Ангкор
Ангкор | |
Альтернативное название | Яшодхарапура |
---|---|
Область | Юго-Восточная Азия |
Координаты | 13 ° 24'45 "N 103 ° 52'0" E / 13,41250 ° N 103,86667 ° E |
История | |
Строитель | Сурьяварман II |
Основан | конец 9 века нашей эры |
Заброшенный | 1431 г. н. э. |
Периоды | Средний возраст |
Примечания к сайту | |
Состояние | Восстановлен и разрушен |
Управление | АПСАРА Управление |
Публичный доступ | Билет обязателен для иностранцев |
Архитектура | |
Архитектурные стили | Бакхенг , Пре Руп , Бантей Срей , Клеанг , Бапхуон , Ангкор-Ват , Байон и пост-Байон. |
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Провинция Сием Рип , Камбоджа |
Включает | Ангкор, Ролуос и Бантей Срей |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 668 |
Надпись | 1992 г. (16-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 1992–2004 |
Область | 40 100 га |
Angkor ( кхмер : អង្គរ [ , Lit ʔkɔː ] ʔ [1] [2] был столицей Кхмерской империи , расположенной на территории современной Камбоджи . Город и империя процветали примерно с 9 по 15 века. В городе находится Ангкор-Ват , одна из самых популярных туристических достопримечательностей Камбоджи.
Название Ангкор происходит от нокора ( នគរ ), кхмерского слова, означающего «королевство», которое, в свою очередь, происходит от санскритского нагара ( नगर ), что означает «город». [3] Ангкорский период начался в 802 году нашей эры, когда кхмерский индуистский монарх Джаяварман II объявил себя «универсальным монархом» и « королем-богом », и продолжался до конца 14 века, впервые попав под сюзеренитет Аюттхаи в 1351 году. Кхмерское восстание против сиамцев власть привела к разграблению Ангкора Аюттайей в 1431 году, в результате чего его население мигрировало на юг, в Лонгвек . Альтернативное имя, Ясодхарапура, произошло от имени приемной матери Господа Кришны в индуизме. Индуизм был крупнейшей религией в древней Кхмерской империи, и многие храмы были построены кхмерскими королями, посвященными индуистским божествам, включая Ангкор-Ват .
Руины Ангкора расположены среди лесов и сельскохозяйственных угодий к северу от Великого озера ( Тонлесап ) и к югу от холмов Кулен , недалеко от современного Сиемреап города (13°24′ с.ш., 103°51′ в.д.), в Сиемреапе. Провинция . Храмы в районе Ангкора насчитывают более тысячи, их размеры варьируются от невзрачных груд кирпичных обломков, разбросанных по рисовым полям, до Ангкор-Вата, который считается крупнейшим в мире религиозным памятником. Многие храмы Ангкора были отреставрированы, и вместе они составляют наиболее значительный памятник кхмерской архитектуры . Посетители приближаются к двум миллионам ежегодно, и все пространство, включая Ангкор-Ват и Ангкор-Том, находится под коллективной защитой как ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . Популярность этого места среди туристов создает множество проблем для сохранения руин.
В 2007 году международная группа исследователей, используя спутниковые фотографии и другие современные методы, пришла к выводу, что Ангкор был крупнейшим доиндустриальным городом в мире по площади, со сложной инфраструктурной системой, соединяющей городские территории площадью не менее 1000 квадратных километров (390 квадратных миль) до знаменитых храмов в его центре. [4] Ангкор считается «гидравлическим городом», потому что он имел сложную сеть управления водными ресурсами, которая использовалась для систематической стабилизации, хранения и распределения воды по всей территории. [4] Считается, что эта сеть использовалась для орошения, чтобы компенсировать непредсказуемый сезон дождей, а также поддержать растущее население. [4] Хотя численность населения остается темой исследований и дискуссий, недавно выявленные сельскохозяйственные системы в районе Ангкора, возможно, поддерживали от 750 000 до одного миллиона человек. [5]
Исторический обзор
[ редактировать ]Столица Кхмерской империи
[ редактировать ]Ангкорский период, возможно, начался вскоре после 800 года нашей эры, когда кхмерский король Джаяварман II объявил о независимости Камбуджадесы ( Камбоджа ) от Явы . Согласно надписи Сдок Кок Том , [6] [7] около 781 года Индрапура была первой столицей Джаявармана II , расположенной в Бантеай Прей Нокор , недалеко от сегодняшнего Компонг Чама . [8] После того, как он в конце концов вернулся в свой дом, бывшее королевство Ченла , он быстро укрепил свое влияние, завоевал ряд конкурирующих королей и в 790 году стал королем королевства, называемого Камбуджа кхмерами . Затем он переместил свой двор на северо-запад, в Махендрапарвату , на территории нынешних гор Кулен , вглубь страны к северу от великого озера Тонлесап . [9] [10]
