Jump to content

Артефакт (археология)

Микенский кувшин-стремя из Рас-Шамры ( Угарита ) Сирии , 1400–1300 гг. до н.э.

Артефакт [а] или артефакт ( британский английский ) — это общий термин для предмета, созданного или приданного людьми форму, такого как инструмент или произведение искусства, особенно объект, представляющий археологический интерес. [1] В археологии это слово стало термином с особым нюансом и определяется как объект, обнаруженный в ходе археологических раскопок, который может быть культурным артефактом, представляющим культурный интерес.

«Артефакт» — это общий термин, используемый в археологии, в то время как в музеях эквивалентным общим термином обычно является «предмет», а в истории искусства — это произведение искусства или более конкретный термин, такой как «резьба». Один и тот же предмет может называться всеми или любым из них в разных контекстах, а при разговоре об отдельных объектах или группах подобных объектов будут использоваться более конкретные термины.

Артефакты существуют во многих различных формах, и иногда их можно спутать с экофактами и особенностями ; все три из них иногда можно найти вместе на археологических раскопках. Они также могут существовать в различных типах контекста в зависимости от процессов, которые на них воздействовали с течением времени. Для анализа артефактов и предоставления информации о них проводится широкий спектр анализов. Однако процесс анализа артефактов с помощью научной археологии может быть затруднен из-за разграбления и коллекционирования артефактов, что вызывает этические дебаты.

Сарматско-парфянское золотое ожерелье и амулет II века нашей эры из Причерноморья.

Контекст [ править ]

Артефакты могут происходить из любого археологического контекста или источника, например:

Примеры включают каменные орудия , глиняные сосуды, металлические предметы, такие как оружие, и предметы личного украшения, такие как пуговицы , украшения и одежда. Кости , имеющие признаки человеческой модификации, также являются примерами. Природные объекты, такие как расколотые огнем камни из очага или растительный материал, используемый в пищу, археологи классифицируют как экофакты , а не как артефакты.

Ложка периода крестовых походов 1017 года, найденная при археологических раскопках Турсианнотко в Пирккале , Финляндия .

Артефакты существуют в результате поведенческих и трансформационных процессов. Поведенческий процесс включает в себя приобретение сырья , его производство для определенной цели и последующий выброс после использования. Трансформационные процессы начинаются в конце поведенческих процессов; это когда артефакт изменяется природой и/или людьми после того, как он был помещен на хранение. Оба эти процесса являются важными факторами при оценке контекста артефакта. [2]

Контекст артефакта можно разделить на две категории: первичный контекст и вторичный контекст. Матрица — это физическая среда, в которой существует артефакт, а происхождение относится к определенному месту внутри матрицы. Когда артефакт обнаруживается в сфере первичного контекста, матрица и происхождение не были изменены трансформационными процессами. Однако матрица и происхождение изменяются трансформационными процессами при обращении к вторичному контексту. Артефакты существуют в обоих контекстах, и это учитывается при их анализе. [2]

Артефакты отличаются от стратиграфических объектов и экофактов. Стратиграфические объекты представляют собой непереносимые остатки человеческой деятельности, включающие очаги , дороги , отложения, траншеи и тому подобные останки. Экофакты , также называемые биофактами, представляют собой объекты археологического интереса, созданные другими организмами, такими как семена или животных кости . [2]

Природные объекты, которые люди переместили, но не изменили, называются манупортами . Примеры включают ракушки, перемещенные вглубь суши, или округлую гальку, помещенную вдали от воды, которая их создала.

Диск Курмсуна — аверс, Йомсборг, 980-е годы, место захоронения короля Харальда Блютуса

Эти различия часто размыты; кость, извлеченная из туши животного, является биофактом, а кость, вырезанная в полезном орудии, является артефактом. Точно так же могут вестись споры о ранних каменных предметах, которые могли быть либо грубыми артефактами, либо встречаться в природе и напоминать ранние предметы, сделанные древними людьми или Homo sapiens . Может быть трудно различить различия между реальными каменными артефактами, созданными человеком, и геофактами – природными каменными объектами, напоминающими созданные человеком инструменты. Подтвердить подлинность артефактов можно, исследовав общие характеристики, приписываемые орудиям, созданным человеком, и местные характеристики места. [3]

