Преа Хан
Преа Хан | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Вишну |
Расположение | |
Расположение | Ангкор |
Страна | Камбоджа |
Географические координаты | 13 ° 27'43 "N 103 ° 52'18" E / 13,4619594 ° N 103,8715911 ° E |
Архитектура | |
Тип | кхмерский |
Создатель | Джаяварман VII |
Завершенный | 1191 год нашей эры |
Веб-сайт | |
wmf.org/preah-khan |
Преа Хан ( кхмерский : ប្រាសាទព្រះខ័ន ; «Королевский меч») — храм в Ангкоре , Камбоджа , построенный в 12 веке для короля Джаявармана VII в честь своего отца. [ 1 ] : 383–384, 389 [ 2 ] : 174–176 Он расположен к северо-востоку от Ангкор-Тома и к западу от Джаятатака барая , с которым был связан. Это был центр крупной организации, насчитывавшей почти 100 000 чиновников и служащих. Храм имеет плоский дизайн, с основным планом последовательных прямоугольных галерей вокруг буддийского святилища, усложненного индуистскими храмами-спутниками и многочисленными более поздними пристройками. Как и близлежащий Та Пром , Преа Хан остался практически не восстановленным, среди руин растет множество деревьев и другой растительности.
История
[ редактировать ]Преа Хан был построен на месте победы Джаявармана VII над вторгшимися чамами в 1191 году. Необычно то, что современное название, означающее «святой меч», происходит от значения оригинала — Нагара Джаясри (священный город победы). [1] Возможно, ранее на этом месте располагались королевские дворцы Яшовармана II и Трибхуванадитьявармана . [2] в основании храма Стела предоставила значительную информацию об истории и управлении этим местом: главное изображение бодхисаттвы Авалокитешвары в образе отца короля было освящено в 1191 году (ранее таким же образом поминали мать короля в Та Пром ). 430 других божеств также имели на этом месте святилища, каждое из которых получало надел еды, одежды, духов и даже противомоскитных сеток ; [3] Богатство и сокровища этих руин включают золото, серебро, драгоценные камни , 112 300 жемчужин и корову с позолоченными рогами. [4] Учреждение совмещало в себе функции города, храма и буддийского университета: в нем работало 97 840 служителей и служителей, в том числе 1000 танцоров. [5] и 1000 учителей. [6]
Преа Хан пережил медленный упадок, потому что кхмерская королевская семья перестала поддерживать его примерно в 15 веке. [ 3 ] Поскольку поддержка со стороны королевской семьи сократилась, комплекс стало трудно поддерживать и использовать. Несмотря на этот упадок, некоторые участки объекта продолжали использоваться для религиозных и культурных мероприятий.
Храм до сих пор практически не реставрирован: первоначальная расчистка проводилась с 1927 по 1932 год, а частичный анастилоз был проведен в 1939 году. С тех пор отдельно стоящие статуи были удалены на хранение, и проводились дальнейшие работы по консолидации и реставрации. На протяжении всего времени реставраторы пытались сбалансировать восстановление и поддержание дикого состояния, в котором был обнаружен храм: об этом написал один из них, Морис Глейз ;
Раньше храм был зарос особенно прожорливой растительностью и совершенно разрушен, представляя собой лишь хаос. Работы по расчистке проводились с постоянным уважением к большим деревьям, которые придают композиции приятный вид, не представляя при этом какой-либо непосредственной опасности. В то же время некоторый частичный анастилоз возродил различные здания, находящиеся в достаточной сохранности и представляющие особый интерес по своей архитектуре или отделке. [7]
С 1991 года объект поддерживается Всемирным фондом памятников . Он продолжает осторожный подход к реставрации, полагая, что идти дальше потребует слишком много догадок, и предпочитает уважать разрушенную природу храма. Один из ее бывших сотрудников сказал: «По сути, мы проводим прославленную программу технического обслуживания. Мы не готовы фальсифицировать историю». [8] Поэтому оно ограничилось в первую очередь работами по стабилизации четвертой восточной гопуры , Дома Огня и Зала Танцоров . [9]
Сайт