Он также основал город Харихаралайя (ныне известный как Ролуос) на северной оконечности Тонлесапа . Посредством программы военных кампаний, союзов, браков и земельных грантов он добился объединения страны, граничащей с Китаем на севере, Чампой (ныне Центральный Вьетнам) на востоке, океаном на юге и местом, обозначенным камнем. надпись «Земля кардамонов и манго » на западе. В 802 году Джаяварман сформулировал свой новый статус, объявив себя «вселенским монархом» ( чакравартин ) и, сделав шаг, которому должны были подражать его преемники и который связал его с культом Шивы , взяв на себя эпитет «бог-царь». «( Девараджа ). [9] [10] До Джаявармана Камбоджа состояла из ряда политически независимых княжеств, известных китайцам под названиями Фунан и Ченла . [11] [12]
В 889 году Ясоварман . на престол взошел [13] Великий царь и опытный строитель, в одной из надписей он прославлялся как «человек-лев; он разрывал врага когтями своего величия; его зубы были его политикой; его глаза были Ведами». [14] Рядом со старой столицей Харихаралайя Ясоварман построил новый город, названный Ясодхарапура , с центром на холме и храме Пном Бакхенг . [15] По традиции своих предшественников он также построил массивное водохранилище под названием барай . [16]
Значение таких резервуаров обсуждается современными учёными, некоторые из которых видят в них средство орошения рисовых полей, а другие считают их религиозно окрашенными символами великих мифологических океанов, окружающих гору Меру , обитель богов. боги. Гора, в свою очередь, была представлена возвышающимся храмом, в котором «бог-царь» был представлен лингамом . [16] В соответствии с этим космическим символизмом Ясоварман построил свой центральный храм на невысоком холме, известном как Пном Бакхенг , окружив его рвом, питаемым из барая. Он также построил множество других индуистских храмов и ашрамов или убежищ для аскетов. [17] [18]
В течение следующих 300 лет, между 900 и 1200 годами, Кхмерская империя создала одни из самых великолепных архитектурных шедевров в мире в районе, известном как Ангкор. Большинство из них сосредоточено на территории примерно в 15 милях (24 км) с востока на запад и в 5 милях (8,0 км) с севера на юг, хотя археологический парк Ангкор, который управляет этой территорией, включает в себя участки даже дальше, чем Кбал Спеан , примерно в 30 милях. (48 км) на север. На этой территории находится около 72 крупных храмов и других зданий, а остатки нескольких сотен дополнительных храмов разбросаны по всему ландшафту. [4]
Из-за низкой плотности и рассредоточенного характера средневековых кхмерских поселений Ангкор не имеет формальных границ, и поэтому его размеры трудно определить. Однако конкретная территория площадью не менее 1000 км2 2 Площадь (390 квадратных миль) за пределами основных храмов определяется сложной системой инфраструктуры, включая дороги и каналы, что указывает на высокую степень связи и функциональной интеграции с центром города. С точки зрения пространственной протяженности (но не с точки зрения численности населения) это делает его крупнейшей городской агломерацией в зарегистрированной истории до промышленной революции , легко превосходящей ближайший майя город Тикаль . [4] На пике своего развития город занимал площадь, превышающую современный Париж , а в его зданиях использовалось гораздо больше камня, чем во всех египетских постройках вместе взятых. [19]
Строительство Ангкор-Вата
[ редактировать ]Самый большой храм Ангкорского региона, Ангкор-Ват , был построен между 1113 и 1150 годами королём Сурьяварманом II . Сурьяварман взошел на трон после победы в битве с конкурирующим принцем. Надпись гласит, что в ходе боя Сурьяварман прыгнул на боевого слона своего соперника и убил его, подобно тому как мифический человек-птица Гаруда убивает змею. [20] [21]
Укрепив свою политическую позицию посредством военных кампаний, дипломатии и твердого внутреннего управления, Сурьяварман приступил к строительству Ангкор-Вата как своего личного храма-мавзолея. Порвав с традицией кхмерских королей и, возможно, под влиянием одновременного подъема вайшнавизма в Индии, он посвятил храм Вишну , а не Шиве . Стены Ангкор-Вата длиной почти в полмили с каждой стороны величественно изображают индуистскую космологию, а центральные башни представляют собой гору Меру , дом богов; внешние стены, горы, окружающие мир; и ров, океаны за его пределами. [22]
Традиционная тема отождествления кхмерского девараджи с богами и его резиденцией с небожителями очень очевидна. Сами размеры храма и его частей по отношению друг к другу имеют космологическое значение. [22] Сурьяварман украсил стены храма барельефами, изображающими не только сцены из мифологии, но и из жизни его собственного императорского двора. В одной из сцен сам король изображен крупнее своих подданных, сидящим, скрестив ноги, на возвышенном троне и держащим двор, в то время как стайка слуг успокаивает его с помощью зонтиков и вееров.
