Jump to content

Австроазиатский арбалет

Австроазиатский арбалет
Арбалет, Хре - Вьетнамский музей этнологии - Ханой, Вьетнам
Тип Арбалет
Культура Чамская цивилизация
Ангкорская цивилизация
Бахнар люди
Хмонг люди

Австроазиатский арбалет , также известный как арбалет хмонг , арбалет Джарай или ангкорский арбалет , представляет собой арбалет, используемый для войны и охоты в Юго-Восточной Азии . Он стал символом гордости и идентичности для этнических групп от Мьянмы (Бирмы) до границ Индокитая .

Терминология

[ редактировать ]

Австроазиатский арбалет известен как сна по -кхмерски , храо по- брао. [1] лук на языке хмонг , [2] или hraŏ в Джарае . [3] [4]

Это одно из немногих австроазиатских заимствований , встречающихся в китайско-тибетских языках , поскольку лингвисты обнаружили, что оно связано с китайским арбалетом, известным как ню ( ): «Южное происхождение этого термина неоспоримо, но происхождение этого термина неясно». . [5]

Борьба истоков: австроазиаты против китайцев

[ редактировать ]

Хотя большинство считает, что арбалет имел китайское происхождение, [6] Существует еще одна теория, указывающая на независимое происхождение арбалета из Юго-Восточной Азии, основанная на вышеупомянутых лингвистических данных:

По всей Юго-Восточной Азии арбалет до сих пор используется примитивными и племенными народами как для охоты, так и для войны, от Ассамских гор до Бирмы, Сиама и до границ Индокитая. Народы Северо-Восточной Азии владеют им также и как оружием и игрушкой, но употребляют его главным образом в виде оставленных без присмотра ловушек; это верно для якутов, тунгусов и чукчей, даже для айнов на востоке. Кажется, невозможно ответить на вопрос, возникла ли она сначала у варварских предков этих азиатских народов до возникновения среди них китайской культуры, а затем получила свое техническое развитие только там, или же она распространилась за пределы Китая в все окрестные народы. Первая гипотеза кажется более вероятной, учитывая дальнейшие лингвистические доказательства в ее поддержку. [7]

Около 200 г. до н.э. король Ан Дыонг Вонг из Ау-Лока (современный северный Вьетнам ) и (современный южный Китай ) поручил человеку по имени Цао Ло (или Цао Тонг) построить «волшебный арбалет» ( nỏ thần), один выстрел из которого можно было выпустить 300 стрел. [8] [9] По мнению историка Кейта Тейлора, арбалет мог быть завезен в Китай от австроазиатских народов на юге примерно в 4 веке до нашей эры. [9] Однако этому противоречат спусковые замки для арбалетов, найденные в гробницах династии Чжоу, датируемых ранее 7 веком до нашей эры, а также массовое производство и широкое использование арбалетов в Китае в период Воюющих царств, датируемое ранее 5 веком до нашей эры. [10]

В 315 году нашей эры Ну Вэнь из Китая научил чамов строить укрепления и пользоваться ручными арбалетами. Позже китайцы по крайней мере один раз подарили Чамам арбалеты. [11]

Осадные арбалеты были переданы Чамам Чжи Янцзюнем из династии Сун , потерпевшим кораблекрушение на их побережье в 1172 году. Он остался там и научил их конной стрельбе из лука и использованию осадных арбалетов. [11] [12] использовал арбалеты В 1177 году Чампа во время вторжения и разграбления Ангкора , Кхмерской империи . столицы [13]

Ангкорские времена: кхмерский победный трофей, взятый у Чама

[ редактировать ]

Использование арбалета ангкорской цивилизацией можно проследить до барельефа на стенах храма Байон, который возник в конце 12 - начале 13 веков во время правления Джаявармана VII , с 1181 по 1218 год нашей эры. [14] На этом барельефе изображены оба охотника, целящиеся в оленей из арбалетов. [15] и солдаты верхом на слонах, использующие в бою арбалеты.

Считается, что арбалет, усовершенствованный чамами, нанес тяжелые потери кхмерам, еще не владевшим этой технологией. [16] Чамы, вероятно, получили эту технологию от китайских послов. [17] Как видно на барельефе Байона, кхмеры тренировались, используя мишени на колесах, чтобы ответить на эти вооруженные атаки, и в конце концов одержали победу под командованием Джаявармана VII. [18]

Сами кхмеры усовершенствовали технологию, получив двойную катапульту, установленную на слонах и приводившуюся в действие двумя мужчинами, а также огромные арбалеты, которые катались на колесных тачках и, вероятно, использовались при осадах или для защиты укрепленных лагерей. [19] Предполагается, что двойной арбалет, установленный на спине слона, обладал достаточной силой, чтобы стать эффективным оружием против слонов. [20] По словам Мишеля Жака-Эргуаля, двойные арбалеты, установленные на слонах, были всего лишь элементами чамских наемников в Джаявармана VII . армии [21] с несколькими струнами Они были похожи на аркубаллисты , которые использовались с 11 века династией Сун . [22]

