Кхмерская империя
Камбуджа | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
802–1431 | |||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||
Литургический язык | санскрит [а] | ||||||||||||
Разговорный язык | Старый кхмерский | ||||||||||||
Религия | индуизм буддизм | ||||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия, управляемая божественным королем. | ||||||||||||
Король | |||||||||||||
• 802–850 | Джаяварман II (первый) | ||||||||||||
• 1417–1431 | Бором Ричеа II (последний) | ||||||||||||
Историческая эпоха | Постклассический | ||||||||||||
802 | |||||||||||||
• Строительство Ангкор-Вата | 1113–1150 | ||||||||||||
1431 | |||||||||||||
Область | |||||||||||||
1290 [1] [2] | 1 000 000 км 2 (390 000 квадратных миль) | ||||||||||||
|
История Камбоджи |
---|
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
Портал Камбоджи |
Кхмерская империя была индуистско - буддийской империей в Юго-Восточной Азии , сосредоточенной вокруг гидравлических городов на территории нынешней северной Камбоджи . Известный своими жителями как Камбуджа , он вырос из бывшей цивилизации Ченла и просуществовал с 802 по 1431 год. Историки называют этот период камбоджийской истории периодом Ангкора , в честь самой известной столицы империи, Ангкора . Кхмерская империя управляла или была вассалом большей части материковой Юго-Восточной Азии. [3] и простирался на север до южного Китая . [4] [5] На пике своего развития Империя была больше, чем Византийская империя , существовавшая примерно в то же время. [6]
Начало Кхмерской империи условно датируется 802 годом, когда кхмерский принц Джаяварман II объявил себя чакравартином ( букв. « универсальный правитель » , титул, эквивалентный «императору») в горах Пном Кулен . Хотя конец Кхмерской империи традиционно ознаменовался падением Ангкора под власть сиамского королевства Аюттхая в 1431 году, причины распада империи до сих пор обсуждаются среди ученых. [7] Исследователи установили, что за периодом сильных муссонных дождей в регионе последовала сильная засуха, которая нанесла ущерб гидротехнической инфраструктуре империи. Изменчивость между засухами и наводнениями также была проблемой, которая, возможно, заставила жителей мигрировать на юг и подальше от крупных городов империи. [8]
Ангкор, пожалуй, является самым примечательным наследием империи, поскольку он был столицей во времена зенита империи. Величественные памятники Ангкора, такие как Ангкор-Ват и Байон , свидетельствуют об огромной мощи и богатстве Кхмерской империи, впечатляющем искусстве и культуре, архитектурной технике, эстетических достижениях и разнообразии систем верований, которым она покровительствовала с течением времени. Спутниковые снимки показали, что Ангкор во время своего расцвета в XI-XIII веках был самым обширным доиндустриальным городским комплексом в мире. [9] [10] Исследователи также пришли к выводу, что Кхмерская империя изобрела первую в мире систему здравоохранения, которая включала 102 больницы. [11]
Этимология
Современные ученые часто называют империю «Кхмерской империей» ( кхмер : ចក្រភព ខ្មែរ ) или «Империей Ангкор» (кхмер: ចក្រភព អង្គរ ), последняя после столицы Ангкора.
Империя называла себя Камбуджа ( санскрит : កម្ពុជា ; древнекхмерский : ច ; кхмерский: កម្ពុជា ) или Камбуджадеша (санскрит កម្ពុជា កម្ព). ុជា , букв. «страна Камбуджа»: ក ម្វុ ជ ទេ ឝ Кхмерский : ក ម្វុ ; ), названия, которые были досовременными предшественниками современной Кампучии .
Историография
Никаких письменных свидетельств периода Ангкора, кроме каменных надписей, не сохранилось. Современные знания об исторической кхмерской цивилизации основаны в первую очередь на:
- Археологические раскопки, реконструкция и исследования
- Каменные надписи (самые важные из которых — фундаментные стелы храмов), сообщающие о политических и религиозных деяниях царей.
- Рельефы на стенах храма с изображениями повседневной жизни, рыночных сцен, военных маршей и дворцовой жизни.
- Отчеты и хроники китайских дипломатов, торговцев и путешественников.
История
Формирование и рост
Правление Джаявармана II
Согласно надписи в храме Сдок Кок Том , [12] : 97 [13] : 353–354 около 781 года кхмерский принц Джаяварман II сделал Индрапуру столицей своего владения. Он располагался в Бантеай Прей Нокор , недалеко от сегодняшнего Кампонг Чама . [14] Вернувшись в свой дом в бывшем королевстве Ченла , он быстро укрепил свое влияние и победил ряд конкурирующих королей. королевства Камбуджа В 790 году он стал королем кхмерского . Затем он переместил свой двор на северо-запад, в Махендрапарвату , далеко на север от великого озера Тонлесап .
Джаяварман II (годы правления 802–835 гг.) [15] : xiii, 59 широко известен как король, заложивший основы периода Ангкора. Историки в целом сходятся во мнении, что этот период камбоджийской истории начался в 802 году, когда Джаяварман II провел грандиозный ритуал освящения священной горы Махендрапарвата, ныне известной как Пном Кулен . [16] На ритуале, заимствованном из индуистской традиции, Джаяварман II провозгласил себя чакравартином (с санскрита, обычно переводимым как «универсальный правитель»; древнекхмерский: Камратен джагад та Раджа ) и девараджой (с санскрита, букв. « царь-бог »). ). [17] : 35 Он также провозгласил независимость Камбуджи от места, которое в надписях называется «Ява».
Историки спорят, означает ли «Ява» индонезийский остров Ява , Чампу или другое место. Согласно более старой устоявшейся интерпретации, Джаяварман II был принцем, который жил при дворе Сайлендры на Яве и принес в Камбоджу искусство и культуру яванского двора Сайлендран (например, концепцию девараджи ) . [12] : 97–101 Эта классическая теория подверглась критике со стороны современных ученых, таких как Клод Жак. [18] и Майкл Викери, который отметил, что кхмеры использовали термин чвеа для описания чамов , своих восточных соседей. [19] Но в 2013 году Арло Гриффитс опроверг эти теории и убедительно продемонстрировал, что почти во всех случаях в надписях упоминается Ява, речь идет об острове Ява в индонезийском архипелаге. [20]
Политическая карьера Джаявармана началась в Вьядхапуре (вероятно, современные руины Бантеай Прей Нокор ) на востоке Камбоджи. Более того, многие ранние храмы на Пном Кулене демонстрируют чамское (например, Прасат Дамрей Крап), а также яванское влияние (например, примитивный « храм-гора » Арама Ронг Сена и Прасат Тмар Дап), даже если их асимметричное распределение кажется типично кхмерским. [21]
В последующие годы Джаяварман II расширил свою территорию и основал новую столицу Харихаралайю недалеко от современного города Ролуос . [12] : 98 Тем самым он заложил фундамент Ангкора, который должен был возникнуть примерно в 15 километрах (9,3 мили) к северо-западу. Джаяварман II умер в 835 году. [15] : 59 и ему наследовал его сын Джаяварман III . [12] : 103 [22] Джаяварман III умер в 877 году, и ему наследовал Индраварман I. [12] : 110
Преемники Джаявармана II продолжали расширять территорию Камбуджи. Индраварману I (годы правления 877–889 гг.) удалось расширить королевство без войн и инициировать обширные строительные проекты, реализация которых стала возможной благодаря богатству, полученному за счет торговли и сельского хозяйства. Прежде всего были храм Преа Ко и ирригационные сооружения. Индраварман I развил Харихаралайю, построив Баконг. [13] : 354–358 около 881. [12] : 110–111 Баконг, в частности, имеет поразительное сходство с храмом Боробудур на Яве, что позволяет предположить, что он мог служить прототипом Баконга. В то время между Камбуджей и Сайлендрасами на Яве происходил обмен путешественниками и миссиями, которые принесли в Камбоджу не только идеи, но также технические и архитектурные детали. [23] [24]
Основание Яшодхарапура
За Индраварманом I последовал его сын Яшоварман I (годы правления 889–915 гг.), который основал новую столицу Ясодхарапура – первый город большой территории Ангкора . Центральный храм города был построен на Пном Бакхенге , холме, возвышающемся примерно на 60 м над равниной, на которой расположен Ангкор. Восточный Барай , массивное водохранилище размером 7,1 на 1,7 километра (4,4 на 1,1 мили), также было создано во времена правления Ясовармана I. [12] : 111–114 [13] : 358, 360–361