Джаяварман VII
[ редактировать ]После смерти Сурьявармана около 1150 года нашей эры в королевстве наступил период внутренних распрей. Его восточные соседи, чамы, жившие на территории нынешнего южного Вьетнама, воспользовались ситуацией в 1177 году, чтобы начать водное вторжение вверх по реке Меконг и через Тонлесап . Силам чамов удалось разграбить столицу кхмеров Ясодхарапуру и убить правящего короля. Однако кхмерский принц, который должен был стать королем Джаяварманом VII, сплотил свой народ и победил чамов в сражениях на озере и на суше. В 1181 году на трон вступил Джаяварман. Он должен был стать величайшим из ангкорских королей. [23]
На руинах Ясодхарапура Джаяварман построил город-крепость Ангкор Том , а также его географический и духовный центр, храм, известный как Байон . Барельефы в Байоне изображают не только битвы короля с чамами, но и сцены из жизни кхмерских жителей деревни и придворных. Джаяварман руководил периодом самого плодотворного строительства Ангкора, которое включало строительство известных храмов Та Пром и Преа Хан , посвящая их своим родителям. [24]
Эта масштабная программа строительства совпала с переходом государственной религии от индуизма к буддизму Махаяны , поскольку сам Джаяварман принял последний как свою личную веру. Во время правления Джаявармана индуистские храмы были переоборудованы для отображения изображений Будды , а Ангкор-Ват на короткое время стал буддийской святыней. После его смерти возрождение индуизма в качестве государственной религии включало крупномасштабную кампанию осквернения буддийских изображений и продолжалось до тех пор, пока буддизм Тхеравады не стал доминирующей религией страны с 14 века. [25]
Чжоу Дагуань
[ редактировать ]1296 год ознаменовался прибытием в Ангкор китайского дипломата Чжоу Дагуаня, представителя династии Юань . Однолетнее пребывание Чжоу в кхмерской столице во время правления короля Индравармана III имеет историческое значение, поскольку он написал сохранившийся до сих пор отчет «Обычаи Камбоджи » примерно на сорока страницах, в котором подробно описываются его наблюдения за кхмерским обществом. Некоторые из тем, которые он затронул в своем отчете, касались религии, правосудия, королевской власти, социальных норм, сельского хозяйства, рабства, птиц, овощей, купания, одежды, инструментов, тяглового скота и торговли. [26] [27]
В одном отрывке он описал царскую процессию, состоящую из солдат, многочисленных служанок и наложниц, министров и князей и, наконец, «государя, стоящего на слоне, держащего в руке свой священный меч». Вместе с надписями, найденными на ангкорских стелах , храмах и других памятниках, а также с барельефами в Байоне и Ангкор-Вате , дневник Чжоу является важнейшим источником информации о повседневной жизни Ангкора. Наполненный яркими анекдотами, а иногда и скептическими наблюдениями о цивилизации, которая показалась Чжоу своей красочной и экзотической, это также занимательные путевые мемуары. [26] [28]
Конец ангкорского периода
[ редактировать ]Конец ангкорского периода обычно относят к 1431 году, когда Ангкор был разграблен и разграблен Суфаннапхум-Мон династией захватчиков Аюттхая , хотя цивилизация уже находилась в упадке в 13 и 14 веках. [29] [30] В течение 15 века почти весь Ангкор был заброшен, за исключением Ангкор-Вата , который оставался буддийской святыней.Было выдвинуто несколько теорий, объясняющих упадок и заброшенность Ангкора:
Война с королевством Аютия
[ редактировать ]Широко распространено мнение, что оставление кхмерской столицы произошло в результате вторжений в Аюттхая. Продолжающиеся гражданские войны с династиями Лаво-Кхмеров и Суфаннапхум-Мон в Аюттхая уже истощали силы Ангкора во времена Чжоу Дагуаня в конце 13 века. В своих мемуарах Чжоу сообщал, что страна была полностью опустошена такой войной, в которой было обязано участвовать все население. [31]
После падения Ангкора в 1431 году многие статуи были перевезены в столицу Аюттхая Аюттхая на западе. [32] Другие отправились в новый центр кхмерского общества в Лонгвек , к юго-востоку от Ангкора в округе Кампонг Тралах . Официальная столица позже переехала, сначала в 1618 году в Удонг, примерно в 45 километрах (28 миль) от Пномпеня в районе Понхеа Леу , и, наконец, в 1865 году на нынешнее место Пномпеня.
Эрозия государственной религии
[ редактировать ]Некоторые ученые связывают упадок Ангкора с обращением Кхмерской империи в буддизм Тхеравады после правления Джаявармана VII , утверждая, что этот религиозный переход подорвал индуистскую концепцию королевской власти, которая лежала в основе ангкорской цивилизации. [33] По мнению ученого из Ангкора Джорджа Кодеса , отрицание в буддизме Тхеравады высшей реальности личности подрывает жизнеспособность культа королевской личности, который послужил источником вдохновения для создания великих памятников Ангкора. [34] Огромное пространство храмов требовало столь же большого количества рабочих для их обслуживания; В Та Проме резьба по камню гласит, что этот единственный храмовый комплекс обслуживали 12 640 человек. Распространение буддизма могло не только разрушить эту рабочую силу, но также могло повлиять на примерно 300 000 сельскохозяйственных рабочих, необходимых для того, чтобы прокормить их всех. [35]
Пренебрежение общественными работами
[ редактировать ]По словам Кудеса, ослабление королевского правительства Ангкора продолжающейся войной и эрозией культа Девараджи подорвали способность правительства выполнять важные общественные работы, такие как строительство и обслуживание водных путей, необходимых для орошения рисовых полей. от которого зависело существование большого населения Ангкора. В результате ангкорская цивилизация пострадала от сокращения экономической базы, и население было вынуждено рассеяться. [36]
Стихийное бедствие
[ редактировать ]Другие ученые, пытающиеся объяснить быстрый упадок и заброшенность Ангкора, выдвинули гипотезу о стихийных бедствиях, таких как болезни (бубонная чума), землетрясения, наводнения или резкие изменения климата, как о соответствующих факторах разрушения. [36] Исследование колец деревьев во Вьетнаме позволило зафиксировать ранние муссоны, проходившие через эту территорию. Из этого исследования мы можем сказать, что в течение XIV–XV веков муссоны ослабли, и в конечном итоге последовали сильные наводнения. Их неспособность адаптировать свою инфраструктуру для затопления могла привести к ее окончательному упадку. [37]
Недавние исследования австралийских археологов позволяют предположить, что снижение могло быть связано с нехваткой воды, вызванной переходом от средневекового теплого периода к малому ледниковому периоду . [38] LDEO Дендрохронологические исследования установили хронологию годичных колец, указывающую на тяжелые периоды засухи на материковой части Юго-Восточной Азии в начале 15 века, что повышает вероятность того, что каналы и водохранилища Ангкора пересохли и положили конец расширению доступных сельскохозяйственных угодий. [39]
Восстановление, сохранение и угрозы
[ редактировать ]16-го века Португальский монах Антониу да Мадалена был первым зарегистрированным европейским посетителем, посетившим Ангкор-Ват в 1586 году. К 17-му веку Ангкор-Ват не был полностью заброшен. Четырнадцать надписей 17 века свидетельствуют о наличии японских поселений наряду с оставшимися кхмерскими поселениями. [40] Самая известная надпись рассказывает об Укондафу Казуфусе , который отмечал здесь кхмерский Новый год в 1632 году. [41]
Хотя Ангкор был известен местным кхмерам и его показывали европейским гостям; Анри Муо в 1860 году и Анна Леоновенс в 1865 году, [42] он оставался скрытым лесом до конца 19 века. Европейские археологи, такие как Луи Делапорт , и этнологи, такие как Адольф Бастиан, посетили это место и популяризировали его в Европе. В конечном итоге это привело к длительному процессу реставрации французскими археологами.
