Jump to content

Свекровь

Иси-дзё с нагинатой , гравюра на дереве Утагавы Куниёси , 1848 год.

-муся — это в Онна термин, обозначающий женщин- воинов досовременной Японии. [ 1 ] [ 2 ] которые были представителями класса буси ( воинов ). Их обучали обращению с оружием для защиты своего дома, семьи и чести во время войны; [ 3 ] [ 4 ] многие из них сражались вместе с самураями . [ 5 ] [ 6 ]

Онна-муся также занимает важное место в японской литературе , причем Томоэ Годзен и Хангаку Годзен являются известными и влиятельными примерами. [ 5 ]

Период Камакура

[ редактировать ]
Томоэ Гозен

Война Гэмпэй (1180–1185 гг.) ознаменовала войну между кланами Тайра (Хэйкэ) и Минамото (Гэндзи), двумя очень известными японскими кланами позднего периода Хэйан . Эпос « Сказка о Хэйке» был написан в начале 13 века в память об историях отважных и преданных самураев . [ 7 ] Среди них был Томоэ Гозен , слуга Минамото-но Ёсинака из клана Минамото . Она помогала Ёсинаке защищаться от сил его двоюродного брата Минамото-но Ёритомо , особенно во время битвы при Авадзу в 1184 году. [ 8 ]

В «Сказке о Хейке» она описывалась как: [ 9 ]

…особенно красива, с белой кожей, длинными волосами и очаровательными чертами лица. Она также была удивительно сильным лучником, а как фехтовальщица она была воином стоимостью в тысячу человек, готовым противостоять демону или богу, конном или пешем. Она превосходно управлялась с необъезженными лошадьми; она скатилась невредимой по опасным спускам. Всякий раз, когда битва была неизбежна, Ёсинака отправлял ее в качестве своего первого капитана, вооруженную прочными доспехами, огромным мечом и могучим луком; и она совершила больше подвигов, чем любой другой его воин.

Томоэ Годзен не всегда считался исторической личностью. [ 10 ] Тем не менее, она оказала влияние на большую часть класса воинов, включая многие традиционные школы Нагината. Ее действия в бою привлекли большое внимание в искусстве, например, в Но пьесе «Томоэ» и различных укиё-э . [ 11 ] [ 1 ]

Хангаку Гозен

Другой знаменитой женщиной-генералом войны Генпэй была Хангаку Годзэн . В то время как Томоэ Гозен был союзником клана Минамото, Хангаку был союзником клана Тайра. Существование этих двух выдающихся женщин-генералов подтверждает, что положение женщин в это время было еще менее неравным, чем в последующие периоды. [ 12 ] [ 13 ]

В прошлые века, [ когда? ] чаще можно было увидеть, как женщины становились императрицами, [ 14 ] но это изменится в будущем во время реставрации Мэйдзи . На протяжении всей японской истории женщины, хотя и не становились де-юре вождями самурайских кланов, в некоторых случаях де-факто управляли своими кланами.

Канцлер Тоин Кинката (1291–1360) упоминает в своем журнале «Энтаирьяку» (園太暦) «преимущественно женскую кавалерию » , но без дальнейших объяснений. С ограниченными подробностями он заключает: «женских кавалеристов много». Поскольку он отметил, что они были выходцами из западной Японии, возможно, женщины из западных регионов, далеких от крупных столиц, чаще участвовали в боях. Сообщалось также о женщинах, формирующих кавалерийские войска, в период Сэнгоку ( ок. 1467 – ок. 1600 ). [ 15 ] [ 16 ]

Период Сэнгоку

[ редактировать ]

Во времена сёгуната Асикага из-за напряженных отношений между вассалами сёгуната Япония снова вступила в войну. [ 17 ] В 1460 году, когда сёгун Асикага Ёсимаса отрекся от своего поста в пользу своего младшего брата Асикага Ёсими , Хино Томико (жена Ёсимасы) была категорически против этого решения. Томико искала политическую и военную поддержку, чтобы править в качестве регента до рождения сына, заручившись поддержкой Ямана Содзэна и других лидеров могущественных самурайских кланов. Затем она пошла войной против Ёсимасы и его сторонников, особенно клана Хосокава . Этот спор о престолонаследии положил начало войне Онин (1467–1477) и привел к началу периода Сэнгоку . [ 18 ]

Считалось, что Комацухимэ сражался при осаде Уэды и бросил вызов Санаде Масаюки у входа в замок Нумата .

