Звезды
Звезда STEE ( / ˈ s t iː l i / -lee ) , [Примечание 1] или иногда стела ( мн.: stelas или stelæ ) , когда происходит от латинского языка , представляет собой каменную или деревянную плиту, обычно выше, чем ширина, воздвигнутую в древнем мире как памятник . На поверхности стелы часто имеется текст, орнамент или и то, и другое. На них могут быть надписи, рельефные вырезки или роспись.
Стелы создавались по многим причинам. [1] Могильные стелы использовались в погребальных или памятных целях. Стелы в виде каменных плит также использовались в качестве в Древней Греции и Риме правительственных уведомлений или в качестве пограничных знаков для обозначения границ или линий собственности . Стелы иногда воздвигались как памятники сражениям. установлено более полудюжины стел . Например, на поле битвы при Ватерлоо, наряду с другими мемориалами, в местах примечательных действий участников сражения [2]
Традиционное западное надгробие (надгробие, надгробие, надгробие или маркер) технически можно считать современным эквивалентом древних стел, хотя этот термин очень редко применяется таким образом. Точно так же стелоподобные формы в незападных культурах могут называться другими терминами, а слова «стела» и «стела» наиболее последовательно применяются в археологическом контексте к предметам из Европы, древнего Ближнего Востока и Египта. [3] Китай, а иногда и доколумбовая Америка.
История
[ редактировать ]Стелы также использовались для публикации законов и указов, для записи подвигов и почестей правителя, для обозначения священных территорий или заложенной собственности, в качестве территориальных маркеров, как пограничные стелы Эхнатона в Амарне , [4] или в память о военных победах. [5] Они широко использовались на древнем Ближнем Востоке , в Месопотамии , Греции , Египте , Сомали , Эритрее , Эфиопии и, скорее всего, независимо, в Китае и других местах на Дальнем Востоке , а также, независимо, мезоамериканскими цивилизациями, особенно ольмеками. [6] и Майя . [7]
Большое количество стел, включая надписи, сохранившиеся из Древнего Египта и Центральной Америки, представляют собой один из крупнейших и наиболее значимых источников информации об этих цивилизациях, в частности стел майя . Самым известным примером стелы с надписями, ведущей к улучшению понимания, является Розеттский камень , который привел к прорыву, позволяющему египетские иероглифы читать информативная стела Тиглатпаласара III хранится . В Британском музее . Две стелы, встроенные в стены церкви, являются важными документами, относящимися к этрусскому языку .
Стоячие камни ( менгиры ), установленные без надписей от Ливии в Северной Африке до Шотландии , были памятниками дописьменных мегалитических культур позднего каменного века . Пиктские камни Шотландии, часто с замысловатой резьбой, датируются VI-IX веками.
Обелиск – это особый вид стелы. Островные собой высокие кресты Ирландии Великобритании и представляют стелы специализированные . Тотемные столбы Северной и Южной Америки, сделанные из камня, также можно считать специализированным типом стел. Надгробия , обычно с написанным именем и часто с написанной эпитафией , являются одними из наиболее распространенных типов стел, встречающихся в западной культуре.
Совсем недавно в Мемориале убитым евреям Европы в Берлине архитектор Питер Эйзенман создал поле из примерно 2700 пустых стел. [8] Мемориал призван восприниматься не только как поле, но и как стирание данных, относящихся к памяти о Холокосте.
