Австроазиатский арбалет
Австроазиатский арбалет | |
---|---|
Арбалет, Хре - Вьетнамский музей этнологии - Ханой, Вьетнам | |
Тип | Арбалет |
Культура | Чамская цивилизация Ангкорская цивилизация Бахнар люди Хмонг люди |
Австроазиатский арбалет , также известный как арбалет хмонг , арбалет Джарай или ангкорский арбалет , представляет собой арбалет, используемый для войны и охоты в Юго-Восточной Азии . Он стал символом гордости и идентичности для этнических групп от Мьянмы (Бирмы) до границ Индокитая .
Терминология
[ редактировать ]Австроазиатский арбалет известен как сна по -кхмерски , храо по- брао. [1] лук на языке хмонг , [2] или hraŏ в Джарае . [3] [4]
Это одно из немногих австроазиатских заимствований , встречающихся в китайско-тибетских языках , поскольку лингвисты обнаружили, что оно связано с китайским арбалетом, известным как ню ( 弩 ): «Южное происхождение этого термина неоспоримо, но происхождение этого термина неясно». . [5]
История
[ редактировать ]Борьба истоков: австроазиаты против китайцев
[ редактировать ]Хотя большинство считает, что арбалет имел китайское происхождение, [6] Существует еще одна теория, указывающая на независимое происхождение арбалета из Юго-Восточной Азии, основанная на вышеупомянутых лингвистических данных:
По всей Юго-Восточной Азии арбалет до сих пор используется примитивными и племенными народами как для охоты, так и для войны, от Ассамских гор до Бирмы, Сиама и до границ Индокитая. Народы Северо-Восточной Азии владеют им также и как оружием и игрушкой, но употребляют его главным образом в виде оставленных без присмотра ловушек; это верно для якутов, тунгусов и чукчей, даже для айнов на востоке. Кажется, невозможно ответить на вопрос, возникла ли она сначала у варварских предков этих азиатских народов до возникновения среди них китайской культуры, а затем получила свое техническое развитие только там, или же она распространилась за пределы Китая в все окрестные народы. Первая гипотеза кажется более вероятной, учитывая дальнейшие лингвистические доказательства в ее поддержку. [7]
Около 200 г. до н.э. король Ан Дыонг Вонг из Ау-Лока (современный северный Вьетнам ) и (современный южный Китай ) поручил человеку по имени Цао Ло (или Цао Тонг) построить «волшебный арбалет» ( nỏ thần), один выстрел из которого можно было выпустить 300 стрел. [8] [9] По мнению историка Кейта Тейлора, арбалет мог быть завезен в Китай от австроазиатских народов на юге примерно в 4 веке до нашей эры. [9] Однако этому противоречат спусковые замки для арбалетов, найденные в гробницах династии Чжоу, датируемых ранее 7 веком до нашей эры, а также массовое производство и широкое использование арбалетов в Китае в период Воюющих царств, датируемое ранее 5 веком до нашей эры. [10]
В 315 году нашей эры Ну Вэнь из Китая научил чамов строить укрепления и пользоваться ручными арбалетами. Позже китайцы по крайней мере один раз подарили Чамам арбалеты. [11]
Осадные арбалеты были переданы Чамам Чжи Янцзюнем из династии Сун , потерпевшим кораблекрушение на их побережье в 1172 году. Он остался там и научил их конной стрельбе из лука и использованию осадных арбалетов. [11] [12] использовал арбалеты В 1177 году Чампа во время вторжения и разграбления Ангкора , Кхмерской империи . столицы [13]
- культуры Донг Сон , 500 г. до н. э. – 0 Бронзовый арбалет
- Статуя Цао Ло с арбалетом, который он построил для Ан Дуонг Выонга
Ангкорские времена: кхмерский победный трофей, взятый у Чама
[ редактировать ]Использование арбалета ангкорской цивилизацией можно проследить до барельефа на стенах храма Байон, который возник в конце 12 - начале 13 веков во время правления Джаявармана VII , с 1181 по 1218 год нашей эры. [14] На этом барельефе изображены оба охотника, целящиеся в оленей из арбалетов. [15] и солдаты верхом на слонах, использующие в бою арбалеты.