В начале X века империя распалась. Джаяварман IV перенес столицу в Лингапуру (ныне известный как Кох Кер ), примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-востоку от Ангкора. [13] : 360, 363 Только когда Раджендраварман II на трон взошел (годы правления 944–968), королевский дворец был возвращен Ясодхарапуре. Он снова взял на вооружение обширные строительные схемы предыдущих королей и основал ряд индуистских храмов в районе Ангкора, таких как Пре Руп и Восточный Мебон , храм, расположенный на искусственном острове в центре Восточного Барая. Также было построено несколько буддийских храмов и монастырей. [13] : 363–367 В 950 году произошла первая война между Камбуджей и королевством Чампа на востоке (на территории современного центрального Вьетнама ). [12] : 114–117
Сын Раджендравармана II, Джаяварман V , правил с 968 по 1001 год, после того как утвердился в качестве нового короля над другими принцами. Его правление было в основном мирным периодом, отмеченным процветанием и культурным расцветом. Он основал новую столицу немного западнее столицы своего отца и назвал ее Джайендранагари; его государственный храм Та Кео находился на юге. При дворе Джаявармана V жили философы, ученые и художники. Были также основаны новые храмы; самыми важными из них были Бантей Срей , считавшийся одним из самых красивых и художественных в Ангкоре, и Та Кео, первый храм Ангкора, построенный полностью из песчаника . [12] : 117–118 [13] : 367
После смерти Джаявармана V последовало десятилетие конфликта. Три короля правили одновременно как антагонисты друг друга, пока Сурьяварман I (годы правления 1006–1050 гг.) не взошел на трон, взяв столицу Ангкор. [12] : 134–135 Его правление ознаменовалось неоднократными попытками противников свергнуть его и военными конфликтами с соседними королевствами. [25] Сурьяварман I установил дипломатические отношения с династией Чола на юге Индии в начале своего правления. [26]
В первом десятилетии XI века Камбуджа вступила в конфликт с королевством Тамбралинга на Малайском полуострове . [25] [27] Пережив несколько вторжений своих врагов, Сурьяварман попросил помощи у могущественного Чола императора Раджендры I против Тамбралинга. [25] [28] [29] Узнав о союзе Сурьявармана с Чолой, Тамбралинга попросил помощи у царя Шривиджая Санграмы Виджаятунгавармана. [25] [27] В конечном итоге это привело к конфликту Чолы со Шривиджаей. Война закончилась победой Чолы и Камбуджи и крупными потерями Шривиджая и Тамбралинга. [25] [27] Эти два союза имели религиозный оттенок, поскольку Чола и Камбуджа были индуистскими шиваитами , а Тамбралинга и Шривиджая были Махаяны буддистами . Есть некоторые свидетельства того, что до или после войны Сурьяварман I подарил Раджендре I колесницу, чтобы, возможно, облегчить торговлю или союз. [12] : 136 [30] [31]
Женой Сурьявармана I была Виралакшми , и после его смерти в 1050 году ему наследовал Удаядитьяварман II , построивший Бапхуон и Западный Барай . [12] : 135, 137–138 В 1074 году возник конфликт между Харшаварманом III , младшим братом и преемником Удаядитьявармана II, и чампа королём Хариварманом IV . [12] : 152
Золотой век кхмерской цивилизации
Правление Сурьявармана II и Ангкор-Вата
XII век был временем конфликтов и жестокой борьбы за власть. При Сурьявармане II (годы правления 1113–1150 гг.) Королевство объединилось внутри страны. [15] : 113 и Ангкор-Ват , посвященный богу Вишну , строился в течение 37 лет. На востоке кампании Сурьявармана II против Чампы и Дай Вьета не увенчались успехом. [15] : 114 хотя он разграбил Виджая в 1145 году и сверг Джаю Индравармана III. [32] : 75–76 Кхмеры оккупировали Виджайю до 1149 года, когда они были изгнаны Джая Хариварманом I. [12] : 160 В 1114 году Сурьяварман II отправил в Чолу миссию и подарил драгоценный камень императору Чолы Кулоттунге I. [33] [34]
Последовал еще один период, когда короли правили недолго и были жестоко свергнуты своими преемниками. Наконец, в 1177 году столица подверглась набегу и разграблению в морском сражении на озере Тонлесап чамским флотом под командованием Джая Индравармана IV , и кхмерский король Трибхуванадитьяварман был убит. [12] : 164 [32] : 78
Правление Джаявармана VII и Ангкор Тома
Короля Джаявармана VII (годы правления 1181–1219 гг.) обычно считали [ по мнению кого? ] Величайший король Камбоджи. Он уже был военачальником как принц при предыдущих королях. После того, как Чампа завоевал Ангкор, он собрал армию и вернул столицу. В результате он взошел на трон и продолжал вести войну против Чампы еще 22 года, пока кхмеры не победили своих чамов в 1203 году и не завоевали большую часть их территории. [12] : 170–171 [32] : 79–80 Согласно китайским источникам, Джаяварман VII присоединил Пегу к территории Кхмерской империи в 1195 году. [35]
Джаяварман VII считается последним из великих королей Ангкора не только из-за его успешной военной кампании против Чампы, но и потому, что он не был тираническим правителем, как его непосредственные предшественники. [ нужна ссылка ] Он объединил империю и осуществил примечательные строительные проекты. Была построена новая столица, которая теперь называется Ангкор Том ( букв. « великий город » ). В центре король (сам последователь буддизма Махаяны) построил государственный храм Байон. [13] : 378–382 с башнями с ликами бодхисаттвы Авалокитешвары , каждая высотой в несколько метров, высеченными из камня. Другими важными храмами, построенными при Джаявармане VII, были Та Пром для его матери, Преа Хан для его отца, [13] : 388–389 Бантей Кдей и Неак Пеан , а также водохранилище Сра Сранг . Была проложена разветвленная сеть дорог, соединяющая все города империи, построены дома отдыха для путешественников и построено в общей сложности 102 больницы по всему его царству. [12] : 173, 176
Правление Джаявармана VIII
После смерти Джаявармана VII его сын Индраварман II (годы правления 1219–1243). на престол взошел [12] : 180–181 Как и его отец, он был буддистом и завершил строительство ряда храмов, начатых под руководством его отца. Как воин он был менее успешен. В 1220 году под растущим давлением со стороны все более могущественного Дай Вьета и его союзника Чампы кхмеры покинули многие провинции, ранее завоеванные у Чамов.
На смену Индраварману II пришел Джаяварман VIII (годы правления 1243–1295). В отличие от своих предшественников, Джаяварман VIII был последователем индуистского шиваизма и агрессивным противником буддизма, разрушив множество статуй Будды в империи и превратив буддийские храмы в индуистские храмы. [15] : 133 В 1283 году Камбудже угрожала внешняя угроза со стороны возглавляемой монголами династии Юань . [36] Джаяварман VIII избежал войны с генералом Согету (иногда известным как Сагату или Соду), губернатором Гуанчжоу, Китай , платя ежегодную дань монголам, начиная с 1285 года. [12] : 192 [36] Правление Джаявармана VIII закончилось в 1295 году, когда он был свергнут своим зятем Шриндраварманом (годы правления 1295–1309). Новый король был последователем буддизма Тхеравады — школы буддизма, пришедшей в Юго-Восточную Азию из Шри-Ланки и впоследствии распространившейся по большей части региона.
В августе 1296 года китайский дипломат Чжоу Дагуань прибыл в Ангкор и записал: «Во время недавней войны с сиамцами страна была совершенно опустошена». [12] : 211 [32] : 90 Он оставался при дворе Шриндравармана до июля 1297 года. Он был не первым и не последним китайским представителем, посетившим Камбуджу. Однако его пребывание примечательно тем, что позже Чжоу написал подробный отчет о жизни в Ангкоре. Его изображение империи сегодня является одним из наиболее важных источников понимания исторического Ангкора. Наряду с описаниями нескольких великих храмов (Байон, Бафуон, Ангкор-Ват) его отчет сообщает нам, что башни Байона когда-то были покрыты золотом ; текст также предлагает ценную информацию о повседневной жизни и привычках жителей Ангкора.