С 1907 по 1970 год работы проводились под руководством Французской школы Экстремального Востока , которая вырубила лес, отремонтировала фундамент и установила канализацию для защиты зданий от повреждения водой. Кроме того, ученые, связанные со школой, в том числе Жорж Коэдес , Морис Глейз , Поль Мюс , Филипп Штерн и другие, инициировали программу исторических исследований и интерпретаций, которая имеет основополагающее значение для нынешнего понимания Ангкора.
Работа возобновилась после окончания гражданской войны в Камбодже , и с 1993 года ее совместно координируют Индия, Германия, Япония и ЮНЕСКО через Международный координационный комитет по охране и развитию исторического места Ангкор (ICC). , в то время как камбоджийские работы выполняются Управлением по защите и управлению Ангкором и регионом Сием Рип ( APSARA ), созданным в 1995 году. Некоторые храмы были тщательно разобраны по камню и заново собраны на бетонном фундаменте, в соответствии с метод анастилоза . [43]
Всемирный фонд памятников оказал помощь Преа Хану , Пахтанию Молочного моря (барельефный фриз длиной 49 метров в Ангкор-Вате), Та Сому и Пном Бакхенгу . Международный туризм в Ангкор значительно увеличился в последние годы: к 2014 году число посетителей достигло около 2 миллионов в год. [43] Это создает дополнительные проблемы с сохранением, но также обеспечивает финансовую помощь усилиям по восстановлению. [44]
Падение уровня грунтовых вод
[ редактировать ]С ростом туризма в Ангкоре строятся новые отели и рестораны, чтобы удовлетворить такой рост. Каждый новый строительный проект бурит под землей, чтобы достичь уровня грунтовых вод , емкость которого ограничена. Такое требование уровня грунтовых вод может подорвать стабильность песчаных почв под памятниками в Ангкоре, что приведет к образованию трещин, трещин и обрушений. [45] Что еще хуже, пик туристического сезона приходится на засушливый сезон в Камбодже, что приводит к чрезмерной откачке грунтовых вод, когда они меньше всего пополняются естественным путем. [46]
Грабеж
[ редактировать ]Грабежи представляют собой постоянно растущую угрозу археологическому ландшафту Ангкора. По данным APSARA, официального камбоджийского агентства, отвечающего за управление Ангкором, «вандализм размножился с феноменальной скоростью, для совершения реальных краж используется местное население, тяжеловооруженные посредники перевозят объекты, часто в танках или бронетранспортерах, часто для продажи через камбоджийскую границу». [47]
Неустойчивый туризм
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( январь 2013 г. ) |
Растущее число туристов, около двух миллионов в год, [46] оказывает давление на археологические памятники Ангкора, гуляя и взбираясь на (в основном) памятники из песчаника в Ангкоре. Ожидается, что это прямое давление, создаваемое неконтролируемым туризмом, в будущем нанесет памятникам значительный ущерб. [48]
В таких местах, как Ангкор, туризм неизбежен. Таким образом, команда управления сайтом не может единолично управлять сайтом. Команде приходится управлять потоком людей. Ежегодно Ангкор посещают миллионы людей, поэтому управление этим потоком жизненно важно для быстро разрушающихся построек. Западный туризм в Ангкоре начался в 1970-х годах. [49] Памятники из песчаника и Ангкор не созданы для такого типа повышенного туризма.
В дальнейшем ЮНЕСКО и местные власти на этом объекте находятся в процессе создания устойчивого плана будущего этого объекта. С 1992 года ЮНЕСКО взялась за сохранение Ангкора. ЮНЕСКО открыла тысячи новых археологических памятников, и организация перешла к созданию охраняемых культурных зон. Два десятилетия спустя более 1000 человек работают на объекте полный рабочий день из соображений культурной чувствительности. Частью этого движения по ограничению воздействия туризма было открытие только определенных участков объекта.
Однако большая часть предупредительных мер 1992 года и призывов к обеспечению их соблюдения в будущем провалились. Как на глобальном, так и на местном уровне разработка политики была успешной, но ее реализация провалилась по нескольким причинам. Во-первых, в Камбодже существуют конфликты интересов. Хотя это место имеет для них культурное значение, Камбоджа — бедная страна. Его ВВП незначительно превышает ВВП Афганистана.
Туризм является жизненно важной частью экономики Камбоджи, и закрытие некоторых частей Ангкора, крупнейшего туристического направления в стране, не является вариантом. Вторая причина связана с неспособностью правительства организоваться вокруг этого объекта. Правительство Камбоджи не смогло организовать надежную команду специалистов в области культуры и археологов для обслуживания этого места.
COVID-19
[ редактировать ]Во время пандемии COVID-19 из-за нехватки посетителей 10 000 человек, работающих в камбоджийской туристической сфере, остались без работы. [50]
Религиозная история
[ редактировать ]Исторический Ангкор был не просто местом религиозного искусства и архитектуры. Здесь располагались огромные города, которые удовлетворяли все потребности кхмерского народа. Однако, за исключением нескольких старых мостов, все оставшиеся памятники являются религиозными сооружениями. В ангкорские времена все нерелигиозные постройки, включая резиденцию самого короля, были построены из скоропортящихся материалов, таких как дерево, «потому что только боги имели право на жилища из камня». [51] Точно так же подавляющее большинство сохранившихся каменных надписей посвящено религиозным основам королей и других властителей. [52] В результате легче написать историю государственной религии Ангкора, чем историю любого другого аспекта ангкорского общества.