Ангкорский арбалет был утерян кхмерами предположительно после падения Ангкора (1431 г. н.э.) . [23]

Ранние этнологические наблюдения во Французском Индокитае

[ редактировать ]

В 1880 году Луи Делапорт заметил, что арбалеты, которые до сих пор использовались в Камбодже, были такими же, как те, что изображены на барельефе Ангкор-Вата. [24] Другие отмечали, что арбалет использовался почти всеми народами Индокитая до того, как появилось огнестрельное оружие. [25] Однако, по словам Анри Муо , эти арбалеты были особенно связаны с народом Стиенг как в Аннаме, так и в Камбодже, поскольку их боялись из-за их ловкости в использовании этого оружия. [26]

Жан Моура писал, что народ Брау был наиболее известен в Камбодже тем, что всегда носил с собой арбалет. [27] Жан Моура также отметил, что люди Брау добавляли в стрелы яд, чтобы сделать их более смертоносными. [28]

Ужасное боевое оружие до войны во Вьетнаме.

[ редактировать ]

Наряду с палками пунджи , арбалеты были самым мощным оружием, поскольку Индокитай попал под влияние Французской колониальной империи . Размах арбалета представлял собой измерительное расстояние. Бросок арбалета примерно на 20–30 м (66–98 футов). [29] считалось безопасным расстоянием вокруг деревни в конце 19 века, в то время, когда брау с севера сражались с тампуанами с востока за контроль над реками Сесан и Срепок, чтобы доминировать над Красными холмами. Плато Ратанакири . [30]

В 1958 году арбалеты движения сопротивления Баджарака были конфискованы. Движение, известное как FULRO или Объединенный фронт освобождения угнетенных рас, объединило четыре основные этнические группы, в том числе народы Бахнар, Джараи, Эде и Кохо. [31]

Фактически, коренные жители Центрального нагорья Вьетнама, как известно, использовали арбалеты как инструмент для охоты, а позже и как эффективное оружие против Вьетконга во время войны во Вьетнаме . В 1968 году повстанцы Бру, Тампуана и Джарай столкнулись с кхмерскими войсками и победили их с помощью арбалетов, а международные средства массовой информации способствовали распространению их легенды, романтизируя их ядовитые дротики. [32] нередко Таким образом, бойцы-монтаньяры, вооруженные арбалетами, оказались очень ценным активом для американского спецназа, действовавшего во Вьетнаме, и «зеленые береты» включали арбалетчиков-монтаньяров в свои ударные группы. [33] [34]

От соревнований к национальной гордости

[ редактировать ]

Хотя арбалет меньше используется на войне и на охоте, он остается популярным видом спорта в Юго-Восточной Азии. Так, уже в декабре 1938 года в Ангкор-Вате были организованы соревнования по стрельбе из арбалета «с участием более 500 воинов, большинство из которых непокорены». [35]

С появлением массового туризма в Юго-Восточной Азии после окончания войны во Вьетнаме арбалеты стали «возмутительным» сувениром для иностранцев. [36]

Описание

[ редактировать ]
Флетчер делает стрелы для своего арбалета в Ратанакири в августе 2022 года.

Эти арбалеты наблюдались среди других этнических групп в Юго-Восточной Азии , таких как белые тайцы, мыонг из Хоа Бинга, бунонг из Мондулкири и сач или лаосцы, хотя у последних есть его уменьшенная версия. [37] Хотя арбалет имеет разные особенности у различных этнических групп Индокитая, где он используется, принцип его действия и внешний вид схожи от одной группы к другой. [38]

Пропорции арбалета Джарай рассчитываются следующим образом: длина приклада между местом заделки лука и спусковым крючком должна быть равна половине плеча лука. Стрелы (дранг) вырезаны из междоузлия бамбука ( бу ) и имеют оперение из куска листа пандануса ( кобуут ), сложенного в форме ромба. Арбалет Мнонга немного меньше. [39]

Шнур арбалетов обычно изготавливается из натуральных волокон, таких как конопля, хотя в наши дни его часто заменяют пластиковыми лентами. [40]

