Jump to content

Кхмерская империя

Координаты : 13 ° 26' с.ш., 103 ° 50' в.д.  /  13,433 ° с.ш., 103,833 ° в.д.  / 13,433; 103,833
Страница полузащищенная

Камбуджа
Камбоджа   ( санскрит )
ក ម្វុ ច   ( Старокхмерский )
802–1431
Кхмерская империя (Камбуджа), ок. 900
Кхмерская империя (Камбуджа), ок. 900
Капитал
Литургический язык санскрит [а]
Разговорный язык Старый кхмерский
Религия
индуизм
буддизм
Правительство Абсолютная монархия, управляемая божественным королем.
Король  
• 802–850
Джаяварман II (первый)
• 1417–1431
Бором Ричеа II (последний)
Историческая эпоха Постклассический
802
• Строительство Ангкор-Вата
1113–1150
1431
Область
1290 [1] [2] 1 000 000 км 2 (390 000 квадратных миль)
Предшественник
Преемник
Ченла
Пост-Ангкор Камбоджа
Лан Ксанг
Аютия

Кхмерская империя была индуистско - буддийской империей в Юго-Восточной Азии , сосредоточенной вокруг гидравлических городов на территории нынешней северной Камбоджи . Известный своими жителями как Камбуджа , он вырос из бывшей цивилизации Ченла и просуществовал с 802 по 1431 год. Историки называют этот период камбоджийской истории периодом Ангкора , в честь самой известной столицы империи, Ангкора . Кхмерская империя управляла или была вассалом большей части материковой Юго-Восточной Азии. [3] и простирался на север до южного Китая . [4] [5] На пике своего развития Империя была больше, чем Византийская империя , существовавшая примерно в то же время. [6]

Начало Кхмерской империи условно датируется 802 годом, когда кхмерский принц Джаяварман II объявил себя чакравартином ( букв. « универсальный правитель » , титул, эквивалентный «императору») в горах Пном Кулен . Хотя конец Кхмерской империи традиционно ознаменовался падением Ангкора под власть сиамского королевства Аюттхая в 1431 году, причины распада империи до сих пор обсуждаются среди ученых. [7] Исследователи установили, что за периодом сильных муссонных дождей в регионе последовала сильная засуха, которая нанесла ущерб гидротехнической инфраструктуре империи. Изменчивость между засухами и наводнениями также была проблемой, которая, возможно, заставила жителей мигрировать на юг и подальше от крупных городов империи. [8]

Ангкор, пожалуй, является самым примечательным наследием империи, поскольку он был столицей во времена зенита империи. Величественные памятники Ангкора, такие как Ангкор-Ват и Байон , свидетельствуют об огромной мощи и богатстве Кхмерской империи, впечатляющем искусстве и культуре, архитектурной технике, эстетических достижениях и разнообразии систем верований, которым она покровительствовала с течением времени. Спутниковые снимки показали, что Ангкор во время своего расцвета в XI-XIII веках был самым обширным доиндустриальным городским комплексом в мире. [9] [10] Исследователи также пришли к выводу, что Кхмерская империя изобрела первую в мире систему здравоохранения, которая включала 102 больницы. [11]

Этимология

Современные ученые часто называют империю «Кхмерской империей» ( кхмер : ចក្រភព ខ្មែរ ) или «Империей Ангкор» (кхмер: ចក្រភព អង្គរ ), последняя после столицы Ангкора.

Империя называла себя Камбуджа ( санскрит : កម្ពុជា ; древнекхмерский : ; кхмерский: កម្ពុជា ) или Камбуджадеша (санскрит កម្ពុជា កម្ព). ុជា , букв. «страна Камбуджа»: ក ម្វុ ជ ទេ ឝ Кхмерский : ក ម្វុ ; ), названия, которые были досовременными предшественниками современной Кампучии .

Историография

Никаких письменных свидетельств периода Ангкора, кроме каменных надписей, не сохранилось. Современные знания об исторической кхмерской цивилизации основаны в первую очередь на:

  • Археологические раскопки, реконструкция и исследования
  • Каменные надписи (самые важные из которых — фундаментные стелы храмов), сообщающие о политических и религиозных деяниях царей.
  • Рельефы на стенах храма с изображениями повседневной жизни, рыночных сцен, военных маршей и дворцовой жизни.
  • Отчеты и хроники китайских дипломатов, торговцев и путешественников.

История

Формирование и рост

Правление Джаявармана II

Храм Бантей Срей , построенный в 967 году нашей эры.

Согласно надписи в храме Сдок Кок Том , [12] : 97  [13] : 353–354  около 781 года кхмерский принц Джаяварман II сделал Индрапуру столицей своего владения. Он располагался в Бантеай Прей Нокор , недалеко от сегодняшнего Кампонг Чама . [14] Вернувшись в свой дом в бывшем королевстве Ченла , он быстро укрепил свое влияние и победил ряд конкурирующих королей. королевства Камбуджа В 790 году он стал королем кхмерского . Затем он переместил свой двор на северо-запад, в Махендрапарвату , далеко на север от великого озера Тонлесап .

Джаяварман II (годы правления 802–835 гг.) [15] : xiii, 59 широко известен как король, заложивший основы периода Ангкора. Историки в целом сходятся во мнении, что этот период камбоджийской истории начался в 802 году, когда Джаяварман II провел грандиозный ритуал освящения священной горы Махендрапарвата, ныне известной как Пном Кулен . [16] На ритуале, заимствованном из индуистской традиции, Джаяварман II провозгласил себя чакравартином (с санскрита, обычно переводимым как «универсальный правитель»; древнекхмерский: Камратен джагад та Раджа ) и девараджой (с санскрита, букв. « царь-бог »). ). [17] : 35  Он также провозгласил независимость Камбуджи от места, которое в надписях называется «Ява».

Историки спорят, означает ли «Ява» индонезийский остров Ява , Чампу или другое место. Согласно более старой устоявшейся интерпретации, Джаяварман II был принцем, который жил при дворе Сайлендры на Яве и принес в Камбоджу искусство и культуру яванского двора Сайлендран (например, концепцию девараджи ) . [12] : 97–101  Эта классическая теория подверглась критике со стороны современных ученых, таких как Клод Жак. [18] и Майкл Викери, который отметил, что кхмеры использовали термин чвеа для описания чамов , своих восточных соседей. [19] Но в 2013 году Арло Гриффитс опроверг эти теории и убедительно продемонстрировал, что почти во всех случаях в надписях упоминается Ява, речь идет об острове Ява в индонезийском архипелаге. [20]

Политическая карьера Джаявармана началась в Вьядхапуре (вероятно, современные руины Бантеай Прей Нокор ) на востоке Камбоджи. Более того, многие ранние храмы на Пном Кулене демонстрируют чамское (например, Прасат Дамрей Крап), а также яванское влияние (например, примитивный « храм-гора » Арама Ронг Сена и Прасат Тмар Дап), даже если их асимметричное распределение кажется типично кхмерским. [21]

В последующие годы Джаяварман II расширил свою территорию и основал новую столицу Харихаралайю недалеко от современного города Ролуос . [12] : 98  Тем самым он заложил фундамент Ангкора, который должен был возникнуть примерно в 15 километрах (9,3 мили) к северо-западу. Джаяварман II умер в 835 году. [15] : 59  и ему наследовал его сын Джаяварман III . [12] : 103  [22] Джаяварман III умер в 877 году, и ему наследовал Индраварман I. [12] : 110 

Преемники Джаявармана II продолжали расширять территорию Камбуджи. Индраварману I (годы правления 877–889 гг.) удалось расширить королевство без войн и инициировать обширные строительные проекты, реализация которых стала возможной благодаря богатству, полученному за счет торговли и сельского хозяйства. Прежде всего были храм Преа Ко и ирригационные сооружения. Индраварман I развил Харихаралайю, построив Баконг. [13] : 354–358  около 881. [12] : 110–111  Баконг, в частности, имеет поразительное сходство с храмом Боробудур на Яве, что позволяет предположить, что он мог служить прототипом Баконга. В то время между Камбуджей и Сайлендрасами на Яве происходил обмен путешественниками и миссиями, которые принесли в Камбоджу не только идеи, но также технические и архитектурные детали. [23] [24]

Основание Яшодхарапура

Баконг , одна из самых ранних храмовых гор в кхмерской архитектуре.
Бантей Срей , камбоджийский храм X века, посвященный индуистскому богу Шиве.
Та Кео , государственный храм, построенный около 1000 года.
Бафуон , гора-храм, посвященная Шиве.