Египет
[ редактировать ]Египетские стелы (или стелы, каменные книги) [9] были найдены еще во времена Первой династии Египта . Эти вертикальные каменные плиты используются в качестве надгробий, в религиозных целях и для обозначения границ. [10] и чаще всего изготавливаются из известняка и песчаника или более твердых пород камня, таких как гранит или диорит, но в более поздние времена также использовалась древесина. [11] [9]
Стела выполняла несколько функций. Были вотивные, памятные и пороговые или пограничные стелы, но самой большой группой были надгробные стелы. На их изображении изображен владелец стелы, часто со своей семьей, а в надписи перечисляются имя и титулы умершего после молитвы одному или нескольким богам мертвых и просьбы о подношениях. Реже автобиографический текст давал дополнительную информацию о жизни человека. [9]
В гробницах мастаб Древнего царства (2686 – 2181 гг. до н.э.) стелы выполняли функцию ложных дверей, символизировавших переход между настоящим и загробным миром, что позволяло умершему получать подношения. Они были реальны и представлены формулами на ложной двери. [9]
Лиминальные, или пограничные, стелы использовались для обозначения размеров и расположения полей и границ страны. Вотивные стелы воздвигались в храмах исключительно паломниками, чтобы отдать дань уважения богам или священным животным. Памятные стелы устанавливались в храмах фараоном или его высшими чиновниками, подробно описывая важные события его правления. Некоторые из наиболее широко известных египетских стел включают: Камосские стелы, рассказывающие о поражении гиксосов ; Стела Победы , описывающая походы нубийского фараона Пие, когда он отвоевал страну; Реставрационная стела Тутанхамона (1336–1327 гг. до н.э.), подробно описывающая религиозные реформы, проведенные после периода Амарны; и Стела Мернептаха , которая представляет собой первое известное историческое упоминание об израильтянах . Во времена Птолемеев (332 — 30 гг. до н.э.) указы, изданные фараоном и жречеством, записывались на стелах иероглифами, демотическим письмом и греческим языком, самым известным примером которых является Розеттский камень . [11] [9]
Урартский
[ редактировать ]Урартские стелы представляли собой отдельно стоящие каменные обелиски, служившие различным целям, воздвигнутые в царстве железного века , существовавшем на Армянском нагорье современной Армении , Турции и Ирана между 9 и 6 веками до нашей эры. Некоторые из них располагались внутри храмовых комплексов, расположенных в монументальных нишах, высеченных в скалах (например, ниша Ванской скалы , обнаруженная Марром и Орбели в 1916 году). [12] ), или воздвигнуты рядом с могилами. Другие стояли на изолированных позициях и, как, например, Стела Келашина , выполняли памятную функцию или служили пограничными указателями. Хотя иногда они были простыми, на большинстве из них была клинописная надпись, в которой подробно описывалось назначение стелы или причины ее возведения. Стела из «западной ниши» Вана содержала анналы правления Сардури II с подробностями событий ежегодно, каждый год отделялся фразой «Ради Бога Халди я совершил эти дела». [12] Урартские стелы иногда используются повторно в качестве христианских армянских надгробий или в качестве сполий в армянских церквях – Маранчи предполагает, что такое повторное использование было намеренным желанием извлечь выгоду из потенциала прошлого. [13] Некоторые ученые предполагают, что урартские стелы могли повлиять на развитие армянского хачкара . [14]
Греция
[ редактировать ]Греческие погребальные знаки, особенно в Аттике, имели долгую и эволюционную историю в Афинах. От публичных и экстравагантных процессийных похорон до различных типов керамики, используемой для хранения праха после кремации, видимость всегда была важной частью древнегреческих погребальных знаков в Афинах. Что касается стел (греческого множественного числа слова «стела»), то в период архаического стиля в Древних Афинах (600 г. до н. э.) на стеле часто изображались определенные архетипы фигур, например спортсмен-мужчина. [15] Обычно их фигуры были единичными, хотя есть случаи, когда в этот период времени фигурировали две или более фигур. [16] В VI и V веках до нашей эры греческие стелы пришли в упадок, а затем снова стали популярны в Афинах и превратились в изображения сцен с несколькими фигурами, часто изображающими семейную ячейку или бытовые сцены. Одним из таких ярких примеров является Стела Хегесо. Обычно надгробные стелы изготавливаются из мрамора, имеют рельефную резьбу и, как и большинство древнегреческих скульптур, ярко раскрашены. [17] Еще больше примеров стел можно найти в опубликованном Музеем Гетти «Каталоге греческой погребальной скульптуры». [18]
Китай
