Искусство среднего палеолита

Древнейшие бесспорные образцы фигуративного искусства известны из Европы и Сулавеси , Индонезия, и датируются примерно 50 000 лет назад ( Искусство верхнего палеолита ). [1] Вместе с религией и другими культурными универсалиями современных человеческих обществ появление фигуративного искусства является необходимым атрибутом полной поведенческой современности .
Однако есть несколько примеров нефигуративных рисунков, которые в некоторой степени предшествуют верхнему палеолиту, начиная примерно 70 000 лет назад ( MIS 4 ).К ним относятся самые ранние иберийские наскальные рисунки , в том числе ручной трафарет в пещере Мальтравьесо , простой линейный рисунок и красная краска, нанесенная на образования , датированные по крайней мере 64 000 лет назад и, как таковые, приписываемые неандертальцам . [2] Отметины на стенах пещеры Ла-Рош-Котар в долине Луары были идентифицированы как старейшие известные неандертальские гравюры и датированы более чем 57 000 лет назад. [3] [4] Точно так же в пещере Бломбос в Южной Африке было найдено несколько камней с выгравированной сеткой или узором в виде перекрестной штриховки, датированных примерно 73 000 лет назад, но их приписывают Homo sapiens . [5]
Европа
[ редактировать ]Когти орла возрастом 130 000 лет, найденные в Крапине , Хорватия , рассматриваются некоторыми антропологами как образец неандертальского искусства. Некоторые предполагают, что неандертальцы, возможно, скопировали такое поведение у Homo sapiens. Но Дэвид В. Фрайер оспорил эту точку зрения, заявив, что Homo sapiens не был в регионе, где были обнаружены когти, даже спустя 100 000 лет. [8]
В Испании уран-ториевое датирование нарисованных рисунков в пещерах Ла Пасьега ( Кантабрия ), ручного трафарета в Мальтравьесо ( Эстремадура ) и окрашенных в красный цвет образований в Ардалесе ( Андалусия ) дало возраст более 64 800 лет, предшествовавший ранее известное искусство по крайней мере на 20 000 лет. [2] В июле 2021 года ученые сообщили об открытии резьбы по кости в мире — одного из старейших произведений искусства , сделанного неандертальцами около 51 000 лет назад. [9] [10]
Маска Ларош-Котара также считается свидетельством изобразительного искусства неандертальцев, хотя и в период после их контакта с Homo sapiens . « Флейта Дивье Бабе » неоднозначно считалась музыкальным инструментом неандертальцев, хотя многие исследователи полагают, что ее отверстия, скорее всего, являются следами укусов хищников. [11] [12]
Южная Африка
[ редактировать ]
В 2002 году в пещере Бломбос , расположенной в Южной Африке , были обнаружены камни охры с выгравированными сетками или штриховками, датированные примерно 70 000 лет назад.Это навело некоторых исследователей на мысль, что ранние Homo sapiens были способны к абстракции и созданию абстрактного искусства или символического искусства. В пещере Бломбос также были обнаружены бусины из ракушек, также датируемые ок. 70 000 лет назад. [13] Сообщалось также о гравировке охры на других стоянках среднего каменного века, таких как Кляйн Клифуис, [14] Чудо-пещера [15] и пещера реки Класис 1 . [16] Возможно, эти выгравированные кусочки охры представляют собой — вместе с выгравированной скорлупой страусиных яиц из Дипклофа [17] [18] – самые ранние формы абстрактного представления и традиционные традиции дизайна, зафиксированные до сих пор.Интерпретация рисунков штриховки как «символических» была оспорена, и было предложено несколько чисто функциональных объяснений объектов, например, как ингредиент мастики, защита кожи от солнца или насекомых, как мягкие молотки для деликатного ударения, как консервант для шкур или лекарство. [19] [20] [21] [22] Штриховки в пещере Бломбос, возраст которых составляет 73 000 лет, в публикации 2018 года были описаны как «абстрактные рисунки». [5]
Заявленное искусство нижнего палеолита
[ редактировать ]

Раковина псевдодонта возрастом 500 000 лет DUB1006-fL, найденная на Яве в 1890-х годах и связанная с Homo erectus , содержит самые ранние известные геометрические гравюры. [23] Хотя некоторые комментаторы высказывают мнение, что это могло быть самым ранним свидетельством художественного выражения гоминидов , фактическое значение и цель этих гравюр неизвестны. [23]
Homo erectus задолго до этого создавал, казалось бы, бесцельные узоры на артефактах, подобных тем, которые были найдены в Билцингслебене в Тюрингии . Некоторые пытались интерпретировать их как предшественников искусства, якобы раскрывая намерение создателя украшать и модировать. Симметрия и внимание, уделяемое форме инструмента, побудили авторов спорно утверждать, что ашельские ручные топоры являются художественным выражением.