Считается, что арбалет, усовершенствованный чамами, нанес тяжелые потери кхмерам, еще не владевшим этой технологией. [16] Чамы, вероятно, получили эту технологию от китайских послов. [17] Как видно на барельефе Байона, кхмеры тренировались, используя мишени на колесах, чтобы ответить на эти вооруженные атаки, и в конце концов одержали победу под командованием Джаявармана VII. [18]
Сами кхмеры усовершенствовали технологию, получив двойную катапульту, установленную на слонах и приводившуюся в действие двумя мужчинами, а также огромные арбалеты, которые катались на колесных тачках и, вероятно, использовались при осадах или для защиты укрепленных лагерей. [19] Предполагается, что двойной арбалет, установленный на спине слона, обладал достаточной силой, чтобы стать эффективным оружием против слонов. [20] По словам Мишеля Жака-Эргуаля, двойные арбалеты, установленные на слонах, были всего лишь элементами чамских наемников в Джаявармана VII . армии [21] с несколькими струнами Они были похожи на аркубаллисты , которые использовались с 11 века династией Сун . [22]
Ангкорский арбалет был утерян кхмерами предположительно после падения Ангкора (1431 г. н.э.) . [23]
- Кхмерский арбалет, установленный на слоне
- Кхмерский арбалет, установленный на слоне
Ранние этнологические наблюдения во Французском Индокитае
[ редактировать ]В 1880 году Луи Делапорт заметил, что арбалеты, которые до сих пор использовались в Камбодже, были такими же, как те, что изображены на барельефе Ангкор-Вата. [24] Другие отмечали, что арбалет использовался почти всеми народами Индокитая до того, как появилось огнестрельное оружие. [25] Однако, по словам Анри Муо , эти арбалеты были особенно связаны с народом Стиенг как в Аннаме, так и в Камбодже, поскольку их боялись из-за их ловкости в использовании этого оружия. [26]
Жан Моура писал, что народ Брау был наиболее известен в Камбодже тем, что всегда носил с собой арбалет. [27] Жан Моура также отметил, что люди Брау добавляли в стрелы яд, чтобы сделать их более смертоносными. [28]
Ужасное боевое оружие до войны во Вьетнаме.
[ редактировать ]Наряду с палками пунджи , арбалеты были самым мощным оружием, поскольку Индокитай попал под влияние Французской колониальной империи . Размах арбалета представлял собой измерительное расстояние. Бросок арбалета примерно на 20–30 м (66–98 футов). [29] считалось безопасным расстоянием вокруг деревни в конце 19 века, в то время, когда брау с севера сражались с тампуанами с востока за контроль над реками Сесан и Срепок, чтобы доминировать над Красными холмами. Плато Ратанакири . [30]
В 1958 году арбалеты движения сопротивления Баджарака были конфискованы. Движение, известное как FULRO или Объединенный фронт освобождения угнетенных рас, объединило четыре основные этнические группы, в том числе народы Бахнар, Джараи, Эде и Кохо. [31]
Фактически, коренные жители Центрального нагорья Вьетнама, как известно, использовали арбалеты как инструмент для охоты, а позже и как эффективное оружие против Вьетконга во время войны во Вьетнаме . В 1968 году повстанцы Бру, Тампуана и Джарай столкнулись с кхмерскими войсками и победили их с помощью арбалетов, а международные средства массовой информации способствовали распространению их легенды, романтизируя их ядовитые дротики. [32] нередко Таким образом, бойцы-монтаньяры, вооруженные арбалетами, оказались очень ценным активом для американского спецназа, действовавшего во Вьетнаме, и «зеленые береты» включали арбалетчиков-монтаньяров в свои ударные группы. [33] [34]
От соревнований к национальной гордости
[ редактировать ]Хотя арбалет меньше используется на войне и на охоте, он остается популярным видом спорта в Юго-Восточной Азии. Так, уже в декабре 1938 года в Ангкор-Вате были организованы соревнования по стрельбе из арбалета «с участием более 500 воинов, большинство из которых непокорены». [35]
С появлением массового туризма в Юго-Восточной Азии после окончания войны во Вьетнаме арбалеты стали «возмутительным» сувениром для иностранцев. [36]
Описание
[ редактировать ]
Эти арбалеты наблюдались среди других этнических групп в Юго-Восточной Азии , таких как белые тайцы, мыонг из Хоа Бинга, бунонг из Мондулкири и сач или лаосцы, хотя у последних есть его уменьшенная версия. [37] Хотя арбалет имеет разные особенности у различных этнических групп Индокитая, где он используется, принцип его действия и внешний вид схожи от одной группы к другой. [38]