Отклонить
К 14 веку Камбуджа пережила долгий, трудный и неуклонный упадок. Историки предлагают разные причины упадка: религиозное обращение из вишнуитско-шиваитского индуизма в буддизм Тхеравады , которое повлияло на социальную и политическую системы, непрекращающуюся внутреннюю борьбу за власть между кхмерскими принцами, вассальное восстание, иностранное вторжение, чуму и экологический кризис.
По социальным и религиозным причинам многие аспекты способствовали упадку Камбуджи. Отношения между правителями и их элитами были нестабильными : среди 27 правителей Камбуджи одиннадцать не имели законных претензий на власть, и ожесточенная борьба за власть была частым явлением. Камбуджа больше сосредоточилась на своей внутренней экономике и не воспользовалась преимуществами международной морской торговой сети. Внедрение буддийских идей также противоречило государственному порядку, построенному в индуизме, и нарушало его. [37]
Переход из индуизма в буддизм
Последняя санскритская надпись датирована 1327 годом и описывает преемственность Индраджаявармана Джаявармадипарамешварой. [12] : 228 Историки подозревают связь с принятием королями буддизма Тхеравады: короли больше не считались девараджами (королями-богами), и поэтому не было необходимости возводить огромные храмы им, а точнее богам, под защитой которых они находились. [ нужна ссылка ] Отход от концепции девараджи также мог привести к потере королевской власти и, следовательно, к нехватке рабочих. [ предположение? ] Аппарат управления водными ресурсами также пришел в упадок, а это означает, что урожаи сократились из-за наводнений или засухи. Раньше можно было собирать три урожая риса в год – существенный вклад в процветание и могущество Камбуджи , – но снижение урожаев еще больше ослабило империю.
Однако, просматривая археологические данные, археологи заметили, что не только сооружения перестали строить, но и отсутствовали кхмерские исторические надписи с 14 по 17 века. Из-за отсутствия исторического содержания существует очень ограниченное количество археологических свидетельств, с которыми можно работать. Однако археологам удалось установить, что эти места были заброшены, а затем вновь заселены другими людьми. [38]
Иностранное давление
Королевство Аюттхая возникло в результате конфедерации трех городов-государств в бассейне Нижнего Чао Прайя (Аюттхая-Суфанбури-Лопбури). [39] Начиная с четырнадцатого века, Аютия стала соперником Камбуджи. [12] : 222–223 Ангкор был осажден королем Аюттаи Утонгом в 1352 году, а после его захвата в следующем году кхмерского короля сменили сиамские принцы. Затем в 1357 году кхмерский король Сурьявамса Раджадхираджа вновь занял трон. [12] : 236 В 1393 году юттхайский король Рамесуан снова осадил Ангкор, захватив его в следующем году. Сын Рамесуана некоторое время правил Камбуджей, прежде чем был убит. Наконец, в 1431 году кхмерский король Понхеа Ят покинул Ангкор как незащищенный и двинулся в район Пномпеня . [12] : 236–237
Новый центр Кхмерского королевства находился на юго-западе, в Удонге недалеко от современного Пномпеня. Однако есть признаки того, что Ангкор не был заброшен полностью. Одна линия кхмерских королей, возможно, осталась там, а вторая переехала в Пномпень, чтобы основать параллельное королевство. Окончательное падение Ангкора будет тогда связано с передачей экономического – а вместе с тем и политического – значения, поскольку Пномпень станет важным торговым центром на Меконге . Сильные засухи и последовавшие за ними наводнения считались одним из факторов, способствовавших его падению. [40] После первой засухи империя больше сосредоточилась на региональной торговле. [41]
Экологический развал
Экологический провал и разрушение инфраструктуры - альтернативная теория конца Камбуджи. Ученые, работающие над проектом «Большой Ангкор», полагают, что у кхмеров была сложная система водоемов и каналов, используемых для торговли, транспорта и ирригации. Каналы использовались для сбора риса. По мере роста населения нагрузка на систему водоснабжения возрастала. В четырнадцатом и пятнадцатом веках произошли серьезные климатические изменения, повлиявшие на систему управления водными ресурсами. [40]
Периоды засухи привели к снижению производительности сельского хозяйства, а сильные наводнения из-за муссонов повредили инфраструктуру в это уязвимое время. [40] Чтобы адаптироваться к растущему населению, на холмах Кулен были вырублены деревья и вырублены ради новых рисовых полей. Это привело к появлению дождевых стоков, переносящих осадки в сеть каналов. Любое повреждение системы водоснабжения будет иметь огромные последствия. [42]
Чума
Теория чумы , которая предполагает, что серьезная эпидемия могла поразить густонаселенный Ангкор и способствовать падению империи, была пересмотрена. [43] К XIV веку Черная смерть поразила Азию, поскольку чума впервые появилась в Китае около 1330 года и достигла Европы около 1345 года. Большинство морских портов на пути следования из Китая в Европу почувствовали на себе воздействие болезни, которая могла иметь серьезное воздействие на жизнь во всей Юго-Восточной Азии. Возможные заболевания включают бубонную чуму , оспа и малярию .
Ангкор после 15 века
Есть свидетельства дальнейшего использования Ангкора после 15 века. При правлении кхмерского короля Барома Ричеа I (годы правления 1566–1576 гг.), которому временно удалось отбросить Аюттхая, королевский двор был ненадолго возвращен в Ангкор. Надписи 17 века свидетельствуют о наличии японских поселений наряду с оставшимися кхмерскими поселениями. [44] Самая известная надпись рассказывает об Укондаю Казуфусе , который отмечал кхмерский Новый год в Ангкоре в 1632 году. [45] Однако в последующие десятилетия японская община была поглощена местной кхмерской общиной из-за отсутствия новых прибывших японцев и, следовательно, малой возможности обновления своей общины. [44]
Культура и общество
Большая часть того, что известно о Камбудже, взята из барельефов храмов Ангкора и рассказов из первых рук китайского дипломата Чжоу Дагуаня ( «Обычаи Камбоджи» ), которые предоставляют информацию о Камбодже 13-го века и ранее. Барельефы, например, в Байоне , описывают повседневную жизнь древнего кхмерского королевства, включая сцены дворцовой жизни, морские сражения на реках и озерах, а также обычные сцены рыночной площади.
Экономика и сельское хозяйство
Древние кхмеры были традиционной сельскохозяйственной общиной, в значительной степени опиравшейся на выращивание риса . Фермеры, составлявшие большую часть населения королевства, сажали рис на берегах озер или рек, на орошаемых равнинах, окружающих их деревни, или на холмах, когда низменности были затоплены. Рисовые поля орошались массивной и сложной гидравлической системой, включавшей сеть каналов и бараев , или гигантских водохранилищ. Эта система позволила сформировать крупные общины, выращивающие рис, вокруг кхмерских городов. В садах деревень выращивались сахарные пальмы, фруктовые деревья и овощи, обеспечивая другие источники сельскохозяйственной продукции, такие как пальмовый сахар , пальмовое вино , кокос, различные тропические фрукты и овощи.
Расположенный на берегу огромного озера Тонлесап , а также вблизи многочисленных рек и прудов, многие кхмеры жили за счет пресноводного рыболовства. Рыболовство давало населению основной источник белка, который превращался в прахок – сушеную, жареную или приготовленную на пару рыбную пасту, завернутую в банановые листья. Рис был основным продуктом питания наряду с рыбой. Другими источниками белка были свиньи, крупный рогатый скот и домашняя птица, которых содержали под фермерскими домами, поднятыми на сваях, чтобы защитить их от наводнений.
На рыночной площади Ангкора не было постоянных построек; это была открытая площадь, где торговцы сидели на земле на плетеных соломенных циновках и продавали свой товар. Не было ни столов, ни стульев. Некоторые торговцы могут защититься от солнца простым зонтиком с соломенной крышей. Определенный вид налога или арендной платы взимался чиновниками за каждое место, занимаемое торговцами на рынке. Торговлей и экономикой на рынке Ангкора в основном управляли женщины.
