Kurgan stelae
Kurgan stelae [а] или Балбалы ( украинский : балбал , скорее всего, от тюркского слова балбал, означающего «предок» или «дедушка»). [3] ) — антропоморфные каменные стелы , изображения, вырезанные из камня, установленные на вершине, внутри или вокруг курганов (т. е. курганов ), на курганных кладбищах или в двойную линию, идущую от кургана. Стелы также называют «обелисками» или « статуями- менгирами ».
Они охватывают более трех тысячелетий и явно являются продуктом различных культур. Самые ранние связаны с ямной культурой Понтийско -Каспийской степи (и, следовательно, с протоиндоевропейцами согласно господствующей курганной гипотезе). [4] ). Образцы железного века отождествляются со скифами , а средневековые образцы — с тюркскими народами .
Такие стелы в большом количестве встречаются на юге России , на Украине , в Пруссии , на юге Сибири , в Средней Азии , в Турции и Монголии .
Цель
[ редактировать ]Антропоморфные стелы, вероятно, были памятниками почитаемым умершим. [5] Они встречаются в погребениях и погребальных святилищах от энеолита до средневековья . Иванововский сообщал, что тарбагатайские торгуты ( калмыки ) почитали в своей стране курганные обелиски как изображения своих предков и что, когда у статуи держали чашу, в нее нужно было положить часть праха после кремации умершего , а другую часть был заложен под основание статуи. [6]
В архитектурном плане стелы могли выступать в качестве системы каменных оград, часто окруженных рвом, с жертвенными очагами, иногда облицованными плиткой внутри.
История и распространение
[ редактировать ]Самые ранние антропоморфные стелы датируются IV тысячелетием до нашей эры и связаны с горизонтом раннего бронзового века ямным , в частности с кемиобской культурой Крыма и прилегающего степного региона. [7] Их в Украине насчитывается около трехсот, большинство из них представляют собой очень грубые каменные плиты с простой схематической выступающей головой и несколькими чертами, такими как глаза или грудь, вырезанными в камне. Около двадцати экземпляров, известных как статуи-менгиры , являются более сложными и украшены орнаментами, оружием, фигурками людей или животных. [8]
Простые ранние типы антропоморфных стел также встречаются в альпийском регионе Италии, на юге Франции и в Португалии. [9] Примеры также были обнаружены в Болгарии в Плахидоле, Езерово, [10] и Дуранкулак [11] и в Хамангиа-Бая, Румыния.
Распространение более поздних стел ограничено на западе Одесским уездом, Подольской губернией , Галицией , Калишской губернией, Пруссией; на юге по реке Кача , Крым; на юго-востоке по реке Куме в Ставропольском крае и Кубани; на севере Минской губернией и Обоянским уездом Курской губернии (по некоторым мнениям даже Рязанской губернии), Ахтырским уездом Харьковской губернии , Воронежской губернией , Балашским и Аткарским уездами Саратовской губернии до берегов реки Самары в Бузулукских уездах. в Самарской области
На востоке они распространены в Киргизской ( Казахской ) степи до берегов реки Иртыш и до Туркестана (близ Иссык-Куля , Токмакский район), затем в верховьях рек Томь и Енисей , в Сагайской степи в Монголии (по данным Потанин и Ядринцева).
Киммерийцы . начала I тыс. до н. э. оставили небольшое количество (известно около десяти) самобытных каменных стел Еще четыре-пять « оленьих камней » того же времени известны на Северном Кавказе.
С VII века до нашей эры скифские в Причерноморской степи стали господствовать племена. Они, в свою очередь, были вытеснены сарматами со 2-го века до нашей эры, за исключением Крыма , где они сохранялись еще на несколько столетий. Эти народы оставили тщательно обработанные каменные стелы, на которых все черты вырезаны глубоким рельефом .
