Причины геноцида армян

Различные взгляды на причины геноцида армян включают объяснения, сосредоточенные на национализме, религии и радикализации во время войны, и продолжают обсуждаться среди ученых. В XXI веке акцент сместился на многопричинные объяснения. Большинство историков согласны с тем, что геноцид не был преднамеренным перед Первой мировой войной, но роль непредвиденных обстоятельств, идеологии и долгосрочных структурных факторов в возникновении геноцида продолжает обсуждаться.
Историография
[ редактировать ]Несмотря на согласие относительно того, что произошло во время геноцида армян и кто несет ответственность, все еще существуют существенные различия в интерпретации причин геноцида и того, как он связан с предыдущими антиармянскими массовыми убийствами. [1] Бедросс Дер Матосян заявляет, что дебаты о кумулятивной радикализации, непредвиденных обстоятельствах и преднамеренности остаются без ответа до тех пор, пока все архивы, особенно турецкие архивы ATASE , не будут открыты для независимых исследователей. [2] Различные объяснения геноцида не обязательно исключают друг друга. [3] В двадцать первом веке исследования сместились в сторону более тонких и многопричинных объяснений. [4] Многие недавние исследования утверждают, что геноцид был вызван сочетанием долгосрочных и краткосрочных факторов, и их балансирование было центральным в историографии. [5] [6] Исследования также балансируют между объективными причинами и субъективной паранойей лидеров Комитета Союза и Прогресса (CUP), отдавших приказ о геноциде. [7] Историк Ханс-Лукас Кизер подчеркнул совпадение целей режима, заявив: «Демографическая политика, вопросы суверенитета и защита турецкого национального дома в Малой Азии были тесно связаны между собой». [8]
Аргумент о том, что геноцид был запланирован до Первой мировой войны и что война просто предоставила возможность его осуществить, включая такие утверждения, как решение о геноциде, принятое на съездах КЕП в 1910 или 1911 годах. [3] — преобладал в ранних исследованиях геноцида армян, но с тех пор стал игнорироваться большинством ученых. [9] [10] На съезде CUP 1910 года Мехмед Талат назвал немусульман «непреодолимым барьером» на пути к желаемой «османизации [] Империи». Мелсон предполагает, что этого можно было достичь иными способами, помимо геноцида, такими как насильственное изгнание или ассимиляция. [11] Блоксэм и Гёчек утверждают, что, хотя до войны не было плана геноцида, «будущее армян как политического сообщества в Османской империи было очень мрачным». [12] Историк Танер Акчам утверждает, что «геноцид армян был не столько результатом непредвиденных обстоятельств военного времени, сколько долгосрочными структурными проблемами империи». [13]
Историки Дональд Блоксэм и Фатма Мюге Гёчек подчеркивают, что понимание основных факторов, которые сделали геноцид возможным, не оправдывает лидеров, которые его выбрали. [12] Блоксэм заявляет, что многие отрицатели геноцида армян «злоупотребляли контекстом», чтобы оправдать Османское государство. Одна линия аргументации, получившая название «тезис о провокации», утверждает, что геноцид был неизбежным ответом на провокации армянских революционеров, которые в таких отчетах сильно преувеличены. [14] Международный контекст также был преувеличен, чтобы оправдать КЕП, например, Салахи Сонель считал армян «жертвами европейской дипломатии», или Эрсал Яви заявлял, что судьба армян сложилась только потому, что они были «в клещах европейского империализма». . [15] Третья линия рассуждений обвиняет армян в экономической поддержке европейских империалистов в ущерб османам-мусульманам, игнорируя противоположные доказательства. Доведенный до логического предела, этот аргумент оправдывает экспроприацию, бойкоты и даже депортацию греков и армян как форму национальной самозащиты от угнетателей меньшинства. [16]
Религия и культурные объяснения
[ редактировать ]
Традиционно османская система проса предлагала немусульманам подчиненное, но защищенное место в обществе. девятнадцатого века Реформы Танзимата отменили защиту, которой ранее пользовались представители армянского проса , но не изменили популярное мнение о том, что они разные и неполноценные. [17] В 1890-х годах сотни тысяч армян были убиты в резне в Хамидиане , а в 1909 году 17 000 человек были убиты в резне в Адане . [18] и продолжали убиваться после Первой мировой войны, во время турецкой войны за независимость (1919–1923), несмотря на огромные различия в идеологии правящего режима. Одно направление историографии рассматривает геноцид армян как коренящийся в исламе или османской культуре и являющийся продолжением этих предыдущих массовых убийств. [1]
Ранние исследования геноцида в западной науке были сосредоточены на религии, особенно на работах Ваагна Дадряна , который утверждал, что «культура насилия» была присуща османской теократической системе и что война только предоставила возможность для геноцида, которого уже хотели лидеры CUP. совершить. [19] Дадриан также утверждал, что резня в Хамидиане была менее систематическим предшественником геноцида Первой мировой войны. [20]
Дональд Блоксэм и Фатма Мюге Гёчек считают « эссенциалистским и, следовательно, несостоятельным» возлагать вину за различные антиармянские массовые убийства на исламскую культуру. [21] Историк Рональд Григор Суни и другие раскритиковали этот образ мышления, утверждая, что Дадриан не может «объяснить, почему религия должна была привести к геноцидному насилию в первый год мировой войны, но не на протяжении всей истории Османской империи и ислама». [10] [22] По словам историка Роберта Мелсона , хотя мотивация элиты к совершению убийств различалась в зависимости от резни в Хамидиане, резни в Адане и геноцида армян, всегда было достаточное количество османских мусульман, готовых совершить антихристианское насилие. [23] Он утверждает, что такая предрасположенность к антиармянскому насилию уже существовала до 1915 года и «вероятно, что они были мотивированы османскими и мусульманскими традициями сектантского превосходства», среди других потенциальных мотивов, но, вероятно, не националистической идеологией. [24] С другой стороны, Суни утверждает, что геноцид инициируется элитой и требует молчаливого согласия народа, но не обязательно активного участия многих, поскольку «несколько убийц могут вызвать огромные разрушения». [25]