За Индраварманом I последовал его сын Яшоварман I (годы правления 889–915 гг.), который основал новую столицу Ясодхарапура   – ​​первый город большой территории Ангкора . Центральный храм города был построен на Пном Бакхенге , холме, возвышающемся примерно на 60 м над равниной, на которой расположен Ангкор. Восточный Барай , массивное водохранилище размером 7,1 на 1,7 километра (4,4 на 1,1 мили), также было создано во времена правления Ясовармана I. [12] : 111–114  [13] : 358, 360–361 

В начале X века империя распалась. Джаяварман IV перенес столицу в Лингапуру (ныне известный как Кох Кер ), примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-востоку от Ангкора. [13] : 360, 363  Только когда Раджендраварман II на трон взошел (годы правления 944–968), королевский дворец был возвращен Ясодхарапуре. Он снова взял на вооружение обширные строительные схемы предыдущих королей и основал ряд индуистских храмов в районе Ангкора, таких как Пре Руп и Восточный Мебон , храм, расположенный на искусственном острове в центре Восточного Барая. Также было построено несколько буддийских храмов и монастырей. [13] : 363–367  В 950 году произошла первая война между Камбуджей и королевством Чампа на востоке (на территории современного центрального Вьетнама ). [12] : 114–117 

Сын Раджендравармана II, Джаяварман V , правил с 968 по 1001 год, после того как утвердился в качестве нового короля над другими принцами. Его правление было в основном мирным периодом, отмеченным процветанием и культурным расцветом. Он основал новую столицу немного западнее столицы своего отца и назвал ее Джайендранагари; его государственный храм Та Кео находился на юге. При дворе Джаявармана V жили философы, ученые и художники. Были также основаны новые храмы; самыми важными из них были Бантей Срей , считавшийся одним из самых красивых и художественных в Ангкоре, и Та Кео, первый храм Ангкора, построенный полностью из песчаника . [12] : 117–118  [13] : 367 

Пирамида Кох Кер . Ко Кер (Лингапура) некоторое время был столицей Камбуджи.

После смерти Джаявармана V последовало десятилетие конфликта. Три короля правили одновременно как антагонисты друг друга, пока Сурьяварман I (годы правления 1006–1050 гг.) не взошел на трон, взяв столицу Ангкор. [12] : 134–135  Его правление ознаменовалось неоднократными попытками противников свергнуть его и военными конфликтами с соседними королевствами. [25] Сурьяварман I установил дипломатические отношения с династией Чола на юге Индии в начале своего правления. [26]

Пирамида Прасат Баксей Чамкронг

В первом десятилетии XI века Камбуджа вступила в конфликт с королевством Тамбралинга на Малайском полуострове . [25] [27] Пережив несколько вторжений своих врагов, Сурьяварман попросил помощи у могущественного Чола императора Раджендры I против Тамбралинга. [25] [28] [29] Узнав о союзе Сурьявармана с Чолой, Тамбралинга попросил помощи у царя Шривиджая Санграмы Виджаятунгавармана. [25] [27] В конечном итоге это привело к конфликту Чолы со Шривиджаей. Война закончилась победой Чолы и Камбуджи и крупными потерями Шривиджая и Тамбралинга. [25] [27] Эти два союза имели религиозный оттенок, поскольку Чола и Камбуджа были индуистскими шиваитами , а Тамбралинга и Шривиджая были Махаяны буддистами . Есть некоторые свидетельства того, что до или после войны Сурьяварман I подарил Раджендре I колесницу, чтобы, возможно, облегчить торговлю или союз. [12] : 136  [30] [31]

Женой Сурьявармана I была Виралакшми , и после его смерти в 1050 году ему наследовал Удаядитьяварман II , построивший Бапхуон и Западный Барай . [12] : 135, 137–138  В 1074 году возник конфликт между Харшаварманом III , младшим братом и преемником Удаядитьявармана II, и чампа королём Хариварманом IV . [12] : 152 

Золотой век кхмерской цивилизации

Правление Сурьявармана II и Ангкор-Вата

XII век был временем конфликтов и жестокой борьбы за власть. При Сурьявармане II (годы правления 1113–1150 гг.) Королевство объединилось внутри страны. [15] : 113  и Ангкор-Ват , посвященный богу Вишну , строился в течение 37 лет. На востоке кампании Сурьявармана II против Чампы и Дай Вьета не увенчались успехом. [15] : 114  хотя он разграбил Виджая в 1145 году и сверг Джаю Индравармана III. [32] : 75–76  Кхмеры оккупировали Виджайю до 1149 года, когда они были изгнаны Джая Хариварманом I. [12] : 160  В 1114 году Сурьяварман II отправил в Чолу миссию и подарил драгоценный камень императору Чолы Кулоттунге I. [33] [34]

Последовал еще один период, когда короли правили недолго и были жестоко свергнуты своими преемниками. Наконец, в 1177 году столица подверглась набегу и разграблению в морском сражении на озере Тонлесап чамским флотом под командованием Джая Индравармана IV , и кхмерский король Трибхуванадитьяварман был убит. [12] : 164  [32] : 78 

Правление Джаявармана VII и Ангкор Тома

Портретная статуя Джаявармана VII
Бронзовая копия одного из двадцати трех каменных изображений, отправленных королем Джаяварманом VII в разные части своего королевства в 1191 году.
Байон . , государственный храм, расположенный в центре столицы Джаявармана VII, Ангкор Тома

Короля Джаявармана VII (годы правления 1181–1219 гг.) обычно считали [ по мнению кого? ] Величайший король Камбоджи. Он уже был военачальником как принц при предыдущих королях. После того, как Чампа завоевал Ангкор, он собрал армию и вернул столицу. В результате он взошел на трон и продолжал вести войну против Чампы еще 22 года, пока кхмеры не победили своих чамов в 1203 году и не завоевали большую часть их территории. [12] : 170–171  [32] : 79–80  Согласно китайским источникам, Джаяварман VII присоединил Пегу к территории Кхмерской империи в 1195 году. [35]

Джаяварман VII считается последним из великих королей Ангкора не только из-за его успешной военной кампании против Чампы, но и потому, что он не был тираническим правителем, как его непосредственные предшественники. [ нужна ссылка ] Он объединил империю и осуществил примечательные строительные проекты. Была построена новая столица, которая теперь называется Ангкор Том ( букв. « великий город » ). В центре король (сам последователь буддизма Махаяны) построил государственный храм Байон. [13] : 378–382  с башнями с ликами бодхисаттвы Авалокитешвары , каждая высотой в несколько метров, высеченными из камня. Другими важными храмами, построенными при Джаявармане VII, были Та Пром для его матери, Преа Хан для его отца, [13] : 388–389  Бантей Кдей и Неак Пеан , а также водохранилище Сра Сранг . Была проложена разветвленная сеть дорог, соединяющая все города империи, построены дома отдыха для путешественников и построено в общей сложности 102 больницы по всему его царству. [12] : 173, 176 

Правление Джаявармана VIII

После смерти Джаявармана VII его сын Индраварман II (годы правления 1219–1243). на престол взошел [12] : 180–181  Как и его отец, он был буддистом и завершил строительство ряда храмов, начатых под руководством его отца. Как воин он был менее успешен. В 1220 году под растущим давлением со стороны все более могущественного Дай Вьета и его союзника Чампы кхмеры покинули многие провинции, ранее завоеванные у Чамов.