В период Адзути-Момояма , когда несколько даймё брали на себя управление своими делами и воевали друг против друга за территорию, женщины благородных кланов и даже крестьянки — члены сект Икко-икки , Икко-сю , Сайка Икки и других сект Икки отправлялись в поля сражений. В 1569 году, когда вассал семьи Мори из западной Японии ушел из кампании, его жена Итикава-но Цубоне взяла на себя ответственность за защиту замка Кономине вместе со своими вооруженными фрейлинами . Нападения на Ямасиро (山城; замки на вершинах гор), характерную крепость даймё , предоставили женщинам множество нежелательных возможностей участвовать в обороне и понести высшую жертву, если замок падет. [ 19 ] [ 20 ]

Женщины участвовали в боях вплоть до объединения Японии Тоётоми Хидэёси . В 1591 году несколько женщин защищали замок Кунохэ, даже когда он горел во время восстания Кунохэ . После смерти Хидэёси его наложница Ёдо-доно взяла на себя фактическое руководство кланом Тоётоми, и в 1614 году она вместе со своим сыном Хидэёри воевала с восходящим сёгунатом Токугава . В 1615 году, когда Токугава Иэясу снова напал на замок Осаки , Ёдо-доно и ее сын покончили жизнь самоубийством в огне замка Осака. Самоубийство в горящем замке, возможно, было последним актом верности женщине-самураю. [ 21 ]

Свидетельства женского участия в боях

[ редактировать ]

В период Сэнгоку есть несколько свидетельств женщин, активно сражавшихся на поле боя, например, случаи Мёрина , вдохновившего людей на борьбу против 3000 солдат Симадзу , Кайхимэ , сражавшихся против клана Тоётоми при осаде Оси (1590 г.). , Онамихимэ , которая стала представительным лидером клана Никайдо и сражалась в различных битвах против своего племянника Датэ Масамунэ , и Акаи Теруко , которая прославилась боевыми действиями, пока ей не исполнилось 76 лет и стала известна как «Самая сильная женщина в Воюющих царствах». Период". [ 21 ] Действия Охори Цурухиме принесли ей титул « Жанна д'Арк Японии» и сделали ее одной из самых узнаваемых женщин-воинов в истории Японии. [ 22 ]

Юки-но Ката защищает замок Цу во время кампании Сэкигахара.

В 16 веке существовали боевые подразделения, состоящие только из женщин, как это было в случае с Икеда Сеном , который возглавил 200 женщин -мушкетеров ( отряд Тэппо ) в битве при Сидзугатаке и битве при Комаки-Нагакуте . [ 23 ] Отадзу-но ката сражался вместе с 18 вооруженными служанками против войск Токугавы Иэясу . [ 24 ] Уэно Цурухимэ возглавил тридцать четыре женщины в самоубийственном нападении на армию Мори. [ 25 ] Татибана Гинчиё , предводительница клана Татибана, сражалась со своими женскими отрядами в кампании на Кюсю (1586 г.), а при осаде Янагавы (1600 г.) организовала сопротивление, сформированное монахинями, против наступления Восточной армии . [ 26 ]

В 1580 году женщина из клана Бессё присоединилась к восстанию против Тоётоми Хидэёси во время осады Мики . Ее муж Бессё Ёсичика был одним из лидеров восстания, и она сыграла ключевую роль во время осады, объединившись с кланом Мори. Восстание длилось три года, пока Бессё Нагахару не сдал замок Хидэёси. Вскоре после этого леди Бесшо покончила жизнь самоубийством. В 1582 году Ода Нобунага предпринял последнюю атаку на клан Такэда в серии сражений, известных как Битва при Тенмокудзан . Ода Нобутада (сын Нобунаги) повел 50 000 солдат против 3 000 союзников Такэда во время осады замка Такато . , записано В сборнике хроник клана Ода , Синчо коки , что во время этой битвы женщина из клана Сува бросила вызов силам Нобутада.