Есть несколько других произведений искусства нижнего палеолита , а именно « Венера Тан-Тан » (до 300 тыс. лет назад). [24] и « Венера Берехат Рам » (250 тыс. лет назад). Оба они могут быть естественными скальными образованиями, имеющими случайное сходство с человеческой формой, но некоторые ученые предполагают, что на них присутствуют следы пигментов или резьбы, призванные еще больше подчеркнуть человеческую форму. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Обер и др., «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия», Nature , том 514, страницы 223–227 (9 октября 2014 г.).«Используя урановую датировку кораллоидных образований, непосредственно связанных с 12 трафаретами, сделанными руками человека, и двумя фигуративными изображениями животных из семи пещер в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с традициями наскального искусства на этом индонезийском острове. Древнейшее европейское искусство. Самое раннее датированное изображение с Мароса, возраст которого составляет не менее 39,9 тыс. лет, в настоящее время является старейшим известным ручным трафаретом в мире. Кроме того, возраст бабирусы («свинья-олень») составляет не менее 35,4 тыс. лет. назад является одним из самых ранних датированных фигуративных изображений в мире, если не самым ранним. Среди следствий теперь можно продемонстрировать, что люди создавали наскальные рисунки примерно 40 тысяч лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира».
- ^ Jump up to: а б Д.Л. Хоффманн; компакт-диск Стэндиш; М. Гарсиа-Диес; П. Б. Петтитт; Дж. А. Милтон; Ж. Зильян; Джей Джей Альколеа-Гонсалес; П. Канталехо-Дуарте; Х. Кольядо; Р. де Бальбин; М. Лорбланше; Х. Рамос-Муньос; Г.-Ч. Венигер; AWG Пайк (2018). «U-Th датирование карбонатных корок показывает неандертальское происхождение иберийского наскального искусства» . Наука . 359 (6378): 912–915. Бибкод : 2018Sci...359..912H . дои : 10.1126/science.aap7778 . hdl : 10498/21578 . ПМИД 29472483 . «Мы представляем результаты датирования трех памятников в Испании, которые показывают, что наскальное искусство появилось в Иберии значительно раньше, чем считалось ранее. Уран-ториевые (U-Th) даты на карбонатных корках, покрывающих рисунки, дают минимумВозраст красного линейного мотива в Ла Пасьеге (Кантабрия), ручного трафарета в Мальтравьесо (Эстремадура) и окрашенных в красный цвет образований в Ардалесе (Андалусия). В совокупности эти результаты показывают, что наскальное искусство Иберии старше 64,8 тысяч лет (ка). Это наскальное искусство является самым ранним на сегодняшний день и предшествует, по крайней мере, на 20 тыс. лет до прибытия современных людей в Европу, что предполагает авторство неандертальцев».
- ^ Сэмпл, Ян (21 июня 2023 г.). «Французские наскальные рисунки считаются древнейшими известными гравюрами неандертальцев» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Марке, Жан-Клод; Фрейслебен, Трине Холм; Томсен, Кристина Йорков; Мюррей, Эндрю Шон; Каллигаро, Морган; Макэр, Жан-Жак; Роберт, Эрик; Лорбланше, Мишель; Обри, Тьерри; Бэйл, Грегори; Бреэре, Жан-Габриэль; Камю, Юбер; Шарей, Паскаль; Эгельс, Ив; Гийо, Эмили (21 июня 2023 г.). «Самые ранние однозначные неандертальские гравюры на стенах пещеры: Ла-Рош-Котар, Долина Луары, Франция» . ПЛОС ОДИН . 18 (6): e0286568. Бибкод : 2023PLoSO..1886568M . дои : 10.1371/journal.pone.0286568 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 10284424 . ПМИД 37343032 .
- ^ Jump up to: а б с Хеншилвуд, CS; и др. (2018). «Абстрактный рисунок уровней возрастом 73 000 лет в пещере Бломбос, Южная Африка» (PDF) . Природа . 562 (7725): 115–118. Бибкод : 2018Natur.562..115H . дои : 10.1038/s41586-018-0514-3 . ПМИД 30209394 . S2CID 52197496 .
- ^ Фрайер, Дэвид В.; Радовчич, Яков; Срсен, Анкика Орос; Радовчич, Даворка (11 марта 2015 г.). «Свидетельства неандертальских украшений: видоизмененные когти орлана-белохвоста в Крапине» . ПЛОС ОДИН . 10 (3): e0119802. Бибкод : 2015PLoSO..1019802R . дои : 10.1371/journal.pone.0119802 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4356571 . ПМИД 25760648 .
- ^ д'Эррико, Франческо; Цвелых Александр (29 марта 2017 г.). "Декорированная воронья кость из неандертальской стоянки Заскальная VI (Колосовская), Крым" . ПЛОС ОДИН . 12 (3): e0173435. Бибкод : 2017PLoSO..1273435M . дои : 10.1371/journal.pone.0173435 . ISSN 1932-6203 . ПМК 5371307 . ПМИД 28355292 .
- ^ Кото, Корай (2 ноября 2022 г.). «Происхождение искусства и ранние образцы палеолитического искусства» . УЛУКАИН англ .
