72]
Рейтинг японских мечей и оружейников
[ редактировать ]В Японии японские мечи оцениваются авторитетными организациями каждого периода, и часть авторитетного рейтинга актуальна и сегодня.
В 1719 году Токугава Ёсимунэ , восьмой сёгун , сёгуната Токугава приказал Хонами Кочу, который был авторитетом в оценке мечей, записывать в книги мечи, которыми владели даймё по всей Японии. В завершенном « Кёхо Мейбуцу Чо » (享保名物帳) было описано 249 драгоценных мечей, а еще 25 мечей были описаны позже. В список также включен 81 меч, уничтоженный во время предыдущих пожаров. Драгоценные мечи, описанные в этой книге, назывались « Мейбуцу » (名物), а критериями отбора были художественные элементы, происхождение и легенды. В список «Мэйбуцу» вошли 59 мечей, изготовленных Масамунэ , 34 — Аватагучи Ёсимицу и 22 — Го Ёсихиро, и эти три мастера-мечника считались особенными. Даймё спрятал некоторые мечи, опасаясь, что они будут конфискованы сёгунатом Токугава, поэтому даже некоторые драгоценные мечи не были указаны в книге. Например, Дайхання Нагамицу и Яматоригэ , которые сейчас признаны национальными сокровищами, не были внесены в список. [46]
Ямада Асаэмон V, который был официальным исследователем режущей способности меча и палачом сёгуната Токугава, опубликовал в 1797 году книгу « Кайхо Кендзяку » (懐宝剣尺), в которой оценил режущую способность мечей. В книге перечислены 228 мастеров меча, чьи кованые мечи называются « Вадзамоно » (業物), а высший « Сайдзё О Вадзамоно » (最上大業物) выбрал 12. В переиздании 1805 года к высшей ступени был добавлен один оружейник, а в крупнопереработанном издании 1830 года « Кокон Кадзибико » (古今鍛冶備考) к высшей ступени были добавлены два оружейника, и в итоге осталось 15 оружейников. присвоили высшую категорию. Катана , выкованная Нагасоне Котэцу , одним из лучших мастеров меча, стала очень популярной в то время, когда была опубликована книга, и было изготовлено множество подделок. В этих книгах не упоминаются три мастера-мечника, особо рассматриваемые в « Кёхо Мейбуцу Чо », и Мурамаса , который в то время славился ковкой мечей с высокой режущей способностью. Причинами этого считают то, что Ямада боялся бросить вызов авторитету сёгуна, что он не мог использовать на экзамене драгоценный меч, которым обладал даймё, и что он внимательно относился к легенде о проклятии Мурамасы. [46] [73]
В настоящее время в соответствии с Законом о защите культурных ценностей важные мечи, имеющие высокую историческую ценность, обозначены как важные культурные ценности ( Дзюё Бункадзай , 重要文化財), а особые мечи из них обозначены как национальные сокровища ( Кокухо , 国宝). Мечи, признанные культурными ценностями на основании закона 1930 года, который уже был отменен, имеют ранг, следующий за важными культурными ценностями как важными объектами искусства ( Дзюё Бидзюцухин , 重要美術品). Кроме того, Общество по сохранению японских художественных мечей , общественный фонд, оценивает мечи высокой ценности по четырем классам, а меч особой важности высшего класса ( Tokubetsu Juyo Token , 特別重要刀剣) считается эквивалентным мечу особой важности. ценность важного арт-объекта. Хотя мечи, принадлежащие японской императорской семье, не отнесены к национальным достояниям или важным культурным ценностям, поскольку они находятся за пределами юрисдикции Закона о защите культурных ценностей, существует множество мечей класса «Национальное достояние», и они называются «Национальное достояние». Гёбуцу » (Gyobutsu). [46] [74]
В настоящее время существует несколько авторитетных рейтинговых систем оружейников. два оружейника, получившие звание Императорского домашнего художника , а после 1955 года — шесть оружейников, удостоенных звания « Живое национальное достояние» Согласно рейтингу, утвержденному правительством Японии, с 1890 по 1947 год лучшими оружейниками считаются . Согласно рейтингу, утвержденному Обществом по сохранению японских художественных мечей, общественным фондом, 39 оружейников, получивших с 1958 года звание Муканса (無鑑査), считаются кузнецами самого высокого ранга. Лучший меч, выкованный японскими мастерами-мечниками, удостаивается самой почетной премии Масамунэ Общества сохранения японских художественных мечей. С 1961 года восемь мастеров меча получили премию Масамунэ, и среди них трое мастеров меча, Масамин Сумитани , Акицугу Амата и Тошихира Осуми, получили премию по три раза каждый, а Садакадзу Гассан II получил премию два раза. Эти четыре человека были названы «Живыми национальными сокровищами» и «Живыми национальными сокровищами». Включая . [75]