Несколько религиозных движений внесли свой вклад в историческое развитие религии в Ангкоре:
- Религиозные культы коренных народов, смешанные с шиваизмом , в том числе те, которые сосредоточены на поклонении предкам и лингаму ;
- Королевский культ личности , отождествляющий короля с божеством, характерный не только для Ангкора, но и для других индуистских цивилизаций Юго-Восточной Азии, таких как Чампа и Ява ;
- Индуизм , особенно шиваизм , форма индуизма, ориентированная на поклонение Шиве и лингаму как символу Шивы, а также вайшнавизм , форма индуизма, ориентированная на поклонение Вишну ;
- Буддизм как в его вариантах Махаяны , так и в Тхераваде .
Доангкорская религия
[ редактировать ]Религия доангкорийской Камбоджи, известная китайцам как Фунан (с 1 века н. э. по ок. 550 г.) и Ченла (ок. 550–800 гг. н. э.), включала элементы индуизма, буддизма и местных культов предков. [53]
На храмах периода Ченлы есть каменные надписи как на санскрите , так и на кхмерском языке , называющие как индуистские, так и местные божества предков, среди которых верховным среди первых является Шива. [54] Культ Харихара был известен; Буддизма не было, потому что, как сообщил китайский паломник И Цзин , его разрушил «злой король». [55] Характерным для религии Ченла также был культ лингама, или каменного фаллоса, который покровительствовал и гарантировал плодородие общине, в которой он находился. [56]
Шива и лингам
[ редактировать ]Кхмерский король Джаяварман II , приход к власти которого около 800 г. н.э. знаменует собой начало ангкорского периода, основал свою столицу в месте под названием Харихаралайя (сегодня известном как Ролуос ), на северной оконечности великого озера Тонлесап . [57] Харихара — это имя божества, которое сочетает в себе сущность Вишну (Хари) с сущностью Шивы (Хара), и которое пользовалось большим уважением у кхмерских королей. [56] Принятие Джаяварманом II эпитета «Девараджа» (бог-царь) означало особую связь монарха с Шивой. [58]
Начало ангкорского периода также ознаменовалось изменениями в религиозной архитектуре. Во время правления Джаявармана II однокамерные святилища, типичные для Ченлы, уступили место храмам, построенным в виде ряда приподнятых платформ с множеством башен. [57] Все более впечатляющие храмовые пирамиды стали символизировать гору Меру , дом индуистских богов, а рвы, окружающие храмы, символизировали мифологические океаны. [59] >
Обычно лингам служил центральным религиозным изображением ангкорского храма-горы. Храм-гора была центром города, а лингам в главном святилище был центром храма. [60] Названием центрального лингама было имя самого царя в сочетании с суффиксом -ешвара , обозначавшим Шиву. [61] Благодаря поклонению лингаму царь отождествлялся с Шивой, а шиваизм . государственной религией стал [62]
Так, надпись, датированная 881 годом нашей эры, указывает на то, что царь Индраварман I воздвиг лингам по имени Индрешвара . [63] Другая надпись сообщает нам, что Индраварман воздвиг в своих дворах восемь лингамов и что они были названы в честь «восьми элементов Шивы». [63] Точно так же Раджендраварман , правление которого началось в 944 году нашей эры, построил храм Пре Руп , в центральной башне которого размещался королевский лингам, называемый Раджендрабхадрешвара . [64]
Вайшнавизм
[ редактировать ]В первые дни Ангкора поклонение Вишну было второстепенным по отношению к Шиве . Отношения, похоже, изменились после строительства Ангкор-Вата королем Сурьяварманом II в качестве его личного мавзолея в начале 12 века. Центральным религиозным изображением Ангкор-Вата было изображение Вишну, а надпись идентифицирует Сурьявармана как «Парамавишнулоку», или «того, кто входит в небесный мир Вишну». [65] Религиозный синкретизм , однако, оставался широко распространенным в кхмерском обществе: государственная религия шиваизм не обязательно была отменена обращением Сурьявармана к Вишну, и в храме вполне мог находиться королевский лингам. [62]
Более того, поворот к вайшнавизму не отменил культ королевской личности Ангкора, согласно которому правящий король отождествлялся с божеством. По мнению ангкорского исследователя Жоржа Кудеса , «Ангкор-Ват — это, если хотите, святилище вайшнавов, но почитаемым там Вишну было не древнее индуистское божество и даже не одно из традиционных воплощений божества, а король Сурьяварман II, посмертно отождествленный с Вишну, единосущный ему, обитающий в мавзолее, украшенном изящными фигурами апсар, подобно Вишну, в его небесном дворце». [66] Сурьяварман провозгласил свою идентичность с Вишну, точно так же, как его предшественники заявляли о единосущии с Шивой.