- ^ Фили, Конор (6 июля 2021 г.). «Красивая резьба по кости, сделанная 51 000 лет назад, меняет наш взгляд на неандертальцев» . НаукаАлерт . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Ледер, Дирк; и др. (5 июля 2021 г.). «Гравированная кость возрастом 51 000 лет демонстрирует способность неандертальцев к символическому поведению» . Экология и эволюция природы . 594 (9): 1273–1282. дои : 10.1038/s41559-021-01487-z . ПМИД 34226702 . S2CID 235746596 . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Морли, Иэн (2006). «Мустьерское музыкальство? Случай с Divje Babe I Bone» . Оксфордский журнал археологии . 25 (4): 317–333. дои : 10.1111/j.1468-0092.2006.00264.x . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Дидрих, Каюс Г. (1 апреля 2015 г.). « «Неандертальские костяные флейты»: просто продукты ледникового периода, когда пятнистые гиены добывали мусор на пещерных медвежатах в европейских пещерных медвежьих берлогах» . Королевское общество открытой науки . 2 (4). дои : 10.1098/rsos.140022 . ПМЦ 4448875 . ПМИД 26064624 .
- ^ Уоттс, Ян (2009) Красная охра, роспись тела и язык: интерпретация охры Бломбос. В книге Бота, Рудольф П. и Найт, Крис (ред.) Колыбель языка. Оксфорд; Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета.
- ^ Маккей, Алекс; Вельц, Аара (2008). «Гравюра на охре из контекста среднего каменного века в Кляйн Клифуис в Западно-Капской провинции Южной Африки». Журнал археологической науки . 35 (6): 1521–1532. Бибкод : 2008JArSc..35.1521M . дои : 10.1016/j.jas.2007.10.015 .
- ^ Чазан, Майкл; Хорвиц, Лиора Кольска (2009). «Вехи в развитии символического поведения: пример из пещеры Вандерверк, Южная Африка». Мировая археология . 41 (4): 521–539. дои : 10.1080/00438240903374506 . S2CID 4672735 .
- ^ д'Эррико, Франческо; Гарсия Морено, Рената; Рифкин, Риан Ф (2012). «Технологический, элементный и колориметрический анализ гравированного фрагмента охры с уровней среднего каменного века пещеры 1 на реке Класис, Южная Африка». Журнал археологической науки . 39 (4): 942–952. Бибкод : 2012JArSc..39..942D . дои : 10.1016/j.jas.2011.10.032 .
- ^ Тексье, Пьер-Жан; и др. (2010). «Традиция Хоуисонс-Порта гравировать контейнеры из скорлупы страусиных яиц, датируемая 60 000 лет назад, в приюте Дипклоф Рок, Южная Африка» . Труды Национальной академии наук . 107 (14): 6180–6185. Бибкод : 2010PNAS..107.6180T . дои : 10.1073/pnas.0913047107 . ПМК 2851956 . ПМИД 20194764 .
- ^ Тексье, Пьер-Жан и др. Контекст, форма и значение коллекции гравированной скорлупы страусиных яиц MSA из скального приюта Дипклоф, Западный Кейп, Южная Африка. Журнал археологической науки.
- ^ Ломбард, М (2006). «Прямое свидетельство использования охры в технологии изготовления орудий среднего каменного века из пещеры Сибуду». Южноафриканские гуманитарные науки . 18 : 57–67. ; Ломбард, М (2007). «Захватывающая природа охры: связь охры с клеями Howiesons Poort и мастиками позднего каменного века из Южной Африки». Журнал эволюции человека . 53 (4): 406–419. дои : 10.1016/j.jhevol.2007.05.004 . ПМИД 17643475 .
- ^ Уодли, Лин, Ходжскисс, Тамарин и Грант, Майкл (2009) Последствия для сложного познания в результате использования инструментов с составными клеями в среднем каменном веке, Южная Африка. Труды Национальной академии наук.
- ^ Уодли, Лин (2010). «Производство составных клеев как поведенческий показатель сложного познания в среднем каменном веке». Современная антропология . 51 : С111–С119. дои : 10.1086/649836 . S2CID 56253913 .
- ^ Рифкин, Риан Ф. (2012) Символическое и функциональное использование охры в южноафриканском среднем каменном веке. Институт эволюции человека (ИГЕ). Университет Витватерсранда.
- ^ Jump up to: а б с Журденс, Жозефина, Калифорния; д'Эррико, Франческо; Весселинг, Фрэнк П.; Манро, Стивен; Восс, Джон; Валлинга, Джейкоб; Анкоргард, Кристина; Рейманн, Тони; Вейбранс, Ян Р.; Койпер, Клаудия Ф.; Мучер, Герман Дж. (2015). «Человек прямоходящий в Триниле на Яве использовал ракушки для изготовления инструментов и гравировки » Природа 518 (7538): 228–231. Бибкод : 2015Nature.518..228J . дои : 10.1038/nature13962 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 25470048 . S2CID 4461751 .
- ^ Чейз, Филип Дж. (2005). Возникновение культуры: эволюция уникального человеческого образа жизни . Биркхойзер. ISBN 978-0-387-30512-7 . , стр. 145-146.