- Катана, выкованная Нагасоне Котэцу. Буквы, инкрустированные золотом на хвостовике ( накаго ), указывали на то, что Ямано Кауэмон (山野加右衛門), официальный палач сёгуната Токугава и экзаменатор по технике рубки мечом, разрезал четыре человеческих туловища, перекрывая друг друга. [76]
- Катана , выкованная Магороку Канемото . ( Сайдзё О Вадзамоно ) Поздний период Муромати. (вверху) Крепление катаны, период Раннего Эдо. (нижний)
Использование в боевых искусствах
[ редактировать ]Катана использовалась самураями как на поле боя, так и для занятий некоторыми боевыми искусствами, а современные мастера боевых искусств до сих пор используют разновидности катаны . Боевые искусства, в которых тренировки с катаной используются , включают айкидо , иайдзюцу , баттодзюцу , иайдо , кендзюцу , кендо , ниндзюцу , Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю и Синкендо . [77] [78] [79] Однако из соображений безопасности катана, используемая в боевых искусствах, обычно имеет тупую форму иайто или деревянный боккен , чтобы снизить риск травм. Острая катана на самом деле используется только во время тамэсигири (испытания клинка), когда практикующий тренируется разрезать бамбуковый или соломенный столб татами .
Хранение и обслуживание
[ редактировать ]При неправильном обращении при хранении или обслуживании катана может быть безвозвратно повреждена. Лезвие следует хранить в ножнах горизонтально, загнутым вниз и острием вверх, чтобы сохранить заточку. Чрезвычайно важно, чтобы лезвие оставалось хорошо смазанным, напудренным и отполированным, поскольку остатки естественной влаги с рук пользователя быстро вызовут ржавчину лезвия, если его не очистить. Традиционное используемое масло — масло тёдзи (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для ароматизации). важно Аналогичным образом, при длительном хранении катану часто осматривать и при необходимости проветривать, чтобы предотвратить образование ржавчины или плесени (плесень может питаться солями в масле, используемом для полировки лезвия). [80]
Мировые рекорды
[ редактировать ]С катаной было установлено множество мировых рекордов владения мечом, что подтверждено Книгой рекордов Гиннеса . иайдо Мастер Исао Матии установил рекорд по «Самому большому количеству сокращений катаны в боевых искусствах на один мат (суэгири)». [81] «Самые быстрые 1000 ударов мечом в боевых искусствах», [82] «Большинство мечов превращаются в соломенные циновки за три минуты», [83] и «Самый быстрый теннисный мяч (708 км/ч), разрезанный мечом». [84] Существуют различные рекорды Тамэсигири . Например, 25 июня 2016 года грек Агисилаос Весексидис установил рекорд по количеству ударов мечом в боевых искусствах за одну минуту (73). [85]
Ограничения на владение и торговлю
[ редактировать ]Республика Ирландия
[ редактировать ]В соответствии с Приказом 2009 года об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года (Наступательное оружие) (поправка) катаны, изготовленные после 1953 года, являются незаконными, если они не сделаны вручную в соответствии с традиционными методами. [86]
Великобритания
[ редактировать ]По состоянию на апрель 2008 года британское правительство добавило мечи с изогнутым лезвием длиной 50 см (20 дюймов) или более («длина клинка должна быть расстоянием по прямой линии от вершины рукоятки до кончика лезвия). ") к Приказу о наступательных вооружениях. [87] Этот запрет стал ответом на сообщения о том, что самурайские мечи использовались в более чем 80 нападениях и четырех убийствах за предыдущие четыре года. [88] Нарушителей запрета будут заключать в тюрьму на срок до шести месяцев и штраф в размере 5000 фунтов стерлингов . Практикующие боевые искусства , исторические реконструкторы и другие люди все еще могут владеть такими мечами. Меч также может быть легальным, если он был изготовлен в Японии до 1954 года или изготовлен с использованием традиционных методов изготовления мечей. Покупка также является законной, если ее можно классифицировать как «оружие мастера боевых искусств». Этот запрет распространяется на Англию , Уэльс , Шотландию и Северную Ирландию . ручной ковки В августе 2008 года в этот запрет были внесены поправки, разрешающие продажу и владение без лицензии «традиционной» катаной . [89]
Галерея
[ редактировать ]- Катана , выкованная Хизеном Тадаёси I. ( Сайдзё О Вадзамоно ) периода Адзути – Момояма. (вверху) Крепление катаны, период позднего Эдо. (нижний)
- Крепление катаны для Мусаси Масамунеме , период Эдо, Музей японского меча.