Описание женщин Ангкора Чжоу Дагуанем: [46] [47]
Все местные жители, умеющие торговать, — женщины. Поэтому, когда китаец едет в эту страну, первое, что он должен сделать, это принять женщину, отчасти с целью получения прибыли от ее торговых способностей.
Женщины стареют очень быстро, несомненно, потому, что выходят замуж и рожают, когда они слишком молоды. Когда им двадцать или тридцать лет, они выглядят как сорока-пятидесятилетние китаянки.
Роль женщин в торговле и экономике Камбуджи предполагает, что они пользовались значительными правами и свободами. [ указать ] Их практика ранних браков, возможно, способствовала высокому уровню рождаемости и огромной численности населения королевства. [46]
Общество и политика
Камбуджа была основана на обширной сети общин, выращивающих рис . В регионе присутствует четкая иерархия расселения. Небольшие деревни были сгруппированы вокруг региональных центров, таких как деревня в Пхимае, которые, в свою очередь, отправляли свои товары в крупные города, такие как Ангкор, в обмен на другие товары, такие как керамика и товары внешней торговли из Китая. [48] Король и его чиновники отвечали за управление ирригацией и распределением воды, которая состояла из сложной системы гидравлической инфраструктуры, такой как каналы, рвы и массивные водохранилища, называемые бараями .
Общество было организовано по иерархии, отражающей индуистскую кастовую систему . [ нужна ссылка ] где простолюдины – фермеры, выращивающие рис, и рыбаки – составляли подавляющее большинство населения. Кшатрии – члены королевской семьи, знать, военачальники, солдаты и воины – составляли правящую элиту и власть. Другие социальные классы включали браминов (священников), торговцев, ремесленников, таких как плотники и каменщики, гончаров, слесарей , ювелиров и ткачей текстиля, а на самом низком социальном уровне находились рабы .
Обширные ирригационные проекты обеспечили излишки риса, которые могли прокормить большое население. Государственной религией был индуизм, но он находился под влиянием культа Девараджи , превозносившего кхмерских королей как обладающих божественными качествами живых богов на земле, приписываемых воплощению Вишну или Шивы . [49] В политике этот статус рассматривался как божественное оправдание правления короля. Культ позволил кхмерским королям приступить к масштабным архитектурным проектам, построив величественные памятники, такие как Ангкор-Ват и Байон, в честь божественного правления короля на земле.
Короля окружали министры, государственные чиновники, знать, члены королевской семьи, дворцовые женщины и слуги, и все они были защищены стражей и войсками. Столица Ангкор и королевский двор Кхмеров славятся грандиозными церемониями, в городе проводится множество фестивалей и ритуалов. Даже во время путешествий король и его окружение создавали настоящее зрелище, как описано в отчетах Чжоу Дагуаня. Описание Чжоу Дагуанем королевской процессии Индравармана III следующее: [50]
Когда король выходит, во главе [его] эскорта идут войска; затем идут флаги, баннеры и музыка. Дворцовые женщины численностью от трех до пятисот человек, одетые в цветочные ткани, с цветами в волосах, держат в руках свечи и образуют труппу. Даже среди бела дня свечи горят. Затем идут другие дворцовые женщины с королевской атрибутикой из золота и серебра... Затем идут дворцовые женщины с копьями и щитами в сопровождении личной гвардии короля. Следом идут повозки, запряженные козами и лошадьми, все в золоте. Министры и принцы восседают на слонах, и перед ними издалека видны их бесчисленные красные зонтики. За ними следуют жены и наложницы царя в паланкинах, каретах, верхом на лошадях и на слонах. У них более ста зонтиков, украшенных золотом. За ними идет государь, стоящий на слоне, держащий в руке свой священный меч. Бивни слона заключены в золото.
Описание Чжоу Дагуанем гардероба кхмерского короля: [47]
Только правитель может одеваться в одежду, полностью украшенную цветочным узором... На шее он носит около трех фунтов крупного жемчуга. На запястьях, лодыжках и пальцах у него золотые браслеты и кольца с кошачьими глазами... Когда он выходит, в руке он держит золотой меч [государственный].
Кхмерские короли часто участвовали в сериях войн и завоеваний. Большое население Ангкора позволяло королевству поддерживать большие автономные армии, которые иногда использовались для завоевания соседних княжеств или королевств. Была проведена серия завоеваний с целью расширения влияния королевства на территории, окружающие Ангкор и Тонлесап, долину и дельту Меконга, а также прилегающие земли. Некоторые кхмерские короли предприняли военные завоевания и войну против соседних Чампа , Дай Вьет и тайских военачальников. Кхмерские короли и королевские семьи также часто были вовлечены в непрекращающуюся борьбу за власть из-за престолонаследия или соперничество за княжества.
Военный
По словам Чжоу Дагуаня, который жил в Яшодхарапуре с 1296 по 1297 год, Королевство Сукхотай опустошало кхмерские земли в ходе неоднократных войн. По словам Чжоу, кхмерские солдаты сражались обнаженными и босыми, вооружившись только копьем и щитом. Они не использовали луки и стрелы (хотя в некоторых случаях использовали их в морской войне), требушеты, бронежилеты и шлемы. Когда Сухотай напал, обычным людям было приказано противостоять им без стратегии и подготовки. [51] У кхмеров были арбалеты с двойным луком, установленные на слонах, которые, как предполагает Мишель Жак Эргуаль, были частью наемников чамов в Джаявармана VII . армии [52]
Что касается укреплений, Чжоу описал стены Ангкор Тома как имеющие длину 10 километров (6,2 мили) в окружности с пятью воротами, каждые с двумя воротами, окруженными большим рвом, через который перекинуты мосты. Стены, образующие точный квадрат, были каменными и так плотно утрамбованы, что на них не росли сорняки. Стены были около 6–7 метров в высоту и наклонены изнутри, достаточно толстые, чтобы вместить камеры, но без зубцов и только по одной каменной башне с каждой из четырех сторон. Их обслуживала охрана, но собак на стены не пускали. [53] Согласно устной традиции, рассказанной Анри Муо , Камбуджа имела постоянную армию численностью от 5 до 6 миллионов солдат. [54]
Культура и образ жизни
Описание кхмерских домов Чжоу Дагуанем: [47]
Жилища князей и высших чиновников имеют совершенно иную планировку и размеры, чем народные. Все внешние постройки покрыты соломой; только семейный храм и главная квартира могут быть покрыты плиткой. Официальный ранг каждого человека определяет размер домов.
Дома фермеров располагались возле рисовых полей на окраине городов. Стены домов были сделаны из плетеного бамбука, с соломенными крышами и стояли на сваях. Дом был разделен на три комнаты плетеными бамбуковыми стенами. Одна была спальней родителей, другая — спальней дочерей, а самая большая — гостиной. Сыновья спали везде, где могли найти место. Кухня находилась сзади или в отдельной комнате. Дворяне и короли жили во дворце и в гораздо более крупных домах города. Они были построены из тех же материалов, что и фермерские дома, но крыши были деревянными черепичными, имели сложный дизайн и имели больше комнат.
Чжоу Дагуань сообщил, что местные жители не производят шелк и не имеют возможности шить и штопать иголкой и ниткой. [55]
Никто из местных жителей не производит шелк. Женщины также не умеют шить и штопать иголкой и ниткой. Единственное, что они умеют, это ткать хлопок из капка. Даже в этом случае они не могут прясть пряжу, а просто собирают ткань руками в пряди. Для ткачества они не используют ткацкий станок. Вместо этого они просто обматывают один конец ткани вокруг талии, другой конец вешают над окном и используют бамбуковую трубку в качестве челнока.В последние годы в Камбоджу приехали жить выходцы из Сиама, которые, в отличие от местных жителей, занимаются производством шелка. Тутовые деревья, которые они выращивают, и шелковичные черви, которые они выращивают, происходят из Сиама. Сами они ткут из шелка одежду из черного атласного шелка с рисунком. Сиамские женщины умеют шить и штопать, поэтому, когда местные жители порвали или повредили одежду, они просят их починить.