На смену Индраварману II пришел Джаяварман VIII (годы правления 1243–1295). В отличие от своих предшественников, Джаяварман VIII был последователем индуистского шиваизма и агрессивным противником буддизма, разрушив множество статуй Будды в империи и превратив буддийские храмы в индуистские храмы. [15] : 133  В 1283 году Камбудже угрожала внешняя угроза со стороны возглавляемой монголами династии Юань . [36] Джаяварман VIII избежал войны с генералом Согету (иногда известным как Сагату или Соду), губернатором Гуанчжоу, Китай , платя ежегодную дань монголам, начиная с 1285 года. [12] : 192  [36] Правление Джаявармана VIII закончилось в 1295 году, когда он был свергнут своим зятем Шриндраварманом (годы правления 1295–1309). Новый король был последователем буддизма Тхеравады — школы буддизма, пришедшей в Юго-Восточную Азию из Шри-Ланки и впоследствии распространившейся по большей части региона.

В августе 1296 года китайский дипломат Чжоу Дагуань прибыл в Ангкор и записал: «Во время недавней войны с сиамцами страна была совершенно опустошена». [12] : 211  [32] : 90  Он оставался при дворе Шриндравармана до июля 1297 года. Он был не первым и не последним китайским представителем, посетившим Камбуджу. Однако его пребывание примечательно тем, что позже Чжоу написал подробный отчет о жизни в Ангкоре. Его изображение империи сегодня является одним из наиболее важных источников понимания исторического Ангкора. Наряду с описаниями нескольких великих храмов (Байон, Бафуон, Ангкор-Ват) его отчет сообщает нам, что башни Байона когда-то были покрыты золотом ; текст также предлагает ценную информацию о повседневной жизни и привычках жителей Ангкора.

Отклонить

К 14 веку Камбуджа пережила долгий, трудный и неуклонный упадок. Историки предлагают разные причины упадка: религиозное обращение из вишнуитско-шиваитского индуизма в буддизм Тхеравады , которое повлияло на социальную и политическую системы, непрекращающуюся внутреннюю борьбу за власть между кхмерскими принцами, вассальное восстание, иностранное вторжение, чуму и экологический кризис.

По социальным и религиозным причинам многие аспекты способствовали упадку Камбуджи. Отношения между правителями и их элитами были нестабильными   : среди 27 правителей Камбуджи одиннадцать не имели законных претензий на власть, и ожесточенная борьба за власть была частым явлением. Камбуджа больше сосредоточилась на своей внутренней экономике и не воспользовалась преимуществами международной морской торговой сети. Внедрение буддийских идей также противоречило государственному порядку, построенному в индуизме, и нарушало его. [37]

Переход из индуизма в буддизм

Кхмерская скульптура Будды XI века

Последняя санскритская надпись датирована 1327 годом и описывает преемственность Индраджаявармана Джаявармадипарамешварой. [12] : 228  Историки подозревают связь с принятием королями буддизма Тхеравады: короли больше не считались девараджами (королями-богами), и поэтому не было необходимости возводить огромные храмы им, а точнее богам, под защитой которых они находились. [ нужна ссылка ] Отход от концепции девараджи также мог привести к потере королевской власти и, следовательно, к нехватке рабочих. [ предположение? ] Аппарат управления водными ресурсами также пришел в упадок, а это означает, что урожаи сократились из-за наводнений или засухи. Раньше можно было собирать три урожая риса в год   – существенный вклад в процветание и могущество Камбуджи   , – но снижение урожаев еще больше ослабило империю.

Однако, просматривая археологические данные, археологи заметили, что не только сооружения перестали строить, но и отсутствовали кхмерские исторические надписи с 14 по 17 века. Из-за отсутствия исторического содержания существует очень ограниченное количество археологических свидетельств, с которыми можно работать. Однако археологам удалось установить, что эти места были заброшены, а затем вновь заселены другими людьми. [38]

Иностранное давление

Сидящий Будда XII века.

Королевство Аюттхая возникло в результате конфедерации трех городов-государств в бассейне Нижнего Чао Прайя (Аюттхая-Суфанбури-Лопбури). [39] Начиная с четырнадцатого века, Аютия стала соперником Камбуджи. [12] : 222–223  Ангкор был осажден королем Аюттаи Утонгом в 1352 году, а после его захвата в следующем году кхмерского короля сменили сиамские принцы. Затем в 1357 году кхмерский король Сурьявамса Раджадхираджа вновь занял трон. [12] : 236  В 1393 году юттхайский король Рамесуан снова осадил Ангкор, захватив его в следующем году. Сын Рамесуана некоторое время правил Камбуджей, прежде чем был убит. Наконец, в 1431 году кхмерский король Понхеа Ят покинул Ангкор как незащищенный и двинулся в район Пномпеня . [12] : 236–237 

Новый центр Кхмерского королевства находился на юго-западе, в Удонге недалеко от современного Пномпеня. Однако есть признаки того, что Ангкор не был заброшен полностью. Одна линия кхмерских королей, возможно, осталась там, а вторая переехала в Пномпень, чтобы основать параллельное королевство. Окончательное падение Ангкора будет тогда связано с передачей экономического   – а вместе с тем и политического   – значения, поскольку Пномпень станет важным торговым центром на Меконге . Сильные засухи и последовавшие за ними наводнения считались одним из факторов, способствовавших его падению. [40] После первой засухи империя больше сосредоточилась на региональной торговле. [41]

Экологический развал

Спутниковый снимок Ангкора. Высохший Восточный Барай указывает на экологические изменения в регионе.

Экологический провал и разрушение инфраструктуры - альтернативная теория конца Камбуджи. Ученые, работающие над проектом «Большой Ангкор», полагают, что у кхмеров была сложная система водоемов и каналов, используемых для торговли, транспорта и ирригации. Каналы использовались для сбора риса. По мере роста населения нагрузка на систему водоснабжения возрастала. В четырнадцатом и пятнадцатом веках произошли серьезные климатические изменения, повлиявшие на систему управления водными ресурсами. [40]

Периоды засухи привели к снижению производительности сельского хозяйства, а сильные наводнения из-за муссонов повредили инфраструктуру в это уязвимое время. [40] Чтобы адаптироваться к растущему населению, на холмах Кулен были вырублены деревья и вырублены ради новых рисовых полей. Это привело к появлению дождевых стоков, переносящих осадки в сеть каналов. Любое повреждение системы водоснабжения будет иметь огромные последствия. [42]

Чума

Теория чумы , которая предполагает, что серьезная эпидемия могла поразить густонаселенный Ангкор и способствовать падению империи, была пересмотрена. [43] К XIV веку Черная смерть поразила Азию, поскольку чума впервые появилась в Китае около 1330 года и достигла Европы около 1345 года. Большинство морских портов на пути следования из Китая в Европу почувствовали на себе воздействие болезни, которая могла иметь серьезное воздействие на жизнь во всей Юго-Восточной Азии. Возможные заболевания включают бубонную чуму , оспа и малярию .

Ангкор после 15 века

Есть свидетельства дальнейшего использования Ангкора после 15 века. При правлении кхмерского короля Барома Ричеа I (годы правления 1566–1576 гг.), которому временно удалось отбросить Аюттхая, королевский двор был ненадолго возвращен в Ангкор. Надписи 17 века свидетельствуют о наличии японских поселений наряду с оставшимися кхмерскими поселениями. [44] Самая известная надпись рассказывает об Укондаю Казуфусе , который отмечал кхмерский Новый год в Ангкоре в 1632 году. [45] Однако в последующие десятилетия японская община была поглощена местной кхмерской общиной из-за отсутствия новых прибывших японцев и, следовательно, малой возможности обновления своей общины. [44]

Культура и общество

Реконструкция Байона , центра Ангкор Тома

Большая часть того, что известно о Камбудже, взята из барельефов храмов Ангкора и рассказов из первых рук китайского дипломата Чжоу Дагуаня ( «Обычаи Камбоджи» ), которые предоставляют информацию о Камбодже 13-го века и ранее. Барельефы, например, в Байоне , описывают повседневную жизнь древнего кхмерского королевства, включая сцены дворцовой жизни, морские сражения на реках и озерах, а также обычные сцены рыночной площади.

Экономика и сельское хозяйство

Древние кхмеры были традиционной сельскохозяйственной общиной, в значительной степени опиравшейся на выращивание риса . Фермеры, составлявшие большую часть населения королевства, сажали рис на берегах озер или рек, на орошаемых равнинах, окружающих их деревни, или на холмах, когда низменности были затоплены. Рисовые поля орошались массивной и сложной гидравлической системой, включавшей сеть каналов и бараев , или гигантских водохранилищ. Эта система позволила сформировать крупные общины, выращивающие рис, вокруг кхмерских городов. В садах деревень выращивались сахарные пальмы, фруктовые деревья и овощи, обеспечивая другие источники сельскохозяйственной продукции, такие как пальмовый сахар , пальмовое вино , кокос, различные тропические фрукты и овощи.