Наконечники стрел пропитаны своего рода кураре ( кач ): чаще всего это сок большого густого лесного дерева, довольно редкого в этом регионе, пёндраи, который соответствует Antiaris Toxaria . Другой кураре можно приготовить из сока Xylia ( tröpeh ) или Sindora cochinchinensis Baill ( kördaang), к которому добавляют змеиный яд или перец. Охота с арбалетом ( паны чрао ) часто проводится настороже. Охотники используют для этой цели несколько типов укрытий. Кёноп это мобильное укрытие сферической формы высотой около 1,2 м (3 фута 11 дюймов) или немного больше. Бамбуковый каркас покрыт рисовой соломой. Спрятавшись внутри, охотник перемещается по своему укрытию по мере приближения к цели. Кёноп производятся в начале сухого сезона. Их используют на полянах, которые только что были собраны. Джараи также используют стационарное укрытие из листвы, называемое cöndraang . Охотник обычно строит их на поляне или возле пруда, часто посещаемого дичью. [41]

Арбалеты обычно висят в домах представителей мон-кхмерской этнической группы вместе с другим оружием и военными трофеями, сохранившимися после жертвоприношений быков. [42] Это одно из ценных достояний народа Бахнар , и в 1950-х годах в наследство можно было унаследовать один или два арбалета. [43] и до сих пор его используют как символический свадебный подарок. [44]