Простой народ носил сампот , передний конец которого протягивался между ног и закреплялся сзади ремнем. Дворяне и короли носили более тонкие и богатые ткани. Женщины носили полоску ткани, прикрывающую грудь, а знатные женщины имели удлиненную, перекинутую через плечо. Мужчины и женщины носили Крама . Наряду с изображениями сражений и военных завоеваний королей, барельефы Байона изображают обыденную повседневную жизнь простых кхмеров, включая сцены рыночной площади, рыбаков, мясников, людей, играющих в шахматную игру и азартных игр во время петушиных боев . [ нужна ссылка ]
Религия
Основной религией был индуизм , за ним по популярности следовал буддизм . [ нужна ссылка ] Первоначально королевство почитало индуизм как основную государственную религию. [ нужна ссылка ] Вишну и Шива были самыми почитаемыми божествами, которым поклонялись в кхмерских индуистских храмах. Такие храмы, как Ангкор-Ват, на самом деле известны как Пхитсанулок ( Вара Вишнулока на санскрите) или царство Вишну, в честь посмертного короля Сурьявармана II как Вишну.
Индуистские церемонии и ритуалы, выполняемые браминами (индуистскими священниками), обычно проводятся только среди правящей элиты королевской семьи, знати и правящего класса. Официальные религии империи включали индуизм и буддизм Махаяны, пока буддизм Тхеравады не преобладал даже среди низших классов после его появления из Шри-Ланки в 13 веке. [56]
Искусство и архитектура
Описание Чжоу Дагуаня Королевского дворца Ангкор: [57]
Все официальные здания и дома аристократии, включая Королевский дворец, обращены на восток. Королевский дворец стоит к северу от Золотой башни и Золотого моста: его окружность составляет полторы мили. Плитка главного жилища свинцовая. Остальные жилища покрыты керамической плиткой желтого цвета. Все огромные колонны и перемычки украшены резными или нарисованными Буддами. Крыши тоже впечатляют. Во все стороны тянутся открытые коридоры и длинные колоннады, выстроенные в гармоничные узоры.
Камбуджа построила множество храмов и величественных памятников, прославляющих божественную власть кхмерских королей. Кхмерская архитектура отражает индуистскую веру в то, что храм был построен для воссоздания обители индуистских богов , горы Меру с ее пятью вершинами, окруженной морями, представленными прудами и рвами. В ранних кхмерских храмах, построенных в регионе Ангкор, и храме Баконг в Харихаралайе ( Ролуос ) использовались ступенчатые пирамидальные конструкции, символизирующие священную храмовую гору.
Кхмерское искусство и архитектура достигли своего эстетического и технического пика со строительством величественного храма Ангкор-Ват . В регионе Ангкор также построены другие храмы, такие как Та Пром и Байон . Строительство храма демонстрирует художественные и технические достижения Камбуджи благодаря архитектурному мастерству каменной кладки.
Список архитектурных стилей периода Ангкора : [58]
Стили | Даты | Правители | Храмы | Основные характеристики |
---|---|---|---|---|
Пуля | 825–875 | Джаяварман II | Дамрей Дерьмо | Продолжение доангкорского периода, но период инноваций и заимствований, например, из Чам храмов . Башня в основном квадратная и сравнительно высокая. В основном кирпичный, стены из латерита и каменные дверные проемы. Начинают появляться квадратные и восьмиугольные колонеты. |
Преа Ко | 877–886 | Индраварман I Джаяварман III | Помолитесь за меня , бекон , конфеты | Простой план: одна или несколько квадратных кирпичных башен на одном основании. Первое появление концентрических оград, гопур и библиотек. Декоративные «летающие дворцы» заменены дварапалами и деватами в нишах. Первая крупная храмовая гора в Баконге . |
Бакхенг | 889–923 | Yasovarman I Harshavarman I | Пном Бакхенг , Пном Кром , Пном Бок , Баксей Чамкронг (пер.) | Развитие храмовой горы . Более широкое использование камня, особенно для крупных храмов, и более декоративная резьба по камню. |
Ко Кер | 921–944 | Джаяварман IV | Группа Ко Кер храмов | Масштаб зданий уменьшается к центру. Кирпич по-прежнему является основным материалом, но также используется песчаник. |
Пре Руп | 944–968 | Раджендраварман | Пре Руп , Восточный Мебон , Бат Чум , Кутисвара | Переходный между Ко Кер и Бантей Срей . Длинные залы частично окружают святилище. Последние великие памятники из оштукатуренного кирпича, все более широкое использование песчаника. |
Бантей Срей | 967–1000 | Джаяварман В. | Бантей Срей | Богато украшенные наложенные фронтоны , широкие фронтоны , богатая и глубокая резьба. Гипсовый кирпич заменен камнем и латеритом . Внешний вид сцен во фронтонах. Сладострастные деваты с нежным выражением лица. |
Кхлеанг | 968–1010 | Джаяварман В. | Та Кео , Кхлеанги , Пхимеанакас , Королевский дворец | Первое использование галерей. Крестообразные гопуры. Восьмиугольные колонеты. Сдержанная декоративная резьба. |
Бафуон | 1050–1080 | Удаядитьяварман II | Бафуон , Западный Мебон | Возвращение к богатой резьбе: цветочные мотивы, а также перемычки со сценами. Наги без головного убора. В храме Бафуон появляются барельефы с живыми сценами, заключенными в небольшие панели, часто в повествовательной последовательности. |
Ангкор-Ват | 1113–1175 | Сурьяварман II Яшоварман II | Ангкор-Ват , Бантеай Самре , Томманон , Чау Сай Тевода , Бенг Меалеа , некоторые из Преа Питу , Пхимаи и Пном Рунг. | Высокий классический стиль кхмерской архитектуры. Полностью развитые конические башни с резьбовым профилем. Галереи более широкие, с полугалереями с одной стороны. Концентрические корпуса, соединенные осевыми галереями. Наги в головном уборе, поднятые над землей балюстрады нагов. Изобретение крестообразной террасы. Богато резные перемычки и другие украшения. Барельефы, апсары . |
Заявление | 1181–1243 | Джаяварман VII Индраварман II | Та Пром , Преа Хан , Неак Пеан , Та Сом , Та Ней , Ангкор Том , Прасат Чрунг , Байон , Слоновья терраса , Та Пром Кел , Крол Ко , Прасат Суор Прат , Бантеай Чхмар , Больничные часовни , Джаятатака барай | Последний великий стиль. Поспешное строительство, часто из латерита, а не из камня, резьба менее элегантна. Сложные планы, огромные храмы. В Камбодже лицевые башни и барельефы с историческим повествованием. Три периода: 1. большие сложные одноуровневые храмы, 2. лицевые башни и аллеи гигантов, несущих нагов, 3. упадок строительных стандартов, дэваты приобретают диадему в стиле Ангкор-Вата. |
Описание сообщения | 1243–15 в. | Джаяварман VIII и другие | Терраса Прокаженного короля , Преа Питу , Преа Палилай (модификации храмов) | Инверсия крестообразной террасы, дамбы на колоннах, низкие или высокие. |
Отношения с региональными державами
Во время формирования империи кхмеры имели тесные культурные, политические и торговые отношения с Явой. [59] и с империей Шривиджая , расположенной за южными морями Кхмера. В 851 году персидский купец по имени Сулейман ат-Таджир записал инцидент с участием кхмерского короля и махараджи Забаха . Он описал историю кхмерского короля, который бросил вызов власти махараджи Забаха. Говорили, что яванские сайлендры устроили внезапное нападение на кхмеров, подойдя к столице со стороны реки. Молодой король позже был наказан Махараджем, и впоследствии королевство стало вассалом династии Сайлендра. [17] : 35
Забадж — это арабская форма Джаваки и может относиться к Яве или Шривиджайе. Легенда, вероятно, описывает предшественник или начальный этап существования Кхмерского королевства под властью Явы. [60] Легенда о махарадже Забахе была позже опубликована историком Масуди в его книге 947 года «Золотые луга и драгоценные копи». В надписи Калади на Яве ( ок. упоминаются 909 г.) Кмир (кхмеры или камбоджийцы) вместе с Кампа (Чампа) и Рман (Мон) как иностранцы из материковой части Юго-Восточной Азии, которые часто приезжали на Яву для торговли. Надпись предполагает, что между Камбуджей и Явой ( королевство Мданг ) была установлена морская торговая сеть. [61]
В 916 году н.э. арабский историк Абу Заид Хасан записал в длинной хронике, что молодой и неопытный король Кхмеров враждебен Яве. Когда враждебность стала государственной политикой и стала известна публично, король Явы напал на кхмерского короля и захватил его в плен. Его обезглавили, а голову привезли на Яву. Король Явы приказал министру Кхмерской империи искать преемника. После очистки и бальзамирования голову короля положили в вазу и отправили новому кхмерскому королю. [62]
На протяжении всей своей истории империя также участвовала в ряде войн и соперничества с соседними королевствами Чампа , Тамбралинга и Ди Вьет , а позже в своей истории с сиамскими Сукотаи и Аюттхая . Отношения Кхмерской империи со своим восточным соседом Чампой были исключительно напряженными, поскольку обе стороны боролись за господство в регионе. Флот Чамов совершил набег на Ангкор в 1177 году, а в 1203 году кхмерам удалось дать отпор и победить Чампу.