[ редактировать ]Стелы (китайский: bēi 碑 ) были основным средством каменных надписей в Китае со времен династии Тан . [19] Китайские стелы обычно представляют собой прямоугольные каменные таблички, на которых китайские иероглифы глубокой печатью вырезаны с погребальным, памятным или поучительным текстом. Они могут чтить память талантливых писателей и чиновников, писать стихи, портреты или карты и часто содержать каллиграфические надписи известных исторических деятелей. [20] Помимо своей памятной ценности, многие китайские стелы считаются образцами традиционного китайского каллиграфического письма, особенно канцелярского письма . [21]
Китайские стелы до династии Тан редки: есть несколько стел до династии Цинь , примерно дюжина из Западной Хань , 160 из Восточной Хань и несколько сотен из Вэй , Цзинь , Северная и Южная , а также Суй династий . . [22] Во времена династии Хань надгробные надписи ( 墓誌 , мужжи ), содержащие биографические сведения об умерших людях, стали писать на каменных табличках, а не на деревянных. [22]
Возведение стел на гробницах или храмах со временем стало широко распространенным социальным и религиозным явлением. Императоры сочли необходимым издать законы, регламентирующие использование населением погребальных стел. Законы династии Мин , установленные в XIV веке ее основателем, императором Хуну , перечисляли ряд типов стел, доступных в качестве символов статуса для различных рангов знати и чиновников: высшие дворяне и мандарины имели право на установку стел на вершине каменной черепахи и увенчаны безрогими драконами , тогда как чиновникам низшего звена приходилось довольствоваться стелами с простыми закругленными вершинами, стоящими на простых прямоугольных постаментах. [23]
Стелы можно найти почти на всех значимых горах и исторических объектах Китая. Первый император совершил пять обходов своих владений в III веке до нашей эры и приказал Ли Си сделать семь каменных надписей, посвященных и восхваляющих его работу, из которых сохранились фрагменты двух. [24] Одной из самых известных горных стел является стела высотой 13 м (43 фута) на горе Тай с личной каллиграфией императора Сюаньцзуна Танского, посвященной его императорским жертвоприношениям в 725 году. [24]
Ряд таких каменных памятников сохранили происхождение и историю религиозных меньшинств Китая. 8-го века Христиане Сианя оставили после себя Сианьскую стелу , которая пережила неблагоприятные события более поздней истории, будучи погребенной под землей на несколько столетий. Стелы, созданные евреями Кайфэна в 1489, 1512 и 1663 годах, пережили неоднократное наводнение Желтой реки , несколько раз разрушавшее их синагогу, и рассказывают нам кое-что об их мире. У мусульман Китая также есть ряд стел значительной древности, часто содержащих как китайский, так и арабский текст.
Тысячи стел, превышающие первоначальные требования и больше не связанные с человеком, для которого они были воздвигнуты, были собраны в Музее леса стел в Сиане , который является популярной туристической достопримечательностью. В других местах в отдельных местах Пекина также можно найти множество ненужных стел, таких как Дун Юэ Мяо, Храм пяти пагод и Колокольня, снова собранных для привлечения туристов, а также в качестве средства решения проблемы, с которой столкнулись местные власти Пекина. что с ними делать. Длинные, многословные и подробные надписи на этих стелах почти невозможно прочитать, поскольку большинство из них слегка выгравированы на белом мраморе буквами размером всего в дюйм или около того, поэтому их трудно увидеть, поскольку плиты часто имеют высоту 3 метра и более.
В Китае сохранилось более 100 000 каменных надписей. Однако только около 30 000 были расшифрованы или сделаны растирания, и менее 30 000 были официально изучены. [22]
Стелы майя
[ редактировать ]Стелы майя были созданы цивилизацией майя древней Мезоамерики . Они состоят из высоких резных каменных столбов или плит и часто сочетаются с низкими круглыми камнями, называемыми алтарями, хотя их фактическая функция неясна. [26] Многие стелы были выполнены в виде барельефа. [27] хотя простые памятники встречаются по всему региону майя. [28] Скульптура этих памятников распространилась по всей территории майя в классический период (250–900 гг. н.э.). [26] и эти пары скульптурных стел и круглых алтарей считаются визитной карточкой классической цивилизации майя. [29] Самая ранняя датированная стела, найденная на месте в низменностях майя, была обнаружена в великом городе Тикаль в Гватемале . В классический период почти каждое королевство майя в южных низменностях воздвигло стелы в своем церемониальном центре. [28]
Стелы стали тесно связаны с концепцией божественного царствования и пришли в упадок одновременно с этим институтом. Производство стел майя началось около 400 г. до н.э. и продолжалось до конца классического периода, около 900 г., хотя некоторые памятники были повторно использованы в постклассический период ( ок. 900–1521 ). В крупном городе Калакмуль в Мексике возведено наибольшее количество стел, известное из всех городов майя , по меньшей мере 166, хотя они очень плохо сохранились.