Раннеславянские стелы снова более примитивны. около тридцати памятников В Среднем Поднестровье , где были найдены подобные антропоморфные фигуры. Самый известный из них — Збручский идол (ок. X в.), столб размером около 3 метров, с четырьмя ликами под одной остроконечной шапкой (ср. Световид ). Борис Рыбаков выступал за отождествление лиц с богами Перуном , Макошь , Ладо и Велесом . [ нужна ссылка ]
Антропоморфные стелы Ближнего Востока
[ редактировать ]Антропоморфные погребальные стелы бронзового века были найдены в Саудовской Аравии. Есть сходство с курганским типом в обработке плитообразного тела с резными деталями, хотя обработка головы несколько более реалистична. [15]
Антропоморфные стелы, найденные до сих пор в Анатолии, по-видимому, датируются более поздними временами, чем стелы культуры Кеми Оба в степи, и предположительно происходят от степных типов. Фрагмент одного из них был найден в самом раннем слое отложений Трои , известном как Троя I. [16]
Стелы Хаккари
[ редактировать ]Тринадцать каменных стел, по типу схожих со стелами евразийских степей, были найдены в 1998 году на своем первоначальном месте в центре Хаккяри , города в юго-восточном углу Турции, и сейчас выставлены в Ванском музее . Стелы были вырезаны на вертикальных каменных плитах высотой от 0,7 до 3,10 м. Камни содержат только одну поверхность, на которой высечены человеческие фигуры. Тема каждой стелы раскрывает вид верхней части человеческого тела спереди. На одиннадцати стел изображены обнаженные воины с кинжалами, копьями и топорами — мужскими символами войны. Сосуд для питья, сделанный из кожи, они всегда держат в обеих руках. На двух стелах изображены женские фигуры без рук. Самые ранние из этих стел выполнены в стиле барельефа, а самые поздние - в линейном стиле. Они датируются 15-11 веками до нашей эры и могут представлять правителей царства Хубушкия , возможно, происходящего из евразийской степной культуры, проникшей на Ближний Восток. [17]
Запись
[ редактировать ]Европейский путешественник Вильгельм Рубрукский впервые упомянул о них в XIII веке, увидев их на курганах в стране половцев ( кипчаков ), он сообщил, что половцы устанавливали эти статуи на могилах своих умерших. Эти статуи также упоминаются в «Большой книге для рисования» 17 века как указатели границ и дорог или ориентиры. В XVIII веке сведения о некоторых курганных стелах собирали Паллас, Фальк, Гульденштедт, Зуев, Лепехин, а в первой половине XIX века — Клапрот, Дубоа-де-Монпере и Спасский ( Сибирские обелиски ). Граф Алексей Уваров в «Трудах 1-го археологического съезда в Москве» 1869 года (т. 2) собрал все имевшиеся на тот момент данные о курганных обелисках и проиллюстрировал их рисунками 44 статуй.
Позднее в XIX веке данные об этих статуях были собраны А. И. Кельсиевым, в Сибири, Туркестане и Монголии Потаниным, Петцольдом, Поярковым, Василием Радловым , Ивановым, Адриановым и Ядринцевым, в Пруссии Лиссауэром и Гартманом.
Числа
[ редактировать ]В Историческом музее Москвы имеется 30 экспонатов (в залах и во дворе); другие находятся в Харькове , Одессе , Новочеркасске и т. д. Это лишь малая часть экземпляров, разбросанных по различным регионам Восточной Европы, из которых множество уже было уничтожено и использовано в качестве строительного материала для зданий, заборов и т. д.
В 1850-е годы Пискарев, суммируя все имеющиеся в литературе сведения о курганных обелисках, насчитал 649 предметов, преимущественно в Екатеринославской губернии (428), в Таганрогской (54), в Крымской губернии (44), в Харьковской (43), в Войске Донском. земли (37), в Енисейской губернии, Сибири (12), в Полтаве (5), в Ставрополье (5) и т. д.; но многие статуи остались ему неизвестными.
Появление
[ редактировать ]Скифские балбалы, позднее половецкие , обычно изображают воина, держащего рог для питья . в поднятой правой руке [19] На многих также изображен меч или кинжал, подвешенный на поясе воина.
Описывая алтайские курганы, Л. Н. Гумилев утверждает: «К востоку от могил стоят цепочки балбалов — грубо вылепленных камней, вживленных в землю. Число балбалов в исследованных мной могилах варьируется от 0 до 51, но чаще всего их 3. –4 балбала за могилу». Подобные цифры приводит и Л. Р. Кызласов. [20] Они являются памятниками подвигам усопших, каждый балбал представляет собой убитого им врага. Во многих гробницах балбалы отсутствуют. Судя по всему, здесь захоронен прах женщин и детей.