Книга 2019 года « Тридцатилетний геноцид: уничтожение христианских меньшинств в Турции, 1894–1924» возобновила акцент на религии как причине геноцида и, в частности, на аргументах, использованных Дадряном, утверждая, что Османская империя и Турецкая республика провели тридцатилетний геноцид. годовой геноцидный проект по замене христиан мусульманами в Анатолии. [26] [27] Выводы книги вызвали споры среди ученых. [28] Рецензируя книгу, Марк Левен предположил, что «истребительное насилие этого периода лучше всего объяснить не через традиционно религиозную призму», а вместо этого — распадом традиционной системы проса под давлением геополитики и национализма. [29]
Территориальные потери и кризис беженцев
[ редактировать ]
последовала потеря 80% своей европейской территории Османская империя потеряла шестьдесят процентов своей территории в девятнадцатом веке, а после Балканских войн . Такие потери привели к тому, что в CUP сложилось мнение, что империя переживает экзистенциальный кризис. [20]
Начиная с середины девятнадцатого века, но особенно после Великого восточного кризиса в середине 1870-х годов, миллионы мусульманских беженцев хлынули в Османскую империю после этнических чисток, в основном с Кавказа и Балкан . Управление по расселению племен и иммигрантов (IANM), которое позже сыграло важную роль в организации депортаций во время геноцида армян, изначально было создано для помощи в расселении беженцев из Балканских войн. [31] Кизер и Блоксхэм заявляют, что IANM и роль мигрантов как преступников указывают на «своего рода приводной ремень антигражданского насилия в отношении государственных меньшинств через границы». [31] По мнению CUP, армяне несли коллективную вину за действия христиан на протяжении девятнадцатого века против Османского государства. [13]
Балканские войны
[ редактировать ]Возвращение Эдирне во время Второй Балканской войны было поддержано радикалами внутри КЕП, особенно Талатом, и усилило их фракцию. [32] Во время Балканских войн многие этнические болгарские и греческие солдаты османской армии дезертировали. [33] Ошеломляющее поражение привело к глубокому чувству национального унижения. [34] Те мусульмане, которые бежали или были изгнаны с Балкан, были сырьем, необходимым КЕП для реструктуризации демографии Анатолии в пользу мусульман. Их переселили на земли, экспроприированные у убитых или депортированных христиан. [35]
Широко признано, что Балканские войны положили конец османизму , движению за плюрализм и сосуществование внутри империи. [33] Вместо этого CUP обратилась к все более радикальной идеологии турецкого национализма, чтобы сохранить империю. Аналогии с Балканами привели к усилению антиармянских позиций внутри КЕП примерно в 1913 году. [36] поскольку этнический и религиозный плюрализм все чаще рассматривался как опасная помеха. [37] По мнению Блоксхэма и Гёчека, хотя причинно-следственная связь между Балканскими войнами и геноцидом армян не доказана, этнические чистки балканских мусульман, возможно, послужили моделью обращения с населением, считающимся проблемой. [38]
Историк Угур Юмит Унгёр утверждает, что «жестокость геноцида объясняется участием опытных преступников и ополченцев, закаленных за годы (низкой интенсивности) конфликта на Балканах». [39]
Армянский вопрос
[ редактировать ]Османская империя проиграла русско-турецкую войну 1877–1878 годов и была вынуждена уступить часть Балкан и Кавказа, а также Османский Кипр . [40] На Берлинском конгрессе 1878 года османское правительство согласилось провести реформы и гарантировать физическую безопасность своим армянским подданным, но не было механизма принуждения; [41] условия продолжали ухудшаться. [42] Это ознаменовало появление армянского вопроса в международной дипломатии, поскольку армян впервые использовали для вмешательства в политику Османской империи. [43] Хотя армян называли «верным просом» ( millet-i sadıka ) в отличие от греков и других людей, которые ранее бросали вызов османскому правлению, после 1878 года армяне стали восприниматься как подрывные и неблагодарные. [44]
Из-за территориальных потерь в результате войны султан Абдул-Хамид II решил, что реформы Танзимата провалились. Обеспокоенный тем, что они приведут к усилению иностранного влияния или созданию автономного региона, как это произошло на Балканах, Абдул Хамид заблокировал реализацию армянских реформ. [40] Вместо этого он сосредоточился на объединении мусульман империи в рамках панисламской политики. Абдул Хамид создал полки Хамидие в 1890-х годах из курдских племен; им была предоставлена свобода действий безнаказанно совершать насилие против армян. [45] [46] В 1895 году еще одно предложение европейской реформы было отложено после массовых антиармянских убийств , в результате которых погибло по меньшей мере 80 000 армян. [40] [13] Акчам считает, что «геноцид армян был вызван травмирующими воспоминаниями о динамике реформ и резни девятнадцатого века». [47]
Акчам сосредоточил внимание на армянских реформах 1914 года как на главном мотиваторе КЕП в поиске окончательного решения армянского вопроса, а не на военных нуждах. [48] [49] После младотурецкой революции лидеры Армении стремились к реформам в рамках османского конституционализма, но когда это оказалось бесплодным, обратились к другим странам, чтобы провести реформы. В контексте реформы османской системы законотворчества после 1908 года курдские депутаты блокировали каждую попытку реформы, представленную в парламенте. [50] КЕП согласилась на реформы февраля 1914 года под сильным международным давлением, приостановила их в августе/сентябре 1914 года и, наконец, отменила их в январе 1915 года. [51] CUP рассматривала эти реформы как угрозу государству, полагая, что они могут привести к разделу. [47] Историк Маргарет Лавиния Андерсон утверждает, что аналогии с балканским сепаратизмом неуместны и что, если бы их жизни и имущество были гарантированы, любые возможные альтернативы османскому правлению не были бы привлекательными для армян. [52] Кизер утверждает, что версия, согласно которой соглашение о реформе призвано привести к разделу империи, путает опасения лидеров CUP с реальностью. Однако Кизер согласен, что настойчивое требование Армении о международном мониторинге соглашения о реформе (красная линия для CUP) привело к разрыву отношений. [53] По словам Цюрхера, опыт руководства CUP в Македонии привел их к неправильному пониманию ситуации в Анатолии. [54]