Арабские писатели 9-го и 10-го веков почти не упоминают этот регион из-за чего-либо, кроме его предполагаемой отсталости, но они считали короля Аль-Хинда (Индия и Юго-Восточная Азия) одним из четырех великих королей в мире. [63] Правитель династии Раштракута описывается как величайший король Аль-Хинда, но даже меньшие короли Аль-Хинда, включая королей Явы, Языческой Бирмы и кхмерских королей Камбоджи, неизменно изображаются арабами как чрезвычайно могущественные. и поскольку они оснащены огромными армиями людей, лошадей и часто десятков тысяч слонов. Известно также, что они владели огромными сокровищами из золота и серебра. [64] Кхмерские правители установили отношения с династией Чола Южной Индии. [65]
Кхмерская империя, похоже, поддерживала контакты с китайскими династиями ; охватывающий период от позднего периода Тан до периода Юань . Отношения с династией Юань имели большое историческое значение, поскольку они создали «Обычаи Камбоджи» ( 真臘風土記 ), важные сведения о повседневной жизни, культуре и обществе Кхмерской империи. Отчет был написан между 1296 и 1297 годами юаньским дипломатом Чжоу Дагуанем, посланным Темур-ханом из династии Юань остаться в Ангкоре. [47]
Начиная с 13 века, отношения кхмеров с сиамцами были трудными и ожесточенными, что на протяжении веков приводило к соперничеству и враждебности. В августе 1296 года Чжоу Дагуань записал, что в недавней войне с сиамцами страна была полностью опустошена. Этот отчет подтвердил, что к концу 13 века сиамские военачальники восстали и разрушили гегемонию Кхмерской империи, положив начало подъему Сиама. К 14 веку сиамское королевство Аютия стало грозным соперником кхмерской империи, поскольку Ангкор был дважды осажден и захвачен сиамскими захватчиками Аютии в 1353 и 1394 годах. Будучи преемником бывшей кхмерской зависимости Лаво (Лопбури), Аюттхая также унаследовала традиции. престижа кхмеров и государственного управления. В отличие от более ранних государств Тай, которые имели относительно плоскую иерархию, Аюттхая приняла более сложную социальную стратификацию Ангкора, обожествление королей ( Девараджа ), а также кхмерские почетные знаки и сложные брахманские ритуалы. Специалисты ранней Аюттхая, такие как писцы, придворные брахманы, юристы, камергеры, бухгалтеры, врачи и астрологи, обычно происходили из кхмероязычной элиты городов-государств в восточной части бассейна Чаопрайи, находившихся под влиянием Кхмерской империи. [66]
В 1300-х годах лаосский принц Фа Нгум был сослан жить при королевском дворе Ангкора . Его тесть, король Камбоджи, дал ему кхмерскую армию, чтобы создать буферное государство на территории нынешнего Лаоса . Фа Нгум завоевал местные княжества и основал королевство Лан Ксанг . С помощью кхмерских ученых Фа Нгум познакомил регион с буддизмом Тхеравады и культурой Кхмерской империи.
Яванский источник, Песнь Нагаракретагама 15, составленная в 1365 году в Империи Маджапахит отношения с Камбуджей (Камбоджа) вместе с Сьянгкайодхьяпурой ( Аюттхая ), Дхармманагари ( Негара Шри Дхармараджа ), Раджапурой ( Ратчханагари ) и Склаингханагари Сонг , утверждал, что Ява установила дипломатические . , Марутма (Мартабан или Моттама , Южная Мьянма ), Чампа и Явана ( Аннам ). [67] В этой записи описывается политическая ситуация в материковой Юго-Восточной Азии в середине XIV века; хотя Камбоджийское королевство все еще существовало, подъем сиамской Аюттайи сказался на нем. Наконец, империя пала, ознаменовавшись переходом Ангкора в пользу Пномпеня в 1431 году, вызванным сиамским давлением.
Список правителей
Царствование | Король | Капитал | Информация и события |
---|---|---|---|
802–835 | Джаяварман II | Махендрапарвата , Харихаралайя | Провозгласил независимость Камбуджи от Явы . Заявлен как Чакравартин благодаря священному индуистскому ритуалу на Пном Кулене и инициированию культа Девараджи в Камбодже. |
835–877 | Джаяварман III | Харихаралайя | Сын Джаявармана II |
877–889 | Индраварман I | Харихаралайя | Племянник Джаявармана II. Построен Преа Ко, посвященный Джаяварману II , а также его отцу и дедушке. Построен храм на горе Баконг . |
889–910 | Yasovarman I | Харихаралайя , Яшодхарапура | Сын Индравармана I. Построен Индрататака Барай и Лолей . Перенес столицу в Яшодхарапур с центром вокруг Пном Бакхенга , а также построил Яшодхарататаку . |
910–923 | Харшаварман I | Яшодхарапура | Сын Ясовармана I. Участвовал в борьбе за власть против своего дяди по материнской линии Джаявармана IV. Построен Баксей Чамкронг . |
923–928 | Ишанаварман II | Яшодхарапура | Сын Ясовармана I, брат Харшавармана I. Участвовал в борьбе за власть против своего дяди по материнской линии Джаявармана IV. Построен Прасат Краван . |
928–941 | Джаяварман IV | Ко Кер | Сын дочери короля Индравармана I, Махендрадеви, женатый на сестре Яшовармана I, претендует на трон по материнской линии. Правил с острова Ко Кер . |
941–944 | Харшаварман II | Ко Кер | Сын Джаявармана IV. |
944–968 | Раджендраварман II | Ангкор (Яшодхарапура) | Дядя и двоюродный брат Харшавармана II и отобрать у него власть. Перенести столицу обратно в Ангкор, построить Пре-Руп и Восточный Мебон . Война против Чампы в 946 году. |
968–1001 | Джаяварман В. | Джайендранагари в Ангкоре | Сын Раджендравармана II. Построил новую столицу Джайендранагари и Та Кео в ее центре. |
1001–1006 | Удаядитьяварман I, Джаявираварман, Сурьяварман I | Ангкор | Период хаоса, три короля правят одновременно как антагонисты. |
1006–1050 | Сурьяварман I | Ангкор | Занял трон. Союз с Чолой и конфликт с Тамбралинга королевством . Построен Преах Хан Компонг Свай . Король придерживался буддизма Махаяны. |
1050–1066 | Удаядитьяварман II | Яшодхарапура II ( Ангкор ) | Трон занял потомок супруги Яшовармана I. Построены Бапхуон , Западный Барай и Западный Мебон , а также Сдок Кок Том . |
1066–1080 | Харшаварман III | Яшодхарапура II ( Ангкор ) | Преемник своего старшего брата Удаядитьявармана II, столица которого находилась в Бапхуоне. Вторжение Чампа в 1074 и 1080 годах. |
1090–1107 | Джаяварман VI | Ангкор | Узурпатор из Вимаяпура. Построен Пимаи . |
1107–1113 | Дхараниндраварман I | Ангкор | Преемник своего младшего брата Джаявармана VI. |
1113–1145 | Сурьяварман II | Ангкор | Узурпировал и убил своего двоюродного дядю. Построены Ангкор-Ват , Бантеай-Самре , Томманон , Чау-Сай-Тевода и Бенг-Меалеа . Вторгайтесь в Ди Вьет и Чампу . |
1150–1160 | Дхараниндраварман II | Ангкор | Преемник своего двоюродного брата Сурьявармана II. |
1160–1167 | Yasovarman II | Ангкор | Свергнут своим министром Трибхуванадитьяварманом. |
1167–1177 | Трибхуванадитьяварман | Ангкор | Вторжение чамов в 1177 и 1178 годах под предводительством Джая Индравармана IV разграбило столицу кхмеров. |