[ редактировать ]Внешняя стена Преа Хана сделана из латерита и украшена 72 гарудами, держащими нагов, с интервалом в 50 метров. Окруженный рвом , он имеет размеры 800 на 700 м и занимает площадь 56 гектаров (140 акров). К востоку от Преа Хана находится пристань на краю Джаятатака барая размером 3,5 на 0,9 км (2 на 1 милю). Это также позволило получить доступ к храму Неак Пеан в центре барая. После высыхания Джаятатака барай теперь снова наполняется водой, поскольку в конце каждого сезона дождей вся лишняя вода в этом районе отводится в него. [ 4 ]
Как обычно, Преа Хан ориентирован на восток, так что это был главный вход, но в каждой из сторон света есть и другие. У каждого входа есть дамба над рвом с наг несущими дэвами и асурами, подобными тем, что есть в Ангкор Томе ; Глейз считал это показателем того, что городской элемент Преа Хана был более значимым, чем городской элемент Та Прома или Бантей Кдея . [10]
На полпути к третьему ограждению, на северной стороне, находится Дом Огня (или Дхармасала ), похожий на Дом Та Прома. Оставшаяся часть четвертого ограждения, теперь засаженная деревьями, изначально была занята городом; поскольку он был построен из скоропортящихся материалов, он не сохранился. Размер третьей стены ограждения составляет 200 на 175 метров (656 на 574 фута). Перед третьей гопурой находится крестообразная терраса. Сама гопура имеет большие размеры, с тремя башнями в центре и двумя павильонами по бокам. Между двумя южными башнями росли два знаменитых дерева из шелкового хлопка , о которых Глейз писал: «Опираясь на сам свод галереи, [они] обрамляют ее проемы и скрепляют камни, заменяющие колонны, по капризу природы, который фантастика, хотя и опасна». [11] Одно из деревьев сейчас мертво, хотя корни остались на месте. Деревья, возможно, придется удалить, чтобы они не повредили конструкцию. [12] На дальней стороне храма третья западная гопура имеет фронтоны с изображением шахматной игры и битвы за Ланку, а также две дварапалы- хранителя на западе.
К западу от третьей восточной гопуры, на главной оси находится Зал танцоров . Стены украшены апсарами ; Изображения Будды в нишах над ними систематически уничтожались во времена правления Джаявармана VIII . К северу от Зала танцоров находится двухэтажное строение с круглыми колоннами. Никаких других примеров этой формы в Ангкоре не сохранилось, хотя есть следы подобных зданий в Та Проме и Бантей Кдей. Фримен и Жак предполагают, что это могло быть зернохранилище . [13] Остальную часть третьего ограждения занимают пруды (ныне высохшие) в каждом углу и храмы-спутники на севере, юге и западе. Хотя главный храм был буддийским, эти три посвящены Шиве , предыдущим королям и королевам и Вишну соответственно. Они примечательны главным образом своими фронтонами: в северном храме возлежащий Вишну на западе и индуистская троица Вишну, Шивы и Брахмы на востоке; в западном храме Кришна поднимает гору Говардхан на запад. [14]
Зал танцоров и стену второго корпуса соединяет двор с двумя библиотеками . Вторая восточная гопура выступает в этот двор; это одна из немногих ангкорских гопур со значительным внутренним убранством, с гарудами по углам карнизов . Изображения Будды на колоннах были заменены на отшельников при Джаявармане VIII.
Между второй стеной ограждения (85 на 76 м или 279 на 249 футов) и первой стеной ограждения (62 на 55 м или 203 на 180 футов) на восточной стороне находится ряд более поздних пристроек, которые затрудняют доступ и скрывают некоторые из оригинальное украшение. Первое ограждение, как сказал Глейз, также «заполнено более или менее разрушенными зданиями». [15] Ограждение разделено на четыре части крестообразной галереей , каждая часть почти заполнена этими более поздними нерегулярными пристройками. Стены этой галереи и внутренняя часть центрального святилища покрыты отверстиями для крепления бронзовых пластин, которые первоначально покрывали их и внешнюю часть святилища - на украшение всего храма было использовано 1500 тонн. [16] В центре храма, на месте первоначальной статуи Локешвары , находится ступа, построенная через несколько столетий после первоначального строительства храма.