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]В последней четверти XII века король Джаяварман VII радикально отошел от традиций своих предшественников, приняв буддизм Махаяны в качестве своей личной веры. Джаяварман также сделал буддизм государственной религией своего королевства, когда построил буддийский храм, известный как Байон, в центре своей новой столицы Ангкор Том. В знаменитых лицевых башнях Байона король представлял себя бодхисаттвой Авалокитешварой , движимой состраданием к своим подданным. [67] Таким образом, Джаяварман смог увековечить культ королевской личности Ангкора, отождествляя при этом божественный компонент культа с бодхисаттвой, а не с Шивой. [68]
Индуистская реставрация
[ редактировать ]Восстановление индуизма началось около 1243 года нашей эры, со смертью преемника Джаявармана VII, Индравармана II . Следующий король, Джаяварман VIII , был шиваитским иконоборцем, который специализировался на уничтожении буддийских изображений и восстановлении индуистских святынь, которые его прославленный предшественник обратил в буддизм. Во время реставрации Байон стал храмом Шивы, а его центральная статуя Будды высотой 3,6 метра была брошена на дно близлежащего колодца. Повсюду культистские статуи Будды были заменены лингамами. [69]
Религиозный плюрализм
[ редактировать ]Когда китайский путешественник Чжоу Дагуань приехал в Ангкор в 1296 году нашей эры, он обнаружил, по его мнению, три отдельные религиозные группы. Доминирующей религией был буддизм Тхеравады . Чжоу заметил, что монахи были бриты наголо и носили желтые одежды. [70] Буддийские храмы поразили Чжоу своей простотой. Он отметил, что изображения Будды выполнены из позолоченного гипса. [71]
Две другие группы, определенные Чжоу, по-видимому, принадлежали брахманам и шиваитам . О брахманах Чжоу мало что мог сказать, за исключением того, что они часто занимали высокие должности. [71] Из шиваитов, которых он называл « даосами », Чжоу писал, «единственное изображение, которое они почитают, — это каменная глыба, аналогичная камню, найденному в святилищах бога почвы в Китае». [71]
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]В течение 13 века буддизм Тхеравады, распространявшийся через монские королевства Дваравати и Харипунчай, появился в Ангкоре. Постепенно она стала доминирующей религией Камбоджи, вытеснив буддизм Махаяны и Шиваизм. [72] Практика буддизма Тхеравады в Ангкоре продолжается и по сей день.
Археологические памятники
[ редактировать ]В районе Ангкора находится множество важных археологических памятников, в том числе следующие:
- Ангкор Том
- Ангкор-Ват
- Баксей Чамкронг
- Бантей Кдей
- Бантей Самре
- Бантей Срей
- Бафуон
- Байон .
- Чау Сай Тевода
- Восточный Барай
- Восточный Мебон
- Кбал Спин
- Клеанги .
- Krol Ko
- Верно
- Неак Пин
- Пхимеанакас
- Пном Бакхенг
- Phnom Krom
- Свинья Ак Юм
- Свиньи Краван
- Преа Хан
- Преа Ко
- Молитесь об облегчении
- Преа Питу
- Пре Руп
- Спин Тма
- Сра Сранг
- Та Ней
- Та Пром
- Возьми сом
- Та Кео
- Терраса Слонов
- Терраса Прокаженного короля
- Томманон
- Западный Барай
- Западный Мебон
- Еще один город Махендрапарвата был обнаружен в 2013 году. [73]
Термины и фразы
[ редактировать ]- Ангкор ( អង្គរ angkôr ) — кхмерское слово, означающее «город». Это искаженная форма нокора ( នគរ ), происходящая от санскритского нагара .
- Бантей ( បន្ទាយ bântéay ) — кхмерский термин, означающий « цитадель » или «крепость», который также применяется к обнесенным стеной храмам.
- Барай ( បារាយណ៍ baréayn ) буквально означает «открытое пространство» или «широкая равнина», но в кхмерской архитектуре относится к искусственному водоему.
- Эшвара или Ишвара ( ईश्वर् ) термин , означающий « — сансритский . бог»
- Гопура ( गोपुर ) — санскритский термин, означающий «входной павильон» или «ворота».
- Джая ( ជយ chôy / ជ័យ choăy ) — приставка, происходящая из санскрита и означающая «победа».
- Пном ( ភ្នំ phnum ) — кхмерское слово, означающее «гора».
- Прасат ( ប្រាសាទ прасат ) — кхмерский термин, происходящий от санскритского прасада и обычно означающий «памятник» или «дворец» и, как следствие, «древний храм».
- Преа ( ព្រះ preăh ) — кхмерский термин, означающий «Бог», «Царь» или «возвышенный». Это также может быть префикс, означающий «священный» или «святой». Произошло от санскритского вара ( Преа Хан означает «священный меч»).
- Срей ( ស្រី srei ) — кхмерский термин, имеющий два возможных значения. Производное от санскритского « стри» означает «женщина», производное от санскритского «сири» означает «красота», «великолепие» или «слава».
- Та ( តា та ) — кхмерское слово, означающее «дедушка» или, в некоторых случаях, «предок» ( Та Пром означает «Предок Брахмы». Неак та означает «предки» или «духи предков»).
- Том ( ធំ thum ) — кхмерское слово, означающее «большой» ( Ангкор Том означает «большой город»).
- Варман ( វរ្ម័ន vôrmoăn ) — суффикс от санскритского varman , означающий «щит» или «защитник» ( Suryavarman означает «защищенный Сурьей, богом Солнца»).
- Ват ( វត្ត vôtt ) — кхмерское слово, происходящее от палийского वत्त, ватта , [1] означает (буддийский) «храм» ( Ангкор-Ват означает «город-храм»).
См. также
[ редактировать ]- Список объектов всемирного наследия в Камбодже
- Национальный музей Ангкора
- Культура Камбоджи
- Фунан
- Архитектура индуистского храма
- Великая Индия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хедли, Роберт К.; Чхор, Килин; Лим, Лам Кхенг; Кеанг, Лим Хак; Чун, Чен. 1977. Камбоджийско-английский словарь . Бюро специальных исследований современных языков. Издательство Католического университета Америки. Вашингтон, округ Колумбия ISBN 0-8132-0509-3
- ^ Кхмерский словарь Chuon Nath (1966, Буддийский институт, Пномпень).
