Свекровь

-муся — это в Онна термин, обозначающий женщин- воинов досовременной Японии. [ 1 ] [ 2 ] которые были представителями класса буси ( воинов ). Их обучали обращению с оружием для защиты своего дома, семьи и чести во время войны; [ 3 ] [ 4 ] многие из них сражались вместе с самураями . [ 5 ] [ 6 ]
Онна-муся также занимает важное место в японской литературе , причем Томоэ Годзен и Хангаку Годзен являются известными и влиятельными примерами. [ 5 ]
Период Камакура
[ редактировать ]
Война Гэмпэй (1180–1185 гг.) ознаменовала войну между кланами Тайра (Хэйкэ) и Минамото (Гэндзи), двумя очень известными японскими кланами позднего периода Хэйан . Эпос « Сказка о Хэйке» был написан в начале 13 века в память об историях отважных и преданных самураев . [ 7 ] Среди них был Томоэ Гозен , слуга Минамото-но Ёсинака из клана Минамото . Она помогала Ёсинаке защищаться от сил его двоюродного брата Минамото-но Ёритомо , особенно во время битвы при Авадзу в 1184 году. [ 8 ]
В «Сказке о Хейке» она описывалась как: [ 9 ]
…особенно красива, с белой кожей, длинными волосами и очаровательными чертами лица. Она также была удивительно сильным лучником, а как фехтовальщица она была воином стоимостью в тысячу человек, готовым противостоять демону или богу, конном или пешем. Она превосходно управлялась с необъезженными лошадьми; она скатилась невредимой по опасным спускам. Всякий раз, когда битва была неизбежна, Ёсинака отправлял ее в качестве своего первого капитана, вооруженную прочными доспехами, огромным мечом и могучим луком; и она совершила больше подвигов, чем любой другой его воин.
Томоэ Годзен не всегда считался исторической личностью. [ 10 ] Тем не менее, она оказала влияние на большую часть класса воинов, включая многие традиционные школы Нагината. Ее действия в бою привлекли большое внимание в искусстве, например, в Но пьесе «Томоэ» и различных укиё-э . [ 11 ] [ 1 ]

Другой знаменитой женщиной-генералом войны Генпэй была Хангаку Годзэн . В то время как Томоэ Гозен был союзником клана Минамото, Хангаку был союзником клана Тайра. Существование этих двух выдающихся женщин-генералов подтверждает, что положение женщин в это время было еще менее неравным, чем в последующие периоды. [ 12 ] [ 13 ]
В прошлые века, [ когда? ] чаще можно было увидеть, как женщины становились императрицами, [ 14 ] но это изменится в будущем во время реставрации Мэйдзи . На протяжении всей японской истории женщины, хотя и не становились де-юре вождями самурайских кланов, в некоторых случаях де-факто управляли своими кланами.