Женщины и мужчины во время ночного нападения на резиденцию Ёсицунэ в Хорикаве , 16 век (Япония)

Считается, что в сражениях участвовало гораздо больше женщин, чем зафиксировано в исторических записях. [ 27 ] Например, Тернбулл утверждает, что анализы ДНК 105 тел, раскопанных во время битвы при Сенбон-Мацубару между Такэда Кацуёри и Ходзё Уджинао в 1580 году, показали, что 35 из них были женщинами. [ 28 ] Однако источник, на который, по-видимому, ссылается Тернбулл, не использует анализ ДНК, а вместо этого использует менее надежные методы, основанные на размере и форме височных костей черепа. [ 29 ] Другие раскопки проводились в районах, где происходили сражения вдали от замков. Японский археолог Сузуки Хироацу объясняет, что, хотя в местах осады замков часто находят кости женщин или детей, поскольку они обычно участвовали в обороне, отсутствие замка на стоянке Сэнбон-Мацубару привело его к выводу, что «эти женщины пришли здесь, чтобы сражаться и умирать » , и мог бы быть частью армии. Согласно этим исследованиям, 30% боевых трупов, обнаруженных вдали от замков, принадлежали женщинам. Раскопки, проведенные на других местах боевых действий по всей Японии, дали аналогичные результаты. По словам Стивена Тернбулла , детали раскопок подтверждают, что онна-муся наверняка присутствовали на поле боя. [ 21 ] [ 30 ]

Период Эдо и далее

[ редактировать ]
Онна-муся в битве при Айдзу ( Адачи Гинко, 1877 г.)

Из-за влияния неоконфуцианства Эдо (1600–1868) статус онна-муся значительно снизился. [ 1 ] [ 31 ] Функции онна-муса менялись в соответствии с функциями их мужей. Самураи больше не интересовались сражениями и войной, а стали бюрократами . Женщины, особенно дочери большинства представителей высшего сословия, вскоре стали пешками в мечтах об успехе и власти. Ревущие идеалы бесстрашной преданности и самоотверженности постепенно сменились тихим, пассивным, гражданским послушанием.

Путешествия в период Эдо были трудными и тревожными для многих женщин-самураев из-за жестких ограничений. Их всегда должен был сопровождать мужчина, поскольку им не разрешалось путешествовать одним. Кроме того, они должны были иметь специальные разрешения, определяющие их деятельность и мотивы. Женщины-самураи также подвергались серьезным преследованиям со стороны чиновников, дежуривших на контрольно-пропускных пунктах. [ 32 ] [ 33 ]

Практикующая Кендзюцу (мечница) в поединке

Начало 17 века ознаменовало значительную трансформацию социального признания женщин в Японии. Многие самураи рассматривали женщин исключительно как носителей детей; представление о женщине как о подходящем товарище на войне больше не представлялось возможным. Отношения между мужем и женой можно было соотнести с отношениями лорда и его вассала. По словам Эллиса Амдура , «мужья и жены обычно даже не спали вместе. Муж навещал жену, чтобы начать какой-либо сексуальный контакт, а затем удалялся в свою комнату». [ 1 ] [ 31 ]

Хотя женщины изучали исключительно техники обращения с нагинатой, некоторые женщины нарушали традицию и изучали другие техники, такие как Кендзюцу . Сасаки Руи , Тиба Санако и Наказава Кото — примеры женщин, которые стали выдающимися фехтовальщицами в период Эдо. возглавляемые женщинами, В это время школы кендзюцу, становятся обычным явлением, хотя традиционно руководство этими школами передается по отцовской линии .