Пропорции арбалета Джарай рассчитываются следующим образом: длина приклада между местом заделки лука и спусковым крючком должна быть равна половине плеча лука. Стрелы (дранг) вырезаны из междоузлия бамбука ( бу ) и имеют оперение из куска листа пандануса ( кобуут ), сложенного в форме ромба. Арбалет Мнонга немного меньше. [39]
Шнур арбалетов обычно изготавливается из натуральных волокон, таких как конопля, хотя в наши дни его часто заменяют пластиковыми лентами. [40]
Наконечники стрел пропитаны своего рода кураре ( кач ): чаще всего это сок большого густого лесного дерева, довольно редкого в этом регионе, пёндраи, который соответствует Antiaris Toxaria . Другой кураре можно приготовить из сока Xylia ( tröpeh ) или Sindora cochinchinensis Baill ( kördaang), к которому добавляют змеиный яд или перец. Охота с арбалетом ( паны чрао ) часто проводится настороже. Охотники используют для этой цели несколько типов укрытий. Кёноп — это мобильное укрытие сферической формы высотой около 1,2 м (3 фута 11 дюймов) или немного больше. Бамбуковый каркас покрыт рисовой соломой. Спрятавшись внутри, охотник перемещается по своему укрытию по мере приближения к цели. Кёноп производятся в начале сухого сезона. Их используют на полянах, которые только что были собраны. Джараи также используют стационарное укрытие из листвы, называемое cöndraang . Охотник обычно строит их на поляне или возле пруда, часто посещаемого дичью. [41]
Арбалеты обычно висят в домах представителей мон-кхмерской этнической группы вместе с другим оружием и военными трофеями, сохранившимися после жертвоприношений быков. [42] Это одно из ценных достояний народа Бахнар , и в 1950-х годах в наследство можно было унаследовать один или два арбалета. [43] и до сих пор его используют как символический свадебный подарок. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 388. ИСБН 978-2-85297-071-7 .
- ^ Хаймбах, Эрнест Э. (1980). Белый хмонг-английский словарь . Публикации ПДУЭР. п. 69. ИСБН 978-0-87727-075-1 .
- ^ Гиймине, Поль (1959). Бахнар-французский словарь (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. п. 324.
- ^ Сиу, Лап Минь (декабрь 2009 г.), Разработка первого предварительного словаря североамериканского джарай , Техасский технологический университет, 82.
- ^ Бенедикт, Пол (1989). «Австроазиатские заимствования на китайско-тибетском языке» (PDF) . Австроазиатские заимствования в китайско-тибетских, мон-кхмерских исследованиях . 18 (19): 9.
- ^ Скарр, Крис; Фэган, Брайан (10 марта 2016 г.). Древние цивилизации . Рутледж. п. 353. ИСБН 978-1-317-29608-9 .
- ^ Нидхэм 1994 , с. 135.
- ^ Келли 2014 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1983 , с. 21.
- ^ Загрузки 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Нидхэм 1994 , с. 145.
- ^ Тернбулл 2002 .
- ^ Чакрабартти, HR (1988). Вьетнам, Кампучия, Лаос, связанные товариществом: панорамное исследование Индокитая от древних до наших дней . Издательство Патриот. п. 461. ИСБН 978-81-7050-048-3 .
- ^ Сиен, Хуор (11 августа 2022 г.). «Оружие имеет долгую историю на кхмерской территории, на стенах храма есть свидетельства конца 12 — начала 13 века » . Sabay News (на кхмерском языке) . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Лаур, Жан (2002). Ангкор: Иллюстрированный путеводитель по памятникам . Винчи. п. 353. ИСБН 978-2-08-010723-7 .
- ^ Одрик, Джон (1972). Ангкор и Кхмерская империя . Р. Хейл. п. 65. ИСБН 978-0-7091-2945-5 .
- ^ Фриман, Майкл; Уорнер, Роджер (1990). Ангкор: Скрытая слава . Хоутон Миффлин. п. 214. ИСБН 978-0-395-53757-2 .
- ^ Пим, Кристофер (1968). Древняя цивилизация Ангкора . Новая американская библиотека. п. 135. ИСБН 978-0-451-60858-1 .
- ^ Берски, Пьер Жаннера де (1924). Руины Ангкора в Камбодже . Хоутон Миффлин. п. 108.
- ^ Банг, Питер Фибигер; Бэйли, Калифорния; Бэйли, профессор имперской и военно-морской истории Вера Хармсворта, Калифорния; Шайдель, профессор классической литературы, любезно предоставлено Историей Уолтером; Шайдель, Вальтер (16 декабря 2020 г.). Оксфордская всемирная история империй: Том второй: История империй . Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН 978-0-19-753276-8 .
- ^ Лян 2006 .
- ^ Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета. 1954. с. 193. ИСБН 978-0-521-32727-5 .