- ^ Бенфей, Теодор (1866). Санскритско-английский словарь: со ссылками на лучшее издание санскритского автора, а также этимологию и сравнение родственных слов, главным образом на греческом, латинском, готском и англосаксонском языках (переиздание). Азиатские образовательные услуги. стр. 453, 464. ISBN. 8120603702 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс, Д.; и др. (2007). «Полная археологическая карта крупнейшего в мире доиндустриального поселения в Ангкоре, Камбоджа» . Труды Национальной академии наук . 104 (36): 14277–14282. Бибкод : 2007PNAS..10414277E . дои : 10.1073/pnas.0702525104 . ЧВК 1964867 . ПМИД 17717084 .
- ↑ Метрополис: Ангкор, первый в мире мегаполис , The Independent, 15 августа 2007 г.
- ^ Коэдес 1968 , с. 97.
- ^ Хайэм 2014 , с. 353–354.
- ^ Хайэм 1989 , с. 324 и далее.
- ^ Jump up to: а б Хайэм 2001 , с. 53 и далее.
- ^ Jump up to: а б Чендлер 1992 , с. 34 и далее.
- ^ Чендлер 1992 , с. 26.
- ^ Коэдес 1943 , с. 4.
- ^ Хайэм 2001 , с. 63 и далее.
- ^ Чендлер 1992 , с. 40.
- ^ Хайэм 1989 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б Коэдес 1943 , с. 10.
- ^ Хайэм 2001 , с. 60.
- ^ Чендлер 1992 , с. 38 ф.
- ^ «Затерянный город Ангкор-Ват» . Национальная география . Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Хайэм 2001 , с. 112 и далее.
- ^ Чендлер 1992 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Чендлер 1992 , с. 50 ф.
- ^ Хайэм 2001 , с. 120 и далее.
- ↑ Том Сент-Джон Грей, Ангкор-Ват: Храм бума. Архивировано 17 марта 2013 г., в Wayback Machine , World Archeology, 7 ноября 2011 г.
- ^ Хайэм 2001 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Хайэм 2001 , с. 134 и далее.
- ^ Чендлер 1992 , с. 70 и далее.
- ^ Чендлер 1992 , с. 71 и след.
- ^ Хайэм 1989 , стр. 139–140.
- ^ Коедес 1968 , стр. 236–237.
- ^ Коэдес 1943 , с. 32.
- ^ Хайэм 2001 , стр. 139–140.
- ^ Чендлер 1992 , с. 78 и далее.
- ^ Коэдес 1943 , стр. 64–65.
- ↑ Ричард Стоун, Divining Angkor. Архивировано 29 мая 2013 г. в Wayback Machine , National Geographic, июль 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Коэдес 1943 , с. 30.
- ^ Бакли, Б.М.; Анчукайтис, К.Дж.; Пенни, Д.; Флетчер, Р.; Кук, скорая помощь; Сано, М.; Нам, ЖК; Вичиенкео, А.; Минь, Т.Т. и Хонг, Т.М. (2010). «Климат как фактор, способствовавший гибели Ангкора, Камбоджа» . Труды Национальной академии наук . 107 (15): 6748–52. Бибкод : 2010PNAS..107.6748B . дои : 10.1073/pnas.0910827107 . ПМЦ 2872380 . ПМИД 20351244 .
- ^ «Изменение климата убило древний город» . Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс. 14 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 16 января 2008 г. Проверено 12 ноября 2009 г. - через News AU.
- ^ Нельсон, Энди (10 ноября 2009 г.). «Тайная жизнь древних деревьев» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года . Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ Масако Фукава, Стэн Фукава (6 ноября 2014 г.). «Японская диаспора – Камбоджа» . Откройте для себя Никкей . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «История Камбоджи, пост-Ангкорская эпоха (1431 – настоящее время)» . Камбоджа Путешествие . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Леоновенс, Анна, Англичанка при сиамском дворе, 1870.
- ^ Jump up to: а б Лори, Бен (23 сентября 2014 г.). «За пределами Ангкора: Как лазеры открыли затерянный город» . Новости Би-би-си . Би-би-си. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Туристическое вторжение угрожает разрушить славу Ангкора», The Observer.
- ^ Шарп, Роб (14 марта 2008 г.). «Объект наследия в опасности: Ангкор-Ват падает» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Доэрти, Бен (27 сентября 2010 г.). «Частные водные набеги угрожают храмам Ангкора, построенным на песке» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 сентября 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Перлес, Джейн (21 марта 2005 г.). «Журнал Сием Рипа: жестокая гонка за разграбление великолепия Ангкора» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Уотсон, Пол (19 июля 2008 г.). «Слишком много поклонения в храмах Ангкора в Камбодже» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ Ставка 1995 .
- ^ Камбоджийцы теперь наслаждаются туристическим свободным Ангкор-Ватом , Голос Америки, 14 июня 2020 г., заархивировано из оригинала 3 сентября 2020 г. , получено 30 сентября 2020 г.
- ^ Коэдес 1943 , с. 18.
- ^ Коэдес 1943 , с. 2.
- ^ Чендлер 1992 , стр. 19–20.
- ^ Хайэм 2001 , с. 46.
- ^ Коэдес 1968 , с. 73ф.
- ^ Jump up to: а б Чендлер 1992 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Хайэм 2001 , с. 57.
- ^ Чендлер 1992 , с. 34.
- ^ Хайэм 2001 , стр. 9, 60.
- ^ Штерн 1934 , с. 615.
- ^ Штерн 1934 , с. 612.