- Оправа катаны хирумаки (с рисунком пиявки) , покрытая ярко-красным лаком и завернутая в тонкую серебряную пластину, период Эдо, Музей японского меча.
- Крепления для катаны ( Дайсё ) с рисунком ледяных трещин. Период Эдо, признан важным памятником , Музей японского меча.
- Крепление меча в стиле Дайсё , золотая полоса на красном лакированном фоне. XVI век, период Адзути-Момояма . Важная культурная ценность . Токийский национальный музей . Эти мечи принадлежали Тоётоми Хидэёси .
- Оправа для катаны в полированных черных лаковых ножнах, период Эдо. Музей изящных искусств, Бостон .
- Крепление для катаны , выкованное Мотосигэ. конец 16 или начало 17 века, период Адзути-Момояма или Эдо . Важная культурная ценность. Токийский национальный музей.
- Японская катана с изображением хоримоно (резьба по лезвию), Метрополитен-музей.
- Рукоять катаны . Ранний период Эдо.
- Надпись ( мэй ) на хвостовике ( накаго ) катаны, выкованной Хидзэн тадаёси I, период Адзути-Момояма. (вверху) Рукоять катаны . Поздний период Эдо. (нижний)
- Косирэ периода Эдо (навесные изделия) дайсё , кожа ската, обернутая шелком.
- Киссаки периода Эдо (острие) катаны
См. также
[ редактировать ]- Меч
- Палаш
- Дайсё
- Дха (меч)
- Хэнданг
- Иайдо
- Крепления японских мечей
- Японский меч
- Японские мечи в художественной литературе
- Кендзюцу
- Корейский меч
- Длинный меч
- Одачи
- Тачи
- Тенка-Гокен («Пять мечей под небом») - пять отдельных мечей, традиционно считающихся лучшими японскими мечами.
- Вакидзаси
- Водао
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , с. 43. ISBN 978-4651200408
- ^ Перейти обратно: а б Такео Танака (2012, Воко, стр. 104. Коданша ). ISBN 978-4062920933
- ^ «Совершенство японских технологий…» . Mainichi Shimbun , 27 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ключевые моменты для оценки японских мечей: «Внешний вид японских мечей». Музей Токен в Нагое. Мир Токен.
- ^ Разница между японским мечом и мечом Музей японского меча в Нагое Touken World
- ^ 1988 , ( Кокуго Дзитен , исправленное издание японском языке), Токио : Сёгакукан , запись о катане Дай на доступна онлайн здесь
- ^ 2006 , 大辞林 ( Дайдзирин ) , Третье издание (на японском языке), Токио : Сансейдо , ISBN 4-385-13905-9
- ^ 1995 , Дайдзисен ( , , на японском языке Токио : Сёгакукан ) ISBN 4-09-501211-0 , запись 刀 ( катана ) доступна онлайн здесь.
- ^ «Какая длина катаны?» . Средневековый мир мечей . 3 августа 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Сун-Джин Ким (1996). Словарь Таттла по боевым искусствам Кореи, Китая и Японии . Издательство Таттл. п. 61. ИСБН 978-0-8048-2016-5 .
