Это остановилось
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2009 г. ) |


Ябусамэ ( 流鏑馬 ) — разновидность конной стрельбы из традиционного японского лука . Лучник на бегущей лошади последовательно выпускает три специальные стрелы с наконечниками-репками по трем деревянным мишеням.
Этот стиль стрельбы из лука зародился в начале периода Камакура . Минамото-но Ёритомо был встревожен отсутствием у его самураев навыков стрельбы из лука. Он организовал ябусамэ как форму практики.
В настоящее время лучшие места, где можно увидеть исполнение ябусамэ, — это Цуругаока Хатиман-гу в Камакуре и храм Симогамо в Киото (во время Аой Мацури в начале мая). Его также исполняют в Самукаве , на пляже Дзуси и в других местах.
История
[ редактировать ]Японские луки восходят к доисторическим временам – периоду Дзёмон . Длинный уникальный асимметричный лук с рукояткой ниже центра возник в культуре Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.). Луки стали символом власти и власти. Легендарный первый император Японии император Дзимму всегда изображается с луком.
Некоторые племена Эмиси , особенно племя Хитаками, практикуют стрельбу из конного лука, и двор Ямато заметил их и испугал. [1]
Лук использовался пешим ходом примерно до IV века, когда элитные солдаты начали сражаться верхом на лошадях с луками и мечами. В 10 веке самураи устраивали дуэли по стрельбе из лука верхом на лошади. Они скакали друг на друга и пытались пустить как минимум три стрелы. Эти дуэли не обязательно должны были заканчиваться смертью, лишь бы была соблюдена честь.Один из самых известных случаев японской конной стрельбы из лука произошел во время войны Генпэй (1180–1185 гг.), эпической борьбы за власть между кланами Минамото и Тайра , которая оказала большое влияние на японскую культуру, общество и политику.
В битве при Ясиме хэйкэ, потерпев поражение в бою, бежали в Ясиму и сели на свои лодки. Их яростно преследовали Гэндзи верхом на лошадях, но море остановило Гэндзи.
Пока Хэйке ждали подходящего ветра, они представили веер, свисающий с мачты, в качестве мишени для стрельбы любого лучника Гэндзи в жесте рыцарского соперничества между врагами.
Один из самураев Гэндзи, Насу-но Ёичи , принял вызов. Он въехал на лошади в море и точно выстрелил в вентилятор. Насу снискал большую известность, и его подвиг отмечается и по сей день.
В период Камакура (1192–1334 гг.) стрельба из конного лука использовалась в качестве военных учений, чтобы подготовить самураев к войне. Те лучники, которые выступили плохо, могли оказаться приказано совершить сэппуку , или ритуальное самоубийство.
Одним из стилей конной стрельбы из лука было инуумоно – стрельба по собакам. [2] Буддийским священникам удалось убедить самураев сделать стрелы мягкими, чтобы собаки только раздражались и получали синяки, а не убивали. Этот вид спорта больше не практикуется.
Ритуал
[ редактировать ]
Ябусамэ был задуман как способ доставить удовольствие и развлечь множество богов , наблюдающих за Японией, тем самым поощряя их благословения на процветание земли, людей и урожая.
Лучник ябусамэ скачет по трассе длиной 255 метров (280 ярдов) на высокой скорости. Лучник в основном управляет своей лошадью коленями, так как для натягивания и стрельбы из лука ему нужны обе руки. Приближаясь к цели, он поднимает лук и проводит стрелу мимо уха, прежде чем позволить стреле полететь с глубоким криком Ин-Йо-Ин-Йо (тьма и свет). Стрела тупая и имеет круглую форму, чтобы при ударе о доску издавать более громкий звук.
Опытным лучникам разрешается использовать стрелы с V-образным зубцом. Если по доске ударить, она расколется, оставив материал, похожий на конфетти, и упадет на землю. Поражение всех трех целей считается выдающимся достижением. Мишени Ябусамэ и их расположение предназначены для ритуального копирования оптимальной цели для смертельного удара по противнику, одетому в полную традиционную самурайскую броню (О-Ёрой), при которой пространство сразу под забралом шлема остается открытым.