Кхмерский рынок в Байоне

Расположенный на берегу огромного озера Тонлесап , а также вблизи многочисленных рек и прудов, многие кхмеры жили за счет пресноводного рыболовства. Рыболовство давало населению основной источник белка, который превращался в прахок   – сушеную, жареную или приготовленную на пару рыбную пасту, завернутую в банановые листья. Рис был основным продуктом питания наряду с рыбой. Другими источниками белка были свиньи, крупный рогатый скот и домашняя птица, которых содержали под фермерскими домами, поднятыми на сваях, чтобы защитить их от наводнений.

На рыночной площади Ангкора не было постоянных построек; это была открытая площадь, где торговцы сидели на земле на плетеных соломенных циновках и продавали свой товар. Не было ни столов, ни стульев. Некоторые торговцы могут защититься от солнца простым зонтиком с соломенной крышей. Определенный вид налога или арендной платы взимался чиновниками за каждое место, занимаемое торговцами на рынке. Торговлей и экономикой на рынке Ангкора в основном управляли женщины.

Описание женщин Ангкора Чжоу Дагуанем: [46] [47]

Все местные жители, умеющие торговать, — женщины. Поэтому, когда китаец едет в эту страну, первое, что он должен сделать, это принять женщину, отчасти с целью получения прибыли от ее торговых способностей.

Женщины стареют очень быстро, несомненно, потому, что выходят замуж и рожают, когда они слишком молоды. Когда им двадцать или тридцать лет, они выглядят как сорока-пятидесятилетние китаянки.

Роль женщин в торговле и экономике Камбуджи предполагает, что они пользовались значительными правами и свободами. [ указать ] Их практика ранних браков, возможно, способствовала высокому уровню рождаемости и огромной численности населения королевства. [46]

Общество и политика

Женщины королевского двора
Морское сражение против чамов ; помощь в Байоне
Барельеф в Байоне, изображающий семейную жизнь.

Камбуджа была основана на обширной сети общин, выращивающих рис . В регионе присутствует четкая иерархия расселения. Небольшие деревни были сгруппированы вокруг региональных центров, таких как деревня в Пхимае, которые, в свою очередь, отправляли свои товары в крупные города, такие как Ангкор, в обмен на другие товары, такие как керамика и товары внешней торговли из Китая. [48] Король и его чиновники отвечали за управление ирригацией и распределением воды, которая состояла из сложной системы гидравлической инфраструктуры, такой как каналы, рвы и массивные водохранилища, называемые бараями .

Общество было организовано по иерархии, отражающей индуистскую кастовую систему . [ нужна ссылка ] где простолюдины   – фермеры, выращивающие рис, и рыбаки – составляли подавляющее большинство населения. Кшатрии – члены   королевской семьи, знать, военачальники, солдаты и воины   – составляли правящую элиту и власть. Другие социальные классы включали браминов (священников), торговцев, ремесленников, таких как плотники и каменщики, гончаров, слесарей , ювелиров и ткачей текстиля, а на самом низком социальном уровне находились рабы .

Обширные ирригационные проекты обеспечили излишки риса, которые могли прокормить большое население. Государственной религией был индуизм, но он находился под влиянием культа Девараджи , превозносившего кхмерских королей как обладающих божественными качествами живых богов на земле, приписываемых воплощению Вишну или Шивы . [49] В политике этот статус рассматривался как божественное оправдание правления короля. Культ позволил кхмерским королям приступить к масштабным архитектурным проектам, построив величественные памятники, такие как Ангкор-Ват и Байон, в честь божественного правления короля на земле.

Барельеф в Байоне, изображающий роды.

Короля окружали министры, государственные чиновники, знать, члены королевской семьи, дворцовые женщины и слуги, и все они были защищены стражей и войсками. Столица Ангкор и королевский двор Кхмеров славятся грандиозными церемониями, в городе проводится множество фестивалей и ритуалов. Даже во время путешествий король и его окружение создавали настоящее зрелище, как описано в отчетах Чжоу Дагуаня. Описание Чжоу Дагуанем королевской процессии Индравармана III следующее: [50]

Когда король выходит, во главе [его] эскорта идут войска; затем идут флаги, баннеры и музыка. Дворцовые женщины численностью от трех до пятисот человек, одетые в цветочные ткани, с цветами в волосах, держат в руках свечи и образуют труппу. Даже среди бела дня свечи горят. Затем идут другие дворцовые женщины с королевской атрибутикой из золота и серебра... Затем идут дворцовые женщины с копьями и щитами в сопровождении личной гвардии короля. Следом идут повозки, запряженные козами и лошадьми, все в золоте. Министры и принцы восседают на слонах, и перед ними издалека видны их бесчисленные красные зонтики. За ними следуют жены и наложницы царя в паланкинах, каретах, верхом на лошадях и на слонах. У них более ста зонтиков, украшенных золотом. За ними идет государь, стоящий на слоне, держащий в руке свой священный меч. Бивни слона заключены в золото.

Описание Чжоу Дагуанем гардероба кхмерского короля: [47]

Только правитель может одеваться в одежду, полностью украшенную цветочным узором... На шее он носит около трех фунтов крупного жемчуга. На запястьях, лодыжках и пальцах у него золотые браслеты и кольца с кошачьими глазами... Когда он выходит, в руке он держит золотой меч [государственный].

Кхмерские короли часто участвовали в сериях войн и завоеваний. Большое население Ангкора позволяло королевству поддерживать большие автономные армии, которые иногда использовались для завоевания соседних княжеств или королевств. Была проведена серия завоеваний с целью расширения влияния королевства на территории, окружающие Ангкор и Тонлесап, долину и дельту Меконга, а также прилегающие земли. Некоторые кхмерские короли предприняли военные завоевания и войну против соседних Чампа , Дай Вьет и тайских военачальников. Кхмерские короли и королевские семьи также часто были вовлечены в непрекращающуюся борьбу за власть из-за престолонаследия или соперничество за княжества.

Военный

Барельеф, изображающий кхмерских военно-морских солдат, использующих лук и стрелы. Расположен в Байоне, создан ок. 12-13 века.
Шлемы, оружие и арсенал армии Камбуджи, изображенные в Ангкор-Вате. Взято из французского исследователя Анри Муо . книги

По словам Чжоу Дагуаня, который жил в Яшодхарапуре с 1296 по 1297 год, Королевство Сукхотай опустошало кхмерские земли в ходе неоднократных войн. По словам Чжоу, кхмерские солдаты сражались обнаженными и босыми, вооружившись только копьем и щитом. Они не использовали луки и стрелы (хотя в некоторых случаях использовали их в морской войне), требушеты, бронежилеты и шлемы. Когда Сухотай напал, обычным людям было приказано противостоять им без стратегии и подготовки. [51] У кхмеров были арбалеты с двойным луком, установленные на слонах, которые, как предполагает Мишель Жак Эргуаль, были частью наемников чамов в Джаявармана VII . армии [52]

Что касается укреплений, Чжоу описал стены Ангкор Тома как имеющие длину 10 километров (6,2 мили) в окружности с пятью воротами, каждые с двумя воротами, окруженными большим рвом, через который перекинуты мосты. Стены, образующие точный квадрат, были каменными и так плотно утрамбованы, что на них не росли сорняки. Стены были около 6–7 метров в высоту и наклонены изнутри, достаточно толстые, чтобы вместить камеры, но без зубцов и только по одной каменной башне с каждой из четырех сторон. Их обслуживала охрана, но собак на стены не пускали. [53] Согласно устной традиции, рассказанной Анри Муо , Камбуджа имела постоянную армию численностью от 5 до 6 миллионов солдат. [54]

Культура и образ жизни

Рельеф в Байоне с изображением петушиных боев
Барельеф с изображением людей, играющих в шахматную игру.