Канцлер Тоин Кинката (1291–1360) упоминает в своем журнале «Энтаирьяку» (園太暦) «преимущественно женскую кавалерию » , но без дальнейших объяснений. С ограниченными подробностями он заключает: «женских кавалеристов много». Поскольку он отметил, что они были выходцами из западной Японии, возможно, женщины из западных регионов, далеких от крупных столиц, чаще участвовали в боях. Сообщалось также о женщинах, формирующих кавалерийские войска, в период Сэнгоку ( ок. 1467 – ок. 1600 ). [ 15 ] [ 16 ]
Период Сэнгоку
[ редактировать ]Во времена сёгуната Асикага из-за напряженных отношений между вассалами сёгуната Япония снова вступила в войну. [ 17 ] В 1460 году, когда сёгун Асикага Ёсимаса отрекся от своего поста в пользу своего младшего брата Асикага Ёсими , Хино Томико (жена Ёсимасы) была категорически против этого решения. Томико искала политическую и военную поддержку, чтобы править в качестве регента до рождения сына, заручившись поддержкой Ямана Содзэна и других лидеров могущественных самурайских кланов. Затем она пошла войной против Ёсимасы и его сторонников, особенно клана Хосокава . Этот спор о престолонаследии положил начало войне Онин (1467–1477) и привел к началу периода Сэнгоку . [ 18 ]

В период Адзути-Момояма , когда несколько даймё брали на себя управление своими делами и воевали друг против друга за территорию, женщины благородных кланов и даже крестьянки — члены сект Икко-икки , Икко-сю , Сайка Икки и других сект Икки отправлялись в поля сражений. В 1569 году, когда вассал семьи Мори из западной Японии ушел из кампании, его жена Итикава-но Цубоне взяла на себя ответственность за защиту замка Кономине вместе со своими вооруженными фрейлинами . Нападения на Ямасиро (山城; замки на вершинах гор), характерную крепость даймё , предоставили женщинам множество нежелательных возможностей участвовать в обороне и понести высшую жертву, если замок падет. [ 19 ] [ 20 ]
Женщины участвовали в боях вплоть до объединения Японии Тоётоми Хидэёси . В 1591 году несколько женщин защищали замок Кунохэ, даже когда он горел во время восстания Кунохэ . После смерти Хидэёси его наложница Ёдо-доно взяла на себя фактическое руководство кланом Тоётоми, и в 1614 году она вместе со своим сыном Хидэёри воевала с восходящим сёгунатом Токугава . В 1615 году, когда Токугава Иэясу снова напал на замок Осаки , Ёдо-доно и ее сын покончили жизнь самоубийством в огне замка Осака. Самоубийство в горящем замке, возможно, было последним актом верности женщине-самураю. [ 21 ]
Свидетельства женского участия в боях
[ редактировать ]В период Сэнгоку есть несколько свидетельств женщин, активно сражавшихся на поле боя, например, случаи Мёрина , вдохновившего людей на борьбу против 3000 солдат Симадзу , Кайхимэ , сражавшихся против клана Тоётоми при осаде Оси (1590 г.). , Онамихимэ , которая стала представительным лидером клана Никайдо и сражалась в различных битвах против своего племянника Датэ Масамунэ , и Акаи Теруко , которая прославилась боевыми действиями, пока ей не исполнилось 76 лет и стала известна как «Самая сильная женщина в Воюющих царствах». Период". [ 21 ] Действия Охори Цурухиме принесли ей титул « Жанна д'Арк Японии» и сделали ее одной из самых узнаваемых женщин-воинов в истории Японии. [ 22 ]

В 16 веке существовали боевые подразделения, состоящие только из женщин, как это было в случае с Икеда Сеном , который возглавил 200 женщин -мушкетеров ( отряд Тэппо ) в битве при Сидзугатаке и битве при Комаки-Нагакуте . [ 23 ] Отадзу-но ката сражался вместе с 18 вооруженными служанками против войск Токугавы Иэясу . [ 24 ] Уэно Цурухимэ возглавил тридцать четыре женщины в самоубийственном нападении на армию Мори. [ 25 ] Татибана Гинчиё , предводительница клана Татибана, сражалась со своими женскими отрядами в кампании на Кюсю (1586 г.), а при осаде Янагавы (1600 г.) организовала сопротивление, сформированное монахинями, против наступления Восточной армии . [ 26 ]
В 1580 году женщина из клана Бессё присоединилась к восстанию против Тоётоми Хидэёси во время осады Мики . Ее муж Бессё Ёсичика был одним из лидеров восстания, и она сыграла ключевую роль во время осады, объединившись с кланом Мори. Восстание длилось три года, пока Бессё Нагахару не сдал замок Хидэёси. Вскоре после этого леди Бесшо покончила жизнь самоубийством. В 1582 году Ода Нобунага предпринял последнюю атаку на клан Такэда в серии сражений, известных как Битва при Тенмокудзан . Ода Нобутада (сын Нобунаги) повел 50 000 солдат против 3 000 союзников Такэда во время осады замка Такато . , записано В сборнике хроник клана Ода , Синчо коки , что во время этой битвы женщина из клана Сува бросила вызов силам Нобутада.