Сотни стел были зафиксированы в регионе майя. [30] демонстрируя широкую стилистическую вариацию. [28] Многие из них представляют собой вертикальные плиты известняка , высеченные на одной или нескольких гранях. [28] на имеющихся поверхностях вылеплены рельефные фигуры и иероглифический текст . Стелы в некоторых местах имеют гораздо более трехмерный вид там, где это позволяет местный камень, например, в Копане и Тонине . [28] Простые стелы, похоже, не были раскрашены и не покрыты лепным декором. [31] но большинство стел майя, вероятно, были ярко окрашены в красный, желтый, черный, синий и другие цвета. [32]
Камбоджа
[ редактировать ]Кхмерские надписи представляют собой совокупность исторических текстов после V века, выгравированных иногда на стелах, но в более общем плане на таких материалах, как каменные и металлические изделия, найденные в широком диапазоне материковой Юго-Восточной Азии ( Камбоджа , Вьетнам , Таиланд и Лаос ) и относящиеся к Кхмерская цивилизация. Изучение кхмерских надписей известно как кхмерская эпиграфика .
Кхмерские надписи — единственные местные письменные источники для изучения древней кхмерской цивилизации.
Было собрано более 1200 кхмерских надписей разной длины. В седьмом веке произошел «взрыв» кхмерской эпиграфики: самая ранняя зарегистрированная кхмерская каменная надпись датируется 612 годом нашей эры в Ангкор-Борее .
Ирландия
[ редактировать ]Камни Огама — это вертикальные могилы и пограничные знаки, воздвигнутые в сотнях мест Ирландии в течение первого тысячелетия нашей эры, с надписями на примитивном ирландском языке. Их иногда называют «стелами». [33] [34] [35]
Африканский Рог
[ редактировать ]находится На Африканском Роге множество стел. В высокогорьях Эфиопии и Эритреи аксумиты воздвигли ряд крупных стел, служивших в дохристианские времена религиозному назначению. Одна из этих гранитных колонн — самое большое подобное сооружение в мире, ее высота составляет 90 футов. [36]
Кроме того, Тия — один из девяти мегалитических столбов в центральной зоне Гураж в Эфиопии. По состоянию на 1997 год в этом районе было зарегистрировано 118 стел. Наряду со стелами в зоне Хадия, местные жители идентифицируют эти сооружения как Еграгн Дингай или «камень Грана», имея в виду имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази (Ахмад «Гурей» или «Гран»), правителя Адала . Султанат . [37]
Стелы в Тие и других районах центральной Эфиопии аналогичны стелам на пути между городом Джибути и Лоядой в Джибути . На последней территории находится ряд антропоморфных и фаллических стел, связанных с могилами прямоугольной формы, окруженными вертикальными плитами по бокам. Стелы Джибути-Лойада имеют неопределенный возраст, и некоторые из них украшены Т-образным символом. [38]
Рядом с древним северо-западным городом Амуд в Сомали , всякий раз, когда в названии старого места имелась приставка Aw (например, руины Авбаре и Авбубе). [39] ), оно обозначало место последнего упокоения местного святого. [40] Исследования, проведенные А. Т. Керлом в 1934 году в нескольких из этих важных разрушенных городов, обнаружили различные артефакты , такие как керамика и монеты , которые указывают на средневековый период деятельности в конце правления султаната Адал. [39] Среди этих поселений Ав Баркхадл окружен множеством древних стел. [41] На захоронениях возле Бурао также есть старые стелы. [42]
Известные стелы
[ редактировать ]- Стела Веспасиана
- Кодекс Хаммурапи
- Стела Квангэто
- Стела короля Эзаны
- Кул Тигин
- Деревянная стела
- Ляпис Нигер
- Mesha Stele
- Нарам-Син
- Сиань Старс
- Стела свиньи в Эдессе
- Камень Терпона
- Стелы доктора в Храме литературы в Ханое.
- Стела Рам Кхамхенг
- Украинские каменные стелы
- В Африке:
- В Западном полушарии:
- Мексика: Стела Трес-Сапотес C , Стела Исапа 5 , Стела Ла-Мохарра 1.
- Гватемала: Стела 14 из Пьедрас-Неграс
- Гондурас: Стела H из Копана
- Перу: Стела Раймонди
Галерея
[ редактировать ]Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
- Египетская надгробная стела Нехемес-Ра-тави, ок. 760–656 гг. до н.э.
- Неолитический сардинский менгир ( ок. 2500 г. до н.э.), обнаруженный в Лакони и отнесенный к культуре Абеальзу-Филигоса.