Описание кхмерских домов Чжоу Дагуанем: [47]

Жилища князей и высших чиновников имеют совершенно иную планировку и размеры, чем народные. Все внешние постройки покрыты соломой; только семейный храм и главная квартира могут быть покрыты плиткой. Официальный ранг каждого человека определяет размер домов.

Дома фермеров располагались возле рисовых полей на окраине городов. Стены домов были сделаны из плетеного бамбука, с соломенными крышами и стояли на сваях. Дом был разделен на три комнаты плетеными бамбуковыми стенами. Одна была спальней родителей, другая — спальней дочерей, а самая большая — гостиной. Сыновья спали везде, где могли найти место. Кухня находилась сзади или в отдельной комнате. Дворяне и короли жили во дворце и в гораздо более крупных домах города. Они были построены из тех же материалов, что и фермерские дома, но крыши были деревянными черепичными, имели сложный дизайн и имели больше комнат.

Чжоу Дагуань сообщил, что местные жители не производят шелк и не имеют возможности шить и штопать иголкой и ниткой. [55]

Никто из местных жителей не производит шелк. Женщины также не умеют шить и штопать иголкой и ниткой. Единственное, что они умеют, это ткать хлопок из капка. Даже в этом случае они не могут прясть пряжу, а просто собирают ткань руками в пряди. Для ткачества они не используют ткацкий станок. Вместо этого они просто обматывают один конец ткани вокруг талии, другой конец вешают над окном и используют бамбуковую трубку в качестве челнока.В последние годы в Камбоджу приехали жить выходцы из Сиама, которые, в отличие от местных жителей, занимаются производством шелка. Тутовые деревья, которые они выращивают, и шелковичные черви, которые они выращивают, происходят из Сиама. Сами они ткут из шелка одежду из черного атласного шелка с рисунком. Сиамские женщины умеют шить и штопать, поэтому, когда местные жители порвали или повредили одежду, они просят их починить.

Простой народ носил сампот , передний конец которого протягивался между ног и закреплялся сзади ремнем. Дворяне и короли носили более тонкие и богатые ткани. Женщины носили полоску ткани, прикрывающую грудь, а знатные женщины имели удлиненную, перекинутую через плечо. Мужчины и женщины носили Крама . Наряду с изображениями сражений и военных завоеваний королей, барельефы Байона изображают обыденную повседневную жизнь простых кхмеров, включая сцены рыночной площади, рыбаков, мясников, людей, играющих в шахматную игру и азартных игр во время петушиных боев . [ нужна ссылка ]

Религия

Вишну, Бапуон . стиль

Основной религией был индуизм , за ним по популярности следовал буддизм . [ нужна ссылка ] Первоначально королевство почитало индуизм как основную государственную религию. [ нужна ссылка ] Вишну и Шива были самыми почитаемыми божествами, которым поклонялись в кхмерских индуистских храмах. Такие храмы, как Ангкор-Ват, на самом деле известны как Пхитсанулок ( Вара Вишнулока на санскрите) или царство Вишну, в честь посмертного короля Сурьявармана II как Вишну.

Индуистские церемонии и ритуалы, выполняемые браминами (индуистскими священниками), обычно проводятся только среди правящей элиты королевской семьи, знати и правящего класса. Официальные религии империи включали индуизм и буддизм Махаяны, пока буддизм Тхеравады не преобладал даже среди низших классов после его появления из Шри-Ланки в 13 веке. [56]

Искусство и архитектура

Спин Праптос в Камбудже, консольный мост в современной провинции Сием Рип, Камбоджа.

Описание Чжоу Дагуаня Королевского дворца Ангкор: [57]

Все официальные здания и дома аристократии, включая Королевский дворец, обращены на восток. Королевский дворец стоит к северу от Золотой башни и Золотого моста: его окружность составляет полторы мили. Плитка главного жилища свинцовая. Остальные жилища покрыты керамической плиткой желтого цвета. Все огромные колонны и перемычки украшены резными или нарисованными Буддами. Крыши тоже впечатляют. Во все стороны тянутся открытые коридоры и длинные колоннады, выстроенные в гармоничные узоры.

Камбуджа построила множество храмов и величественных памятников, прославляющих божественную власть кхмерских королей. Кхмерская архитектура отражает индуистскую веру в то, что храм был построен для воссоздания обители индуистских богов , горы Меру с ее пятью вершинами, окруженной морями, представленными прудами и рвами. В ранних кхмерских храмах, построенных в регионе Ангкор, и храме Баконг в Харихаралайе ( Ролуос ) использовались ступенчатые пирамидальные конструкции, символизирующие священную храмовую гору.

Кхмерское искусство и архитектура достигли своего эстетического и технического пика со строительством величественного храма Ангкор-Ват . В регионе Ангкор также построены другие храмы, такие как Та Пром и Байон . Строительство храма демонстрирует художественные и технические достижения Камбуджи благодаря архитектурному мастерству каменной кладки.

Список архитектурных стилей периода Ангкора : [58]

Стили Даты Правители Храмы Основные характеристики
Пуля 825–875 Джаяварман II Дамрей Дерьмо Продолжение доангкорского периода, но период инноваций и заимствований, например, из Чам храмов . Башня в основном квадратная и сравнительно высокая. В основном кирпичный, стены из латерита и каменные дверные проемы. Начинают появляться квадратные и восьмиугольные колонеты.
Преа Ко 877–886 Индраварман I Джаяварман III Помолитесь за меня , бекон , конфеты Простой план: одна или несколько квадратных кирпичных башен на одном основании. Первое появление концентрических оград, гопур и библиотек. Декоративные «летающие дворцы» заменены дварапалами и деватами в нишах. Первая крупная храмовая гора в Баконге .
Бакхенг 889–923 Yasovarman I Harshavarman I Пном Бакхенг , Пном Кром , Пном Бок , Баксей Чамкронг (пер.) Развитие храмовой горы . Более широкое использование камня, особенно для крупных храмов, и более декоративная резьба по камню.
Ко Кер 921–944 Джаяварман IV Группа Ко Кер храмов Масштаб зданий уменьшается к центру. Кирпич по-прежнему является основным материалом, но также используется песчаник.
Пре Руп 944–968 Раджендраварман Пре Руп , Восточный Мебон , Бат Чум , Кутисвара Переходный между Ко Кер и Бантей Срей . Длинные залы частично окружают святилище. Последние великие памятники из оштукатуренного кирпича, все более широкое использование песчаника.
Бантей Срей 967–1000 Джаяварман В. Бантей Срей Богато украшенные наложенные фронтоны , широкие фронтоны , богатая и глубокая резьба. Гипсовый кирпич заменен камнем и латеритом . Внешний вид сцен во фронтонах. Сладострастные деваты с нежным выражением лица.
Кхлеанг 968–1010 Джаяварман В. Та Кео , Кхлеанги , Пхимеанакас , Королевский дворец Первое использование галерей. Крестообразные гопуры. Восьмиугольные колонеты. Сдержанная декоративная резьба.
Бафуон 1050–1080 Удаядитьяварман II Бафуон , Западный Мебон Возвращение к богатой резьбе: цветочные мотивы, а также перемычки со сценами. Наги без головного убора. В храме Бафуон появляются барельефы с живыми сценами, заключенными в небольшие панели, часто в повествовательной последовательности.
Ангкор-Ват 1113–1175 Сурьяварман II Яшоварман II Ангкор-Ват , Бантеай Самре , Томманон , Чау Сай Тевода , Бенг Меалеа , некоторые из Преа Питу , Пхимаи и Пном Рунг. Высокий классический стиль кхмерской архитектуры. Полностью развитые конические башни с резьбовым профилем. Галереи более широкие, с полугалереями с одной стороны. Концентрические корпуса, соединенные осевыми галереями. Наги в головном уборе, поднятые над землей балюстрады нагов. Изобретение крестообразной террасы. Богато резные перемычки и другие украшения. Барельефы, апсары .
Заявление 1181–1243 Джаяварман VII Индраварман II Та Пром , Преа Хан , Неак Пеан , Та Сом , Та Ней , Ангкор Том , Прасат Чрунг , Байон , Слоновья терраса , Та Пром Кел , Крол Ко , Прасат Суор Прат , Бантеай Чхмар , Больничные часовни , Джаятатака барай Последний великий стиль. Поспешное строительство, часто из латерита, а не из камня, резьба менее элегантна. Сложные планы, огромные храмы. В Камбодже лицевые башни и барельефы с историческим повествованием. Три периода: 1. большие сложные одноуровневые храмы, 2. лицевые башни и аллеи гигантов, несущих нагов, 3. упадок строительных стандартов, дэваты приобретают диадему в стиле Ангкор-Вата.
Описание сообщения 1243–15 в. Джаяварман VIII и другие Терраса Прокаженного короля , Преа Питу , Преа Палилай (модификации храмов) Инверсия крестообразной террасы, дамбы на колоннах, низкие или высокие.