Считается, что в сражениях участвовало гораздо больше женщин, чем зафиксировано в исторических записях. [ 27 ] Например, Тернбулл утверждает, что анализы ДНК 105 тел, раскопанных во время битвы при Сенбон-Мацубару между Такэда Кацуёри и Ходзё Уджинао в 1580 году, показали, что 35 из них были женщинами. [ 28 ] Однако источник, на который, по-видимому, ссылается Тернбулл, не использует анализ ДНК, а вместо этого использует менее надежные методы, основанные на размере и форме височных костей черепа. [ 29 ] Другие раскопки проводились в районах, где происходили сражения вдали от замков. Японский археолог Сузуки Хироацу объясняет, что, хотя в местах осады замков часто находят кости женщин или детей, поскольку они обычно участвовали в обороне, отсутствие замка на стоянке Сэнбон-Мацубару привело его к выводу, что «эти женщины пришли здесь, чтобы сражаться и умирать » , и мог бы быть частью армии. Согласно этим исследованиям, 30% боевых трупов, обнаруженных вдали от замков, принадлежали женщинам. Раскопки, проведенные на других местах боевых действий по всей Японии, дали аналогичные результаты. По словам Стивена Тернбулла , детали раскопок подтверждают, что онна-муся наверняка присутствовали на поле боя. [ 21 ] [ 30 ]
Период Эдо и далее
[ редактировать ]
Из-за влияния неоконфуцианства Эдо (1600–1868) статус онна-муся значительно снизился. [ 1 ] [ 31 ] Функции онна-муса менялись в соответствии с функциями их мужей. Самураи больше не интересовались сражениями и войной, а стали бюрократами . Женщины, особенно дочери большинства представителей высшего сословия, вскоре стали пешками в мечтах об успехе и власти. Ревущие идеалы бесстрашной преданности и самоотверженности постепенно сменились тихим, пассивным, гражданским послушанием.
Путешествия в период Эдо были трудными и тревожными для многих женщин-самураев из-за жестких ограничений. Их всегда должен был сопровождать мужчина, поскольку им не разрешалось путешествовать одним. Кроме того, они должны были иметь специальные разрешения, определяющие их деятельность и мотивы. Женщины-самураи также подвергались серьезным преследованиям со стороны чиновников, дежуривших на контрольно-пропускных пунктах. [ 32 ] [ 33 ]

Начало 17 века ознаменовало значительную трансформацию социального признания женщин в Японии. Многие самураи рассматривали женщин исключительно как носителей детей; представление о женщине как о подходящем товарище на войне больше не представлялось возможным. Отношения между мужем и женой можно было соотнести с отношениями лорда и его вассала. По словам Эллиса Амдура , «мужья и жены обычно даже не спали вместе. Муж навещал жену, чтобы начать какой-либо сексуальный контакт, а затем удалялся в свою комнату». [ 1 ] [ 31 ]
Хотя женщины изучали исключительно техники обращения с нагинатой, некоторые женщины нарушали традицию и изучали другие техники, такие как Кендзюцу . Сасаки Руи , Тиба Санако и Наказава Кото — примеры женщин, которые стали выдающимися фехтовальщицами в период Эдо. возглавляемые женщинами, В это время школы кендзюцу, становятся обычным явлением, хотя традиционно руководство этими школами передается по отцовской линии .