Ябусамэ характеризуется скорее как ритуал, чем спорт из-за его торжественного стиля и религиозных аспектов, и часто исполняется для особых церемоний или официальных мероприятий, таких как развлечение иностранных высокопоставленных лиц и глав государств. Демонстрации в Ябусамэ проводились в честь официальных визитов президентов США Рональда Рейгана , Джорджа Буша и Барака Обамы . Демонстрация ябусамэ была проведена в Великобритании для принца Чарльза , который, как сообщается, был очарован и доволен представлением.
Быть выбранным лучником ябусамэ — большая честь. Раньше их выбирали только из лучших воинов. Лучник, показавший лучшие результаты, награждается белой тканью, символизирующей божественную милость.
Знаменитые школы
[ редактировать ]
Есть две известные школы конной стрельбы из лука, которые выполняют ябусамэ. Одна из них — школа Огасавара . Основатель, Огасавара Нагакиё , получил указание от сёгуна Минамото-но Ёритомо (1147–1199) открыть школу стрельбы из лука. Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными. Стрельба из лука рассматривалась как хороший способ привить воину-самураю необходимые принципы.
Дзен стал основным элементом как пешей, так и конной стрельбы из лука, поскольку он также стал популярен среди самураев во всех аспектах их жизни в период Камакура .
Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям научиться концентрации, дисциплине и утонченности. Дзен учил техникам дыхания, которые помогают стабилизировать ум и тело, придавая ясность и сосредоточенность. Уметь спокойно натянуть лук, прицелиться и выстрелить в пылу боя, а затем повторить, было признаком настоящего самурая , справившегося со своей подготовкой и своим страхом.
Другая школа стрельбы из лука была основана ранее Минамото-но Ёсиари в 9 веке по приказу императора Уда . Эта школа стала известна как школа стрельбы из лука Такэда. Стиль Такэда был показан в классических самурайских фильмах, таких как « Семь самураев» Акиры Куросавы (1954) и «Кагемуся» (1980). Знаменитый актер многих самурайских фильмов Тосиро Мифунэ был выдающимся учеником школы Такэда.
Упадок и возрождение
[ редактировать ]
С приходом португальцев и их ружей в середине 16 века лук начал терять свое значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо расположенные группы мушкетеров, служившие Оде Нобунаге и Токугаве, открыли залповый огонь и практически уничтожили кавалерийские атаки клана Такэда.
Конная стрельба из лука была возрождена в период Эдо (1600–1867) Огасаварой Хэйбэем Цунэхару (1666–1747) под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (1684–1751). Поскольку в стране царил мир, стрельба из лука, как и другие боевые искусства, стала скорее методом личного развития, чем военной подготовки.
Современная практика
[ редактировать ]
Ябусамэ проводится в разное время года, обычно возле синтоистских святилищ. , проводится церемония Ябусамэ Ежегодно во второе воскресенье апреля в храме Васибара Хатиман-гу в Цувано, Симанэ . На этой церемонии представители школы Огасавара исполняют Ябусамэ на старейшем стрельбище из конного лука Ябусамэ в Японии. В мае Аой Мацури (фестиваль мальвы) в Киото включает в себя ябусамэ. [3] Другие места включают Цуругаока Хатиман-гу в Камакуре , Самукаву и на пляже в Дзуси .
Популярная культура
[ редактировать ]- В версии 2012 года Teenage Mutant Ninja Turtles ябусамэ используется Генносукэ, носорогов охотником за головами и союзником кролика -самурая Миямото Усаги .
- Ябусамэ был показан как часть боевых стилей самураев в «Последнем самурае» .
- В Power Rangers Samurai показано, как ябусамэ используется Синим рейнджером Кевином Дугласом , который использует свой Hydro Bow верхом на лошади.
- Ябусамэ — мини-игра в Rise of the Ronin .
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Астон, WG, пер. Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры. Токио: Charles E.Tuttle Co., 1972 (перепечатка двухтомного издания 1924 года).Такахаси, Томио. «Хитаками ». В Эгами, изд. Намио. Айны в Кодай Ниппон . Токио: Сёгакукан, 1982.
- ^ Дорис Г. Барген. Самоубийственная честь: генерал Ноги и сочинения Мори Огая и Нацумэ Сосэки . Гавайский университет Press, 2006. ISBN 0-8248-2998-0 , ISBN 978-0-8248-2998-8 . стр. 107
- ^ «Аой мацури» . Информационная система Киото по туризму и культуре.