В 1868 году, во время битвы при Айдзу в войне Босин , Накано Такэко , член клана Айдзу , была принята на работу, чтобы стать лидером женского корпуса Дзёситай ( 娘子隊 , Женская армия) . [ 34 ] который сражался против натиска 20 000 солдат Императорской японской армии области Огаки . Обладая высокими навыками владения нагинатой, Такеко и ее отряд численностью около 20 человек присоединились к 3000 другим самураям Айдзу в бою. В Хокай-дзи в Айзубанге , провинция Фукусима, установлен памятник в ее честь. Менее знаменитыми, но не менее примечательными являются усилия Ямамото Яэко , Мацудайры Теру и Ямакавы Футабы , которые служили бойцами, защищавшими замок Айдзувакамацу во время битвы при Айдзу . Позже Яэко станет одним из первых гражданских лидеров за права женщин в Японии. [ 35 ]

Женщины, сражающиеся с императорской армией во время покорения Кагосимы в Сассю (Сацума), автор Ёситоси , 1877 год.

Конец периода Эдо был временем больших политических потрясений, которые продолжались и в период Мэйдзи (1868–1912). Восстание против политики нового правительства Мэйдзи возглавили самураи области Сацума (так называемое восстание Сацума ) в 1877 году. За почти 1000 лет существования класса самураев женщины оказались последним сопротивлением во время военной осады. Последние записи об участии женщин самураев в боях относятся к периоду восстания Сацума. Сообщается, что несколько женщин участвовали в боях при защите города Кагосима . Восстание также фактически положило конец классу самураев, поскольку новая Императорская японская армия, состоящая из призывников без учета социального класса, зарекомендовала себя в боях, положив конец истории онна -муся . [ 36 ]

Накано Такеко Холдинговая компания

Самым популярным оружием онна-муся является нагината , универсальное обычное древковое оружие с изогнутым лезвием на конце. [ 37 ] [ 38 ] Оружие в основном пользуется популярностью из-за его длины, которая может компенсировать преимущество в силе и размере тела противников-мужчин. [ 1 ] [ 39 ]

Нагината занимает нишу между катаной и яри , что весьма эффективно в ближнем бою , когда противник находится на расстоянии, а также относительно эффективно против кавалерии . [ 40 ] [ 41 ] Благодаря тому, что нагината использовалась многими легендарными женщинами-самураями, она стала культовым вооружением женщин-воинов. В период Эдо было создано множество школ, ориентированных на использование нагинаты, которые увековечили ее связь с женщинами.

Кроме того, поскольку большую часть времени их основной целью как онна-муся была защита своих домов от мародеров, упор делался на оружие дальнего боя, которое можно было стрелять из оборонительных сооружений. [ 1 ] [ 39 ]

Наследие

[ редактировать ]
Группа девушек празднует женскую армию на параде Айдзу.

Образ женщин-самураев продолжает оказывать влияние на боевые искусства, исторические романы , книги и популярную культуру в целом. [ 42 ] Подобно куноичи (женщинам-ниндзя) и гейшам , поведение онна-муса рассматривается как идеал японских женщин в фильмах, мультфильмах и сериалах. На Западе онна-муся вышел в эфир исторический документальный фильм «Королевы воинов-самураев» приобрела популярность, когда на Смитсоновском канале . [ 43 ] [ 44 ] Несколько других каналов повторили документальный фильм. 56-я NHK драма таёжная «Наотора: Леди-воительница » стала первой драмой NHK, где главная героиня-женщина является главой самурайского клана. [ 45 ] 52-я тигровая драма NHK «Яэ но Сакура » фокусируется на Ниидзиме Яэ , женщине-воине, сражавшейся в войне Босин . В этой драме изображены Накано Такэко, Мацудайра Теру и другие молодые люди . [ 46 ] Еще одна таёжная драма, в которой изображен знаменитый онна-муса Томоэ Годзен, — «Ёсицунэ» , вышедшая в эфир в 2005 году. [ нужна ссылка ]

В Японии Томоэ Годзен и Накано Такэко оказали влияние на школы нагинаты и их техники. Независимо от того, созданы ли эти школы мужчинами или женщинами, они обычно почитают онна-муся . [ 1 ] Во время ежегодного осеннего фестиваля Айдзу группа молодых девушек в повязках хакама и сиро принимает участие в процессии, посвященной действиям Накано и Дзёситай ( Девичьей армии ). [ 47 ] Другими важными примерами являются Ямакава Футаба и Нидзима Яэ , ставшие символами борьбы за права японских женщин. Некоторые из онна-муса стали символами города или префектуры. Ии Наотора и Татибана Гинчиё часто отмечаются на фестивалях Хамамацу и Янагава соответственно. Монахиня-воительница Мёрин прославляется в районе Цурусаки города Оита , а Охори Цурухимэ является главным героем местного фольклора и фестивалей на острове Омисима . Несколько других женщин-самураев прославляются в поп-культуре, торговле и фольклоре.