В 1868 году, во время битвы при Айдзу в войне Босин , Накано Такэко , член клана Айдзу , была принята на работу, чтобы стать лидером женского корпуса Дзёситай ( 娘子隊 , Женская армия) . [ 34 ] который сражался против натиска 20 000 солдат Императорской японской армии области Огаки . Обладая высокими навыками владения нагинатой, Такеко и ее отряд численностью около 20 человек присоединились к 3000 другим самураям Айдзу в бою. В Хокай-дзи в Айзубанге , провинция Фукусима, установлен памятник в ее честь. Менее знаменитыми, но не менее примечательными являются усилия Ямамото Яэко , Мацудайры Теру и Ямакавы Футабы , которые служили бойцами, защищавшими замок Айдзувакамацу во время битвы при Айдзу . Позже Яэко станет одним из первых гражданских лидеров за права женщин в Японии. [ 35 ]

Конец периода Эдо был временем больших политических потрясений, которые продолжались и в период Мэйдзи (1868–1912). Восстание против политики нового правительства Мэйдзи возглавили самураи области Сацума (так называемое восстание Сацума ) в 1877 году. За почти 1000 лет существования класса самураев женщины оказались последним сопротивлением во время военной осады. Последние записи об участии женщин самураев в боях относятся к периоду восстания Сацума. Сообщается, что несколько женщин участвовали в боях при защите города Кагосима . Восстание также фактически положило конец классу самураев, поскольку новая Императорская японская армия, состоящая из призывников без учета социального класса, зарекомендовала себя в боях, положив конец истории онна -муся . [ 36 ]
Оружие
[ редактировать ]
Самым популярным оружием онна-муся является нагината , универсальное обычное древковое оружие с изогнутым лезвием на конце. [ 37 ] [ 38 ] Оружие в основном пользуется популярностью из-за его длины, которая может компенсировать преимущество в силе и размере тела противников-мужчин. [ 1 ] [ 39 ]
Нагината занимает нишу между катаной и яри , что весьма эффективно в ближнем бою , когда противник находится на расстоянии, а также относительно эффективно против кавалерии . [ 40 ] [ 41 ] Благодаря тому, что нагината использовалась многими легендарными женщинами-самураями, она стала культовым вооружением женщин-воинов. В период Эдо было создано множество школ, ориентированных на использование нагинаты, которые увековечили ее связь с женщинами.
Кроме того, поскольку большую часть времени их основной целью как онна-муся была защита своих домов от мародеров, упор делался на оружие дальнего боя, которое можно было стрелять из оборонительных сооружений. [ 1 ] [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]Образ женщин-самураев продолжает оказывать влияние на боевые искусства, исторические романы , книги и популярную культуру в целом. [ 42 ] Подобно куноичи (женщинам-ниндзя) и гейшам , поведение онна-муса рассматривается как идеал японских женщин в фильмах, мультфильмах и сериалах. На Западе онна-муся вышел в эфир исторический документальный фильм «Королевы воинов-самураев» приобрела популярность, когда на Смитсоновском канале . [ 43 ] [ 44 ] Несколько других каналов повторили документальный фильм. 56-я NHK драма таёжная «Наотора: Леди-воительница » стала первой драмой NHK, где главная героиня-женщина является главой самурайского клана. [ 45 ] 52-я тигровая драма NHK «Яэ но Сакура » фокусируется на Ниидзиме Яэ , женщине-воине, сражавшейся в войне Босин . В этой драме изображены Накано Такэко, Мацудайра Теру и другие молодые люди . [ 46 ] Еще одна таёжная драма, в которой изображен знаменитый онна-муса Томоэ Годзен, — «Ёсицунэ» , вышедшая в эфир в 2005 году. [ нужна ссылка ]
В Японии Томоэ Годзен и Накано Такэко оказали влияние на школы нагинаты и их техники. Независимо от того, созданы ли эти школы мужчинами или женщинами, они обычно почитают онна-муся . [ 1 ] Во время ежегодного осеннего фестиваля Айдзу группа молодых девушек в повязках хакама и сиро принимает участие в процессии, посвященной действиям Накано и Дзёситай ( Девичьей армии ). [ 47 ] Другими важными примерами являются Ямакава Футаба и Нидзима Яэ , ставшие символами борьбы за права японских женщин. Некоторые из онна-муса стали символами города или префектуры. Ии Наотора и Татибана Гинчиё часто отмечаются на фестивалях Хамамацу и Янагава соответственно. Монахиня-воительница Мёрин прославляется в районе Цурусаки города Оита , а Охори Цурухимэ является главным героем местного фольклора и фестивалей на острове Омисима . Несколько других женщин-самураев прославляются в поп-культуре, торговле и фольклоре.