- ^ Адриан Акмаджян; Ричард А. Демерс; Энн К. Фармер; Роберт М. Харниш (2001). Лингвистика: Введение в язык и коммуникацию . Массачусетс: MIT Press. п. 624. ИСБН 9780262511230 .
- ^ Перейти обратно: а б Себастьян Родольфо Далгадо; Энтони X. Соареш (1988). Португальские лексики в азиатских языках: из португальского оригинала монсеньора Себастьяна Родольфо Далгадо . Книги Южной Азии. п. 520. ИСБН 978-81-206-0413-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Канзан Сато (1983). Японский меч: подробное руководство (Библиотека японского искусства) . Япония: Коданша Интернэшнл. п. 220. ИСБН 978-0-87011-562-2 .
- ^ Тамио Цучико (май 2002 г.). Японские мечи: вызов 21 века Kodansha International, стр. 30. ISBN. 978-4-7700-2854-9 .
- ^ Роджер Форд (2006). Оружие: визуальная история оружия и доспехов . Издательство ДК. стр. 66, 120. ISBN. 9780756622107 .
- ^ Энтони Дж. Брайант и Ангус МакБрайд (1994) Самураи 1550–1600 . Издательство Оспри. п. 49. ISBN 1855323451
- ^ Перейти обратно: а б Кадзухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр42. ISBN 978-4651200408
- ^ Перейти обратно: а б Историк, сентябрь 2020 г., стр. 40–43 ASIN B08DGRWN98 .
- ^ Перейти обратно: а б с Оружие для боя – копья, мечи, луки. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Перейти обратно: а б История японских мечей «период Муромати - период Адзути-Момояма». Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Переход кото, синто, синсинто и гендайто. Музей японского меча в Нагое Touken World
- ^ Перейти обратно: а б с Историк , сентябрь 2020 г., стр. 40. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Список терминов, связанных с японскими мечами «Сасуга». Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Перейти обратно: а б Различия японских мечей по статусу. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Стивен Тернбулл (8 февраля 2011 г.). Катана: Самурайский меч . Издательство Оспри. стр. 22–. ISBN 978-1-84908-658-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кокан Нагаяма (1997). Книга знатока японских мечей . Коданша Интернэшнл. п. 28. ISBN 978-4-7700-2071-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Такео Танака (1982) Международные отношения и культурный обмен стр.348 ASIN B000J7JC30 .
- ^ Джунко Оиси. «Анализ слов Вэ-геом и Вэ-геом-са в классической корейской литературе» . п. 72. Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леон Капп; Хироко Капп; Ёсиндо Ёшихара (1987). Мастерство японского меча . Япония: Коданша Интернэшнл. п. 167. ИСБН 978-0-87011-798-5 .
- ^ Историк , сентябрь 2020 г., стр. 70–71. ASIN B08DGRWN98.
- ↑ Коичи Шинода (1 мая 1992 г.). Китайское оружие и доспехи . Синкигенша. ISBN 9784883172115
- ↑ Рекиши Гунзо (2 июля 2011 г.). Полное собрание сочинений по стратегическому и тактическому оружию. От Древнего Китая к современному Китаю . Гаккен. ISBN 9784056063448
- ^ Масамунэ, мастер легенды Сосю, Музей японского меча Touken World.
- ^ Аюми Харада (24 октября 2016 г.). «Рецепция и трансформация иностранных культур в Таиланде; упор на предметы внешней торговли 13-18 веков» (PDF) (на японском языке). Японское общество содействия науке . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2021 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ веблио Хандачи-Гошираэ .
- ^ История японского меча. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Перейти обратно: а б Ключевые моменты при оценке японских мечей: «Каково отражение японского меча?» Музей японских мечей в Нагое, мир Touken.
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 120. Me no Me, 2017. ISBN 978-4907211110
- ^ Специальная выставка «Уметада, герой мира меча Момояма». Интернет-музей.
- ^ Оскар Ратти; Адель Уэстбрук (1991). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Издательство Таттл. п. 484. ИСБН 978-0-8048-1684-7 .