Отношения с региональными державами

Расширение Камбуджи на королевства Лаво и Чампа. [ нужна ссылка ]
Пхимай , место древнего кхмерского города Вимаяпура.

Во время формирования империи кхмеры имели тесные культурные, политические и торговые отношения с Явой. [59] и с империей Шривиджая , расположенной за южными морями Кхмера. В 851 году персидский купец по имени Сулейман ат-Таджир записал инцидент с участием кхмерского короля и махараджи Забаха . Он описал историю кхмерского короля, который бросил вызов власти махараджи Забаха. Говорили, что яванские сайлендры устроили внезапное нападение на кхмеров, подойдя к столице со стороны реки. Молодой король позже был наказан Махараджем, и впоследствии королевство стало вассалом династии Сайлендра. [17] : 35 

Забадж — это арабская форма Джаваки и может относиться к Яве или Шривиджайе. Легенда, вероятно, описывает предшественник или начальный этап существования Кхмерского королевства под властью Явы. [60] Легенда о махарадже Забахе была позже опубликована историком Масуди в его книге 947 года «Золотые луга и драгоценные копи». В надписи Калади на Яве ( ок. упоминаются 909 г.) Кмир (кхмеры или камбоджийцы) вместе с Кампа (Чампа) и Рман (Мон) как иностранцы из материковой части Юго-Восточной Азии, которые часто приезжали на Яву для торговли. Надпись предполагает, что между Камбуджей и Явой ( королевство Мданг ) была установлена ​​морская торговая сеть. [61]

В 916 году н.э. арабский историк Абу Заид Хасан записал в длинной хронике, что молодой и неопытный король Кхмеров враждебен Яве. Когда враждебность стала государственной политикой и стала известна публично, король Явы напал на кхмерского короля и захватил его в плен. Его обезглавили, а голову привезли на Яву. Король Явы приказал министру Кхмерской империи искать преемника. После очистки и бальзамирования голову короля положили в вазу и отправили новому кхмерскому королю. [62]

На протяжении всей своей истории империя также участвовала в ряде войн и соперничества с соседними королевствами Чампа , Тамбралинга и Ди Вьет   , а позже в своей истории с сиамскими Сукотаи и Аюттхая . Отношения Кхмерской империи со своим восточным соседом Чампой были исключительно напряженными, поскольку обе стороны боролись за господство в регионе. Флот Чамов совершил набег на Ангкор в 1177 году, а в 1203 году кхмерам удалось дать отпор и победить Чампу.

Кхмерский солдат (слева) сражается со своим соперником из чамов (справа). Барельефы Байона всегда изображают чамов в шлемах в форме цветка магнолии чампака .

Арабские писатели 9-го и 10-го веков почти не упоминают этот регион из-за чего-либо, кроме его предполагаемой отсталости, но они считали короля Аль-Хинда (Индия и Юго-Восточная Азия) одним из четырех великих королей в мире. [63] Правитель династии Раштракута описывается как величайший король Аль-Хинда, но даже меньшие короли Аль-Хинда, включая королей Явы, Языческой Бирмы и кхмерских королей Камбоджи, неизменно изображаются арабами как чрезвычайно могущественные. и поскольку они оснащены огромными армиями людей, лошадей и часто десятков тысяч слонов. Известно также, что они владели огромными сокровищами из золота и серебра. [64] Кхмерские правители установили отношения с династией Чола Южной Индии. [65]

Кхмерская империя, похоже, поддерживала контакты с китайскими династиями ; охватывающий период от позднего периода Тан до периода Юань . Отношения с династией Юань имели большое историческое значение, поскольку они создали «Обычаи Камбоджи» ( 真臘風土記 ), важные сведения о повседневной жизни, культуре и обществе Кхмерской империи. Отчет был написан между 1296 и 1297 годами юаньским дипломатом Чжоу Дагуанем, посланным Темур-ханом из династии Юань остаться в Ангкоре. [47]

Материковая Юго-Восточная Азия в конце 13 века.

Начиная с 13 века, отношения кхмеров с сиамцами были трудными и ожесточенными, что на протяжении веков приводило к соперничеству и враждебности. В августе 1296 года Чжоу Дагуань записал, что в недавней войне с сиамцами страна была полностью опустошена. Этот отчет подтвердил, что к концу 13 века сиамские военачальники восстали и разрушили гегемонию Кхмерской империи, положив начало подъему Сиама. К 14 веку сиамское королевство Аютия стало грозным соперником кхмерской империи, поскольку Ангкор был дважды осажден и захвачен сиамскими захватчиками Аютии в 1353 и 1394 годах. Будучи преемником бывшей кхмерской зависимости Лаво (Лопбури), Аюттхая также унаследовала традиции. престижа кхмеров и государственного управления. В отличие от более ранних государств Тай, которые имели относительно плоскую иерархию, Аюттхая приняла более сложную социальную стратификацию Ангкора, обожествление королей ( Девараджа ), а также кхмерские почетные знаки и сложные брахманские ритуалы. Специалисты ранней Аюттхая, такие как писцы, придворные брахманы, юристы, камергеры, бухгалтеры, врачи и астрологи, обычно происходили из кхмероязычной элиты городов-государств в восточной части бассейна Чаопрайи, находившихся под влиянием Кхмерской империи. [66]

В 1300-х годах лаосский принц Фа Нгум был сослан жить при королевском дворе Ангкора . Его тесть, король Камбоджи, дал ему кхмерскую армию, чтобы создать буферное государство на территории нынешнего Лаоса . Фа Нгум завоевал местные княжества и основал королевство Лан Ксанг . С помощью кхмерских ученых Фа Нгум познакомил регион с буддизмом Тхеравады и культурой Кхмерской империи.

Яванский источник, Песнь Нагаракретагама 15, составленная в 1365 году в Империи Маджапахит отношения с Камбуджей (Камбоджа) вместе с Сьянгкайодхьяпурой ( Аюттхая ), Дхармманагари ( Негара Шри Дхармараджа ), Раджапурой ( Ратчханагари ) и Склаингханагари Сонг , утверждал, что Ява установила дипломатические . , Марутма (Мартабан или Моттама , Южная Мьянма ), Чампа и Явана ( Аннам ). [67] В этой записи описывается политическая ситуация в материковой Юго-Восточной Азии в середине XIV века; хотя Камбоджийское королевство все еще существовало, подъем сиамской Аюттайи сказался на нем. Наконец, империя пала, ознаменовавшись переходом Ангкора в пользу Пномпеня в 1431 году, вызванным сиамским давлением.