Знаменитая женщина-муша
[ редактировать ]
Это знаменитые онна-муся с выдающимися достижениями в истории:
- Императрица Дзингу (169–269): полулегендарная императрица-регентша, которая участвовала во многих важных событиях в истории Японии и возглавила мифологическое вторжение на Корейский полуостров. [ 48 ]
- Накано Такэко (1847–1868): лидер Дзёситай ( Девичьей армии ), она участвовала в войне Босин , возглавив несколько женщин в атаке против имперских сил. Благодаря реформам эпохи Мэйдзи, Такэко и женщины Дзёситай стали одними из последних самураев в истории. [ 35 ]
- Нидзима Яэ (1845–1932): Она была одним из последних самураев в истории. Она участвовала в войне Босин и служила медсестрой во время русско-японской войны и китайско-японской войны . Позже она стала ученым и стала одним из символов борьбы за права женщин . Яэ был одним из первых людей, удостоенных награды Империи Мэйдзи .
- Томоэ Годзен (12 век): Ее история из «Сказания о Хэйке» повлияла на несколько поколений самураев. [ 8 ]
- Ёдо-доно (1569–1615): дворянка, которая была кастеляном замка Ёдо, а позже стала настоящей главой замка Осака . Она руководила многими политическими мероприятиями после смерти своего мужа Хидэеси . Как опекун Хидэёри (сына Хидэёси), она бросила вызов клану Токугава, возглавив таким образом осаду Осаки , последнюю битву периода Сэнгоку, завершившую период войны на следующие 250 лет.
Другие
[ редактировать ]Имя | Рождение | Смерть | Период |
---|---|---|---|
Акаи Теруко | 1514 | 1594 | Сэнгоку |
Ямакава Футаба | 1844 | 1909 | Мэйдзи |
Асикага Удзинохимэ | 1574 | 1620 | Сэнгоку – Эдо |
Охори Цурухиме | 1526 | 1543 | Сэнгоку |
Татибана Гинчиё | 1569 | 1602 | Сэнгоку |
Кайхимэ | 1572 | после 1615 г. | Сэнгоку |
Мёрин | Сэнгоку | ||
Хангаку Гозен | Хэйан – Камакура | ||
Харима-но Цубоне | Камакура | ||
Комацухимэ | 1573 | 1620 | Сэнгоку – Эдо |
Маэда Мацу | 1547 | 1617 | Сэнгоку – Эдо |
Мунаката Сайкаку | Сэнгоку | ||
Накадзава Кото | 1839 | 1927 | Бакумацу |
Сасаки Руи | Или | ||
Леди Итикава | 1585 | Сэнгоку | |
Икеда Сен | 1599 | Сэнгоку | |
Мацудайра Теру | 1833 | 1884 | Эдо – Мэйдзи |
Миёхимэ | 1553 | 1615 | Сэнгоку |
Отадзу-но ката | 1550 | 1568 | Сэнгоку |
Онамихимэ | 1541 | 1602 | Сэнгоку |
Леди Оцуя | 1575 | Сэнгоку | |
Уэно Цурухимэ | 1577 | Сэнгоку | |
Наша Катакура | 1538 | 1610 | Сэнгоку |
Фудзисиро Гозен | Сэнгоку | ||
Игра | 1560 | 1625 | Сэнгоку – Эдо |
Като Цуне | Сэнгоку | ||
Кушихаши Теру | 1553 | 1627 | Сэнгоку – Эдо |
Миоки | Сэнгоку | ||
Нумата Джако | 1544 | 1615 | Сэнгоку – Эдо |
Они Гозен | Сэнгоку | ||
Окадзи-но Ката | 1578 | 1642 | Сэнгоку – Эдо |
Окио | 1589 | Сэнгоку | |
Омаса | 1602 | Сэнгоку | |
Сигаси | 1587 | Сэнгоку | |
Леди Шираи | 1565 | Сэнгоку | |
Юки но Ката | Сэнгоку | ||
Сейсин-ни | 1585 | 1644 | Сэнгоку – Эдо |
Тосёин | 1460 г. | г.Сэнгоку | |
Джимбо Юкико | 1845 | 1868 | Или |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ДеМарко, Майкл; и др. (Эллис Амдур) (01 июля 2016 г.). «Роль женщин с оружием в истории Японии» . Женщины и азиатские боевые традиции . Через издательство СМИ. стр. 7–45. ISBN 978-1-893765-28-3 .