- ^ Тил, Чанлин (05 марта 2015 г.). «Древний кхмерский тхонг потерял почти тысячу лет и теперь впервые появляется на деревенском фестивале» . news.sabay.com.kh (на кхмерском языке) . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Делапорт, Луи-Мари-Жозеф (1880). Путешествие в Камбоджу (на французском языке). Делагрейв. п. 403.
- ^ Харман, Жером (1875). Мемуары Парижского общества антропологии (на французском языке). Массон. п. 355.
- ^ Муо, Анри (1999). Путешествие в королевства Сиам, Камбоджа, Лаос: и другие центральные части Индокитая (на французском языке). Издания Олизане. п. 152. ИСБН 978-2-88086-242-8 .
- ^ Моура, Жан (21 мая 2015 г.). Королевство Камбоджа (на французском языке). Издательство Кембриджского университета. п. 423. ИСБН 978-1-108-08398-0 .
- ^ Моура, Жан (21 мая 2015 г.). Королевство Камбоджа (на французском языке). Издательство Кембриджского университета. п. 263. ИСБН 978-1-108-08398-0 .
- ^ Мастер, Анри (1909). Регионы Мой на юге Индокитая: плато Дарлак (на французском языке). Плон-Нурри. п. 118.
- ^ Сады и рисовые поля Камбоджи. Проблемы развития сельского хозяйства (на французском языке). КАРТАЛА Издания. 01.02.2008. п. 405. ИСБН 978-2-8111-4143-1 .
- ^ Салеминк, Оскар (28 февраля 2003 г.). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 194. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Мартин, Мари Александрин (1994). Камбоджа, разрушенное общество . Издательство Калифорнийского университета. п. 114. ИСБН 978-0-520-07052-3 .
- ^ Смитсоновский институт (2017). Война во Вьетнаме: полная иллюстрированная история . Издательство ДК. стр. 64–69. ISBN 978-1465466013 .
- ^ Келли, Фрэнсис Джон (1973). Спецназ армии США, 1961-1971 гг . Департамент армии. п. 25.
- ^ Демай, Алин (12 января 2015 г.). Туризм и колонизация в Индокитае (1898-1939) . Издательство Кембриджских ученых. п. 209. ИСБН 978-1-4438-7410-6 .
- ^ Льюис, Норман (1982). Явление дракона: Путешествие по Камбодже, Лаосу и Вьетнаму . Книги Эланд. п. 233. ИСБН 978-0-907871-00-2 .
- ^ Сольхейм, Вильгельм Г. (1968). Антропология на Восьмом Тихоокеанском научном конгрессе Тихоокеанской научной ассоциации и Четвертом Дальневосточном конгрессе по предыстории, Кесон-Сити, Филиппины, 1953 год . Институт социальных наук Гавайского университета. п. 265.
- ^ Гой, Бертран (2006). Харай: искусство войны и смерти у горцев Индокитая, французские мемуары (на французском языке). Изученная Индия. п. 42. ИСБН 978-2-84654-146-6 .
- ^ Мастер, Анри (1909). Регионы Мой на юге Индокитая: плато Дарлак (на французском языке). Плон-Нурри. п. 117.
- ^ Мифы, легенды и народные сказки хмонгов Лаоса . Лингвистический факультет Макалестерского колледжа. 1992. с. 78.
- ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 388. ИСБН 978-2-85297-071-7 .
- ^ Гой, Бертран (2006). Харай: искусство войны и смерти у горцев Индокитая, французские мемуары (на французском языке). Изученная Индия. п. 22. ISBN 978-2-84654-146-6 .
- ^ Гиймине, Поль (1952). Обычай племени Бахнар Седанга и Джарай провинции Контум (на французском языке). Э. де Боккар. п. 480.
- ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 97. ИСБН 978-2-85297-071-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Келли, Лиам К. (2014). «Построение местных повествований: духи, сны и пророчества в средневековой дельте Красной реки». В Андерсоне, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (ред.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . США: Бриллс. стр. 78–106.
- Лян, Цземин (2006), Китайская осадная война: механическая артиллерия и осадные орудия древности , Сингапур, Республика Сингапур: Леонг Кит Мэн, ISBN 981-05-5380-3
- Лоудс, Майк (2018), Арбалет , Скопа
- Мус, Пол (1929). «Индийские и индокитайские исследования, III. Спинорог Байона» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 29 (1): 331–341. дои : 10.3406/befeo.1929.3243 .
- Нидэм, Джозеф (1994), Наука и цивилизация в Китае 5-6
- Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04428-9 .
- Тернбулл, Стивен (2002), Осадные орудия Дальнего Востока (2) 960–1644 гг. Н. Э. , Osprey Publishing