Артефакты, объекты и экофакты могут располагаться вместе на объектах. Сайты могут включать в себя различные варианты расположения этих трех; некоторые могут включать их все, тогда как другие могут включать только один или два. Участки могут иметь четкие границы в виде стен и рвов , но это не всегда так. Сайты можно разделить по категориям, таким как местоположение и прошлые функции. То, как артефакты существуют на этих местах, может дать археологическое представление. Примером этого может быть использование положения и глубины зарытых артефактов для определения хронологического графика прошлых событий на этом месте. [2]

Современные археологи стараются отличать материальную культуру от этнической принадлежности , которая часто является более сложной, как выразилась Кэрол Крамер в изречении «горшки — это не люди». [4]

Анализ [ править ]

Анализ артефактов определяется тем, какой тип артефакта исследуется, лучший.

Литический анализ относится к анализу артефактов, созданных из камней и часто имеющих форму инструментов. Каменные артефакты часто встречаются в доисторические времена и, следовательно, являются решающим аспектом в ответах на археологические вопросы о прошлом. На первый взгляд каменные артефакты могут помочь археологам изучить, как развивались технологии на протяжении всей истории, демонстрируя множество инструментов и технологий производства, использовавшихся в разные периоды времени. Однако с помощью этого типа анализа можно ответить даже на более глубокие вопросы; эти вопросы могут вращаться вокруг тем, в том числе о том, как общества были организованы и структурированы с точки зрения социализации и распределения благ. Следующие лабораторные методы способствуют процессу каменного анализа: петрографический анализ, нейтронная активация , рентгеновская флуоресценция , рентгеновское излучение, индуцированное частицами , отдельных чешуек анализ и массовый анализ. [5]

Другой тип анализа артефактов — анализ керамики , основанный на археологическом изучении керамики . Этот тип анализа может помочь археологам получить информацию об использованном сырье и о том, как оно использовалось при создании керамики. Лабораторные методы, позволяющие это сделать, в основном основаны на спектроскопии . Различные типы используемой спектроскопии включают атомную абсорбцию , электротермическую атомную абсорбцию, атомную эмиссию с индуктивно связанной плазмой и рентгеновскую флуоресценцию . Анализ керамики – это больше, чем просто предоставление информации о сырье и производстве керамики; это помогает дать представление о прошлых обществах с точки зрения их технологий, экономики и социальной структуры. [6] [7]

Кроме того, существует фаунистический анализ для изучения артефактов в виде останков животных. Как и каменные артефакты, остатки фауны чрезвычайно распространены в области археологии. Фаунистический анализ дает представление о торговле, поскольку животные с течением времени обмениваются на разных рынках и продаются на большие расстояния. Останки фауны также могут предоставить информацию о социальном статусе, этнических различиях и диете предыдущих сложных обществ . [8]

Датирование артефактов и предоставление им хронологической временной шкалы — важная часть анализа артефактов. Различные типы анализа, описанные выше, могут помочь в процессе датирования артефактов. Основные типы датирования включают относительное датирование , историческое датирование и типологию . Относительное датирование происходит, когда артефакты располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу, тогда как историческое датирование происходит для периодов письменных свидетельств; относительная датировка была единственной формой датировки доисторических периодов времени. Типология – это процесс группировки артефактов, схожих по материалу и форме. Эта стратегия основана на идее о том, что стили объектов соответствуют определенным периодам времени и что эти стили медленно меняются с течением времени. [9]

Этика [ править ]

Сбор и разграбление артефактов вызвали бурные споры в археологической сфере. С точки зрения археологии, мародерство – это когда артефакты выкапываются и собираются в частном порядке или продаются до того, как их можно будет раскопать и проанализировать с помощью официальной научной археологии. Дебаты сосредоточены вокруг разницы во взглядах между коллекционерами и археологами. Когда дело доходит до артефактов, археологи сосредоточены на раскопках, контексте и лабораторной работе, в то время как коллекционеры мотивированы различными личными желаниями. Это заставляет многих задать себе археологический вопрос: «Кому принадлежит прошлое?» [10]