- ^ Англо-японский словарь Чжисинкан, 1872. стр. 22.
Амазонка - женщина-воин.
- ^ Джойс, Томас Атол (1915). «Япония Клайва Холланда» . Женщины всех наций: отчет об их характеристиках, привычках, манерах, обычаях и влиянии . Компания Фанк и Вагналлс. п. 508.
- ^ Джерси, Мэн (1893 г.). «Преобразование Японии» . Девятнадцатый век: Ежемесячный обзор . Девятнадцатый век и после, Limited. п. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). «Глава: Введение». Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 4–6. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Перес, Луи Г. (1998). История Японии . Издательская группа Гринвуд. п. 35. ISBN 978-0-313-30296-1 .
- ^ Маккалоу, Хелен Крейг (1988). Хейке Моногатари . Издательство Стэнфордского университета. п. 6. ISBN 978-0-8047-1803-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 36–37. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Маккалоу, Хелен Крейг (1988). Хейке Моногатари . Издательство Стэнфордского университета. п. 291. ИСБН 978-0-8047-1803-5 .
- ^ Толер, Памела Д. (26 февраля 2019 г.). Женщины-воины: неожиданная история . Маяк Пресс. п. 181. ИСБН 978-0-8070-6432-0 .
- ^ Уэйд, Мара Р. (5 декабря 2013 г.). «Женщина-воин Томоэ в японских пьесах средневековья и раннего Нового времени» . Гендерные вопросы: дискурсы насилия в литературе и искусстве раннего Нового времени . Родопи. п. 44. ИСБН 978-94-012-1023-2 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 12. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Борода, Мэри Риттер (1953). Сила женщин в истории Японии . Пресса по связям с общественностью. стр. 72–73. ISBN 978-0-8183-0167-4 .
- ^ Леупп, Гэри (15 мая 1997 г.). Мужские цвета: развитие гомосексуализма в Токугаве, Япония . Издательство Калифорнийского университета. п. 185. ИСБН 978-0-520-91919-8 .
- ^ Масаси Мурата Фукутаро Нагашима (2000). Сонтаиряку 4, 305 страниц . ISBN 9784797104240 . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Гарсия, Рауль Санчес (3 октября 2018 г.). Историческая социология японских боевых искусств . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-1-351-33379-5 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 15. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ «Хино Томико» . Дайджирин . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г.
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 15–18. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 февраля 2008 г.). Самурай-мечник: Мастер войны . Фронтовые книги. п. 151. ИСБН 978-1-84415-712-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. ISBN 9781780963334 .
- ^ Хисаси Судзуки, Место захоронения голов в городе Нумадзу и черепа средневековых японцев, в журнале Антропологического общества Ниппон 97 (1989), том 97, стр. 23-37. https://doi.org/10.1537/ase1911.97.23 Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 38–40. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Араки Юоми (1978). История истории домена Бидзэн конца периода Эдо (на японском языке).
- ^ «История боевых искусств. Том 1 - Цифровая коллекция Национальной парламентской библиотеки» . dl.ndl.go.jp Проверено 27 мая 2019 г. .