Историки сходятся во мнении, что целью геноцида армян было сокращение армянского населения империи до уровня не более 5–10 процентов в любой области. Это сокращение населения было сочтено необходимым, чтобы помешать армянам когда-либо сформировать свое собственное государство или автономную область. [55] В 1915 году Талат-паша , главный виновник геноцида, [56] направил телеграмму, в которой говорилось, что массовая депортация армян должна была стать «окончательным решением армянского вопроса ». [57] Эта акция была упреждающей и произошла до того, как армяне попытались выйти из империи. [47] Сепаратизм стал популярен среди армян только после геноцида. [58]
Одной из ключевых причин решения КЕП совершить геноцид против османских армян было ошибочное убеждение, что Россия стремилась аннексировать восточную Анатолию. Фактически Россия хотела, чтобы шесть вилайетов остались под суверенитетом Османской империи, и считала эти территории лишенными стратегической ценности. [59]
Национализм и идеология
[ редактировать ]За десятилетия, предшествовавшие Первой мировой войне, национализм рос как среди младотурков, так и среди армян, что еще больше увеличило разрыв между мусульманскими и армянскими жителями империи. [60] После провала реформ некоторые армяне присоединились к революционным политическим партиям, из которых наиболее влиятельной была Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), основанная в 1890 году. [61] [40] В то время как дашнаки стремились к улучшению условий внутри империи, их соперники и менее влиятельные гунчаки предложили создать независимое государство в Восточной Анатолии. [40] Блоксэм считает, что армянский националистический активизм сыграл роль в формировании реакции империи на него, но подчеркивает, что османские лидеры отвергли альтернативные варианты действий. [62]
Во время Второй конституционной эры дашнаки входили в коалицию КЕП и поддерживали османскую имперскую систему. До младотурецкой революции дашнаки контролировали свои собственные военизированные формирования , которые защищали армян от мародерства курдских соплеменников и организации периодических восстаний в Восточной Анатолии. Дашнакский комитет разделил эту воинственность по отношению к России, когда после 1903 года царское правительство ввело политику русификации армян. Эта политика подавления политической деятельности Армении изменилась в 1912 году, когда российское государство поддержало права армян-османов. [63]
Блоксэм считает идеологию преступников, в данном случае турецкий национализм, «самым важным элементом геноцида». [64] Самый влиятельный идеолог турецкого национализма Зия Гёкалп пропагандировал форму национализма, подобную первоначально европейскому интегральному национализму . Благодаря своему акценту на исконную этническую принадлежность и отказу от прав меньшинств и прав личности , турецкий национализм имел сходство с немецким движением Völkisch , панславизмом и расизмом. [65] Некоторые члены CUP были атеистами, что позволило им принять социал-дарвинизм — ключевое идеологическое оправдание геноцида, по мнению Блоксэма. [64]
В своей книге 2005 года «Большая игра геноцида » Блоксхэм утверждал, что геноцид армян был «архетипическим примером националистического геноцида» и «представляет собой четкую логику этнического национализма, доведенного до его абсолютного предела в многонациональных обществах». [9] Кеворкян утверждает: «Физическое уничтожение армянского населения... было задумано как необходимое условие построения турецкого национального государства - высшей цели младотурков». [35] По словам Мелсона, каждый историк, писавший о нем, считал турецкий национализм фактором, способствовавшим геноциду. [66] Суни утверждает, что CUP никогда не придерживалась чистой турецкой националистической идеологии и что ее конечной целью было сохранение Османской империи. [67] [68] Акчам заявляет, что «с того момента, как юнионисты пришли к власти, они считали своей первой обязанностью спасение империи от вымирания». Во время Первой мировой войны они пришли к выводу, что армяне представляют собой экзистенциальную угрозу, ведущую к политике геноцида. [69]
Экономические факторы
[ редактировать ]
Хотя большинство армян в Османской империи были крестьянами, они были чрезмерно представлены в торговле. Как меньшинства-посредники , существовало большое неравенство между богатством некоторых армян и общей политической властью группы, что делало их особенно уязвимыми. Наблюдатели назвали армян «евреями Востока», и они стали центром экономического недовольства, подобного тем, которые были направлены против европейских евреев . [70] Возможность получения материальной выгоды в виде собственности и земли, ранее принадлежавшей армянам, была решающим мотивом для многих преступников. [71]
Теория национальной экономики, предложенная немецким Фридрихом Листом, применялась как к Османской империи, так и к европейским странам, где считалось желательным исключить из экономики не пользующиеся привилегиями этнические группы и заменить их теми, которые считались заслуживающими доверия. Основными целями этой политики были европейские евреи и османские христиане. [72] Эта цель считается дополнительным мотивом геноцида. [55]
Комитет Союза и Прогресса
[ редактировать ]Как и в случае с другими геноцидами, общепризнано, что геноцид армян был организован политическим руководством, а не начался спонтанно. [73] Правящей партией во время геноцида был Комитет Союза и Прогресса (CUP), тайная революционная организация, возникшая в македонской борьбе между различными националистами за будущее Македонии . КЕП впервые пришла к власти во время младотурецкой революции 1908 года , которую поддержали как армяне, так и турки. [74] [75] Акчам и другие историки утверждают, что первоначально КЕП пыталась сохранить империю посредством реформ и обратилась к радикальной политике только после того, как серия кризисов подтолкнула их ко все более радикальному турецкому национализму. [35]