- ( Стела Мернептаха ок . 1200 г. до н.э.), выгравированная на обратной стороне повторно использованной стелы Аменхотепа III , с самым ранним упоминанием имени Израиль.
- Необычайно хорошо сохранившийся греческий гермафродит ( ок. 520 г. до н.э.), использовавшийся в качестве пограничного знака и для отражения зла.
- Буддийская стела из Китая , период Северной Вэй , построенная где-то после 583 года.
- Стела 35 из Яшчилана (8 век), изображающая Леди Вечернюю Звезду , супругу короля Щитового Ягуара II.
- Сианьская стела (781 г.) фиксирует успех миссионера Алопена в Танском Китае на китайском и сирийском языках . Его носит Бикси , и ему запрещено выезжать за границу .
- Камень Родни , плитовый крест из раннесредневековой Шотландии.
- Камень Суэно ( около 9 века) в Форресе , Шотландия , демонстрирующий усилия по современному сохранению пиктских камней.
- Репродукция с стелы Сулеймана , принца Синина (1348 г.), надписью мани тангутском шести языках: непальском , тибетском , уйгурском , пхаг-па , на и китайском .
- Стела Галле, оставленная Чжэн Хэ на Шри-Ланке в 1409 году, с трехъязычными надписями на китайском , тамильском и персидском языках.
- Надгробия ( погребальные стелы ) на кладбище Common Burying Ground and Island Cemetery , Ньюпорт, Род-Айленд . Типичные надписи включают имена умерших, похороненных под камнями. в. XVIII век и позднее.
- Надгробие в форме диска или хиларри в Бидарре, западные Пиренеи, Страна Басков , с типичными геометрическими и солнечными формами, как это было принято еще в период, предшествовавший римским временам.
См. также
[ редактировать ]- Кантабрийские стелы
- Надгробие
- Kurgan stelae
- Монументальная надпись
- Обелиск
- Рунный камень
- Стеччи
- Стела стервятников
Примечания
[ редактировать ]- ^ От греческого στήλη , stēlē , множественного числа στήλαι stēlai ; множественное число в английском языке иногда звучит как stelai / ˈ s t iː l aɪ / STEE -lye на основе прямой транслитерации греческого языка, иногда stelae или stelæ / ˈ s t iː l iː / STEE -lee на основе склонения греческих существительных на латыни. , а иногда и англизированных стел ( / ˈ s t iː l iː z / STEE -leez ).)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райх, Ронни; Катценштейн, Ханна (1992). «Словарь археологических терминов». В Кемпински, Аарон; Райх, Ронни (ред.). Архитектура Древнего Израиля . Иерусалим: Израильское исследовательское общество. п. 312. ИСБН 978-965-221-013-5 .
Стела: Вертикальная каменная плита, обработанная или необработанная, воздвигнутая в мемориальных или куитических целях. Иногда с надписью или украшением.
- ^ Commons: Категория: Стелы битвы при Ватерлоо ; Тиммерманс, Д. (7 марта 2012 г.). «Кампания Ватерлоо» . Британские памятники .
- ^ Потерян
- ^ Мемуары Археологического исследования Египта Общества исследования Египта, 1908 г., стр. 19
- ^ например, стела победы Пия ( М. Лихтхайм , Древнеегипетская литература , том 3, Калифорнийский университет Press, 1980, стр. 66 и далее) или стела Салманасара в Салурии (Boardman, op. cit. , стр. 335)
- ^ Полюс, соч. цит. , с. 265
- ^ Полюс, соч. цит. , с. 277
- ^ Тилль (2005): 168.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 214–223. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Данн, Джимми. «Стелы Древнего Египта» . Тур по Египту . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аллен, Томас Джордж (1936). «Египетские стелы в Полевом музее естественной истории» . Библиотека наследия биоразнообразия . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Г. Азарпай, Урартское искусство и артефакты , 1968, стр.32.
- ^ К. Маранчи, Бдительные силы: три церкви раннесредневековой Армении , 2015, стр. 177-182.
- ^ К. Маранчи, Бдительные силы: три церкви раннесредневековой Армении , 2015, сноска 311 на странице 198.
- ^ Каски, Л.Д. «Архаичная греческая могильная стела в Бостоне». Американский журнал археологии 15.3 (1911): 293. CrossRef. Веб.