- ^ Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , с. 46. ISBN 978-4651200408
- ^ Перейти обратно: а б с Историк , сентябрь 2020 г., стр. 42–43 ASIN B08DGRWN98 .
- ^ Выставка Киёмаро, мастера японского изготовления мечей, работавшего в конце периода Эдо = Динамичная режущая кромка, рисунок клинка, полный динамизма Jiji Press .
- ^ Выставка Киёмаро - Мастер-ремесленник, очаровавший патриотов в конце периода Эдо - Интернет-музей.
- ↑ Минамото-но Киёмаро, также известный как Ёцуя Масамунэ, — лучший мастер по изготовлению новых мечей Когэтудо.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейтинг и история японских мечей Touken World .
- ↑ Наконец-то воспроизводим знаменитые мечи периода Камакура, автор редакционной статьи Сёхей Нагацудзи, Санкей Симбун , 2 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кокан Нагаяма (1997). Книга знатока японских мечей . Коданша Интернэшнл. п. 43. ИСБН 978-4-7700-2071-0 .
- ^ Вершина элегантности -Аксессуары для меча из коллекции Мицумура-. Музей Нэдзу.
- ^ Мир дендизма Эдо от мечей до Инро. Интернет-музей
- ^ Вершина элегантности -Аксессуары для меча из коллекции Мицумура-. Интернет-музей.
- ^ Перейти обратно: а б Синклер, Клайв (1 ноября 2004 г.). Самурай: Оружие и дух японского воина . Лайонс Пресс. стр. 58–59. ISBN 978-1-59228-720-8 .
- ^ Юмото, Джон (13 декабря 2013 г.). Самурайский меч: Справочник . Издательство Таттл. стр. 6, 70. ISBN. 978-1-4629-0706-9 .
- ^ Капп, Леон; Хироко Капп; Ёсиндо Ёшихара (январь 2002 г.). Современные японские мечи и оружейники: с 1868 года по настоящее время . Коданша Интернэшнл. стр. 58–70. ISBN 978-4-7700-1962-2 .
- ^ Синклер, Клайв (1 ноября 2004 г.). Самурай: Оружие и дух японского воина . Лайонс Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-59228-720-8 .
- ^ Шеклфорд, Стив (7 сентября 2010 г.). «Меч Капитолия Мира» . Дух меча: праздник артистизма и мастерства . Иола, Висконсин: Адамс Медиа. п. 23. ISBN 978-1-4402-1638-1 .
- ↑ Санкей Симбун, 22 июня 2018 г., с. 1.
- ↑ Санкей Симбун, 22 июня 2018 г., с. 2.
- ^ Историк , сентябрь 2020 г., стр. 36, 47, 50. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Группа по изучению железа и образа жизни (2008). Очень простая книга о железе Никкан Когьо Симбунша. , ISBN 978-4-526-06012-0 .
- ^ «Тайны самурайского меча». Pbs.org . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Шаг 1: Виды мечей катаны» . Обзоры меча катана . 3 сентября 2015 г. Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Коэн, Ричард (18 декабря 2007 г.). Мечом: история гладиаторов, мушкетеров, самураев, головорезов и олимпийских чемпионов . Издательская группа Random House. п. 124. ИСБН 978-0-307-43074-8 .
- ^ Дрю, Джеймс (15 февраля 2009 г.). Тайцзи Цзянь, 32-позиционная форма меча . Поющий дракон. п. 10. ISBN 978-1-84642-869-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Разговор о Музее меча Бидзэн Осафунэ 2 (на японском языке). Музей токен Бидзэн Осафуне/Компания по скоростной автомагистрали моста Хонсю-Сикоку. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Давайте посмотрим на различные модели лезвий. (на японском языке). Музей японского меча в Нагое «Мир Нагоя Тоукен». Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Мастер изготовления аксессуаров для мечей, Музей японского меча в Нагое, Мир Тоукен в Нагое.
- ^ Японский меч Бидзэн Осафунэ. Сетуши, префектура Окаяма.
- ^ Перейти обратно: а б с Как оценить японский меч. Тозандо.
- ^ Перейти обратно: а б с Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , стр. 117–119. ISBN 978-4651200408
- ^ Видео Touken World на YouTube о японских мечах.