  1. ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 388. ИСБН  978-2-85297-071-7 .
  2. ^ Хаймбах, Эрнест Э. (1980). Белый хмонг-английский словарь . Публикации ПДУЭР. п. 69. ИСБН  978-0-87727-075-1 .
  3. ^ Гиймине, Поль (1959). Бахнар-французский словарь (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. п. 324.
  4. ^ Сиу, Лап Минь (декабрь 2009 г.), Разработка первого предварительного словаря североамериканского джарай , Техасский технологический университет, 82.
  5. ^ Бенедикт, Пол (1989). «Австроазиатские заимствования на китайско-тибетском языке» (PDF) . Австроазиатские заимствования в китайско-тибетских, мон-кхмерских исследованиях . 18 (19): 9.
  6. ^ Скарр, Крис; Фэган, Брайан (10 марта 2016 г.). Древние цивилизации . Рутледж. п. 353. ИСБН  978-1-317-29608-9 .
  7. ^ Нидхэм 1994 , с. 135.
  8. ^ Келли 2014 , с. 88.
  9. ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1983 , с. 21.
  10. ^ Загрузки 2018 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм 1994 , с. 145.
  12. ^ Тернбулл 2002 .
  13. ^ Чакрабартти, HR (1988). Вьетнам, Кампучия, Лаос, связанные товариществом: панорамное исследование Индокитая от древних до наших дней . Издательство Патриот. п. 461. ИСБН  978-81-7050-048-3 .
  14. ^ Сиен, Хуор (11 августа 2022 г.). «Оружие имеет долгую историю на кхмерской территории, на стенах храма есть свидетельства конца 12 — начала 13 века » . Sabay News (на кхмерском языке) . Проверено 30 августа 2022 г.
  15. ^ Лаур, Жан (2002). Ангкор: Иллюстрированный путеводитель по памятникам . Винчи. п. 353. ИСБН  978-2-08-010723-7 .
  16. ^ Одрик, Джон (1972). Ангкор и Кхмерская империя . Р. Хейл. п. 65. ИСБН  978-0-7091-2945-5 .
  17. ^ Фриман, Майкл; Уорнер, Роджер (1990). Ангкор: Скрытая слава . Хоутон Миффлин. п. 214. ИСБН  978-0-395-53757-2 .
  18. ^ Пим, Кристофер (1968). Древняя цивилизация Ангкора . Новая американская библиотека. п. 135. ИСБН  978-0-451-60858-1 .
  19. ^ Берски, Пьер Жаннера де (1924). Руины Ангкора в Камбодже . Хоутон Миффлин. п. 108.
  20. ^ Банг, Питер Фибигер; Бэйли, Калифорния; Бэйли, профессор имперской и военно-морской истории Вера Хармсворта, Калифорния; Шайдель, профессор классической литературы, любезно предоставлено Историей Уолтером; Шайдель, Вальтер (16 декабря 2020 г.). Оксфордская всемирная история империй: Том второй: История империй . Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН  978-0-19-753276-8 .
  21. ^ Лян 2006 .
  22. ^ Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета. 1954. с. 193. ИСБН  978-0-521-32727-5 .
  23. ^ Тил, Чанлин (05 марта 2015 г.). «Древний кхмерский тхонг потерял почти тысячу лет и теперь впервые появляется на деревенском фестивале» . news.sabay.com.kh (на кхмерском языке) . Проверено 30 августа 2022 г.
  24. ^ Делапорт, Луи-Мари-Жозеф (1880). Путешествие в Камбоджу (на французском языке). Делагрейв. п. 403.
  25. ^ Харман, Жером (1875). Мемуары Парижского общества антропологии (на французском языке). Массон. п. 355.
  26. ^ Муо, Анри (1999). Путешествие в королевства Сиам, Камбоджа, Лаос: и другие центральные части Индокитая (на французском языке). Издания Олизане. п. 152. ИСБН  978-2-88086-242-8 .
  27. ^ Моура, Жан (21 мая 2015 г.). Королевство Камбоджа (на французском языке). Издательство Кембриджского университета. п. 423. ИСБН  978-1-108-08398-0 .
  28. ^ Моура, Жан (21 мая 2015 г.). Королевство Камбоджа (на французском языке). Издательство Кембриджского университета. п. 263. ИСБН  978-1-108-08398-0 .
  29. ^ Мастер, Анри (1909). Регионы Мой на юге Индокитая: плато Дарлак (на французском языке). Плон-Нурри. п. 118.
  30. ^ Сады и рисовые поля Камбоджи. Проблемы развития сельского хозяйства (на французском языке). КАРТАЛА Издания. 01.02.2008. п. 405. ИСБН  978-2-8111-4143-1 .
  31. ^ Салеминк, Оскар (28 февраля 2003 г.). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 194. ИСБН  978-0-8248-2579-9 .
  32. ^ Мартин, Мари Александрин (1994). Камбоджа, разрушенное общество . Издательство Калифорнийского университета. п. 114. ИСБН  978-0-520-07052-3 .
  33. ^ Смитсоновский институт (2017). Война во Вьетнаме: полная иллюстрированная история . Издательство ДК. стр. 64–69. ISBN  978-1465466013 .
  34. ^ Келли, Фрэнсис Джон (1973). Спецназ армии США, 1961-1971 гг . Департамент армии. п. 25.
  35. ^ Демай, Алин (12 января 2015 г.). Туризм и колонизация в Индокитае (1898-1939) . Издательство Кембриджских ученых. п. 209. ИСБН  978-1-4438-7410-6 .
  36. ^ Льюис, Норман (1982). Явление дракона: Путешествие по Камбодже, Лаосу и Вьетнаму . Книги Эланд. п. 233. ИСБН  978-0-907871-00-2 .
  37. ^ Сольхейм, Вильгельм Г. (1968). Антропология на Восьмом Тихоокеанском научном конгрессе Тихоокеанской научной ассоциации и Четвертом Дальневосточном конгрессе по предыстории, Кесон-Сити, Филиппины, 1953 год . Институт социальных наук Гавайского университета. п. 265.
  38. ^ Гой, Бертран (2006). Харай: искусство войны и смерти у горцев Индокитая, французские мемуары (на французском языке). Изученная Индия. п. 42. ИСБН  978-2-84654-146-6 .
  39. ^ Мастер, Анри (1909). Регионы Мой на юге Индокитая: плато Дарлак (на французском языке). Плон-Нурри. п. 117.
  40. ^ Мифы, легенды и народные сказки хмонгов Лаоса . Лингвистический факультет Макалестерского колледжа. 1992. с. 78.
  41. ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 388. ИСБН  978-2-85297-071-7 .
  42. ^ Гой, Бертран (2006). Харай: искусство войны и смерти у горцев Индокитая, французские мемуары (на французском языке). Изученная Индия. п. 22. ISBN  978-2-84654-146-6 .
  43. ^ Гиймине, Поль (1952). Обычай племени Бахнар Седанга и Джарай провинции Контум (на французском языке). Э. де Боккар. п. 480.
  44. ^ Матрас-Трубецкой, Жаклин (1983). Деревня в лесу: поляна среди бро Камбоджи (на французском языке). Издательство Питерс. п. 97. ИСБН  978-2-85297-071-7 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Келли, Лиам К. (2014). «Построение местных повествований: духи, сны и пророчества в средневековой дельте Красной реки». В Андерсоне, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (ред.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . США: Бриллс. стр. 78–106.
  • Лян, Цземин (2006), Китайская осадная война: механическая артиллерия и осадные орудия древности , Сингапур, Республика Сингапур: Леонг Кит Мэн, ISBN  981-05-5380-3
  • Лоудс, Майк (2018), Арбалет , Скопа
  • Мус, Пол (1929). «Индийские и индокитайские исследования, III. Спинорог Байона» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 29 (1): 331–341. дои : 10.3406/befeo.1929.3243 .
  • Нидэм, Джозеф (1994), Наука и цивилизация в Китае 5-6
  • Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-04428-9 .
  • Тернбулл, Стивен (2002), Осадные орудия Дальнего Востока (2) 960–1644 гг. Н. Э. , Osprey Publishing
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85368829203a954b40a048e908d7f2c8__1719407280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/c8/85368829203a954b40a048e908d7f2c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Austroasiatic crossbow - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)