- ^ Робинсон, Эдвард. «Архаичный греческий могильный памятник». Бюллетень Метрополитен-музея 8.5 (1913): 94. CrossRef. Веб.
- ^ Кэмпбелл, Гордон. Энциклопедия классического искусства и архитектуры Grove. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2007. Печать.
- ^ Гроссман, Джанет Бернетт. Греческая погребальная скульптура: Каталог коллекций виллы Гетти. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2001. Печать.
- ^ Эндимион Уилкинсон, История Китая: Руководство (Кембридж, Массачусетс: Гарвард-Йенчинский институт, 2000): 436.
- ^ Уилкинсон (2000): 436-437.
- ^ «Стела храма на горе Хуа в Западных Альпах» . Каллиграфия Винсента . Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилкинсон (2000): 437.
- ^ де Гроот, Ян Якоб Мария (1892), Религиозная система Китая , том. II, Архив Брилла, стр. 451–452 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилкинсон (2000): 438.
- ^ Мартин и Грубе 2000 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер 1999 , с. 9.
- ^ Фуэнте и др. 1999 , с. 187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стюарт 1996 , с. 149.
- ^ Стюарт 2009 , с. 8.
- ^ Стюарт 1996 , с. 158.
- ^ Гаудсворд, Дэвид (5 мая 2014 г.). Древние каменные памятники Новой Англии и дебаты по поводу ранних европейских исследований . МакФарланд. ISBN 9781476604862 – через Google Книги.
- ^ Элизабетта. "connemara.irish" . www.connemara.irish . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 г. Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Меннингер, Карл (10 апреля 2013 г.). Числовые слова и числовые символы: культурная история чисел . Курьерская корпорация. ISBN 9780486319773 – через Google Книги.
- ^ Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 30. ISBN 978-1598846546 .
- ^ Фукуи, Кацуёси (1997). Эфиопия в более широкой перспективе: материалы XIII Международной конференции эфиопских исследований, Киото, 12-17 декабря 1997 г. Продавцы книг Шокадо. п. 370. ИСБН 4879749761 . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Фаттович, Родольфо (1987). «Некоторые замечания о происхождении аксумских стел» (PDF) . Анналы Эфиопии . 14 (14): 43–69. дои : 10.3406/ethio.1987.931 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 90. ИСБН 978-1-56902-103-3 .
- ^ GWB Хантингфорд, «Город Амуд, Сомали», Азания , 13 (1978), с. 184
- ^ Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 98. ИСБН 978-1-84162-371-9 .
- ^ «Национальные музеи» . Сомалийское наследие и археология . Проверено 13 октября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бордман, Джон, изд. Кембриджская древняя история , часть 1, 2-е издание ( ISBN 978-0-521-22496-3 )
- Коллон, Доминик и др. "Стела." Гроув Арт онлайн . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 3 июня 2015 г. Требуется подписка
- Миллер, Мэри (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Пул, Кристофер А. Археология ольмеков и ранняя Мезоамерика . Издательство Кембриджского университета , 2007 г. ( ISBN 978-0-521-78312-5 )
- Шарер, Роберт Дж.; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е изд.). Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Стюарт, Дэниел Морони (2009). Заявления о происхождении и парные стелы: признаки династической преемственности классических майя (PDF) (магистерская диссертация). Прово, Юта, США: Университет Бригама Янга . Проверено 9 февраля 2016 г.
- Стюарт, Дэвид (весна – осень 1996 г.). «Каменные короли: рассмотрение стел в ритуалах и изображениях древних майя». RES: Антропология и эстетика . 29–30 (29/30 Доколумбовый период). Кембридж, Массачусетс, США: президент и члены Гарвардского колледжа, действующие через Музей археологии и этнологии Пибоди : 148–171. дои : 10.1086/RESvn1ms20166947 . JSTOR 20166947 . S2CID 193661049 .
- Тилль, Карен Э. Новый Берлин: память, политика, место . Университет Миннесоты Пресс , 2005 г.
- Уилкинсон, Эндимион (2000), История Китая: Руководство (2-е изд.), Кембридж, Массачусетс: Гарвардский институт Йенчин , ISBN 0-674-00249-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция кипрского искусства Чеснола: каменная скульптура , полностью оцифрованный каталог коллекции из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы о стелах.
- Египетские стелы в Полевом музее естественной истории , документация коллекции 1936 г.