В 1914 году КЕП тайно организовала крупномасштабную кампанию этнической чистки против османских греков, живших на Эгейском побережье Анатолии. [76] [77] Как и армяне, пострадавшие греки жили в стратегической зоне, которая считалась возможным местом вторжения союзников, и были обвинены в нелояльности по отношению к государству. [78] В своих мемуарах посол США Генри Моргентау-старший утверждает, что «турки настолько успешно изгнали греков, что решили применить тот же метод ко всем другим расам в империи». [79] Историк Маттиас Бьорнлунд утверждает, что предполагаемый «успех» греческой депортации «означал, что еще более радикальные меры можно было рассматривать не только как возможные, но и как еще одно продолжение политики социальной инженерии посредством тюркизации». [80] В то же время планировалось депортировать и переселить другое население империи. [81]
Радикализация во время войны
[ редактировать ]Согласно одной из точек зрения, CUP вступила в Первую мировую войну, чтобы уменьшить потери Османской империи и навязать радикальное решение предполагаемых ею проблем меньшинств. [37] Однако CUP не хотела вступать в войну и откладывала ее вступление в надежде, что война закончится первой. [82] Суни заявляет, что если бы Османская империя не вступила в войну на стороне Тройственного союза , «по всей вероятности, не было бы Геноцида армян». [83] Ектан Туркылмаз предположил, что, если бы война произошла через один или два года после проведения реформ, «весьма вероятно, что преследование, принудительная депортация и истребление османских армян не рассматривались бы как простой вариант». [84]
Блоксэм был первым, кто в 2003 году предположил, что геноцид возник в результате процесса кумулятивной радикализации во время войны: [9] другими словами, решение о геноциде не было принято во время одной встречи в течение одного дня, а развивалось с течением времени. [85] Концепция кумулятивной радикализации была разработана, чтобы объяснить, как отношения между преступниками и жертвами ухудшаются, а геноцид стимулируется местными условиями и факторами. [86] Согласно этому подходу, поддержанному членами Семинара армяно-турецких стипендий , геноцид постепенно возник из декрета от марта 1915 года об ограниченной депортации армян из чувствительных в военном отношении районов. [87]
Война позволила CUP закрыть Османский парламент и строго контролировать информацию. [88]
Восточные провинции, где армянское население было наиболее густонаселенным, граничили с Россией и представляли угрозу безопасности для КЕП, поскольку существовали опасения, что они будут сотрудничать с Россией. [88] [89] Суни заявляет, что различные репрессивные меры, принятые против армян, вызвали то самое сопротивление, которое они намеревались подавить. [90]
Вопрос о том, когда преступники решили совершить геноцид, важен для этой дискуссии, поскольку он указывает на то, какие обстоятельства привели к такому решению. [91] Большинство историков утверждают, что окончательное решение о совершении геноцида было принято в конце марта или середине апреля 1915 года. Акчам утверждает, что, хотя решение было процессом, окончательное решение было принято еще до 3 марта. [92] Ссылаясь на убийства российских армян во время Кавказской кампании в конце 1914 года, историк Джандан Бадем утверждает, что «решение, вероятно, было принято еще до османской катастрофы в Сарыкамыше » в начале 1915 года. [93] Блоксэм считает, что политика тотальной депортации сформировалась в полной мере только в начале лета, и даже депортация не обязательно означала решение убить армян, по крайней мере, на начальном этапе. [94]
Вторжение в Россию и Персию
[ редактировать ]Батум , Ардаган и Карс были завоеваны Россией в русско-турецкой войне 1877–1878 годов , хотя у России не было желания получить дополнительные территории в Восточной Анатолии в 1914 году. [93] Хотя российская администрация не одобряла армян, район Карса стал домом для значительной трансграничной дашнакской активности. И Османская империя, и Российская империя отправили агентов через границу для сбора разведывательной информации. [95] Хотя османские агенты собирали военную разведку до создания военизированной специальной организации , эта организация быстро взяла на себя роль ведения холодной войны против Российской империи. [96] Еще 12 сентября 1914 года Талат изучил возможность вербовки осужденных преступников для работы на войне, которая была введена в действие в ноябре. Освобожденные преступники присоединились к четам, действующим на восточном приграничье. [97] Более десяти тысяч осужденных были освобождены и присоединились к Специальной организации, и организация также завербовала многих соплеменников, особенно черкесов и курдов. Действуя независимо от регулярной армии, Специальная организация могла совершать нападения на мирное население. [98]
В тот же день, когда 2 августа 1914 года был заключен германо-османский союз , КЕП решила использовать партизанскую войну Специальной организации в нейтральном северо-восточном Иране и на российском Кавказе. Османская империя (особенно Энвер, который, как считалось, питал ирредентистские устремления даже в Туркестане и Афганистане) надеялась привлечь кавказских мусульман на свою сторону. [96] Несколько дней спустя КЕП направила делегацию на дашнакскую конференцию , предложив автономную армянскую область, если дашнаки спровоцируют проосманское восстание в России в случае войны. Армяне отказались, вместо этого решив, что армяне по обе стороны границы должны сражаться за страны, гражданами которых они являются. [99] [100] Представители Армении в Эрзуруме отклонили аналогичное предложение в начале 1915 года. [101] После начала всеобщей османской мобилизации армяне были объявлены подозрительной национальной группой. [102]
По мере того как фронт перемещался взад и вперед в 1914 и начале 1915 года, произошли первые крупные массовые убийства армян и других христиан. [103] [104] Глава Особой организации Бахаеддин Шакир с середины декабря 1914 по середину февраля 1915 года провёл в окрестностях оккупированных Османской империей Артвина и Ардахана на Кавказе. [105] В конце декабря произошли убийства российских армян в Ардануче и Ардахане и их окрестностях, тогда как эти районы удерживались силами Специальной организации под руководством Шакира и Якуба Джемиля . Бадем характеризует массовые убийства как «почти геноцидные». [106] Несмотря на противодействие со стороны российских властей, некоторые армяне, вернувшиеся с российскими войсками в 1915 году, совершили ответные нападения. [107]