Балбалы имеют две четко выраженные формы: коническую и плоскую, со сбритой вершиной. Учитывая свидетельства орхонских надписей о том, что каждый балбал изображал определенного человека, такое различие не может быть случайным. Вероятно, здесь отмечен важный этнографический атрибут – головной убор. Степняки до сих пор носят конический малахай , а алтайцы — плоские круглые шапки. Такие же формы головных уборов зафиксированы и для VIII века. [21] Другое наблюдение Льва Гумилева : «От Цайдамских соленых озер к памятнику Кюль-тегину ведет трехкилометровая цепь балбалов. До нашего времени сохранилось 169 балбалов, по-видимому, их было больше. Некоторым балбалам придается грубое сходство с людьми, указано руки, намек на пояс.Вдоль рва к востоку проходит вторая цепочка балбалов, что дало И. Лису повод предположить, что они обходили ограду памятника. цепь, принадлежащая другому умершему, похороненному ранее». [22]
Некоторые курганные обелиски до сих пор стоят на курганах, другие найдены погребенными на склонах. Не всегда можно сказать, были ли они современниками курганов, на которых стоят, существовали раньше или были вырезаны позже и подняты на курган. Курганные обелиски бывают из песчаника , известняка , гранита и др. Их высота от 3,5 м до 0,7 м, но чаще 1,5–2 м. Некоторые из них представляют собой простые каменные колонны, с грубым изображением человеческого лица, на других ясно изображена голова (с суженной шеей); в большинстве случаев изображается не только голова, но и тело, руки, а нередко и ноги, и головной убор , и платье. На более грубых статуях пол различить невозможно, но в основном он выражен четко: мужчины с усами (иногда с бородой, один бородатый курганный обелиск находится во дворе Исторического музея в Москве ), в костюме с металлическими нагрудниками и поясами. , иногда с мечом и т. д.; женщины с обнаженной грудью, в своеобразных головных уборах, с поясами или ожерелья на шею и т. д.
Другие обелиски изображают фигуры совершенно обнаженными и обычно покрыта только голова, а ноги обуты. Курганные статуи сидячие (часто женщины) и стоячие (чаще мужчины); в обоих случаях ноги не изображены. Если изображены ноги, то они либо босиком, либо чаще обуты, в высокие или низкие сапоги ( башмаки). [ какой это язык? ] ), иногда с различимыми брюками с орнаментом. Многие женские курганные обелиски (и некоторые мужские) выше пояса обнажены, но ниже видны пояс и платье, иногда два платья, одно длиннее внизу, а другое сверху, в виде полу- кафтана или полушубка, с аппликациями и вставками (орнаменты вставок состоят из геометрических линий, двойных спиралей и т. д. или даже кирасы ). У других нашивки на плечах, у многих две нашивки (реже три или одна в поперечнике), пластинки (видимо, металлические) на груди, прикрепленные к ремню, чаще к двум ремням. На поясе иногда можно различить пряжку посередине или свисающие с него ремешки с прикрепленной иногда сумкой, круглое металлическое зеркальце , нож , расческу , иногда изображается (мужские статуи) кинжал или прямой меч, лук. , колчан ( колчан ), крюк, топор . На шее мужчины носят металлическую ленту, женщины – ожерелье из бус или чешуек, иногда видно даже 2–3, у некоторых – широкую ленту или ленту. пояс спускается с ожерелья и заканчивается 4-угольным полотном. На руках, запястьях и плечах (особенно у обнаженных фигур) - браслеты (кольца) и манжеты, в ушах у женщин и мужчин - серьги , на голове (лобе) иногда - орнаментальная повязка или диадема . Женские косы не всегда можно отличить от лент или повязок , они изображаются и у мужчин. В некоторых случаях мужская шапка несомненно представляет собой небольшой шлем («мисюрку»), иногда с перекрещивающимися металлическими полосками. Женский головной убор более разнообразен: шапка с загнутыми полями, башлык, киргизская (казахская) шапка и т. д.
Тип лица не всегда изображен четко. Подавляющее большинство женщин берутся за руки на пупке или внизу живота и держат сосуд, часто цилиндрический, вроде чашки или стакана. Иногда он настолько размыт, что его можно принять за сложенный шарф . Одна мужская фигурка держит в левой руке чашу , а в правой – меч; а у другого руки просто соединены, без чаши, одна женская фигурка держит кольцо, некоторые держат ритон (рог для питья).
Разрушение
[ редактировать ]Несколько половецких курганных стел IX–XIII веков, расположенных на украинском участке Изюм, были разрушены российскими войсками в марте и апреле 2022 года, когда они оккупировали этот район в течение шести месяцев во время российского вторжения в Украину в 2022 году . [23]
См. также
[ редактировать ]- Урфа-человек (9000 г. до н. э.)
- Дол Хареубанг
- Олений камень — мегалиты, найденные в основном в Сибири и Монголии.
- Скифское искусство
- Статуя Менгира
- Гёбекли-Тепе - археологический памятник эпохи неолита в Турции.
Библиография
[ редактировать ]- (на русском языке) Археологическая энциклопедия Каталог каменных обелисков Сати.archaeilogy.nsc.ru
- (на русском языке) Арсланова Ф.Х., Чариков А.А., «Каменные обелиски Верхнего Иртыша» , Советская археология № 3, 1974.