Знаменитая женщина-муша

[ редактировать ]
Нидзима Яэ с катаной , винтовкой и стихотворением вака

Это знаменитые онна-муся с выдающимися достижениями в истории:

  • Императрица Дзингу (169–269): полулегендарная императрица-регентша, которая участвовала во многих важных событиях в истории Японии и возглавила мифологическое вторжение на Корейский полуостров. [ 48 ]
  • Накано Такэко (1847–1868): лидер Дзёситай ( Девичьей армии ), она участвовала в войне Босин , возглавив несколько женщин в атаке против имперских сил. Благодаря реформам эпохи Мэйдзи, Такэко и женщины Дзёситай стали одними из последних самураев в истории. [ 35 ]
  • Нидзима Яэ (1845–1932): Она была одним из последних самураев в истории. Она участвовала в войне Босин и служила медсестрой во время русско-японской войны и китайско-японской войны . Позже она стала ученым и стала одним из символов борьбы за права женщин . Яэ был одним из первых людей, удостоенных награды Империи Мэйдзи .
  • Томоэ Годзен (12 век): Ее история из «Сказания о Хэйке» повлияла на несколько поколений самураев. [ 8 ]
  • Ёдо-доно (1569–1615): дворянка, которая была кастеляном замка Ёдо, а позже стала настоящей главой замка Осака . Она руководила многими политическими мероприятиями после смерти своего мужа Хидэеси . Как опекун Хидэёри (сына Хидэёси), она бросила вызов клану Токугава, возглавив таким образом осаду Осаки , последнюю битву периода Сэнгоку, завершившую период войны на следующие 250 лет.
Имя Рождение Смерть Период
Акаи Теруко 1514 1594 Сэнгоку
Ямакава Футаба 1844 1909 Мэйдзи
Асикага Удзинохимэ 1574 1620 Сэнгоку – Эдо
Охори Цурухиме 1526 1543 Сэнгоку
Татибана Гинчиё 1569 1602 Сэнгоку
Кайхимэ 1572 после 1615 г. Сэнгоку
Мёрин Сэнгоку
Хангаку Гозен Хэйан Камакура
Харима-но Цубоне Камакура
Комацухимэ 1573 1620 Сэнгоку – Эдо
Маэда Мацу 1547 1617 Сэнгоку – Эдо
Мунаката Сайкаку Сэнгоку
Накадзава Кото 1839 1927 Бакумацу
Сасаки Руи Или
Леди Итикава 1585 Сэнгоку
Икеда Сен 1599 Сэнгоку
Мацудайра Теру 1833 1884 Эдо – Мэйдзи
Миёхимэ 1553 1615 Сэнгоку
Отадзу-но ката 1550 1568 Сэнгоку
Онамихимэ 1541 1602 Сэнгоку
Леди Оцуя 1575 Сэнгоку
Уэно Цурухимэ 1577 Сэнгоку
Наша Катакура 1538 1610 Сэнгоку
Фудзисиро Гозен Сэнгоку
Игра 1560 1625 Сэнгоку – Эдо
Като Цуне Сэнгоку
Кушихаши Теру 1553 1627 Сэнгоку – Эдо
Миоки Сэнгоку
Нумата Джако 1544 1615 Сэнгоку – Эдо
Они Гозен Сэнгоку
Окадзи-но Ката 1578 1642 Сэнгоку – Эдо
Окио 1589 Сэнгоку
Омаса 1602 Сэнгоку
Сигаси 1587 Сэнгоку
Леди Шираи 1565 Сэнгоку
Юки но Ката Сэнгоку
Сейсин-ни 1585 1644 Сэнгоку – Эдо
Тосёин 1460 г. 1460 г. Сэнгоку
Джимбо Юкико 1845 1868 Или