Список правителей

Царствование Король Капитал Информация и события
802–835 Джаяварман II Махендрапарвата , Харихаралайя Провозгласил независимость Камбуджи от Явы . Заявлен как Чакравартин благодаря священному индуистскому ритуалу на Пном Кулене и инициированию культа Девараджи в Камбодже.
835–877 Джаяварман III Харихаралайя Сын Джаявармана II
877–889 Индраварман I Харихаралайя Племянник Джаявармана II. Построен Преа Ко, посвященный Джаяварману II , а также его отцу и дедушке. Построен храм на горе Баконг .
889–910 Yasovarman I Харихаралайя , Яшодхарапура Сын Индравармана I. Построен Индрататака Барай и Лолей . Перенес столицу в Яшодхарапур с центром вокруг Пном Бакхенга , а также построил Яшодхарататаку .
910–923 Харшаварман I Яшодхарапура Сын Ясовармана I. Участвовал в борьбе за власть против своего дяди по материнской линии Джаявармана IV. Построен Баксей Чамкронг .
923–928 Ишанаварман II Яшодхарапура Сын Ясовармана I, брат Харшавармана I. Участвовал в борьбе за власть против своего дяди по материнской линии Джаявармана IV. Построен Прасат Краван .
928–941 Джаяварман IV Ко Кер Сын дочери короля Индравармана I, Махендрадеви, женатый на сестре Яшовармана I, претендует на трон по материнской линии. Правил с острова Ко Кер .
941–944 Харшаварман II Ко Кер Сын Джаявармана IV.
944–968 Раджендраварман II Ангкор (Яшодхарапура) Дядя и двоюродный брат Харшавармана II и отобрать у него власть. Перенести столицу обратно в Ангкор, построить Пре-Руп и Восточный Мебон . Война против Чампы в 946 году.
968–1001 Джаяварман В. Джайендранагари в Ангкоре Сын Раджендравармана II. Построил новую столицу Джайендранагари и Та Кео в ее центре.
1001–1006 Удаядитьяварман I, Джаявираварман, Сурьяварман I Ангкор Период хаоса, три короля правят одновременно как антагонисты.
1006–1050 Сурьяварман I Ангкор Занял трон. Союз с Чолой и конфликт с Тамбралинга королевством . Построен Преах Хан Компонг Свай . Король придерживался буддизма Махаяны.
1050–1066 Удаядитьяварман II Яшодхарапура II ( Ангкор ) Трон занял потомок супруги Яшовармана I. Построены Бапхуон , Западный Барай и Западный Мебон , а также Сдок Кок Том .
1066–1080 Харшаварман III Яшодхарапура II ( Ангкор ) Преемник своего старшего брата Удаядитьявармана II, столица которого находилась в Бапхуоне. Вторжение Чампа в 1074 и 1080 годах.
1090–1107 Джаяварман VI Ангкор Узурпатор из Вимаяпура. Построен Пимаи .
1107–1113 Дхараниндраварман I Ангкор Преемник своего младшего брата Джаявармана VI.
1113–1145 Сурьяварман II Ангкор Узурпировал и убил своего двоюродного дядю. Построены Ангкор-Ват , Бантеай-Самре , Томманон , Чау-Сай-Тевода и Бенг-Меалеа . Вторгайтесь в Ди Вьет и Чампу .
1150–1160 Дхараниндраварман II Ангкор Преемник своего двоюродного брата Сурьявармана II.
1160–1167 Yasovarman II Ангкор Свергнут своим министром Трибхуванадитьяварманом.
1167–1177 Трибхуванадитьяварман Ангкор Вторжение чамов в 1177 и 1178 годах под предводительством Джая Индравармана IV разграбило столицу кхмеров.
1178–1181 Оккупация чамов под предводительством короля чампа Джайи Индравармана IV.
1181–1218 Джаяварман VII Яшодхарапура ( Ангкор ) Возглавив кхмерскую армию против чамских захватчиков, таким образом освободив Камбоджу. Возглавил завоевание Чампы (1190–1191). Капитальные инфраструктурные сооружения; построил больницы, дома отдыха, водоемы и храмы, включая Та Пром , Преа Хан , Байон в городе Ангкор Том и Неак Пеан .
1219–1243 Индраварман II Ангкор Сын Джаявармана VII. Потерял контроль над Чампой и уступил западные территории сиамскому королевству Сукхотай .
1243–1295 Джаяварман VIII Ангкор Монгольское нашествие под предводительством Хубилай-хана в 1283 году и война с Сукхотаем. Построен Мангалартха. Он был ревностным шиваитом и искоренил влияние буддизма.
1295–1308 Индраварман III Ангкор Сверг своего тестя Джаявармана VIII. Сделал буддизм Тхеравады государственной религией. Принял Юань китайский дипломат Чжоу Дагуань (1296–1297).
1308–1327 Индраджаяварман Ангкор
1327–1336 Джаявармадипарамешвара ( Джаяварман IX ) Ангкор Последняя надпись на санскрите (1327 г.).
1336–1340 Тросок Пим Ангкор
1340–1346 Ниппейская летучая мышь Ангкор
1346–1351 Ломпонг Рача Ангкор
1352–1357 Сиамское вторжение в Аюттайю под предводительством Утонга
1357–1363 Сорьявонг Ангкор
1363–1373 Бором Ричеа I Ангкор
1373–1393 Томма Саок Ангкор
1393 Сиамское вторжение в Аюттайю под предводительством Рамесуана
1394–ок.   1421 В Риачеа Ангкор
1405–1431 Баром Рич II Чактомук Покинуть Ангкор (1431 г.).

Галерея храмов

См. также

Примечания

  1. ^ Санскрит использовался исключительно в религиозных целях.