- (на корейском) Баяр Д. «Каменные обелиски Монголии» , Сеул, 1994.
- (на монгольском языке) Баяр Д. «Каменные статуи в центральном регионе Монголии» , Улан-Батор, Монголия,
- (на русском языке) Чариков А.А., «Скульптуры раннего средневековья в Восточном Казахстане» , Советская археология № 4, 1974.
- Евтюхова Л.А., «Каменные обелиски Северного Алтая» , Труды Государственного Исторического музея, Том. 16, Москва, 1945.
- Евтюхова Л.А., "Каменные обелиски Южной Сибири и Монголии" , МИА, 1952, № 24.
- (на русском языке) Грач А.Д., "Древнетюркские обелиски в Туве" , Москва, 1961.
- Харрисон Р. и Хейд В. Трансформация Европы в третьем тысячелетии до нашей эры: пример «Le Petit-Chasseur I + III» (Сьон, Вале, Швейцария), Praehistorische Zeitschrift , vol. 82, нет. 2 (2007), стр. 129–214.
- (на русском языке) Исмагулов, О. «Черепа из каменных изразцовых курганов (Центральный Казахстан)» / «Кочевники» , Том. 1, Павлодар ВКО, 2006 г., ISBN 978-9965-635-21-2
- (in Russian) Kazakevich V.A., "Grave statues in Darigang" , Leningrad, 1930.
- (на азербайджанском языке) Халилов М.Дж., «Каменные обелиски Азербайджана (2-я половина 1-го тысячелетия до н.э. – 1-е тысячелетие нашей эры)» , Москва, 1988.
- Kovalev, Alexey (2012). Ancient statue-menhirs in Chemurchek and surrounding territories 2012 (Древнейшие статуи Чемурчека и окружающих территорий 2012) (Naučn. izd ed.). Sankt-Peterburg: LDPrint. ISBN 978-5-905585-03-6 .
- (на русском языке) Кубарев В.Д., "Древние обелиски на Алтае. Оленьи плиты" , Новосибирск, 1979.
- (на русском языке) Кубарев В.Д., «Древнетюркские обелиски на Алтае» , Новосибирск, 1984.
- (на русском языке) Кызласов Л.Р., «История Тувы в средние века» , Москва, 1969.
- (на русском языке) Новгородова Е., Печерский А., «Раннесредневековые скульптуры кипчаков» , Вестник Международной ассоциации по изучению среднеазиатских культур, Москва, 1986.
- (in Russian) Ol'khovskiy V.S., Evdokimov G.L., "Scythian sculptures of the 7th – 3rd centuries BC" [ Skifskie izvayaniya VII–III vv. do n.e. ]. Moscow: MTO METEO Publ., 1994.
- Плетнева С.А., «Кыпчакские каменные обелиски» , Сб. Археологических источников, ГАИ, выпуск Е 4-2, Москва, «Наука», 1974.
- (на русском языке) Плетнева С.А., «Антиквариат черных клобуков (огузов)» , Москва, 1972.
- Робб, Дж., Люди из камня: стелы, личность и общество в доисторической Европе, Журнал археологического метода и теории , том. 16, нет. 3 (сентябрь 2009 г.), стр. 162–183.
- (на русском языке) Шер А.Я., «Каменные обелиски Джети-су» , Москва, 1966.
- (на русском языке) Телегин Д. Я., "Антропоморфные стелы Украины" , 1994.
- Veselovsky, N. I. , Современное состояние вопроса о «каменных бабах» или «балбалах» ("the current state of the question of the 'stone babas' or 'balbals'"), Notes of the Odessa Society of History and Antiquities, vol. 33, Odessa (1915).
- Юдин А.И. / 16 - Эволюция социальной организации срубного общества на позднем культурном этапе (на примере курганного захоронения Новопокровка 2) я Уральская археологическая конференция, Екатеринбург, 2007, ISBN 978-5-903594-04-7
- Публикации XIX века
- Count Aleksey Uvarov , Сведения о К. бабах ("Overview of Stone Babas") in Трудах I Моск. арх. съезда (Proceedings of the 1st Moscow Archaeological Congress) (1869) with 2 tables)
- Хартман, «Статуи кубков в Восточной Пруссии и литература о статуях кубков», в «Архивах антропологии» (т. 21, 1892 г.).
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона (1890–1916) Cultinfo.ru [ постоянная мертвая ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Монгольский : manstone , латинизированный : khün chuluu
Russian : каменные бабы , romanized : kamennyye baby
Украинский : Баби кам'яни , латинизированный : baby kamiani , букв. 'каменные бабы '
Кыргызский : балбал [bɑlbɑl]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ковалёв, Алексей (2011). «Великое переселение народа чемурчек из Франции на Алтай в начале III тысячелетия до нашей эры» . Международный журнал евразийских исследований . 1 : Рисунок 31-10.