В сентябре Омер Наджи с 700 мужчинами вторгся на северо-запад Каджара в Иран . [108] нейтральная страна, северо-западная часть которой была в то время оккупирована Россией. В частности, Османская империя хотела аннексировать иранский Азербайджан , чтобы соединиться с российскими азербайджанцами и, возможно, даже реализовать пантуранизм . [109] Отступив к Урмии, русские войска оставили без защиты армянские и ассирийские села Урмийской равнины . Сообщалось о нескольких массовых убийствах, совершенных османскими войсками, в основном взрослых мужчин-христиан. [104] 1 января 1915 года русские внезапно вывели свою армию из северо-западной Персии, позволив османским войскам (под командованием Наджи, Джевдет-бея и Казима Карабекира ) оккупировать ее с января по май 1915 года. [109] Многие армяне и ассирийцы ушли вместе с отступающими российскими войсками, пройдя семь дней пешком до российской границы. [110] К январю 1915 года Российская империя уже насчитывала 49 838 армян, 8 061 ассирийца, 9 345 греков и 113 других христиан, перемещенных из зон боевых действий на контролируемый Россией Кавказ. Другие беженцы не смогли пересечь линию фронта или погибли при попытке. [110] [111] В конце оккупации, когда российские войска вернулись с армянской и ассирийской милицией, османские войска устроили резню местных христиан. [112] [113] Историк Дэвид Гонт утверждает, что именно на равнине Урмия «турецкие солдаты научились казнить безоружных христиан, не участвующих в боевых действиях». [103] Они продолжили эти убийства и после отступления из Персии. [112]
Эскалация преследований на востоке Османской империи
[ редактировать ]В конце 1914 года эрзерумское отделение Особой организации принимало решения в отношении армян и сообщало их Третьей османской армии . В сохранившемся документе от 1 декабря 1914 года упоминается приоритет «предотвращения внутреннего восстания в Ване и его окрестностях», которое, как считается, потенциально возглавляют армяне, в котором рекомендуется арестовывать всех армян, подозреваемых в потенциальном руководстве восстаниями, и говорится, что такие люди «все должны быть быть немедленно депортированы в Битлис для их уничтожения». [114] уже происходили систематические убийства армян (в основном взрослых мужчин) К декабрю 1914 года в районе Башкале . [115] Акчам утверждает, что более радикальные решения в отношении армян изначально принимались местными властями, а лишь позже утверждались центральным правительством и применялись в других местах. [116]
Начиная с ноября 1914 года губернаторы провинций Ван, Битлис и Эрзерум направили центральному правительству множество телеграмм с требованием принятия более жестких мер против армян как на региональном уровне, так и по всей империи. [117] Например, 29 ноября Джевдет, губернатор Вана, высказал мнение, что «намеренно ждать, пока пламя (пожар) выйдет из-под контроля… было бы для нас самоубийством» и могло бы привести к «новой Румелии », имея в виду потеря территорий на Балканах. Талат ответил, одобряя то, что уже было сделано, и одобряя такие дальнейшие меры, которые считает необходимыми, но еще не приняв решения, которое распространялось бы на всю страну. [118] Это давление сыграло ключевую роль в усилении антиармянских преследований и встретило положительный отклик уже до 1915 года, что, подчеркивает Акчам, было «до того, как империя пережила серьезные военные неудачи и столкнулась с перспективой фактического проигрыша войны». [119] В конце года Талат приказал внимательно следить за политической деятельностью Армении. [120] Армянские государственные служащие были уволены со своих должностей в конце 1914 — начале 1915 года. [121]
По словам Акчама, есть отличие от сообщений, отправленных в конце 1914 года, а также сообщений от марта и апреля 1915 года, в том, что последние написаны так, как будто общее решение об уничтожении армян уже было принято. На данный момент в телеграммах открыто обсуждается уничтожение и основное внимание уделяется тому, как решение должно быть реализовано на практике. [122] Например, Акчам цитирует секретную телеграмму губернатора Сиваса Ахмеда Муаммара Талату, в которой выражается его «мнение о том, что мы больше не сможем жить с армянами как братья в этой стране... если мы не сокрушим их, они уничтожат нас без пощады и при первой же возможности». [118]
Битва при Сарыкамыше
[ редактировать ]Военный министр Энвер-паша принял на себя командование османскими армиями для вторжения на территорию России и пытался окружить российскую Кавказскую армию в битве при Сарыкамыше , которая велась с декабря 1914 года по январь 1915 года. Неподготовленный к суровым зимним условиям, [123] его силы были разбиты, потеряв более 60 000 человек. [124] Отступающая османская армия без разбора разрушила десятки османских армянских деревень в Битлисском вилайете, уничтожив их жителей. [121] [125] Вернувшись в Константинополь, Энвер-паша публично обвинил в своем поражении армян региона, заявив, что они активно встали на сторону русских, что стало консенсусом среди лидеров CUP. [126] [127]
25 февраля Генеральный штаб Османской империи издал директиву 8682 «Повышенные меры безопасности». В директиве утверждалось нелояльное поведение и помощь русским или французским врагам империи со стороны армян Битлиса , Алеппо , Дёртиола и Кайсери . [81] Всем армянам, служившим в штабах Османской империи или на постах штаба, было приказано снять со своих постов. [128] [81] Армянские солдаты были разоружены и переведены в трудовые батальоны . В некоторых местах, особенно в оккупированном Иране, их казнили на месте. [128] [129] С начала 1915 года армянских солдат в трудовых батальонах систематически казнили, хотя многих квалифицированных рабочих пощадили до 1916 года. [130] По мнению Суни, не имело значения, были ли армяне на самом деле лояльны к империи, поскольку целью реформы было создание этнически и религиозно однородной армии, которая могла бы делать то, чего не могла сделать смешанная армия. [128] В марте 1915 года Особая организация была реорганизована и передана под прямое командование КЕП, а не военного министерства . [105]
Предполагаемый армянский заговор
[ редактировать ]Нас обвиняют в том, что мы не делаем различия между виновными и невиновными армянами. [Сделать это] было невозможно. По природе вещей тот, кто сегодня был невиновен, завтра может оказаться виновным. Забота о безопасности Турции просто заставила замолчать все остальные опасения. Наши действия определялись национальной и исторической необходимостью. [131]