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ДеМарко, Майкл; и др. (Эллис Амдур) (01 июля 2016 г.). «Роль женщин с оружием в истории Японии» . Женщины и азиатские боевые традиции . Через издательство СМИ. стр. 7–45. ISBN  978-1-893765-28-3 .
  2. ^ Англо-японский словарь Чжисинкан, 1872. стр. 22. Амазонка - женщина-воин.
  3. ^ Джойс, Томас Атол (1915). «Япония Клайва Холланда» . Женщины всех наций: отчет об их характеристиках, привычках, манерах, обычаях и влиянии . Компания Фанк и Вагналлс. п. 508.
  4. ^ Джерси, Мэн (1893 г.). «Преобразование Японии» . Девятнадцатый век: Ежемесячный обзор . Девятнадцатый век и после, Limited. п. 379.
  5. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). «Глава: Введение». Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 4–6. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  6. ^ Перес, Луи Г. (1998). История Японии . Издательская группа Гринвуд. п. 35. ISBN  978-0-313-30296-1 .
  7. ^ Маккалоу, Хелен Крейг (1988). Хейке Моногатари . Издательство Стэнфордского университета. п. 6. ISBN  978-0-8047-1803-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 36–37. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  9. ^ Маккалоу, Хелен Крейг (1988). Хейке Моногатари . Издательство Стэнфордского университета. п. 291. ИСБН  978-0-8047-1803-5 .
  10. ^ Толер, Памела Д. (26 февраля 2019 г.). Женщины-воины: неожиданная история . Маяк Пресс. п. 181. ИСБН  978-0-8070-6432-0 .
  11. ^ Уэйд, Мара Р. (5 декабря 2013 г.). «Женщина-воин Томоэ в японских пьесах средневековья и раннего Нового времени» . Гендерные вопросы: дискурсы насилия в литературе и искусстве раннего Нового времени . Родопи. п. 44. ИСБН  978-94-012-1023-2 .
  12. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 12. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  13. ^ Борода, Мэри Риттер (1953). Сила женщин в истории Японии . Пресса по связям с общественностью. стр. 72–73. ISBN  978-0-8183-0167-4 .
  14. ^ Леупп, Гэри (15 мая 1997 г.). Мужские цвета: развитие гомосексуализма в Токугаве, Япония . Издательство Калифорнийского университета. п. 185. ИСБН  978-0-520-91919-8 .
  15. ^ Масаси Мурата Фукутаро Нагашима (2000). Сонтаиряку 4, 305 страниц . ISBN  9784797104240 . Проверено 25 июля 2018 г.
  16. ^ Гарсия, Рауль Санчес (3 октября 2018 г.). Историческая социология японских боевых искусств . Рутледж. п. 44. ИСБН  978-1-351-33379-5 .
  17. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 15. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  18. ^ «Хино Томико» . Дайджирин . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г.
  19. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 15–18. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  20. ^ Тернбулл, Стивен (20 февраля 2008 г.). Самурай-мечник: Мастер войны . Фронтовые книги. п. 151. ИСБН  978-1-84415-712-9 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. ISBN  9781780963334 .
  22. ^ Хисаси Судзуки, Место захоронения голов в городе Нумадзу и черепа средневековых японцев, в журнале Антропологического общества Ниппон 97 (1989), том 97, стр. 23-37. https://doi.org/10.1537/ase1911.97.23 Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 38–40. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  23. ^ Араки Юоми (1978). История истории домена Бидзэн конца периода Эдо (на японском языке).
  24. ^ «История боевых искусств. Том 1 - Цифровая коллекция Национальной парламентской библиотеки» . dl.ndl.go.jp Проверено 27 мая 2019 г. .
  25. ^ Толер, Памела Д. (26 февраля 2019 г.). Женщины-воины: неожиданная история . Маяк Пресс. п. 182. ИСБН  9780807064320 .
  26. ^ «Женщины семьи Такахаси/ Тачибана ww2.tiki.ne.jp. »
  27. ^ Бойетт, Коллин; Тарвер, Х. Майкл; Глисон, Милдред Дайан (07 декабря 2020 г.). Повседневная жизнь женщин: Энциклопедия с древнейших времен до наших дней [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 413. ИСБН  978-1-4408-4693-9 .