- ^ Толер, Памела Д. (26 февраля 2019 г.). Женщины-воины: неожиданная история . Маяк Пресс. п. 182. ИСБН 9780807064320 .
- ^ «Женщины семьи Такахаси/ Тачибана ww2.tiki.ne.jp. »
- ^ Бойетт, Коллин; Тарвер, Х. Майкл; Глисон, Милдред Дайан (07 декабря 2020 г.). Повседневная жизнь женщин: Энциклопедия с древнейших времен до наших дней [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 413. ИСБН 978-1-4408-4693-9 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 6. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Судзуки, Хисаши (1989). «Головозахоронение в городе Нумазу и черепа средневековых японцев» . Журнал Антропологического общества Японии . 97 : 23–37. дои : 10.1537/ase1911.97.23 .
- ^ Сигэхико Ёкояма (29 января 2010 г.) Женщины на поле битвы ). (на японском языке Sekai Shoin 978-4-7927-2105-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Амдур, Эллис. «Женщины-воины Японии: роль женщин-вооружённых женщин в истории Японии — Раздел: Период Эдо: принудительный мир» . koryu.com . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ «Япония: Мемуары тайной империи. Женщина-самурай | PBS» . www.pbs.org . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Вапорис, Константин Номикос (1994). Ломая барьеры: путешествия и государство в Японии раннего Нового времени . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 164. ИСБН 978-0-674-08107-9 .
- ^ Райт, Диана Э. (2001). «Женщины-комбатанты и реставрация Мэйдзи в Японии: случай Айдзу» . Война в истории . 8 (4): 396–417. ISSN 0968-3445 . JSTOR 26013907 .
- ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 52–58. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. п. 60. ИСБН 978-1-84603-952-2 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 20–22. ISBN 978-1-84603-952-2 .
- ^ Хоузи, Тимоти (декабрь 1980 г.). «Мастера метлы и меча» . Черный пояс . Active Interest Media, Inc. с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Амдур, Эллис. «Женщины-воины Японии: роль женщин-вооружённых женщин в истории Японии — Раздел: Ранняя история» . koryu.com . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Муромото, Уэйн (декабрь 1984 г.). «Нагината: от оружия войны к инструменту мира» . Черный пояс . Active Interest Media, Inc. с. 75.
- ^ Грин, Томас А. (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО. п. 159. ИСБН 978-1-59884-243-2 .
- ^ Аткинс, Э. Тейлор (19 октября 2017 г.). История популярной культуры в Японии: с семнадцатого века до наших дней . Издательство Блумсбери. п. 80. ИСБН 978-1-4742-5855-5 .
- ^ «Десять наших лучших видео 2015 года» . Смитсоновский журнал . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Женщины были одними из самых свирепых воинов-самураев на свете» . Смитсоновский институт . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Редакция телегида» . The Hawaii Herald — японско-американский журнал Гавайев . 13 февраля 2017 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Коркилл, Эдан (4 января 2013 г.). «NHK рассказывает о стрелковой дочери севера в воскресной драме, продолжающейся целый год» . Джапан Таймс . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Доктор философии, Константин Номикос Вапорис (14 марта 2019 г.). Самураи: Энциклопедия культурных воинов Японии . АВС-КЛИО. п. 366. ИСБН 978-1-4408-4271-9 .
- ^ Тернбулл, Стивен (20 января 2012 г.). Женщины-самураи 1184–1877 гг . Издательство Блумсбери. стр. 7–8. ISBN 978-1-78096-333-4 .
Источники
[ редактировать ]- Бизли, WG (1999). Японский опыт: Краткая история Японии . Издательство Калифорнийского университета.
- Янсен, Мариус Б. (2000) Создание современной Японии . Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 2000 г.
- Ямакава Кикуэ ; транс Накаи, Кейт Уайлдман (2001) Женщины домена Мито: Воспоминания о семейной жизни самураев . Издательство Стэнфордского университета, 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Онна-муша Викискладе есть