Талаат-паша, Berliner Tageblatt

В состав российской армии входили армянские добровольческие отряды , в основном набранные из российских армян. Однако власти Османской империи были обеспокоены тем, что эти подразделения могут проникнуть за линию фронта и присоединиться к дезертирам, чтобы сеять хаос. [110] Громкие дезертирства нескольких османских армянских революционеров, таких как Армен Гаро и Ованес Качазнуни, подтвердили для некоторых, что османские армяне в целом были внутренним врагом. [132] Россия также организовала армянские и ассирийские ополченцы для укрепления своих позиций в оккупированном Иране. Российский востоковед Владимир Минорский выступил против этих усилий, опасаясь, что они «не принесут нам никакого военного преимущества и послужат лишь развязыванию справедливых репрессий против христиан и их сторонников». [110]
Любой локальный инцидент или обнаружение оружия у армян приводился как свидетельство скоординированного заговора против империи. [128] Сообщения о местных инцидентах, таких как тайники с оружием, обрывы телеграфных линий и периодические убийства, разожгли паранойю среди лидеров CUP и подтвердили их ранее существовавшие убеждения в отношении армянского предательства. [90] Не принимая во внимание противоположные сообщения о том, что большинство армян были лояльны, лидеры КЕП пришли к выводу, что единственная надежда на спасение империи - это уничтожение армян. [90] [65] Восприятие CUP широко распространенного армянского заговора не соответствовало действительности. [133] В обвинительном заключении Османского специального военного трибунала утверждалось, что депортация армян не может быть оправдана по военным причинам, поскольку они были депортированы со всей империи, а не только из зон боевых действий, и что это не было результатом армянской провокации. [134] Акчам заключает, что «утверждения об армянском восстании в документах ... не имеют под собой реальной основы, а были намеренно сфабрикованы». [135] [136]
Чтобы развеять слухи о нелояльности армян, в начале 1915 года Константинопольский армянский патриархат издал циркуляр, призывающий армян всей империи «выполнять свои обязательства перед османским отечеством с полной искренностью, как они делали это на протяжении веков». [137]
Начало депортаций
[ редактировать ]В то время принудительное переселение было стандартной военной тактикой борьбы с гражданским населением, обвиненным в нелояльности. Такая депортация по своей сути была сопряжена с жестокостью, и военных часто не заботило, куда отправилось перемещенное население и выжило ли оно вообще. [111] 2 марта Талат принял предложение Джемаля-паши депортировать армянское население Дёртьола, расположенного на важном железнодорожном узле. [138] Этот приказ был выполнен 12 марта без сопротивления; Армянских мужчин в городе призвали в трудовые батальоны. [139] В Зейтуне многие молодые люди сопротивлялись призыву на военную службу, несмотря на призывы политических лидеров Армении подчиняться приказам. 13 марта несколько десятков из этих дезертиров скрылись в монастыре Св. Астуацацин за городом и сражались с османскими военными. Около 22 000 армян из Зейтуна (в основном женщины и дети) были депортированы на запад, в Конью ; в результате тысячи людей умерли от голода или болезней. 24 апреля Талат приказал перенаправить их в Сирию, поскольку в Конье было сочтено слишком много армян. [139]
Решение о более систематических депортациях было принято в конце марта или начале апреля после обширного обсуждения в руководстве CUP. Шакир вернулся в Константинополь и сообщил, что внутренние враги представляют такую же угрозу, как и внешние. [140]
Российская империя столкнулась с аналогичной ситуацией с мусульманами на Кавказе, которые опасались, что они встанут на сторону Османской империи. Хотя российские военные осуществили ограниченное переселение около 10 000 мусульман, преследование так и не переросло в геноцид. Историк Питер Холквист объясняет эту разницу ролью идеологии в армянской политике CUP. [141] [111]
Защита Вана
[ редактировать ]
В апреле союзники начали крупное наступление на Галлиполи , усилив ощущение экзистенциальной угрозы. [88] Юнгор заявляет, что эти события усилили существовавший ранее страх среди руководства CUP перед «кошмарным сценарием, в котором потенциальная нелояльность Армении проложит путь для вторжения союзников в Анатолию». [142] 24 апреля Талат приказал арестовать и депортировать армянских интеллектуалов с целью обезглавить руководство Армении . [3]
Гаунт заявляет, что «если события в Ване действительно были попытками начать крупномасштабное восстание, оно, как ни странно, ограничилось одним местом, имеющим ограниченную стратегическую ценность, в то время как русской армии поблизости не было». Он заключает, что осада «вероятно была ответом на провокацию со стороны османских властей». [143]
Бывший губернатор Вана Тахсин-бей раскритиковал политику своего преемника Джевдета, написав: «В Ване не было бы никакого восстания, если бы мы сами не создали своими руками, используя силу, эту невозможную ситуацию, из которой мы неспособны». высвободиться». Тахсин возражал против дальнейших депортаций армян на том основании, что они могут «подтолкнуться к восстанию незаконным применением силы». [144] Мнение о том, что защита Вана была предлогом для уже принятого геноцида, описывается Блоксхэмом и Гёчеком как «интуитивно привлекательное». [3] хотя крупномасштабные депортации армян начались только в середине мая. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелсон 2015 , с. 10.
- ^ Дер Матосян 2015 , с. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 357.
- ^ Дер Матосян 2015 , с. 155.
- ^ Избиратель и Блоксхэм 2014 , с. 596.
- ^ Наймарк 2019 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 358.
- ^ Кизер 2013 , стр. 481.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дер Матосян 2015 , с. 152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелсон 2013 , с. 315.
- ^ Мелсон 2015 , стр. 18–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 367.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Акчам 2013 , с. 500.
- ^ Блоксхэм 2005 , с. 17.
- ^ Блоксхэм 2005 , стр. 17–18.
- ^ Блоксхэм 2005 , стр. 18–19.
- ^ Наймарк 2019 , стр. 107-1. 56–57.