  28. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 6. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  29. ^ Судзуки, Хисаши (1989). «Головозахоронение в городе Нумазу и черепа средневековых японцев» . Журнал Антропологического общества Японии . 97 : 23–37. дои : 10.1537/ase1911.97.23 .
  30. ^ Сигэхико Ёкояма (29 января 2010 г.) Женщины на поле битвы ). (на японском языке Sekai Shoin  978-4-7927-2105-3 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Амдур, Эллис. «Женщины-воины Японии: роль женщин-вооружённых женщин в истории Японии — Раздел: Период Эдо: принудительный мир» . koryu.com . Проверено 30 ноября 2021 г.
  32. ^ «Япония: Мемуары тайной империи. Женщина-самурай | PBS» . www.pbs.org . Проверено 30 ноября 2021 г.
  33. ^ Вапорис, Константин Номикос (1994). Ломая барьеры: путешествия и государство в Японии раннего Нового времени . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 164. ИСБН  978-0-674-08107-9 .
  34. ^ Райт, Диана Э. (2001). «Женщины-комбатанты и реставрация Мэйдзи в Японии: случай Айдзу» . Война в истории . 8 (4): 396–417. ISSN   0968-3445 . JSTOR   26013907 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 52–58. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  36. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 60. ИСБН  978-1-84603-952-2 .
  37. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 20–22. ISBN  978-1-84603-952-2 .
  38. ^ Хоузи, Тимоти (декабрь 1980 г.). «Мастера метлы и меча» . Черный пояс . Active Interest Media, Inc. с. 47.
  39. ^ Перейти обратно: а б Амдур, Эллис. «Женщины-воины Японии: роль женщин-вооружённых женщин в истории Японии — Раздел: Ранняя история» . koryu.com . Проверено 30 ноября 2021 г.
  40. ^ Муромото, Уэйн (декабрь 1984 г.). «Нагината: от оружия войны к инструменту мира» . Черный пояс . Active Interest Media, Inc. с. 75.
  41. ^ Грин, Томас А. (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО. п. 159. ИСБН  978-1-59884-243-2 .
  42. ^ Аткинс, Э. Тейлор (19 октября 2017 г.). История популярной культуры в Японии: с семнадцатого века до наших дней . Издательство Блумсбери. п. 80. ИСБН  978-1-4742-5855-5 .
  43. ^ «Десять наших лучших видео 2015 года» . Смитсоновский журнал . Проверено 1 декабря 2021 г.
  44. ^ «Женщины были одними из самых свирепых воинов-самураев на свете» . Смитсоновский институт . Проверено 1 декабря 2021 г.
  45. ^ «Редакция телегида» . The Hawaii Herald — японско-американский журнал Гавайев . 13 февраля 2017 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
  46. ^ Коркилл, Эдан (4 января 2013 г.). «NHK рассказывает о стрелковой дочери севера в воскресной драме, продолжающейся целый год» . Джапан Таймс . Проверено 30 ноября 2021 г.
  47. ^ Доктор философии, Константин Номикос Вапорис (14 марта 2019 г.). Самураи: Энциклопедия культурных воинов Японии . АВС-КЛИО. п. 366. ИСБН  978-1-4408-4271-9 .
  48. ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 7–8. ISBN  978-1-78096-333-4 .

Источники

[ редактировать ]
  • Бизли, WG (1999). Японский опыт: Краткая история Японии . Издательство Калифорнийского университета.
  • Янсен, Мариус Б. (2000) Создание современной Японии . Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 2000 г.
  • Ямакава Кикуэ ; транс Накаи, Кейт Уайлдман (2001) Женщины домена Мито: Воспоминания о семейной жизни самураев . Издательство Стэнфордского университета, 2001 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 532effb521e4aa8ad2a46fef383713e4__1720705200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/e4/532effb521e4aa8ad2a46fef383713e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Onna-musha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)