- ^ Видео Touken World на YouTube о кошираэ (креплениях для мечей)
- ^ Ивасаки, Косукэ (1934), «Проклятие Мурамасы», Курс японского меча, том 8, Исторические анекдоты и практическая оценка, Юзанкаку, стр. 91–118, дои : 10.11501/1265855.
- ^ статье 17, параграфе 1 Правил экзамена>. <Критерии экзамена , основанные на
- ^ Японский оружейник/кузнец ``Мукансё'', Музей японских мечей в Нагое. Мир Токен.
- ^ Катана с подписью Нагасоне Окисато Нюдо Котэцу. Токийский художественный музей Фудзи .
- ^ Мейсон Смит (декабрь 1997 г.). «Выстоять и доставить» . Журнал «Черный пояс» . 35 (12). Active Interest Media , Inc.: 66. ISSN 0277-3066 .
- ^ Священник, Грэм; Дэймон Янг (21 августа 2013 г.). Боевые искусства и философия: избиение и небытие . Открытый суд. п. 209. ИСБН 978-0-8126-9723-0 .
- ^ Грин, Томас А.; Джозеф Р. Свинт (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО. стр. 120–121. ISBN 978-1-59884-243-2 .
- ^ Уорнер, Гордон ; Донн Ф. Дрегер (2005). Японское фехтование: техника и практика . Бостон, Массачусетс: Уэзерхилл. стр. 110–131. ISBN 978-0834802360 .
- ^ Большинство мечей в боевых искусствах разрезаются на один коврик (Суэгири) Книга рекордов Гиннеса.com
- ^ Самые быстрые 1000 ударов мечом в боевых искусствах. [ постоянная мертвая ссылка ] Книга рекордов Гиннесса.com
- ^ Наибольшее количество порезов меча на соломенные циновки за три минуты. Книга рекордов Гиннеса.com
- ^ Самый быстрый теннисный мяч (820 км/ч), разрезанный мечом. Книга рекордов Гиннеса.jp (на японском языке)
- ^ «Большинство мечей в боевых искусствах разрубаются за одну минуту (рисовая соломка)» . Книги рекордов Гиннесса. 25 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г.
- ^ «SI № 338/2009 — Закон об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года (наступательное оружие) (поправка) Приказ 2009 года» . Сборник законов Ирландии, Правительство Ирландии. 28 августа 2009 г.
- ^ Закон об уголовном правосудии 1988 года (наступательное оружие) (поправка) Приказ 2008 года . Opsi.gov.uk (19 ноября 2010 г.). Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Запрет на имитацию самурайских мечей» . Новости Би-би-си . 12 декабря 2007 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
Призывы к запрету прозвучали после ряда громких инцидентов, в которых в качестве оружия использовались дешевые самурайские мечи. По оценкам Министерства внутренних дел, за последние годы было совершено около 80 нападений с использованием самурайских клинков, в результате которых погибло как минимум пять человек.
- ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ МЕМОРАНДУМ К ЗАКОНУ ОБ УГОЛОВНОМ ПРАВОСУДИИ 1988 ГОДА (НАСТУПАЮЩЕЕ ОРУЖИЕ) (ПОПРАВКА № 2): ПРИКАЗ 2008 ГОДА . opsi.gov.uk. Проверено 8 августа 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перрен, Ноэль (1980). Отказ от оружия: возвращение Японии к мечу, 1543–1879 гг . Бостон: Дэвид Р. Годин. п. 140. ИСБН 978-0-87773-184-9 .
- Робинсон, Х. Рассел (1969). Японское оружие и доспехи . Нью-Йорк: Crown Publishers Inc.
- Сато, Канзан (1983). Японский меч . Коданша Интернэшнл. ISBN 9780870115622 .
- Такеучи (он же Т), С. Александр. «Страница доктора Т. «Случайные мысли Нихонто»» . Флоренция, Алабама: Факультет социологии Университета Северной Алабамы. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года.
- Юмото, Джон М. (1958). Самурайский меч: Справочник . Бостон: Издательство Таттл. п. 204. ИСБН 978-0-8048-0509-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Катаной, на Викискладе?