- ^ Наймарк 2019 , с. 57.
- ^ Дер Матосян 2015 , стр. 148–149.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелсон 2015 , с. 11.
- ^ Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 360.
- ^ Мелсон 2015 , с. 14.
- ^ Мелсон 2015 , стр. 10–11.
- ^ Мелсон 2013 , с. 320.
- ^ Солнечно 2015 , с. 361.
- ^ Гонт 2020 , с. 2.
- ^ Левен 2020 , с. 589.
- ^ Гонт 2020 , стр. 4–5.
- ^ Левен 2020 , с. 588.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 810.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кизер и Блоксхэм 2014 , с. 592.
- ^ Кизер 2018 , стр. 144.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 363.
- ^ Наймарк 2019 , с. 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелсон 2015 , с. 15.
- ^ Кизер 2018 , стр. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелсон 2015 , с. 12.
- ^ Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 355.
- ^ Унгёр 2016 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кизер и Блоксхэм 2014 , с. 598.
- ^ Suny 2015 , стр. 95–96.
- ^ Солнечно 2015 , с. 97.
- ^ Солнечно 2015 , с. 96.
- ^ Солнечно 2015 , с. 48.
- ^ Кеворкян 2011 , стр. 75–76.
- ^ Suny 2015 , стр. 23–24.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Акчам 2013 , с. 501.
- ^ Акчам 2019 , с. 461.
- ^ Кизер 2013 , стр. 480.
- ^ Акчам 2007 , с. 98.
- ^ Кизер 2013 , стр. 483.
- ^ Андерсон 2013 , с. 471.
- ^ Кизер 2013 , стр. 482.
- ^ Цюрхер 2014 , стр. 972–973.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотенпо 2013 , с. 284.
- ^ Кизер 2018 , стр. xi.
- ^ Дундар 2011 , с. 284.
- ^ Экмекчиоглу 2016 , с. 7.
- ^ Ничанян 2015 , с. 202.
- ^ Наймарк 2019 , с. 62.
- ^ Suny 2015 , стр. 87–88.
- ^ Блоксхэм 2005 , стр. 20–21.
- ^ Акчам 2007 , с. 98-99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блоксэм 2005 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мелсон 2015 , с. 18.
- ^ Мелсон 2015 , с. 19.
- ^ Suny 2015 , стр. xiv – xv.
- ^ Дер Матосян 2015 , стр. 153–154.
- ^ Акчам 2013 , с. 337.
- ^ Блоксхэм 2005 , с. 8–9.
- ^ Наймарк 2019 , стр. 107-1. 58–59.
- ^ Избиратель и Блоксхэм 2014 , с. 594.
- ^ Наймарк 2019 , с. 52.
- ^ Избиратель 2018 , стр. 61–62.
- ^ Мелсон 2013 , стр. 318–319.
- ^ Suny 2015 , стр. 212–213.
- ^ Кизер 2018 , стр. 178.
- ^ Наймарк 2019 , с. 56.
- ^ Акчам 2012 , с. 94.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гонт 2006 , с. 66.
- ^ Андерсон 2013 , с. 477.
- ^ Солнечно 2015 , с. 216.
- ^ Солнечно 2015 , с. 217.
- ^ Мелсон 2015 , стр. 15–16.
- ^ Наймарк 2019 , стр. 107-1. 52–53.
- ^ Мелсон 2013 , стр. 314–315.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Наймарк 2019 , с. 55.
- ^ Кизер и Блоксхэм 2014 , стр. 594–595.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Солнечный 2015 , с. 248.
- ^ Блоксхэм и Гёчек 2008 , с. 356.
- ^ Акчам 2019 , с. 457.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадем 2019 , с. 47.
- ^ Дер Матосян 2015 , с. 153.
- ^ Бадем 2019 , стр. 49–50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадем 2019 , с. 51.
- ^ Бадем 2019 , стр. 51–52.
- ^ Солнечно 2015 , с. 219.
- ^ Гонт 2006 , стр. 56–57.
- ^ Солнечно 2015 , с. 223.
- ^ Suny 2015 , стр. 237–238.
- ^ Акчам 2007 , с. 141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гаунт 2020 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Суни, 2015 , стр. 234–235.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Акчам 2019 , стр. 463–464, 468.
- ^ Бадем 2019 , стр. 47, 59.
- ^ Бадем 2019 , стр. 64–65.
- ^ Бадем 2019 , с. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гонт 2006 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Солнечный 2015 , с. 236.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гаунт 2006 , стр. 64–65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гонт 2006 , с. 61.
- ^ Suny 2015 , стр. 249–250.
- ^ Акчам 2019 , стр. 470–471.
- ^ Акчам 2019 , с. 472.
- ^ Акчам 2019 , с. 473.
- ^ Акчам 2019 , стр. 474–475.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Акчам 2019 , с. 475.
- ^ Акчам 2019 , стр. 478–479.
- ^ Солнечно 2015 , с. 224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Унгёр 2016 , с. 19.
- ^ Акчам 2019 , стр. 476–477.
- ^ Suny 2015 , стр. 241–242.
- ^ Акчам 2012 , с. 157.
- ^ Солнечно 2015 , с. 249.
- ^ Унгёр 2016 , стр. 18–19.
- ^ Солнечно 2015 , с. 243.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Солнечный 2015 , с. 244.
- ^ Гонт 2006 , с. 67.
- ^ Suny 2015 , стр. 248–249.
- ^ Ихриг, Стефан (2016). Оправдание геноцида: Германия и армяне от Бисмарка до Гитлера . Издательство Гарвардского университета . стр. 162–163. ISBN 978-0-674-50479-0 .
- ^ Suny 2015 , стр. 221–222, 231.
- ^ Кизер 2018 , стр. 10.
- ^ Мелсон 2013 , с. 318.
- ^ Акчам 2012 , с. 168.
- ^ Солнечно 2015 , с. 282.
- ^ Солнечно 2015 , с. 237.
- ^ Suny 2015 , стр. 244–245.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Солнечный 2015 , с. 252.