- ↑ Найден в 1973 году в селе Керносовка (Керносовка) Новомосковского района Днепропетровской области , Украинской ССР хранится в Яворницком историческом музее, Днепр . Дж. П. Мэллори , Антропоморфные стелы Украины: ранняя иконография индоевропейцев , Институт изучения человека, 1994, 54f.
- ^ OD Forostyuk, Луганщина религиозная, Luhansk, Светлица, 2004.
- ^ Дэвид В. Энтони, Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир (2007).
- ^ В.Радлов : "Каменный обелиск в честь усопшего". Леонид Кызласов : «вертикально закрепленный камень возле мемориального сооружения, символизирующий убитого врага» (Кызласов, 1966, 207, 208) (цит. по Шиповой Е.Н., «Словарь тюркизмов на русском языке», с. 55).
- ^ Ivanovovsky, Congres internationale d'Archeologie prehistorique , (Moscow, 1892), vol. 1.
- ^ Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс, «Культура Кеми Оба», Энциклопедия индоевропейской культуры (Фицрой Дирборн, 1997), стр. 327–8.
- ^ Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс, «Культура Кеми Оба», Энциклопедия индоевропейской культуры (Фицрой Дирборн, 1997), стр. 544–546.
- ^ Ричард Харрисон и Фолькер Хейд, Трансформация Европы в третьем тысячелетии до нашей эры: пример «Le Petit-Chasseur I + III» (Сьон, Вале, Швейцария), Praehistorische Zeitschrift , vol. 82, нет. 2 (2007), стр. 129–214; Джон Робб, Люди из камня: стелы, личность и общество в доисторической Европе, Журнал археологического метода и теории , том. 16, нет. 3 (сентябрь 2009 г.), стр. 162–183. [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Д.В. Энтони, Лошадь, колесо и язык (2007), рис.13.11. (опечатка «Езеворо»)
- ^ Игорь Манзура Кладбище прото-бронзовых тузов в Дуракукаке: взгляд с востока, в книге Лолиты Николовой, Джона Фрица и Джуда Хиггинса (ред.), Доисторическая археология, антропологическая теория и образование . РПРП 6-7 (2005), с. 5155. [2]
- ^ Ковалев 2012 , с. 116, статуя 54.
- ^ 46 ° 07'18 "с.ш. 91 ° 34'18" в.д. / 46,1218 ° с.ш. 91,5718 ° в.д.
- ^ «Коллекция Национального музея Монголии: Древнейшие курганные стелы, обнаруженные в Монголии» . Информационное агентство МОНЦАМЭ .
- ^ Дороги Аравии - Археология и история Королевства Саудовская Аравия. Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine ; Арабская археология: бронзовый век
- ^ Д.В. Энтони, Лошадь, колесо и язык (2007), стр. 339 и рис. 13.11.
- ^ Вели Севин, Таинственные стелы, Археология , Том 53, Номер 4 (июль/август 2000 г.) ; Антонио Сагона , Наследие Восточной Турции: от самых ранних поселений до ислама (2006), стр. 68–71.
- ^ redrawn from B. A. Rybakov , Язычество древней Руси ("Paganism of Ancient Rus", 1987, fig. 7).
- ^ 40 из 137 антропоморфных стел, описанных Ольховским и Евдокимовым (1994:67,69, табл. 14), включают изображение рога для питья.
- ^ Кызласов Л.Р. Тува... с. 62.
- ^ (Гумилев Л.Н. Статуэтки...)" "Можно отметить, что борьба со степью была более успешной, так как из 486 исследованных нами балбалов 329 были коническими, а 157 плоскими." "Внезапные набеги на степные пастбища были успешнее, чем бесконечная борьба с альпинистами, знавшими каждое дерево в лесу и каждую скалу в ущельях. Может быть, именно поэтому плоскоголовые балбалы, как правило, более массивны, чем конические» Гумилев Л. Н. , «Древние тюрки» , Москва, 1993, с. 261.
- ^ Гумилев Л.Н. , "Древние тюрки" , Москва, 1993, с. 329
- ^ Кишковский, Софья (21 сентября 2022 г.). «Украинские каменные статуи, похожие на моаи на острове Пасхи, разрушены во время российского вторжения» . Художественная газета . Проверено 21 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каменные бабы (in Russian)
- Балбалы – каменные скульптуры
- Кочевое искусство степей Восточной Евразии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о курганских стелах.