Микробная деградация
[ редактировать ]Микробные биопленки были обнаружены при разложении песчаника в Ангкор-Вате, Преа Хане, а также в Байоне и Вест-Прасате в Ангкоре. Устойчивые к обезвоживанию и радиации нитчатые цианобактерии могут производить органические кислоты, которые разрушают камень. Темный нитчатый гриб был обнаружен во внутренних и внешних образцах Преа-Хана, тогда как водоросль Trentepohlia была обнаружена только в образцах, взятых с внешнего розового камня в Преа-Хане. [ 5 ]
Фотогалерея
[ редактировать ]-
Ров, окружающий храмовый комплекс
-
Скульптуры по дороге к храму
-
Мост
-
Библиотека
-
Гопура
-
Одноэтажное строение в Преа Хан
-
Вход
-
Интерьер храма
-
Резная перемычка
-
Джаядеви, одна из двух сестер-жен Джаявармана VII.
-
Окна с балясинами
-
Фронтон с изображением битвы на Ланке.
-
Далеко от Барая
Примечания
[ редактировать ]- ^ Глейз, Памятники группы Ангкор, с. 173 цитируем Коэдеса .
- ^ Фриман и Жак, Древний Ангкор, с. 170.
- ^ Хайэм, Цивилизация Ангкора , с. 128.
- ^ Хайэм с. 129.
- ^ Глейз с. 175.
- ^ Фриман и Жак с. 170.
- ^ Глейз с. 175.
- ^ Джон Сэндей, цитируется Денисом Д. Греем в «Испытаниях Наций, призванных предотвратить ошибки во время восстановления Ангкора».
- ^ Всемирный фонд памятников, Всемирный фонд памятников в Ангкоре
- ^ Глейз с. 173.
- ^ Глейз с. 177.
- ^ Гюнтер, Преа Хан
- ^ Фриман и Жак с. 174.
- ^ Глейз с. 179.
- ^ Глейз с. 178.
- ^ Фриман и Жак с. 176.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ «Отчет V о проекте по сохранению Преа Хана» (PDF) . Всемирный фонд памятников . Июль 1994 года.
- ^ «Преа Хан» . Сиемреап.нет. 2017 . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Гайлард CC; Родригес CH; Наварро-Нойя Ю.Е.; Ортега-Моралес БО (февраль 2012 г.). «Микробные биопленки на памятниках из песчаника комплекса Ангкор-Ват, Камбоджа». Современная микробиология . 64 (2): 85–92. дои : 10.1007/s00284-011-0034-y . ПМИД 22006074 . S2CID 14062354 .
- Фриман, Майкл и Жак, Клод (1999). Древний Ангкор . Речные книги. ISBN 0-8348-0426-3 .
- Глейз, Морис (издание 2003 г. английского перевода четвертого французского издания 1993 г.). Памятники группы Ангкор . Проверено 14 июля 2005 г.
- Грей, Денис Д. (15 января 1998 г.). Испытания народов должны были предотвратить ошибки при восстановлении Ангкора . По состоянию на 22 августа 2005 г.
- Гюнтер, Майкл Д. (1994). Искусство Юго-Восточной Азии , по состоянию на 22 августа 2005 г.
- Хайэм, Чарльз (2001). Цивилизация Ангкора . Феникс. ISBN 1-84212-584-2 .
- Джессап, Хелен Иббитсон; Брукофф, Барри (2011). Храмы Камбоджи - Сердце Ангкора (в твердом переплете). Бангкок: River Books. ISBN 978-616-7339-10-8 .
- Всемирный фонд памятников. Всемирный фонд памятников в Ангкоре, по состоянию на 22 августа 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Географические данные, связанные с Преа Ханом , на OpenStreetMap
- Памятники группы Ангкор Мориса Глейза, онлайн-версия
- Общие виды Преа Хана
- Преа Хан - Кхмерские богини в сердце храма