1178–1181 | Оккупация чамов под предводительством короля чампа Джайи Индравармана IV. | ||
1181–1218 | Джаяварман VII | Яшодхарапура ( Ангкор ) | Возглавив кхмерскую армию против чамских захватчиков, таким образом освободив Камбоджу. Возглавил завоевание Чампы (1190–1191). Капитальные инфраструктурные сооружения; построил больницы, дома отдыха, водоемы и храмы, включая Та Пром , Преа Хан , Байон в городе Ангкор Том и Неак Пеан . |
1219–1243 | Индраварман II | Ангкор | Сын Джаявармана VII. Потерял контроль над Чампой и уступил западные территории сиамскому королевству Сукхотай . |
1243–1295 | Джаяварман VIII | Ангкор | Монгольское нашествие под предводительством Хубилай-хана в 1283 году и война с Сукхотаем. Построен Мангалартха. Он был ревностным шиваитом и искоренил влияние буддизма. |
1295–1308 | Индраварман III | Ангкор | Сверг своего тестя Джаявармана VIII. Сделал буддизм Тхеравады государственной религией. Принял Юань китайский дипломат Чжоу Дагуань (1296–1297). |
1308–1327 | Индраджаяварман | Ангкор | |
1327–1336 | Джаявармадипарамешвара ( Джаяварман IX ) | Ангкор | Последняя надпись на санскрите (1327 г.). |
1336–1340 | Тросок Пим | Ангкор | |
1340–1346 | Ниппейская летучая мышь | Ангкор | |
1346–1351 | Ломпонг Рача | Ангкор | |
1352–1357 | Сиамское вторжение в Аюттайю под предводительством Утонга | ||
1357–1363 | Сорьявонг | Ангкор | |
1363–1373 | Бором Ричеа I | Ангкор | |
1373–1393 | Томма Саок | Ангкор | |
1393 | Сиамское вторжение в Аюттайю под предводительством Рамесуана | ||
1394–ок. 1421 | В Риачеа | Ангкор | |
1405–1431 | Баром Рич II | Чактомук | Покинуть Ангкор (1431 г.). |
Галерея храмов
- Храм Винь Хунг
См. также
- Пост-Ангкорский период
- Список королей Камбоджи , хронологический список с указанием правления, титула и посмертного титула (титулов), если они известны.
Примечания
- ^ Санскрит использовался исключительно в религиозных целях.
Ссылки
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 223. ISSN 1076-156X . Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 493. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Кхмерская империя | Инфопожалуйста» . www.infoplease.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Рейнольдс, Фрэнк. «Ангкор» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Плубинс, Родриго. «Кхмерская империя» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Галлоуэй, М. (31 мая 2021 г.). Как гидротехника помогла построить Кхмерскую империю? Коллекционер. Получено 23 апреля 2023 г.» . 31 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «ЛОВГРЕН, С. (4 апреля 2017 г.). Обрушение Ангкор-Вата из-за изменения климата имеет уроки для сегодняшнего дня. National Geographic. Получено 30 марта 2022 г.» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Прасад, Дж. (14 апреля 2020 г.). Изменение климата и крах Ангкор-Вата. Сиднейский университет. Получено 30 марта 2022 г.» . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Дэмиан Эванс; и др. (9 апреля 2009 г.). «Полная археологическая карта крупнейшего в мире доиндустриального поселения в Ангкоре, Камбоджа» . Труды Национальной академии наук . 104 (36): 14277–82. Бибкод : 2007PNAS..10414277E . дои : 10.1073/pnas.0702525104 . ЧВК 1964867 . ПМИД 17717084 .
- ^ «Галлоуэй, М. (31 мая 2021 г.). Как гидротехника помогла построить Кхмерскую империю? Коллекционер. Получено 12 ноября 2021 г.» . 31 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «Бунтурн, О. (21 июля 2022 г.). Кхмерская империя имела «первую в мире» систему здравоохранения. The Phnom Penh Post. Получено 9 августа 2022 г.» . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хайэм, К. (2014). Ранняя материковая Юго-Восточная Азия . Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 978-6167339443 .
- ^ Хайэм 1989, стр. 324 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайэм, К. (2001). Цивилизация Ангкора. Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN 978-1842125847
- ^ Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора . Италия: Белая Звезда. п. 24. ISBN 88-544-0117-Х .
- ^ Jump up to: а б Руни, Дон (16 апреля 2011 г.). Ангкор, удивительные кхмерские храмы Камбоджи . Гонконг: Публикации Одиссеи. ISBN 978-9622178021 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 21 января 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Жак, Клод (1972). «Карьера Джаявармана II». БЕФЕО (по-французски). 59 : 205–220. ISSN 0336-1519 .
- ^ Викери, 1998.
- ^ Гриффитс, Арло (2013). «Проблема древнего названия Ява и роль Сатьявармана в международных отношениях Юго-Восточной Азии на рубеже девятого века нашей эры» (PDF) . Архипел . 85/1 : 43–81. дои : 10.3406/arch.2013.4384 . ISSN 0044-8613 .
- ^ Жак Дюмарсе; и др. (2001). Камбоджийская архитектура, с восьми по тринадцатый век . Брилл. стр. xviii-xxi и 44–47. ISBN 90-04-11346-0 .
- ^ Дэвид Чендлер, История Камбоджи , стр. 42.
- ^ Дэвид Дж. Марр; Энтони Кротерс Милнер (1986). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии, Сингапур. п. 244. ИСБН 9971-988-39-9 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Гриффитс, Арло (2013). «Проблема древнего названия Ява и роль Сатьявармана в международных отношениях Юго-Восточной Азии на рубеже девятого века нашей эры» (PDF) . Архипел . 85/1 : 43–81. дои : 10.3406/arch.2013.4384 . ISSN 0044-8613 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннет Р. Холл (октябрь 1975 г.). Кхмерское коммерческое развитие и зарубежные контакты при Сурьявармане И. Журнал экономической и социальной истории Востока 18 (3): 318–336.
- ^ История ранней Юго-Восточной Азии: морская торговля и общественное развитие Кеннета Р. Холла с. 182
- ^ Jump up to: а б с Р. К. Маджумдар (1961), «Заморские экспедиции короля Раджендры Колы», Arts of Asia 24 (3/4), стр. 338–342, Издательство Arts of Asia.
- ^ Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова, автор Поль Мишель Муньос, с. 158
- ^ Общество и культура: азиатское наследие: Хуан Р. Франциско, доктор философии. Азиатский центр Университета Филиппин с. 106
- ^ Экономическое развитие, интеграция и мораль в Азии и Америке Дональда К. Вуда с. 176
- ^ История Индии Редди: стр. 64
- ^ Jump up to: а б с д Масперо, Г., 2002, Королевство Чампа, Бангкок: White Lotus Co., Ltd., ISBN 9747534991
- ^ История Индии, Герман Кульке, Дитмар Ротермунд: стр. 125.
- ^ Торговля и культура в Бенгальском заливе, 1500–1800 гг., Ом Пракаш, Денис Ломбард, стр. 29–30.
- ^ Чаттерджи, Б. (1939). ДЖАЯВАРМАН VII (1181–1201 гг. н. э.) (Последний из великих монархов Камбоджи). Proceedings of Indian History Congress, 3, 380. Получено 13 июля 2020 г., с сайта www.jstor.org/stable/44252387.