- ^ Jump up to: а б Штерн 1934 , с. 616.
- ^ Jump up to: а б Хайэм 2001 , с. 63.
- ^ Хайэм 2001 , с. 73 и далее.
- ^ Хайэм 2001 , с. 118.
- ^ Коэдес 1943 , с. 63.
- ^ Хайэм 2001 , с. 121.
- ^ Коэдес 1943 , с. 62.
- ^ Хайэм 2001 , с. 133.
- ^ Хайэм 2001 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с Чендлер 1992 , с. 72.
- ^ Коэдес 1943 , с. 19.
- ^ Мердок, Линдси (14 июня 2013 г.). «Затерянный город» . Возраст . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 17 июня 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Одрик, Джон (1972). Ангкор и Кхмерская империя . Лондон: Р. Хейл. ISBN 0-7091-2945-9 .
- Чендлер, Дэвид (1992). История Камбоджи . Боулдер: Вествью Пресс.
- Коэдес, Джордж (1943). Чтобы лучше понять Ангкор . Ханой: Imprimerie d’Extrême Orient.
- Коэдес, Джордж (1968) [1964]. Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Сьюзан Браун Коуинг. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 5 января 2016 г.
- Дикасон, Дин (1939). Удивительный Ангкор . Шанхай: Kelly & Walsh Limited.
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Ангкор, восьмое чудо света . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B0085RYW0O
- Фриман, Майкл; Жак, Клод (1999). Древний Ангкор . Трамбалл, Коннектикут: Уэзерхилл. ISBN 0-8348-0426-3 .
- Хайэм, Чарльз (1989). Археология материковой Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27525-3 .
- Хайэм, Чарльз (2001). Цивилизация Ангкора . Беркли / Вайденфельд и Николсон: Издательство Калифорнийского университета / Лондон. ISBN 978-1-84212-584-7 .
- Хайэм, Чарльз (2014). Ранняя материковая Юго-Восточная Азия . Бангкок: ISBN River Books Co. 978-6167339443 .
- Петротченко, Мишель (2014). В центре внимания храмы Ангкора: Путеводитель , 383 страницы, Amarin Printing and Publishing, 3-е издание, ISBN 978 616 361 118 5
- Стерн, Филипп (1934). «Кхмерский горный храм, культ линга и Девараджи». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 34 (2): 611–616. дои : 10.3406/befeo.1934.4983 . JSTOR 43733047 .
- National Review: На Земле Пол Пота: руины разных типов, 29 сентября 2003 г.
- ЮНЕСКО: Международная программа по сохранению Ангкора. Архивировано 9 октября 2012 г. в Wayback Machine, доступ осуществлен 17 мая 2005 г.
- «Изменение климата убило древний город» . Австралиец . 14 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2007 г. Проверено 16 марта 2007 г.
- Смит, Жюстин (25 февраля 2007 г.). «Туристическое вторжение угрожает разрушить славу Ангкора» . Наблюдатель . Лондон. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 1 марта 2007 г.
- Дейтон, Ли (14 августа 2007 г.). «Ангкор спланировал свой конец» . Австралиец . Архивировано из оригинала 10 сентября 2007 года . Проверено 14 августа 2007 г.
- «На карте видны разрастающиеся древние города» . Новости Би-би-си . 14 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2007 года . Проверено 15 августа 2007 г.
- Пескали, Пьерджорджо (2010). Индокитай . Болонья: Эмиль. ISBN 978-88-96026-42-7 .
- Вагер, Джонатан (1995). «Экологическое планирование объекта всемирного наследия: пример Ангкора, Камбоджа». Журнал экологического планирования и управления . 38 (3): 319–434. Бибкод : 1995JEPM...38..419W . дои : 10.1080/09640569512959 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Л. Снеллгроув (2001). Кхмерская цивилизация и Ангкор . Орхидея Пресс. ISBN 978-974-8304-95-3 .
- Дэвид Л. Снеллгроув (2004). Ангкор, до и после: культурная история кхмеров . Орхидея Пресс. ISBN 978-974-524-041-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Google Maps Карта с центром в Ангкор-Вате и Тонлесапом внизу.
- За пределами Ангкора – обширная база данных, содержащая уникальные интерактивные графические карты всех исторических мест, относящихся к Ангкору.
- Проект Большого Ангкора Международный исследовательский проект, изучающий контекст поселений в храмах Ангкора.
- Кхмерские храмы Великого Ангкора , карты и фотографии
- www.theangkorguide.com Иллюстрированный онлайн-путеводитель по Ангкору с планами и картами.
- Ангкор-Ват Изображение НАСА в высоком разрешении
- Бюллетень французской школы Крайнего Востока , 1901–1936. Этот журнал, который теперь доступен на сайте Gallica.bnf.fr, документирует передовые французские исследования начала 20-го века по Ангкору и другим темам, связанным с азиатскими цивилизациями.
- Всемирный фонд памятников в Ангкоре – справка, интерактивная карта, советы путешественникам, панорамы, электронные открытки
- Дин Дикасон, «Чудесный Ангкор» – полная книга (159 страниц, 56 фотографий, 7 карт и планов).
- Цифровой медиа-архив Ангкора — фотографии, лазерные сканы, панорамы Ангкор-Вата и Бантей Кдей от CyArk и Софийского университета. партнерства
- Королевский фонд Ангкора. Архивировано 30 сентября 2020 года в Wayback Machine — фонде, занимающемся сохранением и развитием культурного объекта Ангкора. Курирует различные культурные проекты.
- Изображения из Ангкора. Архивировано 31 июля 2019 года в Wayback Machine — Изображения из Ангкора.
- Ангкор: Город королей-богов – Хронология – Документальные фильмы о всемирной истории.