Существуют также этические проблемы, связанные с экспонированием в музеях артефактов, которые были вывезены из других стран при сомнительных обстоятельствах, например, экспозиция мраморов Парфенона (Элгина) Британским музеем . [11] Выставка европейскими музеями предметов, принадлежащих коренным народам неевропейских стран, особенно тех, которые были захвачены во время европейского завоевания Африки, также подняла этические вопросы. Панафриканские активисты, такие как Мвазулу Диябанза и Мультикультурный фронт против грабежей (Мультикультурный фронт против грабежей), предприняли прямые действия против европейских музеев, стремясь вернуть предметы, которые, по их мнению, принадлежат Африке. [12] [13]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ От латинской фразы arte factum ~ ars facere, чтобы сделать

Ссылки [ править ]

  1. ^ "артефакт. (нд)" . Словарь английского языка Коллинза – полное и несокращенное, 11-е издание . Проверено 2 августа 2012 г. - через CollinsDictionary.com.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эшмор, Венди (2003). Археология: открытие нашего прошлого . Бостон: Высшее образование Макгроу-Хилла. стр. 60–75. ISBN  978-0767427272 .
  3. ^ Пикок, Эван (1 января 1991 г.). «Различие между артефактами и геофактами: тестовый пример из Восточной Англии». Журнал полевой археологии . 18 (3): 345–361. дои : 10.1179/009346991791548645 .
  4. ^ Кэрол Крамер, «Горшки и люди»; Луи Д. Левин и Т. Кайлер Янг (ред.), Горы и низменности: Очерки археологии Большой Месопотамии ; Малибу, Ундена, 1977 год; цитируется по Сержу Клезиу, «Введение», Объекты и символы: от материальной культуры к культурному пространству: материалы 1-го Дня докторской археологии, Париж, 20 мая 2006 г. , под ред. Лорана Деннекена, Гийома Жерне и Джессики Жиро, Париж: Сорбонна, 2009, ISBN   9782859446222 . (на французском языке) .
  5. ^ Оделл, Джордж Х. (2004). Литический анализ . Нью-Йорк: Springer Science + Business Media. стр. 1–37. ISBN  978-0306480683 .
  6. ^ Кариати, Франко (февраль 2003 г.). «Новый подход к анализу археологической керамики с использованием рентгенофлуоресцентной спектроскопии полного отражения». Spectrochimica Acta Часть B: Атомная спектроскопия . 58 : 177–184. дои : 10.1016/S0584-8547(02)00253-7 .
  7. ^ Синополи, Карла М. (1991). Подходы к археологической керамике . Нью-Йорк: Springer Science + Business Media. ISBN  978-0306435751 .
  8. ^ Крэбтри, Пэм Дж. (1990). «Зооархеология и сложные общества: некоторые варианты использования фаунистического анализа для изучения торговли, социального статуса и этнической принадлежности». Археологический метод и теория . 2 : 155–205. JSTOR   20170207 .
  9. ^ Бан, Пол (2012). Археология: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 17–24. ISBN  978-0199657438 .
  10. ^ Чилтон, Элизабет С. (2015). «Раскопки и разрушения: коллекционирование артефактов как значимая социальная практика» . Международный журнал исследований наследия . 21 (4): 318–335. дои : 10.1080/13527258.2014.934267 . S2CID   96472329 .
  11. ^ Сент-Клер, В. (1998). Лорд Элджин и шарики. Архивировано 19 февраля 2022 года в Wayback Machine (стр. 140). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  12. ^ Файгер, Лия (22 сентября 2020 г.). «Колонизаторы украли искусство Африки; этот человек возвращает его» . Порок . Проверено 8 февраля 2021 г.
  13. ^ Хейнс, Суин (14 октября 2020 г.). «Французский суд оштрафовал активистов за попытку кражи музейного экспоната. Они говорят, что он принадлежит африканцам» . Время . Проверено 8 февраля 2021 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 266a47fc861f18bfb21cad0109ec3464__1710777120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/64/266a47fc861f18bfb21cad0109ec3464.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artifact (archaeology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)