- ^ Jump up to: а б Кодес 1966 , с. 127
- ^ Старк, MT (2006). От Фунана до Ангкора: распад и возрождение древней Камбоджи. После коллапса: возрождение сложных обществ. стр. 144–167.
- ^ Уэлч, Дэвид (1998). «Археология северо-восточного Таиланда по отношению к докхмерским и кхмерским историческим записям». Международный журнал исторической археологии . 2 (3): 205–233. дои : 10.1023/А:1027320309113 . S2CID 141979595 .
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2017). История Аюттхая: Сиам в мире раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-19076-4 . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Бакли, Брендан М; и др. (29 марта 2010 г.). «Климат как фактор, способствовавший гибели Ангкора, Камбоджа» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 107 (15): 6748–6752. Бибкод : 2010PNAS..107.6748B . дои : 10.1073/pnas.0910827107 . ПМЦ 2872380 . ПМИД 20351244 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Викери, Монтана (1977). Камбоджа после Ангкора: хронические свидетельства четырнадцатого-шестнадцатого веков (Том 2). Йельский университет.
- ^ Миранда Лейцингер (13 июня 2004 г.). «Ученые копают и летают над Ангкором в поисках ответа на вопрос падения золотого города» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Л.Г. Гундерсен. «Переоценка упадка Кхмерской империи» (PDF) . www.ijch.net . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Масако Фукава; Стэн Фукава (6 ноября 2014 г.). «Японская диаспора – Камбоджа» . Откройте для себя Никкей . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «История Камбоджи, пост-Ангкорская эпоха (1431 – настоящее время)» . Камбоджа Путешествие . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чжоу Дагуань (2007). Рекорд Камбоджи . перевод Питера Харриса. Вашингтонский университет Press. п. 70. ИСБН 978-9749511244 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Кардифф де Алехо Гарсия – Проходящие заметки – Смитсоновский журнал «История и археология» » . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Уэлч, ди-джей (1998). Археология северо-восточного Таиланда по отношению к докхмерским и кхмерским историческим записям. Международный журнал исторической археологии 2 (3): 205–233.
- ^ Сенгупта, Арпута Рани (ред.) (2005). Бог и царь: культ Девараджи в искусстве и архитектуре Южной Азии . Национальный музейный институт. ISBN 8189233262 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Эндрю Форбс; Дэвид Хенли; Колин Хиншелвуд (2012). Ангкор: восьмое чудо света . Книги знатоков. п. 108. ИСБН 9781300554561 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ Чжоу 2007 , с. 117.
- ^ Лян 2006 .
- ^ Чжоу 2007 , с. 57.
- ^ Классен, С.; Картер, АК; Эванс, Д.Х.; Ортман, С.; Старк, Монтана; Лойлесс, А.А.; Полкингхорн, М.; Хэн, П.; Хилл, М.; Вейкер, П.; Найлс-Виид, Дж.; Марринер, врач общей практики; Поттье, К.; Флетчер, Р.Дж. (2021). Классен, С., Картер, А.К., Эванс, Д.Х., Ортман, С., Старк, М.Т., Лойлесс, А.А., Полкингхорн, М., Хенг, П., Хилл, М., Вейкер, П., Найлс-Виид. моделирование населения средневекового поселенческого комплекса Большого Ангкора». Дж., Марринер Г.П., Поттье К. и Флетчер Р.Дж. (2021 г., 7 мая). « Диахроническое Получено 10 ноября 2021 г. . Достижения науки . 7 (19). дои : 10.1126/sciadv.abf8441 . ПМЦ 8104873 . ПМИД 33962951 .
- ^ Дагуань, Чжоу (2007). Отчет о Камбодже: земля и ее люди . Книги шелкопряда. ISBN 9789749511244 . Архивировано из оригинала 21 октября 2023 года . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Киз, 1995 , стр. 78–82.
- ^ Табиш Хаир, изд. (2006). Другие маршруты: 1500 лет африканских и азиатских путевых заметок . Издательство Университета Индианы. п. 115. ИСБН 978-0253218216 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ « Путеводитель по Древнему Ангкору », Майкл Фримен и Клод Жак, стр. 30–31, опубликовано в 2003 году.
- ^ Видьоно, Бенни (2008). Танцы в тени: Сианук, красные кхмеры и Организация Объединенных Наций в Камбодже . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 9780742555532 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Сент-Джулиан, Джеймс (март 2014 г.). Сказка о кхмерском короле и махарадже Забага . Том. 48. стр. 59–63. Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 года . Проверено 17 октября 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Фудзита Кайоко; Сиро Момоки; Энтони Рид, ред. (2013). Оффшорная Азия: морское взаимодействие в Восточной Азии до пароходства, том 18 из серии Наланда-Шривиджая . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 97. ИСБН 978-9814311779 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Миллера. стр. 187–189.
- ^ Индия и Индонезия во время древнего режима: Очерки П. Дж. Маршалла, Роберта Ван Нила
- ^ Индия и Индонезия во время древнего режима: Очерки П. Дж. Маршалла, Роберта Ван Нила: стр. 41
- ^ Индия: История Джона Кея, с. 223
- ^ Дэвид К. Вятт (2003). Таиланд: Краткая история (2-е изд.). Издательство Йельского университета. стр. 55–61.
- ^ Нагаракретагама пупух (песня) 15, эти государства упоминаются как Митрека Сатата , что в литературном языке означает «партнеры с общим порядком».
Библиография
- Кодес, Джордж (1966). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05061-4 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- Фриман, Майкл ; Жак, Клод (2006). Древний Ангкор . Речные книги. ISBN 974-8225-27-5 .
- Хайэм, Чарльз (2001). Цивилизация Ангкора . Феникс. ISBN 978-1-84212-584-7 .
- Витторио Роведа : Кхмерская мифология , River Books. ISBN 974-8225-37-2 .
- Дагенс, Бруно (1995) [1989]. Ангкор: сердце азиатской империи . Серия « Новые горизонты ». Перевод Шармана, Рут. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-30054-2 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- Киз, Чарльз Ф. (1995). Золотой полуостров . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1696-4 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- Руни, Дон Ф. (2005). Ангкор: чудесные кхмерские храмы Камбоджи (5-е изд.). Одиссей. ISBN 978-962-217-727-7 .
- Дэвид П. Чендлер : История Камбоджи , Westview Press. ISBN 0-8133-3511-6 .
- Лян, Цземин (2006), Китайская осадная война: механическая артиллерия и осадные орудия древности , Сингапур, Республика Сингапур: Леонг Кит Мэн, ISBN 981-05-5380-3 .
- Чжоу, Дагуань (2007), Обычаи Камбоджи , Сиамское общество, ISBN 978-974-8359-68-7 .
- Анри Муо : Путешествия по Сиаму, Камбодже, Лаосу и Аннаму , White Lotus Co, Ltd. ISBN 974-8434-03-6 .
- Викери, Майкл (1998). Общество, экономика и политика в Камбодже до Ангкора: VII–VIII вв . Тойо Бунько. ISBN 978-4-89656-110-4 .
- Бенджамин Уокер , Империя Ангкор: История кхмеров Камбоджи , Signet Press, Калькутта, 1995.
- И.Г. Эдмондс , Кхмеры Камбоджи: история загадочного народа .
- Джессап, Гавайи (2018). Юго-Восточная Азия: Кхмеры 802–1566 гг. В Дж. Масселосе (ред.) Великие империи Азии (стр. 78–106). Темза и Гудзон .
Внешние ссылки
- по Кхмерской империи от Wikivoyage Путеводитель
- СМИ, связанные с Кхмерской империей , на Викискладе?
13 ° 26' с.ш., 103 ° 50' в.д. / 13,433 ° с.ш., 103,833 ° в.д.
- Кхмерская империя
- Бывшие страны в истории Камбоджи
- Бывшие империи в Азии
- Штаты и территории упразднены в 1432 г.
- 802 заведения
- 1432 закрытия в Азии
- Средневековые индуистские королевства
- Индианизированные королевства
- Бывшие страны Юго-Восточной Азии
- 1-е тысячелетие в Камбодже
- 2-е тысячелетие в Камбодже
- Бывшие монархии Юго-Восточной Азии
- Притоки Императорского Китая