- ^ Suny 2015 , стр. 247–248.
- ^ Избиратель и Блоксхэм 2014 , с. 595.
- ^ Унгёр 2011 , с. 61.
- ^ Гонт 2006 , с. 62.
- ^ Солнечно 2015 , с. 262.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2007). Позорный поступок: Геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Нью-Йорк: Метрополитен Букс . ISBN 978-0805079326 .
- Акчам, Танер (2012). Преступление младотурков против человечества: Геноцид армян и этнические чистки в Османской империи . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-15333-9 .
- Бадем, Кандан (2019). «Война на Кавказском фронте: матрица геноцида». Конец османов: геноцид 1915 года и политика турецкого национализма . Академик Блумсбери. стр. 47–66. ISBN 978-1-78831-241-7 .
- Блоксэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-922688-7 .
- Блоксэм, Дональд; Гёчек, Фатма Мюге (2008). «Геноцид армян». Историография геноцида . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 344–372. ISBN 978-0-230-29778-4 .
- Дюндар, Фуат (2011). «Изгнание людей в пустыню: «окончательное решение» юнионистов армянского вопроса». Вопрос геноцида: армяне и турки на закате Османской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979276-4 .
- Экмекчиоглу, Лерна (2016). Возрождение Армении: пределы принадлежности в Турции после геноцида . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-9706-1 .
- Гонт, Дэвид (2006). Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-301-0 .
- Кеворкян, Раймонд (2011). Геноцид армян: полная история . Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-85771-930-0 .
- Кизер, Ханс-Лукас; Блоксэм, Дональд (2014). «Геноцид». Кембриджская история Первой мировой войны : Том 1: Глобальная война . Издательство Кембриджского университета. стр. 585–614. ISBN 978-0-511-67566-9 .
- Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8963-1 .
- Разместить резюме в: Кизер, Ханс-Лукас. «Паша, Талат». 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Наймарк, Норман М. (2019). «Геноцид армян 1915 года: черты сравнительной истории». Империя и принадлежность к Евразийскому пограничью . Издательство Корнельского университета. стр. 48–64. ISBN 978-1-5017-3614-8 .
- Ничанян, Микаэль [на французском языке] (2015). Уничтожить армян. История геноцида [ Уничтожение армян: история геноцида ] (на французском языке). Прессы Университетов Франции . ISBN 978-2-13-062617-6 .
- Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: История Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
- Разместить резюме в: Рональд Григор Суни (26 мая 2015 г.). «Геноцид армян» . 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Унгёр, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965522-9 .
- Унгёр, Угур Юмит (2016). «Геноцид армян в контексте военизированного режима ХХ века». Наследие Геноцида армян . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 11–25. ISBN 978-1-137-56163-3 .
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2013). «Да начнутся споры!». Журнал исследований геноцида . 15 (4): 464–472. дои : 10.1080/14623528.2013.856095 . S2CID 73167962 .
- Акчам, Танер (2019). «Когда было принято решение об уничтожении армян?». Журнал исследований геноцида . 21 (4): 457–480. дои : 10.1080/14623528.2019.1630893 . S2CID 199042672 .
- Акчам, Танер (2022). «Насилие сверху вниз и местное насилие в поздней Османской империи: роль проблем безопасности и столетие «накопленного опыта» ». Журнал исследований геноцида . 26 (2): 121–141. дои : 10.1080/14623528.2022.2127488 . S2CID 252552178 .
- Андерсон, Маргарет Лавиния (2013). «Стрельба по слону». Журнал исследований геноцида . 15 (4): 464–472. дои : 10.1080/14623528.2013.856095 . S2CID 73167962 .
- Бьёрнлунд, Матиас (2008). «Чистка эгейских греков в 1914 году как случай насильственной тюркизации». Журнал исследований геноцида . 10 (1): 41–58. дои : 10.1080/14623520701850286 . S2CID 72975930 .
- Дер Матосян, Бедросс (2015). «Объяснение необъяснимого: последние тенденции в историографии Геноцида армян» . Журнал левантийских исследований . 5 (2). ISSN 2222-9973 .
- Гонт, Дэвид (2020). «Когда постоянные преследования становятся османским геноцидом». Бустан: Рецензия на книгу Ближнего Востока . 11 (1): 1–19. дои : 10.5325/bustan.11.1.0001 . ISSN 1878-5301 . JSTOR 10.5325/бустан.11.1.0001 . S2CID 226591956 .
- Кизер, Ханс-Лукас (2013). «Преступление младотурков против человечности - и их (неправильное) прочтение плана реформ». Журнал исследований геноцида . 15 (4): 478–483. дои : 10.1080/14623528.2013.856095 . S2CID 73167962 .
- Левен, Марк (2020). «Сквозь темное стекло: возрождение религиозного фанатизма как первопричины османской катастрофы». Журнал исследований геноцида . 22 (4): 553–560. дои : 10.1080/14623528.2020.1735560 . S2CID 222145177 .
- Мелсон, Роберт (2013). «Последние события в изучении Геноцида армян». Исследования Холокоста и геноцида . 27 (2): 313–321. дои : 10.1093/hgs/dct036 .
- Мелсон, Роберт (2015). «Спорные интерпретации Геноцида армян: преемственность и заговор, преемственность и кумулятивная радикализация» . Международное исследование геноцида . 9 (1): 10–21. дои : 10.3138/gsi.9.1.02 . S2CID 145397509 .
- Уотенпо, Кейт Дэвид (2013). « «Есть ли дети на продажу?»: Геноцид и перемещение армянских детей (1915–1922)». Журнал прав человека . 12 (3): 283–295. дои : 10.1080/14754835.2013.812410 . S2CID 144771307 .
- Цюрхер, Эрик Ян (2014). «Македонцы в Анатолии: важность македонских корней юнионистов для их политики в Анатолии после 1914 года». Ближневосточные исследования . 50 (6): 960–975. дои : 10.1080/00263206.2014.933422 . S2CID 144491725 .