Ссылки

  1. ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 223. ISSN   1076-156X . Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
  2. ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 493. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR   2600793 . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
  3. ^ «Кхмерская империя | Инфопожалуйста» . www.infoplease.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 15 января 2023 г.
  4. ^ Рейнольдс, Фрэнк. «Ангкор» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 17 августа 2018 г.
  5. ^ Плубинс, Родриго. «Кхмерская империя» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 августа 2018 г.
  6. ^ «Галлоуэй, М. (31 мая 2021 г.). Как гидротехника помогла построить Кхмерскую империю? Коллекционер. Получено 23 апреля 2023 г.» . 31 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
  7. ^ «ЛОВГРЕН, С. (4 апреля 2017 г.). Обрушение Ангкор-Вата из-за изменения климата имеет уроки для сегодняшнего дня. National Geographic. Получено 30 марта 2022 г.» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
  8. ^ «Прасад, Дж. (14 апреля 2020 г.). Изменение климата и крах Ангкор-Вата. Сиднейский университет. Получено 30 марта 2022 г.» . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
  9. ^ Дэмиан Эванс; и др. (9 апреля 2009 г.). «Полная археологическая карта крупнейшего в мире доиндустриального поселения в Ангкоре, Камбоджа» . Труды Национальной академии наук . 104 (36): 14277–82. Бибкод : 2007PNAS..10414277E . дои : 10.1073/pnas.0702525104 . ЧВК   1964867 . ПМИД   17717084 .
  10. ^ «Галлоуэй, М. (31 мая 2021 г.). Как гидротехника помогла построить Кхмерскую империю? Коллекционер. Получено 12 ноября 2021 г.» . 31 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
  11. ^ «Бунтурн, О. (21 июля 2022 г.). Кхмерская империя имела «первую в мире» систему здравоохранения. The Phnom Penh Post. Получено 9 августа 2022 г.» . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 10 августа 2022 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хайэм, К. (2014). Ранняя материковая Юго-Восточная Азия . Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN   978-6167339443 .
  14. ^ Хайэм 1989, стр. 324 и далее.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Хайэм, К. (2001). Цивилизация Ангкора. Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN   978-1842125847
  16. ^ Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора . Италия: Белая Звезда. п. 24. ISBN  88-544-0117-Х .
  17. ^ Jump up to: а б Руни, Дон (16 апреля 2011 г.). Ангкор, удивительные кхмерские храмы Камбоджи . Гонконг: Публикации Одиссеи. ISBN  978-9622178021 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 21 января 2019 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  18. ^ Жак, Клод (1972). «Карьера Джаявармана II». БЕФЕО (по-французски). 59 : 205–220. ISSN   0336-1519 .
  19. ^ Викери, 1998.
  20. ^ Гриффитс, Арло (2013). «Проблема древнего названия Ява и роль Сатьявармана в международных отношениях Юго-Восточной Азии на рубеже девятого века нашей эры» (PDF) . Архипел . 85/1 : 43–81. дои : 10.3406/arch.2013.4384 . ISSN   0044-8613 .
  21. ^ Жак Дюмарсе; и др. (2001). Камбоджийская архитектура, с восьми по тринадцатый век . Брилл. стр. xviii-xxi и 44–47. ISBN  90-04-11346-0 .
  22. ^ Дэвид Чендлер, История Камбоджи , стр. 42.
  23. ^ Дэвид Дж. Марр; Энтони Кротерс Милнер (1986). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии, Сингапур. п. 244. ИСБН  9971-988-39-9 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 5 июня 2014 г.
  24. ^ Гриффитс, Арло (2013). «Проблема древнего названия Ява и роль Сатьявармана в международных отношениях Юго-Восточной Азии на рубеже девятого века нашей эры» (PDF) . Архипел . 85/1 : 43–81. дои : 10.3406/arch.2013.4384 . ISSN   0044-8613 .
  25. ^ Jump up to: а б с д и Кеннет Р. Холл (октябрь 1975 г.). Кхмерское коммерческое развитие и зарубежные контакты при Сурьявармане И. Журнал экономической и социальной истории Востока 18 (3): 318–336.
  26. ^ История ранней Юго-Восточной Азии: морская торговля и общественное развитие Кеннета Р. Холла с. 182
  27. ^ Jump up to: а б с Р. К. Маджумдар (1961), «Заморские экспедиции короля Раджендры Колы», Arts of Asia 24 (3/4), стр. 338–342, Издательство Arts of Asia.
  28. ^ Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова, автор Поль Мишель Муньос, с. 158
  29. ^ Общество и культура: азиатское наследие: Хуан Р. Франциско, доктор философии. Азиатский центр Университета Филиппин с. 106
  30. ^ Экономическое развитие, интеграция и мораль в Азии и Америке Дональда К. Вуда с. 176
  31. ^ История Индии Редди: стр. 64
  32. ^ Jump up to: а б с д Масперо, Г., 2002, Королевство Чампа, Бангкок: White Lotus Co., Ltd., ISBN   9747534991
  33. ^ История Индии, Герман Кульке, Дитмар Ротермунд: стр. 125.
  34. ^ Торговля и культура в Бенгальском заливе, 1500–1800 гг., Ом Пракаш, Денис Ломбард, стр. 29–30.
  35. ^ Чаттерджи, Б. (1939). ДЖАЯВАРМАН VII (1181–1201 гг. н. э.) (Последний из великих монархов Камбоджи). Proceedings of Indian History Congress, 3, 380. Получено 13 июля 2020 г., с сайта www.jstor.org/stable/44252387.
  36. ^ Jump up to: а б Кодес 1966 , с. 127
  37. ^ Старк, MT (2006). От Фунана до Ангкора: распад и возрождение древней Камбоджи. После коллапса: возрождение сложных обществ. стр. 144–167.
  38. ^ Уэлч, Дэвид (1998). «Археология северо-восточного Таиланда по отношению к докхмерским и кхмерским историческим записям». Международный журнал исторической археологии . 2 (3): 205–233. дои : 10.1023/А:1027320309113 . S2CID   141979595 .
  39. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2017). История Аюттхая: Сиам в мире раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-19076-4 . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
  40. ^ Jump up to: а б с Бакли, Брендан М; и др. (29 марта 2010 г.). «Климат как фактор, способствовавший гибели Ангкора, Камбоджа» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 107 (15): 6748–6752. Бибкод : 2010PNAS..107.6748B . дои : 10.1073/pnas.0910827107 . ПМЦ   2872380 . ПМИД   20351244 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
  41. ^ Викери, Монтана (1977). Камбоджа после Ангкора: хронические свидетельства четырнадцатого-шестнадцатого веков (Том 2). Йельский университет.
  42. ^ Миранда Лейцингер (13 июня 2004 г.). «Ученые копают и летают над Ангкором в поисках ответа на вопрос падения золотого города» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 21 августа 2013 г.
  43. ^ Л.Г. Гундерсен. «Переоценка упадка Кхмерской империи» (PDF) . www.ijch.net . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 6 августа 2017 г.
  44. ^ Jump up to: а б Масако Фукава; Стэн Фукава (6 ноября 2014 г.). «Японская диаспора – Камбоджа» . Откройте для себя Никкей . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 18 октября 2015 г.
  45. ^ «История Камбоджи, пост-Ангкорская эпоха (1431 – настоящее время)» . Камбоджа Путешествие . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 18 октября 2015 г.
  46. ^ Jump up to: а б Чжоу Дагуань (2007). Рекорд Камбоджи . перевод Питера Харриса. Вашингтонский университет Press. п. 70. ИСБН  978-9749511244 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д «Кардифф де Алехо Гарсия – Проходящие заметки – Смитсоновский журнал «История и археология» » . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 15 января 2023 г.
  48. ^ Уэлч, ди-джей (1998). Археология северо-восточного Таиланда по отношению к докхмерским и кхмерским историческим записям. Международный журнал исторической археологии 2 (3): 205–233.
  49. ^ Сенгупта, Арпута Рани (ред.) (2005). Бог и царь: культ Девараджи в искусстве и архитектуре Южной Азии . Национальный музейный институт. ISBN  8189233262 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
  50. ^ Эндрю Форбс; Дэвид Хенли; Колин Хиншелвуд (2012). Ангкор: восьмое чудо света . Книги знатоков. п. 108. ИСБН  9781300554561 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
  51. ^ Чжоу 2007 , с. 117.
  52. ^ Лян 2006 .
  53. ^ Чжоу 2007 , с. 57.
  54. ^ Классен, С.; Картер, АК; Эванс, Д.Х.; Ортман, С.; Старк, Монтана; Лойлесс, А.А.; Полкингхорн, М.; Хэн, П.; Хилл, М.; Вейкер, П.; Найлс-Виид, Дж.; Марринер, врач общей практики; Поттье, К.; Флетчер, Р.Дж. (2021). Классен, С., Картер, А.К., Эванс, Д.Х., Ортман, С., Старк, М.Т., Лойлесс, А.А., Полкингхорн, М., Хенг, П., Хилл, М., Вейкер, П., Найлс-Виид. моделирование населения средневекового поселенческого комплекса Большого Ангкора». Дж., Марринер Г.П., Поттье К. и Флетчер Р.Дж. (2021 г., 7 мая). « Диахроническое Получено 10 ноября 2021 г. . Достижения науки . 7 (19). дои : 10.1126/sciadv.abf8441 . ПМЦ   8104873 . ПМИД   33962951 .
  55. ^ Дагуань, Чжоу (2007). Отчет о Камбодже: земля и ее люди . Книги шелкопряда. ISBN  9789749511244 . Архивировано из оригинала 21 октября 2023 года . Проверено 10 июля 2023 г.
  56. ^ Киз, 1995 , стр. 78–82.
  57. ^ Табиш Хаир, изд. (2006). Другие маршруты: 1500 лет африканских и азиатских путевых заметок . Издательство Университета Индианы. п. 115. ИСБН  978-0253218216 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
  58. ^ « Путеводитель по Древнему Ангкору », Майкл Фримен и Клод Жак, стр. 30–31, опубликовано в 2003 году.
  59. ^ Видьоно, Бенни (2008). Танцы в тени: Сианук, красные кхмеры и Организация Объединенных Наций в Камбодже . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  9780742555532 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
  60. ^ Сент-Джулиан, Джеймс (март 2014 г.). Сказка о кхмерском короле и махарадже Забага . Том. 48. стр. 59–63. Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 года . Проверено 17 октября 2015 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  61. ^ Фудзита Кайоко; Сиро Момоки; Энтони Рид, ред. (2013). Оффшорная Азия: морское взаимодействие в Восточной Азии до пароходства, том 18 из серии Наланда-Шривиджая . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 97. ИСБН  978-9814311779 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  62. ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Миллера. стр. 187–189.
  63. ^ Индия и Индонезия во время древнего режима: Очерки П. Дж. Маршалла, Роберта Ван Нила
  64. ^ Индия и Индонезия во время древнего режима: Очерки П. Дж. Маршалла, Роберта Ван Нила: стр. 41
  65. ^ Индия: История Джона Кея, с. 223
  66. ^ Дэвид К. Вятт (2003). Таиланд: Краткая история (2-е изд.). Издательство Йельского университета. стр. 55–61.
  67. ^ Нагаракретагама пупух (песня) 15, эти государства упоминаются как Митрека Сатата , что в литературном языке означает «партнеры с общим порядком».

Библиография

Внешние ссылки

13 ° 26' с.ш., 103 ° 50' в.д.  /  13,433 ° с.ш., 103,833 ° в.д.  / 13,433; 103,833

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1b1e0137dd500bfd9c1237edb4b6b39__1714483560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/39/b1b1e0137dd500bfd9c1237edb4b6b39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khmer Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)